Первая доврачебная помощь пострадавшим детям

Консультация для воспитателей «Первая доврачебная помощь»

Алена Жданова
Консультация для воспитателей «Первая доврачебная помощь»

Консультация для воспитателей.

Первая доврачебная помощь.

Первая доврачебная помощь — это комплекс мероприятий, направленных на восстановление или сохранение жизни и здоровья ребенка до прибытия медицинского работника. С чего начать осмотр?Проводится по стандартной схеме: (для того, чтобы не пропустить скрытые травмы). Осмотр – т. е. ощупывание пальцами.

1. Осмотр головы потерпевшего. Обращаем внимание на кровоподтеки, запеченную кровь, синяки, шишки. Если все хорошо, опускаем взгляд ниже. Осматриваем шею.

2. Осмотр плечевого пояса и грудной клетки. Осматриваем ключицы – они должны быть одинаковыми. Далее грудная клетка. Аккуратно ощупываем ее, спрашивая, испытывает ли пострадавший болевые ощущения.

3. Приступаем к осмотру рук. Обращаем внимание на то, чтобы руки были одинаковой длины, чтобы не было деформации, припухлости, ссадины, кровоподтека.

4. Осмотр живота. Мягкими надавливаниями осматриваем живот, он должен быть мягким. Твердый живот должен насторожить.

5. Осмотр таза – нет ли болезненных ощущений.

6. Осмотр ног – то же, что и при осмотре рук.

Обморок и его причины.

1. Переутомление или глубокое эмоциональное потрясение.

2. Переохлаждение или перегревание.

3. Недостаток кислорода в воздухе.

5. Травма головы и кровоизлияние.

Сознание ребенок теряет не сразу, имеются определенные предвестники (звон в ушах, мушки перед глазами). Если ребенок теряет сознание в вашем присутствии необходимо предотвратить удар головой при падении.

Доврачебные действия при обмороке.

В первую очередь пострадавшего необходимо уложить на горизонтальную поверхность, постараться ноги приподнять.

— охлаждающие компрессы. Ни в коем случае нельзя пострадавшего полуусаживать. Можно использовать вентилятор для притока воздуха, открыть окно, сделать охлаждающие компрессы на область живота, шеи и лба. Так как в этих частях тела наибольшее скопление кровеносных сосудов. Достаточно смочить полотенце холодной водой. Дать понюхать нашатырный спирт, взбрызнуть лицо холодной водой, похлопать по щекам. Если ребенок пришел в себя – дать ему питье.

Доврачебная помощь при носовом кровотечении

Носовое кровотечение встречается очень часто.

Во-первых, необходимо успокоить ребенка многие дети боятся вида крови. Придать ребенку вертикальное положение (можно усадить себе на колени, к себе спиной) и слегка наклоните его голову вперед, чтобы кровь вытекала из ноздрей. Сжать крылья носа, подождать 5-10 минут. А также на область носа наложите холод (носовой платок, смоченный в холодной воде или кусочек льда в целлофановом пакете). Ни в коем случае нельзя запрокидывать голову, т. к. может произойти затекание крови в носоглотку или дыхательные пути – это опасно. Если предпринятые меры не помогают – установите в носовой ход тампон из ваты или бинта длинной 2-3 см и толщиной 0,5см, смоченный 3% раствором перекиси водорода. Держать 10 – 20 минут. Если, не смотря на это, кровотечение не останавливается, необходимо вызвать скорую помощь.

Первая помощь ребенку, получившему тепловой или солнечный удар.

Вызываем скорую помощь, тем временем пострадавшего относим в тень, по возможности охлаждаем (расстегиваем пуговицы, взбрызгиваем лицо холодной водой, если человек в сознании даем ему выпить холодной воды) Если пострадавший без сознания но нормально дышит, можно уложить на бок.

Первая помощь при ссадине.

-Поврежденную поверхность кожи промыть чистой водой с мылом.

— Обработать ссадину антисептическим раствором(3% раствором перекиси водорода)

— На большие ссадины накладывается стерильная ватно-марлевая повязка, которая фиксируется сверху полосками пластыря, на мелкие ссадины накладывается бактерицидный пластырь, не допустимо приклеивать на ссадину простого пластыря или смазывание её какой либо мазью, это ведет к нарушению заживления ссадины и к тому же образуется струп.

Струп – это корочка, покрывающая поверхность раны.

