ИНСТРУКЦИЯ по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве при несчастных случаях.
Настоящая инструкция разработана на основании законодательства РФ,нормативно-методических материалов Министерства здравоохранения РФ.
Принципы оказания первой помощи.
- Не навреди.
- Сохрани свою жизнь.
- Мысли мгновенно и на пять шагов вперёд
- Постоянно учись и нарабатывай практические навыки.
Обучение приёмам оказания первой помощи.
1.Для всех поступающих на работу работников рабочих профессий организуется обучение приёмам оказания первой помощи в течении первого месяца.
2.Эти же работники проходят периодическое, ежегодное обучение приёмам оказания первой помощи пострадавшим.
Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь.
2.Остановка дыхания и кровообращения.
4.Инородные тела в верхних дыхательных путях.
5.Травмы различных областей тела.
Перечень мероприятий по оказанию первой помощи пострадавшим.
1.Мерориятия по оценке обстановки.
1.1.Определение угрозы для собственной жизни.
1.2.Определение угрозы для жизни пострадавшего.
1.3.Устранение угрожающих факторов.
1.4.Прекращение действия угрожающих факторов на пострадавшего.
1.5.Оценка количества пострадавших.
1.6.Извлечение пострадавшего из труднодоступных мест.
2.Вызов скорой помощи и других служб.
3.Определение наличия сознания у пострадавшего.
4.Мероприятия по восстановлению проходимости верхних дыхательных путей и определению признаков жизни.
4.1.Запрокидывание головы с подъемом подбородка.
4.2.Выдвижение нижней челюсти.
4.3.Определение наличия дыхания.
4.4.Определение наличия кровообращения, проверка пульса.
- Мероприятия по проведению сердечно-легочной реанимации.
5.1.Давление руками на грудину пострадавшего.
5.2.Искусственное дыхание «Рот ко рту».
5.3.Искусственное дыхание «Рот к носу».
5.4.Искусственное дыхание с помощью устройств для искусственного дыхания.
6. Мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей.
6.1.Придание устойчивого бокового положения.
6.2.Запрокидывание головы с подъёмом подбородка.
6.3.Выдвижение нижней челюсти.
7.Мероприятия по обзорному осмотру пострадавшего и временной остановке наружного кровотечения.
7.1.Обзорный осмотр пострадавшего на наличие кровотечения.
7.2.Пальцевое прижатие артерии.
7.4.Максимальное сгибание конечности в суставе.
7.5.Прмое давление на рану.
7.6.Наложение давящей повязки на рану.
8. Наложение повязок.
9. Проведение иммобилизации.
10.Фиксация шейного отдела позвоночника.
11.Преращение воздействия опасных химических веществ.
12.Местное охлаждение при ожогах и других воздействиях высоких температур.
13.Термоизоляция при отморожениях.
14. Придание телу пострадавшего оптимального положения.
15.Контроль состояния пострадавшего.
16.Передача пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи
В соответствии с приказом МЗ РФ от 5 марта 2011г. № 169 н на всех объектах должны быть в наличии аптечки для оказания первой помощи работникам. Аптечки должны быть укомплектованы согласно приказа, работники должны уметь пользоваться аптечкой, а работодатель обязан организовать контроль за аптечками.
Методические рекомендации. «Оказание первой помощи»
Сердечно-легочная реанимация у взрослых.
1. Отступите 3-4 см. выше мечевидного отростка грудины.
2. Повернув голову на бок, освободите дыхательные пути.
3. Выполните 2 вдоха ч/з специальное устройство.
-вызовите экстренные службы по № 112 до оказания помощи;
-освободите грудную клетку от одежды;
-чередуйте 30 компрессий и 2 вдоха;
-перед проведением вдохов зажмите нос пострадавшего и разогните голову.
-сжимайте грудную клетку на 4-5 см.;
-контролируйте пульс и дыхание;
-продолжайте реанимацию до прибытия медиков.
