План по самообразованию развитие речи по средствам народного творчества

План самообразования на тему: «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста»
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа)

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение.

Целью данной работы является объединение работы педагога и родителей по воспитанию детей с помощью произведений устного народного творчества, а также развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе русского фольклора.

Скачать:

Вложение Размер
pplan_po_samoobrazovaniyudocx.docx 27.86 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 47 Кировского района Санкт-Петербурга

в работе с детьми дошкольного возраста»

Акунец О.Ю.
средняя группа

-объединение работы педагога и родителей по воспитанию детей с помощью произведений устного народного творчества.

— развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе русского фольклора.

1.Выявить значение устного народного творчества в воспитании детей.

2.Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами посредством театральной деятельности.

3.Обогащать словарь, чувства, воображение и речь детей.

4. Вызывать эмоциональный отклик у детей на малые жанры фольклора.

5. Воспитывать нравственные качества детей: доброжелательность, трудолюбие, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям.

Актуальность выбранной темы:

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение.

Главная задача педагога в области развития детей – помощь в освоении правильной разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные). Они таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, с самого детства побуждают к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность родного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов, приобщаются к культуре своего народа, получают первые впечатления о ней.

Произведения устного народного творчества играют важную роль в воспитании детей. Они развивают устную речь ребенка, влияют на его духовное развитие, на его фантазию. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям

Таким образом, помогая детям овладеть языком произведений устного народного творчества, педагог выполняет и задачи воспитания, и задачи развития, и задачи образования каждого ребенка.

Игра: наиважнейший прием работы. В игре ребенок растит душу и тело. Именно игра способна развивать творческую природу ребенка, его воображение, веру и фантазию.

Тренировка речи в движении: Развитие голоса с помощью различных движений помогает формировать навыки речи. Кроме того, речь в движении снимает мышечное напряжение всего тела, раскрепощает голосообразующий аппарат. Известно, что напряжение в любой части тела, а особенно в кистях рук, отрицательно отражается на звучании голоса.

Использование руки в формировании навыков звучания речи: Чем лучше развиты у ребенка движения кисти и пальцев, тем лучше развита его речь. Потешки с пальчиками — прекрасные упражнения, приводящие в активное состояние весь организм ребенка, в том числе и голосовой аппарат.

Использование загадок, считалок, потешек: Ритм стихотворной речи возбуждает нервную систему ребенка, вызывает в нем эмоциональный отклик, рождает ритмическую эмоцию, ритмические переживания, приводящие в активное состояние весь организм ребенка, в том числе и голосовой аппарат.

Использование сказок : Сказка помогает учить ребенка вглядываться, вдумываться в увиденное, учит сочувствовать, сопереживать, осуждать, вызывает играть в сказку. Сказка используется для воспитания интонационной выразительности.

В процессе ознакомления детей со сказками, с потешками, загадками, пословицами, народными и пальчиковыми играми не только будет формироваться речь, но и развиваться мелкая моторика кистей и пальцев, что будет готовить руку ребенка к письму, даст возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное повысится уровень развития речи детей. В конце проекта дети самостоятельно смогут использовать потешки во время игры, умывания, прогулки. Они станут более собранными и самостоятельными.

1.Г.И. Бабурина «Народная педагогика в воспитании дошкольника»

2. В.Аникин «Русский фольклор»

3.В.И. Даль «Пословицы и поговорки русского народа»

4.О.Л.Князева «Приобщение детей к истокам русской культуры»

5. Н.А. Уликова «Словом душа растет» (практический материал для работы с детьми по развитию речи)

6.М.Ю. Картушина «Забавы для малышей»

7. Н.В. Бердникова «Веселая ярмарка»

8. Детские потешки, загадки, песенки, пословицы, поговорки

9. Русские народные сказки.

10. В.В. Гербова «Хрестоматия для детей»

11. О.И. Крупенчук «Пальчиковые игры»

12. Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика» (для развития речи дошкольников)

13. Е.С. Анищенкова «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»

14. 13. Е.С. Анищенкова «Речевая гимнастика для развития речи дошкольников»

Источник

план по самообразованию «Развитие речи по средствам устного народного творчества»
рабочая программа на тему

План по самообразованию

Скачать:

Вложение Размер
13_plan_po_samoobrazovaniyu.docx 27.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 45 «Волчок»

План по самообразованию

На тему: «Развитие речи у детей средствами устного народного творчества» .

Воспитатель: С.В. Шевникова

I. Данные о педагоге (визитная карточка)

1.Ф.И.О.Шевникова Светлана Валерьевна

-образовательное учреждение Столичный гуманитарный институт

— год окончания 2005г.

— специальность «Логопедия» квалификация «Учитель логопед»

3. Педагогический стаж работы 4 года.

4. Стаж работы в дошкольном учреждении 1 год

6. Прохождение курсов повышения квалификации: В 2016 году прошла профессиональную переподготовку «Педагогика и методика дошкольного образования», 560 часов; удостоверение «Актуальные проблемы логопедии» 72час; прослушала семинар «Логопедические технологии в дошкольном возрасте. Использование различных видов массажа, логоритмики и их комбинирование в логопедической практике» 2014г; прошла курсы по образовательной программе дошкольного образования «Мозаика» 72часа; удостоверение «Сопровождение организованных групп детей, выезжающих на отдых и оздоровление» 20часов; сертификат «Заикание у дошкольников и младших школьников. Механизмы, проявления, обследование, коррекционная работа» 16 часов; сертификат «Нарушение звукопроизношения у детей. Коррекция звукопроизношения. Использование логопедических постановочных зондов» 16 часов.

Актуальность: Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и развития детей. В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает русскому языку, а значит и русской культуре. Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста посредством русского народного фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых и детей. Ребёнок во многом зависит от взрослых; прекрасно, если взрослые наполняют жизнь ребёнка светом добра и ласки, духовно обогащают среду, в которой он растёт, закладывают предпосылки высоких человеческих начал.

А что может развить и обогатить речь детей, его духовную среду? Это русский народный фольклор. Фольклор любовно и мудро поучает дошкольника, приобщает его к высокой моральной культуре своего народа.

Цель: Развитие речи у детей по средствами устного народного творчества.

  • Развивать речь детей как средство общения. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

• расширение, обогащение и активация словаря по средством фольклора;

• воспитание звуковой культуры речи;

• формирование правильной разговорной речи;

• развитие связной речи

  • Осуществить взаимодействие с родителями с целью ознакомления их с развитием связной речи дошкольников по средством фольклора
  • Обеспечить развивающую среду дополнительным материалом ( картотека, фотоальбом и т. д.)
  • овладение детьми грамматической структурой язык;
  • сформирована диалогическая и монологическая речь;
  • обогащен и активизирован словарный запас ребенка;
  • сформирован устойчивый интерес к русскому народному творчеству;
  • проявление активности детьми на всех этапах ознакомления детей с фольклором.

Изучение метод. литературы по данной теме.

Наличие путей самосовершенствования

( план, курсы повышения квалификации, вебинары, посещение открытых занятий, занятия, проводимые педагогом, выступления на педагогических советах, конференциях, методических объединениях и т. д.)

Работа с детьми по данной теме

(творческие лаборатории, КВН, соревнования, праздники, викторины, развлечения и т. д).

Взаимодействие с родителями по данной теме .

(круглый стол, собрания, кружки, творческие вечера, соревнования, праздники, развлечения и т. д.).

Результативность работы педагога. (участие в профессиональных конкурсах профмастерства, заочных конкурсах, статьи в журналах, программы, сетевые педагогические сообщества и т. д.)

Методические рекомендации к программе «Мозаика»

Курсы повышения квалификации по образовательной программы дошкольного образования «Мозаика» 72ч.

Обновление развивающей предметно – пространственной образовательной среды группы в соответствие с требованиями ФГОС ДО, рекомендациями, по теме самообразования

Консультация для родителей «Виды театра».

Публикация: Картотека игр

«Развитие моторики рук»

Изучать нормативно-правовую документацию, обеспечивающую требования действующего законодательства в сфере дошкольного образования, в том числе новинки методической литературы и периодических изданий.

Изготовление дидактических игр на активизацию словаря: словообразование, оценочные слова, антонимы, синонимы, обобщающие слова, признаки и.т.д.

Интегрированное занятие по потешке « Сорока- ворона »

Консультация для родителей: «Игры драматизации -как эффективное средство развития речи дошкольников»

Создание своего мини-сайта « NS-портал»

Вебинары по программе «Мозаика»

Вебинары «развитию речевой деятельности» Мерсибо .

Чтение «Русско- народных сказок»

«Колобок, Волк и семеро козлят, Кот, петух и лиса, Гуси – лебеди»

«Сюжетно – ролевые игры или зачем играть с ребенком?»

Публикации методических материалов на своем сайте на тему «Народный фольклор как одна из форм работы по развитию речи»

Курсы повышения квалификации по теме: «Оказание первой помощи пострадавшему в образовательной организации» 72ч.

Викторина по русским народным сказкам «Сказка за сказкой»

Родительское собрание «На год стали мы взрослей»

Публикация (картотеки) папка –передвижка «Русско – народные сказки»

Гомзяк, О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей

Рудик, О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности.

Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-6 лет ФГОС.

Русско народные сказки, стишки, скороговорки, потешки, считалки и т.д.

Презентация по теме самообразования « Развитие речи детей средствами устного народного творчеств

Подготовка и выступление в открытом мероприятии «Осенинка»

по сказке: «Урожай»

Изготовление картотеки: «Русский фольклор», «Сказки народов мира»

Открытое занятие по речевому развитию : «Полет над Россией».

Изучение стихотворений к Новому году

Информационные буклеты «Пальчиковый театр»

Оформление сайта «социальный работник»

Курсы повышения квалификации по теме: «Профессиональная компетентность педагога в условиях введения профессионального стандарта»,

Подготовка и участие в празднике Нового года.

по сказке: «Новый год»

Статья в журнале «Дошколенок»

«Сколько можно играть?!»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной, грамматически- правильной речи дошкольников средствами устного народного творчества( загадки, потешки, скозки) .

Актуальность проекта: Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальн.

Задачи:- воспитывать положительное отношение к труду взрослых-мастерам-умельцам («труд», «социализация»);- воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству («Социализация»);- пр.

Народные сказки несут в себе народную мудрость, вырабатывают у детей отрицательное отношение к злу, нетерпимость к несправедливости, учит их быть добрыми, храбрыми, отзывчивыми. Ск.

Краткосрочный проект: «Развитие речи детей средствами устного народного творчества&raquo.

Источник

План по самообразованию «Развитие речи младших дошкольников по средствам русского народного фольклора»
рабочая программа (младшая группа)

Скачать:

Вложение Размер
plan_po_samoobraz._2019-2022g._uma.odt 22.78 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Д/С № 7 «РЯБИНУШКА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТРЕЖЕВОЙ»

Работа по самообразованию

Тема: «Развитие речи младших дошкольников посредствам русского народного фольклора»

Воспитатель: Джангутаева У.М

Этап работы над темой 3 года. .

Начало работы над темой сентябрь 2019г

Дата окончания работы над темой май 2022г

Цель: Систематическое повышение профессионального уровня.

Задачи: -Совершенствовать теоретические знания, педагогическое мастерство;

— Овладеть новыми формами, методами и приёмами обучения и воспитания

-Изучить и внедрить в практику актуального педагогического опыта, новейшие

достижения педагогической, психологической и других социальных наук.

-Совершенствовать профессональную компетентность в области современных

-Самосовершенствовать как личность;

-Повысить качество образования;

Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке,

фантазии, творчеству, — это источник любви к Родине…

Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею,

пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,

в которых воплощается Родина».

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.

Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. Одна из движущих сил развития ребёнка – сила примера. Книга сознательно и целеустремлённо направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию, совершенствует и облагораживает ум и сердце ребёнка, развивает речь.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые формы фольклора (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки, стихи).

Теоретики-педагоги и воспитатели – практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества средств русского фольклора.

Л. В. Градусова отмечает, что значительная роль в решении задач литературного образования дошкольников принадлежит фольклору, в том числе малым формам фольклора. Богатые возможности фольклора в решении задач нравственного, эстетического, умственного развития дошкольников отмечали педагоги прошлого и современности (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Н. С. Карпинская, А. П. Усова, Е. А. Флёрина).

Фольклор — это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. М. Горький говорил: «… Начало искусства слова – в фольклоре».

Фольклорные произведения отвечают требованиям художественности, доступности, соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей, удобны для первоначального знакомства с литературными понятиями, позволяют развивать творческие способности детей.

Изучение психолого-педагогической и методической литературы показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и методический материал по ознакомлению дошкольников с фольклорными произведениями. В специальных педагогических исследованиях выявлены возможности фольклора в развитии образности речи (О. В. Акулова, Р. П. Боша, Н. В. Гавриш, О. Н. Сомкова), словесного творчества (С. В. Теплицына, М. Ф. Фадеева).

В большинстве исследований ознакомление с фольклором изучается на материале сказок. Теоретические и методические аспекты проблемы ознакомления с малыми фольклорными формами изучены в меньшей степени (Р. П. Боша, Н. В. Гариш, О. Н. Сомкова, Н. В. Самсонюк).

Важными условиями ознакомления с малыми формами фольклора, способствующими освоению произведений фольклора как художественных произведений, являются:

1. отбор произведений фольклора с учетом возрастных особенностей;

2. формирование представлений о жанровых особенностях фольклора;

3. использование наглядного материала, способствующего освоению содержание произведений устного народного творчества (предметы быта, народные игрушки);

4. создание условий для активного использования детьми произведений фольклора в самостоятельной деятельности (театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, изобразительная деятельность).

Весьма важно, чтобы фольклорные произведения произносились выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, размышлением, утверждением и т.п.), а также сопровождались жестами, мимикой.

Таким образом, дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Родители и воспитатели должны наполнять жизнь ребенка светом добра и ласки, способствовать обогащению среды, в которой он растет. И несомненно, что в результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, нежность. Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интенсивной и содержательной.

В работе с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать следующие моменты:

1. ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания;

2. в совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения;

3. содержание материала должно соответствовать детскому опыту;

4. необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала;

  1. необходимо контролировать длительность занятия.

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.

В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты».

Проблема развития речи – актуальная проблема сегодняшнего дня. Актуальность данной темы на современном этапе обусловлена необходимостью изучения произведений детского фольклора педагогами, так как народная педагогика возникла, как практика, как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала её и, в свою очередь, сама обогащалась ею. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, скороговорки, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ. А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к уверенности в себе. Поэтому, считаю необходимым начинать знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше.

Актуальность, направленная на фольклор в современной педагогике раннего детства, подтвердила важные положения.

Первое: обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод, гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка.

Второе: фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста.

Третье: детям первых лет жизни свойственно особенное восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации.

Исходя из этого я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи у младших дошкольников посредством русского народного фольклора»

Цель: Использовать произведения русского народного фольклора, как возможность развития речи детей раннего возраста; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.

— Развивать речевые способности детей дошкольного возраста;

— Расширять словарный запас;

— Формировать связную речь;

— Расширить представления детей о разных формах фольклора (потешки, пестушки, приговорки, заклички, колыбельные песни);

— Воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям;

— Обеспечить формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности;

— Доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями.

Методы и приёмы развития речи у дошкольников посредством русского народного фольклора.

1. Беседа после чтения. Она должна строиться так, чтобы дети смогли понять и почувствовать идейное содержание, художественные достоинства того или иного жанра, чтобы литературные образы надолго запомнились ребёнку.

Правильно поставленный вопрос заставляет детей думать, размышлять, самим делать выводы, глубже осознавать нравственную сущность фольклорного произведения и в то же время замечать красоту художественной формы. Однако беседа не должна разрушать впечатлений, возникающих у ребёнка в процессе слушания текста.

Пример, беседа после чтения русской народной сказки «Лисичка – сестричка и серый волк».

1) Для расширения представления детей о героях произведения, я задаю вопрос-Кто главные герои сказки?

2) Для привлечения внимания к эмоциональному состоянию героя – Лиса-какая она?

3) Для обеспечения активности, желания поделиться своими впечатлениями -Расскажите, какой вы представляете себе лису?, Какой эпизод в сказке вам запомнился больше других?

2. Использование иллюстративных материалов: картин, иллюстраций, персонажей кукольного театра, разнообразных предметов, о которых идет речь в произведении, фигурок фланелеграфа и др. Это важно, потому что у детей наглядно-образное мышление.

Например, для того чтобы дети запомнили последовательность событий в сказке используем фланелеграф.

3. Выполнение детьми разнообразных творческих заданий. Они позволяют развивать у детей мыслительные процессы, инициативу, самостоятельность и творческие способности.

Например, показать на бубне, как идет медведь, как прыгает зайчик.

