Лечебная физкультура при сколиотической осанке и сколиозе
17.03.2016 13:22 Автор: Слугин В.И.
Формирование осанки и двигательного стереотипа, необходимого для лечения сколиоза, предусматривает выполнение каждой мышцей, участвующей в фиксации позы и в процессе жизнедеятельности, своих функциональных «обязанностей», согласованных с работой других мышц, участвующих в движении.
Уровень развития скелета прямо пропорционален двигательной активности ребенка, т.к. функциональные раздражители оказывают благоприятное действие на зоны роста позвонков. М.Б.Цыкунов (1997) отмечал, что ортопеды нередко необоснованно ограничивают двигательную активность ребенка, что наносит ему непоправимый вред, снижая выносливость к нагрузкам и формируя комплекс неполноценности.
Мы считаем, что представление о лечебной физкультуре, как выполнение комплекса специально подобранных упражнений, следует расширить до понимания ее роли как составной части метода функциональной реабилитации больных сколиозом.
Отсюда следует, что важное условие для повышения эффективности реабилитации — пациент должен отдавать себе ясный ответ, в чем назначение каждого движения, т.к. при отсутствии понимания и мотивации к физическим нагрузкам эффект занятий будет ничтожен. Не случайно наблюдения Т.К.Жоржоладзе (1966) показали, что эффективность занятий лечебной физкультурой у девочек выше, чем у мальчиков. Это можно объяснить большей степенью ответственности их в выполнении всех рекомендаций. Очень важен положительный эмоциональный фон при работе с этим контингентом больных.
Методика коррекции сколиотической осанки и реабилитации больных сколиозом включает несколько последовательных этапов:
1. Симметричный обучающий комплекс.
2. Симметричный тренирующий комплекс.
3. Корригирующие упражнения (по индивидуальной программе).
4. Деторсионные упражнения (по индивидуальной программе).
Комплекс N 1 (обучающий).
1. Занятие начинается с активной коррекции осанки перед зеркалом.
Встать перед зеркалом и, под контролем зрения, выровнять высоту плеч,
вертикальная линия от носа должна проходить по середине туловища. Линии талии, просвет между рукой и талией, форма «треугольников талии»- должны быть симметричны. После этого надо присесть и встать. Если осанка не сохранилась, следует повторить все сначала. Количество и продолжительность таких занятий зависит от успехов.
Только после того, когда пациент освоит приемы коррекции (хотя бы
немного), можно перейти к выполнению комплекса.
2. В каждом упражнении решающим является обучение техники выполнения отдельных движений. Обычное выполнение комплекса упражнений — не поможет исправить нарушение осанки.
Упражнения выполняются медленно, с правильной фиксацией каждого положения. Движения выполняются без рывков. Все мышцы, принимающие участие в движении, должны быть напряжены. Чем длительнее фиксация позы при выполнении каждого движения, тем лучше. Дыхание не задерживать. С этой целью при выполнении упражнения можно — вслух считать, читать стихи и т.п. При возвращении в исходное положение, обязательно, на несколько секунд следует расслабиться.
С целью увеличения статической нагрузки, по мере роста тренированности, в руки можно дать гантели и/или на ноги привязать мешочки с песком.
3. При выполнении упражнения и во время отдыха (в любом исходном положении) должен быть постоянный контроль за сохранением средней линии: голова, линия позвоночника, межягодичная складка, ноги — все они должны располагаться на прямой линии. Соответственно, инструктор ЛФК должен находиться на линии «голова-ноги».
4. Продолжительность занятия: 5-7 лет — 20-30 минут, 8-10 лет —
30-40 минут, 11-15 лет — 40-50 минут.
5-7 легких упражнений из этого комплекса можно включить в комплекс
5.1 Исходное положение (И.П.) — основная стойка (О.С.). Поднять руки через стороны вверх — вдох. Приподняться на носках и потянуться. Сохранить равновесие несколько секунд. Вернуться в И.П. — выдох.
5.2 И.П. — О.С. Присесть на носках -спина прямая. Сохранить равновесие и после этого встать.
5.3 И.П. -О.С., руки в стороны- на уровне плеч. Вращение руками вперед и назад. Амплитуда вращения от маленькой до максимальной. Hе прогибаться в поясничном отделе.
5.4 И.П.-О.С. Руки скользящим движением сбоку, вдоль туловища, поднять вверх, одновременно выполняя вдох. Вернуться в И.П. — выдох. Во время выполнения упражнения средняя линия положения рук, позвоночника, ног не должна искривляться!
