- Что делать после того, как ребенок падает?
- Что делать вначале
- Возможные травмы
- Сотрясение
- Повреждения мягких тканей.
- Перелом черепа
- Уход на дому
- Профилактика
- Прогноз
- Сотрясение головного мозга у детей — симптомы и лечение
- Определение болезни. Причины заболевания
- Симптомы сотрясения головного мозга у детей
- Патогенез сотрясения головного мозга у детей
- Классификация и стадии развития сотрясения головного мозга у детей
- Осложнения сотрясения головного мозга у детей
- Диагностика сотрясения головного мозга у детей
- Лечение сотрясения головного мозга у детей
- Прогноз. Профилактика
Что делать после того, как ребенок падает?
Младенцы, как правило часто падают на первом году жизни, когда учатся ходить или из-за недосмотра взрослых, очень часты падения с кровати. Если это происходит, важно спокойно оценивать ситуацию и внимательно следить за признаками травмы.
Хотя это может выглядеть пугающе, падение с кровати обычно не наносит серьезного вреда. Тем не менее, возможны травмы, поэтому родителям следует знать признаки, указывающие на то, что ребенку нужна медицинская проверка после падения.
Что делать вначале
Если ребенок падает с кровати, важно сохранять спокойствие. Пока у ребёнка не закрылись роднички (большой на середине темени и малый на затылке), они, в случае удара защитят малыша от перелома черепных костей.
Когда ребенок или малыш падает с кровати, важно оставаться спокойным и быстро оценить ситуацию.
Немедленно позвоните в скорую помощь, не трогая ребенка, если:
- Он потерял сознание
- Ребёнок неподвижен (до падения он был активен, возможно, ползал и переворачивался, после падения лежит без движения).
- Появились судороги (ручки и ножки ребёнка непроизвольно подергиваются, дрожат веки).
- Нарушилась координация. Этот симптом можно проследить у ребёнка, который уже умеет сидеть и производить действия с игрушками. Например, он до падения умело складывал предметы в какую-либо емкость, но после падения не может стоять или спотыкается через каждые 2-3 шага.
- Рвота
- Внезапная выраженная вялость и сонливость ребёнка.
- Сильный плач
- Кровь из носа (это может быть довольно опасное состояние, которое говорит о серьезной травме черепных костей. Кровянистые или, наоборот прозрачные выделения могут появиться из ушей).
Перемещение ребенка с травмой головы или позвоночника может вызвать серьезные осложнения. Однако, если ребенок находится в месте, где существует опасность получения дальнейших травм, его можно осторожно переместить в более безопасное место.
Если ребенка рвет или у него приступ, осторожно поверните его на бок. Удостоверьтесь, чтобы шея ребенка была прямая, пока вы переворачиваете.
Осторожно проверьте его, обращая пристальное внимание на его голову, на удары, ушибы или другие травмы. Проверьте остальную часть тела ребенка, включая руки, ноги, грудь и спину. Если вы видите повреждения, самим вправлять суставы, трогать или нажимать на кости нельзя ни в коем случае. К месту ушиба можно приложить холод – для этого подойдут любые продукты из морозильной камеры. Их нужно обернуть в мягкое полотенце и подержать там, где образовалось покраснение. Если есть рана, ее нужно обработать перекисью водорода, чтобы остановить кровь, наложить стерильную повязку и ждать приезда врача.
Если ребенок не показывает никаких видимых признаков травмы, наблюдайте за ним в течение короткого времени, чтобы убедиться, что ничего не меняется.
Возможные травмы
Несколько возможных травм могут возникнуть в результате падения, в том числе:
Сотрясение
Врач должен оценить травмы головы при сотрясении мозга.
Сотрясение представляет собой тип травмы головы, что обычно происходит, когда удар по голове заставляет мозг получать толчок внутри черепа. Трудно обнаружить сотрясение мозга у малыша, потому что они не могут описать свои симптомы.
