Практическое занятие первая помощь при несчастных случаях

Конспект занятия на тему: «Первая помощь при несчастных случаях»
план-конспект занятия (4 класс)

на тему: «Первая помощь при несчастных случаях»

Тема: Первая помощь при несчастных случаях.

Цель: Объяснить обучающимся правила и приемы оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях.

Задачи:

образовательные:

  1. Объяснить обучающимся понятия «первая медицинская помощь», «несчастный случай».
  2. Расширить представление обучающихся о видах травм, их признаках, алгоритме действий при оказании первой помощи.
  3. Научить определять свои действия по оказанию первой помощи при различных видах травм.

коррекционно-развивающие:

  1. Способствовать коррекции и развитию мыслительных операций на основе обработки учебной информации, выделения главной мысли.

воспитательные:

  1. Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
  2. Воспитывать познавательный интерес к изучаемому предмету.

Оборудование: презентация, карточки на закрепление, для упражнений: ватные тампоны, перекись водорода, мыло, шерстяная вещь, салфетка для холодной примочки, теплый чай, обезболивающее средство, линейки, бинт, крем, грелка.

Ход урока

  1. Организация начала урока

Цель: создание рабочей обстановки, психологический настрой обучающихся.

— Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Надеюсь, что вы будете активны на уроке.

— Кто сегодня дежурный?

— Все ли присутствуют на уроке?

— Как называется наш урок?

— Какой урок по счету?

— Какое сегодня число?

— Какой день недели?

2. Сообщение темы и цели урока

Цель: сообщить обучающимся тему урока, поставить перед ними цель.

— Сегодня мы начинаем изучать раздел «Медицина». На уроках, посвященных изучению данного раздела, мы узнаем, как оказывать первую помощь при несчастных случаях, утопающему, что такое глистные заболевания, какие меры существуют для их предупреждения. Все знания и умения, приобретенные на уроках, обязательно помогут вам легче и быстрее разобраться в сложных жизненных ситуациях.

— Ребята! В человеческой жизни бывают такие моменты, когда случаются несчастные случаи на улице, на работе, во время купания с близкими вам людьми. Вы можете оказаться рядом и ничего не сможете предпринять при этом. Почему? Да просто потому, что вы не знаете что делать, как поступить в той или иной ситуации. А время, отведенное для сохранения жизни пострадавшего, неумолимо уменьшается. Чтобы он не потерял этот последний шанс в таких экстренных ситуациях, мы должны уметь быстро оценить состояние больного и облегчить его страдания. Тема нашего урока сегодня: Первая помощь при несчастных случаях. (запись темы урока и даты в тетрадь)

3. Изложение нового материала

— Как вы думаете, что такое первая медицинская помощь?

Первая помощь – это комплекс простейших медицинских действий, проводимых внезапно заболевшему или пострадавшему на месте происшествия и в период его доставки в медицинское учреждение.(запись термина в тетрадь)

— В каких случаях оказывается первая помощь?

Несчастный случай – это повреждение органов человека или нарушение их функции при внезапном воздействии окружающей среды.(запись термина в тетрадь)

— Какие виды несчастных случаев вам известны?

Виды несчастных случаев

  • Ушиб
  • Вывих
  • Перелом
  • Ожог
  • Обморожение
  • Кровотечение из носа

Ушиб – это повреждение мягких тканей без нарушения целостности кожи. (запись термина в тетрадь)

Симптомы: боль, опухоль на месте повреждения, гематома (синяк).

— холод (лед, холодная вода);

— покой поврежденной части;

— тепло (грелка, растирание);

— при сильном ушибе – доставить пострадавшего в больницу.

Вывих – это смещение суставных концов костей.(запись термина в тетрадь). Он возникает при резких, несвойственных суставу движениях. При этом рвутся не только сосуды, но и связки, укрепляющие сустав.

Симптомы: боль в конечности, невозможность движений в суставе.

— самим НЕ ВПРАВЛЯТЬ!

— доставить пострадавшего в больницу.

Чем быстрее пострадавший будет доставлен в лечебное учреждение, тем легче вправление вывиха.

