Первая помощь при ожогах для детей дошкольного возраста

Конспект занятия «Первая помощь при ожогах»

Ирина Чернышова
Конспект занятия «Первая помощь при ожогах»

Пояснительная записка к НОД.

Позиция педагога: дошкольное детство – важный период, когда дети осваивают правила поведения в социуме и, в том числе, правила безопасного поведения в бытовых ситуациях. Кроме того, у старшего дошкольника активно формируются предпосылки к логическому мышлению и знаково-символическая функция головного мозга. На мой взгляд, важно не просто сформулировать правило, но и помочь детям разобраться в свойствах объектов и явлений, лежащих в его основе. Воспроизводство правил в виде знаков помогает более осознанному их запоминанию и выполнению. Результат продуктивной деятельности данного занятия – памятка – способствует формированию единых требований к поведению ребенка в опасных бытовых ситуациях, как в дошкольном учреждении, так и в семье.

Тема НОД: «Ожог. Правила поведения. Первая помощь»

Образовательные области: познание, безопасность, здоровье.

Цель: уточнение знаний направленных на обеспечение безопасной жизнедеятельности детей при ожогах.

• продолжать учить детей выделять опасные для здоровья ситуации и находить способы их предотвращения;

• активизировать жизненный опыт детей в плане сохранения своего здоровья;

• уточнить правила оказания первой помощи при ожогах.

• развивать умения делать выводы и умозаключения;

• развивать произвольность поведения;

• закреплять умение действовать по заданному алгоритму.

• формировать коммуникативную, информационную и здоровьесберегающую компетентности детей;

• воспитывать сочувствие и внимательное отношение к себе и к окружающим.

Место мероприятия: групповое помещение.

Используемое оборудование: ноутбук, проектор, доска (экран, лист бумаги формат А-4 сложенный втрое, простые и красные карандаши по числу детей.

Конспект НОД

Номер слайда Деятельность воспитателя Деятельность детей

Слайд 1 Воспитатель привлекает внимание детей к экрану, сообщает, что доктор Айболит пришел к ним в очередной раз и сегодня снова даст им свои советы, но сначала просит ребят отгадать его загадки. Рассаживаются полукругом перед экраном для просмотра презентации, настраиваются на отгадывание загадок.

«Из горячего колодца

Через нос водица льется». Отгадывают загадку.

Выход объекта на слайд после ответа детей Обращает внимание на изображение Получают подтверждение правильности своего ответа.

«Он красив и ярко-красен,

Но он жгуч, горяч, опасен». Отгадывают загадку.

Выход объекта на слайд после ответа детей Обращает внимание на изображение Получают подтверждение правильности своего ответа.

«В полотняной стране

По реке простыне

То назад, то вперёд,

А за ним такая гладь,

Ни морщинки не видать». Отгадывают загадку.

Выход объекта на слайд после ответа детей Обращает внимание на изображение Получают подтверждение правильности своего ответа.

Слайд 5 Воспитатель предлагает детям посмотреть на все три отгадки и подумать, что их объединяет (почему они заключены в красные круги).

Подводит детей к выводу, что красный круг – предостережение об опасности.

Предлагает детям высказать свое предположение, чем опасны эти три предмета.

Просит детей вспомнить, какие предметы домашнего обихода могут так же привести к ожогам. Дети рассуждают и приходят к выводу, что красный цвет, предупреждает об опасности.

Излагают свои предположения.

Возможные ответы детей:

(газовая плита, включенный утюг, розетка и т. д.)

Правильный ответ по щелчку мыши Предлагает детям игру «Четвертый лишний». На экране 4 картинки иллюстрирующие опасные бытовые ситуации. Предлагает детям выбрать ситуацию, которая опасна, но не приводит к ожогу. Дети рассматривают картинки, называют ту, которая по их мнению лишняя и объясняют свой выбор.

Слайд 8 Правильный ответ по щелчку мыши Предлагает обратную игру: из 4 опасных ситуаций выбрать ту, которая приведет к ожогам. Дети рассматривают картинки, выбирают нужную ситуацию, объясняют свой выбор.

Иллюстрации к рассказу воспитателя появляются последовательно по щелчку мыши -Доктор Айболит спрашивает, знаете ли вы, как оказать помощь, пострадавшему, который получил ожог.

