- Основы безопасности жизнедеятельности Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 10 — 11 классы
- Урок 16 § 16. Оказание первой помощи при термических ожогах
- Виды ожогов
- Общие рекомендации по оказанию первой помощи при термических ожогах
- Рекомендации по оказанию первой помощи при термических ожогах первой и второй степени
- Рекомендации по оказанию первой помощи при термическом ожоге третьей степени
- Выводы
- Вопросы
- Задания
- Открыиый урок по ОБЖ «ПП при тепловом и солнечном ударе. Обморожения» план-конспект урока по обж (9 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы безопасности жизнедеятельности
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
10 — 11 классы
Урок 16
§ 16. Оказание первой помощи при термических ожогах
Ожоги — поражение тканей, возникающее под действием высокой температуры, электрического тока, кислот, щелочей или ионизирующего излучения.
При ожоге нарушается целостность кожного покрова, что может привести к проникновению инфекции, потери жидкости или нарушению терморегуляции.
Термический ожог — это вид травмы, возникающий при воздействии на ткани организма высокой температуры.
Различают термические, электрические, химические и лучевые ожоги. Чаще других встречаются термические ожоги. Предупреждение термических ожогов начинается с соблюдения норм пожарной безопасности.
Ожог сначала поражает верхний слой кожи — эпидермис. Если ожог прогрессирующий, то нижележащие слои кожи тоже оказываются повреждёнными. Глубокие ожоги способны нарушить нижние слои ткани.
Виды ожогов
Ожоги различаются по вызвавшим их причинам и глубине проникновения: первой степени (поверхностные), второй степени (умеренно глубокие) и третьей степени (глубокие). Чем глубже ожог, тем выше степень его тяжести.
Ожоги первой степени затрагивают лишь верхний слой кожи. Кожа становится покрасневшей и сухой, обычно болезненной. На месте ожога может быть припухлость. Ожоги первой степени обычно заживают в течение 5-6 дней, не оставляя рубцов.
Ожоги второй степени. При ожогах второй степени повреждаются оба слоя кожи — эпидермис и дерма. К этой степени относятся ожоги, вызванные воздействием высокой температуры или сильным солнечным воздействием, а также химические ожоги. Кожа становится покрасневшей, покрывается волдырями, которые могут вскрываться. Из волдырей вытекает прозрачная жидкость, что делает кожу мокрой. Обожжённая кожа может выглядеть пятнистой. Подобные ожоги обычно болезненны и зачастую сопровождаются припухлостью повреждённой области. Заживление обычно происходит через три-четыре недели. Возможно появление рубцов.
Ожоги третьей степени. Ожоги третьей степени разрушают оба слоя кожи и глубоко расположенные ткани — нервы, кровеносные сосуды, жировую, мышечную и костную ткани. Ожоги третьей степени могут появиться при воздействии очень высокой температуры, пламени, а также электрического тока или удара молнии. Кожа при таких ожогах выглядит обуглившейся (чёрной) или восковобелой. Эти ожоги обычно менее болезненные, так как при этом происходит повреждение нервных окончаний кожного покрова. При обширных ожогах третьей степени создаётся угроза жизни пострадавшего из-за потери жидкости, что приводит к шоковому состоянию. Также вероятно проникновение инфекции. При ожогах третьей степени на теле остаются грубые рубцы, и часто требуется пересадка кожи.
Общие рекомендации по оказанию первой помощи при термических ожогах
Даже после устранения причины ожога мягкие ткани продолжают тлеть некоторое время, приводя к ещё большим повреждениям. Охлаждение помогает предотвратить образование волдырей при небольших ожогах и уменьшить повреждение тканей при более серьёзных.
Не пытайтесь судить о тяжести ожога по тому, насколько сильна боль, которую испытывает пострадавший, так как в результате ожога могут быть повреждены нервные окончания. В большинстве случаев при ожогах требуется врачебный осмотр.
Немедленно вызывайте «скорую помощь», если ожог:
• вызывает затруднение дыхания;
• затрагивает не одну часть тела;
• затрагивает голову, шею, кисти рук, ступни или половые органы;
• имеет место у ребёнка или престарелого человека.
При оказании первой помощи при термических ожогах нельзя:
• прикасаться к обожжённой области чем-либо, кроме стерильных или чистых тампон-повязок, использовать вату и снимать одежду с обожжённого места;
• отрывать одежду, прилипшую к ожоговому очагу;
• обрабатывать рану при ожогах третьей степени;
• вскрывать ожоговые волдыри;
• использовать жир, спирт или мазь при тяжёлых ожогах.