5.5 И.П. — лежа на животе, руки лежат на полу верху (где голова), ноги вместе. Приподнять руки и грудь от пола. Напрячь мышцы — спины, ягодичные, ног. Слегка потянуться. Вслух считать до 5-10-… Вернуться в
Во время выполнения упражнения средняя линия положения рук, позвоночника, ног не должна искривляться!
И.П. для усложнения — можно между стопами зажать мяч.
5.6 И.П. -тоже. Поочередно или одновременно приподнять ноги. Напрячь все мышцы туловища, потянуть носок (или пятку). Таз не поворачивать.
5.7 И.П. -тоже. Работа руками — плавание стилем «брасс». Hоги — вместе или на ширине плеч. Во время выполнения упражнения средняя линия положения рук, позвоночника, ног не должна искривляться!
В качестве усложнения упражнения, одновременно ногами выполнять вертикальные или горизонтальные «ножницы». Во время выполнения упражнения средняя линия положения рук, позвоночника, ног не должна искривляться!
5.8 При усталости: И.П. лежа на животе, приподняться на локтях. Вдох грудью (живот — неподвижен). Выдох. Повторить несколько раз.
5.9 И.П. лежа на животе, руки вверху, ноги вместе. Одновременно приподнять правую руку и левую ногу. Таз и грудная клетка должны быть плотно прижаты к полу и не разворачиваться. Вернуться в И.П. Повторить упражнение другой рукой и ногой.
5.10 И.П. тоже. «Колобок». Hе скрещивая руки и ноги перевороты на живот, затем на спину. Таким образом «катиться» до конца комнаты и назад. После каждого переворота проверить и, при необходимости, выровнять туловище, руки, ноги.
5.11 И.П. лежа на спине, руки в стороны или под голову. Ногами – вертикальные и горизонтальные «ножницы». Во время выполнения упражнения средняя линия положения рук, позвоночника, ног не должна искривляться!
5.12 И.П. лежа на животе. Приподнять руки и ноги от пола. Покачаться («лодочка качается»). Во время выполнения упражнения средняя линия положения рук, позвоночника, ног не должна искривляться! Вернуться в И.П. Отдохнуть.
5.13 И.П. лежа на спине, руки под головой или в стороны. «Велосипед». Чем ниже расположены ноги, тем труднее выполнять упражнение.
При выполнении упражнения прижимать плечи (локти) и поясницу к полу. Во время выполнения упражнения средняя линия положения рук, позвоночника, ног не должна искривляться!
5.14 И.П. лежа на спине, руки вверху. «Растяжка»: потянуться руками и ногами. Поясницу — прижать к полу.
5.15 И.П. лежа на спине, руки вверху. Рывком сесть, потянуться руками вверх. Вернуться в И.П.
5.16 Упражнение для отдыха (можно выполнять чаще – при необходимости). И.П. лежа на спине. Одна рука расположена на груди, другая – на животе. Выполнить вдох грудью, затем животом. Выдох — в обратной последовательности. Руки в этом положении необходимы для контроля за правильностью выполнения дыхания.
5.17 И.П. лежа на спине, руки внизу. Приподнять голову и потянуться руками к ногам, носки потянуть на себя. Вернуть в И.П.
5.18 При сутулости. И.П. лежа на животе. Руки сзади (на ягодицах) «в замке». Приподнять грудь и ноги от пола. Фиксировать положение на несколько секунд. Во время выполнения упражнения средняя линия положения рук, позвоночника, ног не должна искривляться! Вернуться в И.П.
5.19 И.П. лежа на животе, руки вверху. Приподнять руки и ноги.
Развести их в стороны. Соединить. Во время выполнения упражнения средняя линия положения рук. позвоночника, ног не должна искривляться! Вернуться в И.П.
5.20 И.П. -стоя на четвереньках:
5.20.1 Поочередно поднимать руки вперед.
5.20.2 Поочередно поднимать ноги.
5.20.3 Одновременно поднять разноименные руку и ногу.
Туловище фиксировать в горизонтальном положении без поворота грудной клетки и таза.
5.21 И.П. стоя на коленях. «Прыжок леопарда».
5.22 И.П. стоя на четвереньках. Переход «в положение скольжения» и скольжение по полу. Сохранять прямую линию положения рук, позвоночника, ног.
5.23 И.П. лежа на животе, руки с медицинболлом (мешочек с песком) вытянуты:
5.23.1 Приподнять грудь и положить набивной мяч за голову. Вернуться в И.П.
5.23.2 Метание набивного мяча в цель. Сохранять прямую линию положения рук, позвоночника, ног.
5.24 И.П. О.С. Растягивать эспандер в разных направлениях, сохраняя симметричное положение туловища.