Перелом – это повреждение кости с нарушением ее целостности.(запись термина в тетрадь)

  • Закрытый перелом – целостность кожного покрова не нарушена.
  • Открытый перелом – нарушена целостность кожного покрова.
Читайте также:  Куриный бульон польза при похмелье

Симптомы: резкая боль, невозможность движения в конечности, отечность, нарушение формы и длины конечности.

Помощь при закрытом переломе:

— наложить шину из подручного материала (доска, свернутые газеты, зонт, картон, палка);

— доставить пострадавшего в лечебное учреждение.

Помощь при открытом переломе:

— разрезать одежду над местом перелома; НЕ СНИМАТЬ!

— осмотреть рану, остановить кровотечение;

— покой поврежденной части;

— доставить в лечебное учреждение.

Ожог – это повреждение тканей, возникшее от теплового, химического, электрического, радиационного воздействия.(запись термина в тетрадь)

Симптомы: боль, жжение, покраснение, появление пузырей.

при тепловом – охладить пораженную поверхность, если нет повреждений кожи (под прохладной проточной водой, не менее 15-20 минут);

при химическом – смыть активное вещество;

при электрическом – прервать контакт с током;

— доставить в лечебное учреждение.

Обморожение – повреждение тканей в результате воздействия низкой температуры. (запись термина в тетрадь)

Нередко сопровождается общим переохлаждением организма и особенно часто затрагивает выступающие части тела, такие как ушные раковины, нос, недостаточно защищённые конечности, прежде всего пальцы рук и ног.

Симптомы: чувство холода, онемение, исчезновение боли и чувствительности.

— согревание тела (теплое помещение, горячее питье);

— обмывание мылом поврежденной части;

— не растирать снегом, шерстью;

— при сильном обморожении доставить пострадавшего в больницу.

Кровотечения из носа

— сесть, откинуть голову назад;

— на переносицу и лоб положить кусок льда или холодную примочку;

— ноздри заткнуть тугим ватным тампоном, смочив перекисью водорода;

— не втягивать носом воздух.

Физкультминутка

Цель: снять статическое напряжение мышц спины.

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, живот подтянут. Наклоняемся в сторону, возвращаемся в исходное положение и выполняем наклон в другую сторону. Ребенок не должен отклоняться вперед или назад

  1. Закрепление изученного материала

Цель: закрепить материал, изученный на уроке.

Упражнения в оказании первой помощи при несчастных случаях.

(обучающиеся объединяются в 3 группы, им раздаются карточки с указанием травмы, они должны определить, какую помощь необходимо оказать, что для этого потребуется, продемонстрировать оказание помощи)

Работа по карточкам

Прочитать, определить по способу помощи вид несчастного случая. Раздать карточки .

Первая помощь при __________________

-согревание тела (теплое помещение, горячее питье);

— обмывание мылом поврежденной части;

— не растирать снегом, шерстью.

Первая помощь при __________________

— сесть, откинуть голову назад;

— на переносицу и лоб положить кусок льда или холодную примочку;

— ноздри заткнуть тугим ватным тампоном, смочив перекисью водорода;

— не втягивать носом воздух.

Первая помощь при __________________

— доставить в лечебное учреждение.

Первая помощь при __________________

— наложить шину из подручного материала;

-доставить пострадавшего в лечебное учреждение.

Первая помощь при __________________

— доставить пострадавшего в больницу.

Первая помощь при __________________

— холод (лед, холодная вода);

— покой поврежденной части;

— тепло (грелка, растирание).

  1. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Какую помощь вы теперь сможете оказать пострадавшему?

— Какую дополнительную информацию вам хотелось бы получить по данной теме?

— Знания и умения по оказанию первой помощи необходимы всем, ибо несчастный случай или острое заболевание могут произойти в любое время и в любом месте.

Источник

План-конспект практического занятия «Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях».

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

План-конспект практического занятия

«Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях».