Рекомендации по оказанию первой помощи при термических ожогах первой и второй степени
Немедленно охладите место ожога холодной, но не ледяной водой, опустив поражённую поверхность в воду или поливая этот участок струёй воды. Никогда не используйте лёд. После охлаждения накройте поражённую область чистой влажной салфеткой, чтобы предотвратить попадание инфекции, воздуха и облегчить боль.
Не прокалывайте волдыри, так как целостность кожи защищает от проникновения инфекции. Если волдыри лопнули, обработайте повреждённую поверхность, как в случае раны: промойте водой с мылом и наложите стерильную повязку. Проследите за признаками и симптомами инфицирования.
Рекомендации по оказанию первой помощи при термическом ожоге третьей степени
Вызовите «скорую помощь».
Следите за проходимостью дыхательных путей. Ожоги вокруг рта или носа могут указывать на повреждение дыхательных путей и лёгких. При подозрении на ожог дыхательных путей или лёгких постоянно наблюдайте за дыханием. (При ожоге дыхательные пути могут отекать, вызывая нарушение дыхания у пострадавшего.)
При проведении вторичного осмотра проверьте, нет ли каких- либо дополнительных признаков, указывающих на ожоги.
Приложите к обожжённой поверхности мокрое полотенце или какую-либо ткань. Следите, чтобы этот компресс оставался холодным, периодически поливая его холодной водой, иначе он быстро нагреется или высохнет.
Ожоги третьей степени могут привести к шоковому состоянию. Если пострадавший не испытывает затруднений с дыханием, можно попросить его прилечь. Пострадавший от ожога обычно испытывает озноб. Поддерживайте постоянную температуру его тела. Если ожоги обширны, не пытайтесь охладить всю поражённую поверхность сразу, так как это может привести к общему понижению температуры тела пострадавшего. Вы можете охладить часть обожжённой поверхности, прикрыв остальную часть чистой тканью.
Выводы
1. Тяжесть ожога определяется величиной площади и глубиной повреждения тканей.
2. Первая помощь при термических ожогах заключается в прекращении воздействия внешних факторов и обработке раны.
3. Необходимо знать перечень признаков термических ожогов, при которых требуется вызывать «скорую помощь».
4. Своевременно оказанная первая помощь пострадавшему при термическом ожоге с соблюдением всех правил поможет облегчить боль и восстановить здоровье.
Вопросы
1. Почему термические ожоги случаются наиболее часто? Поясните свой ответ примерами.
2. Какие разновидности термических ожогов вы можете назвать?
3. Ожоги какой степени могут привести к шоковому состоянию?
Задания
1. Дайте характеристику ожогам первой и второй степени.
2. Перечислите правила оказания первой помощи при термических ожогах первой и второй степени.
3. Подготовьте сообщение на тему «Термические ожоги третьей степени и правила оказания первой помощи при их возникновении».
Источник
Открыиый урок по ОБЖ «ПП при тепловом и солнечном ударе. Обморожения»
план-конспект урока по обж (9 класс)
Открытый урок по ОБЖ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_teme_pp_pri_teplovom_i_solnechnom_udare._obmorozheniya.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТЕПЛОВЫХ
И СОЛНЕЧНЫХ УДАРАХ, ОБМОРОЖЕНИЯХ.
. Цели и задачи урока:
- систематизировать, обобщить и проконтролировать изученные теоретические сведения и полученные практические навыки оказания первой медицинской помощи;
- повышать компетентность учащихся в необходимом для жизни и безопасности минимуме знаний, сведений, терминологии, руководства и рекомендаций по действию в отношении пострадавшего в экстремальных ситуациях;
- учить осмысленно воспринимать и конкретно представлять игровые задачи (ситуации), самостоятельными (собственными) силами и действиями подкреплять ход их решения.
- способствовать развитию устойчивых и прочных навыков распознавать и упреждать опасности, необходимости сознательного становления учащихся как квалифицированных советчиков и первых «докторов» в экстремальных ситуациях;
- развивать логическую мыслительную и лаконично- грамотную практическую деятельность учащихся посредством форм и приемов сюжетно-ролевой, интеллектуальной, сознательной, тренинговой игр;
- позволить учащимся проявить себя в умственных стремлениях, знаниях, мудрости, способности с учетом проблемы личностно-ориентированного и индивидуального подхода и индивидуализации учебного процесса.