— Бактерицидный пластырь накладывается не более чем на 1 сутки, через день его необходимо сменить на новый или оставить ссадину открытой.

Первая помощь при обморожениях у ребенка Уважаемые родители, на дворе январь, а это значит, что можно вспомнить об обморожении детей и первой помощи пострадавшему». Предоставляю.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Инсульт: симптомы и первая помощь» Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема:«Инсульт: симптомы и первая помощь.» Разработала:.

Консультация для родителей «Первая помощь при обморожениях» Первая помощь при обморожениях Переохлаждение: В результате длительного воздействия низкой температуры окружающего воздуха у ребёнка возникает.

Консультация для воспитателей и помощников воспитателей «Организация и методика проведения прогулки в детском саду» Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития.

Читайте также:  Как снять кишечные колики народными средствами

Консультация для родителей «Потешка в помощь маме» У русского народа, есть бесценное богатство – его опыт, его фольклор. За века бабушки, матушки, нянюшки сложили много песенок, потешек,.

Консультация для воспитателей «Дети с ОНР: характеристика и помощь» ОНР (общее недоразвитие речи) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы,.

Консультация для воспитателей «Рекомендации для воспитателей по организации детского досуга летом» Консультация для воспитателей Рекомендации для воспитателей по организации детского досуга летом. Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного.

Консультация-практикум для воспитателей и воспитателей групп раннего возраста. Взаимодействие с семьёй Содержание: 1. Мини-лекция. Особенности взаимодействия с родителями с учётом личностных особенностей. 2. Разбор педагогических ситуаций.

Консультация «Зимние травмы у детей — первая помощь» ЗИМНИЕ ТРАВМЫ У ДЕТЕЙ – ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ, КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ ТРАВМ ЗИМОЙ? Зима, традиционно – время веселых игр, гуляний, катаний на горках.

Сценарий образовательной ситуации по ОБЖ для второй младшей группы «Первая помощь Мишке» Задачи: • Способствовать формирование представлений о здоровом образе жизни • Познакомить с правилами оказания первой медицинской помощи.

Источник

Универсальный алгоритм оказания первой помощи

Правила поведения

Общая последовательность действий на месте происшествия с наличием пострадавших

Оказывать первую помощь необходимо в соответствии с Универсальным алгоритмом оказания первой помощи . Схематично алгоритм выглядит следующим образом.

Согласно Универсальному алгоритму первой помощи в случае, если человек стал участником или очевидцем происшествия, он должен выполнить следующие действия:

1. Провести оценку обстановки и обеспечить безопасные условия для оказания первой помощи:

1) определить угрожающие факторы для собственной жизни и здоровья;

2) определить угрожающие факторы для жизни и здоровья пострадавшего;

3) устранить угрожающие факторы для жизни и здоровья;

4) прекратить действие повреждающих факторов на пострадавшего;

5) при необходимости, оценить количество пострадавших;

6) извлечь пострадавшего из транспортного средства или других труднодоступных мест (при необходимости);

7) переместить пострадавшего (при необходимости).

2. Определить наличие сознания у пострадавшего.

При наличии сознания перейти к п. 7 Алгоритма; при отсутствии сознания перейти к п. 3 Алгоритма.

3. Восстановить проходимость дыхательных путей и определить признаки жизни:

1) запрокинуть голову с подъемом подбородка;

2) выдвинуть нижнюю челюсть (при необходимости);

3) определить наличие нормального дыхания с помощью слуха, зрения и осязания;

4) определить наличие кровообращения путем проверки пульса на магистральных артериях (одновременно с определением дыхания и при наличии соответствующей подготовки).

При наличии дыхания перейти к п. 6 Алгоритма; при отсутствии дыхания перейти к п. 4 Алгоритма.

4. Вызвать скорую медицинскую помощь, другие специальные службы, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом (по тел. 03, 103 или 112, привлекая помощника или с использованием громкой связи на телефоне).

5. Начать проведение сердечно-легочной реанимации путем чередования:

1) давления руками на грудину пострадавшего;

2) искусственного дыхания «Рот ко рту», «Рот к носу», с использованием устройств для искусственного дыхания.

При появлении признаков жизни перейти к п. 6 Алгоритма.

6. При появлении (или наличии) признаков жизни выполнить мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей одним или несколькими способами:

1) придать устойчивое боковое положение;

2) запрокинуть голову с подъемом подбородка;

3) выдвинуть нижнюю челюсть.

