Урок кубановедения во 2 классе на тему «Лекарственные растения. Правила сбора и использования лекарственных растений»
Юлия Владимировна
Урок кубановедения во 2 классе на тему «Лекарственные растения. Правила сбора и использования лекарственных растений»
Разумова Юлия Владимировна
Урок кубановедения 2 класс (2018 г.)
Технологическая карта урока.
Этапы урока Виды работы Содержание взаимодействия с учащимися Деятельность учителя Деятельность учащихся
I.Организация начала урока.
Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроения у школьников и готовности к сотрудничеству. Приветствие учащихся.
Эмоциональный настрой учащихся.
Проверка готовности к уроку. -Здравствуйте, ребята! Сегодня урок кубановедения проведу у вас я. Зовут меня Юлия Владимировна.
-Мы продолжаем путешествие в мир знаний. Я надеюсь, что сегодняшнее наше общение принесёт вам новые знания, а, значит, и новые радости.
-Проверим готовность к уроку!
-Каждый посмотрите на свое рабочее место и проверьте, все ли лежит у вас на парте. У вас на столах должны лежать учебники, тетради, дневники, пенал.
-Также, не будем забывать, что сидеть вы должны правильно, упираясь в спинку стула, руки лежат на партах. Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой, активизирует внимание
Приветствуют учителя, организуют рабочее место, настраиваются на работу, сосредотачивают внимание, демонстрируют готовность осуществлять учебную деятельность.
Цель:актуализировать знания учащихся. Проверка знаний по прошлой теме урока. -На прошлом уроке вы изучали разнообразие растительного мира нашей местности. Проверим, как вы усвоили этот материал.
— На какие три группы можно разделить растения? (Травы, кустарники, деревья)
-Какие ярусы существуют в природе? Опишите каждый ярус. (К первому ярусу относятся– травы; ко второму ярусу относятся-кустарники; к третьему ярусу относятся-деревья.
— Назовите деревья, которые встречаются на Кубани? (Липа, дуб, сосна, береза, ольха, ясень, клен, ель)
-Какое дерево является символом России? (Берёза)
-Для чего нужна красная книга? (Для того чтобы спасти исчезающие виды растений) Проверяет качество усвоенного ранее материала. Контролирует и исправляет ошибки детей. Актуализируют свои знания по ранее изученному материалу. Отвечают на вопросы учителя.
Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.
Вступительное слово учителя о природе.
-Ребята, окружающий мир прекрасен. Прекрасны леса и поля, горы, моря и реки, животный и растительный мир во всем своем многообразии.
— На прошлом уроке вы узнали о разнообразии растительного мира Кубани. Сегодня мы продолжим эту работу и познакомимся с вами с особенностями растений нашего края.
— Ребята, предлагаю с играть в игру. Посмотрите внимательно на доску. Вам нужно расположить растения в две колонки. Одна колонка называется «Лекарственные растения», вторая «Растения Кубани».
— В какой группе растений больше? (В группе «Лекарственные растений» растений больше)
-Так о каких растениях мы на уроке будем говорить? (На уроке мы будем говорить о лекарственных растениях)
— Какая тема урока? (Тема урока «Лекарственные растения»)
— Какие задачи поставим сегодня на уроке? (Ответы учащихся)
— Познакомимся с лекарственными растениями нашего края.
-Узнаем, как правильно использовать лекарственные растения при заболеваниях.
-Узнаем, как можно заготовить лекарственные растения в домашних условиях. Обеспечивает мотивацию и понятие учащимися цели и задач учебно-познавательной деятельности.
Организует проблемное обучение, предлагает с играть в игру.
Внимательно слушают вступительное слово учителя.
Играют в игру, развивают логическое мышление.
IV.Изучение нового материала.
Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.
Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу.
Беседа с учащимися о лекарственных растениях.
— Болеть могут все: и люди, и животные. Но где взять бедному зверю рецепт? Вот и приходится животным лечить себя самостоятельно. В лесной аптеке всегда можно отыскать то, что их исцелит.
— Люди ещё в древние времена, наблюдая за животными, тоже стали лечиться травами, ягодами, листьями многих растений. Человек использует растение как лекарство.
— Ребята, сейчас мы просмотрим видеоролик про лекарственные растения. Я прошу вас обратить внимание на виды лекарственных растений и на то, какую пользу они приносят людям. После просмотра вам будут заданы вопросы.
