- презентация «лекарственные растения нашего края» презентация к уроку по окружающему миру по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Лекарственные растения родного края презентация к уроку по биологии (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Исследовательская работа «Лекарственные растения (моей) малой Родины» презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
презентация «лекарственные растения нашего края»
презентация к уроку по окружающему миру по теме
Презентация наглядно знакомит детей с лекарственными растениями нашего края
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zelenaya_apteka.ppt | 2.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ромашка лекарственная И если случится тебе простудиться, Привяжется кашель, поднимется жар, Придвинь к себе кружку, в которой дымится Слегка горьковатый, душистый отвар. Вс. Рождественнский
ШИПОВНИК МАЙСКИЙ, ИЛИ КОРИЧНЫЙ
Лечимся чаем с малиной
Лекарственные растения собирают в солнечную, сухую погоду: листья и стебли — во время цветения, цветы — в начале цветения, плоды — в период полного созревания, корни — осенью. Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения. Не собирают растения около дорог и промышленных предприятий. Нельзя брать лекарственные растения в рот, так как многие из них ядовиты. Нельзя растения выдёргивать, их нужно срезать ножом. Корни надо выкапывать. Сушить лекарственные растения нужно без промедления в хорошо проветриваемом месте. Лекарственные растения можно самим выращивать на огородах и пришкольных участках. Это, например, ромашка, шалфей, валериана, тысячелистник, пустырник. В природе встречаются растения, которые нельзя нюхать, брать в рот, рвать. Они ядовиты! Растительные яды в малых дозах используются как лекарство. ПАМЯТКА СБОРЩИКУ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ
рвать нюхать брать в рот Незнакомые растения НЕЛЬЗЯ:
Источник
Лекарственные растения родного края
презентация к уроку по биологии (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Разработанная презентация поможет детям усвоить материал «Значение растений», а так же этот дидактический материал практической значимости в жизни. Лекарственные растения необходимо знать, применять для лечения заболеваний человека. Материал может вызвать интерес, в дальнейшем знания и тяга к изучению нового может определить, направить выпускника к выбору профессии фармацевта или медика, биолога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lekarstvennye_rasteniya_rodnogo_kraya_-_kopiya.pptx | 2.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Презентацию разработала Аблязизова Р.Р., учитель биологии МБОУ СОШ №6 города Бавлы РТ Лекарственные растения шалфей
А знаете ли Вы, ребята, лекарственные растения своего края? Зачем нужны они для человека? Надо ли их охранять? Как разумно их собирать, ими пользоваться, оставить нашим потомкам?
Ромашка аптечная Противовоспалительное Заболевания желудочно-кишечного тракта, горла, воспалении женской половой сферы и др.
Шиповник коричный Источник витамина С, укрепляющий иммунитет Применяется при всех заболеваниях
Фиалка трехцветная Противовоспалительное При воспалении бронхов, пневмонии и др.
Кровохлебка лекарственная Кровоостанавливающее
Мать и мачеха Противовоспалительное Трахеиты, бронхиты, пневмонии (воспаление легких) и др.
Девясил Противовоспалительное Пневмонии и др.
Адонис весенний Сердечное Сердечные заболевания
Зверобой продырявлен ный Противовоспалительное «От всех недуг»!
Петрушка Урологический, противовоспалитель ный От камней и песка в почках, желчных протоках и др.
Тысячелистник обыкновенный Желчегонный Заболевания желудочно-кишечного тракта и др.
Шалфей Противовоспалительное Болезни горла и дыхательных путей и др.