5.25 И.П. — О.С. Метание мяча в цель («баскетбол»). Сохранять прямую линию положения рук, позвоночника, ног.
5.26.1 Ходьба на месте. Колени поднимать до прямого угла.
5.26.2 Ходьба по комнате. Руки подняты вверх и напряженно вытянуты.
5.26.3 Ходьба по палочке (по полоске).
Контроль за осанкой. Не прогибаться в поясничном отделе. Для усложнения, на голову положить мешочек с песком.
Основное, при выполнении этого упражнения, — напряжение всех мышц
туловища, рук, ног и «самовытяжение».
5.27 Повторить упражнение 1.
Комплекс N 2 (тренирующий).
1. Исходное положение (ИП) основная стойка (ОС) перед зеркалом. Контроль за правильной установкой корпуса. Присесть на носочках, не наклоняясь вперед, руки за головой. Зафиксировать позу (устойчивое положение) и встать. Проверить осанку.
2. ИП ОС. На счет 1 – руки вперед, 2 – руки в стороны, 3 – руки вверх, 4 – руки в стороны, 5 – руки вперед, 6 — вернуться в ИП.
3. ИП ОС, руки в стороны. Вращения руками вперед, затем назад. Сменить направление вращения несколько раз. Темп – от медленного до среднего. Плечи не поднимать, не прогибаться в поясничном отделе. Контроль за осанкой.
4. ИП ОС. Руки через стороны вверх – вдох, вернуться в ИП – выдох.
5. Ходьба: руки вверх – на носках, руки за голову – на пятках, руки на поясе – ходьба на наружном краю стоп.
Эти упражнения выполняются в ИП лежа на животе:
6. Руки вверху: 1 – приподнять руки и грудь – потянуться (вдох),
2 — вернуться в ИП (выдох). 10-15 раз.
7. ИП тоже: 1 – развести в стороны руки и ноги, 2 – вернуться в ИП. Упражнение выполнять, не поднимая руки и ноги, а затем – приподняв их. 10-20 раз.
8. ИП тоже. Приподнять прямые ноги, не сгибая колени, – фиксировать положение, вернуться в ИП. 10-15 раз.
9. Кисти к плечам. Вращение в плечевых суставах, меняя направление вращения. При сутулости сближать лопатки.
10. Приподняться на локтях – произвольное дыхание. Упражнение можно выполнять после утомительного упражнения.
11. Плавание стилем «брасс». 2-3 раза по 15-30 сек.
12. Руки под подбородком. Ногами выполнять вертикальные или горизонтальные «ножницы». Колени не сгибать. 2 раза по 15-30 сек.
13. Лежа на животе, руки вверху, ноги вместе. Потянуться, напрячь все мышц туловища, рук, ног и, не скрещивая рук и ног, перевернуться на спину («колобок»). Выполнить несколько переворотов в одну сторону и повторить это в обратном направлении.
Эти упражнения выполняются в ИП лежа на спине:
14. Руки внизу. Через стороны руки поднять вверх (вдох) – потянуться, вернуться в ИП – выдох. 6-8 раз.
15. ИП тоже. Руками потянуться к ногам, носки стоп потянуть на себя. Фиксировать позу 5-10 сек. И вернуться в ИП. 8-14 раз.
16. Руки под голову. «Велосипед». Ноги не сгибать более 90 град., поясницу прижать к полу, плечи не поднимать. 2 раза по 15-30 сек.
17. Руки внизу. 1 – согнуть руки и ноги, 2 – руки выпрямить вверх, ноги выпрямить под углом 45 град., фиксировать положение; 3 – согнуть руки и ноги, 4 — вернуться в ИП. 8-12 раз.
18. ИП лежа на спине. Правая рука лежит на груди, левая – на животе. На счет 1 –вдох «животом», 2 – вдох «грудью», 3 – выдох «грудью», 4 – выдох «животом». 5-8 раз.
19. Руки внизу. Рывком сесть, подняв руки вверх и потянуться. 8-10 раз.
20. Руки под головой. Ногами выполнять вертикальные или горизонтальные «ножницы». Колени не сгибать, поясницу не отрывать. 2 раза по 15-30 сек.
21. ИП ОС. Руки через стороны вверх – вдох (фиксировать осанку), вернуться в ИП – выдох. 5-8 раз.
22. Приседания перед зеркалом (руки за голову) с правильной осанкой. 10-20 раз.
Источник
Оценка и учет эффективности методик физической реабилитации при нарушении осанки
Известно, что пациенты с нарушением осанки страдают недостатком силы мышц спины. Слабость предположительно возникает за счет атрофии мышц, в результате неиспользования этих мышц, а также неадекватного нейромышечного подбора моторных зон.
