План изучения анатомии человека лечебное дело

План изучения анатомии человека лечебное дело

Цель урока: знать определение предмета,задачи,значение в клинической практике,основные методы изучения, иметь представление о развитии науки анатомии

План изложения нового материала

1. Наука анатомия, виды и связь с другими науками

2. История развития науки

3. Методы,применяемые в изучении науки

4. Потребности человека

5. Условные плоскости, оси, отделы человека

Анатомия — это наука о формах и строении органов, систем органов и человеческого организма в целом, и постоянном взаимодействии с внешней средой , происходит от греч. anatemno,что означает рассекаю, расчленяю. Организм человека представляет собой очень сложную живую биологическую систему. Различают анатомию несколько видов:

Порок развития это стойкие морфологические или функциональные изменения органа или организма, возникающие в результате нарушения развития зародыша, плода или дальнейшего формирования органов после рождения ребенка. Порок развития, который приводит к обезображиванию части тела и обнаруживается при внешнем осмотре, называют уродством.
Аномалия развития— это стойкое отклонение в строении органа или системы органов, не сопровождающееся функциональными нарушениями в обычных условиях, но нередко являющееся причиной дефектов, заболеваний от воздействий внешних, генетических факторов, передаваемыми по наследству от родителей.

2. История анатомии

Сведения о строении тела человека относятся к 5-4 векам до новой эры. Основоположником анатомии, отцом » медицины» является Гиппократ (460 — 377 г.г до н.э) . Его научные труды объединены в «Гиппократовы труды». Он изучал строение желез, кишечника, прорезывание зубов у детей,описал несколько костей черепа, строение сердца, считая, что воздух охлаждается в сердце.
Клавдий Гален (130-200г.г.) обобщил ,систематизировал анатомические сведения, описал их в 16 книгах. Классифицировал оболочки артерий, описал мышцы спины, нервы блуждающий, лицевой , оболочки мозга. Составил круг кровообращения с центральным органом печень.
Анатомия Средневековья — застойные времена из-за инквизиции церкви, запрещалось вскрытие трупов. Но на Востоке наука развивалась свободно, великий таджикский врач ,философ Али Ибн Сина (Авиценна) 980-1037гг, ,автор более 100 произведений по разным наукам, написал медицинский труд «Канон врачебной науки» 1002г.. Авиценна проанализировал все сведения по анатомии и физиологии, открытые древнегреческими учеными, проводя собственные наблюдения.
Анатомия эпохи Возрождения. Гениальный художник Леонардо да Винчи (1452-1519гг) является основоположником пластической анатомии. Описал изгибы позвоночника, щитовидную железу, классифицировал мышцы. Церковь преследовала эго открытия, в медицине его открытия стали применяться значительно позднее.
Андрей Везалий (1514-1564) — отец описательной анатомии. Он вскрывал и препарировал трупы ,делал зарисовки костей, мышц, внутренних органов, сосудов, нервов. Издал небольшой атлас «Анатомические таблицы» 1538г.и знаменитый труд «О строении тела человека» 1543г.
Ученик Везалия Г.Фаллопий (1523-1562) описал маточные трубы, а В.Евстахий (1510-1574) обнаружил слуховую трубу.
В Голландии в середине 17 века был организован анатомический музей бальзамированных трупов. Петр первый купил коллекцию препаратов и в Санкт -Петербурге до сих пор хранятся в Кунсткамере.
Развитие анатомии в России в XVII—XIX вв. До 17 века в России как медицинской науки не существовало, знатных больных лечили врачи-иностранцы. Возникла необходимость в подготовке отечественных врачебных кадров. В 1620 г. в Москве Аптекарским приказом стали изготовляться лекарства для армии. В 1654 году создается первая «Школа русских лекарей»,где анатомия преподавалась по учебнику А.Везалия. В 1707 году в Москве по указу Петра первого открыта лекарская школа, затем их открыли в Петербурге (1717),Крондштадте (1719),где главным предметом была анатомия. Она изучалась по первому анатомическому атласу Мартина Ильича Шеина из 26 таблиц, учебник переведен с латинского языка на русский язык
В 1782 г М.Шумлянский защитил диссертацию «О строении почек»,описал строение нефрона, капиллярное кровообращение.
В 1786 году при медико-хирургических училищах открываются кафедры «анатомии ,физиологии, хирургии». П.А Загорский (1764-1846) подготовил первый учебник по анатомии на русском языке .А его ученик И.В.Буяльский (1789-1866) совершенствовал методы препарирования , бальзамирования, инъекции написал атлас анатомии человека.
Н.И.Пирогов (1810-1881) — основоположник топографической анатомии. Создал атлас «Иллюстрированная топографическая анатомия распилов, проведенных в трех направлениях через замороженное тело» (1852-1859).
Развитие анатомии в советский период и настоящее время. В советский период открыты высшие учебные заведения, шел расцвет анатомии как науки. Анатомия стала изучаться на микроскопическом, рентгеновском, биохимическом, функциональном уровне.
Выдающими анатомы этого периода были В.Н.Тонков изучал коллатеральное кровообращение, В.П.Воробьев изучал периферическую и вегетативную нервную систему, создал пятитомный «Атлас анатомии человека» (1938-1946), Р.Д.Синельников продолжил идеи Воробьева и издал оригинальный «Атлас анатомии человека», пересдавался шесть раз, является настольной книгой и в настоящее время, М.Г.Привес изучал лимфатическую систему, применив рентгенографию. М.Р.Сапин (род.1940г) исследует кровеносную систему, иммунную, лимфатическую системы, и многие другие.
Первый период в развитии анатомии до А.Везалия. Второй период с 16 века и до наших дней.
Развитие физиологии проходило параллельно анатомии. Аристотель (384-22гг до н.э.)отмечал, что сердце отвечает за движение крови.
Гиппократ описал четыре жидкости в организме (кровь,слизь,желчь,черная желчь),четыре типа темперамента.
Клавдий Гален изучал головной мозг и пришел к убеждению, что это центр мышления.
Вильям Гарвей (1578-1657) открыл большой круг кровообращения (1628) ,законы движения крови.
Рене Декард (1596-1650) предположил о рефлекторном принципе работы центральной нервной системы.
Основоположником русской физиологии считается И.М.Сеченов (1829-1905). Уделял внимание рефлекторным дугам, написал «Рефлексы головного мозга»,процессы возбуждения и торможения.
И.П.Павлов (1849-1936) 50 лет работал в области пищеварительной системы, открыл условные рефлексы, проводя опыты на животных.
Изучал высшую нервную деятельность. За свои открытия был удостоен Нобелевской премии в 1904 году.
Анатомия как наука включает цитологию -наука о клетке, гистологию — науку о тканях, эмбриологию — науку о развитии зародыша.

