Предметные области специальной педагогики это самостоятельные науки дефектология лечебная педагогика

Специальная педагогика. Шпаргалка

Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а так же подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

Оглавление

  • 1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
  • 2 ОБЪЕКТ, СУБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
  • 3 СИСТЕМАТИКА И СТАТИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
  • 4 ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ СОВРЕМЕННОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
  • 5 ФИЛОСОФИЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
  • 6 СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • 7 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • 8 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • 9 КЛИНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Специальная педагогика. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

4 ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ СОВРЕМЕННОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Исторически сложилось, что специальная педагогика складывается из предметных областей, интегрированных по клинико-физиологическим и психолого-педагогическим параметрам, согласно традициям создания образовательных учреждений для детей, имеющих особые образовательные потребности.

В начале Х!Х в. в нашей стране появились сурдопедагогика и тифлопедагогика, в конце Х!Х в. — олигофренопедагогика.

В середине ХХ в. в Советском Союзе разрабатывается научно-методическая основа дифференцированной системы образования, существует 8 видов спецшкол, а именно:

1) для слабослышащих;

5) детей с нарушениями речи;

6) умственно отсталых;

7) детей с задержкой развития;

8) детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

На сегодняшний день к предметным областям специальной педагогики относятся сурдопедагогика (плохослышащие, позднооглохшие, глухие), тифлопедагогика (слабовидящие и слепые), тифлосурдопедагогика (слепо-глухие), логопедия (нарушения речи), олигофренопедагогика (нарушения интеллекта и образовательные затруднения), специальная педагогика применительно к лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата и специальная педагогика применительно к лицам с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

Каждая из предметных областей специальной педагогики имеет собственную структуру аналогично общей педагогике: свои принципы, задачи, методологию, приемы и принципы воздействия, возрастную дифференциацию. В возрастном разрезе самыми изученными считаются дошкольный и школьный возрастные периоды, остальные периоды требуют тщательного изучения и рассмотрения.

Специальная педагогика выступает как объединяющая эти предметные области теоретическая и методологическая основа.

Специальная педагогика активно использует для решения своих задач знания смежных с ней наук, таких как педагогика, психология, медицина, история, философия, социология, информатика, физика и др. Предметные области специальной педагогики находятся в тесном сотрудничестве со смежными науками.

Развитие специальной педагогики, все более тонкая дифференциация накопленного материала способствуют постепенному возникновению и становлению новых сфер педагогического познания. Так, в стадии разработки находятся сферы специальной педагогики, ранее не охваченные, субъектом которых являются хронически больные лица и лица с тяжелыми и сложными недостатками.

Источник

Специальная педагогика

Специальная педагогика — это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения.

Содержание

Объект и предмет специальной педагогики

Объект специальной педагогики — личность ребёнка, имеющего функциональные отклонения в психофизическом развитии, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию.

Предмет специальной педагогики — процесс обучения и воспитания детей с недостатками в развитии.

Структура специальной педагогики

  1. дошкольная;
  2. школьная;
  3. специальная педагогика взрослых.

Основные категории специальной педагогики

Специальное образование — дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с особыми образовательными потребностями создаются специальные условия.

Коррекционно-воспитательная работа — система специальных педагогических мероприятий, направленная на ослабление или преодоление недостатков (дефектов) в развитии.

Специальное обучение — специальный целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащегося с целью передачи и усвоения знаний.

Специальное воспитание — специальное воздействие на сознание и поведение человека с нарушениями в развитии с целью формирования социально устойчивого поведения и положительных черт личности, обеспечивающих подготовку к жизни и труду.

Реабилитация — это система медико-педагогических мер, направленных на включение ребёнка с проблемами развития в социальную среду; приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей.

Читайте также:  Что разжижает кровь народными средствами при варикозе

Абилитация — это система лечебно-педагогических мероприятий с целью предупреждения и лечения патологических состояний у детей раннего возраста, ещё не адаптировавшихся в социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности учиться, трудиться и т. д..

Лицо с ограниченными возможностями — это лицо, имеющее физические и(или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий.

Аномальные дети — дети, имеющие значительные отклонения от норм физического и психического развития.

Дефект — физический или психический недостаток, вызывающий нарушения нормального развития ребёнка.

Аномалия — Патологические отклонения от нормы в функциях организма или его частей; отклонение от общих закономерностей развития.

Коррекция — это система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей.

Компенсация — это замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма.

Основные направления специальной педагогики

  1. Научно-теоретическая разработка основ коррекционно-педагогической работы;
  2. Совершенствование психолого-педагогического изучения лиц с отклонениями в развитии;
  3. отбор оптимальных форм и содержания коррекционно-педагогической работы;
  4. Совершенствование системы подготовки специалистов для коррекционно-педагогической работы;
  5. Совершенствование системы управления и организации коррекционно-педагогической работы в системе специального образования.