- повлиять на отношение учащихся к процессу милосердия и помощи как закономерному поведению и явлению бескорыстного оказания спасения нуждающимся;
- формировать потребность нести людям добро, чуткость, внимание, предупредительность, выполнения человеческого долга, систему нравственных качеств и мотивов помощи и взаимопомощи, сочувствия и сопереживания по отношению ко всем людям в любых ситуациях, особенно экстремальных.
Форма проведения урока.
Изучение нового материала с применением ИКТ.
Форма организации урока: коллективная (фронтальная), групповая, индивидуальная.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
1. Какие виды переломов вам известны?
2. Как можно определить вид перелома?
3. Как правильно оказать ПМП при закрытом переломе?
4. Как правильно определить вид кровотечения ?
5. Какое кровотечение самое опасное?
5. Какие правила необходимо соблюдать при наложении шин?
- Переход к изучению новой темы.
Вступительное слово учителя.
Будет светел и чист
Каждый прожитый лист,
Если долгом своим ты считаешь,
Жизнь другому спасать
И добро совершать,
Если людям в беде помогаешь.
Учебные вопросы урока:
2. Солнечный удар.
3. Медицинская помощь при тепловых и солнечных ударах.
4. Солнечный ожог.
6. Медицинская помощь при обморожении.
1. ТЕПЛОВОЙ УДАР — болезненное состояние, возникающее при перегреве организма.
Нахождение человека в душном помещении с высокой влажностью и плохой вентиляцией или продолжительное гуляние в жаркую погоду.
- Головная боль, головокружение и тошнота.
- Лицо бледнеет.
- Дыхание учащенное, пульс едва прощупывается.
- Судороги в мышцах ног и тела.
- Обморочное состояние.
- Кожа кажется холодной и влажной.
2. СОЛНЕЧНЫЙ УДАР- поражение нервной системы при длительном пребывании на солнце.
Злоупотребление солнечными ваннами на пляже, длительное нахождение под жарким солнцем с непокрытой головой: на улице, в походе.
- Головная боль, головокружение, тошнота, шум в ушах.
- Покраснение лица, сильная потливость, озноб.
- Учащенное дыхание.
- Носовое кровотечение.
- Повышение температуры тела.
- Потеря сознания.
ЗАПОМНИТЕ:
солнечный удар может произойти не только во время пребывания на солнце, но и спустя 6-8 часов.
3. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТЕПЛОВОМ И СОЛНЕЧНОМ УДАРАХ.
- Перенести пострадавшего в прохладное место, в тень, уложить на спину, приподнять голову и повернуть её набок;
- Если у пострадавшего открылась рвота, ему необходимо повернуть голову на бок, чтобы рвотные массы не попали в дыхательные пути;
- Расстегнуть одежду или снять её, ослабить пояс;
- Тело обтереть полотенцем, смоченным холодной водой;
- Если человек в сознании, ему надо давать обильное питьё (чай или слегка подсоленную воду);
- Если пострадавший потерял сознание, ему надо осторожно дать понюхать нашатырный спирт.
- При необходимости отправить пострадавшего в лечебное учреждение
Чтобы избежать неприятности надо:
- В жаркую, солнечную погоду нужно одеваться в легкую, пропускающую воздух одежду.
- Не забывать о головном уборе.
- Соблюдать питьевой режим (пить надо часто, но понемногу).
- Почаще обтираться водой или принимать душ.
- Не находиться долго в душном, плохо проветриваемом помещении.
4. СОЛНЕЧНЫЙ ОЖОГ.
- покраснение кожи;
- высокая температура;
- рвота, головная боль.
1. Наложить на обожженный участок холодный компресс, постоянно меняя его.
2. Дать пострадавшему обезболивающий препарат.
5. ОБМОРОЖЕНИЕ- повреждение кожи под воздействием низких температур.
- Сильный мороз.
- Сырая, ветреная погода (даже при плюсовой температуре).
- Тесная, неудобная обувь, отсутствие рукавиц.
- Мокрая одежда.
- Кожа бледная, холодная.
- Пульс редкий, температура тела понижена.
- Потеря чувствительности к холоду.
- Пострадавший вял.
6. Первая помощь при обморожении:
- Пострадавшего поместить в теплое помещение;
- Снять одежду и обувь;
- Руки или ноги согревать в ванне с теплой водой;
- Массировать обмороженные конечности снизу вверх;
- Когда обмороженная часть порозовеет и станет теплой, вытереть ее и укутать пострадавшего;
- Дать горячее питье;
- Вызвать скорую помощь.