Читайте также:  Оказание первой медицинской помощи при повреждении кожи

Составитель: преподаватель-организатор ОБЖ Бондаренко Елена Николаевна

Тип занятия: практическое занятие — отработка навыков оказания ПМП при несчастных случаях.
Место проведения занятия: учебная аудитория
Продолжительность проведения занятия: 90 минут
Цели занятия:
1. Образовательная: после изучения темы студент должен знать: порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

2. Воспитательная: формирование сознательного отношения к процессу обучения, стремления к самостоятельной работе и всестороннему овладению специальностью, воспитание гуманизма, сострадания, милосердия.
3. Развивающая: развитие интереса к учебному предмету, содействие активизации мышления обучающихся, развитие познавательной деятельности обучающихся по овладению программным учебным материалом дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
Оснащение урока: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, плакаты, колонки, карточки задания для работы в группах, ИПП, комплекты шины, аптечки индивидуальные, тренажер-ГОША.

Задание 1 . (Общее) Используя конспект лекции « Оказание первой медицинской помощи »:


1. Заполнить таблицу «Возможные повреждения при несчастных случаях в чрезвычайных ситуациях» .

2. Заполнить недостающие элементы графологической структура по теме «Кровотечения».

3. Заполнить недостающие элементы графологической структура по теме «Отморожения»

Задание 2 . Решение ситуационных задач.

Мужчина был извлечён из водоёма в бессознательном состоянии. При осмотре: зрачки расширены, кожа бледная. Отмечаются единичные неритмичные вдохи. Изо рта выделяется пена и вода.

Решите задачу, ответив на поставленные вопросы.

1. Какое состояние можно предположить у больного?

2. Чем обусловлены симптомы, указанные в задании?

3. Какова должна быть первая помощь?

4. Какие действия необходимо провести при наличии признаков клинической смерти?

5. Надо ли транспортировать пострадавшего в ЛПУ при появлении признаков жизни?

1. Учитывая выделение изо рта пострадавшего пены и воды, можно предположить истинное утопление.

2. Данные симптомы обусловлены асфиксией, т.е. полным прекращением поступления кислорода в легкие, в результате прекращения газообмена в легких к клеткам головного мозга перестает поступать кислород, развивается кислородное голодание и наступает потеря сознания.

3. Вызвать «скорую помощь». При истинном утоплении необходимо удалить воду из легких, для этого пострадавшего нужно быстро уложить на бедро согнутой ноги спасателя и резкими толчкообразными движениями сжимать боковые поверхности грудной клетки в течение 10-15 секунд, после чего вновь повернуть на спину.

4. При наличии признаков клинической смерти начать проведение сердечно-легочной реанимации.

5. Обязательно транспортировать пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение для дальнейшего обследования и лечения.

Мужчина проснулся среди ночи от кошмарного сновидения, чувств удушья и нехватки воздуха. Приняв сидячее положение, больному стало легче дышать.

Решите задачу, ответив на поставленные вопросы.

1. Какое состояние развилось у мужчины?

2. Что могло способствовать этому состоянию?

3. Какова причина развития данного состояния?

4. Какова первая медицинская помощь?

5. Необходима ли срочная госпитализация?

1. Острая сердечная недостаточность.

2. Перенесенное заболевание (например, ревматизм), физическое перенапряжение.

3. Кислородное голодание.

4. Вызвать «скорую помощь». Придать удобное полусидячее положение в постели, обеспечить приток свежего воздуха, дать больному валидол или нитроглицерин под язык, внутрь — корвалол (40 капель на 100 мл воды).

5. Необходима, т.к. при резко выраженной сердечной недостаточности может развиться отек легких.

Человек сбит машиной. Получив удар, он упал и ударился головой о мостовую. О случившемся не помнит, жалуется на головную боль, головокружение, тошноту, рвоту. В затылочной области ушибленная рана.

Решите задачу, ответив на поставленные вопросы.

1. Чем обусловлена тяжесть состояния пострадавшего?

2. По каким признакам вы это определили?

3. Как поступить с имеющейся раной?

4. Какая необходима первая медицинская помощь?

5. Как транспортировать пострадавшего?

1. У пострадавшего сотрясение головного мозга.

2. Головная боль, головокружение, тошнота, рвота, амнезия — признаки сотрясения головного мозга.

3. Обработать рану антисептиком, наложить асептическую повязку.

4. Срочная госпитализация.

5. Транспортировать на носилках с фиксацией головы ватно-марлевым кругом.

Читайте также:  Чем пахнет пот с похмелья

Вы обнаружили на улице человека без признаков жизни: сознание отсутствует, движений грудной клетки не видно, пульс не прощупывается.

