- Статья 37. Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона
- ГАРАНТ:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Антидемпинговые меры по 44-ФЗ и 223-ФЗ: полный обзор для поставщиков и заказчиков
- Что такое антидемпинговые меры, и когда они применяются?
- По какой причине участники могут значительно снижать цену контракта?
- Как участнику закупки подтвердить свою добросовестность?
- Антидемпинговые меры в «бумажных» и электронных процедурах
- Дополнительные антидемпинговые меры
- Антидемпинговые меры по 44-ФЗ для СМП и СОНКО
- Специфика антидемпинговых мер при закупках лекарственных средств
- Когда антидемпинговые меры не применяются?
- Антидемпинговые меры по 223-ФЗ
- Выводы и рекомендации
Статья 37. Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона
Статья 37 . Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона
ГАРАНТ:
См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 37 настоящего Федерального закона
Информация об изменениях:
Часть 1 изменена с 1 января 2022 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ
Часть 1 изменена с 1 июля 2019 г.- Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 71-ФЗ
1. Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Информация об изменениях:
Часть 2 изменена с 1 января 2022 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ
Часть 2 изменена с 1 июля 2019 г.- Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 71-ФЗ
2. Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.
Информация об изменениях:
Часть 3 изменена с 1 января 2022 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ
Часть 3 изменена с 1 июля 2019 г.- Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 71-ФЗ
3. К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Информация об изменениях:
Часть 4 изменена с 1 января 2022 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ
Часть 4 изменена с 1 июля 2019 г.- Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 71-ФЗ
4. В случае проведения открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, предоставляется участником закупки в составе заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе. Комиссия по осуществлению закупок отклоняет такую заявку в случае признания этой информации недостоверной. Решение об отклонении такой заявки фиксируется в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с указанием причин отклонения такой заявки, доводится до сведения участника закупки, направившего заявку, не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола. Если участником закупки в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, в составе заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе не предоставлена информация, подтверждающая его добросовестность в соответствии с частью 3 настоящей статьи, контракт с данным участником заключается после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о закупке.
Информация об изменениях:
Часть 5 изменена с 1 января 2022 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ
Часть 5 изменена с 1 июля 2018 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 504-ФЗ
5. В случае проведения открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, аукциона информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, предоставляется участником закупки при направлении заказчику подписанного проекта контракта. При невыполнении таким участником, признанным победителем конкурса или аукциона, данного требования или признании комиссией по осуществлению закупок информации, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, недостоверной контракт с таким участником не заключается и он признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.
6. Обеспечение, указанное в частях 1 и 2 настоящей статьи, предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения. Участник закупки, не выполнивший данного требования, признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае уклонение участника закупки от заключения контракта оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.
Информация об изменениях:
Часть 7 изменена с 1 января 2022 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ
7. При проведении конкурсов в целях заключения контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, оказание консультационных услуг заказчик вправе установить в конкурсной документации различные величины значимости критериев оценки заявок для случаев подачи участником конкурса заявки, содержащей предложение о цене контракта, которая:
1) до двадцати пяти процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта;
2) на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ в часть 8 статьи 37 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.
8. В случаях, предусмотренных пунктом 2 части 7 настоящей статьи, величина значимости такого критерия, как цена контракта, устанавливается равной десяти процентам суммы величин значимости всех критериев оценки заявок.
Информация об изменениях:
Часть 9 изменена с 1 января 2022 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ
Часть 9 изменена с 1 июля 2019 г.- Федеральные законы от 1 мая 2019 г. N 71-ФЗ и от 27 июня 2019 г. N 152-ФЗ
9. Если предметом контракта, для заключения которого проводится конкурс или аукцион, является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), участник закупки, предложивший цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, наряду с требованиями, предусмотренными настоящей статьей, обязан представить заказчику обоснование предлагаемых цены контракта, суммы цен единиц товара, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара (за исключением случая, если количество поставляемых товаров невозможно определить), документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемым цене, сумме цен единиц товара.