Читайте также:  Трофический механизм лечебного действия физических упражнений

Выслушивает ответы детей, рассказывает им о том какую помощь необходимо оказать человеку, получившему ожог (на основе презентации). Ответы детей.

Дети слушают и рассматривают картинки.

Слайд 10 Иллюстрации к рассказу воспитателя появляются последовательно по щелчку мыши — Доктор Айболит знает, что ожог дети могут получить не только дома, но и в детском саду, если не будут соблюдать правила. Предлагает детям подумать, в каких ситуациях они могут получить ожог в группе. Дети высказывают свои предположения.

(во время обеда и подготовки к нему)

Переход к слайдам по щелчку мыши последовательно в процессе обсуждения знаков Предлагает детям разработать правила безопасного поведения в группе, которые помогут им избежать ожогов, и записать их с помощью знаков.

Организует беседу, активизирует детей, задает наводящие вопросы. В процессе обсуждения демонстрирует знаки, с помощью которых можно записать правила. Дети предлагают свои варианты правил безопасного поведения и предлагают варианты их записи с помощью знаков.

(Нельзя бегать вокруг накрытых столов, подходить близко к младшему воспитателю, который накрывает на стол или несет кастрюли с пищей и т. д.)

— — Доктор Айболит приготовил для вас памятки для правил, но они пока пустые. Предлагает детям перейти к столам, где приготовлены бумага и карандаши и зарисовать, по одному из трех правил, на каждой части сложенной втрое бумаги. Организует самостоятельную деятельность детей по зарисовке знаков в свои памятки по безопасности. Дети делают зарисовки знаков в свои памятки.

Слайд 14 Предлагает детям объединиться в пары и проверить друг у друга правильность выполнения задания.

Поручает дежурным собрать памятки для проверки Айболитом и объясняет, что Доктор на всех правильно заполненных памятках поставит свою печать.

Обмениваются памятками и проверяют правильность выполнения задания друг у друга.

Переход к игровой деятельности

После проведения НОД оценивает работу детей, приклеивая печати в памятки. (Приложение)

1. Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений /под ред. О. М. Дьяченко. — М,: Гном-пресс, 1999.

Источник

Первая помощь ребенку при ожогах горячими жидкостями

Ожоги, полученные горячими жидкостями, относятся к термическим ожогам. Горячий суп, вода, чай или компот не обязательно должны кипеть, чтобы ребенок получил тяжелые ожоги. Ведь кожа малыша очень нежная. Тарелка горячего супа или бульона, чашка чая, неосмотрительно оставленные мамой на краю стола, могут стать причиной ожога у вашего ребенка. Если малыш потянет за край скатерти, достанет ручкой или игрушкой до посуды или ударит по столу, вся горячая жидкость выльется на него и ребенок получит обширный ожог кожи лица или груди.

Что же должны делать взрослые, если ребенок получил ожог горячими жидкостями (обварился)?
— в первую очередь, при термических ожогах необходимо прекратить воздействие высокой температуры на пораженный участок кожи. С этой целью нужно осторожно снять с ребенка одежду (в месте ожога). Если она прилипла к коже – ни в коем случае не пытайтесь ее оторвать, так как ваши действия могут нанести ребенку дополнительные повреждения;

— далее необходимо уменьшить боль и жжение, чтобы предотвратить развитие болевого шока. Для этого нужно охладить обожженное место. С этой целью поливайте место ожога холодной (но не ледяной) водой продолжительное время (15 – 20 минут) пока боль не утихнет. Если обожжены конечности – опустите их в таз или ведро с холодной водой. Если ребенок получил ожог туловища и есть возможность, поставьте его под прохладный душ. Эту процедуру выполняйте в течение 10 – 20 минут. У маленьких детей, в возрасте до одного года, охлаждение не должно превышать десяти минут. Прохладная вода поможет прекратить распространение ожога в нижний слой кожи. Но не используйте для охлаждения снег и лед. Они только усугубят травму;

Читайте также:  Обработка огурцов от паутинного клеща народными средствами

— после обработки холодной водой, можно нанести на обожженное место специальные противоожоговые средства такие как: «Левиан», «Пантенол», «Левизоль»;