7. Провести обзорный осмотр пострадавшего и осуществить мероприятия по временной остановке наружного кровотечения одним или несколькими способами:

1) наложением давящей повязки;

2) пальцевым прижатием артерии;

3) прямым давлением на рану;

4) максимальным сгибанием конечности в суставе;

5) наложением жгута.

8. Провести подробный осмотр пострадавшего в целях выявления признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью, осуществить вызов скорой медицинской помощи (если она не была вызвана ранее) и выполнить мероприятия по оказанию первой помощи:

1) провести осмотр головы;

2) провести осмотр шеи;

3) провести осмотр груди;

4) провести осмотр спины;

5) провести осмотр живота и таза;

6) осмотр конечностей;

7) наложить повязки при травмах различных областей тела, в том числе окклюзионную (герметизирующую) при ранении грудной клетки;

8) провести иммобилизацию (с помощью подручных средств, аутоиммобилизацию, с использованием медицинских изделий);

9) зафиксировать шейный отдел позвоночника (вручную, подручными средствами, с использованием медицинских изделий);

10) прекратить воздействие опасных химических веществ на пострадавшего (промыть желудок путем приема воды и вызывания рвоты, удалить с поврежденной поверхности и промыть поврежденные поверхности проточной водой);

11) провести местное охлаждение при травмах, термических ожогах и иных воздействиях высоких температур или теплового излучения;

12) провести термоизоляцию при отморожениях и других эффектах воздействия низких температур.

Читайте также:  Народные средство от скопления мокроты

9. Придать пострадавшему оптимальное положение тела (для обеспечения ему комфорта и уменьшения степени его страданий).

10. Постоянно контролировать состояние пострадавшего (наличие сознания, дыхания и кровообращения) и оказывать психологическую поддержку.

11. Передать пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом при их прибытии и распоряжении о передаче им пострадавшего, сообщив необходимую информацию.

Источник

Первая помощь ребенку в экстренной ситуации

Какую помощь можно и нужно начинать оказывать еще до прибытия «Скорой помощи», а чего делать не нужно и даже категорически нельзя? Этот вопрос волнует многих родителей. Попробуем рассмотреть основные варианты экстренных состояний и рассказать о том, какие действия при этом следует принимать.

Остановка кровообращения и дыхания

Немедленно вызвать бригаду скорой помощи (реанимационную)!

  • Обеспечение проходимости дыхательных путей:
  1. при подозрении на травму шейного отдела позвоночника иммобилизируют шею
  2. очищают ротоглотку (грушей, пальцем)
  3. устраняют обструкцию, вызванную западением языка или сдавлением мягкими тканями шеи, выдвигают вперед нижнюю челюсть или приподнимают подбородок.
  4. улучшение проходимости дыхательных путей. Голову располагают по средней линии. Детям, в отличие от взрослых, не следует сильно запрокидывать голову, т.к. у детей это может привести к обструкции дыхательных путей. Под затылок кладут сложенное в несколько раз полотенце (взрослым – валик под плечи).
  • Начинают ИВЛ методом рот в рот (рот в рот и нос) и непрямой массаж грудной клетки. Эффективность вентиляции оценивают по экскурсии грудной клетки.

ИВЛ выполняют так, чтобы каждый вдох продолжался 1,0-1,5 с. Частота надавливаний на грудную клетку новорожденного – не менее 120 в мин, соотношение частоты вдуваний и надавливаний – 1:3. У детей более старшего возраста частота надавливаний – не менее100 в мин. Ребенка укладывают на жесткую поверхность и немедленно начинают непрямой массаж сердца. Отношение частоты вдуваний к частоте надавливаний на грудную клетку 1:5.

В обоих случаях надавливают на нижнюю треть грудины (примерно на ширину пальца ниже сосков). У детей 1-2 лет на грудину надавливаю выступом ладони одной руки. У детей постарше и взрослых используют две руки. В обоих случаях надавливают на нижнюю треть грудины (примерно на ширину двух пальцев выше мечевидного отростка). Глубина опускания грудины: дети до года: 1,5-2,5 см, до 7-8 лет – 3-5 см, старше – 4-6 см. Эффективность непрямого массажа оценивают по пульсу на сонных и бедренных артериях. Реанимационные мероприятия нужно продолжать до прибытия врачей!