Признаки сотрясения мозга у младенца включают:
- потеря сознания
- безутешный плач
- рвота
- избыточная сонливость
- длительные периоды тишины
- отказ от еды
- временная потеря недавно приобретенных навыков
- раздражительность
Повреждения мягких тканей.
Скальп — это кожа, покрывающая голову, и она содержит много мелких кровеносных сосудов. Даже незначительный разрез или травма могут обильно кровоточить, поэтому повреждение может выглядеть более серьезным, чем есть.
Иногда, внутренняя гематома под скальпом может привести к отеку на голове ребенка, что может длиться несколько дней.
Перелом черепа
Череп — это кость, которая окружает мозг. Возможен перелом черепа, при падении с высокого места.
Младенцы с переломом черепа могут иметь:
- вдавленная область на голове
- прозрачная жидкость, вытекающая из глаз или ушей
- синяки вокруг глаз или ушей
Немедленно отведите ребенка в отделение скорой помощи, если у него есть какие-либо из этих признаков.
Мозг — это тонкая структура, которая содержит много кровеносных сосудов, нервов и других внутренних тканей. Падение может повредить эти структуры, иногда сильно.
У родителей мощная интуиция. Если что-то кажется неправильным с ребенком, важно понять это, чтобы обратиться к врачу. Всегда лучше быть в безопасности и следить за тем, чтобы не было серьезных травм.
Уход на дому
Врач может порекомендовать отдых для ребенка после падения.
Ребенок может немного поспать после падения, особенно если это произошло во время или после сна. Может быть полезно дать ребенку отдохнуть. Тем не менее, врач может рекомендовать будить ребенка через регулярные промежутки времени, чтобы проверить его.
Пробуждение ребенка может облегчить обнаружение любых признаков более тяжелой травмы головы. Ребенок должен:
- нормально дышать
- признать своих родителей или опекунов
- легко проснуться
Если это не так, обратитесь к врачу или обратитесь за неотложной медицинской помощью.
Падение с кровати может вызвать головную боль, боль в шее или теле у ребенка. Безрецептурные болеутоляющие средства, такие как ибупрофен, могут помочь ребенку успокоиться. Лучше всего проверить тип лекарства и дозировку с врачом.
Отдых — лучшее лечение после травмы головы. Родители должны поддерживать спокойную деятельность в течение нескольких дней и следить за тем, чтобы ребенок избегал активной игры.
Профилактика
Предотвращение падения — лучший способ удержать ребенка от травмы головы. Однако происходят несчастные случаи. После падения важно переоценить безопасность и защиту детей в домашних условиях.
Никогда не оставляйте ребенка на взрослой кровати без присмотра, даже если подушки на месте, чтобы они не приблизились к краю. В дополнение к падениям, кровати для взрослых представляют риск других видов несчастных случаев, в том числе защемления или удушья.
Кроме того, не размещайте автокресло или надувное сиденье поверх приподнятой поверхности даже после того, как пристегнули ребенка.
Всегда кладите ребенка в кроватку, когда оставляете его одного в комнате. В кроватке не должно быть мягких постельных принадлежностей, которые могли бы прижать или задушить ребенка.
Прогноз
Несмотря на то, что факт травмы выглядит страшно, как для родителей, так и для ребенка, большинство падений не наносит серьезных травм. После падения важно оставаться спокойным и быстро оценить состояние ребенка. При необходимости незамедлительно обратиться за неотложной помощью.
Понимание и использование мер профилактики может помочь остановить падение или повторение.
Источник
Сотрясение головного мозга у детей — симптомы и лечение
Что такое сотрясение головного мозга у детей? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Артеменко К. А., врача УЗИ со стажем в 26 лет.
Определение болезни. Причины заболевания
Сотрясение головного мозга (СГМ) — основная клиническая форма лёгкой черепно-мозговой травмы (ЧМТ), в частности, диффузного повреждения паренхимы мозга. Она занимает первое место среди всех травм детского возраста, требующих лечения в стационарных условиях.