— затем наложите на пораженное место чистую тканевую повязку, можно марлевую, но не ворсистую;

— еще на место ожога можно наложить специальную гелевую повязку (их продают в аптеках);

— при образовании пузырей – ни в коем случае их не вскрывайте. Они защищают рану от инфекции. Если пузырь лопнул сам, осторожно срежьте края продезинфицированными маникюрными ножницами;

— помните, что нельзя использовать для обработки ожогов спирт, одеколон, йод, зеленку и другие антисептики. От этого станет только хуже;

— не обрабатывайте рану маслом, кремом, жиром или вазелином, потому что они поддерживают в месте ожога высокую температуру, а это может привести к распространению его вширь и вглубь;

— даже при небольшом ожоге дайте ребенку антигистаминный препарат (димедрол, супрастин, пипольфен, кларитин) и болеутоляющее средство (анальгин, панадол).

При обширных ожогах (если ожог по площади больше ладошки малыша) или если ребенок обварил лицо или промежность, немедленно вызовите скорую помощь или самостоятельно доставьте его в лечебное учреждение. При транспортировке ребенка, укутайте его в одеяло, для того, чтобы не переохладить малыша.

Источник

Первая помощь ребенку при ожогах

Автор: Росточек —

Для правильного оказания помощи необходимо знать площадь и глубину поражения:

  • I степень – характеризуется покраснением и отеком кожи, болезненностью;
  • II степень – образование тонкостенных пузырей, с прозрачным желтоватым содержимым;
  • IIIa степень – образование толстостенных пузырей, заполненных мутным содержимым, резко выражен отек;
  • IIIb степень – омертвление кожи и жировой клетчатки с образованием черной корки;
  • IV степень – гибель кожи, мышц и костей.
  • отсутствие боли свидетельствует о глубоком поражении тканей ( IIIb , IV );
  • ладошка ребенка равна

1% всего кожного покрова.

Маленький ребенок часто испытывает нежелание идти в больницу. Плачет перед приемом у врача и устраивает истерику в кабинете специалиста. Возможно дело не в плохом характере, а в психологическом страхе перед врачами? Тогда необходимо принимать соответствующие меры!

Для детей в возрасте 8-10 лет 3-5% поверхностных ожогов не представляют угрозу для жизни и требуют лишь правильных действий родителей. Такие же по площади и глубине ожоги у детей 1-2 лет смертельно опасны (развивается ожоговый шок) и требует немедленного вмешательства специалистов. Поверхностные ожоги со временем самостоятельно заживут, глубокие – только после операции.

Первая помощь при ожогах — устранить контакт с термическим агентом: потушить огонь, снять горящую одежду, укрыть плотной тканью, облить водой или прижать к земле.

Далее необходимо в течение 15 минут охладить обожженные участки холодной водой или льдом, помещенными в грелку или полиэтиленовый пакет. Данный прием позволит снизить боль и предупредит углубление омертвления кожи.

На ожог необходимо наложить повязку с новокаином (крайне редко вызывает аллергию) или просто прикрыть стерильным бинтом. При обширных ожогах ребенка следует обернуть в чистую простыню. Ни в коем случае нельзя смазывать обожженную кожу жировыми мазями.

Ребенка необходимо успокоить, тепло укрыть. При обширных ожогах следуют давать пить ребенку раствор, приготовленной из чайной ложки соли и половины чайной ложки пищевой соды на 1 л воды. При сильных болях родители или знакомые могут сделать инъекцию анальгина (0,1 мл 50% раствора или 0,2% 25% раствора внутримышечно на 10 кг массы тела ребенка), маленьким детям можно ввести ректальную свечу с анальгином.

К Вашим услугам консультации и лечение опытными педиатрами.

Источник

Гродненская областная детская клиническая больница

Первая доврачебная помощь при термических ожогах у детей

Ожоги бывают термические – вызванные кипятком, паром, раскалёнными предметами, химические – кислотами и щелочами и электрические – воздействием электрического тока или электрической дуги.

