- Первая медицинская помощь при ушибах растяжениях связок вывихах переломах конспект
- Первая помощь при растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Оказание первой помощи при переломах, вывихах, ушибах и растяжениях связок
- Помощь при переломах, вывихах, ушибах и растяжениях связок
Первая медицинская помощь при ушибах растяжениях связок вывихах переломах конспект
Основное условие оказания первой помощи при переломах и вывихах – иммобилизация (создание неподвижности костей в области перелома). Она предохраняет сосуды, нервы и мышцы от дополнительных повреждений обломками костей и является действенным средством в борьбе с болью.
Ушиб – закрытое повреждение тканей и органов без существенного нарушения их структуры. Обычно возникает в результате удара тупым предметом или при падении. Чаще повреждаются поверхностно расположенные ткани (кожа, подкожная клетчатка, мышцы и надкостница). Особенно страдают при сильном ударе мягкие ткани, придавливаемые в момент травмы к костям.
При оказании первой помощи пострадавшим с ушибами, если есть хоть малейшее подозрение на более тяжелую травму (перелом, вывих, повреждение внутренних органов и т.п.), ее объем должен соответствовать тяжести предполагаемого повреждения. При нарушении целости кожи накладывают стерильную повязку. В случаях отслоения кожи, при множественных ушибах, ушибах суставов, внутренних органов проводят транспортную иммобилизацию и доставляют пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение. При нарушении функции дыхания и сердечной деятельности безотлагательно на месте происшествия начинают искусственное дыхание и массаж сердца. Одновременно вызывают скорую медицинскую помощь.
Уменьшению боли при небольших ушибах мягких тканей способствует местное применение холода: на поврежденное место направляют струю холодной воды, прикладывают к нему пузырь или грелку со льдом или делают холодные примочки. Рекомендуется сразу после травмы наложить давящую повязку на место ушиба и создать покой, например при ушибе руки ее покой можно обеспечить с помощью косыночной повязки. При ушибах ноги ей придают возвышенное положение, в течение нескольких дней соблюдают щадящий режим нагрузки, а затем, по мере уменьшения боли и отека, постепенно его расширяют. Рассасыванию кровоподтека способствуют тепловые процедуры (грелка с теплой водой, теплые ванны и т.п.), согревающие компрессы, активные движения с нарастающей амплитудой в суставах, расположенных рядом с поврежденным местом, к которым можно приступать только через несколько дней после травмы.
Растяжения и разрывы связок, сухожилий, мышц относятся к часто встречающимся повреждениям опорно-двигательного аппарата. Характерным признаком разрыва или растяжения является нарушение двигательной функции сустава, который укрепляется соответствующей связкой, или мышцы, если повреждается она сама либо ее сухожилие.
При повреждении связки страдают расположенные рядом с ней питающие кровеносные сосуды. В результате этого образуется большее или меньшее кровоизлияние в окружающие ткани.
Первая помощь. При растяжении, разрыве связок поврежденному суставу прежде всего необходимо обеспечить покой, наложить тугую повязку и для уменьшения боли прикладывать холодный компресс на протяжении 12-24 часов, затем перейти на тепло и согревающие компрессы.
Вывих – стойкое смещение суставных концов костей, которое вызывает нарушение функции сустава. Основные признаки травматического вывиха: резкая боль, изменение формы сустава, невозможность движений в нем или их ограничение.
Оказывая первую помощь пострадавшему на месте происшествия, нельзя пытаться вправлять вывих, т.к. это часто вызывает дополнительную травму. Необходимо обеспечить покой поврежденному суставу путем его обездвиживания. Необходимо приложить к нему холод (пузырь со льдом или холодной водой). При открытом вывихе на рану предварительно накладывают стерильную повязку. Нельзя применять согревающие компрессы. Вправить вывих должен врач в первые часы после травмы.
Переломы – повреждения костей, которые сопровождаются нарушением ее целости. При переломах одновременно с повреждением кости нарушается целость окружающих мягких тканей, могут травмироваться расположенные рядом мышцы, сосуды, нервы и др.
При оказании первой помощи ни в коем случае не следует пытаться сопоставить отломки кости – устранить изменение формы конечности (искривление) при закрытом переломе или вправить вышедшую наружу кость при
открытом переломе.
Пострадавшего нужно как можно быстрее доставить в лечебное учреждение. Предварительно необходимо обеспечить надежную транспортную иммобилизацию, а при открытом переломе еще и наложить на рану стерильную повязку. В случае сильного кровотечения необходимо принять меры к его остановке, например с помощью жгута кровоостанавливающего.
Если на период транспортировки нужно утеплить пострадавшего, то желательно поврежденную конечность просто укутать или оставить под наброшенной сверху одеждой (руку под пальто и т.п.). При необходимости раздеть пострадавшего (это можно делать только в тех случаях, когда нет опасности сместить отломки), сначала снимают одежду со здоровой стороны, а затем на стороне повреждения; одевают в обратной последовательности. Переносить пострадавшего с переломом можно только на небольшие расстояния и лучше на носилках.