- В холодное время позаботиться о теплой, удобной одежде и обуви;
- Не носить мокрые носки, тесную обувь;
- Не находиться длительное время на холоде.
Вывод: мы определили признаки данных травм.
- — как вы считаете, почему признаки теплового и солнечного удара похожи?
- — что является причиной этих травм? …
- — это воздействие высоких температур на организм человека
- — что является причиной обморожения и переохлаждения? …
- — это воздействие низких температур на организм человека.
- Домашнее задание &28, вопросы
- Закрепление изученного материала.
— давайте подведем итог нашего урока;
— о каких травмах шла речь на уроке? …
— что нового вы узнали на уроке? …
— каждая группа получает текст. В предложенном тексте необходимо подчеркнуть признаки и назвать вид травмы.
— время на работу 3 минуты
Будет светел и чист
Каждый прожитый лист,
Если долгом своим ты считаешь,
Жизнь другому спасать
И добро совершать,
Если людям в беде помогаешь.
Однажды жарким солнечным днем Саша с Тузиком вышли на прогулку. Долгое время они бегали и играли на солнце. Вдруг Саша почувствовал головокружение, но домой возвращаться не хотелось. Он присел на лавочку.
— какой ты красный! – заметили друзья
— Мне что-то нехорошо: часто бьется сердце и дрожь в ногах.
— Может вызвать врача?
Однажды жарким солнечным и душным днем Коля с друзьями вышли на прогулку.
— Что-то ты тепло оделся – заметили друзья. Долгое время они бегали и играли на солнце. Вдруг Коля почувствовал головокружение, но домой не пошел. Он присел на лавочку.
— Мне что-то нехорошо: очень пить хочется.
— Да у тебя лицо бледное,
— Может вызвать врача?
Зимним морозным утром друзья отправились на лыжах в лес. Долгое время они катались с гор. К вечеру веселые и уставшие они засобирались домой.
— У тебя уши и щеки побелели!
— А у меня нос щиплет и больно стало.
Я варежку потерял!- сказал Юра, — пальцы замерзли так, что ничего не чувствуют.
— Поехали домой, скорей.
2. – как вы думаете, что должен сделать человек, чтобы предотвратить эти травмы , полученные при воздействии высоких и низких температур на организм человека
— ваша задача выбрать необходимые правила по предупреждению указанных травм
- Одевайтесь по сезону;
- Одевайте теплую, удобную, сухую одежду и обувь;
- В холодное время года одевайтесь как «капуста»- между слоями одежды есть прослойки воздуха, удерживающие тепло;
- Не снимайте на морозе обувь;
- В длительную прогулку в холодное время года следует взять: варежки, шарф, шапку, термос с горячим чаем;
- В длительную прогулку в летний период необходимо взять с собой: прохладное питье, головной убор, зонт;
- Одевайтесь в легкую, пропускающую воздух одежду;
- Соблюдайте питьевой режим;
- Обтираться водой, принимать душ.
- Регулярно проветривайте помещения .
Первая помощь при отморожениях. Установите последовательность действий:
Напоить пострадавшего горячим чаем, укутать теплой одеждой.
При отморожении пальцев рук или ног следует проложить между ними марлю.
Отправить пострадавшего в лечебное учреждение, укутать его, а теплые вещи.
Согреть отмороженную часть тела, растирая её мягкой шерстяной тканью или ладонями до покраснения кожи, обретения ею чувствительности.
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ожогах. Установите последовательность действий:
Дать пострадавшему обезболивающий препарат.
Наложить на обожженный участок холодный компресс, постоянно меняя его.
Напоить горячим чаем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вопросы к рассказам И.А.Бунина даются учащимся при подготовке к семинару, обобщающему творчество данного автора. Это помогает учащимся обобщить свои знания по теме и провести аналитическую работу.
Данная презентация иллюстрирует двадцать восьмой урок ОБЖ в 6 классе «ПМП при тепловом и солнечном ударах, отморожении и ожоге» по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 –.
Цель: — познакомить с методами предотвращения обморожения и переохлаждения, солнечно и теплового удара;- научить оказывать первую помощь при данных травмах.Оборудование.
Презентация по ОБЖ в 6 классе «Тепловые и солнечные удары. Обморожения». Преподаватель-организатор ОБЖ МКОУ «Медвёдская СШ № 17» Ходырев Роман Геннадьевич.
Презентация для 6-го класса.
Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе , переохлаждении.
Презентация для 5 класса по теме «Тепловой и солнечный удар".
Источник