Практика по специальность лечебное дело

Методические рекомендации для студентов специальности Лечебное дело «Прохождение производственной практики «Лечение пациентов детского возраста»
методическая разработка на тему

Методические рекомендации предлагаются для использования студентами медицинского колледжа специальности Лечебное дело во время прохождения производственной практики «Лечение пациентов детского возраста». Методические рекомендации помогают осуществить: межличностные взаимодействия студента с пациентом-ребёнком и его родителями, медицинским персоналом отделения; обучение студента ведению медицинской документации в условиях практического здравоохранения и таким образом формирование профессиональных и общих компетенций. Пособие предназначено для самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Методические рекомендации содержат: пояснительную записку, рекомендуемый порядок работы с пособием, общие рекомендации по прохождению производственной практики, задание на производственную практику, критерии оценки за практику, рекомендации по ведению дневника практики и учебной истории болезни ребёнка, материалы для самоподготовки к аттестации производственной практики.

Скачать:

Вложение Размер
_metod.rekomend.pp_lechen.pats_.detsk_.vozr_.doc 238.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Тольяттинский медицинский колледж»

ПРОХОЖДЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Лечение пациентов детского возраста

Методические рекомендации для студентов

2015 – 2016 учебный год

Утверждено на заседании

Методического совета колледжа

Методические рекомендации для студентов по прохождению производственной практики имеют своей целью повышение эффективности обучения МДК «Лечение пациентов детского возраста».

Пособие предназначено для самостоятельной внеаудиторной работы студентов 3 курса специальности «Лечебное дело».

Автор: Касатикова Н.В., преподаватель высшей категории

Карцева Е.П. – заместитель директора по методической работе,

председатель Методического совета

ГБПОУ «Тольяттинский медколледж»

Рекомендуемый порядок работы с пособием

Раздел 1. Общие рекомендации по прохождению производственной практики

Задание на производственную практику

Раздел 2. Критерии оценки за практику

Раздел 3. Рекомендации по ведению дневника

Раздел 4. Рекомендации по ведению учебной истории болезни ребёнка

Раздел 5. Материалы для самоподготовки к аттестации производственной практики

АШ – анафилактический шок

ЛПУ – лечебно-профилактическое учреждение

ОК – общие компетенции

ПК – профессиональные компетенции

ПП – производственная практика

ФГОС СПО – Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования

ЧДД – частота дыхательных движений

ЧС – чрезвычайные ситуации

Методические рекомендации для студентов составлены в соответствии с рабочей программой междисциплинарного курса «Лечение пациентов детского возраста» по специальности СПО 060101 Лечебное дело (углубленная подготовка), разработанной в ГБПОУ «Тольяттинский медколледж» в соответствии с ФГОС СПО.

Разработка методических рекомендаций преследует следующие цели:

Студент должен уметь:

— провести субъективное и объективное обследование ребёнка;

— поставить предварительный диагноз и обосновать его;

— составить индивидуальный план лечения ребенка;

— оформить медицинскую документацию;

— подготовить ребёнка к лабораторным и инструментальным методам обследования;

— выполнить мероприятия по уходу за пациентами, оценить их эффективность;

— оказать экстренную доврачебную помощь при неотложных состояниях у детей;

— провести санитарно-просветительную работу с детьми старшего возраста и родителями.

Студент должен знать:

— схему обследования пациента-ребёнка;

— субъективные и объективные методы обследования ребёнка;

— правила оформления учебной истории болезни

— принципы лечения и ухода в педиатрии, при осложнениях заболеваний;

— фармакокинетику и фармакодинамику лекарственных препаратов;

— показания и противопоказания к применению лекарственных средств;

— побочные действия, характер взаимодействия лекарственных препаратов из однородных и различных лекарственных групп;

— особенности применения лекарственных средств у разных возрастных групп.

Воспитательные: воспитание общей культуры, формирование идей милосердия по отношению к пациенту-ребёнку, побуждение к познавательной деятельности.

Методические рекомендации предлагаются для использования студентами медицинского колледжа специальности Лечебное дело во время прохождения производственной практики междисциплинарного курса «Лечение пациентов детского возраста».