По данным эпидемиологических исследований, ЧМТ у детей и подростков во многих странах достигает 200 случаев на 100 тысяч человек. Причём ЧМТ чаще встречается у лиц мужского пола (до 70 % всех случаев). [7]
Выделяют две возрастные группы с большим риском получения черепно-мозговой травмы:
- дети до 5 лет;
- пациенты от 15 до 25 лет.
У детей с первого года жизни начинается высокая двигательная активность, появляется стремление всё узнать, попробовать, добраться до различных мест. Это проходит на фоне несовершенства моторных навыков и координации движений, сниженного чувства опасности и переоценки физических возможностей, что и приводит к появлению травмы.
Основными причинами возникновения сотрясения мозга в детском возрасте являются:
- травмы в процессе рождения;
- падение младенцев и детей до трёх лет с кроватей, пеленальных столов, из рук родителей, колясок и т. п.;
- нарушение координации в результате непропорционального физического развития тела у детей до трёх лет (большой вес головы) и падение вниз головой при резком ускорении или торможении (в этом возрасте дети ещё не научились страховать себя руками во время падения);
- удары при падении детей 4-7 лет с высоты (детских горок, качелей, подоконников или деревьев);
- нарушение правил дорожного движения и автомобильные аварии с нефиксированным ребёнком в специальном автомобильном детском кресле;
- нарушение техники безопасности и отсутствие/неисправность спортивной экипировки во время подвижных игр и спортивных соревнований.
Симптомы сотрясения головного мозга у детей
Сотрясение мозга у детей и взрослых протекает по-разному.
К основным признакам, свидетельствующим о СГМ во взрослом возрасте, относятся:
- кратковременное нарушение сознания;
- посттравматическая амнезия (длится несколько секунд или минут, но не более часа); [4][10]
- головная боль ( сдавливающая или сжимающая);
- жалобы на головокружение и тошноту, не связанную с приёмом пищи (причём чувство тошноты обычно взаимосвязано с выраженностью головной боли);
- учащённое дыхание, рвота, нарушение сердечного ритма;
- симптомы нарушения вегетативной нервной системы:
- общая слабость;
- стойкое повышение давления (не столько из-за самой травмы, сколько из-за перенесённого стресса);
- бледность лица или гиперемия (приливы крови);
- повышенное потоотделение рук и ног; [2][3]
- неврологические проявления (более выражены в первые часы и дни после травмы): [5]
- расширение или сужение обоих зрачков при сохранении живых рефлексов на свет;
- асимметрия сухожильных и кожных рефлексов;
- мелкий горизонтальный нистагм (частое колебательное движение).
Симптомы СГМ у детей с момента травмы появляются не сразу. [9] В момент травмирования отмечается бледность кожных покровов (прежде всего лица) и тахикардия. В динамике возникает головная боль, вялость и сонливость, рвота, беспокойство, капризность, расстройства сна, срыгивания во время кормления.
У детей дошкольного возраста, в отличие от взрослых и детей старше семи лет, посттравматическое состояние протекает без утраты сознания, отмечается лабильный пульс, горизонтальный нистагм, снижение корнеальных рефлексов (при лёгком прикосновении к роговице глаза веки не смыкаются), изменение мышечного тонуса (чаще гипотония), повышение или понижение сухожильных рефлексов, повышение температуры до 37,1-38,0°C.
Состояние ребёнка обычно улучшается на 2-3 день после СМГ, тогда как у взрослых симптомы регрессируют на 5-9 сутки с момента травмы. [9]
Патогенез сотрясения головного мозга у детей
Механизм СГМ у детей обусловлен ударным ускорением и инерциальной травмой. [1]
Ускорение, придаваемое мозгу в момент ЧМТ, служит основным составляющим патогенеза его сотрясения как при опосредованном (инерциальном травмировании), так и при прямом (ударном) воздействии механической энергии на голову.