Способ остановки артериального кровотечения.
1.Артериальное кровотечение сопровождается пульсирующим излитием крови.
2.Прижмите через салфетку пальцами место кровотечения.
3.Затяните жгут выше места кровотечения на конечностях до прекращения кровотечения.
4.Наложите стерильную повязку на рану.
-накладывайте жгут только при артериальном кровотечении;
-накладывайте жгут выше раны на 8-10см.;
-подложите под жгут марлевую салфетку или ткань;
-отметьте время наложения жгута;
-время пребывания жгута на конечности не более 1 часа;
-при неправильном наложении жгута кровотечение продолжается, а конечность синеет;
Способ остановки венозного кровотечения.
1.При венозном кровотечение кровь стекает с краёв раны.
2.Закройте рану стерильными салфетками и туго забинтуйте.
-не накладывайте жгут при венозном кровотечении;
-не промывайте рану водой или другими растворами;
-придайте конечности возвышенное положение и приложите холод к ране.
Для проведения иммобилизации примените подручные средства (картон,журнал, ветки деревьев, спортивный инвентарь,пластиковая бутылка, валик из одежды), возможна фиксация повреждённой конечности к туловищу или к здоровой конечности.
-при иммобилизации переломов конечностей фиксируйте смежные суставы;
-не производите грубых и резких движений повреждённой конечностью;
-при иммобилизации шеи добейтесь неподвижности головы пострадавшего.
Первая помощь при ожогах.
1. При ожогах без нарушения целостности ожоговых пузырей – охладить прохладной
Водой и наложить стерильную повязку.
2. При ожогах с нарушением целостности пузырей – наложить стерильную повязку.
-не обрабатывайте ожоги маслом, кремом, жиром.
-не растирайте ожоговые поверхности снегом, не прикладывайте лёд;
-не пытайтесь удалить пригоревшую одежду.
Правила обесточивания пострадавшего.
1. Надеть диэлектрические перчатки, резиновые боты.
2. Взять изолирующую штангу и сбросить провод с пострадавшего, оттащить его за одежду на расстояние не менее 8 метров от провода.
-нельзя приступать к оказанию помощи, не освободив пострадавшего от действия электрического тока;
-нельзя отрывать подошвы от поверхности земли, делать широкие шаги, бежать(передвигайтесь гусиным шагом).
Первая помощь при отравлениях.
1. Препараты мышьяка. Пути проникновения: кожа, желудок, дыхательные пути. Симптомы: боли в животе, рвота, повышенная температура, падение артериального давления. Первая помощь: промыть желудок, вызвать скорую помощь.
2. Хлорорганические и фосфорорганические препараты: пути проникновения: желудочно-кишечный тракт, кожа, дыхательные пути. Симптомы: тошнота, рвота, боли в животе, головные боли, гиперсаливация, нервные расстройства, обморок, потеря сознания. Первая помощь: вызов скорой помощи, промывание желудка, активированный уголь, слабительное.
3. Ртутно-органические соединения. Пути проникновения: дыхательные пути, желудок, кожа. Симптомы: рвота, раздражение кожи, поражение печени и почек. Первая помощь: искусственная рвота, промывание желудка, скорая помощь.
В настоящих методических рекомендациях использованы материалы под редакцией А.В.Михалевича, П.В.Гриба.