Читайте также:  Что надо есть что бы прошло похмелье

3.В изучении анатомии применяются методы:

В изучении физиологии используют экспериментальные методы : трансплантация, экстирпация, фистульный метод, катетеризация. Инструментальные методы: электрокардиография, электроэнцефалография, рефлекс, рефлекторная дуга.

4. Потребности человека

Каждый человек для своей жизнедеятельности нуждается в определенных условиях и средствах. Жизнь, активность человека зависит от потребностей, которые необходимо удовлетворять. Потребность-это нужда организма в чем-либо.. Она объективна, необходима для жизни и развития. Потребности формируются при воспитании и самовоспитании ,культуры. Потребности естественные, социальные, материальные, духовные . Потребности зависят от профиля деятельности. Изучал потребности американский психолог М.Маслоу и создал иерархию человеческих потребностей по уровням в виде пирамиды: физиологические, безопасность и защищенность, групповая привязанность, уважение, эстетический уровень, самоуважение и самоактуализация.

5. Плоскости, оси и основные ориентиры в анатомии

Для определения топографии (местоположения) органов используют трехмерное пространство, позволяющее дать ему объемную характеристику. В этих целях через тело человека условно проводят три плоскости: горизонтальную, сагиттальную и фронтальную.
Горизонтальная плоскость
делит тело на верхнюю и нижнюю части, сагиттальная — на правую и левую. Сагиттальная плоскость, разделяющая тело человека на две симметричные половины, называется срединной. Фронтальная плоскость проходит перпендикулярно по отношению к сагиттальной и делит тело на переднюю и заднюю части. Через любую точку на поверхности тела можно провести горизонтальную, сагиттальную и фронтальную плоскости. Для определения направлений движений в суставах условно проводят оси: фронтальную, сагиттальную, вертикальную