Становая динамометрия – метод определения силы разгибателей туловища. Измерялась становым динамометром.
Обследуемый становился на площадку, которая с помощью цепи присоединена к динамометру. Крюк площадки находился между ступнями обследуемого. С другой стороны динамометр был присоединен к рукоятке. Цепь подбиралась такой длины, чтобы рукоятка динамометра была на уровне коленей обследуемого. Рукоятка динамометра захватывалась двумя руками. Тянуть ее нужно было, напрягая мышцы спины, плавно, без рынков, развивая максимальное усилие. Ноги при этом были выпрямлены в коленных суставах, руки также прямые. Измерение проводилось 2 раза и фиксировался лучший результат.
Становая сила взрослых мужчин в среднем равна 130-150 кг, женщин – 80-90 кг [8].
У пациентов с нарушением осанки в первую очередь нарушается его опорная функция. Проба Ромберга – определяет устойчивость в статическом положении.
Мы выявляли, есть ли нарушения равновесия в положении стоя. Проба Ромберга проводилась в положении тела с уменьшенной площадью опоры: испытуемый стоял на одной ноге, другая согнута в колене и ступней опускается на коленный сустав с медиальной стороны, руки вытянуты в стороны. В норме пациент должен сохранять равновесие в течение 30 секунд [14].
Гарвардский степ – тест
Пациент, страдающий нарушением осанки, быстро устает от ходьбы и бега, плохо переносит статические нагрузки, быстро утомляется. Это в свою очередь отрицательно сказывается на его физической работоспособности. Так как у пациентов с нарушением осанки снижается физическая работоспособность, мы проводили Гарвардский степ – тест.
Гарвардский степ – тест – тест на выносливость сердечно-сосудистой и дыхательной систем, позволяющий оценить уровень физической подготовки человека посредством реакции его сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.
Гарвардский степ-тест заключался в подъемах на скамейку, высотой ступеньки 43–50 см. Время выполнения – 5 мин. Частота восхождения 30 подъёмов в 1 минуту под метроном (темп – 120 уд/мин). Подъём на ступеньки и опускание на пол производился с одной и той же ноги. На ступеньке положение вертикальное с выпрямленными ногами. После нагрузки подсчитывался пульс, сидя у стола за первые 30 сек. на 2, 3, 4-ой минуте восстановления. ИГСТ рассчитывается по формуле:
где 1, 2, 3 – ЧСС, за первые 30 сек. на 2, 3, 4 мин. восстановления – время восхождения в сек., если ИГСТ:
– меньше 55 – физическая работоспособность слабая,
– 55-64 – ниже средней,
– 90 и более – отличная [8].
Определение частоты дыхательных движений
У пациентов с нарушением осанки наблюдается снижение функционального состояния дыхательной системы, из-за тугоподвижности и ригидности грудной клетки. Мы измеряли частоту дыхательных движений (ЧДД) – совокупность вдоха и следующего за ним выдоха считают одним дыхательным движением.
Определение частоты дыхания проводили незаметно для пациента (в этот момент положением руки можно имитировать определение частоты пульса). Положение больного – лёжа или сидя, при этом брали его за руку как для исследования пульса, но наблюдали за экскурсией грудной клетки и считали дыхательные движения в течение 1 минуты.
Частота дыхательных движений у взрослого здорового человека в покое составляет 16-20 в минуту, у женщин она на 2–4 дыхания больше, чем у мужчин. В положении «лежа» число дыханий обычно уменьшается (до 14–16 в минуту), в вертикальном положении – увеличивается (18–20 в минуту) [20].
При нарушении осанки вследствие деформации грудной клетки, уменьшается дыхательная поверхность легких и нарушается обмен газов, что приводит к гипоксии тканей всего организма.
Мы проводили пробу Штанге, которая определяет степень устойчивости организма к гипоксии. Проба проводилась с целью оценки максимального времени задержки дыхания после глубокого вдоха. При проведении пробы Штанге пациенту предлагали сделать три глубоких вдоха и выдоха, а на высоте четвертого вдоха задержать дыхание. Длительность задержки дыхания у здоровых людей колеблется от 40 до 55 секунд, а при нарушении функции дыхательной системы задержка дыхания при выполнении пробы Штанге меньше нормы [8].
Проба Pavelky (ротация)
Пациенты с нарушением осанки обычно жалуются на слабость, тяжесть, скованность, неуклюжесть движений. Термин «слабость» обозначает снижение/ утрату мышечной силы. Для этого мы проводили исследование поворота (ротации) позвоночника.