Отдел здравоохранения администрации муниципального района
Источник
Первая помощь при растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervaya_pomoshch_pri_rastyazhenii_svyazok_vyvihah_sustavov_perelomah_kostek.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Первая помощь при растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей».
Цель урока: Ознакомление с видами повреждений опорно-двигательного аппарата.
Освоить технологии оказания первой помощи при переломах костей,
вывихах, растяжениях.
Задачи урока:
• образовательные: охарактеризовать различные виды травм.
• развивающие: научить оказывать первую помощь при растяжении связок, вывихах суставов, при переломах костей; ознакомить с мерами предупреждения нарушений опорно-двигательного аппарата.
• воспитательные: продолжить формирование знаний и умений о здоровье человека, о бережном отношении к нему.
Средства обучения – компьютер, мультимедийный проектор, иллюстрации, шины, бинты, дощечки, косынки; на каждый стол – задания в конвертах для работы.
Ход урока
I. Оргмомент
Добрый день ребята, уважаемые гости! Я рада приветствовать вас!
Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте всем удачи, ведь удача нам сегодня очень пригодится. Постарайтесь быть внимательными, а самое главное — работайте дружно и тогда у нас все получится! А я сделаю все возможное, чтобы вы приобрели сегодня на уроке необходимые знания и навыки.
II. Актуализация знаний и практических и умственных умений
1. Игра “Горячий стул”. К доске выходит учащийся, садится на стул, лицом к классу, спиной к доске. Учитель выводит на экран понятие, термин. Учащиеся класса, не называя слова, характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманное слово.
(Череп, позвоночник, свободная нижняя конечность.)
2. Из предложенного списка костей выберите те, которые образуют скелет верхней конечности: грудная кость, кости кисти, тазовая, локтевая, бедренная, лучевая, плечевая, малая берцовая.
3. Определите, каким отделам скелета соответствуют кости. (Задания раздаются в конвертах для каждой группы. После завершения обсуждения, представитель от каждой группы дает устный ответ.)
1-я группа
Грудина. (Грудная клетка.)
Теменная кость. (Мозговой отдел черепа.)
Лобная кость. (Мозговой отдел черепа.)
Ребро. (Грудная клетка.)
2-я группа
Шейный позвонок. (Шейный отдел позвоночника.)
Скуловая кость. (Лицевой отдел черепа.)
Затылочная кость. (Мозговой отдел черепа.)
Нижнечелюстная кость. (Лицевой отдел черепа.)
3-я группа
Носовая кость. (Лицевой отдел черепа.)
Поясничный позвонок. (Позвоночник.)
Фаланги пальцев кисти. (Скелет свободной верхней конечности.)
Кости предплечья. (Скелет свободной верхней конечности.)
III. Изучение нового материала.
Учитель. В различных жизненных ситуациях внезапно и вдруг происходят несчастные случаи. Если несчастье произошло, то как поступить. Поскорее вызвать врача. А как помочь пострадавшему во время загородной прогулки, в походе, в школе. Надежда только на тех людей, которые оказались по близости. Мы сегодня поговорим о травмах опорной системы, рассмотрим симптомы различных повреждений, научимся оказывать первую доврачебную помощь, выясним как избежать травмы.
ТРАВМА — это повреждение органа или ткани в результате внешнего воздействия. Травмы бывают, химические, психические, механические.
— Какие виды повреждений опорной системы вы знаете? Учащиеся перечисляют виды травм: это ушибы, переломы костей, вывихи суставов, растяжения связок.
РАСТЯЖЕНИЕ — это повреждение связок, соединяющих кость. Симптомы — боль, быстро растущий отек вокруг сустава, вследствие разрыва кровеносных сосудов. Возникают при резком движении в суставе, что приводит к разрыву мышц. Возникают при неловких движениях, ушибах.
Первая помощь-
- наложение тугой повязки
- создать суставу покой
- Холод
Ситуации при которых могут быть растяжения. \примеры\ Как избежать.
ВЫВИХ -это смещение костей, когда суставная головка выходит из суставной сумки, что приводит к деформации сустава, сильная боль, невозможноть движений.
- вывих плечевого сустава
- Вывих локтевого сустава
- Вывих голеностопного сустава
Ни в коем случае нельзя самим пытаться выправлять вывих, дергать конечность — это может привести к повреждению связок. Вправлять сустав может только врач.
Оказание первой помощи:
- покой суставу
- Мягкая давящая повязка
- Косыночная повязка
- Холод
ПЕРЕЛОМ — это повреждение костей.
Бывают открытые и закрытые.
Могут быть простые без смещения, либо со смещением в виде трещины или полного перелома костей.