— О каких лекарственных растениях вы узнали, просмотрев видеоролик? (Ромашка, череда, одуванчик, крапива, зверобой, тысячелистник, мать-и-мачеха, календула, подорожник).
-Молодцы, ребята! Рассказ учителя о растениях. Показ видеоролика для учащихся. Задает вопросы учащихся.
Слушаю рассказ учителя. Смотрят видеоролик. Отвечают на вопросы учителя.
Работа по учебнику -Ребята, теперь мы с вами поработаем с учебником. Откройте свои учебники на странице 20-ой.
-Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Что это за растение? (Подорожник)
— Давайте прочитаем информацию, о подорожнике которая написана в учебнике. После прочтения вам будут заданы вопросы по тексту.
-Как люди называют подорожник? (Зелёным бинтом называют это растение)
-Почему именно это растение назвали «зеленым бинтом»? (Его листья упругие, с прочными жилками, содержат вещества, которые способствуют быстрому заживлению ран и ссадин)
-Где именно появляется подорожник? (Подорожник появляется там, где когда-то прошёл человек)
-Правильно! Вы большие молодцы! Работа по учебнику. Задает вопросы учащихся по тексту, который находится в учебнике. Читают информацию в ученике. Отвечают на вопросы учителя. Ищут информацию в тексте.
Знакомство с растениями -Ребята, а сейчас мы с вами узнаем об особенностях некоторых лекарственных растений, которые произрастают в нашем крае.
-Угадайте о каком лекарственном растении пойдет сейчас речь?
— С желтыми цветками я,
Есть две мамы у меня. (Мать-и-мачеха)
-Откройте свои памятки. Откройте станицу 4- ую. Найдите информацию о данном растении и прочитайте ее.
— Верхняя сторона листьев этого растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – тёплая и нежная, как родная мать.
Мать–и–мачеха – многолетнее травянистое растение похожее на одуванчик, но меньшего размера. В начале апреля на проталинах, там, где припекает солнце, появляются жёлтые цветочные корзиночки мать–и–мачехи. Цветки–корзиночки находятся на стеблях, покрытом буроватыми чешуйками. Это видоизменённые листья.
— Цветки мать-и-мачехи могут предсказывать погоду. На ночь и в ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. Значительно позже, когда растение отцветает, вырастают сердцевидные зубчатые листья. Сверху они ярко-зелёные, блестящие, жестковатые, холодные. Снизу лист покрыт белым бархатным пушком, если его приложить к руке, он греет. Научное же название мать-и-мачехи происходит от латинского слова «туссус», что значит кашель.
-Ребята, а как вы думаете, от чего помогает это растение? (Ответы учащихся)
— Действительно, это растение – прекрасное средство от кашля. Кашицу из свежих листьев прикладывают к опухолям, нарывам, фурункулам.
— В народе есть легенда…
У одной женщины умерла родная дочь. Всю свою ласку и тепло отдала она ушедшей в землю дочери. А падчерице с того времени и вовсе житья не стало. Добрая и красивая девушка-цветок все тянется к солнцу, к теплу, к ласке. Все кругом любуются ею. Но только глянет на нее злая мачеха холодным пронзительным взглядом, и увядает девушка от неприятной стужи, излучаемой верхней стороной листьев.
Вот такая необычная легенда характеризует растение Мать-и-мачеха! Учитель загадывает загадки про лекарственные растения. Рассказывает информацию о растениях. Задает вопросы учащимся. Отгадывают загадки, которые задает учитель. Слушают информацию о растениях. Отвечают на вопросы педагога.
Цель: предупреждение утомления и активизация для дальнейшей работы учащихся.
-Ребята, а теперь немножко отдохнем. Встаньте, выйдите из-за парт и повторяйте за мной.
Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуться, разогнуться,
Три — в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть.
-Тихонько присаживаемся и продолжаем работу. Снимает напряжение, обеспечивает снятие усталости. Выполняют упражнения вместе с учителем.
Работа с учебником -Чтобы узнать следующее лекарственное растение, нужно отгадать загадку. Прочитайте на экране.
Ты растения не тронь.
Жжется больно, как огонь.