4. Полезными оказываются речевые упражнения: подобрать слова, характеризующие персонажа, – какой он? Выполнить задание на подбор сравнений, воспроизвести диалоги персонажей – поупражняться в интонационной выразительности и др.

5. Использование музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Они помогают создать настроение, вводят в атмосферу фольклорных произведений, способствуют возникновению творческого состояния во время рисования. С песнями детям легче перевоплощаться, двигаться. Можно использовать звук колокола (колокольчика) он влечет, созывает, завораживает, помогает привлечь внимание детей, переключить их с одного вида деятельности на другой, успокоить. С помощью колокольчика можно настроить детей на то, чтобы они смотрели на человека, который его держит.

6. Использование малых форм фольклора:

а) Загадки — это важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка.

Загадка – форма образного словесного творчества. Загадки всегда опираются на большой жизненный опыт, на знание вещей, явлений, их качеств, признаков. Поэтому детям могут быть предложены для отгадывания только такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. Народные загадки раскрывают особенности родного языка и его образов, приучают к острой и живой мысли. Загадка показывает такие стороны явлений, которые часто остаются без внимания.

Знание загадок не только развивает память, но воспитывает поэтическое чувство, подготавливает ребенка к восприятию классической литературы.

По типу структурной логической задачи существуют пять видов загадок: загадки с точно названными признаками, загадки с зашифрованными с помощью иносказаний признаками, загадки с отрицательными сравнениями, загадки с отрицательными сравнениями и зашифрованными признаками, комбинированные загадки с точно названными и зашифрованными признаками.

Для детей младшего дошкольного возраста использую загадки с точно названными признаками:

Всю ночь летает,

А станет светло,

Спать ляжет в дупло. (Сова)

б) Поговорки и пословицы — это краткие изречения, заключающие в себе вывод из наблюдений об окружающем, понятные детям. Обращенные к детям, пословица, поговорка могут открыть им некоторые правила поведения, моральные нормы. Правильнее употреблять их в тот момент, когда налицо есть иллюстрирующие факты, обстоятельства; скрытый в пословице или поговорке смысл становится ясен для ребенка.

Например, о дружбе, чтобы дети ценили дружбу между собой: Друг за друга держаться — ничего не бояться, Все за одного и один за всех.

в) Пестушки используются, чтобы вызвать у ребёнка радость, двигательное возбуждение (Сидели два медведя).

г) Колыбельные песенки и потешки помогают воспитывать положительное отношение детей к режимным моментам.

д) Приговорки – это своеобразные просьбы к природе о соучастии, о доброй помощи. Моменты воздействия на организм ребенка, не всегда приятны для него, под звучание приговорок превращаются в эмоциональный контакт, в форму речевого общения (Дождик, дождик).

е) Фольклорные прибаутки – небольшие стихотворения из двух-четырех, редко восьми строчек. Для прибауток характерно уважительное отношение ко всему живому, ласковые слова, добрые прозвища: котя — коток, курочка –рябушка.

Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться передавать это смешное в слове. Это лучший способ развития как координации движения, так и общей и мелкой моторики. Ребенок учится согласовывать свои движения с ритмом прибаутки. (Мишка косолапый)

7. Игры – драматизации очень важны в развитии речи. Ребенок вживается в роль персонажа, передаёт его эмоциональное состояние, вступает во взаимодействие с партнёрами. (Вышла курочка гулять).

8. Для всестороннего развития детей особое значение отводится играм – забавам с использованием фольклора. Я стараюсь вводить в игры хорошо известные детям потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность (Большие ноги).

Таким образом, использование малых форм фольклора в развитии речи детей осуществляется совокупностью разнообразных приемов и методов.

Изучение и анализ литературы:

1. С. Е. Большакова, Игры и упражнения. Творческий центр Москва, 2009г.

2. Т. Н. Караменко «Кукольный театр – дошкольника», 1982г.

3. «Знакомство детей с русским народным творчеством», Санкт-Петербург, 2002г.

4. О. А. Шорохова «Играем в сказку», Москва, 2007г.

5. Игры, загадки для младших школьников, Ярославль, 2002г.

6. И. Г. Сухин «Веселые скороговорки», Ярослваль, 2002г.

7. В. Цвынтарный «Играем пальчиками – развиваем речь», Моска, 2009г.

Источник

Читайте также:  Доклинические исследования безопасности регистрируемых лекарственных средств
Оцените статью