Практическая работа по химии анализ лекарственных препаратов

Практическая работа № 11. Анализ лекарственных препаратов. Опыт 1. Анализ лекарственных препаратов, производных салициловой кислоты

1. В ступке растерли таблетки каждого из этих лекарств. Перенесли в пробирки по 0,1 г каждого лекарства. В каждую пробирку добавили немного воды, таблетки почти не растворились. На спиртовке нагрели пробирки до кипения, растворение порошков так и не произошло.

2. В пробирки внесли по 0,1 г порошков и добавили немного этанола. На спиртовке нагрели пробирки, наблюдаем растворение осадков. В этаноле лекарства растворяются лучше.

3. В пробирки внесли по 0,1 г порошков и добавили немного раствора NaOH, содержимое взболтали. Порошки растворились, т.к. происходит реакция, а образовавшиеся соли растворимы в воде.

Опыт 2. Анализ лекарственных препаратов, производных n-аминофенола.

Решебник по химии за 10 класс (О.С.Габриелян, 2002 год),
задача №11
к главе «Химический практикум».

Источник

Практическая работа по химии анализ лекарственных препаратов

Гипермаркет знаний>>Химия>>Химия 10 класс>> Химия: Практическая работа № 11. Анализ лекарственных препарато

Анализ лекарственных препаратов, производных салициловой кислоты

1. Салициловая кислота (о-гидроксибензойная кислота).

2. Аспирин, ацетилсалициловая кислота (салициловый эфир уксусной кислоты).

3. Салол (фениловый эфир салициловой кислоты).

Напишите структурные формулы указанных соединений. Укажите, в чем состоит различие в строении этих соединений, какие функциональные группы входят в состав каждого из соединений (карбоксильная, фенольный гидроксил, сложноэфирная группа). Опишите лекарственное действие этих соединений.

1. Разотрите в ступке таблетки каждого из этих лекарств. Перенесите в пробирки по 0,1 г каждого лекарства (приблизительно одна пятая часть таблетки). Для сравнения свойств можно взять аспирин различного производства, например английский, немецкий, российский. Добавьте в каждую пробирку 2—3 мл воды и отметьте растворимость лекарств в воде. Нагрейте на спиртовке пробирки с веществами до кипения. Что наблюдается?

2. Внесите в пробирки приблизительно по 0,1 г лекарственных препаратов и добавьте по 2—3 мл этанола. Что наблюдается? Нагрейте на спиртовке пробирки до полного растворения осадков. Сравните растворимость лекарственных препаратов в воде и этаноле.

3. Взболтайте по 0,1 г препарата с 2—3 мл воды и добавьте по 2—3 мл разбавленного раствора щелочи (КаОН). Изменилась ли растворимость веществ? Объясните наблюдаемые явления, напишите уравнения соответствующих реакций.

4. Взболтайте по 0,1 г каждого препарата с 2—3 мл воды и добавьте несколько капель раствора хлорида железа(Ш). Что наблюдается? В каких пробирках произошло изменение окраски? Объясните наблюдаемое явление.

Анализ лекарственных препаратов, производных n-аминофенола

1. Парацетамол (n-N-ацетиламинофенол).

2. Фенацетин (1-зтокси-4-ацетаминобензол).

Напишите структурные формулы указанных соединений. Укажите, в чем состоит различие в строении этих соединений, какие функциональные группы входят в состав каждого из соединений (фенольный гидроксил, амид, простой эфир). Опишите лекарственное действие этих соединений.

Эксперимент

1. Разотрите в ступке таблетки каждого из этих лекарств. Перенесите в пробирки по 0,1 г каждого лекарства (приблизительно одна пятая часть таблетки). Для сравнения свойств можно взять аспирин различного производства, например английский, немецкий, российский. Добавьте в каждую пробирку 2—3 мл воды и отметьте растворимость лекарств в воде. Нагрейте на спиртовке пробирки с веществами до кипения. Меняется ли растворимость лекарств в воде в зависимости от температуры?

2. Внесите в пробирки по 0,1 г лекарственного препарата и добавьте в каждую по 2—3 мл этанола. Отметьте растворимость веществ в зтаноле. Нагрейте пробирки до кипения. Что наблюдаете?