Основные принципы специальной педагогики как науки

  1. Принцип коррекционной направленности, обучения и воспитания.
  2. Принцип комплексного подхода к диагностике и реализации потенциальных возможностей детей в обучении и воспитании.
  3. Принцип ранней медико-психолого-педагогической коррекции нарушенных функций.
  4. Принцип достижения уровня общеобразовательной профессионально-трудовой подготовки необходимого выпускникам школ для последующей социальной адаптации.
  5. Принцип дифференцирующего подхода в коррекционном обучении и воспитании детей с нарушениями развития.
  6. Принцип непрерывности дошкольного, школьного и профессионального обучения детей с нарушениями развития.

Цели и задачи специальной педагогики

Основная цель специальной педагогики — выявление и преодоление недостатков в развитии личности ребёнка, исправление функциональных нарушений психической деятельности, поведения, личности.

Задачи специальной педагогики:

  1. изучение педагогических закономерностей развития личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности;
  2. определение и обоснование коррекционных и компенсаторных возможностей в соответствии со структурой дефекта;
  3. определение, обоснование и построение педагогических классификаций аномалий;
  4. изучение закономерностей специального образования лиц с ограниченными возможностями;
  5. разработка коррекционных и реабилитационных программ, а также форм, методов, средств специального обучения и воспитания;
  6. изучение и осуществление процесса социального и средового адаптирования и интегрирования лиц с ограниченными возможностями в общество, их профессионального ориентирования;
  7. исследование и реализация педагогических средств и механизмов профилактики возникновения нарушений в развитии.

Разделы специальной педагогики

  1. Сурдопедагогика — наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями СЛУХА (глухих, слабослышащих, оглохших).
  2. Тифлопедагогика — наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями ЗРЕНИЯ (слепых, частично и слабовидящих).
  3. Логопедия — наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями РЕЧИ при сохранном слухе.
  4. Олигофренопедагогика — наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.

Связь с другими науками:

  1. Педагогика — наука о законах воспитания и образования детей и взрослых.
  2. Психология — наука о порождении, развитии и функционировании многомерного мира психических явлений, обеспечивающих регуляцию поведения человека и животных в ходе эволюции жизни на нашей планете.
  3. Физиология — комплекс естественно-научных дисциплин, изучающих общие и частные закономерности функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации.
  4. Дефектология — наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностях их обучения и воспитания.
  5. Специальная психология — отрасль психологии, изучающая особенности психики людей, для которых характерно отклонение от норм развития, вызванное врождёнными или приобретёнными дефектами.
  6. Социология — наука об обществе.
  7. Невропатология — наука об органических и функциональных болезнях нервной системы.
  8. Патологическая анатомия — наука, изучающая отклонения в строении организма.
  9. Патофизиология — наука о закономерностях возникновения, развития и течения патологических процессов.
  10. Общая и Медицинская генетика — наука о законах наследственности и наследственных заболевания.
  11. Психопатология — наука, изучающая болезни психики, их причины, течение, предупреждение и лечение.
  12. Детская психиатрия — наука, изучающая психопатологические проявления в детском возрасте.
  13. Отоларингология — наука о заболеваниях уха, носа, горла.
  14. Офтальмология — наука о заболеваниях органов зрения.
  15. Патопсихология — отрасль психологии, изучающая изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга.
Читайте также:  Специальность лечебное дело код специальности

Источник

Специальная педагогика как область научного знания. Предметные области специальной педагогики

Специальная педагогика — это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых затруднительно или невозможно образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи обще педагогических методов и средств.

Специальная педагогика — составная часть педагогики, одна из ее ветвей. Как научная дисциплина наряду с обще педагогически ми терминами использует собственный понятийный аппарат. Термины «специальная педагогика» и «специальное образование» являются общепринятыми в современной международной теории и практике. С 90-х годов XX века началось самостоятельное развитие двух научных направлений: специальной педагогики и специальной психологии.

Специальная педагогика стала рассматриваться как самостоятельная отрасль педагогического знания, тесно связанная со смежными науками, в первую очередь с медициной и со специальной психологией.

В настоящее время в международной педагогической теории и практике общепринятыми являются понятия «специальная педагогика» и «специальное образование». Эти названия соотносятся с современными гуманистическими ориентирами мировой системы образования: корректность, отсутствие унижающего человека ярлыка. Английский корень названия special (особый, индивидуальный) подчеркивает личностную ориентированность этой области педагогики.

Дефектология — наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания.

Термин «дефектология» происходит от лат. (недостаток) и греч. (слово, учение).За рубежом вместо понятия «дефектология» применяются более ограниченные понятия «специальное обучение» и «лечебная педагогика», имеющие главным образом практическую направленность.