Терминология, применяемая в изучении анатомии и физиологии

А n а t о m е – рассечение

Су t u s — клетка

А utopsia — вскрытие трупов

Биопсия — взятие кусочка ткани

Ргох imalis — ближе к туловищу

distalis — дальше от туловища

Ме dialis — ближе к средней линии

lateralis — дальше от средней линии

diaphysis — средняя часть кости

epi physis — конец кости

d ех t ег -правый

С rista — гребень

dorsalis — находящийся ближе к задней поверхности тела

\/еп t га lis — находящийся ближе к передней поверхности тела

Топография — взаимное расположение органов

Записать , что изучает каждый вид анатомии

Ответить на вопросы :

1.Дать определения,что такое анатомия, физиология

2.что такое норма, порок развития, уродство?

3.назовите отечественных анатомов и их вклад в изучение дисциплины

4.Каких физиологов вы знаете и их роль в изучении процессов деятельности человеческого организма?

5.назовите методы изучения анатомии и в чем они заключаются

Источник

Тематический план дисциплины «Анатомия и физиология человека» для специальности 31.02.01 Лечебное дело

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области

«Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»

(БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»)

по научно-методической работе

по учебной работе

_______________ Е.А. Дмитриева

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.03. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

Специальность 31.02.01 Лечебное дело (углубленная подготовка)

основная профессиональная образовательная программа

среднего профессионального образования

по программе подготовки специалистов среднего звена

Форма обучения: очная

Нормативный срок обучения – 3 года и 10 мес.

на базе среднего общего образования

Жаров М.А., преподаватель высшей квалификационной категории

на заседании ЦМК Общепрофессиональных дисциплин

Протокол №___от «____»____20___г.

Председатель ________Э.Р. Ганичева

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Объем времени, отведенный на освоение дисциплины

Читайте также:  Организация работы аптеки по изготовлению лекарственных форм

Форма текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

Максимальная учебная нагрузка обучающегося, час.

Обязательные аудиторные учебные занятия

Самостоятельная работа обучающегося, час.

Теоретические занятия, час.

Семинарские занятия, час.

Лабораторно-практические занятия, час.

Общее количество часов

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ, ОТВЕДЕННЫХ НА ИЗУЧЕНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

1 курс 1 семестр

Теоретические занятия, час.

Семинарские занятия, час.

Лабораторно-практические занятия, час.

Самостоятельная работа обучающегося, час.

Раздела 1 Анатомия и физиология как науки.

Тема 1.1. Человек как предмет изучения анатомии и физиологии. Основные анатомические понятия, анатомическая номенклатура.

Раздела 2 Отдельные вопросы цитологии и гистологии

Тема 2.1. Эпителиальная ткань, расположение, классификация, особенности строения, функции.

Тема 2.2. Соединительная ткань, расположение, классификация, особенности строения, функции.

Тема 2.3. Мышечная ткань, расположение, классификация, особенности строения, функции. Нервная ткань, расположение, классификация, особенности строения, функции.

2.4. Семинар «Основные вопросы гистологии»

Раздел 3 Аппарат движения человека

Тема 3.1. Общие вопросы анатомии и физиологии аппарата движения. Скелет туловища, соединения костей туловища.

Тема 3.2. Скелет верхней конечности, соединения костей верхней конечности.

Тема 3.3. Скелет нижней конечности, соединения костей нижней конечности.

Тема 3.4. Таз в целом. Отделы, стенки большого и малого таза. Размеры женского таза. Половые отличия в строении таза.

Тема 3.5. Скелет головы – череп. Кости лицевого и мозгового отдела черепа. Соединения костей черепа.

Тема 3.6. Череп в целом. Мозговой и лицевой отделы (свод черепа; наружное, внутреннее основание черепа). Особенности черепа новорожденного.

3.7. Семинар «Остеология» (Скелет туловища, верхней, нижней конечности, соединения костей).

3.8. Семинар «Остеология» (Череп в целом).

Раздел 4 Мышечная система

Тема 4.1. Мышца как орган, строение, вспомогательный аппарат мышц, классификация мышц. Области головы, мышцы и фасции головы.