Согласно современным представлениям, при любой закрытой черепно-мозговой травме в её патогенез вовлекаются все отделы головного мозга, что приводит к нарушению связей между нейронами.
Считается, что в основе клинического проявления СМГ лежит асинапсия — временное нарушение связей клеток мозга (преимущественно функциональное). [8] Исследования ряда авторов подтвердили, что морфологическим субстратом СМГ является нарушение синаптического аппарата. В более тяжёлых случаях к ним присоединяются нарушения ультраструктуры осевых цилиндров нейронов — аксонов. [8] [9]
В основе формирования клинических синдромов СГМ лежат нарушения в срединностволовых структурах мозга и ретикулярной формации, а также расстройства корково-подкорковых взаимоотношений. [1] [11] Вовлечение в патологический процесс стволовых образований приводит к страданию как специфических, так и неспецифических систем мозга, проявляющихся в виде различных вегетативных и нейропсихических нарушений.
Классификация и стадии развития сотрясения головного мозга у детей
По степени тяжести СМГ бывает:
- лёгким — сохранение симптомов менее 20 минут;
- среднетяжёлым — от 20 минут до 6 часов;
- тяжёлым — от 6 до 48 часов;
- крайне тяжёлым — более 48 часов.
Ряд авторов отмечает, что у детей раннего периода жизни и дошкольного возраста потеря сознания может отсутствовать. [1]
Детская шкала комы (для детей, младше четырёх лет) позволяет оценить степень угнетения сознания:
- Открывание глаз:
- произвольное — 4 балла;
- как реакция на голос — 3 балла;
- как реакция на боль — 2 балла;
- отсутствует — 1 балл.
- Речевая реакция:
- ребёнок улыбается, ориентируется в пространстве, реагирует на звук, следит за движениями, отзывчив — 5 баллов;
- ребёнка можно успокоить, отзывчивость неполноценная — 4 балла;
- во время плача малыш ненадолго успокаивается, стонет — 3 балла;
- плачет и не успокаивается, беспокойство не проходит — 2 балла;
- не реагирует на попытку успокоить — 1 балл.
- Двигательная реакция:
- выполняет движения по команде — 6 баллов;
- отталкивает в ответ на болевое раздражение — 5 баллов;
- отдёргивает конечности на болевое раздражение — 4 балла;
- патологическое сгибание как ответная реакция на болевое раздражение (декортикация) — 3 балла;
- патологическое разгибание как ответная реакция на болевое раздражение (децеребрация) — 2 балла;
- движения полностью отсутствуют — 1 балл.
У пострадавших с лёгкой ЧМТ после травмы сознание ясное (15 баллов) либо отмечается депрессия сознания до степени умеренного оглушения (13-14 баллов). Сотрясения могут проявляться кратковременным угнетением сознания (от 1-2 секунд до нескольких минут), причём чаще в момент оглушения (сопора).
В клиническом течении ЧМТ принято выделять три периода:
- острый — первые 2-10 недель после травмы;
- промежуточный — от 10 недель до 6 месяцев;
- отдалённый — от 6 месяцев до 2 лет и более.
Течение и проявления ЧМТ во всех её периодах во многом зависят от фона, на котором произошла травма.