Первая помощь при удушье

  1. Инородные тела дыхательных путей

Чаще всего в дыхательные пути попадают игрушки, пища (конфеты, жевательная резинка, орехи). Для детей младшего возраста опасны надувные игрушки, прокусив такую игрушку и испугавшись хлопка, ребенок может вдохнуть ее части.

  • Признаки: ребенок задыхается и не может кричать, издает свистящие шумы, тщетно пытается кашлять, лицо начинает синеть.
  • Что делать: вызовите неотложную помощь как можно быстрее. Затем приступайте к оказанию первой помощи.

Если вы различаете в горле инородное тело и видите, что его можно извлечь, сделайте это. Присмотритесь и прислушайтесь, дышит ли ребенок. Чтобы язык не закрывал дыхательное горло, приподнимите подбородок и отведите голову назад. Рот ребенка должен оставаться открытым. Наклонитесь ухом ко рту ребенка, чтобы услышать его дыхание, и посмотрите, движется ли его грудная клетка. Присматривайтесь и прислушивайтесь не более 5 секунд. Если ребенок не дышит, приступайте к искусственному дыханию и сердечно-легочной реанимации. Даже если вам удалось освободить дыхательные пути ребенка от инородного тела и ребенок кажется вам вполне здоровым, обратитесь к врачу.

2. Приступ бронхиальной астмы

  • Симптомы: кашель, затрудненный выдох, свистящее дыхание, вплоть до тяжелых дыхательных нарушений. Когда обращаться ко врачу: если (1) признаки астмы появились у ребенка в первый раз, (2) не помогает назначенное врачом лечение, (3) температура тела поднялась выше 39°С, вызовите врача.
  • Что делать: успокойте и приободрите ребенка: беспокойство может лишь усилить астматический приступ. Дайте ребенку рекомендованные врачом лекарства. Поите ребенка часто и понемногу.

3. Ложный круп

Ложный круп протекает в виде затруднения дыхания (преимущественно выдоха), осиплости голоса, «лающего» кашля. Порядок оказания первой помощи:

  • Придать возвышенное положение тела;
  • Обеспечить доступ свежего воздуха;
  • Вызвать врача;
  • Щелочные ингаляции (1 столовая ложки соды на 1 литр воды);
  • Отвлекающие процедуры — тёплые ножные или ручные ванны;
  • Можно дать ребёнку антигистаминный препарат в возрастной дозировке (пипольфен, супрастин, тавегил и др.).

4. Обморок

Симптомы-«предвестники»: головокружение, тошнота, потемнение перед глазами, чувство дурноты, проваливания, отрешенности. Порядок оказания первой помощи:

  1. Посадите ребенка и наклоните его голову вниз ниже колен.
  2. Расстегните воротничок, пояс и другую одежду, стесняющую дыхание.
  3. Если ребёнок потерял сознание, уложите его на ровную поверхность и приподнимите его ноги на 20-30 см выше уровня туловища.
  4. Похлопать по щекам, растереть виски.
  5. Дать вдохнуть пары нашатыря, либо уксуса, либо другого резко пахучего вещества (детям старше 3-х лет).
  6. Повернуть голову ребёнка на бок для предотвращения удушья в случае рвоты.
  7. Проверить есть ли дыхание и пульс (сердечные сокращения), если нет — вызвать неотложную помощь и проводить искусственное дыхание.
Читайте также:  Полип цервикальный канал лечение народные средства

Если обморок длится более 5 минут, вызвать неотложную помощь. После прихода в себя дать попить горячий сладкий чай. Хотя обмороки, длящиеся менее 5 минут обычно не причиняют вреда ребенку, необходимо выяснить причину их возникновения. Даже если обморок произошел впервые, обязательно обратитесь к врачу в ближайшее время!

Лихорадочные состояния

Субфебрильная температура (до 38°C) может появляться при перегревании, при вирусной или бактериальной инфекции. Принимать жаропонижающие средства в таких случаях не стоит, если самочувствие ребенка не страдает. Порядок оказания первой помощи:

Субфебрильная температура (до 38°C)

  1. Раздеть ребёнка.
  2. Растереть влажной тканью (температура чуть выше комнатной) или поместить ребенка под теплый (не горячий) душ, постепенно снижая температуру воды до прохладной.
  3. Жаропонижающие не использовать.