Методические рекомендации помогают осуществить: межличностные взаимодействия студента с пациентом-ребёнком и его родителями, медицинским персоналом отделения; обучение студента ведению медицинской документации в условиях практического здравоохранения и таким образом формирование профессиональных и общих компетенций:

ПК 2.1. Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп.

ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.

ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства.

ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения.

ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 2.6. Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом.

ПК 2.7. Организовывать оказание психологической помощи пациенту и его окружению.

ПК 2.8. Оформлять медицинскую документацию.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

Подготовка специалистов, тренировка и развитие профессиональных знаний и умений до уровня высокой квалификации – главная цель этих рекомендаций.

Рекомендуемый порядок работы с методическими рекомендациями

  1. Накануне ПП изучите методические рекомендации.
  2. В период прохождения ПП ежедневно оформляйте дневник и учебную историю болезни ребёнка согласно рекомендациям.
  3. При необходимости изучите теоретический материал по указанной литературе.
  4. При возникновении затруднений обратитесь за консультацией к преподавателю.
  5. Накануне аттестации ПП:
  • сверьте содержание дневника с критериями оценки за дневник;
  • проверьте наличие документов для аттестации ПП.
  1. Запруднов А.М., Григорьев К.И. Педиатрия с детскими инфекциями. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012.
  2. Ежова Н.В. Педиатрия. – М.: Оникс, 2010.
  1. Баранова А.А. Детские болезни. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
  2. Геппе Н.А. Педиатрия. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
  3. Громова Э.Г. Справочник по лекарственным средствам с рецептурой для фельдшеров и медицинских сестёр. — С-Пб. 2000.
  4. Гульман Л.А. и др. Схемы написания историй болезни детей с инфекционной патологией: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс; Красноярск: Издательские проекты, 2007.
  5. Ежова Н.В. и др. Педиатрия. Практикум. — Минск, 2003.
  6. Енгибарьянц Г.В. Педиатрия с детскими инфекциями. Практикум. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
  7. Капитан Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми: Учебн. для студ. медвузов. – 2-е изд., доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2004.
  8. Мельникова И.Ю. Детские болезни. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
  9. Петрушина А.Д. и др. Неотложные состояния у детей. — М. 2002.
  10. Шабалов Н.П. Педиатрия . — М.: СпецЛит, 2010.
  11. Шайтор В.М., Мельникова И.Ю. «Неотложная педиатрия: краткое руководство». — М. 2007.
  1. Министерство здравоохранения и социального развития РФ (http/www.minzdravsoc.ru)
  2. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (http/www.rospotrebnadzor.ru)
  3. ФГУЗ Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (http/www.fcgsen.ru)

Раздел 1. Общие рекомендации по прохождению производственной практики

« Лечение пациентов детского возраста »

Для прохождения ПП «Лечение пациентов детского возраста» допускаются студенты, освоившие весь объём теоретических и практических занятий и не имеющие пропусков и задолженностей, а также прошедшие медицинский осмотр, предусмотренный нормативными документами и имеющие медицинское заключение о допуске к практике (студент обязан предоставить медицинскую книжку).

В первый день практики студент обязан:

  • участвовать в организационной конференции;
  • ознакомиться с инструкцией по технике безопасности;
  • ознакомиться с программой производственной практики «Лечение пациентов детского возраста»;
  • составить график прохождения практики и согласовать его со старшей медсестрой отделения;
  • познакомиться с пациентами отделения и внутренним распорядком;
  • выбрать пациента для курации.

Во время работы в отделении студент должен вести документацию: дневник практики и учебную историю болезни ребёнка. Контроль ведения документации осуществляют руководители практики.

В последний день практики проводится аттестация практики.

Для участия в аттестации практики студент предоставляет документацию:

1. дневник практики;

2. учебную историю болезни ребёнка;

3. общую характеристику, заполненную старшей медсестрой отделения, подписанную главной медсестрой и заверенную круглой печатью ЛПУ;

4. отчёт о похождении практики, составленный и подписанный студентом;

5. зачётную книжку.

Итоговая оценка за практику выставляется в зачётную книжку и складывается из оценок за:

— работу в отделении (характеристика);

— ответ по билету (защита учебной истории болезни ребёнка, решение задачи, выполнение манипуляции).

Задание на производственную практику

профессиональных умений студентов

Проведение субъективного и объективного обследования ребёнка, в том числе: антропометрия, подсчет частоты дыхания и пульса, измерение АД и температуры тела, контрольное взвешивание (кормление) грудного ребенка, контроль и регистрация выпитой (введенной) и выделенной жидкости, определение суточного диуреза.