Информация об изменениях:
Часть 10 изменена с 1 июля 2018 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 504-ФЗ
10. Обоснование, указанное в части 9 настоящей статьи, представляется:
Информация об изменениях:
Пункт 1 изменен с 1 января 2022 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ
Пункт 1 изменен с 1 июля 2019 г.- Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 71-ФЗ
1) участником закупки, предложившим цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, в составе заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе. В случае невыполнения таким участником данного требования или признания комиссией по осуществлению закупок предложенных цены контракта, суммы цен единиц товара необоснованными заявка такого участника отклоняется. Указанное решение комиссии по осуществлению закупок фиксируется в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе;
Информация об изменениях:
Пункт 2 изменен с 1 января 2022 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ
Пункт 2 изменен с 1 июля 2019 г.- Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 71-ФЗ
2) участником закупки, с которым заключается контракт, при направлении заказчику подписанного проекта контракта при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, аукциона. В случае невыполнения таким участником данного требования он признается уклонившимся от заключения контракта. При признании комиссией по осуществлению закупок предложенных цены контракта, суммы цен единиц товара необоснованными контракт с таким участником не заключается и право заключения контракта переходит к участнику закупки, который предложил такие же, как и победитель этого конкурса или аукциона, цену контракта, сумму цен единиц товара или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем этого конкурса или аукциона. В этих случаях решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.
11. В случае признания победителя конкурса или аукциона уклонившимся от заключения контракта на участника закупки, с которым в соответствии с положениями настоящего Федерального закона заключается контракт, распространяются требования настоящей статьи в полном объеме.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 140-ФЗ статья 37 дополнена частью 12
12. Положения настоящей статьи не применяются в случае, если при осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена всех закупаемых лекарственных препаратов, сниженная не более чем на двадцать пять процентов относительно их зарегистрированной в соответствии с законодательством об обращении лекарственных средств предельной отпускной цены.
Информация об изменениях:
Статья 37 дополнена частью 13 с 1 июля 2019 г.- Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 71-ФЗ
13. Выплата аванса при исполнении контракта, заключенного с участником закупки, указанным в части 1 или 2 настоящей статьи, не допускается.
Источник
Антидемпинговые меры по 44-ФЗ и 223-ФЗ: полный обзор для поставщиков и заказчиков
Антидемпинговые меры – это форма защиты заказчиков и поставщиков от недобросовестной конкуренции. Заказчики обязаны их применять, если участники значительно снижают цену закупки. В статье рассмотрим, как эти меры работают по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Что такое антидемпинговые меры, и когда они применяются?
Антидемпинговые меры (АДМ) используются в конкурсах и аукционах. Они направлены на выявление и предотвращение демпинга, т.е. искусственного снижения цены контракта на 25% и более. Недобросовестные участники таким способом пытаются устранять конкурентов. А для заказчиков это чревато получением некачественной услуги или товара.
Победитель тендера, снизивший цену контракта более чем на 25%, обязан предоставить повышенное ОИК (обеспечение исполнения контракта), либо подтвердить свою добросовестность. В отдельных случаях победитель должен обосновать итоговое ценовое предложение.
Важный момент! Антидемпинговые меры применяются в конкурсах и аукционах и не применяются при запросах котировок и запросах предложений. В последних видах торгов, участник может понижать цены без каких-либо последствий.
Разберем общий порядок применения таких мер по 44-ФЗ в зависимости от НМЦК.
Если НМЦК более 15 млн. рублей, то контракт с поставщиком, снизившим цену более чем на 25%, заключается после предоставления им ОИК, увеличенном в полтора раза от начальной стоимости контракта, но не ниже суммы аванса (ч 1. ст. 37 44-ФЗ).
Если НМЦК не более 15 млн. рублей, то победитель закупки, выигравший торги с внушительным снижением, вправе сам выбрать антидемпинговые меры: предоставить повышенное ОИК или подтвердить свою добросовестность с одновременным предоставлением ОИК. В последнем случае ОИК предоставляется в размере, указанном в тендерной документации (ч. 2 ст. 37 44-ФЗ).