Фебрильная температура (выше 38°C)

  1. Раздеть ребёнка.
  2. Растереть влажной тканью (температура чуть выше комнатной) или поместить ребенка под теплый (не горячий) душ, постепенно снижая температуру воды до прохладной.
  3. Обеспечить покой, уложить в постель.
  4. Обильно поить сладким чаем, морсом.
  5. При ознобе (у маленького ребенка – дрожь, «гусиная кожа»), согреть (тёплое одеяло, горячий чай), но долго закутанным не держать, чтобы не перегрелся.
  6. Дать жаропонижающие (Панадол, Парацетамол, нурофен) при температуре: выше 38.0°C у детей до 3 месяцев, выше 39.0°C у здоровых детей старше 3 месяцев, в случае озноба, головных или мышечных болей при более низкой температуре, выше 38-38,5°C при фебрильных судорогах в анамнезе, выше 38.5°C при тяжелых сопутствующих заболеваниях.

При температуре 39.5-40°C закутывать ребёнка не следует.

При температуре выше 40.4°C вызвать неотложную помощь.

5. Судороги

В большинстве случаев судороги прекращаются самостоятельно через 3-5 минут, — поэтому сохраняйте спокойствие. Если судороги возникли на фоне повышенной температуры тела, примите меры первой помощи при лихорадке. Опасным для жизни является эпилептический статус — длительные судороги (более 10-15 минут), такое развитие ситуации требует немедленной врачебной помощи.

Порядок оказания первой помощи:

  • Уложите ребёнка в безопасное место, на ровную поверхность, где нет опасности травматизации, удалите из окружающей обстановки предметы с острыми и выступающими краями.
  • Сохраняйте спокойствие.
  • Развяжите шарф, галстук, расстегните ворот рубашки для облегчения дыхания.
  • Положите под голову что-либо мягкое или плоское.
  • Поверните ребёнка на бок для предотвращения удушья вследствие рвоты или западения языка.
  • Находитесь рядом с ребёнком.
  • Если судороги возникли впервые, или длятся более 5 минут или возобновились — вызывайте неотложную помощь.

6. Солнечный и тепловой удар

Длительное перегревание организма или воздействие прямых солнечных лучей на непокрытую голову может привести к тепловому (солнечному) удару. Солнечный удар может произойти как во время пребывания на солнце, так и через 6-8 часов после этого. Симптомы: общее недомогание, разбитость, головная боль, головокружение, шум в ушах, тошнота, а иногда рвота. При осмотре обнаруживается гиперемия кожи лица и головы, учащение пульса и дыхания, усиленное потоотделение, повышение температуры, иногда носовое кровотечение. В тяжелых случаях возникает сильная головная боль, снижается АД, температура тела достигает 40-41°С и более, больной впадает в прострацию, теряет сознание. Дыхание учащается, затем замедляется. Пульс редкий. Возможно развитие отека легких. В некоторых случаях отмечаются судороги, коматозное состояние, иногда возбуждение, галлюцинации, бред. Порядок оказания первой помощи:

  • Поместить ребёнка в тень.
  • Освободить от одежды.
  • Дать выпить холодной воды.
  • Холодный компресс на голову.
  • Обернуть простыней, смоченной холодной водой.
  • Если у ребенка высокая (39-41°С) температура тела, вызовите неотложную помощь.
  • В тяжелых случаях больные подлежат госпитализации.

7. Аллергические реакции

Чаще всего аллергические реакции проявляются в виде высыпаний на коже. Причиной могут быть пищевые погрешности, прием лекарств, укусы насекомых, контакт с животными, тепло, холод и др. Порядок оказания первой помощи:

  • Прекратите контакт ребёнка с предполагаемым аллергеном (медикаменты, пищевые продукты, контакт с животными, химическими веществами и др.) или воздействие физических факторов (холод, тепло, вода и др.).
  • Успокойте ребёнка.
  • Дайте ребёнку антигистаминные препараты в возрастных дозировках (тавегил, супрастин, фенкарол и др.).
  • На область зудящих высыпаний можно наложить фенистил-гель или псилобальзам.
  • Если у ребёнка вместе с аллергической реакцией появились нарушение общего состояния, подъём температуры, отёки, затруднение дыхания, боли в животе — необходимо вызвать врача (неотложную помощь).

Источник

Оцените статью