Угадаем лекарственные растения нашего края, как их применять? Викторина
Петрушка Тысячелистник обыкновенный Зверобой продырявленный Фиалка трехцветная Шиповник коричный Ромашка аптечная Кровохлебка лекарственная Девясил Мать и мачеха Адонис весенний шалфей
Адонис весенний Шиповник коричный Мать и мачеха Тысячелистник обыкновенный Зверобой продырявленный Фиалка трехцветная Петрушка шалфей Девясил Ромашка аптечная Кровохлебка лекарственная
Домашнее задание . Какие же еще лекарственные растения Вы знаете? 1.Найдите материал, сочините, разработайте презентацию на тему «лекарственные растения» или др. 2. Угадайте и найдите значение изображенных на слайде лекарственных растений? 3. Какие редкие виды лекарственных растений Бавлинского района и Республики Татарстан Вы знаете и где они обитают?
Ответ: Валериана лекарственная (успокаивающее) ( редкий вид)
Источник
Исследовательская работа «Лекарственные растения (моей) малой Родины»
презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа)
Собрать интересную информацию о лекарственных растения моей (малой) Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 929.04 КБ |
tekst_k_prezentatsii.doc | 37.5 КБ |
prezentatsiya.pptx | 2.74 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Благовещенский центр развития ребёнка — детский сад «Журавушка» Благовещенского района, Алтайского края
Лекарственные растения (моей) малой Родины
Автор работы: Бакало Анастасия Викторовна,
воспитанница детского сада «Журавушка»,
Руководитель: Умрихина С.И., МБДОУ БЦРР,
воспитатель детского сада «Журавушка»
Актуальность : Алтайский край очень богат лекарственными травами и ягодами. Существует множество растений, которые широко применяются в народной медицине, но об их лечебных свойствах ничего не знаю.
Мне захотелось узнать, какие растения произрастают на моей малой Родине, их место обитания, в каких местах нужно собирать растения, правила заготовки, какими обладают целебными свойствами и чем полезны для человека, а также о способах их использования в детском питании? Собирая интересную и полезную информацию поделиться знаниями с друзьями из группы, детского сада. Для этого я решила провести свое исследование и получить ответы на мои заданные вопросы.
Цель: узнать, все ли растения Малой Родины (деревья, кустарники, травы) являются целебными.
- С помощью взрослых исследовать литературу.
- Экскурсия в районную библиотеку, для исследования литературы о целебных травах.
- Посетить краеведческий музей р.п. Благовещенки — познакомиться с постоянной экспозицией выставки в отделе природы, побеседовать со специалистом музея( выяснить о способах заготовки лекарственного сырья, о условиях хранения и способах применения).
- Сделать фото имеющихся образцов в музее.
- Организовать познавательную экскурсию в лесополосу, на луг, на территорию Благовещенского заказника.
- Заготовить растения для составления гербария лекарственных растений Благовещенского района.
- Создать фотоальбом с гербарием лекарственных растений Благовещенского района и книгу рецептов чая и отваров, оформить книжки-малышки, брошюры, стенгазету, выставка рисунков, ароматические саше.
- Предложить родителям и детям сочинить стихотворения о травах.
- Побеседовать с медсестрой детского сада о возможности использования лекарственных растений в рационе питания детей.
Способы проведения исследования (методы, средства)
- Метод обследования, наглядности (рассматривание экспозиции в музее, видео документальных фильмов, альбомов)
- Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счёт включения проблемной ситуации)
- Словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения)
- Практический (составление фотоальбома, гербария, книжки-малышки, ароматические саше, оформление стенгазеты, книга рецептов чая из настоев и отваров, брошюры)
- Сотворчество (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе)
- Эвристический (развитие находчивости и активности)
- Проведение экспериментов (изучение полезных свойств лекарственных растений)
Здравствуйте, меня зовут Настя, мне 6 лет!
В нашей семье существует традиция — каждое лето и осень мы всей нашей семьей, включая бабушку и дедушку, ездим на рыбалку. Там мне нравится не только ловить рыбу, но и гулять возле речки, в ближайших её окрестностях, изучая и рассматривая деревья, кустарники, травы и растения. Удивительно, но на каждой территории растёт разная растительность.
Мне всегда было интересно, какие целебные травы растут на разных территориях нашей большой страны, но особенно меня интересовали, травы и растения нашего района, те которые я часто вижу. Я всегда расспрашивала маму и бабушку про них.
Мелисса, ромашка, пастушья сумка, чабрец, солодка, шиповник, облепиха, лесная земляника, вот та не большая часть трав и растений, которые так часто попадаются мне в жизни.
Однажды мама меня отвела в библиотеку-в читальный зал, специально чтобы подробнее изучить целебные травы. Мы смотрели энциклопедии, книжки, листали журналы. Оказывается, что растения были известны человеку с глубокой древности. Добывая себе пищу, первобытный человек познал свойства отдельных растений, используя их в лечебных целях. С помощью их наши предки лечили всевозможные хвори и недуги, копили знания и передавали из поколения в поколение рецепты чудодейственных средств, составляя «Травники», «Цветники», «Зельники». Это значит, можно было лечиться травами, цветами, ягодами. Благодаря им появлялись многие лекарственные препараты, созданные на травяной основе. Но в процессе проб и ошибок человек осознал, что не все растения могу лечить и исцелить, некоторые могут и отравить.
В нашем районе к такому виду растений относятся: болиголов, вех ядовитый, волчье лыко, вороний глаз, дурман обыкновенный.
На Руси с давних времен использовали свежие растения, листья, кору деревьев. Наша красавица береза стоит на углу нашей и соседней дачи,склоняя свои ветви к земле. Когда на березе появляются сережки, вслед за сережками березка распускает свои зеленые листочки. Цветки березы распускаются одновременно с листочками.
Береза является лекарственным растением, приносящее пользу человеку. Из березовых веточек делают березовые веники. Ванны и припарки из листьев березы рекомендуют при простудных заболеваниях. Я знаю, что из березы получают березовый сок, если ранней весной поранить ствол березы, то из надреза начнет по каплям сочиться прозрачный, сладковатый на вкус сок. Это вредно для растения, потому что оно истощается и лишается своих запасов, необходимых для роста и цветения.
После прекращения сбора сока в благодарность березкам нужно обязательно замазать все отверстия садовым варом, глиной или пластилином. Обо всем об этом рассказала моя бабушка.
В настоящее время все лекарственные растения можно купить в аптеках. Они продаются в разных формах: сушенные лекарственные сборы, сиропы, мази, настои. Но для того чтобы правильно приготовить лекарство из растений, нужно знать технологию приготовления. И оказывается, для этого есть специальная профессия – фармацевт, он может приготовить по сложному рецепту мазь, настои или другие необходимые лекарства.
А еще там я узнала в библиотеке, что каждое лекарственное растение, необходимо собирать в определенное время года. Мы нашли с мамой в одной из книг календарь сбора растений, я попросила даже маму взять себе домой, нам библиотеке сделали ксерокопию календаря. Еще одно правило сбора лечебных трав, которое мама мне прочитала в журнале –каждое растение имеет определенное место произрастания,которые необходимо знать. Нельзя собирать у шоссейных дорог. Нужно отъезжать подальше, чтобы растения не были загрязнены.
Для создания фотоальбома лекарственных растений своей местности, я вместе с мамой посетила наш краеведческий музей. Мне захотелось познакомиться с экспозицией выставки в отделе природы лекарственных растений, побеседовать со специалистом музея. Зоя Антоновна подробно рассказала мне о каждом лекарственном растении, его целебных свойствах, сборе и местах произрастания. При сборе должны различать лекарственное растение от ядовитых, нельзя нюхать, брать в рот, рвать. Если растение занесено в Красную книгу, то рвать его нельзя. А также необходимо знать, что лекарственные растения собирают только взрослые, а дети могут только помогать.
На одном из занятий в детском саду, я рассказала ребятам, как я ходила в библиотеку и в краеведческий музей и там узнала много нового и интересного. Ребят очень заинтересовал мой рассказ. Мало кто знал, что прежде чем засушить лекарственное растение, его нужно вымыть, убрать лишние части, и засушить таким образом, чтобы не попадали прямые солнечные лучи, затем нужно переложить их в баночку или в бумажный пакет — это надо для того чтобы травы сохранили все полезные свойства.