Всем известная …. (Крапива)
— А знаете, почему крапива обжигает? (Ответы детей)
— А насколько правильны ваши ответы мы узнаем из учебника.
-Обратите внимание на станицу 21-ую. Найдите где именно написано про крапиву.
— Так почему же крапива ожигает? (На ее листьях и стеблях есть особые волоски, каждый из них – как игла крошечного шприца. Внутри волосков едкая жидкость. Дотронулся-получается укол.)
-Что надевают люди при заготовке крапивы? (При заготовке крапивы люди надевают перчатки)
— Ещёв древности знахари писали: (знахари это люди, которые лечили) «Берём сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам – она раны вычистит и заживит». В крапиве есть вещества, убивающие микробы, а ещё она хорошо останавливает кровь. Отваром моют голову. Используют её и для изготовления красок. А как вкусен суп из крапивы, так как в крапиве много витаминов.
— Крапива полезна не только людям, но и бабочкам — адмиралу, павлиньему глазу, гусеницам, которые едят её листья. Одна из таких бабочек даже названа в честь своей травы – кормилицы. Узнай её название (крапивница).
— Давайте познакомимся еще с одним лекарственным растением.
Если травку ты сорвешь,
Руки, знай, не ототрешь.
Доктор всех аптечных дел,
Кто же лечит ранки? (Чистотел)
— Если отломить стебелёк, то появится оранжевая жидкость, ею можно смазать ранки на теле.
— Какое лекарство вам напоминает это растение? (Йод)
— Чистотел применяют при заболевании лёгких, в отваре травы чистотела купают детей при золотухе. Соком сводят бородавки, откуда происходит русское название растения: чистотел или бородавочник.
-Лекарственные растения можно приобрести в аптеке, а можно заготовить в домашних условиях. При этом нужно помнить правила их заготовки.
— Для того, что узнать правила заготовки вам нужно открыть станицу 22-ую.
-Найдите правила заготовки. И прочитайте их. (Учащиеся читают о правилах заготовки лекарственных растений в домашних условиях)
— Когда собирают растения? (Большинство растений собирают по утрам, когда высохла роса)
-Где нельзя собирать лекарственные растения? (Нельзя собирать лекарственные растения вдоль дорог, на улицах городов и скверах)
-Когда именно собирают цветки, листья, корень и кору лекарственных растений? (Цветки собирают в начале цветения; листья- перед цветением или в начале его; корни – весной и осенью; кору –весной, в начале сокодвижения, когда она хорошо отделяется)
-Молодцы, ребята! Учитель загадывает загадки про лекарственные растения. Рассказывает информацию о растениях. Задает вопросы учащимся по учебнику. Отгадывают загадки, которые задает учитель. Слушают информацию о растениях. Отвечают на вопросы педагога. Ищут ответы на вопросы в учебнике.
«Верные и неверные утверждения» -Ребята, сейчас я буду вам говорить приложения, а вы должны сказать верно оно или нет.
1) Задает вопросы по тебе урока. Применяет прием критического мышления. Отвечают на вопросы учителя. Дают пояснение ответам.
V.Итог урока.
Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. Обобщающая беседа.
-Ребята, откройте учебники на странице 22. Внизу страницы у вас находиться таблица. Вам нужно найти и обвести названия лекарственных растений. После того как вы закончите работу, мы проверим какие растения вы нашли. (Ромашка, репейник, мята, календула, лопух, калина)
-Урок подходит к концу, повторим, что мы с вами изучили сегодня на уроке.
-Откроем дневники и запишем домашние задание в учебник стр. 20-22пересказ.
-Оценки на уроке получают. … Все сегодня были молодцы.
-Ребята, у каждого из вас на столах лежат картинки растений крапивы и ромашки Тем, кому урок понравился, было интересно, всё получалось – поднимите картинку ромашки; тем, кому урок не понравился, возникали затруднения – поднимите картинку крапивы.
-Урок окончен! Мне было приятно с вами работать! До свидания! Задает вопросы с целью понимания изученного материала. Задает домашнее задание, выставляет оценки. Проводит работу по самоконтроли деятельности учащихся на уроке. Отвечают на вопросы учителя. Записывают домашнее задание в дневник. Проводят самоконтроль своей деятельности на уроке.
Делятся впечатлением от урока и о полученных знаниях.
Источник