- Энциклопедия решений. План закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств по Закону N 223-ФЗ
- Планируем закупку инновационной продукции по 223-ФЗ
- Что такое инновационные товары
- Как формируются перечни инновационных, высокотехнологичных объектов закупок
- Высокотехнологичные заказы
- План покупок
- Как составить план закупки инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств по Закону №223-ФЗ
- Приказ об утверждении
- Планирование закупок по Закону № 223‑ФЗ
- Что содержится в плане закупок по 223-ФЗ
- Изменения плана закупок по 223-ФЗ
- План закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств
- Закупки у СМП по 223-ФЗ
- Штрафы за неразмещение плана закупок по 223-ФЗ
- Закупки по 223-ФЗ
Энциклопедия решений. План закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств по Закону N 223-ФЗ
План закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств по Закону N 223-ФЗ
План закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств (далее — план технологичных закупок) формируется по тем же правилам, что и план закупки. На основании ч. 2 ст. 4 Закона N 223-ФЗ постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 N 932 утверждены:
— Правила формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и
— Требования к форме плана закупки товаров (работ, услуг) (далее — Требования).
Это видно, в частности, из п. 2 Требований, устанавливающего особенности формирования именно плана технологичных закупок. Форма плана технологичных закупок установлена Приложением к Требованиям.
План технологичных закупок размещается заказчиком в единой информационной системе (далее — ЕИС) на период от 5 до 7 лет (ч. 3 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).*(1)
По нашему мнению, очевидно, что указание «на период от 5 до 7 лет» следует понимать так, что план технологичных закупок должен содержать информацию о закупках указанных товаров, которые заказчик планирует осуществить в течение не менее чем 5 календарных (поскольку не указано иного) лет, следующих за годом утверждения такого плана. Это подтверждается указаниями п. 2 Требований.
Согласно ч. 4 ст. 4 Закона N 223-ФЗ критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана технологичных закупок устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также Госкорпорацией «Росатом» с учетом утвержденных Президентом РФ приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечнем критических технологий Российской Федерации.
В настоящее время действует несколько различных нормативных актов различных министерств и ведомств, устанавливающих критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции в соответствующей отрасли.
Две категории заказчиков также должны заполнять в планах технологичных закупок отдельный раздел о закупке указанных товаров у субъектов малого и среднего предпринимательства. К таким заказчикам относятся:
— отдельные конкретные заказчики, определенные распоряжениями Правительства РФ от 06.11.2015 N 2258-р и от 19.04.2016 N 717-р на основании пп. «б» п. 2 ч. 8.2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ (п.п. 3, 4 ч. 8.2 ст. 3, ч.ч. 3.1, 3.2 ст. 4 Закона N 223-ФЗ);
— заказчики, включенные в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 475-р на основании п. 1 ч. 8.2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.
Прочие заказчики указанный раздел заполнять не обязаны (именно такое мнение по такому же, по сути, вопросу о заполнении аналогичного отдельного раздела в плане закупок высказано в письме Минэкономразвития России от 07.12.2015 N Д28и-3531).
При этом отдельные конкретные заказчики, определенные Правительством РФ на основании пп. «б» п. 2 ч. 8.2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, обязаны до утверждения планов технологичных закупок представлять их проекты для оценки соответствия требованиям законодательства РФ, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, следующим инстанциям:
— конкретные заказчики, определенные распоряжением Правительства РФ от 06.11.2015 N 2258-р, — акционерному обществу «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства»:
— конкретные заказчики, определенные распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 N 717-р, — органам исполнительной власти субъектов РФ или созданным ими организациям.
Все прочие заказчики формируют планы технологичных закупок самостоятельно в рамках, определенных нормативными правовыми актами РФ (в том числе требованиями, предусмотренными Правилами), локальными актами заказчика, а также положением о закупке (п.п. 5, 10 Правил).
Обращаем внимание, что законом предусмотрена административная ответственность за нарушение предусмотренных законодательством в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в ЕИС информации о закупке, размещение которой предусмотрено законодательством (ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ), и неразмещение такой информации (ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ).
*(1) Согласно ч. 9 ст. 8 Закона N 223-ФЗ с 1 января 2013 года до 1 января 2015 года планы технологичных закупок размещались заказчиками в ЕИС на трехлетний срок.
Источник
Планируем закупку инновационной продукции по 223-ФЗ
Закупка инновационной продукции по 223-ФЗ — это обязанность заказчиков, но не всех. Конкретный перечень таких компаний утвержден Распоряжением №475-р от 21.03.2016.
Инструкция доработана экспертом Эллой Залужной
Что такое инновационные товары
Инновации — это введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт или процесс, обеспечивающий качественный рост эффективности (127-ФЗ от 23.08.1996).
Перечень таких товаров, услуг и технологий включен в спецреестр и региональные реестры.
- федеральный орган исполнительной власти;
- ГК «Росамтом»;
- ГК «Роскосмос».
При этом учитывают приоритетные направления развития, которые определены правительством (Указ Президента №899 от 07.07.2011).
Примеры критериев, на основании которых заказчики составляют перечень инновационной продукции по 223-ФЗ и публикуют его в ЕИС:
- потребительские свойства товара являются новыми или превосходят функциональные характеристики ранее производимых;
- при производстве используется новое или ранее не применяемое модернизированное технологическое оборудование;
- использование при производстве результатов интеллектуальной деятельности, подлежащих правовой охране.
Как формируются перечни инновационных, высокотехнологичных объектов закупок
Единого перечня не утверждено. Отдельные заказчики, работающие по Закону №223-ФЗ, должны самостоятельно сформировать и утвердить перечни таких товаров и положения о порядке их внедрения. Критерии, по которым определяют, относится ли товар к инновациям, устанавливаются отраслевыми федеральными министерствами.
Для заказчиков по Закону №44-ФЗ на федеральном уровне не установлено требований вести перечни инновационных, высокотехнологичных товаров или закупать их в определенном объеме. Такие перечни и условия внедрения инноваций утверждают и на региональном уровне.
Высокотехнологичные заказы
Воплощают современные научные достижения, передовой опыт и обладают высокой социально-экономической эффективностью, отвечают следующим критериям:
- предприятие относится к наукоемким отраслям;
- производство осуществляется с использованием новейших образцов;
- участие высококвалифицированного, специально подготовленного персонала.
На основании этих критериев заказчики составляют перечень для приобретения товаров, которые относятся к инновационным и высокотехнологичным. В Федеральном законе №223 отсутствует описание ситуаций, когда размещение плана инновационной продукции не обязательно.
План покупок
Помимо ежегодного, план закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств размещается заказчиком в ЕИС в сроки, которые определяются заказчиком самостоятельно и прописываются в положении о закупках (ПП №932 от 17.09.2012). При отсутствии таких заказов документ размещается пустым (Письмо Минэкономразвития России №ОГ-Д28-10145 от 27.07.2015).
Статья 4 223-ФЗ разъясняет, кому необходим план инновационной продукции, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств: документ готовят все учреждения, которые подпадают под действие этого закона.
Обязанность проведения таких покупок возложена на конкретный список, который утвержден Распоряжением №475-р от 21.03.2016. Вот кто размещает инновационный план закупок и обязательно реализует подобные заказы: Газпром, Аэрофлот, РЖД и прочие компании.
Годовой объем покупок таких товаров установлен Постановлением №1442 от 25.12.2015. Он равен сумме за прошлый год, которую умножают на 10%.
Как составить план закупки инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств по Закону №223-ФЗ
Такой план составляют все заказчики на ближайшие 5–7 лет. В него, помимо лекарственных средств, включаются закупки уникальных товаров, содержащих результаты новых научных достижений. Критерии, с помощью которых определяют, является ли товар инновационным, разрабатывают отраслевые министерства. Некоторым заказчикам необходимо запланировать закупку части таких товаров у СМСП.
Утверждают и размещают инновационный план в ЕИС так же, как и обычный — в течение 10 дней после утверждения. Но некоторым заказчикам предварительно необходимо направить проект плана на оценку соответствия требованиям об участии СМСП в закупках.
В 2020 году в периоды нерабочих дней, установленные Президентом РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, учитывали особенности исчисления сроков, предусмотренные ст. 4 Федерального закона №124-ФЗ от 24.04.2020.
Приказ об утверждении
Заказчики оформляют конечный вариант перечня для покупки товаров в виде приказа. В Федеральном законе сказано, на сколько лет план закупки инновационной продукции по 223-ФЗ утверждают в компании: такой приказ отражает период от 5 до 7 лет.
Постановление Правительства РФ №932 от 17.09.2012 содержит правила формирования документа и требования к его форме.
В ПП №932 от 17.09.2012 отсутствуют указания — какое количество изменений может внести заказчик в размещенный в ЕИС план закупок инновационной продукции, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств в течение года. Их утверждают приказами тогда, когда это необходимо, руководствуясь правилами, которые утверждены постановлением и внесены в положение заказчика.
Источник
Планирование закупок по Закону № 223‑ФЗ
эксперт в области антимонопольного права и законодательства о закупках 44-ФЗ и 223-ФЗ, к.э.н.
В статье разберем, как и в какие сроки формировать план закупок по 223-ФЗ заказчикам, можно ли вносить изменения в опубликованный план, а также какие существуют особенности в планировании закупок инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств
Положение о закупке — это ключевой документ, который описывает весь процесс закупок в конкретной организации, выступающей заказчиком приобретаемых товаров, работ или услуг. Это основа закупочной деятельности.
Что содержится в плане закупок по 223-ФЗ
Планирование закупок заказчиками заключается в разработке и опубликовании в ЕИС следующих документов:
- План закупки товаров, работ, услуг сроком не менее 1 года.
- План закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств сроком на 5-7 лет.
План закупки товаров, работ, услуг представляет собой информационную базу для всех лиц, заинтересованных в участии в закупках, проводимых заказчиком, поскольку содержит сведения о потребностях заказчика, ценах предполагаемых закупок и их сроках.
План закупки помогает спланировать участие в закупках, проводимых заказчиками. Грамотно сформированный план закупки способствует расширению числа участников закупок и, как следствие, эффективному расходованию средств.
Порядок формирования плана закупки, порядок и сроки размещения в ЕИС такого плана, требования к форме такого плана установлены Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932.
План должен содержать информацию о заказчике, порядковый номер закупки, минимально необходимые требования к объектам закупок, единицы измерения, сроки и планируемые сроки проведения закупки, сведения о НМЦК, сроки исполнения договора и другие сведения, определённые Законом № 223-ФЗ и Постановлением № 932.
В публикуемом заказчиком плане закупок предусматривается поквартальная или помесячная разбивка. Сроки и порядок подготовки плана закупки определяются Заказчиком самостоятельно, как правило, в Положении о закупке. В то же время следует учитывать, что размещение плана закупок (внесение изменений) в ЕИС должно быть произведено в течение 10 календарных дней с даты его утверждения (внесения изменений).
Размещение плана закупок в ЕИС осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Однако, не все закупки в обязательном порядке включаются в план закупок. Не включаются закупки:
- составляющие государственную тайну;
- по которым принято решение Правительства РФ;
- потребность в которых возникает вследствие аварии, ЧС, обстоятельств непреодолимой силы.
Кроме того, в плане закупки могут не отражаться сведения о закупке товаров (работ, услуг) в случае, если их стоимость не превышает 100 000 рублей, а в случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд. руб., — сведения о закупке товаров (работ, услуг), стоимость которых не превышает 500 000 рублей.
Планирование осуществляется «попозиционное», отдельной строкой на каждую планируемую процедуру закупки. При заполнении позиций плана закупок прописывайте минимальные требования к объекту закупки, не просто отсылая к техническому заданию (см. Письмо Минэкономразвития РФ от 30.05.2014 № Д28и-830). Это позволит отличить одну закупку со сходным предметом от другой, избегая жалоб участников.
Изменения плана закупок по 223-ФЗ
Зачастую заказчики сталкиваются с изменением потребности в проведении закупок или изменении стоимости планируемых к приобретению ТРУ более чем на 10%. В этом случае необходимо провести корректировку плана закупки и изменённый план закупки также разместить в ЕИС.
План закупки можно менять неограниченное количество раз. При этом основания для внесения изменений заказчик разрабатывает самостоятельно. При внесении изменений в план закупки в ЕИС необходимо будет разместить документ с перечнем внесенных изменений.
Если закупка осуществляется путём проведения конкурса или аукциона, изменения в план закупки вносятся в срок не позднее размещения в ЕИС извещения о закупке, документации о закупке или вносимых в них изменений. Для других способов закупки такие ограничения законодательно не предусмотрены. Вместе с тем, целесообразно установить вне зависимости от способа закупки единые сроки и порядок формирования, корректировки плана закупки.
При формировании плана закупок у заказчика могут возникнуть практические вопросы. Например, нужно ли формировать план закупки, если все закупки планируется осуществлять до 100 000 рублей? Да, в любом случае необходимо сформировать оба плана, заполнив их нулевыми значениями (Письмо Минэкономразвития России от 22.05.2015 № ОГ-Д28-7458).
Или, если заказчик будет заключать долгосрочный договор, как правильно спланировать закупку? В этом случае сведения о таком договоре отражаются однократно, только в плане закупок того года, в котором состоится закупка, при этом в плане закупок должен быть отражён объём закупки на весь период договора.
Особое место в системе планирования закупок по Закону № 223-ФЗ занимает поддержка малого и среднего предпринимательства.
Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 определены квоты закупок у СМСП для определённой группы заказчиков:
Выручка заказчика свыше 2 млрд. руб.
Выручка заказчика 500-2000 млн. руб.
закупки с участием СМСП
закупки только у СМСП
Внимание! С 01.01.2018 вступят в силу поправки в постановление № 1352, которые увеличат квоты для осуществления «целевых» (организованных для данной категории участников) закупок у СМСП.
План закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств
Помимо плана закупки на текущий финансовый год заказчики обязаны размещать в ЕИС на срок от 5 до 7 лет планы закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств. Критерии отнесения к инновационной, высокотехнологичной продукции определяются федеральными органами исполнительной власти в установленной сфере деятельности, а также Госкорпорацией «Росатом». Если заказчик планирует закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, сведения о них следует включить в оба плана.
В настоящее время ряд органов исполнительной власти утвердил такие критерии для использования при планировании закупок, связанных с деятельностью в регулируемых ими сферах (образование, наука, здравоохранение, транспорт и т.д.).
Закупки у СМП по 223-ФЗ
В отношении заказчиков, поименованных в Распоряжениях Правительства РФ от 06.11.2015 № 2258-р и от 19.04.2016 № 717-р, соблюдение требований к закупкам у СМСП контролируется Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства, а также органами исполнительной власти субъектов РФ или созданными ими для этих целей организациями. В отношении таких заказчиков подлежат оценке соответствия проекты планов закупок, планов закупки инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, а также проекты вносимых в такие планы изменений.
Мониторинг соответствия проводится в отношении утверждённых планов, внесённых в такие планы изменений, и в отношении годовых отчётов отдельных заказчиков в части закупки у СМСП.
Только те заказчики, которые подпадают под процедуры оценки и мониторинга формируют в планах закупок раздел об участии в закупках СМСП.
Штрафы за неразмещение плана закупок по 223-ФЗ
Закупки по 223-ФЗ
В заключении напомним об административной ответственности заказчика за неразмещение или нарушение сроков размещения в ЕИС информации о закупках, размещение которой предусмотрено Федеральным законом № 223-ФЗ. Так, в силу ч.5 ст. 7.32.3 КоАП РФ, неразмещения в ЕИС информации о закупке, размещение которой предусмотрено законодательством, влечет наложение штрафа на должностных лиц — в размере от 30 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц — от 100 до 300 тысяч рублей.
Нарушение сроков размещения планов закупок также чревато штрафами — должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа от 2 до 5 тысяч рублей; юридические лица — от 10 до 30 тысяч рублей (ч.4 ст. 7.32.3 КоАП РФ).
Источник