В нашем районе очень много полезных и лечебных трав. Бабушка, всегда, когда я болею, заваривает мне вкусный травяной чай. У неё в саду всегда растет ромашка и мелисса, которую я летом собираю, и мы с бабушкой сушим для зимних запасов.
Мелисса, мне кажется, самое ароматное растение в саду, вот сорвёшь листочек, немножко потрешь пальцами, а аромат на весь двор – завораживает…
Мама, мне всегда заваривает листья мелиссы, когда у меня болит голова, это растение снимает головную боль и имеет успокаивающее свойство, а так же улучшает аппетит и помогает пищеварению.
Но фаворит из лекарственных растений в бабушкином саду, да и по заготовкам на зиму – это ромашка. Да-да именно, ромашка. Мне кажется, это чудо-средство! Оно имеет противовоспалительные, дезинфицирующие и болеутоляющие свойства. А так же ромашку используют для приготовления косметики.
Ученые древнего мира использовали отвар ромашки для восстановление сил и от укусов змеи.
Ромашка имеет тонкие разветвленные стебли с небольшими цветами на конце.
Однажды на нашей очередной поездке на рыбалку. Мы с мамой гуляли и почувствовали приятный аромат, не далеко от нас увидели чудесную, цветную полянку. На ней росла лесная земляника. Сначала я не увидела ягодок, но потом мама мне сказала, что они прячутся под своими листочками, я нагнулась и заглянула, а там ягодок было видимо – невидимо… Я начала собирать их, собирала аккуратно, чтобы не растоптать не одной ягодки, и через некоторое время у нас с мамой была полная баночка красной, ароматной и очень полезной землянички. В собранной нами ягодке содержится очень много витаминов, кальций, железо. Но как оказалось, не только ягодки полезны у лесной землянички, но и её стебли и листочки, которые можно заваривать и пить в виде чая.
Часто встречается на природе и чабрец. У него имеются сиреневые мелкие цветочки, он очень ароматный. Когда мы гуляем и видим вдалеке сиреневые участки земли, мы всегда подходим и срываем чабрец. В зимний период он помогает бороться с простудными заболеваниями, успокаивает нервную систему, имеет противовоспалительный эффект и имеет очень хороший аромат.
Раньше я никогда не обращала внимание на небольшое, невзрачное растение с мелкими, белыми цветочками, а оказалось, что это растение называется «Пастушья сумка». И оно тоже имеет лекарственные свойства. Оно способно уменьшать кровотечение.
Наши поездки на природу всегда разнообразны, но каждый раз заканчиваются вкусным чаепитием, чай для которого мы приготовили из самостоятельно собранных на природе трав.
А вот за солодкой мы ездим специально. Когда я первый раз поехала с бабушкой и дедушкой за сбором солодки, я начала срывать листья и стебли, бабушка с дедушкой рассмеялись. Оказывается, что солодку собирать не так- то просто, собирать нужно корни. Мы накопали её и поехали домой. Дома мы обрезали корни, тщательно помыли их, нарезали на кусочки и оставили сушиться. Корни солодки можно жевать просто свежими, только прежде нужно их почистить. Солодка нормализует сон, восстанавливает нервную систему, улучшает отхождение мокроты.
Еще одно наше семейное занятие – это поездка за шиповником, так как чай из шиповника наша семья пьет постоянно. Собираем мы его ближе к осени. Шиповник растет раскидистыми кустами с огромным количеством шипов. Я собираю его аккуратно, чтобы не поранится. После сбора, мы его промываем, сушим и складываем в тканевые мешочки, которые приготовила мама заранее. Чай с шиповника имеет яркий красно-коричневый цвет и сладковатый аромат. В шиповнике содержится очень много витамина С, поэтому он помогает бороться с простудными заболеваниями, а так же мы его пьем для профилактики против гриппа.