Исследуемого пациента просили стоять прямо, ноги выпрямить, спину расслабить.
Исследование поворота туловища: сантиметровую гибкую ленту в натяжении прокладывали по косой от яремной вырезки по передней и задней поверхности грудной клетки на спину до 5 поясничного позвонка, измеряли данное расстояние. Затем пациент совершал поворот туловища вправо/влево, после чего данное измерение повторяли.
В норме расстояние должно увеличиться в среднем, на 8 см.
Различают 3 степени нарушений ротационной функции позвоночника:
1 степень нарушений функции позвоночника (незначительные нарушения) – увеличение расстояния на 5 — 6 см;
2 степень (умеренные нарушения) – увеличение расстояния на 3–4 см;
3 степень (выраженные нарушения) – увеличение расстояния менее 3 см [20].
Оценка силовой выносливости мышц брюшного пресса
При функциональных нарушениях осанки, мышцы спины и мышцы брюшного пресса ослаблены, поэтому принять правильную осанку пациент может лишь ненадолго. Также на ослабление мышц может повлиять длительное ношение корсета.
Для оценки силовой выносливости мышц брюшного пресса проводили пробу из исходного положения пациента лежа на спине с фиксированными ногами, руки на поясе. Испытуемый должен был садиться и возвращаться в исходное положение. Измеряли количество движений в минуту с помощью секундомера. Норматив для пациентов старше 16 лет – не менее 30 движений в минуту [8].
Протокол первичного исследования пациентов с нарушением осанки представлен в приложении 5.
ВЫВОДЫ
1. В процессе анализа литературы нами были изучены анатомо-физиологические аспекты опорно-двигательного аппарата. Анализ литературы показал, что позвоночный столб – основная часть осевого скелета человека. Состоит из 32–34 позвонков, соединённых между собой хрящами, суставами и связками или сросшихся. Позвоночный столб выполняет роль осевого скелета, который является опорой тела, защитой находящегося в его канале спинного мозга и участвует в движениях туловища и черепа. Позвонки соединяются между собой при помощи хрящей, связок и суставов. В каждом движении позвоночника участвуют слаженно работающие мышцы многих позвоночных двигательных сегментов.
2. В процессе анализа научно-исследовательской литературы выявлено, что нарушения осанки – это симптом, характеризующий группу заболеваний, проявляющихся искривлением позвоночника. Для каждого вида нарушения осанки характерно свое положение позвоночника, лопаток, таза и нижних конечностей. Отклонение позвоночника в сторону – сколиоз. В передне-заднем направлении – сутулость, круглая спина, кругловогнутая спина, плоская спина, плосковогнутая спина. У пациентов с нарушением осанки отмечается значительное снижение общей работоспособности и функциональных возможностей опорно-двигательного аппарата, что делает необходимым последующее восстановительное лечение.
3. В реабилитации у пациентов с нарушением осанки наиболее эффективен комплексный подход, включающий в себя лечебную физическую культуру, лечебное плавание, массаж, физиотерапию и другие средства физической реабилитации.
4. Лечебная физкультура при нарушении осанки способствует укреплению мышц туловища и формированию мышечного корсета. Таким образом, осуществляется стабилизирующее воздействие на весь позвоночник, улучшается осанка и корригируются деформации позвоночного столба.
5. Массаж при нарушении осанки способствует укреплению мышц и мышечного корсета со стороны деформации и удлинению и растяжению мышц и тканей со стороны мышечной контрактуры.
6. Физиотерапия при нарушении осанки применяется с целью укрепления мышечного корсета; создания благоприятных условий для снятия блоков позвоночно-двигательных сегментов; улучшения работы внутренних органов; устранения боли.
7. К методам оценки эффективности средств физической реабилитации для пациентов с нарушением осанки можно отнести следующие: становая динамометрия, проба Pavelky, проба Штанге, исследование частоты дыхательных движений, гарвардский степ – тест, проба Ромберга, оценка силовой выносливости мышц брюшного пресса.
8.Показатели оценки функционального состояния у пациентов с нарушением осанки отличаются от нормы: становая сила – на 16,3 %, ротационная функция позвоночника – на 17,1 %, адаптация к гипоксии на вдохе – на 10,7 %, частота дыхательных движений – на 14,5 %, общая физическая работоспособность – на 19,2 %, равновесие тела – на 12,7 %, силовая выносливость мышц брюшного пресса – на 10,8 %.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев Е.П., А.Н. Мироненко. Анатомия и физиология [Текст]: учебное пособие для студентов. М.: Мир, 2012. 160 с.