Постановка и обоснование предварительного диагноза.

Составление индивидуального плана лечения ребенка.

Курация пациента и ведение учебной истории болезни ребёнка.

Соблюдение санитарно-эпидемиологического режима в отделении.

Проведение дезинфекции уборочного инвентаря, предметов ухода.

Транспортировка (сопровождение) пациента.

Выполнение мероприятий по уходу за пациентами, в том числе: пеленание, утренний туалет и подмывание грудных детей; обработка кожных складок при опрелостях; кормление грудных детей из бутылочки, обработка бутылочек и сосок; оценка их эффективности.

Оказание экстренной доврачебной помощи при неотложных состояниях у детей.

Проведение медикаментозного лечения по назначению врача, в том числе: подкожные, внутримышечные, внутривенные инъекции; расчет, разведение и введение антибиотиков; подготовка и раздача лекарств больным детям; применение мази, пластыря, детской присыпки; расчет дозы витамина Д с профилактической и лечебной целью; применение карманного ингалятора; закапывание капель в глаза, нос, уши.

Выполнение назначений врача, в том числе: проведение ножной ванны, постановка горчичников, согревающего компресса на ухо ребенку; проведение очистительной клизмы и промывания желудка, введение газоотводной трубки, обработка слизистой полости рта при стоматитах; подача кислорода.

Подготовка ребёнка к лабораторным и инструментальным методам обследования.

Проведение сбора выделений пациента для лабораторных исследований, в том числе: кровь на биохимический анализ; мочу на общий анализ, для определения сахара, анализ по Нечипоренко, по Зимницкому; соскоб с перианальных складок на энтеробиоз, кал на яйца гельминтов, на копрологию, на бактериологический посев; мазки из зева и из носа на флору.

Общение с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.

Оформление медицинской документации.

Проведение санитарно-просветительной работы с детьми старшего возраста и родителями.

Раздел 2. Критерии оценки за практику

1.Ведение дневника: правильность и полнота описания манипуляций, процедур и др., соответствие требованиям, чёткость, аккуратность и своевременность записей, эстетичность оформления.

Критерии оценки за дневник:

1. график работы студента

2. описание отделения

3. режим работы отделения

4. функциональные обязанности медсестры (постовой, процедурной, перевязочной и др.)

5. основные приказы

6. порядок действий в случае ЧС

7. описание документации

8. краткая характеристика столов (особенностей питания)

9. лекарственные средства

11.описание приборов, аппаратуры

12.правила обработки инструментов, оборудования

13.правила утилизации отходов

14.правила подготовки пациентов к исследованиям, манипуляциям

15.алгоритмы неотложной помощи

16.аптечка «Анти СПИД»

17.аптечка «Неотложная помощь при АШ»

18.режим работы, кварцевания, уборок кабинетов (процедурного, перевязочного и др.)

19.описания проделанных манипуляций

Наличие каждого показателя оценивается в 1 балл.

Поощрительный балл даётся за творческое ведение: оформление в печатном, электронном виде, включение рисунков, схем, фотографий и т.п.

21 – 18 баллов – «5» отлично

17 – 16 баллов – «4» хорошо

15 – 14 баллов – «3» удовлетворительно

менее 14 баллов – «2» неудовлетворительно

2. Учебная история болезни ребёнка: полнота, регулярность и аккуратность оформления; правильность обоснования диагноза, интерпретации результатов анализов.

3. Решение задачи:

— 5 «отлично»: правильная оценка характера патологии; полное последовательное перечисление действий с аргументацией каждого этапа;

— 4 «хорошо»: правильная оценка характера патологии; полное последовательное перечисление действий, затруднения в аргументации каждого этапа; незначительные затруднения при ответе с дополнительными комментариями педагога;

— 3 «удовлетворительно»: правильная оценка характера патологии; неполное перечисление или нарушение последовательности действий, затруднения в аргументации; неполный ответ, требующий наводящих вопросов педагога;

— 2 «неудовлетворительно»: неверная оценка характера патологии; неправильно выбранная тактика действий, приводящая к ухудшению состояния пациента.