Осложнения сотрясения головного мозга у детей
Несмотря на то, что сотрясение у детей не приводит к структурным изменениям в мозге, последствия могут быть весьма тяжёлыми. Так, при отсутствии своевременной диагностики и лечения могут развиться такие осложнения, как отёк головного мозга, внутричерепная гематома, эпилептические приступы. [6] [10]
Наиболее частыми последствиями СГМ у детей являются:
- нарушение формирования навыков чтения (дислексия), письма (дисграфия) или счёта (дискалькулия);
- школьная дезадаптация, когнитивные и речевые нарушениями, эмоциональные и поведенческие трудности;
- проблемы с обучением, освоением школьной учебной программы (знания имеют отрывочный характер);
- невнимательность во время проведения занятий, ухудшение памяти;
- неопрятность в одежде и в личной гигиене, быстрое «охлаждение» к начатому делу;
- затруднения в использовании полученной информации, построения выводов и заключений;
- в отдалённом периоде ЧМТ — затруднение социальной адаптации в связи с эмоциональными вспышками или агрессией; [2][10]
- мигрень, нервозность, бессонница, беспричинное чувство страха и тревоги, развитие неврозов.
Диагностика сотрясения головного мозга у детей
В диагностике СГМ необходимо учитывать характер получения травмы и опрос свидетелей происшедшего. В ряде случаев о сотрясении могут свидетельствовать следы травмы на голове и психологическое состояние ребёнка.
Поскольку признаки сотрясения мозга у ребёнка не очень отчётливые, важным значением в диагностики обладает изменение симптомов в динамике. Их исчезновение через 3-7 суток — веский повод для подозрения именно на СМГ.
Отличие СГМ от ушиба и других форм травматической патологии:
- отсутствие переломов костей черепа;
- давление и состав спинномозговой жидкости без изменений;
- М-эхо без смещений;
- КТ и МРТ без травматических отклонений в паренхиме вещества мозга и в ликворосодержащих внутричерепных пространствах.
Для определения степени тяжести ЧМТ оценивается:
- продолжительность потери сознания в острой фазе травмы (если оно возникло);
- длительность посттравматической амнезии (при наличии) и оценка состояния жизненно важных функций;
- степень угнетения сознания на момент осмотра (детская шкала комы Глазго).
Объективизации сотрясения головного мозга в острой фазе ЧМТ могут косвенно способствовать электроэнцефалография и офтальмоскопия. Широкое распространение в диагностике ЧМТ у детей получила нейросонография (УЗИ головного мозга).
УЗИ головного мозга проводится детям с первого дня жизни и до периода закрытия большого родничка, являющегося акустическим окном, через которое можно визуализировать состояние всех структур головного мозга. При проведении исследования оценивается ликворная система (боковые желудочки, сосудистые сплетения, III и IV желудочек, затылочная цистерна), талямусы, мозжечок, паренхима мозга, мозговой кровоток, наличие свободной жидкости между паренхимой мозга и черепной коробкой, а также кости черепа.
Данное исследование, позволяет исключить изменения со стороны мозга после перенесённой травмы — отёк паренхимы, смещение срединных структур, переломы костей черепа, очаги контузии мозга и внутричерепные кровоизлияния. [5] [13]
УЗИ-признаки травмы головного мозга, исключающих СГМ:
- при отёке паренхимы головного мозга — снижение эхогенности паренхимы мозга в первые часы после травмы, её повышение в динамике и нормализация на 6-7 сутки.
- при ушибах головного мозга — наличие в паренхиме мозга гиперэхогенных включений на фоне общего снижения эхогенности тканей паренхимы (внутричерепные гематомы имеют более повышенную эхогенность).
- при тяжёлых ушибах мозга:
- участки паренхимы мозга изоэхогенного характера, видимые только за счёт их добавочного объёма;
- участки добавочного объёма с умеренным повышением эхогенности и нечётким контуром;
- участки добавочного объёма с чётко отграниченным контуром и интенсивным повышением эхогенности.
- участки добавочного объёма с резким повышением эхогенности.
