Поговорка это средство народной педагогики
Лекция 4. Основные средства народной педагогики (пословицы, загадки)
План:
1.Пословицы, их роль в народной педагогике и формы выражения
2. Воспитание трудолюбия в пословицах
3. Загадки как средство народного воспитания
Литература:
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1999. – 168 с.
2. Узакбаева С.А., Кожахметова К.Ж. Использование материалов казахской этнопедагогики при изучении педагогических дисциплин. – Алматы: Өнер, 1998. – 64 с.
3. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. – М.: Педагогика, 1991. – 256 с.
4. Калыбекова А. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов. Изд. 2-ое. – Алматы: БАУР, 2006. – 364 с.
1. Пословицы, их роль в народной педагогике и формы выражения
Важным средством народного воспитания является слово. «Слово – величайшее из человеческих духовных сокровищ. В повседневном общении с матерью ребенок усваивает язык, который называют материнским» [1, с. 137]. Словесные средства воспитания в народной педагогике: частушки, скороговорки, песни, загадки, пословицы, поговорки, назидания, басни и т.д.
Пословица – жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом, в ритмически организованной форме («Что посеешь, то и пожнешь»). Пословицы представляют собой воспитательное средство, направленное на воспитание определенных качеств личности, а также отражают житейские советы, пожелания в труде. Пословицы отражают коллективное мнение народа, т.к. создаются всем народом; направлены от старших к младшим (детям и молодежи). Воспитательное значение пословицы отражено в следующих словах Я.А. Коменского: «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое какое-нибудь высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, то есть слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, менее знакомое» [1, с. 63]. То есть в пословице, с одной стороны, содержится готовый вывод; вместе с тем, она заставляет задуматься о смысле, выраженном ее словами. Таким образом, как отмечает Г.Н. Волков, «ценность пословиц выясняется расшифровкой их смысла, требующей проникновения в их глубину» [1, с. 65].
Наиболее распространенная форма пословиц – наставления. С педагогической точки зрения интересны наставления трех категорий: поучения, наставляющие детей и молодежь в добрых нравах, в том числе и правила хорошего тона; поучения, призывающие взрослых к благопристойному поведению; наставления особого рода, содержащие педагогические советы, констатирующие результаты воспитания, что является своеобразной формой обобщения педагогического опыта. Особенно большую ценность для изучения воззрений народа представляют собственно педагогические наставления: «Детей побоями не учат, добрым словом учат»; «Грамотный человек – словно солнце, неграмотный – что черна ночь»; «Не тот глуп, кто не учился, а тот, кто не хочет учиться»; «Сырое дерево гни, пока не высохло, ребенка учи в свое время»; «Не учили, когда поперек лавки ложился, а на всю вытянулся, так не научишь». По мнению Г.Н. Волкова, «это – своего рода морально-педагогический кодекс народа» [1, с. 66].
Пословицы, как педагогические суждения, многозначны. Многозначность пословиц предполагает многосторонние и многочисленные связи их друг с другом, их взаимные дополнения, разъяснения, комментарии. Эта многозначительность в значительной степени обусловлена высокой поэтичностью пословиц. Различают следующие формы выражения пословиц:
- как совет (предсказание, правило) – обобщающая информация о детях, родителях, воспитании;
- как фрагмент теории (близки к педагогическим принципам);
- как выражение философских идей;
- как остроумный афоризм.
В зависимости от содержания различают виды пословиц, в которых отражено: 1. Родина – чужбина; молодость – старость; здоровье – хворь; ум – глупость; правда – кривда; строгость – кротость; работа – праздность. 2. Дети – семья; грамота, ученье, признательность, взаимность. 3. Род (племя), честь (почет), добро – зло, жених – невеста, дом (двор).
Например, в казахских пословицах о человеке отражены такие качества как:
- сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь людям:
Человек – опора человеку.
Человеком быть легко, человечным быть трудно.
Человеку без человека жизни нет.
Хорошего коня похвали, хорошего человека поддержи.
Человек – достойное имя человека.
Самая святая пища – хлеб, самое святое имя – человек.
Каждого приветствуют по его достоинству.
Родившись человеком, надо и умереть человеком.
У каждого человека есть своя высота.
Человека обмануть – преступление перед совестью, брата обмануть – преступление перед матерью.
Труд украшает человека, а человек свое время.
Три дела человеку делают честь:
колодец, вырытый в пустыне;
мост, проложенный через реку;
дерево, посаженное у дороги.
Земля красна плодами, джигит – делами.