2. Белая М.А. Руководство по лечебному массажу [Текст]: учебник. М.: Медицина, 2009. 306 с.
3. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность [Текст]: учебник. М.: Наука, 2007. 392 с.
4. Бирюков А.А. Лечебный массаж [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений [Текст]. М.: Академия, 2010. 368 с.
5. Бубновский С.М. Физкультура без освобождений [Текст]: учебное пособие. М.: Мир, 2006. 53 с.
6. Выдрин В.М. Теория физической культуры [Текст]: учебное пособие. М.: Советский спорт, 2008. 324 с.
7. Данько Ю.И. Очерки физиологических упражнений [Текст]: методическое пособие. М.: Медицина, 2014. 205 с.
8. Дешин Д.Ф. Врачебный контроль [Текст]: учебник. М.: Физкультура и спорт, 2012. 514 с.
9. Евсеев С.П., Шипицина Л.М. Частные методики адаптивной физической культуры [Текст]: учебное пособие. М.: Советский спорт, 2009. 356 с.
10. Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура, ее философия, содержание и задачи [Текст]: учебник, М.: Академия, 2006. 403 с.
11. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура [Текст]: учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 567 с.
12. Зайцев А.А., Копеева Е.П., Палищук Н.К. Физическое воспитание дошкольников [Текст] : учебное пособие. М.: Советский спорт, 2007. 185 с.
13. Зациорский В.М., Арунин А.С., Селуянов В.Н. Биомеханика двигательного аппарат человека [Текст]: учебник. М.: ФиС, 2011. 291с.
14. Карташова Т.Ю. Диагностика нарушений осанки [Текст]: учебник. М.: Академия, 2013. 451 с.
15. Красикова И.С. «Нарушение осанки: профилактика и лечение [Текст]: учебное пособие. М.: Корона, 2012. 128 с.
16. Легафт П.Ф. Анатомия мышечной системы [Текст]: учебник. М.: Мир, 2008. 342 с.
17. Леонтьев А.Н. Возрастная физиология [Текст]: руководство по физиологии. М.: Медицина, 2005. 115 с.
18. Лечебная физическая культура [Текст]: учебник для студ. Высш.учеб.заведений / C.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасева. М.: Академия, 2006. 416 с.
19. Лубышева Л.И. Современные подходы к формированию физкультурного знания у студентов вузов [Текст]: учебник. 2011. 351 с.
20. Маркс В.О. Ортопедическая диагностика [Текст]: учебное пособие. Минск: Наука и механика, 2008. 204 с.
21. Николайчук Л.В., Николайчук Э.В. Остеохондроз, сколиоз, плоскостопие [Текст]: учебник. М.: Книжный Дом, 2014. 320 с.
22. Очерет А.Л. Профилактика и лечение сколиоза [Текст]: учебник. М.: Центрполиграф, 2011. 252 с.
23. Плаксунова Э. В. Коррекционное значение средств адаптивной физической культуры в восстановлении двигательной функции у детей с сочетанными нарушениями в развитии [Текст] : методическое пособие. М.: Мир, 2008. 422 с.
24. Сапин М.Р. Анатомия [Текст]: учебник. М.: Академия, 2006. 384 с.
25. Селуянов В.Н., Мякиченко Основы теории оздоровительной физической культуры [Текст]: учебное пособие. М.: Мир, 2006. 342 с.
26. Сосин И.Н., Кариев М.Х. Физиотерапия в хирургии, травматологии и нейрохирургии [Текст]:учебник. Ташкент: Медицина, 2004. 368 с.
27. Спешнев Ф.Ф. Спортивно-вспомогательная гимнастика [Текст]: учебное пособие. М.: ФиС. 2007. 367 с.
28. Статистика. Обработка спортивных данных на компьютере /под ред. М.П. Шестакова и Г.И. Попова [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений физической культуры [Текст]. М.: Спорт Академия Пресс, 2012. 278 с.
29. Попов С.Н. Физическая реабилитация [Текст]: учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 608 с.