Решите задачу, ответив на поставленные вопросы.

1. Как установить, жив этот человек или умер?

2. Что необходимо предпринять, если человек еще жив?

3. Какими способами можно провести искусственное дыхание?

4. Где должны лежать руки при проведении непрямого массажа сердца?

5. О чем свидетельствует неуспешные реанимационные мероприятия?

1. Поднять веко и посмотреть зрачок, если он широкий и не реагирует на свет, нет пульсации на сонных артериях – наступила клиническая смерть.

2. Вызвать «скорую помощь». Проводить непрямой массаж сердца и искусственное дыхание.

3. Способом «рот в рот», «рот в нос».

4. Руки должны лежать на нижней трети грудины на два поперечных пальца выше мечевидного отростка.

5. О необратимых изменениях в головном мозге.

Упавшее стекло нанесло резаную рану на передней поверхности предплечья. Из раны спокойно вытекает кровь темно-красного цвета. Специальных приспособлений для остановки кровотечения нет. Нет стерильного перевязочного материала. В распоряжении оказывающего помощь имеется носовой платок, электрический утюг.

Решите задачу, ответив на поставленные вопросы.

1. Какое кровотечение наблюдается?

2. По каким признакам вы определили вид кровотечения?

3. Какова последовательность действий при оказании первой помощи?

4. Требуется ли доставка пострадавшего в лечебное учреждение?

1. Венозное кровотечение

2. Кровь темно-красного цвета, вытекает из раны спокойно.

3. Для наложения повязки на кровоточащую рану можно использовать носовой платок, проглаженный горячим утюгом.

4. Да, необходима консультация врача, дополнительная обработка раны и определение тяжести кровотечения

Пожилой мужчина внезапно почувствовал сильную головную боль, головокружение, тошноту, потерю чувствительности с одной стороны тела. При осмотре отмечается опущение уголков рта с одной стороны, спутанность речи, нарушение зрения, ассиметрия зрачков.

Решите задачу, ответив на поставленные вопросы.

1. Что случилось с мужчиной?

2. Какие причины могли привести к этому состоянию?

3. В чем заключается первая медицинская помощь?

4. Можно ли пострадавшему пить в этом состоянии?

5. В каком случае больного можно транспортировать?

2. Блокирование кровеносного сосуда головного мозга сгустком крови или мозговое кровотечение на фоне резкого повышенного артериального давления.

3. Вызвать «скорую помощь», положить пострадавшего в удобное положение, ослабить тугую одежду, обеспечить приток свежего воздуха. К голове приложить холод, к ногам — грелки.

4. Пить пострадавшему нельзя, т.к. он может оказаться неспособным глотать.

5. Транспортировать в положении лежа после заключения врача о транспортабельности больного.

Задание 3 . Практическая отработка оказания ПМП.

1 . Наложить жгут при кровотечении из лучевой артерии.

2. Наложить давящую повязку при кровотечении из вен предплечья.

1. Провести искусственную вентиляцию легких и наружный массаж сердца на муляже.

2. Наложить асептическую повязку при ожоге кисти 1степени.

1. Провести практическое наложение мягких повязок на отдельные области тела: на голеностопный сустав, на кисть.

2.Наложить шину при переломе бедренной кости.

Подведение итогов практического занятия, обсуждение ошибок и недочетов, выставление оценок по практическим действиям.

В заключение предлагаю студентам запомнить простые правила:

ПРАВИЛО 1 . Не теряйтесь, что бы с вами не случилось. Постарайтесь побыстрее взять себя в руки и начинайте действовать. Только так вы справитесь с неожиданной неприятностью или бедой.

ПРАВИЛО 2. В любой ситуации всегда боритесь до конца. Только упорный, не поддающийся отчаянию человек сможет победить любые жизненные обстоятельства.

ПРАВИЛО 3. Никогда не пренебрегайте советами опытных, знающих людей.

ПРАВИЛО 4 . Будьте добры к людям, попавшим в беду. Никогда не проходите мимо, если можете чем-то им помочь. Помните: добро – это бумеранг, оно всегда возвращается к тому, от кого исходит.

Источник

Оцените статью