- Героизм, смелость, решительность:
Крепкое бревно нужно для подпорки потолка; стойкий джигит – для опоры народа.
Смелого лодка и в шторм не утонет.
Нет земли без цветов, а народа без героев.
Крепости покоряются отважным.
Батыр с дубинкой труса с саблей одолеет.
Вершину одолеет идущий.
Настойчивый и из сита воды напьется.
Кто ищет, тот всегда найдет, что ищет.
Бегущий обгонит, лежащий отстанет.
К настойчивому джигиту счастье само идет навстречу.
Для ученого мир светел, для неуча мир темен.
Не стремись удивить красноречием, стремись удивить знанием.
Нет жизни без знания, нет знания без учения.
Учение – основа знания, знание – основа счастья.
Сильный победит одного, ученый – тысячу.
В воспитательной работе с детьми необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку.
2. Воспитание трудолюбия в пословицах
Труд является целесообразной деятельностью человека, направленной на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей, и выступает основой развития человека. Его ведущими функциями являются утилитарно-практическая (обеспечивает создание материальных и духовных ценностей, социально-бытовых условий жизни и деятельности человека); развивающая (способствует умственному и физическому развитию человека, развитию его эмоциональной и волевой сфер); воспитательная (способствует формированию в процессе труда личностных качеств человека и нравственно-эстетического отношения к жизни и деятельности).
Воспитание подрастающего поколения у всех народов тесно связано с трудовой деятельностью. Через труд осуществляются отношения человека с другими людьми, с обществом, с природой. Воспитание детей в труде является лучшей традицией народа. Оно с древнейших времен было важнейшей обязанностью родителей. Трудовые знания и опыт складывались веками и передавались из поколения в поколение. Взрослые своим трудом показывали детям пример высокой нравственности, ответственности и дисциплины. Г.Н. Волков отмечает: «Труд в народной педагогике занимает особенное место. Пустословие и деловитость взаимно исключают друг друга. Детям постоянно внушается мысль о необходимости мало говорить, много делать. В традиционной культуре воспитания присутствует идея самоценности бескорыстного труда. Не все продается и покупается. Бесплатный труд может быть полезен знаниями, умениями и навыками, приобретенными в деятельности, и определенными личностными качествами, нравственными свойствами. В народе ценится единство слова и дела» [1, с. 138].
Трудовое воспитание было тесно связано с повседневной жизнью, с выполнением домашних обязанностей, овладением навыками выполнения различных дел. Положительная сторона народного трудового воспитания – это совместный труд взрослых и детей, способствовавший приучению их к реальным жизненным ситуациям. Участие детей в трудовой деятельности рассматривалось как потребность; детей с раннего возраста приучали к труду. Это способствовало формированию трудолюбия, ответственности, добросовестности, старательности. Трудовое воспитание в народной педагогике имеет много общего. Оно направлено на формирование трудолюбия; достижения мастерства в деле, профессии; искоренение праздности и лени. Народ высмеивает человека, который ищет легкой работы. Поговорка гласит: «В дождливый день много найдется желающих кур поить». Труд воспет в казахских пословицах «Жить без труда, как жить без огня», «Пока на лбу пот не выступит, в котле не забурлит», «Скот множится у того, кто умеет его пасти», «Имя джигита трудом славится», русских – «Горька работа, да хлеб сладок», «Без дела жить – только небо коптить», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
3. Загадки как средство народного воспитания
Загадка является комбинированным средством воздействия на сознание, её цель – умственное воспитание в единстве с другими сторонами формирования совершенного человека.
Умственному воспитанию уделялось значительное внимание в воспитании у всех народов. Народ в прошлом был лишен возможности учения, приобретения знаний, но в глубине сознания народных масс всегда было стремление к образованию. Это нашло отражение в пословицах. Например, казахские пословицы: «В учении трудно, да плоды учения сладки», «Для ученого мир светел, для неуча темен». Загадки широко применялись в системе народного воспитания. Дети (7-8-ми летние) загадывали и отгадывали загадки о растениях, животном мире родного края, окружающих предметах быта. Например: «В темной кибитке тигр рычит» (мельница), «Молчком лежит, внезапно схватит» (капкан); «В стаде сто овец и коз, сколько ног и ушей?» [3, С. 197]. Загадки способствуют развитию не только сообразительности, но и наблюдательности, так как в них выделяются характерные качества предметов.
Загадка – жанр народно-поэтического творчества, иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего. Загадки оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. В глубокой древности они в равной степени выполняли все эти функции, но позднее в них доминирующим началом стало умственное воспитание. Загадки развивают мышление детей, приучают их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; различные загадки об одном и том же явлении позволяет давать всестороннюю характеристику данному явлению. Загадки обогащают человека знаниями из различных областей жизни, причем совокупность сведений о природе и обществе в процессе разгадывания загадок приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности. Загадки не только учат анализировать явления и предметы окружающей действительности и их признаки, но и имеют поучительный смысл. Например, загадка о месяце одновременно представляет собой и поэтический афоризм о человеческой жизни:
Когда я молод был,
В процессе воспитания детей загадки также имеют диагностическую функцию – позволяют выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития и творческого мышления ребенка. Особенности загадок состоят в том, что они: приучают анализировать предметы и явления, сопоставлять их свойства и качества; развивают мышление; способствуют воспитанию нравственных качеств (добро, правда и т.п.); воспитывают эстетический вкус, т.к. имеют высокопоэтическую форму; являются привлекательными, т.к. применяются в игровой форме.
Различают следующие группы загадок: о человеке (его личностных качествах – чистота, правда и т.д., об отдельных органах – глаза, зубы, волосы и т.д., о труде и орудиях труда); о природе (солнце, лесе, растениях, животных и т.д.). Загадки могут быть представлены в различной форме – вопросы, миниатюрные рассказы, стихи, песни-загадки и т.д.
Таким образом, пословицам и загадкам присуща лаконичность; они развивают наблюдательность, сообразительность, быстроту мышления.
Источник
Средства народной педагогики. Пословицы.
статья по теме
Пословицы — как средство воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пословицы | 45.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Средства народной педагогики
В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент» — назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения.
Пословицы удовлетворяли многие духовные потребности трудящихся: познавательно-интеллектуальные (образовательные), производственные, эстетические, нравственные и др.
Пословицы — не старина, не прошлое, а живой голос народа: народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра. Когда в пословице говорится о прошлом, оно оценивается с точки зрения настоящего и будущего — осуждается или одобряется в зависимости от того, в какой мере прошлое, отраженное в афоризме, соответствует народным идеалам, ожиданиям и чаяниям.
Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Удачный афоризм, созданный индивидуальным умом, не становится народной пословицей, если он не выражает мнение большинства. Во всяком случае возможно параллельное одновременное существование общенародного варианта и индивидуально-авторского.
Народные пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как этнопедагогических средств.
Пословицы прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается игрой слов, разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. В данном случае поэзия выступает как форма сохранения и распространения мудрости, опыта познавательной деятельности, моделирующей воспитание и его результат — поведение.
Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой — оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа, дают характерологические оценки личности — положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими священными обязанностями — педагогическими и т.д.
О пословице хорошо сказал Я.А.Коменский: «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое какое-нибудь высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, то есть слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, менее знакомое». В этом высказывании содержится признание педагогических функций пословиц и учета в них определенных закономерностей, свойственных народной педагогике: во-первых, намек выступает как средство воздействия на сознание воспитуемых, во-вторых, обучение идет от известного к неизвестному (знакомый предмет порождает незнакомую мысль).
В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы и др.
Наиболее распространенная форма пословиц — наставления. С педагогической точки зрения интересны наставления трех категорий: поучения, наставляющие детей и молодежь в добрых нравах, в том числе и правила хорошего тона; поучения, призывающие взрослых к благопристойному поведению, и, наконец, наставления особого рода, содержащие педагогические советы, констатирующие результаты воспитания, что является своеобразной формой обобщения педагогического опыта. В них содержится огромный образовательно-воспитательный материал по вопросам воспитания.
В пословицах получили отражение педагогические идеи, касающиеся рождения детей, их места в жизни народа, целей, средств и методов воспитания, поощрения и наказания, содержания обучения, трудового и нравственного воспитания, наследственности и наследования детьми черт поведения родителей, влияния окружающей среды и общественного мнения и т.д. и т.п. Выражение в пословицах общественного мнения о воспитании для народной педагогики имеет принципиальное значение, ибо, как считал К.Д.Ушинский, где нет общественного мнения о воспитании, там нет и общественного воспитания.
В детской среде пословицы — редкость, чаще всего они лишь ситуативно воспроизводятся в подражание старшим. Тем не менее ситуативность закрепляет их в памяти как педагогические ресурсы для будущего, и приходит пора когда они становятся средствами воспитательного воздействия. Для повышения воспитательного значения пословиц в народе всемерно поддерживается их авторитет: «Без пословицы не проживешь», «На пословицу ни суда, ни расправы. Пословица «несудима», «Пословица не покормница, а с нею добро», «Пословица правду всем говорит», «Пословица — всем делам помощница».
Пословица — «цвет народного ума» (В.И. Даль), но этот ум прежде всего оберегает нравственность. В пословицах главное — этическая оценка поведения человека и народной жизни в целом. Пословица — выкристаллизовавшееся веками общественное мнение народа, нравственная оценка им всех случаев жизни. И педагогические мысли народа несут на себе печать народной нравственности.
В педагогической перекличке народов и поколений участвуют все без исключения народы — большие и малые. Рождение детей — для всех праздник. С детьми трудно, без них вдвое. В русских пословицах дети воспеты многократно: «Сын да дочь — красные детки. Сын да дочь — домашние гости», «Сын да дочь — день да ночь», «Сын да дочь — ясно солнце, светел месяц», «Малы детушки — что часты звездочки: и светят и радуют в темну ноченьку».
Рождения мало, родить всякий может, — важно воспитание. «Нарожать нарожала, а научить не научила» — осуждения подобного рода в адрес родителей — как отцов, так и матерей — встречаются у всех народов.
Народом определенно высказываются мысли о начале воспитания: чем раньше, тем лучше. Воспитание начинается с момента рождения, причем оно главнее рождения: «Не тот отец, мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил». Мать и отец не просто родители, рождение — только начало, мать и отец — воспитатели, только тогда они оправдывают свое имя и назначение. «Материнская школа» важнее и основательнее отцовской: «Какова матка, таковы и детки», «Что мать в голову вобьет, того и отец не выбьет».
«Родительское слово мимо (на ветер) не молвится», т.е. о родительском слове сказано, то же самое, что и о пословице. Слово родителей оценивается так же высоко, как и живая народная мудрость многих поколений. Родители как воспитатели в данном случае выступают от имени народа, как связующее звено между детьми и народом, подрастающим поколением и уходящим.
В пословицах отразились условия воспитания — благоприятные и неблагоприятные. Все народы внушают подрастающему поколению мысль о необходимости уважать воспитателей. В пословицах родительский авторитет поддерживается особенно настойчиво: «Птичьего молока хоть в сказке найдешь, а другого отца-матери и в сказке не найдешь», «Отцовским умом жить деткам, а отцовскими деньгами не жить», «Хоть по-старому, хоть по-новому, а все отец старше сына». Об отце сказано: «Крута гора высокая, крепка стена белокаменная», и мать праведна названа оградой каменной. Детям предсказывается судьба по их отношению к родителям: «На лубе отца спустил, и сам того же жди от сына» (рус.). Между прочим, есть и сказки на эту тему, и как нравственный вывод из них — пословицы, в которых лучшими воспитателями провозглашаются старые: «Чем старее, тем правее, а чем моложе, тем дороже», «Седина в бороду — ум в голову», «Старина с мозгом — старина, что диво». Взаимоотношения между молодым и старшим поколением у всех народов определяются примерно одинаково: «Старшим место уступи, младшим помощь окажи» (хакаск.), «Старшего слушай, молодого учи» (чув., якут., шорск., тув., татар., кирг.), «Молодой работает, старый ум дает. Молодой на службу, старый на совет», «Молодой на битву, а старый на думу» (рус.).
В пословице — готовый вывод, но она — не конец, не завершение раздумий, а скорее — точка опоры для новых мыслей, как бы их зародыш. Пословица в какой-то конкретной ситуации — вывод, в другой — гипотеза, ставящая новые проблемы. Ценность пословиц выясняется расшифровкой их смысла, требующей проникновения в их глубину. Комментирование пословиц в суждениях, в разговоре, спорах всегда широко было распространено в народе. Такое комментирование во многих случаях переводит в разряд педагогических и те пословицы, которые на первый взгляд не являются таковыми. Пословица «Жизнь прожить — не поле перейти» комментируется как совет, адресованный молодежи: «Учились бы да играли больше. Успеете еще наработаться. Жизнь прожить — не поле перейти».
Применение общего педагогического суждения к характеристике конкретного случая очень часто встречается при употреблении пословиц. Пословица о том, что одного-двух сыновей мало, народом комментируется следующим образом: «А ведь и правда. Один сын и умереть может, со вторым можно характером не сойтись, какая сношка попадется. А три сына — три костыля на старости лет».
Особенно ценны для изучения воззрений народа собственно педагогические наставления. Они вместе с образовательным материалом, со знаниями о детях и воспитании составляют основное ядро народной педагогической мудрости. Это — своего рода морально-педагогический кодекс народа.
Этот кодекс тщательно продуман народом в важнейших деталях: «Детей побоями не учат, добрым словом учат», «Детей наказывают стыдом, а не грозою и бичом», «Жалуй своих, а там и чужих! Свой своему поневоле друг», «Молоденький умок — что вешний ледок», «К мягкому воску — печать, а к юному — ученье», «Неразумного учить — в бездонную кадку воду лить», «Повторение — мать ученья», «Ученый видит, неученый следом ходит», «В бедах человек умудряется», «Общаясь с хорошим, хорошее пристанет, общаясь с дурным — дурное», «Кошма развернется — широкой станет, человек вырастет — умным станет», «Ребенок-первенец больше всех дорог», «Разум шире морей, знания выше гор», «Грамотный человек — словно солнце, неграмотный — что черна ночь», «Сырое дерево гни, пока не высохло, ребенка учи в свое время», «Не учила сына, когда кормила, а тебя кормить станет, так не научишь», «Не учили, когда поперек лавки ложился; а во всю вытянулся, так не научишь», «Не тот глуп, кто не учился, а тот, кто не хочет учиться», «Если не варит в голове, то не сваришь и в котле», «Старому посох подпорка, молодому — наука», «Если среди смелых растешь, сам будешь смелым», «Все мы люди, все человеки», «Каковы веки, таковы и человеки», «Человек человека стоит. Человек не для себя родится».
Важный педагогический смысл имеет народное мнение о результатах воспитания, это — оценивающие суждения о людях, о чертах их личности: «Вспыльчивый нрав не бывает лукав», «Злой человек, как уголь: если не жжет, то чернит», «Добрая совесть — глаз божий. Добрая совесть любит обличение», «На ходу зеленой травы не сомнет» (о смирном), «Встретив равного по силе, стал комнатной собачкой» (о бахвалах), «Как садиться на коня, так и штаны свои отдавать в починку» (о беспечных), «В нем верны только следы, оставленные на снегу» (о лгунах), «Вор – первый богомолец, женолюб — лучший родственник, а плут больше всех говорит о грехе», «Слова хвастливого, что лужа, слова скромного, как море», «Увидев самого медведя, отправится искать его следы» (о человеке, отвлекающемся от главной цели), «Говоря ложь, не сделаешься мудрым, воруя, не сделаешься богатым», «Легче сандаловое дерево сломить, чем молодой задор», «Хорошо откормленная собака на хозяина лает» (о неблагодарных, о них же говорят: «Перекочевал — верблюд не нужен, переплыл — лодка не нужна»), «У плута нет жизни, у лентяя нет мечты», «Добрый человек зла не помнит, а злой добра не помнит» и др. Многочисленные характерологические пословицы интересны тем, что свойства личности оцениваются в них по поступкам и действиям, рассматриваются в связи с воспитанием. Воспитание и перевоспитание дурных людей — дело не из легких: «Змея своей кривизны не сознает: выпрямлять станешь — укусит». Воспитание не всесильно: «То, что грязно изнутри, не сделаешь чистым снаружи», «Змея меняет кожу ежегодно, да ядовитые зубы оставляет при себе».
Положительные и отрицательные черты личности по пословицам представляются как цели воспитания и перевоспитания, предполагающие всемерное улучшение поведения и характера людей. При этом примечательно, что все народы признают беспредельность человеческих совершенств. Любой человек, как бы он ни был совершенен, может подняться еще на одну ступеньку совершенства. Эта ступенька ведет не только человека, но и человечество к прогрессу. Многие пословицы являются мотивированными и аргументированными призывами к самосовершенствованию.
По содержанию пословицы мудры, по форме прекрасны, употребляются они умно, уместно, умело. Основное же назначение их все-таки в нравственном воспитании. Ум как бы оказывается между прекрасным и нравственным, контролируется ими.
Жизненные потребности, исторические обстоятельства, общественные условия породили мудрые народные афоризмы. Человек, становясь умнее, сознательно поддерживал и культивировал прежние духовные приобретения и изобретения. В силу этого каждое поколение застает готовые формы и жанры. Содержание их дополняется и развивается от поколения к поколению. Отдельный человек оказывается в плену тех форм, которые созданы задолго до него, и обстоятельствами жизни вовлекается в творческий процесс — восприятия, переосмысления или созидания.
Тысячелетние достижения человеческого духа сохраняют свою непреходящую ценность, причем сокровища любого из народов обогащают общечеловеческую духовную сокровищницу. И в настоящее время в освоении духовных приобретений прошлых поколений дети народов выступают как дети человечества.
Источник