Тема 4.2. Области шеи, мышцы и фасции шеи, топография шеи.

Тема 4.3. Области груди, спины, живота. Мышцы и фасции туловища, топография груди, спины, живота.

Тема 4.4. Области верхней конечности. Мышцы и фасции верхней конечности, топография верхней конечности.

Тема 4.5. Области нижней конечности. Мышцы и фасции нижней конечности, топография нижней конечности.

4.6. Семинар «Мышечная система человека» (Мышцы головы, шеи, туловища, основные топографические образования).

4.7. Семинар «Мышечная система человека» (Мышцы верхней и нижней конечности, основные топографические образования)

Раздел 5 Нервная система

Тема 5.1 Основные принципы строения нервной системы, отделы нервной системы.

Тема 5.2 Центральная нервная система. Спинной мозг. Оболочки спинного мозга.

Тема 5.3 Головной мозг. Отделы головного мозга. Продолговатый мозг, мост, средний мозг.

Тема 5.4 Мозжечок, промежуточный мозг.

Тема 5.5 Конечный мозг. Основные борозды и извилины полушарий головного мозга. Базальные ядра.

Тема 5.6 Оболочки головного мозга. Полости головного мозга. Кровоснабжение головного мозга.

Тема 5.7 Периферическая нервная система. Спинномозговые нервы. Нервные сплетения, основные ветви, области иннервации.

Тема 5.8 Черепно-мозговые нервы. Название, место образования, место выхода из мозга, полости черепа, области иннервации.

Тема 5.9. Вегетативная нервная система. Отделы, влияние симпатической и парасимпатической нервной системы на деятельность внутренних органов.

5.10. Семинар «Нервная система» (Проводящие пути головного и спинного мозга)

Семинар «Нервная система»

Раздел 6 Органы чувств. Анализаторы.

Тема 6.1. Вкусовая, обонятельная, соматическая сенсорная система. Рецепторы, проводниковый и центральный отделы, вспомогательные аппараты.

Тема 6.2. Зрительная сенсорная система, рецепторы, проводниковый и центральный отделы, вспомогательный аппарат.

Тема 6.3. Физиология зрительной сенсорной системы.

Тема 6.4. Слуховая и вестибулярная сенсорная система, рецепторы, проводниковый и центральный отделы, вспомогательный аппарат слуховой и вестибулярной сенсорной систем.

Раздел 7 Эндокринная система

Тема 7.1. Железы внутренней секреции. Гормоны, виды гормонов, их характеристика. Механизм действия гормонов. Органы–мишени. Гипоталамо-гипофизарная система.

Тема 7.2. Железы внутренней секреции. Строение желез внутренней секреции, гормоны желез внутренней секреции и их действие.

7.3. Итоговое занятие

Итого за 1 семестр

1 курс 2 семестр

Теоретические занятия, час.

Семинарские занятия, час.

Лабораторно-практические занятия, час.

Самостоятельная работа обучающегося, час.

Раздела 8 Сердечно — сосудистая система

Тема 8.1. Общие вопросы анатомии и физиологии сердечно-сосудистой системы. Строение системы органов кровообращения. Круги кровообращения.

Тема 8.2. Сердце, расположение, границы, строение, клапаны сердца, строение стенки сердца.

Тема 8.3. Физиологические свойства сердечной мышцы. Проводящая система сердца. Сердечный цикл.

Тема 8.4. Физиологические проявления деятельности сердца. Верхушечный толчок. Тоны сердца. Электрические проявления деятельности сердца. ЭКГ, отведения ЭКГ.

Тема 8.5. Электрические проявления деятельности сердца. Компоненты нормальной ЭКГ, механизм формирования ЭКГ.

Тема 8.6. Артерии малого круга кровообращения. Артерии большого круга кровообращения.

Тема 8.7. Артерии большого круга кровообращения.

Тема 8.8. Вены большого круга кровообращения.

Тема 8.9. Лимфатическая система, структуры, функции.

8.10. Семинар «Анатомия и физиология сердца»

8.11. Семинар «Процесс кровообращения»

Раздел 9 Дыхательная система

Тема 9.1. Общие вопросы анатомии и физиологии дыхательной системы. Дыхательные пути, строение, функции.