Простой перелом – это явный перелом или трещина в кости, с множеством костных обломков.
— Чем вызваны переломы?
Не прямым воздействием
При падении на руку приводит к перелому ключицы.
Прямой удар в грудь – перелом ребра.
Как распознать перелом.
Резкая боль, припухлость в области травмы, невозможность движений, нарушение формы и длины, искривление конечности, потеря сознания, гематома или кровотечение, тошнота.
Оказание первой помощи:
1. Полный покой сустава. Приложить холод.
2. Зафиксировать таким образом, чтобы были неподвижны два соседних сустава, для иммобилизации используют шины, дощечки, косынки. Для обезболивания подойдет простой или комбинированный анальгетик (анальгин, пенталгин, солпадеин).
Шина должна заходить выше и ниже поврежденного участка, если это конечности. При переломе ребер пострадавший должен выдохнуть воздух из легких и дышать неглубоко. Грудную клетку туго забинтовать. При переломе позвоночника пострадавшего кладут на твердую поверхность и так транспортируют в больницу. Тело нельзя сгибать и наклонять. При переломах костей черепа больного укладывают на носилки животом вниз, под голову (лицо) подкладывают мягкую подстилку с углублением или ватно-марлевый круг.
При открытом переломе открытая рана, кровотечение, можно видеть костные обломки, которые иногда даже выходят наружу. Доврачебная помощь при травмах:
1. Остановить кровотечение с помощью давящей повязки.
2. Защитить рану от инфицирования, предупредить возможность дальнейшего травмирования.
3. Уменьшить боль, обеспечить неподвижность поврежденных органов и частей тела (т.е. наложить шину или любой прикладной материал, либо зафиксировать прямо к здоровой ноге (руку к туловищу), обездвижив в двух суставах по обе стороны от повреждения). Между шиной и телом проложить мягкую ткань.
4. Пострадавшего по необходимости транспортировать в травмпункт.
Среди детского травматизма на первом месте стоит бытовой травматизм, на втором уличный, на третьем школьный.
- повышенная двигательная активность, это биологическая потребность, которая приводит к травмам — удар об угол подоконника –ушиб головы или перелом конечностей. При падении человек рефлекторно вытягивает руки чтобы сохранить равновесие.
- Связана с недостаточной внимательностью подростков. Увлекшись игрой вы можете сбить с ног товарища, споткнуться сам и поранить других,
- Пренебрежение правилами техники безопасности.
ЛЕЧЕНИЕ травм — это дело специалистов, вооруженных необходимыми знаниями, навыками и техникой.
Учащиеся выполняют задание, используя подручный материал и шины (металлические, фанерные), перевязочный материал.
Задание для 1-й группы
Окажите первую медицинскую помощь, если при падении была сильно сдавлена грудная клетка. Свои действия обоснуйте.
Задание для 2-й группы
Окажите первую медицинскую помощь, если сломана лучевая кость. Свои действия обоснуйте.
Задание для 3-й группы
Окажите первую медицинскую помощь, если сломана ключица. Свои действия обоснуйте.
Наш урок окончен. Надеюсь, что ваш жизненный багаж и багаж знаний сегодня пополнился. Спасибо за урок.
Источник
Оказание первой помощи при переломах, вывихах, ушибах и растяжениях связок
Помощь при переломах, вывихах, ушибах и растяжениях связок
Каждый работник должен знать и уметь оказывать доврачебную помощь при несчастном случае:
1.При ушибе следует обеспечить покой ушибленной части тела, к ушибленному месту приложить холод (лед, холодную воду, смоченную холодной водой ткань).
Не допускается смазывать ушибленное место йодом, растирать его, делать массаж.
При подозрении на ушибы внутренних органов до прибытия скорой помощи необходимо освободить пострадавшего от стесняющей его одежды и положить на ровное место.
2.При растяжении необходимо также приложить холод и наложить мягкую фиксирующую повязку.
3.При вывихе необходимо обеспечить полную неподвижность в суставе. Вправлять вывихнутый сустав самостоятельно запрещается.
4.При любом повреждении кожи и тканей следует смазать йодом кожу вокруг раны, закрыть рану стерильным материалом (бинтом, салфеткой) и наложить повязку.
Промывать рану и извлекать из нее инородные тела самостоятельно запрещается.
5.При переломе конечностей необходимо обеспечить неподвижность кости путем наложения шины из специальных или подручных материалов (доски, планки, фанеры, палки), длина которой должна быть такой, чтобы она заходила за те два сустава конечности, между которыми произошел перелом.
При подозрении на перелом позвоночника пострадавшего следует уложить животом вниз на жесткие носилки или щит из досок (дверь, крышку от стола, толстый фанерный лист). Вопрос о его транспортировке решает только медицинский работник.
При открытом переломе на поврежденное место следует дополнительно наложить стерильную повязку. Извлекать и трогать костные обломки запрещается.
Источник