30.Чаклин В.Д., Абальмасова Е.А. Сколиоз и кифозы [Текст]: учебник. М: Медицина, 2003. 211 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Виды нарушений осанки
Примерный комплекс ЛФК для детей 12-14 лет с нарушением осанки
в основном периоде, В.А. Епифанов (2009)
Часть занятия | Содержание | Дозировка | ОМУ |
Вводная часть: ОРУ : ДУ (1:1) Подготовка организма к предстоящей нагрузке 12 минут | Проверка правильной осанки у стены, перед зеркалом. | 1 мин | Излишне не напрягать мышцы. |
1) И.П.: стоя, на голове мешочек с песком. Придать туловищу симметричное положение. | 2 раза | Перед зеркалом. Следить за симметричным положением плеч, сдвиг туловища устранить. | |
2) Ходьба, разновидности ходьбы: на носках, пятках, высоко поднимая колени. | 2 мин | Следить за правильной осанкой | |
3) Ходьба по лестнице лежащей на полу. | 1 мин | Руки в сторону, сохраняя равновесие. | |
4) Медленный бег. | 30 сек | ||
5) И.п.- сидя на мяче, руки на поясе. 1. Наклон головы вправо. 2. И.п. 3. Наклон головы влево. 4. И.п. | 3-4 раза в каждую сторону. | Держать равновесие, плечи не поднимать. Упражнение укрепляет мышцы шеи. | |
6) И.П.: основная стойка: 1. Руки через стороны вверх – вдох; 2. И.п. – выдох. | 6-8 раз | Вдох — носом, выдох — удлинённый ртом | |
7) И.П.: то же: То же с мячом | 6-8 раз | Темп медленный | |
8) И.п.: стойка, ноги врозь: 1. Выдох, наклон головы назад 2. Вдох – И.п. 3. То же вперед 4. И.п. | 8 раз | Слушай счет | |
9) И.П.: стойка, ноги на ширине плеч. 1. Руки через стороны вперёд – вдох; 2. И.п. – выдох. | 6-8 раз | Опустить плечи, поднять локти |
Продолжение прил. 3
10) И.п.: основная стойка 1. Вдох, на носочки 2. Выдох – И.п. | 8 раз | ||
11) И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. 1-3.Вращательные движения в лучезап.суставе вовнутрь 4. И.п. 5-7. То же наружу 8. И.п. | 8 раз | Руки прямые, делаем вместе | |
12) И.П.: основная стойка: 1. Руки вверх – вдох; 2-4: И.п. – выдох. | 6 раз | Выдох удлинённый | |
Основная часть 20 минут | 1) И.П.: лежа на спине: 1. Упором на локти, таз вверх – вдох; 2–3 – Удержать положение; 4. И.п. | 6 раз | Дыхание не задерживать |
2) И.П.: лежа на спине: 1. левую ногу поднять– вдох; 2–3. Удержать положение; 4. И.п. 5-8: то же правой. | 8 раз | Ногу в колене не сгибать | |
3) И.П.: лежа на левом боку, левая рука под головой, правая на пояснице: 1. Правую руку через сторону за голову – потянуться – вдох; 2. И.п. – выдох. | 5-8 раз | Выдох удлиненный | |
4) И.П.:стоя, спиной к стене, руки по бокам: 1. Присед; 2,3 -фиксация в положении 4. И.п | 8-10 раз | Спина прямая При приседе не отрываем спину от стены Выдох при приседе | |
5) И.П.: лёжа на животе: 1. Правую руку, левую ногу вверх – вдох; 2–3. Удержать положение; 4. И.п.-выдох 5. левую руку , правую ногу вверх-вдох; 6-7. Удержать положением 8. И.п.-выдох. | 5-8 раз | Рука прижата к уху |
Продолжение прил. 3
6) И.п.: основная стойка 1. Вдох через нос 2. Выдох через рот | 8 раз | Грудное дыхание |
И.п. Лёжа на спине, руки за головой.Упражнение «велосипед»: | По 8 раз в каждую сторону | Дыхание ровное Поясница прижата к полу |
8) Брюшное дыхание Вдох через нос Выдох через рот | 6 раз | |
9) «Кошка» — спину вверх и вниз | 7 раз | Движения плавные Не забываем про дыхание |
10) И.П.: лёжа на животе. Имитация плавания брассом. | 3-6 раз | Следить за симметричным положением туловища |
12) И.П.: лёжа на животе, правая рука у подбородка, левая вытянута вперёд: 1. Прогиб, левую руку вверх – вдох; 2–3. Удержать положение; 4. И.п. | 5-8 раз | Дыхание произвольное |
И.п.Стоя, упор руками в стену. Отжимания от стены. | 12-15 раз | Дыхание не задерживать. Спина прямая, расстояние от стены- 1 шаг. |
14) И.П.: лёжа на животе, с упором на локти: 1. вверх обе ноги – вдох; 2. И.п. – выдох. | 5-6 раза | Поднять туловище на угол 15–20° |