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области, 2006-2021 г. Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта Источник Универсальный алгоритм оказания первой помощиПравила поведенияОбщая последовательность действий на месте происшествия с наличием пострадавших Оказывать первую помощь необходимо в соответствии с Универсальным алгоритмом оказания первой помощи . Схематично алгоритм выглядит следующим образом. Согласно Универсальному алгоритму первой помощи в случае, если человек стал участником или очевидцем происшествия, он должен выполнить следующие действия: 1. Провести оценку обстановки и обеспечить безопасные условия для оказания первой помощи: 1) определить угрожающие факторы для собственной жизни и здоровья; 2) определить угрожающие факторы для жизни и здоровья пострадавшего; 3) устранить угрожающие факторы для жизни и здоровья; 4) прекратить действие повреждающих факторов на пострадавшего; 5) при необходимости, оценить количество пострадавших; 6) извлечь пострадавшего из транспортного средства или других труднодоступных мест (при необходимости); 7) переместить пострадавшего (при необходимости). 2. Определить наличие сознания у пострадавшего. При наличии сознания перейти к п. 7 Алгоритма; при отсутствии сознания перейти к п. 3 Алгоритма. 3. Восстановить проходимость дыхательных путей и определить признаки жизни: 1) запрокинуть голову с подъемом подбородка; 2) выдвинуть нижнюю челюсть (при необходимости); 3) определить наличие нормального дыхания с помощью слуха, зрения и осязания; 4) определить наличие кровообращения путем проверки пульса на магистральных артериях (одновременно с определением дыхания и при наличии соответствующей подготовки). При наличии дыхания перейти к п. 6 Алгоритма; при отсутствии дыхания перейти к п. 4 Алгоритма. 4. Вызвать скорую медицинскую помощь, другие специальные службы, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом (по тел. 03, 103 или 112, привлекая помощника или с использованием громкой связи на телефоне). 5. Начать проведение сердечно-легочной реанимации путем чередования: 1) давления руками на грудину пострадавшего; 2) искусственного дыхания «Рот ко рту», «Рот к носу», с использованием устройств для искусственного дыхания. При появлении признаков жизни перейти к п. 6 Алгоритма. 6. При появлении (или наличии) признаков жизни выполнить мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей одним или несколькими способами: 1) придать устойчивое боковое положение; 2) запрокинуть голову с подъемом подбородка; 3) выдвинуть нижнюю челюсть. 7. Провести обзорный осмотр пострадавшего и осуществить мероприятия по временной остановке наружного кровотечения одним или несколькими способами: 1) наложением давящей повязки; 2) пальцевым прижатием артерии; 3) прямым давлением на рану; 4) максимальным сгибанием конечности в суставе; 5) наложением жгута. 8. Провести подробный осмотр пострадавшего в целях выявления признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью, осуществить вызов скорой медицинской помощи (если она не была вызвана ранее) и выполнить мероприятия по оказанию первой помощи: 1) провести осмотр головы; 2) провести осмотр шеи; 3) провести осмотр груди; 4) провести осмотр спины; 5) провести осмотр живота и таза; 6) осмотр конечностей; 7) наложить повязки при травмах различных областей тела, в том числе окклюзионную (герметизирующую) при ранении грудной клетки; 8) провести иммобилизацию (с помощью подручных средств, аутоиммобилизацию, с использованием медицинских изделий); 9) зафиксировать шейный отдел позвоночника (вручную, подручными средствами, с использованием медицинских изделий); 10) прекратить воздействие опасных химических веществ на пострадавшего (промыть желудок путем приема воды и вызывания рвоты, удалить с поврежденной поверхности и промыть поврежденные поверхности проточной водой); 11) провести местное охлаждение при травмах, термических ожогах и иных воздействиях высоких температур или теплового излучения; 12) провести термоизоляцию при отморожениях и других эффектах воздействия низких температур. 9. Придать пострадавшему оптимальное положение тела (для обеспечения ему комфорта и уменьшения степени его страданий). 