Персонифицированный учет лекарственных средств что это
Дата публикации 12.03.2021
Инструкция по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР, утв. приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 № 747, признана не действующей на территории Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 16.11.2020 № 1850).
В соответствии с п. 46 Инструкции № 747 аналитический учет лекарственных средств (кроме подлежащих предметно-количественному учету) велся в суммовом выражении. Каким документом должен руководствоваться бухгалтер с 2021 года при учете медикаментов? Необходимо ли в 2021 году учитывать на счете 105 ХХ абсолютно все лекарственные средства по количеству и сумме? В какой момент списывать лекарственные средства — при выдаче в отделение или при выдаче пациенту, на основании каких документов?
Постановлением Правительства РФ от 16.11.2020 № 1850 инструкция, утв. приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 № 747, признана не действующей на территории РФ с 02.12.2020. Разъяснения в отношении иного документа взамен утратившего в силу на настоящий момент нами не обнаружены.
Отношения, возникающие в связи с обращением лекарственных средств, регулируются Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ (далее — Закон № 61-ФЗ).
Учреждения ведут бухгалтерский (бюджетный) учет материальных запасов в соответствии с инструкциями, утв. приказами Минфина России от 01.12.2010 № 157н, от 06.12.2010 № 162н, от 16.12.2010 № 174н, от 23.12.2010 № 183н, федеральным стандартом «Запасы», утв. приказом Минфина России от 07.12.2018 № 256н (далее — Инструкция № 157н, СГС «Запасы»). Следовательно, бухгалтер должен вести учет медикаментов в соответствии с перечисленными документами.
В общем случае аналитический учет материальных запасов ведется на карточках количественно-суммового учета материальных ценностей (п. 119 Инструкции № 157н). В определенных случаях необходимо вести предметно-количественный учет лекарственных средств медицинского применения. Перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, порядок их учета и соответствующие документы регулируются ст. 58.1 Закона № 61-ФЗ.
Таким образом, лекарственные средства, поименованные в ст. 58.1 Закона № 61-ФЗ подлежат предметно-количественному учету. По лекарственным средствам, не поименованным в перечне медикаментов, подлежащих предметно-количественному учету, ведется количественно-суммовой учет в общем порядке, определенном п. 119 Инструкции № 157н.
Нормативные акты в области бухгалтерского (бюджетного) учета не содержат отдельных норм по списанию лекарственных препаратов и медикаментов. Для всех видов материальных запасов (кроме товаров и готовой продукции для продажи) установлены единые нормы списания.
При списании материальных запасов учреждения должны руководствоваться СГС «Запасы», методическими указаниями, утв. приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н (далее — Методические указания).
Основанием для выбытия материальных запасов со счетов бухгалтерского учета является акт о списании материальных запасов (ф. 0504230), оформленный комиссией по поступлению и выбытию активов и утвержденный руководителем учреждения.
В качестве основания для отражения в учете учреждения выбытия материальных запасов также может использоваться ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210).
Момент списания материалов зависит от того, насколько важно учреждению обеспечивать контроль над их наличием. В рассматриваемой ситуации приобретенные медикаменты могут учитываться на балансовом счете 105 00 с указанием ответственного лица. При их передаче ответственным лицам в отделение медикаменты не списываются, а отражается их внутреннее перемещение со счета 105 00 на счет 105 00 на основании требования-накладной (ф. 0504204). Медикаменты списываются с баланса на основании акта (ф. 0504230) по факту их расхода (например, на основании отчета ответственного лица).
Если такой контроль не обязателен и является трудозатратным, учреждение может списать медикаменты с балансового учета при выдаче ответственным лицам в отделение на основании ведомости (ф. 0504210).
Не пропускайте последние новости — подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:
- десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
- рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
- ваш e-mail не передается третьим лицам;
Источник
Приложение. Порядок ведения персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности лиц, участвующих в оказании медицинских услуг
Приложение
к приказу Министерства здравоохранения РФ
от 31 декабря 2013 г. N 1159н
Порядок
ведения персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности лиц, участвующих в оказании медицинских услуг
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет правила ведения персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности лиц, участвующих в оказании медицинских услуг (далее — персонифицированный учет), посредством ведения Федерального регистра медицинских работников (далее — Федеральный регистр).
2. Целью ведения персонифицированного учета является мониторинг кадрового состава системы здравоохранения, в том числе определение потребности в объемах подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских работников при формировании государственного задания приема граждан на обучение в образовательные организации за счет средств федерального бюджета.
3. Персонифицированный учет ведется в электронном виде на русском языке с использованием Информационно-аналитической системы Министерства здравоохранения Российской Федерации («Подсистема ведения федерального регистра медицинских работников»), состоящей из федерального и регионального сегментов.
4. Регулирование отношений, связанных с ведением Федерального регистра, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
II. Организация персонифицированного учета
5. Персонифицированный учет осуществляется путем внесения информации в федеральный и региональный сегменты Федерального регистра, предусмотренной статьей 93 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 27, ст. 3477) (далее — информация) лиц, участвующих в оказании медицинских услуг:
1) фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии);
3) дата рождения;
4) место рождения;
6) данные документа, удостоверяющего личность;
7) место жительства;
8) место регистрации;
9) дата регистрации;
10) страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии), принятый в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования;
11) сведения об образовании, в том числе данные об образовательных организациях и о документах об образовании и (или) о квалификации;
12) наименование организации, оказывающей медицинские услуги;
13) занимаемая должность в организации, оказывающей медицинские слуги.