- при эпидуральных гематомах — чётко отграниченный участок веретенообразной формы, прилежащий к кости черепа, повышенной или несколько сниженной эхогенности, смещающий структуры головного мозга;
- при субдуральных гематомах:
- локальные изменения границ плотности (чаще веретенообразной формы), захватывающие всё полушарие;
- хронические субдуральные гематомы с пониженной эхогенностью;
- при внутримозговых гематомах:
- стадия гиперэхогенности — длится до 8-10 дней;
- стадия анизоэхогенности — отличается появлением в центре очага зон сниженной эхогенности с увеличением размера в динамике (10-30 дней после травмы);
- анэхогенная стадия — визуализируются только косвенные признаки объёмного процесса (1-2 месяца);
- стадия последующих резидуальных изменений с формированием кист или зон атрофии головного мозга.
- при внутрижелудочковых кровоизлияниях, вызванных травмой — наличие внутрижелудочковой гиперэхогенной зоны, расширение просвета боковых желудочков и изменение формы сосудистого сплетения (встречаются редко, обычно возникают при наличии множественных гематом). [5]
Нейросонография позволяет также выявить и не часто встречающиеся варианты расположения гематом — задняя черепная яма, полюс лобной доли со смещением эхоструктур головного мозга и «плюс ткань» эффектом, наличием свободной жидкости по передней поверхности паренхимы мозга. В случае расположения гематомы в задней ямке черепа отмечаются признаки появления гидроцефалии — расширение боковых желудочков головного мозга и III желудочка мозга. [5]
Лечение сотрясения головного мозга у детей
Все пациенты с ЧМТ, даже с лёгкой степенью, подлежат госпитализации в стационарные условия для уточнения первичного диагноза.
В современной литературе, посвященной СГМ, ряд авторов [1] [2] [6] рекомендует устанавливать пострадавшим постельный режим на 1-3 суток. С учётом особенностей клинического течения этот период можно увеличить на 2-5 суток. После этого при отсутствии осложнений выписка возможна на 10-14 день. При этом должна быть обеспечена возможность периодического врачебного контроля и повторной госпитализации при возникновении опосредованных осложнений.
Медикаментозное лечение при сотрясении мозга не должно быть агрессивным. [1] Оно направлено на оптимизацию функционального состояния головного мозга и снятие симптоматики. Спектр назначаемых лекарств при поступлении в стационар включает в себя анальгетики, седативные средства и снотворные препараты (преимущественно в таблетированной форме).
Проводится метаболическая терапия для улучшения мозгового кровообращения. Предпочтительно сочетание вазотропных и ноотропных препаратов. [2]
Для предупреждения возможных осложнений при благополучном завершении СГМ требуется амбулаторное наблюдение у невролога на протяжении года по месту жительства.
Прогноз. Профилактика
Сотрясение мозга является, как правило, обратимой клинической формой ЧМТ. Поэтому в 80-97% случаев [6] СГМ завершается выздоровлением ребёнка с полным восстановлением всех функций организма, но при условии соблюдения режима в остром периоде и отсутствии отягощающих травму обстоятельств.
У некоторых детей после острого периода сотрясения наблюдаются проявления посткоммоционного синдрома:
- нарушения когнитивных функций (снижения концентрации внимания, ослабление памяти) и лабильность психики (депрессия, раздражительность, чувство тревоги);
- отклонения в физическом благополучии (головокружение, головные боли, нарушение сна, быстрая утомляемость, раздражительность от звуковых и световых источников).
В динамике спустя 3-12 месяца после перенесённого ЧМТ эти симптомы исчезают или существенно снижаются.
Профилактика сотрясения мозга предполагает:
- использование спортивной экипировки и защитного шлема во время занятий спортом (борьбы, бокса, хоккея, катания на коньках, велосипеде или роликах);
- пристёгивание ремней безопасности специальных детских кресел в автомобилях;
- соблюдение правил дорожного движения;
- обустройство дома мебелью, безопасной в эксплуатации ;
- поддержание чистоты в помещениях (сразу вытирать жидкость, разлитую на пол);
- соблюдение мер б езопасности на уроках физической культуры и трудового обучения, а также правил санитарных требований к устройству, оборудованию и содержанию жилых помещений в детских учебных и воспитательных учреждениях.
Источник