10. Постоянно контролировать состояние пострадавшего (наличие сознания, дыхания и кровообращения) и оказывать психологическую поддержку. 11. Передать пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом при их прибытии и распоряжении о передаче им пострадавшего, сообщив необходимую информацию. Источник План-конспект практического занятия «Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях».Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте откроется в новом окне Выдаем Удостоверение установленного образца: План-конспект практического занятия «Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях». Составитель: преподаватель-организатор ОБЖ Бондаренко Елена Николаевна Тип занятия: практическое занятие — отработка навыков оказания ПМП при несчастных случаях. 2. Воспитательная: формирование сознательного отношения к процессу обучения, стремления к самостоятельной работе и всестороннему овладению специальностью, воспитание гуманизма, сострадания, милосердия. Задание 1 . (Общее) Используя конспект лекции « Оказание первой медицинской помощи »:
2. Заполнить недостающие элементы графологической структура по теме «Кровотечения». 3. Заполнить недостающие элементы графологической структура по теме «Отморожения» Задание 2 . Решение ситуационных задач. Мужчина был извлечён из водоёма в бессознательном состоянии. При осмотре: зрачки расширены, кожа бледная. Отмечаются единичные неритмичные вдохи. Изо рта выделяется пена и вода. Решите задачу, ответив на поставленные вопросы. 1. Какое состояние можно предположить у больного? 2. Чем обусловлены симптомы, указанные в задании? 3. Какова должна быть первая помощь? 4. Какие действия необходимо провести при наличии признаков клинической смерти? 5. Надо ли транспортировать пострадавшего в ЛПУ при появлении признаков жизни? 1. Учитывая выделение изо рта пострадавшего пены и воды, можно предположить истинное утопление. 2. Данные симптомы обусловлены асфиксией, т.е. полным прекращением поступления кислорода в легкие, в результате прекращения газообмена в легких к клеткам головного мозга перестает поступать кислород, развивается кислородное голодание и наступает потеря сознания. 3. Вызвать «скорую помощь». При истинном утоплении необходимо удалить воду из легких, для этого пострадавшего нужно быстро уложить на бедро согнутой ноги спасателя и резкими толчкообразными движениями сжимать боковые поверхности грудной клетки в течение 10-15 секунд, после чего вновь повернуть на спину. 4. При наличии признаков клинической смерти начать проведение сердечно-легочной реанимации. 5. Обязательно транспортировать пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение для дальнейшего обследования и лечения. Мужчина проснулся среди ночи от кошмарного сновидения, чувств удушья и нехватки воздуха. Приняв сидячее положение, больному стало легче дышать. Решите задачу, ответив на поставленные вопросы. 1. Какое состояние развилось у мужчины? 2. Что могло способствовать этому состоянию? 3. Какова причина развития данного состояния? 4. Какова первая медицинская помощь? 5. Необходима ли срочная госпитализация? 1. Острая сердечная недостаточность. 2. Перенесенное заболевание (например, ревматизм), физическое перенапряжение. 3. Кислородное голодание. 4. Вызвать «скорую помощь». Придать удобное полусидячее положение в постели, обеспечить приток свежего воздуха, дать больному валидол или нитроглицерин под язык, внутрь — корвалол (40 капель на 100 мл воды). 5. Необходима, т.к. при резко выраженной сердечной недостаточности может развиться отек легких. Человек сбит машиной. Получив удар, он упал и ударился головой о мостовую. О случившемся не помнит, жалуется на головную боль, головокружение, тошноту, рвоту. В затылочной области ушибленная рана. Решите задачу, ответив на поставленные вопросы. 1. Чем обусловлена тяжесть состояния пострадавшего? 2. По каким признакам вы это определили? 3. Как поступить с имеющейся раной? 4. Какая необходима первая медицинская помощь? 5. Как транспортировать пострадавшего? 1. У пострадавшего сотрясение головного мозга. 2. Головная боль, головокружение, тошнота, рвота, амнезия — признаки сотрясения головного мозга. 