4. Выполнение манипуляции:

— 5 «отлично»: рабочее место оснащается с соблюдением всех требований к подготовке для выполнения манипуляций; практические действия выполняются последовательно, в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляции; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; выдерживается регламент времени; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима; все действия обосновываются;

— 4 «хорошо»: рабочее место не полностью самостоятельно оснащается для выполнения манипуляций; практические действия выполняются последовательно, но неуверенно в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляции; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; нарушается регламент времени; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима; все действия обосновываются с уточняющими вопросами педагога;

— 3 «удовлетворительно»: рабочее место не полностью оснащается для выполнения манипуляций; нарушена последовательность их выполнения; действия неуверенные, для обоснования действий необходимы наводящие и дополнительные вопросы и комментарии педагога; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима;

— 2 «неудовлетворительно»: затруднения с подготовкой рабочего места; невозможность самостоятельно выполнить манипуляции; совершаются действия, нарушающие безопасность пациента и медперсонала; нарушаются требования санэпидрежима, техники безопасности при работе с аппаратурой, используемыми материалами.

5. Учитывается активность студента и интерес к выполняемой работе, внешний вид, соблюдение внутреннего распорядка ЛПУ и графика работы, соблюдение этико-деонтологических требований.

Раздел 3. Рекомендации по ведению дневника

1. Ежедневно регистрируется вся проведённая студентами самостоятельная работа в соответствии с программой практики и указаниями непосредственного руководителя, а также заносятся подробные описания проделанных манипуляций, мед.документации, предметов ухода и мед.техники впервые встретившихся на данной практике.

2. Записанные ранее в дневнике методики, манипуляции и т.п. повторно не описываются, указывается лишь количество проведённых работ в течение дня практики.

3. В записях следует чётко выделять: а) что наблюдал студент; б) что студент проделал самостоятельно.

4. Ежедневно в конце дня студент подводит цифровой итог проделанной работы.

5. Старшая медсестра ежедневно контролирует и оценивает ведение дневника по пятибалльной системе.

6. Творческий подход к ведению дневника приветствуется и поощряется: включение рисунков, схем, фотографий и т.п.

7. Содержание дневника должно включать:

— описание отделения (количество коек, возраст и основные диагнозы пациентов, количество палат, наличие различных кабинетов и т.п.);

— режим работы отделения, различных кабинетов;

— функциональные обязанности медсестры;

— основные приказы, по которым работает отделение (номер, название и краткое содержание);

— порядок действий в случае чрезвычайной ситуации;

— краткую характеристику столов (особенностей диет);

— перечень основных препаратов, применяемых в отделении, особенности их хранения;

— описание аппаратуры и правила её использования;

— используемые дезинфицирующие средства, правила приготовления, сроки годности;

— правила обработки инструментов;

— правила утилизации отходов;

— правила подготовки пациентов к различным манипуляциям, исследованиям, операциям (по профилю отделения);

— алгоритмы неотложной помощи пациентам при различных неотложных состояниях.

Пример содержания описания работы в процедурном кабинете

1. Функциональные обязанности медсестры.

2. Режим работы, кварцевания, проведения генеральной уборки.

3. Оснащение и оборудование.

4. Медицинская документация: журналы, тетради и др.

5. Лекарственные средства: правила хранения, учёта, особенности введения и т.п.

6. Аптечки «Анти СПИД», «Неотложная помощь при анафилактическом шоке»: место расположения и состав.

7. Дезинфицирующие средства: правила использования, сроки годности и др.

8. Правила обработки инструментов и оборудования.

9. Правила утилизации отходов.

10. Неотложная помощь при анафилактическом шоке, обмороке и других состояниях.

11. Описание и количество проделанных студентом инъекций, манипуляций.

Образец титульного листа

ГБПОУ «Тольяттинский медицинский колледж»

ДНЕВНИК ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

«Лечение пациентов детского возраста»

Студента (ки) (ФИО)____________________________________________________

Специальность Лечебное дело группа ___________ курс __

База практики: _________________________________________________________

Общий (должность, ФИО): _______________________________________________

Непосредственный: старшая медсестра (ФИО)_______________________________

Методический: (ФИО) __________________________________________________

Сроки прохождения практики: ____________________________

Источник

Читайте также:  Лекарственные препараты при лечении щитовидной железы
Оцените статью