Современная специальная педагогика включает несколько предметных областей, к которым относятся:

– сурдопедагогика – отрасль специальной педагогики, представляющая собой систему научных знаний об образовании лиц с нарушениями слуха,

– тифлопедагогика – наука о воспитании и обучении лиц с нарушениями зрения,

– логопедия – наука о нарушениях речи, методах их выявления, устранения и предупреждения средствами специального воспитания и обучения,

– олигофренопедагогика – отрасль специальной педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей,

– отрасль специальной педагогики, разрабатывающая вопросы обучения и воспитания лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата,

– отрасль специальной педагогики, разрабатывающая вопросы обучения и воспитания лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы,

– коррекционная педагогика – отрасль специальной педагогики, разрабатывающая вопросы обучения и воспитания детей с трудностями в обучении и социальной адаптации.

Каждая предметная область дифференцируется по возрастным периодам. Исторически так сложилось, что в первую очередь рассматривались вопросы специального обучения и воспитания детей школьного возраста, поэтому именно школьный период является наиболее разработанным. Менее исследованы вопросы дошкольного воспитания детей с отклонениями в развитии. Новой для отечественной специальной педагогики является проблема ранней диагностики и ранней помощи (от 0 до 3 лет) детям с последствиями раннего органического поражения центральной нервной системы.

Почти не уделялось внимания проблемам специального образования и социально-психологической поддержки молодежи с ограниченными возможностями и взрослых с ограниченной трудоспособностью.

Становление и научное оформление дефектологии связано с развитием педологии, обогатившей педагогику концепция всестороннего изучения развивающейся личности ребенка.

Субъект специальной педагогики — человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.

Объект специальной педагогики — специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями (в качестве социо-культурного, педагогического феномена). Специальная педагогика охватывает весь жизненный цикл такого человека.

К теоретическим задачам относятся:

• Разработка теоретико-методологических основ специального обучения и воспитания.

• Разработка принципов, методов и содержания обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.

Читайте также:  Отравы для крыс народными средствами

• Изучение существующих педагогических систем образования лиц со специальными образовательными потребностями.

• Исследование, разработка и реализация педагогических средств предупреждения и преодоления отклонений в развитии у детей.

К практическим задачам относятся:

• Разработка вопросов организации педагогического процесса в различных типах специальных образовательных учреждений.

• Разработка специальных педагогических технологий.

• Разработка образовательных и коррекционно-развивающих программ.

•Разработка программ профориентации, профессиональной подготовки, социально-трудовой адаптации лиц с отклонениями в развитии.

• Обобщение передового педагогического опыта.

Так как специальная педагогика является составной частью педагогики, то она пользуется большинством общепедагогических терминов. В то же время специальная педагогика имеет собственную терминологию, которая отражает ее специфику.

В современных российских нормативно-правовых документах в области образования, например в «Проекте закона о специальном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», приводятся следующие определения некоторых терминов, используемых в области специального образования.

Специальное образование – дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия.

Лицо с ограниченными возможностями здоровья – лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.

Недостаток – физическое или психическое нарушение, подтвержденное психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребенка и медико-экспертной комиссией в отношении взрослого.

Физический недостаток – подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа человека либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание.

Психический недостаток – подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы (в том числе аутизм), последствия повреждения мозга (в том числе умственная отсталость, задержка психического развития), создающие трудности в обучении.

Сложный недостаток – совокупность физических и (или) психических недостатков.

Тяжелый недостаток – физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением элементарных знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания, приобретением элементарных трудовых навыков или получением элементарной профессиональной подготовки.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение – образовательное учреждение, созданное для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Специальные образовательные условия – условия обучения и воспитания, без которых невозможно или существенно затруднено освоение общеобразовательных и профессиональных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Термин коррекция может относиться либо к отдельным технологическим компонентам специальной педагогической помощи, направленной на преодоление какого-либо недостатка (например, коррекция нарушений письма у детей), либо к социальной и образовательной среде (например, коррекционно-развивающее обучение).

Компенсация психических функций – это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. Например, компенсация функций зрительного анализатора у слепорожденного ребенка происходит за счет развития осязания, т. е. деятельности двигательного и кожного анализаторов.

В настоящее время различают следующие категории лиц с ограниченными возможностями (со специальными образовательными потребностями):

лица с нарушениями слуха: глухие, слабослышащие, позднооглохшие,

лица с нарушениями зрения: незрячие, слабовидящие,

лица с нарушениями речи,

лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата,

дети с задержкой психического развития, лица с нарушениями интеллекта (умственно отсталые), лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы, лица с нарушениями поведения (с девиантным поведением),

лица со сложными недостатками в развитии (с комплексными нарушениями).

Все более тонкая дифференциация научного и практического знания в сфере специальной педагогики ведет к тому, что постепенно возникают и развиваются новые области педагогического знания, предметом которых будут проблемы образования и развития тех категорий лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности, которые сегодня либо находятся вне образовательного пространства, либо научное и практическое знание о которых сегодня невелико и недостаточно для выделения в самостоятельное направление в системе специальной педагогики. Реально также развитие междисциплинарной интеграции внутри специальной педагогики благодаря усилению педагогического внимания к детям с комбинированными отклонениями в развитии.

Источник

Оцените статью