3. Обработать рану антисептиком, наложить асептическую повязку. 4. Срочная госпитализация. 5. Транспортировать на носилках с фиксацией головы ватно-марлевым кругом. Вы обнаружили на улице человека без признаков жизни: сознание отсутствует, движений грудной клетки не видно, пульс не прощупывается. Решите задачу, ответив на поставленные вопросы. 1. Как установить, жив этот человек или умер? 2. Что необходимо предпринять, если человек еще жив? 3. Какими способами можно провести искусственное дыхание? 4. Где должны лежать руки при проведении непрямого массажа сердца? 5. О чем свидетельствует неуспешные реанимационные мероприятия? 1. Поднять веко и посмотреть зрачок, если он широкий и не реагирует на свет, нет пульсации на сонных артериях – наступила клиническая смерть. 2. Вызвать «скорую помощь». Проводить непрямой массаж сердца и искусственное дыхание. 3. Способом «рот в рот», «рот в нос». 4. Руки должны лежать на нижней трети грудины на два поперечных пальца выше мечевидного отростка. 5. О необратимых изменениях в головном мозге. Упавшее стекло нанесло резаную рану на передней поверхности предплечья. Из раны спокойно вытекает кровь темно-красного цвета. Специальных приспособлений для остановки кровотечения нет. Нет стерильного перевязочного материала. В распоряжении оказывающего помощь имеется носовой платок, электрический утюг. Решите задачу, ответив на поставленные вопросы. 1. Какое кровотечение наблюдается? 2. По каким признакам вы определили вид кровотечения? 3. Какова последовательность действий при оказании первой помощи? 4. Требуется ли доставка пострадавшего в лечебное учреждение? 1. Венозное кровотечение 2. Кровь темно-красного цвета, вытекает из раны спокойно. 3. Для наложения повязки на кровоточащую рану можно использовать носовой платок, проглаженный горячим утюгом. 4. Да, необходима консультация врача, дополнительная обработка раны и определение тяжести кровотечения Пожилой мужчина внезапно почувствовал сильную головную боль, головокружение, тошноту, потерю чувствительности с одной стороны тела. При осмотре отмечается опущение уголков рта с одной стороны, спутанность речи, нарушение зрения, ассиметрия зрачков. Решите задачу, ответив на поставленные вопросы. 1. Что случилось с мужчиной? 2. Какие причины могли привести к этому состоянию? 3. В чем заключается первая медицинская помощь? 4. Можно ли пострадавшему пить в этом состоянии? 5. В каком случае больного можно транспортировать? 2. Блокирование кровеносного сосуда головного мозга сгустком крови или мозговое кровотечение на фоне резкого повышенного артериального давления. 3. Вызвать «скорую помощь», положить пострадавшего в удобное положение, ослабить тугую одежду, обеспечить приток свежего воздуха. К голове приложить холод, к ногам — грелки. 4. Пить пострадавшему нельзя, т.к. он может оказаться неспособным глотать. 5. Транспортировать в положении лежа после заключения врача о транспортабельности больного. Задание 3 . Практическая отработка оказания ПМП. 1 . Наложить жгут при кровотечении из лучевой артерии. 2. Наложить давящую повязку при кровотечении из вен предплечья. 1. Провести искусственную вентиляцию легких и наружный массаж сердца на муляже. 2. Наложить асептическую повязку при ожоге кисти 1степени. 1. Провести практическое наложение мягких повязок на отдельные области тела: на голеностопный сустав, на кисть. 2.Наложить шину при переломе бедренной кости. Подведение итогов практического занятия, обсуждение ошибок и недочетов, выставление оценок по практическим действиям. В заключение предлагаю студентам запомнить простые правила: ПРАВИЛО 1 . Не теряйтесь, что бы с вами не случилось. Постарайтесь побыстрее взять себя в руки и начинайте действовать. Только так вы справитесь с неожиданной неприятностью или бедой. ПРАВИЛО 2. В любой ситуации всегда боритесь до конца. Только упорный, не поддающийся отчаянию человек сможет победить любые жизненные обстоятельства. ПРАВИЛО 3. Никогда не пренебрегайте советами опытных, знающих людей. ПРАВИЛО 4 . Будьте добры к людям, попавшим в беду. Никогда не проходите мимо, если можете чем-то им помочь. Помните: добро – это бумеранг, оно всегда возвращается к тому, от кого исходит. Источник |