Практическое занятие № ___ I Оказание первой помощи пострадавшим
Разработка практического занятия по оказанию первой помощи
Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие № ___ I Оказание первой помощи пострадавшим»
I Тема. Оказание первой помощи пострадавшим
II. Цель. Закрепление теоретических знаний оказания помощи при
кровотечениях, переломах, профилактике осложнений ран,
приобретение практических умений наложения повязок, закрутки, шин.
1. Решить ситуационные задачи.
2. Научиться останавливать кровотечение при помощи закрутки.
3. Научиться накладывать повязки на голову, руки, ноги.
4. Научиться накладывать шины
IV. Время выполнения 2ч.
V. Оборудование. Ситуационные задачи, учебник ОБЖ, закрутки, бинты,
1.Решить ситуационные задачи.
2. Изучить материал учебника ОБЖ стр._________. Ответить на контрольные вопросы письменно.
3. Работа в парах: наложить закрутку, наложить повязки на руку, голову, ногу, наложить шину при переломе голени.
VII. Контрольные вопросы.
Дайте формулировку кровотечению.
Перечислите виды кровотечений.
Что такое асептика?
Что такое антисептика?
Перечислите виды ран.
Какие способы остановки кровотечений существуют?
Назовите виды переломов, перечислите признаки переломов.
Как оказать помощь при открытом переломе?
Как оказать помощь при закрытом переломе?
Ситуационная задача №1.
Во время игры в футбол молодой человек упал и вскрикнул от боли.
При осмотре обнаружено: на задней поверхности правого локтевого сустава рана размером 2 х 1 см, слегка кровоточащая, поверхностная. В области наружной поверхности правой кисти наблюдается небольшой кровоподтек и отечность, а при ощупывании – болезненность.
1. Поставьте предположительный диагноз.
2. Окажите первую помощь.
Предположительный диагноз: _________________________________________________________
Ситуационная задача №2.
Молодой человек при подтягивании на турнике вдруг резко опустил руки, упал и ударился о землю носом.
При осмотре обнаружилось: в области лучезапястного сустава правой руки наблюдается выраженная отечность, болезненность, которая усиливается при движении кисти. Из носа течет кровь. Сознание у пострадавшего сохранено.
1. Поставьте предположительный диагноз.
2. Окажите первую помощь.
Предположительный диагноз: _________________________________________________________
1. Виды косыночных повязок на верхнюю конечность.
Косыночная повязка на _________________________________
Косыночная повязка для ___________________________________
Косыночная повязка на ______________________________________
2. Виды бинтовых повязок на верхнюю конечность.
Ситуационная задача №1.
Во время игры в футбол молодой человек упал и вскрикнул от боли.
При осмотре обнаружено: на задней поверхности правого локтевого сустава рана размером 2 х 1 см, слегка кровоточащая, поверхностная. В области наружной поверхности правой кисти наблюдается небольшой кровоподтек и отечность, а при ощупывании – болезненность.
1. Поставьте предположительный диагноз.
2. Окажите первую помощь.
3. Оцените свои действия и действия других учащихся, оказывавших помощь (по 10 – бальной системе).
Предположительный диагноз: Поверхностная рана правого локтевого сустава. Ушиб правой кисти снаружи.
• Рану локтевого сустава обработать йодом или 3% перекисью водорода и наложить сухую повязку (бинтом или чистой тканью).
• На кисть наложить тугую повязку и поверх неё – холод (на 15 – 20 мин.).
Ситуационная задача №2.
Молодой человек при подтягивании на турнике вдруг резко опустил руки, упал и ударился о землю носом.
При осмотре обнаружилось: в области лучезапястного сустава правой руки наблюдается выраженная отечность, болезненность, которая усиливается при движении кисти. Из носа течет кровь. Сознание у пострадавшего сохранено.
1. Поставьте предположительный диагноз.
2. Окажите первую помощь.
3. Оцените свои действия и действия других учащихся, оказывающих помощь (по 10 – бал. системе).
Предположительный диагноз: Растяжение связок правого лучезапястного сустава. Носовое кровотечение после травмы.
1. Остановить носовое кровотечение: прижать крылья носа, опустить голову, положить холод на переносицу на 8-10 мин. Затем приподнять голову, но если кровотечение возобновится, все действия вновь повторить.
2. Наложить тугую повязку на правый лучезапястный сустав, поверх неё – холод на 15-20 мин. Порекомендовать пострадавшему соблюдать покой поврежденному суставу.
Источник
План-конспект практического занятия «Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях».
Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов
Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте
откроется в новом окне
Выдаем Удостоверение установленного образца:
План-конспект практического занятия
«Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях».
Составитель: преподаватель-организатор ОБЖ Бондаренко Елена Николаевна
Тип занятия: практическое занятие — отработка навыков оказания ПМП при несчастных случаях.
Место проведения занятия: учебная аудитория
Продолжительность проведения занятия: 90 минут
Цели занятия:
1. Образовательная: после изучения темы студент должен знать: порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
2. Воспитательная: формирование сознательного отношения к процессу обучения, стремления к самостоятельной работе и всестороннему овладению специальностью, воспитание гуманизма, сострадания, милосердия.
3. Развивающая: развитие интереса к учебному предмету, содействие активизации мышления обучающихся, развитие познавательной деятельности обучающихся по овладению программным учебным материалом дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
Оснащение урока: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, плакаты, колонки, карточки задания для работы в группах, ИПП, комплекты шины, аптечки индивидуальные, тренажер-ГОША.
Задание 1 . (Общее) Используя конспект лекции « Оказание первой медицинской помощи »:
1. Заполнить таблицу «Возможные повреждения при несчастных случаях в чрезвычайных ситуациях» .
2. Заполнить недостающие элементы графологической структура по теме «Кровотечения».
3. Заполнить недостающие элементы графологической структура по теме «Отморожения»
Задание 2 . Решение ситуационных задач.
Мужчина был извлечён из водоёма в бессознательном состоянии. При осмотре: зрачки расширены, кожа бледная. Отмечаются единичные неритмичные вдохи. Изо рта выделяется пена и вода.
Решите задачу, ответив на поставленные вопросы.
1. Какое состояние можно предположить у больного?
2. Чем обусловлены симптомы, указанные в задании?
3. Какова должна быть первая помощь?
4. Какие действия необходимо провести при наличии признаков клинической смерти?
5. Надо ли транспортировать пострадавшего в ЛПУ при появлении признаков жизни?
1. Учитывая выделение изо рта пострадавшего пены и воды, можно предположить истинное утопление.
2. Данные симптомы обусловлены асфиксией, т.е. полным прекращением поступления кислорода в легкие, в результате прекращения газообмена в легких к клеткам головного мозга перестает поступать кислород, развивается кислородное голодание и наступает потеря сознания.
3. Вызвать «скорую помощь». При истинном утоплении необходимо удалить воду из легких, для этого пострадавшего нужно быстро уложить на бедро согнутой ноги спасателя и резкими толчкообразными движениями сжимать боковые поверхности грудной клетки в течение 10-15 секунд, после чего вновь повернуть на спину.
4. При наличии признаков клинической смерти начать проведение сердечно-легочной реанимации.
5. Обязательно транспортировать пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение для дальнейшего обследования и лечения.
Мужчина проснулся среди ночи от кошмарного сновидения, чувств удушья и нехватки воздуха. Приняв сидячее положение, больному стало легче дышать.
Решите задачу, ответив на поставленные вопросы.
1. Какое состояние развилось у мужчины?
2. Что могло способствовать этому состоянию?
3. Какова причина развития данного состояния?
4. Какова первая медицинская помощь?
5. Необходима ли срочная госпитализация?
1. Острая сердечная недостаточность.
2. Перенесенное заболевание (например, ревматизм), физическое перенапряжение.
3. Кислородное голодание.
4. Вызвать «скорую помощь». Придать удобное полусидячее положение в постели, обеспечить приток свежего воздуха, дать больному валидол или нитроглицерин под язык, внутрь — корвалол (40 капель на 100 мл воды).
5. Необходима, т.к. при резко выраженной сердечной недостаточности может развиться отек легких.
Человек сбит машиной. Получив удар, он упал и ударился головой о мостовую. О случившемся не помнит, жалуется на головную боль, головокружение, тошноту, рвоту. В затылочной области ушибленная рана.
Решите задачу, ответив на поставленные вопросы.
1. Чем обусловлена тяжесть состояния пострадавшего?
2. По каким признакам вы это определили?
3. Как поступить с имеющейся раной?
4. Какая необходима первая медицинская помощь?
5. Как транспортировать пострадавшего?
1. У пострадавшего сотрясение головного мозга.
2. Головная боль, головокружение, тошнота, рвота, амнезия — признаки сотрясения головного мозга.
3. Обработать рану антисептиком, наложить асептическую повязку.
4. Срочная госпитализация.
5. Транспортировать на носилках с фиксацией головы ватно-марлевым кругом.
Вы обнаружили на улице человека без признаков жизни: сознание отсутствует, движений грудной клетки не видно, пульс не прощупывается.
Решите задачу, ответив на поставленные вопросы.
1. Как установить, жив этот человек или умер?
2. Что необходимо предпринять, если человек еще жив?
3. Какими способами можно провести искусственное дыхание?
4. Где должны лежать руки при проведении непрямого массажа сердца?
5. О чем свидетельствует неуспешные реанимационные мероприятия?
1. Поднять веко и посмотреть зрачок, если он широкий и не реагирует на свет, нет пульсации на сонных артериях – наступила клиническая смерть.
2. Вызвать «скорую помощь». Проводить непрямой массаж сердца и искусственное дыхание.
3. Способом «рот в рот», «рот в нос».
4. Руки должны лежать на нижней трети грудины на два поперечных пальца выше мечевидного отростка.
5. О необратимых изменениях в головном мозге.
Упавшее стекло нанесло резаную рану на передней поверхности предплечья. Из раны спокойно вытекает кровь темно-красного цвета. Специальных приспособлений для остановки кровотечения нет. Нет стерильного перевязочного материала. В распоряжении оказывающего помощь имеется носовой платок, электрический утюг.
Решите задачу, ответив на поставленные вопросы.
1. Какое кровотечение наблюдается?
2. По каким признакам вы определили вид кровотечения?
3. Какова последовательность действий при оказании первой помощи?
4. Требуется ли доставка пострадавшего в лечебное учреждение?
1. Венозное кровотечение
2. Кровь темно-красного цвета, вытекает из раны спокойно.
3. Для наложения повязки на кровоточащую рану можно использовать носовой платок, проглаженный горячим утюгом.
4. Да, необходима консультация врача, дополнительная обработка раны и определение тяжести кровотечения
Пожилой мужчина внезапно почувствовал сильную головную боль, головокружение, тошноту, потерю чувствительности с одной стороны тела. При осмотре отмечается опущение уголков рта с одной стороны, спутанность речи, нарушение зрения, ассиметрия зрачков.
Решите задачу, ответив на поставленные вопросы.
1. Что случилось с мужчиной?
2. Какие причины могли привести к этому состоянию?
3. В чем заключается первая медицинская помощь?
4. Можно ли пострадавшему пить в этом состоянии?
5. В каком случае больного можно транспортировать?
2. Блокирование кровеносного сосуда головного мозга сгустком крови или мозговое кровотечение на фоне резкого повышенного артериального давления.
3. Вызвать «скорую помощь», положить пострадавшего в удобное положение, ослабить тугую одежду, обеспечить приток свежего воздуха. К голове приложить холод, к ногам — грелки.
4. Пить пострадавшему нельзя, т.к. он может оказаться неспособным глотать.
5. Транспортировать в положении лежа после заключения врача о транспортабельности больного.
Задание 3 . Практическая отработка оказания ПМП.
1 . Наложить жгут при кровотечении из лучевой артерии.
2. Наложить давящую повязку при кровотечении из вен предплечья.
1. Провести искусственную вентиляцию легких и наружный массаж сердца на муляже.
2. Наложить асептическую повязку при ожоге кисти 1степени.
1. Провести практическое наложение мягких повязок на отдельные области тела: на голеностопный сустав, на кисть.
2.Наложить шину при переломе бедренной кости.
Подведение итогов практического занятия, обсуждение ошибок и недочетов, выставление оценок по практическим действиям.
В заключение предлагаю студентам запомнить простые правила:
ПРАВИЛО 1 . Не теряйтесь, что бы с вами не случилось. Постарайтесь побыстрее взять себя в руки и начинайте действовать. Только так вы справитесь с неожиданной неприятностью или бедой.
ПРАВИЛО 2. В любой ситуации всегда боритесь до конца. Только упорный, не поддающийся отчаянию человек сможет победить любые жизненные обстоятельства.
ПРАВИЛО 3. Никогда не пренебрегайте советами опытных, знающих людей.
ПРАВИЛО 4 . Будьте добры к людям, попавшим в беду. Никогда не проходите мимо, если можете чем-то им помочь. Помните: добро – это бумеранг, оно всегда возвращается к тому, от кого исходит.
Источник