15) И.П.: лёжа на животе, правая рука – под подбородком, левая – вперёд: 1. левую руку вверх, правую ногу – прогнуться – вдох; 2–3. Удержать положение; 4. И.п. – выдох. | 3-12 раз | Дыхание не задерживать |
16) И.П.: основная стойка: 1. «Ласточка» на правой ноге; 2–3. Удержать положение; 4. И.п. | 3-12 раз | В процессе обучения И.п. — стоя на полусогнутой ноге |
Продолжение прил. 3
17) И.п.: стойка, руки вдоль туловища 1. Вдох через нос 2. Выдох через рот с произношением звуков «с-с» | 4-6 раз | Выдох глубже | |
И.п.Лёжа на животе, руки вытянуты вперед, ноги приподняты.Упражнение «лодочка» | 3–9 раз | Следим за дыханием Прогибаемся как можно сильнее | |
17) И.П.: лежа на спине: 1. прямые ноги вверх; 2–3. Удержать положение; 4. И.п. | 10 сек | Поднять на угол 15–30°. Дыхание произвольное | |
Заключительная Часть Привести организм в прежнюю норму 8 мин | Проверка осанки: 1. Ходьба с сохранением правильной осанки | 1-2 мин | В медленном темпе, дыхание произвольное |
1) И.П.: стойка на корточках, с упором рук сзади: Ходьба вперёд, спиной вперёд, правым боком, левым боком | 1 мин | Темп медленный | |
2) В ходьбе руки через стороны вверх, потянуться, встать на носки – вдох; И.п. – выдох. | 6-8 раз | Темп медленный | |
И.п. сидя, руки перед собой 1.Тянемся руками к икрам; 2,3 фиксация; 4. И.п. | 15-20 сек | Тянемся как можно дальше Выдох при протягивании | |
3. И.П.: лежа на спине, руки к плечам: 1 — Руки от плеч вверх. 2 – И.п. 3 — от плеч вниз. 4 – И.п. 5-вдох, и.п. | 6раз | ||
И.П.: стойка, руки вытянуты вперед: 1.Вдох через нос, сгибание пальцев; 2. И.п. Выдох через рот, | 10 раз | Темп средний |
Продолжение прил. 3
4) И.П.: основная стойка: 1. Руки через стороны вверх – вдох; 2. И.п. – выдох 5) Упр. на расслабление «Полет белой птицы» Я лежу на теплом желтом песке, надо мной спокойное, чистое, синее небо. Все тело заполнено приятной прохладой, голова ясная и чистая, мышцы легкие и бодрые, три глубоких вдоха, открываю глаза, встаю. | 8 раз 2 мин | Вдох носом, выдох ртом |
И.П.: стойка, ноги на ширине плеч: 1–2: вдох через нос; 3–4: выдох через рот. | 4-6 раз | Выдох глубже |
Общее время занятия | 40 мин |
Технология массажа при нарушении осанки (круглая спина),
Порядок воздействия | Рабочие сегменты | Время (мин.) | Приемы массажа |
Область спины | Поглаживание, выжимание Разминание | ||
Тазовая область: ягодичные мышцы крестец мышцы спины (от поясничной области до нижних углов лопаток) | Поглаживание, выжимание Разминание Растирание Поглаживание, выжимание Разминание | ||
Поясничная область | Поглаживание Растирание Разминание | ||
Нижние конечности(задняя и передняя поверхности): мышцы задней поверхности бедра икроножные мышцы передняя поверхность бедра передние мышцы голени голеностопный сустав тыльная часть стопы | Поглаживание, выжимание Разминание Поглаживание, выжимание Разминание Поглаживание, выжимание Разминание Поглаживание, выжимание Разминание Поглаживание Растирание Растирание | ||
Время массажа | 1час |
Первичный протокол
Ф.И.О. | Равновесие тела, сек | Частота дыхательных движений, раз/мин | Силовая выносливость мышц брюшного пресса раз/мин. | Адаптация к гипоксии на вдохе, сек | Физическая работоспособность усл.ед. | Становая сила, кг | Ротационная функция позвоночника, см |
Норма | 16-18 | 40-55 | 80-90 | 80-90 | |||
Быкова З.В. | |||||||
Лещук Н.И. | |||||||
Сафина Л.Л. | |||||||
Выдрина Р.Р. | |||||||
Зацепина К.М. | |||||||
Салимова Н.И. | |||||||
Кунц Р.В. | |||||||
Фазылова Т.С. | |||||||
Иванова С.Р. | |||||||
Титова А.П. | |||||||
Х | 19,1 | 24,8 | 20,9 | 23,3 | 57,7 | 69,3 | 3,3 |
σ | 3,9 | 2,2 | 2,3 | 6,2 | 5,1 | 7,4 | 0,9 |
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Источник