А еще в нашей семье для укрепления иммунитета используют облепиху. Это чаще всего ярко оранжевые, мелкие ягоды, имеющие продолговатую форму. На зиму мы её замораживаем. Мама часто нам с сестричкой готовит из неё кисель, компот, а так же мы её едим просто в свежем, размороженном виде. Она очень вкусная и полезная. Облепиху мы собираем осенью, она растет на больших кустах и имеет большее шипы.
Со взрослыми я собрала лекарственные травы для лечения простудных заболеваний и принесла их в группу, чтобы показать ребятам. Вместе с моей воспитательницей Светланой Ильиничной мы изготовили из этих лекарственных трав коллаж и гербарий. Я решила создать фотоальбом с гербарием трав и рецептов чая из настоев и отваров. Для этого я попросила помощи у взрослых. Так как ребята из группы были очень заинтересованы в моей работе, мы вместе сделали стенгазету «Помоги незнайке найти вторую часть растения», оформили выставку рисунков лекарственных растений, вместе с родителями сочинили стихотворения о зверобое, одуванчике и золототысячнике.
Многие растения, которые встречались часто теперь стали редкими. Они внесены в Красную книгу Алтайского края. При сборе лекарственных растений нужно уметь отличать его от ядовитых. Поэтому я решила оформить брошюры ядовитых растений и растений, занесённых в Красную книгу Алтайского края. А ещё мною были сделаны книжки-малышки с зарисовкой цветущих растений.
Имея представление о целебных свойствах растений, я задалась целью сделать и принести в группу ароматические саше- мешочки с успокаивающим действием из душистых трав (солодка, мята, чабрец, мелисса, шиповник, ромашка). Теперь в тихий час мы засыпаем с запахом ароматных трав.
Сейчас мне уже 6 лет и я могу самостоятельно приготовить вкусный и ароматный чай для моей семьи из полезных трав, которые мы заготовили самостоятельно. Каждый раз вкус чая получается разным в зависимости от ингредиентов.
Несмотря на то что, казалось бы, трав и растений на нашей планете очень много, их нужно беречь. Собирать травы нужно аккуратно и бережно, чтобы не навредить природе. Некоторые виды уже на грани исчезновения. Существует Красная книга лекарственных растений Алтая, в ней занесены все исчезающие виды. В библиотеке я тщательно рассмотрела Красную книгу и удивилась, насколько много видов растений в ней занесено.
Каждый человек может, как навредить, так и помочь природе. Но не каждый следует простым и доступным правилам, находясь на природе. От каждого человека зависит будущее каждого растения, цветка, жучка, паучка, животного, человека и всей нашей планеты в целом!
Когда мы узнали всё это лекарственных растениях нам захотелось поделиться информацией с детьми старших групп детского сада. Проводили экскурсии с показом растения и рассказом о нём, загадывали загадки, читали стихотворения. А в завершении пригласили к себе в гости в групповую комнату на целебное чаепитие. У самовара за чашкой чая мы рассказывали своим гостям всё, что знаем о душистой мяте.
Многие растения, которые встречались часто теперь стали редкими. Они внесены в Красную книгу Алтайского края. Эта книга называется так потому, что красный цвет означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью обратить внимание на тяжёлые последствия, которые настанут с гибелью разных видов растений.
На территории Благовещенского района занесены следующие виды растений:
- Ковыль перистый,
- Ковыль Залесского,
- Ирис сизоватый,
- Рябчик малый,
- Одноцветный тюльпан,
- Цимбария,
- Кувшинка чисто белая,
- Лебеда полукустарниковая.
Ядовитые растения — это те растения, которые содержат ядовитое вещество, вызывающее отравление у людей. Отравление может привести к тяжёлому заболеванию и даже к смерти. В нашем районе к такому виду растений относятся:
- Болиголов,
- Вех ядовитый,
- Волчье лыко,
- Вороний глаз,
- Дурман обыкновенный.
Источник