Согласно статистике, большинство ожогов дети получают дома. Ожоги горячей жидкостью — одна из самых частых травм среди малышей до 6 лет (94%). Среди них встречаются дети грудного, ясельного, дошкольного возраста, но самая многочисленная группа – от 1 года до 3 лет. В связи с падением детей в горячую воду чаще всего местом поражения являются ягодицы, внутренняя поверхность бедра и половые органы. При опрокидывании горячей жидкости страдают верхние конечности, лицо, шея. Среди причин получения ожогов, 70% — дефект ухода за детьми. Родители детей постарше обычно имеют дело с последствиями экспериментов со спичками. По глубине поражения по международной классификации различают 3 степени ожогов.

I- степень, поражение эпидермиса. Покраснение кожи, отёк, боль, могут образоваться пузыри с прозрачным содержимым. Ожоги заживают в течение 7-14 дней (пример – солнечный ожог).

II- степень, частичный некроз кожи. Ожоговая рана с более крупными пузырями, или с лопнувшими пузырями, отёк, боль. Заживление раны возможно без пересадки кожи в течение 3-4 недель.

III- степень, глубокий ожог. Некроз всех слоёв кожи и подкожной клетчатки. Ожоговая рана покрыта струпом. Заживление такой раны возможно только при пересадке кожи.

Согласно статистике ВОЗ, дети, получившие правильную первую помощь при ожогах, на 32% реже нуждаются в последующей пересадке кожи по сравнению с теми, кто эту помощь не получил.

Первая помощь детям с ожогами на месте происшествия.

Для начала разберёмся чего НЕ СЛЕДУЕТ делать.

Во-первых, не следует поддаваться панике. Ожог у ребенка – всегда стрессовая ситуация для родителей.

Во-вторых, не производите никаких активных действий с ожоговой поверхностью, не нужно вскрывать пузыри, мазать спиртом или иодом, накладывать мазевые повязки или еще как-то активно воздействовать на неё. Не следует пытаться удалить с поверхности ожога приставшие к коже битум, лаки и красящие вещества, которые явились причиной ожога, так как это способствует усилению боли, углублению шока и ведет к дополнительной травматизации тканей ребенка.

В-третьих, следует помнить, что ожог – это не только поражение кожи, а страдание всего организма. Чем меньше ребенок, тем тяжелее он переносит это повреждение, и при оказании первой помощи по поводу ожога главное – проведение обезболивания и противошоковых мероприятий.

Оказывая помощь ребенку с ожогом, следует строго придерживаться определенной последовательности действий.

В первую очередь нужно прекратить воздействие на ребенка термического агента. Необходимо снять, прилипшую одежду обрезать вокруг или облить холодной водой пропитанную горячей жидкостью одежду. Это нужно сделать как можно скорее. Затем пораженную поверхность следует охладить всеми возможными способами. Для этого подойдет проточная холодная вода с крана, постоянно сменяемый компресс с холодной водой, а еще лучше – снег или лёд взятый из морозильника. От того, насколько быстро будет прекращено воздействие термического агента и насколько эффективным будет последующее охлаждение, зависит дальнейшее течение ожогового поражения. Охлаждать ожоговую поверхность нужно длительно, не менее 10-15 минут. Затем ожоговую поверхность закрывают стерильной повязкой. Если стерильных материалов под рукой нет – воспользуйтесь простой чистой хлопчатобумажной тканью. При больших ожогах в области туловища, заверните ребёнка в чистую отутюженную простыню (она почти стерильная).

Если ожог достаточно большой по площади (в 3 раза больше чем площадь ладони ребенка) немедленно вызывайте «скорую помощь».

Если Вы решили самостоятельно доставить ребенка в лечебное учреждение – дайте ему обезболивающее – анальгин, и одновременно димедрол, (супрастин), или другое, аналогичное средство. Еще раз повторим, что хорошим обезболивающим эффектом в данном случае обладает охлаждение. Если площадь ожога большая, то лучше, если эвакуация пострадавшего осуществляется специальным транспортом в сопровождении медицинского персонала.

Ежегодно в хирургическом отделении ГОДКБ лечится 100-110 пациентов с термическими ожогами разной степени тяжести.

Помните! Лучше предупредить ожог, потому что лечение ожога – это длительный и болезненный процесс.

Доцент, к.м.н. К.М. Иодковский

Зав 7 хирургическим отделением УЗ «ГОДКБ» Я.Ф.Салкевич

Источник

Оцените статью