Читайте также:  Домашнее средство избавиться от седины

Тема 9.2. Легкие – внешнее строение, внутреннее строение. Проекции органов дыхательной системы на грудную стенку и позвоночный столб. Плевра – строение, листки, плевральная полость, синусы.

Тема 9.3. Физиология процесса дыхания. Дыхательный цикл, этапы процесса дыхания, показатели внешнего дыхания.

9.4. Семинар «Дыхательная система»

Раздел 10 Пищеварительная система

Тема 10.1. Общие вопросы анатомии и физиологии пищеварительной системы. Принципы строения. Отделы желудочно-кишечного тракта.

Тема 10.2. Полость рта, глотка, пищевод, тонкий кишечник, толстый кишечник. Строение отделов, топография, пищеварение в различных отделах.

Тема 10.3. Печень, желчный пузырь, желчевыводящие пути, поджелудочная железа. Брюшина, брюшинная полость.

10.4. Семинар «Пищеварительная система»

Раздел 11 Мочевыделительная система

Тема 11.1. Общие вопросы анатомии и физиологии мочевыделительной системы. Почки: расположение, макроскопическое и микроскопическое строение, мочевыводящие пути: мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.

Тема 11.2. Физиология мочевыделительной системы. Особенности кровоснабжения почки. Механизмы мочеобразования: клубочковая ультрафильтрация, канальцевая реабсорбция и секреция.

Тема 11.3. Состав и физико-химические свойства мочи. Показатели общего анализа мочи в норме.

11.4. Семинар «Мочевыделительная система»

Раздел 12 Кровь

Тема 12.1. Система крови, состав крови, функции крови. Форменные элементы, их свойства, функции, показатели в норме.

Тема 12.2. Гемостаз: структуры, осуществляющие гемостаз, звенья гемостаза.

Тема 12.3. Группы крови по системе АВО, методы определения групп крови. Резус фактор, причины и механизм резуз-конфликта.

12.4. Семинар по теме «Кровь»

Анатомия и физиология [Электронный ресурс] : учебник / Н. В. Смольянникова, Е. Ф. Фалина, В. А. Сагун — 2-е издание, перераб. и доп. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. — http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970433072.html

Анатомия человека: атлас [Электронный ресурс] : учеб. пособие для медицинских училищ и колледже / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина, С.В. Чава — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. — http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970432570.html

Нормальная физиология [Электронный ресурс]: учебник / под ред. Л. З. Теля, Н. А. Агаджаняна — М. : Литтерра, 2015. — http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785423501679.html

Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / И.В. Гайворонский, Г.И. Ничипорук, А.И. Гайворонский. — 2-е изд., стереотип. — М. : Академия, 2006. — 496 с. — (Среднее проф.образование)

Митрофаненко В.П. Учебно-методическое пособие по анатомии и физиологии человека / В.П. Митрофаненко. — М. : АНМИ, 2003. — 343 с. — (Сестринское дело)

Липченко В.Я. Атлас нормальной анатомии человека : учеб. пособие для мед. училищ / В.Я. Липченко, Р.П. Самусев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Медицина, 1988. — 320 с. : ил. — (Учеб. литература. Для учащихся мед.училищ

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Тематический план по дисциплине «Анатомия и физиология человека» предназначен для преподавателей и обучающихся 1 курса специальностей 31.02.01 Лечебное дело (форма обучения очная).

Тематический план по дисциплине «Анатомия и физиология человека» может быть использован для планирования теоретических, семинарских, лабораторно-практических занятий, текущего и итогового контроля знаний студентов по дисциплине.

В тематический план включены вопросы по всем изучаемым разделам и темам в соответствие с рабочей программой учебной дисциплины.

Номер материала: ДБ-1144745

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Число бюджетных мест на IT-направлении к 2024 году увеличат вдвое

Время чтения: 2 минуты

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

Студент устроил стрельбу в Пермском государственном университете

Время чтения: 1 минута

Школы организуют экскурсии и спортивные игры в день выборов

Время чтения: 1 минута

Около 50% россиян поддерживают использование цифровых технологий в школе

Время чтения: 1 минута

До конца года построят и отремонтируют более 780 школьных дорог

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью