Оказание экстренной психологической помощи
Экстренная психологическая помощь людям, пострадавшим в ЧС, стихийных бедствиях и катастрофах в Российской Федерации является государственной функцией и осуществляется специально созданной службой, которая позволяет в короткие сроки и с высокой эффективностью оказывать помощь пострадавшим при ЧС любых масштабов – от локальных до международных.
Экстренная психологическая помощь сравнима со скорой медицинской – чем быстрее она будет оказана, тем больше шансов, что пострадавший человек сохранит свое психическое здоровье и сможет вернуться к нормальной жизни. Именно поэтому психологи МЧС России прибывают в зону чрезвычайной ситуации одновременно со всеми оперативными службами, и работают в круглосуточном режиме до окончания работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
Во время чрезвычайной ситуации одним из первых начинает работать телефон «Горячая линия». Фактор неизвестности и информационного вакуума оказывает одно из самых пагубных воздействий на психику пострадавших людей во время чрезвычайной ситуации. В Центре экстренной психологической помощи МЧС России создана современная информационная технология – телефон «Горячая линия», который позволяет в дистанционном режиме оказывать психологическую помощь и информационную поддержку людям, обратившимся за помощью. Психологи «Горячей линии» находятся на постоянной связи с родственниками погибших и пострадавших для того, чтобы иметь возможность своевременно проинформировать их об изменении ситуации, дальнейших мероприятиях и действиях.
За более чем два десятилетия работы Центра экстренной психологической помощи МЧС России психологи помогли пострадавшим в более 130 крупных чрезвычайных ситуациях федерального масштаба, участвовали в десятках международных гуманитарных операций.
Крупномасштабные чрезвычайные ситуации на территории Российской Федерации, в ликвидации которых участвовали психологи МЧС России
• Взрыв жилого дома на ул. Гурьянова г. Москве;
• Взрыв жилого дома на Каширском шоссе в г. Москве;
• Землетрясение на о. Сахалин;
• Гибель атомного подводного крейсера «Курск»;
• Авиакатастрофа самолета ТУ – 154 в г. Иркутске;
• Террористический акт в ДК 1-го ГПЗ «Шарикоподшипник» в г. Москве;
• Сход селевых потоков и ледника «Колка» в Кармодонском ущелье в Республике Северная Осетия – Алания;
• Обрушение купола «Трансваальпарка» г. Москва;
• Авиакатастрофа самолета Ту-134 в Тульской области;
• Взрывы в метро на станциях «Рижская», «Автозаводская г. Москва;
• Террористический акт в школе № 1 г. Беслан Республики Северная Осетия – Алания;
• Взрыв поезда «Грозный — Москва»;
• Обрушение кровли купола Басманного рынка в г. Москве;
• Землетрясение на Камчатке;
• Авиакатастрофа самолета А-320 в районе г. Сочи;
• Авиакатастрофа самолета А 310 Москва-Иркутск;
• Авария на шахте «Центральная» пос. Вершино-Дарасунский Читинской области;
• Пожар в наркологической клинике № 17, г. Москва;
• Авария на шахте «Ульяновская» в Кемеровской области;
• Землетрясение в г. Невельске (о. Сахалин);
• Взрыв в жилом доме на ул. Королева (г. Москва);
• Авиакатастрофа самолета Боинг-737 Москва- Пермь в г. Пермь;
• Авария на Саяно-Шушенской ГЭС;
• Авария поезда «Невский экспресс» (Москва-Санкт-Петербург);
• Пожар в клубе «Хромая Лошадь», г. Пермь;
• Теракты в московском метро;
• Авиакатастрофа ТУ-154 М Президента Республики Польша (Смоленск);
• Авария на шахте «Распадская» в Кемеровской области;
• Гибель детей в г. Ейск Краснодарского края;
• Теракт в аэропорту Домодедово. г. Москва;
• Падение самолета ТУ-134 Республика Карелия;
• Затопление теплохода «Булгария» в республике Татарстан;
• Затопление плавучей буровой «Кольская», Охотское море;
• Подтопление, Краснодарский край, г. Крымск;
• Авиакатастрофа, г. Москва, Аэропорт Внуково;
• Взрыв на шахте, Республика Коми, г. Воркута, шахта «Воркутинская»;
• Взрывы складов боеприпасов, Самарская область;
• Террористический акт. Взрыв в автобусе г. Волгоград;
• Авиакатастрофа Боинга 737, г. Казань;
• Террористические акты, г. Волгоград;
• Авиакатастрофа самолета ТУ — 154 Анапа – Санкт-Петербург в Донецкой области;
• Оказание экстренной психологической помощи лицам, вынужденно покинувшим территорию Республики Украина (Ростовская область и Республика Крым);
• Взрыв на шахте им. Засядько, г. Донецк;
• Пожар, обрушение ТЦ Адмирал, г. Казань;
• Крушение траулера в Охотском море, г. Сахалин;
• Пожары, Республика Хакасия;
• Авиапроисшествие, Арабская Республика Египет, Синайский полуостров;
• Взрыв на шахте «Северная», Республика Коми, г. Воркута;
• Авиакатастрофа Боинг 737-800, г. Ростов-на-Дону;
• Происшествие на воде, Республика Карелия, Пряжинский район, оз. Сямозеро;
• Авиакатастрофа Ил-76, Иркутская область, Качугский район;
• ДТП, 926 км автодороги Тюмень – Ханты-Мансийск;
• Авиакатастрофа ТУ-154 МО, г. Сочи;
• Взрыв в метро, г. Санкт-Петербург;
• Авария на руднике «Мир», Р. Саха-Якутия, г. Мирный;
• Стрельба в школе, МО, г. Ивантеевка;
• Падение самолета АН-148, МО, Раменский район;
• Пожар, Кемеровская область, г. Кемерово, ТРЦ «Зимняя вишня».
• Взрыв в административном здании, Р. Крым, г. Керчь;
• Взрыв в подъезде жилого дома, г. Магнитогорск;
• Авиапроисшествие SuperJet100 в Шереметьево;
• Прорыв дамбы в Красноярском крае;
• ДТП в Сретенском районе Забайкальского края.
Источник
Психологическая поддержка
Правила поведения
Психологическая поддержка. Цели оказания психологической поддержки. Общие принципы общения с пострадавшими, простые приемы их психологической поддержки
В настоящее время не вызывает сомнения то, что люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, могут нуждаться в психологической помощи и психологической поддержке.
Психологическая поддержка – это система приемов, которая позволяет людям, не обладающим психологическим образованием, помочь окружающим (и себе), оказавшись в экстремальной ситуации, справиться с психологическими реакциями, которые возникают в связи с этим кризисом или катастрофой.
Психологическая поддержка может быть направлена:
• на другого – помощь человеку, попавшему в беду;
• на результат – урегулирование ситуации, предотвращение возникновения сходных реакций у других людей;
• на себя – снятие собственной тревоги, связанной с тем как поступить, как вести себя в ситуации, когда другой нуждается в психологической поддержке.
Знание и понимание того, что происходит с человеком, как ему помочь и как помочь себе способствуют формированию психологической устойчивости.
Для оказания психологической поддержки людям необходимо знать следующее:
1. Психическое состояние и поведение человека в экстремальной ситуации отличается от повседневного.
Чаще всего отмечается частичная или полная утрата:
— способности к целенаправленной деятельности (какие действия необходимы в данной ситуации, их планирование);
— способности к критической оценке окружающего и своего поведения (оценке собственной безопасности, степени угрозы, своих возможностей);
— способности вступать в контакт с окружающими (отстранение от контакта, замкнутость, либо наоборот, повышенная говорливость, которая на самом деле не имеет под собой задачу войти в контакт с другим человеком).
Подобные изменения – одни из самых распространенных последствий, наблюдаемые у тех, кто часто не имеет физических травм и повреждений, но кто тем или иным образом вовлечен в экстремальную ситуацию. Это люди, которые непосредственно пострадали или те, кто оказался рядом с ними.
2. Ключевые моменты, которые надо учитывать при оказании психологической поддержки.
Стремление помочь – это естественное желание любого человека. Вовремя протянутая рука может помочь человеку справиться с самыми страшными событиями в жизни. Но необходимо помнить о следующем:
• Позаботьтесь о собственной безопасности. Реально оцените внешние условия, свое состояние и силы, перед тем как принять решение, что вы готовы помочь.
• Пострадавший может в первую очередь нуждаться в оказании первой помощи и медицинской помощи. Необходимо убедиться, что у человека нет физических травм, проблем со здоровьем, и только тогда оказывать психологическую поддержку.
• Если вы чувствуете, что не готовы оказать человеку помощь, вам страшно, неприятно разговаривать с ним, не делайте этого. В случае если вы чувствуете неуверенность в том, что сможете помочь (либо в том, что вы правильно понимаете, какие конкретно действия необходимо предпринять) обратитесь за помощью к профильным специалистам.
• Если вы решили подойти к человеку, который нуждается в помощи, вам необходимо в первую очередь представиться и сказать, что вы готовы ему помочь.
• Необходимо внимательно относиться к тому, что и как вы собираетесь сказать:
— говорить нужно спокойным и уверенным голосом, четкими и короткими фразами, в побудительном наклонении;
— в речи не должно быть сложно построенных фраз, предложений;
— следует избегать в речи частицу «не», а также исключить такие слова как «паника», «катастрофа», «ужас» и т.п.
• Сохраняйте самообладание. Будьте готовы к тому, что вы можете столкнуться с различными эмоциональными реакциями и поступками. Они могут быстро сменять друг друга, а некоторые слова и действия могут быть направлены на вас. Кроме этого, многие реакции могут характеризоваться эмоциональным заражением. А значит, под их влиянием можете оказаться и вы. В данном случае особенно важно сохранять спокойствие.
3. Приемы оказания психологической поддержки в случае проявления той или иной реакции у пострадавшего.
Различают следующие острые стрессовые реакции: плач, истероидную реакцию, агрессивную реакцию, страх, апатию.
• человек уже плачет или готов разрыдаться;
• наблюдается ощущение подавленности.
Плач – это та реакция, которая позволяет в сложной кризисной ситуации выразить переполняющие человека эмоции.
Нужно дать этой реакции состояться.
Помощь при плаче:
– По возможности не оставляйте пострадавшего одного, необходимо позаботиться о том, чтобы рядом с ним кто-то находился, желательно близкий или знакомый человек.
– Поддерживайте физический контакт с пострадавшим (это поможет человеку почувствовать, что кто-то рядом, что он не один). Постарайтесь выразить человеку свою поддержку и сочувствие. Не обязательно делать это словами, можно просто сесть рядом, дать почувствовать, что вы вместе с ним сочувствуете и сопереживаете. Можно просто держать человека за руку, иногда протянутая рука помощи – значит гораздо больше, чем сотни сказанных слов.
– Дайте пострадавшему возможность говорить о своих чувствах.
– Воздержитесь от советов, во многих случаях они могут вызвать негативную реакцию со стороны пострадавшего.
– Если реакция плача затянулась, и слезы уже не приносят облегчения, помогите пострадавшему немного отвлечься: сконцентрировать внимание на глубоком и ровном дыхании, вместе с этим выполнять какую-либо несложную деятельность.
Истероидная реакция (истерика)
• множество движений, театральные позы;
• эмоционально насыщенная, быстрая речь;
Необходимо отметить, что довольно часто в разных источниках можно встретить информацию о том, что истероидная реакция не отражает истинных переживаний человека, а является симуляцией или грубой формой манипуляции, направленной на привлечение к себе внимания окружающих. В связи с этим человек не нуждается в помощи. Подобная точка зрения является некорректной.
Помощь при истероидной реакции:
— Если вы чувствуете готовность к оказанию помощи и понимаете, что это безопасно, постарайтесь отвести пострадавшего от зрителей и замкнуть его внимание на себе.
— Если зрителей удалить невозможно, постарайтесь стать самым внимательным слушателем, оказывайте человеку поддержку, слушайте, кивайте, поддакивайте.
— Проявляйте спокойствие и не демонстрируйте пострадавшему сильных эмоций.
— Говорите короткими простыми фразами, уверенным тоном.
— Не потакайте желаниям пострадавшего и не вступайте в активный диалог по поводу его высказываний.
— Переключите внимание пострадавшего, вызвав у него ориентировочную реакцию. Для этого задается неожиданный вопрос (не имеющий негативного содержания) или произносится имя пострадавшего, после чего пострадавшему задается вопрос, требующий развернутого ответа.
— После истерики возможен упадок сил, поэтому необходимо предоставить человеку возможность для отдыха, передав его специалистам, либо близким людям.
• раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначительному поводу);
• повышенное мышечное напряжение;
• нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами;
• словесные оскорбления, брань.
Помощь при агрессивной реакции:
— Четко оцените, насколько безопасно для вас будет оказывать помощь в данной ситуации, и что вы можете сделать для обеспечения большей безопасности.
— Сохраняйте спокойствие, не демонстрируйте сильных эмоций.
— Воздержитесь от эмоциональных реакций даже в том случае, если вы слышите оскорбления и брань, обращенные к вам.
— Говорите с пострадавшим спокойным голосом, постепенно снижая темп и громкость своей речи.
— Демонстрируйте благожелательность, не вступайте с пострадавшим в споры и не противоречьте ему.
— Если вы чувствуете внутреннюю готовность и понимаете, что это необходимо, отойдите с пострадавшим от окружающих и дайте ему возможность выговориться.
— Включите пострадавшего в какую-нибудь деятельность, связанную с физической нагрузкой.
В некоторых случаях агрессию можно снизить, объяснив пострадавшему негативный исход подобного поведения. Такой прием действенен, если:
• у пострадавшего нет цели получить выгоду от агрессивного поведения;
• пострадавшему важно, чтобы подобный негативный исход не произошел;
• пострадавший понимает, что негативный исход действительно может последовать.
В случае если вы встретили пострадавшего, демонстрирующего агрессивное поведение, необходимо обратить к нему внимание специалиста правоохранительных органов.
• напряжение мышц (особенно лицевых);
• учащенное поверхностное дыхание;
• сниженный контроль собственного поведения.
Страх – это проявление базового инстинкта самосохранения. Он оберегает нас от рискованных, опасных поступков. Переживание чувства страха знакомо каждому человеку.
В некоторых случаях страх становится опасным для человека. Это происходит тогда, когда он:
— не оправдан (переживание страха слишком интенсивно в сравнении с опасностью, по отношению к которой он возник);
— настолько силен, что лишает человека способности думать и действовать.
Иногда страх может перерасти в панику. Панический страх, ужас может побудить к бегству, вызвать оцепенение, агрессивное поведение. Человек в страхе может вцепиться в какие-либо опасные предметы, забираться в небезопасные места, лишая себя возможности спастись в экстремальной ситуации. При этом он плохо контролирует свои действия и не осознает происходящее вокруг, что уже опасно для самого пострадавшего и окружающих его людей. Велика вероятность эмоционального заражения паникой.
Помощь при страхе:
— Необходимо быть рядом с человеком, дать ему ощущение безопасности: страх тяжело переносить в одиночестве.
— Если страх настолько силен, что парализует человека, то предложите ему выполнить несколько простых приемов. Например, задержать дыхание, а затем сосредоточиться на спокойном медленном дыхании; осуществить простое интеллектуальное действие (этот прием основан на том, что страх – эмоция, а любая эмоция становится слабее, если включается мыслительная деятельность).
— Когда острота страха начинает спадать, говорите с человеком о том, чего именно он боится, не нагнетая эмоции, а наоборот, давая возможность человеку выговориться (когда человек «проговаривает» свой страх, он становится не таким сильным).
— При необходимости предоставьте человеку информацию о том, что происходит вокруг, о ходе работ, если вам кажется, что сказанная информация будет полезна для человека и поможет улучшить его состояние (информационный голод провоцирует усиление страха).
• непреодолимая усталость, когда любое движение, любое сказанное слово дается с трудом;
• равнодушие к происходящему;
• отсутствие, каких бы то ни было, эмоциональных проявлений;
• снижение темпа речи или полное ее отсутствие.
Помощь при апатии:
— Создайте для пострадавшего условия, в которых он мог бы отдохнуть и набраться сил, чувствовал себя в безопасности (например, проводите его к месту отдыха, по возможности помогите ему удобно устроиться).
— Если это по каким-то причинам невозможно, то необходимо помочь человеку мягко выйти из этого состояния. Для этого можно предложить ему самомассаж (или помочь ему в этом) активных биологических зон – мочек ушей и пальцев рук.
— Говорите с пострадавшим мягко, медленно, спокойным голосом, постепенно повышая громкость и скорость речи.
— Постепенно задавайте пострадавшему вопросы, на которые он может ответить развернуто.
— Предложите пострадавшему какую-либо незначительную физическую нагрузку (пройтись пешком, сделать несколько простых физических упражнений) или вовлеките его в посильную для него совместную деятельность (например, оказать посильную помощь другим пострадавшим: принести чай или воду и т.д.).
Источник