По какой причине участники могут значительно снижать цену контракта?
Участник закупки может снизить НМЦК специально или ошибочно. На это у него есть свои причины:
- Заказчик ошибся при расчете цены контракта . Даже понизив ее более чем на 25%, победитель останется в плюсе.
- Участник нацелен именно на данный заказ и планирует выполнить его надлежащим образом даже по низкой стоимости.
- Участник изначально планировал сработать недобросовестно. Например, поставить некачественный товар или получить аванс и не выполнить обязательства.
- Участник ошибся при расчете рентабельности, но ему все равно необходимо исполнить контракт себе в убыток, чтобы не попасть в РНП.
Как участнику закупки подтвердить свою добросовестность?
Добросовестность участника подтверждается тремя исполненными по 44-ФЗ контрактами без штрафов и пеней в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке.
Специфика исполненных в прошлом контрактов не важна и может не совпадать с выигранной закупкой, в отношении которой к участнику применяются антидемпинговые меры. Главное, чтобы из 3-х представленных контрактов, цена хотя бы одного из них составляла 20% и более от НМЦК.
Антидемпинговые меры в «бумажных» и электронных процедурах
Между АДМ по «бумажным» процедурам и электронным есть разница:
«Бумажные» закупки
Электронные закупки
Если участник не предоставил такую информацию, или комиссия признала ее недостоверной, заявка участника отклоняется.
Если информация признается комиссией недостоверной, то участник объявляется уклонившимся от обязательств и сведения о нем вносятся в РНП (Реестр недобросовестных поставщиков).
Дополнительные антидемпинговые меры
По некоторым предметам закупки ст. 37 44-ФЗ обязывает заказчика применять к поставщикам дополнительные АДМ. Они применяются дополнительно к общим мерам, но не взамен их.
Таким образом, если производится закупка товаров для обеспечения нормального жизнеобеспечения (продукты, средства для оказания скорой и специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные препараты, ГСМ), то поставщик в составе заявки предоставляет обоснование своей цены. Для этих целей подходят:
- гарантийное письмо от производителя товара;
- документальное подтверждение наличия товара у поставщика;
- иные документы, подтверждающие осуществление поставки.
Сам 44-ФЗ не регламентирует требования к обоснованию участником предложенной стоимости контракта. Также закон не дает оснований, по которым комиссия могла бы отклонить обоснование цены участника. Поэтому поставщик при обосновании вправе использовать произвольную форму. А сам факт представления обоснования, является основанием для признания участника выполнившим дополнительные антидемпинговые меры.
Отклонить заявку участника или отказаться от заключения контракта с ним заказчик может только по одной причине: если участник такое обоснование не предоставил.
Также дополнительные антидемпинговые меры применяются при закупке исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, оказание консультационных услуг путем проведения конкурса.
При таких торгах заказчик вправе предусмотреть различную значимость критериев оценки для заявок поставщиков, снизившихся по стоимости на 25% и более, и предложивших цену в рамках 25% снижения. Но если заказчик не предусмотрел иной порядок оценки заявок для демпингующих заявок, их заявки должны рассматриваться на общих основаниях с применением к соответствующему участнику общих антидемпинговых мер.
Важный момент! Согласно ч.13 ст.37 44-ФЗ заказчик обязан включить в контракт условие о запрете перевода аванса, если такой контракт подписывается с поставщиком, который снизил цену на 25% и более от НМЦК. Таким образом, исключается искусственное и необоснованное занижение цены недобросовестными участниками, которые не планируют исполнять свои обязательства.
Антидемпинговые меры по 44-ФЗ для СМП и СОНКО
Если в документации к закупке присутствуют ограничения для субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), то участник не платит ОИК с учетом АДМ, если до подписания контракта предоставит информацию из реестра контрактов о выполнении хотя бы 3-х контрактов (без учета правопреемства) за 3 года до подачи заявки.
Эти контракты должны быть выполнены без штрафов и неустоек, а сумма их цен составлять не менее НМЦК. Если таких данных нет, то к поставщику применяются общие антидемпинговые меры. Но согласно ч.6 и ч.8.1 ст.96 44-ФЗ обеспечение рассчитывается от стоимости контракта, а не от НМЦК, и не может быть меньше аванса.
Специфика антидемпинговых мер при закупках лекарственных средств
К участнику применяются общие и дополнительные АДМ при осуществлении закупок лекарственных средств, внесенных в список ЖНВЛП. 44-ФЗ предусматривает некоторые особенности таких торгов. Антидемпинговые меры применяются к участнику, если он снизил цену на 25% и более от предельной отпускной цены производителя, а не от НМЦК.
Например, участник снизил цену НМЦК на 50% и более, но предложенная им цена не ниже 25% предельной отпускной цены производителя лекарственного средства. В этом случае АДМ к участнику не применяются.
При закупке лекарственных средств, не внесенных в перечень ЖНВЛП, антидемпинговые меры применяются на общих основаниях.
Из-за разности способов подсчетов не допускается проведение закупки одним лотом, объединяющим лекарственные средства, включенные и не включенные в список ЖНВЛП.
Когда антидемпинговые меры не применяются?
АДМ не применяются:
- в случае электронного аукциона, который проводится по стоимости единицы товара, работы или услуги (см. Письмо Минфина РФ от 13.10.2017 г. № 24-02-08/67122);
- если не предусмотрено ОИК согласно ч.8 ст.96 44-ФЗ (см. Письмо МЭР от 13.01.2017 г. № Д28и-289);
- при заключении энергосервисного контракта (см. Письмо МЭР от 17.08.2016 г. № Д28и-2871);
- при закупке лекарственных средств из списка ЖНВЛП, когда стоимость всех препаратов снижена на 25% и менее относительно их зарегистрированной предельной отпускной цены (ч.12 ст.37 44-ФЗ).
Антидемпинговые меры по 223-ФЗ
Организации, которые работают с закупками по 223-ФЗ руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, 223-ФЗ, 135-ФЗ, иными законами федерального значения и НПА РФ, а также Положением о закупке, размещенном в Единой информационной системе (ЕИС).
Положение о закупке является руководством по работе для заказчика. Оно включает в себя требования к закупке, подготовке и проведению торгов (в том числе и способы закупки), условия их применения, порядок заключения и выполнения обязательств по контрактам, а также иные положения, связанные с проведением закупки (ч.2 ст.2 223-ФЗ).
Отсюда следует, что каждый заказчик сам разрабатывает Положение о закупке, указывая способы закупки, порядок их подготовки и проведения, а также антидемпинговые меры, применяемые к участникам. Эти меры могут разнится с мерами по ст.37 44-ФЗ.
Выводы и рекомендации
- Антидемпинговые меры применяются только к конкурсам и аукционам и не применяются к запросам котировок и запросам предложений.
- В закупках по 44-ФЗ АДМ регламентируются ст. 37 44-ФЗ, а в закупках по 223-ФЗ заказчик разрабатывает собственное положение о закупке, в котором прописывает антидемпинговые меры.
- Если НМЦК выше 15 млн. руб., то поставщик предоставляет ОИК в полуторакратном размере.
- Если НМЦК меньше 15 млн. руб., то поставщик имеет право выбора:
— внести ОИК в полуторакратном размере;
— предоставить документы о добросовестности и ОИК, указанное в закупочной документации.
- Добросовестность участника подтверждается исполненными контрактами из реестра. Если информация в реестре отсутствует, необходимо обратиться к заказчику. За невнесение данных об исполненных контрактах ему грозит административная ответственность.
- Если у вас еще нет исполненных контрактов и нет денег для повышенного обеспечения исполнения контракта, отнеситесь внимательно к своему расчету рентабельности и ценовому предложению, иначе есть риск попасть в РНП.
Источник