3. Взболтайте по 0,1 г каждого препарата с 2—3 мл воды и добавьте несколько капель хлорида железа(III). Что наблюдается? В какой пробирке произошло изменение окраски? Объясните наблюдаемое явление.

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

Источник

Анализ лекарственных препаратов. Производные фенола. Производные салициловой кислоты

Опыт 1. Анализ лекарственных препаратов, производных салициловой кислоты
Условия выполнения работы:

1. В ступке растёрли таблетки каждого из этих лекарств. Перенесли в пробирки по 0,1 г каждого лекарства. В каждую пробирку добавили немного воды, таблетки почти не растворились. На спиртовке нагрели пробирки до кипения, растворение порошков так и не произошло.
2. В пробирки внесли по 0,1 г порошков и добавили немного этанола. На спиртовке нагрели пробирки, наблюдаем растворение осадков. В этаноле лекарства растворяются лучше.
3. В пробирки внесли по 0,1 г порошков и добавили немного раствора NaOH, содержимое взболтали. Порошки растворились, так как происходит реакция, а образовавшиеся соли растворимы в воде.

Читайте также:  Народные средства при сильном отеке ступней

4. В пробирки внесли по 0,1 г порошков, добавили немного воды, содержимое взболтали, добавили по несколько капель раствора FeCl3. В пробирках с салициловой кислотой и салолом окраска стала ярко-зелёной, так как они содержат фенольный гидроксид —ОН, который реагирует с FeCl3.

Опыт 2. Анализ лекарственных препаратов, производных фенола
Условия выполнения работы:

1. В ступке растёрли таблетки каждого из этих лекарств. В пробирки перенесли по 0,1 г порошка и добавили немного воды – порошки не растворяются. Нагрели пробирки в пламени горелки – растворимость не изменилась.
2. В пробирки внесли по 0,1 г порошка и добавили немного этанола. Порошки не растворились. Внесли пробирки в пламя горелки и нагрели, наблюдаем растворение порошков.
3. В пробирки внесли по 0,1 г порошка и добавили немного раствора FeCl3. В пробирке с парацетамолом раствор окрасился в ярко-зелёный цвет, так как произошла реакция за счёт —ОН группы.

Источник

Практическая работа по химии анализ лекарственных препаратов

Гипермаркет знаний>>Химия>>Химия 10 класс>> Химия: Практическая работа № 11. Анализ лекарственных препарато

Анализ лекарственных препаратов, производных салициловой кислоты

1. Салициловая кислота (о-гидроксибензойная кислота).

2. Аспирин, ацетилсалициловая кислота (салициловый эфир уксусной кислоты).

3. Салол (фениловый эфир салициловой кислоты).

Напишите структурные формулы указанных соединений. Укажите, в чем состоит различие в строении этих соединений, какие функциональные группы входят в состав каждого из соединений (карбоксильная, фенольный гидроксил, сложноэфирная группа). Опишите лекарственное действие этих соединений.

1. Разотрите в ступке таблетки каждого из этих лекарств. Перенесите в пробирки по 0,1 г каждого лекарства (приблизительно одна пятая часть таблетки). Для сравнения свойств можно взять аспирин различного производства, например английский, немецкий, российский. Добавьте в каждую пробирку 2—3 мл воды и отметьте растворимость лекарств в воде. Нагрейте на спиртовке пробирки с веществами до кипения. Что наблюдается?

2. Внесите в пробирки приблизительно по 0,1 г лекарственных препаратов и добавьте по 2—3 мл этанола. Что наблюдается? Нагрейте на спиртовке пробирки до полного растворения осадков. Сравните растворимость лекарственных препаратов в воде и этаноле.

3. Взболтайте по 0,1 г препарата с 2—3 мл воды и добавьте по 2—3 мл разбавленного раствора щелочи (КаОН). Изменилась ли растворимость веществ? Объясните наблюдаемые явления, напишите уравнения соответствующих реакций.

4. Взболтайте по 0,1 г каждого препарата с 2—3 мл воды и добавьте несколько капель раствора хлорида железа(Ш). Что наблюдается? В каких пробирках произошло изменение окраски? Объясните наблюдаемое явление.

Анализ лекарственных препаратов, производных n-аминофенола

1. Парацетамол (n-N-ацетиламинофенол).

2. Фенацетин (1-зтокси-4-ацетаминобензол).

Напишите структурные формулы указанных соединений. Укажите, в чем состоит различие в строении этих соединений, какие функциональные группы входят в состав каждого из соединений (фенольный гидроксил, амид, простой эфир). Опишите лекарственное действие этих соединений.

Эксперимент

1. Разотрите в ступке таблетки каждого из этих лекарств. Перенесите в пробирки по 0,1 г каждого лекарства (приблизительно одна пятая часть таблетки). Для сравнения свойств можно взять аспирин различного производства, например английский, немецкий, российский. Добавьте в каждую пробирку 2—3 мл воды и отметьте растворимость лекарств в воде. Нагрейте на спиртовке пробирки с веществами до кипения. Меняется ли растворимость лекарств в воде в зависимости от температуры?

2. Внесите в пробирки по 0,1 г лекарственного препарата и добавьте в каждую по 2—3 мл этанола. Отметьте растворимость веществ в зтаноле. Нагрейте пробирки до кипения. Что наблюдаете?

3. Взболтайте по 0,1 г каждого препарата с 2—3 мл воды и добавьте несколько капель хлорида железа(III). Что наблюдается? В какой пробирке произошло изменение окраски? Объясните наблюдаемое явление.

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

Источник

Практическая работа по химии №11 «Анализ лекарственных препаратов» (10 класс, профиль) .

Практическая работа №11

Читайте также:  Народные средства лечения миомы матки полип

«Анализ лекарственных препаратов».

Цели: провести анализ лекарственных препаратов, производных салициловой кислоты; закрепить знания учащихся о качественных реакциях органических соединений и правилах обращения с веществами в повседневной жизни; отработать навыки экспериментального определения органических веществ; способствовать овладению доступными для учащихся научными методами исследования; формировать умения сравнивать строение лекарственных веществ и известных им соединений (фенолы, карбоновые кислоты), выявлять структурную схожесть определенных фрагментов их молекул, и делать выводы о том, что близкие по строению вещества проявляют сходные химические свойства; развивать у учащихся логическое мышление и творческий подход к решению поставленной задачи.

Оборудование: ацетилсалициловая кислота разных производителей, стакан с водой, растворы этилового спирта, гидроксида натрия (или калия), хлорида железа (III), спиртовка, держатель, спички, пробки для пробирок, пипетки.

«Все есть яд, ничто не лишено ядовитости,

И все есть лекарство,

Лишь только доза

Делает вещество ядом или лекарством».

I. Повторение изученного.

Учитель. В повседневной жизни человек применяет огромное количество веществ. К сожалению, некоторые из них — не по назначению. Чаще всего в эту категорию веществ попадают лекарственные препараты.

— Что такое лекарственные препараты?

Учащиеся. Лекарственные препараты — это медицинские средства, которые назначаются врачом при определенных заболеваниях для улучшения состояния здоровья человека.

Учитель. Какие группы лекарственных препаратов вам известны? Приведите примеры.

Учащиеся. (краткие сообщения учащихся). Среди лекарственных препаратов выделяют следующие группы:

Антисептические (греч. anti -отрицание, septikos гниение)- средства, обладающие противомикробным действием и применяются для дезинфекции, смазывания кожи и слизистых оболочек, орошения ран и полостей. К ним относятся: борная кислота, раствор йода, бриллиантовый зеленый, фурацилин, ляпис — AgNO3, протаргол — ZnSO4, перманганат калия, перекись водорода и другие.

Антибиотики (греч. anti -отрицание, и bios — жизнь) — органические вещества, образуемые микроорганизмами и обладающие способностью убивать микробов. К ним относятся: пенициллины, стрептомицин, нистатин, тетрациклин, левомицетин, эритромицин, олететрин и ряд других.

Анестезирующие (an — отрицание, aisthesis — чувство, ощущение) вещества, временно блокируют нервные окончания. К ним относятся новокаин, дикаин, лидокоин и другие.

Анальгетики (греч. analges — обезболенный) — лекарственные препараты, устраняющие болевые ощущения, путем непосредственного воздействия на ЦНС. Ацетилсалициловая кислота и её производные, амидопирин, анальгин, парацетамол, фенацетин и другие.

Учитель. Сегодня, в очередной раз, вы выступаете в роли лаборантов. Зная состав некоторых лекарственных препаратов, вы исследуете образцы от разных производителей и сделаете вывод о соответствии состава препарата и полученными данными во время проводимых вами опытов. А работать мы будем с производным салициловой кислоты.

— Какие лекарственные препараты относятся к этой группе?

Учащиеся. К производным салициловой кислоты относятся: салол, фенацетин, аспирин и некоторые другие.

Учитель. Составьте формулы этих веществ и дайте им краткую характеристику. (учащиеся записывают формулы веществ на доске, выделяют функциональные группы, содержащиеся в молекулах).

Учитель. Итак, аспирин. Выпуск его налажен с 1899 года как анальгетика с противовоспалительным и жаропонижающим действием.

Зная качественные реакции на функциональные группы и состав молекулы какие вещества можно использовать для определения наличия этих функциональных групп?

Учащиеся. На фенольную группу — хлорид железа (III), на карбоксильную группу — индикатор, гидроксид натрия.

II. Инструктаж по выполнению работы.

Учитель поясняем методику выполнения практической работы по этапам и вариантам. Учащиеся анализируют аспирин от разных производителей.

На первом этапе вы определяете растворимость аспирина при разных условиях (при обычной температуре и нагревании, используя различные растворители: вода, щелочь, этиловый спирт). На этом этапе доказываете состав вещества и наличие карбоксильной группы.

На втором этапе вы определяете наличие фенольного производного, действуя на образец раствором хлорид железа (III). (учащиеся могут пользоваться методическими рекомендациями учебника на стр. 297-299).

На последнем этапе делаете вывод о соответствии состава препарата с табличными данными.

III. Инструктаж по технике безопасности.

Работа с едкими веществами — щелочами;

Работа со спиртовкой;

IV. Выполнение работы.

Учащиеся исследуют выданные образцы аспирина, оформляют результаты опытов. Учитель координирует работу учащихся, следит за соблюдением техники безопасности.

Методика выполнения работы.

Растворимость ацетилсалициловой кислоты.

Разотрите в ступке таблетку выданного образца лекарственного препарата. Перенесите в пробирки по 0,1г лекарства (примерно одна пятая часть таблетки).

а) добавьте в пробирку с образцом аспирина 2 мл воды. Отметьте

растворимость его в холодной воде.

б) нагрейте пробирку с аспирином над пламенем спиртовки. Что

Читайте также:  Лечебная грязь с сероводородом

наблюдаете? Составьте уравнение гидролиза ацетил-

в) в пробирку с образцом аспирина добавьте 2 мл этанола —

С2Н5ОН. Что наблюдаете? Сравните растворимость препарата в

воде и спирте. Составьте уравнение реакции и сделайте вывод.

г) в пробирку с образцом аспирина добавьте 2 мл щелочи — КОН

(или NaOH). Закрыли пробкой и встряхнули. Изменилась ли

растворимость? Составьте уравнение реакции.

Определение наличия фенольного соединения.

В пробирку с аспирином добавьте 2 мл воды, 2 капли раствора хлорида железа (III) и нагрейте. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции и сделайте вывод.

V. Предварительный итог.

Учащиеся делают вывод о соответствии состава исследуемого препарата с табличными данными. Учитель анализирует практическую деятельность учащихся на уроке.

Учитель. Аспирин используется человеком не только как лекарственный препарат. Многие хозяйки применяют его как консервирующие добавки.

— На чем основано консервирующее действие аспирина?

Учащиеся. 1. В растворе создается кислотная среда, препятствующая размножению бактерий.

2. В процессе гидролиза аспирина образуется фенольное соединение, которое обладает бактерицидными свойствами.

Учитель. Какое действие на организм человека оказывает салициловая кислота — продукт гидролиза ацетилсалициловой кислоты?

Учащиеся. В процессе гидролиза аспирина образуется фенольное соединение, которое оказывает токсическое действие на организм человека, т.к. все соединения фенола достаточно ядовиты.

Учитель. Какими должны быть условия хранения ацетилсалициловой кислоты?

Учащиеся. Аспирин нужно хранить в прохладном, темном месте, где нет следов щелочной среды, паров спирта.

В заключение урока учитель рассказывает о вреде лекарственных веществ, используемых человеком не по назначению или в больших количествах и длительное время.

Если кто-то из учащихся справился с работой раньше, предлагаю дополнительное задание на карточках.

VI. Домашнее задание.

Повторить § 32, выполнить задание с карточки.

Салициловая кислота (орто-гидроксибензойная кислота — С6Н4(ОН)СООН) — бесцветные кристаллы, температура плавления-159 0 С. применяется в производстве красителей, лекарств и душистых веществ, в пищевой промышленности(консервирование), медицине (как наружное средство антисептического, раздражающего действия), как аналитический реагент.

ОН

СООН

Ацетилсалициловая кислота (аспирин) — сложный эфир салициловой кислоты по фенольному гидроксилу. В состав молекулы входят карбоксильная группа -СООН, и радикал ацетил -СОСН3 (одновалентный остаток уксусной кислоты). Обладает обезболивающим, противовоспалительным и жаропонижающим действием.

ОСОСН3

СООН

Лекарственные формы — удобные для применения и рациональные для лечебного эффекта формы, придаваемые лекарствам. Различают лекарственные формы:

жидкие (растворы, настои, отвары и др.);

мягкие (мази, пасты);

твердые (порошки, таблетки);

Зная состав лекарственного препарата парацетамола предположите, с помощью какого реактива можно доказать наличие функциональной группы, содержащейся в его молекуле.

Зная состав лекарственного препарата тетрациклина предположите, с помощью какого реактива можно доказать наличие функциональной группы,

содержащейся в его молекуле.

Зная состав лекарственного препарата левомицетина предположите, с помощью какого реактива можно доказать наличие функциональной группы, содержащейся в его молекуле.

к практической работе №11

«Анализ лекарственных препаратов».

Исследование растворимости ацетилсалициловой кислоты и обнаружение карбоксильной группы.

Разотрите в ступке таблетку выданного образца лекарственного препарата. Перенесите в пробирки по 0,1г лекарства (примерно одна пятая часть таблетки).

а) добавьте в пробирку с образцом аспирина 2 мл воды. Отметьте растворимость его в холодной воде.

б) нагрейте пробирку с аспирином над пламенем спиртовки. Что наблюдаете? Составьте уравнение гидролиза ацетилсалициловой кислоты.

в) в пробирку с образцом аспирина добавьте 2 мл этанола — С2Н5ОН. Что наблюдаете? Сравните растворимость препарата в воде и спирте. Составьте уравнение реакции и сделайте вывод.

г) в пробирку с образцом аспирина добавьте 2 мл щелочи — КОН (или NaOH). Закрыли пробкой и встряхнули. Изменилась ли растворимость? Составьте уравнение реакции.

Определение наличия фенольного соединения.

В пробирку с аспирином добавьте 2 мл воды, 2 капли раствора хлорида железа (III) и нагрейте. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции и сделайте вывод

Практическая работа №11

«Анализ лекарственных препаратов».

Анализируемое вещество (производитель)

Выводы. Уравнения реакций. *

Анализ лекарственных препаратов, производных салициловой кислоты.

Ацетилсалициловая кислота (аспирин)

ОСОСН3 СООН

Форма лекарственного препарата —

1. а) добавили в пробирку с образцом аспирина 2 мл воды

б) нагрели пробирку с аспирином над пламенем спиртовки

в) в пробирку с образцом аспирина добавили 2 мл этанола — С2Н5ОН.

г) в пробирку с образцом аспирина добавил 2 мл щелочи — КОН. Закрыли пробкой и встряхнули.

д) в пробирку с аспирином добавили 2 мл воды, 2 капли раствора хлорида железа (III) и нагрели

Источник

Оцените статью