6. Ведение персонифицированного учета в части информационных технологий (эксплуатации и сопровождения) предусматривает:
получение, сбор, обработку, передачу и хранение информации, а также внесение информации в Федеральный регистр;
обмен информацией между сегментами Федерального регистра;
обеспечение конфиденциальности сведений, содержащихся в Федеральном регистре, хранение и защиту таких сведений в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173; N 31, ст. 4196; N 49, ст. 6409; N 52, ст. 6974; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683*).
7. Внесение и актуализация информации в федеральный и региональный сегменты Федерального регистра осуществляются на основании документов, представляемых лицами, участвующими в оказании медицинских услуг.
8. Актуализацией информации обеспечиваются достоверность и корректность вносимых сведений и осуществляется проверка, позволяющая предотвратить появление в региональном сегменте Федерального регистра дублирующих записей:
на наличие повторений по фамилии, имени, отчеству, дате и месту рождения;
на наличие повторений по данным документа, удостоверяющего личность;
на наличие повторений по дате приема (увольнения) и адресу места работы;
на наличие повторений по фамилии, имени и отчеству, полученного профессионального образования в образовательной организации и уровня квалификации;
на наличие повторений по страховому номеру индивидуального лицевого счета, принятому в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
III. Ведение регионального сегмента Федерального регистра
9. Региональный сегмент Федерального регистра содержит информацию о лицах, участвующих в оказании медицинских услуг, в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.
Ведение регионального сегмента осуществляет орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья или уполномоченные им организации.
10. Актуализация информации регионального сегмента и направление актуализированных данных в Федеральный регистр осуществляются ежемесячно не позднее 5 числа последующего месяца.
IV. Ведение федерального сегмента Федерального регистра
11. Федеральный сегмент Федерального регистра содержит информацию, поступившую из региональных сегментов, а также от организаций подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации и Федеральному медико-биологическому агентству.
12. Внесение информации в федеральный сегмент Федерального регистра из медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации и Федеральному медико-биологическому агентству, осуществляют лица, уполномоченные на основании письменных распоряжений руководителей указанных медицинских организаций.
13. Внесение данных в Федеральный регистр осуществляется ежемесячно до 1 числа месяца.
14. Актуализация информации федерального сегмента Федерального регистра осуществляется по мере необходимости, но не реже 1 раза в день при наличии изменений.
* В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21 декабря 2013 г. N 363-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» вступает в силу с 1 июля 2014 года.
Источник
Как организовать персонифицированный учет лекарственных препаратов
Персонифицированный учет (ПУ) — детализированный учет расхода лекарственных препаратов (ЛП) на каждого пациента. ПУ регламентирован приказом Минздравсоцразвития РФ от 25 января 2011 г. №29н. «Об утверждении Порядка ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования», при этом приказ не детализирует форму ведения отчетности.
Цели Персонифицированного учета (ПУ)
- Определить фактические затраты на каждый случай оказания медицинской помощи.
- Оценить реальный расход отделений в том числе с учетом источников финансирования: для оценки эффективности расхода ЛП в отделении, для планирования ЛП на следующий год.
- Предоставить информацию об использованных лекарственных препаратов и медицинских изделий при оказании платных медицинских услуг.
Необходимые условия для организации ПУ
- Автоматизированный складской учет.
- Наличие МИС (медицинская информационная система).
- Команда разработчиков (для осуществления необходимых доработок на стороне заказчика).
- Руководитель проекта со стороны заказчика.
- Готовность сотрудников на местах к увеличению трудозатрат.
Основные инструменты для автоматизации ПУ:
- Формирование назначения врача (МИС).
- Исполнение назначения врача (МИС).
- Перемещение товаров для списания на пациента на пост.
- Списание товаров на пациента по назначению врача.
Организация списания лекарственных препаратов на пациентов
Корректное списание ЛП на пациентов, является основой персонифицированного учета лекарственных средств. Рассмотрим решение этой проблемы на примере программных продуктов 1С:Медицина. Больничная аптека и 1С:Медицина. Больница. Формирование назначения врача осуществляется в медицинской информационной системе МИС (рис. 1), где указывается препарат, способ применения, график назначения. Исполнение назначения врача устанавливается отметкой в системе о выданном препарате, осуществляется постовой медицинской сестрой (рис. 2).
Рис. 1 Пример формирования назначения врача
Рис. 2 Подбор товаров
3. Исполнение назначения
Перемещение товаров для списания на пациента (рис. 4), осуществляется старшей медицинской сестрой со склада на пост, далее с поста происходит списание товаров на пациента (рис. 5). В типовой версии конфигурации списание проводится документом «Списание по назначению врача». При этом системой под списание подбирается товар по остаткам (рис. 6) в первую очередь с наименьшим сроком годности, что позволяет оптимизировать расход препаратов. Также система отражает возникающие расхождения (например, если остатка ЛП на посту для списания недостаточно).
Рис. 4 Перемещение товаров между отделениями
Рис. 5 Списание по назначению врача
Рис. 6 Списание по остаткам
Для оценки эффективности есть возможность сравнить количество препаратов, списанных на пациентов и на отделения. При необходимости списать товар не на пациента, а на отделение списание осуществляется через документ «Внутреннее потребление товаров в отделении» (рис. 7).
Рис. 7 Внутреннее потребление товаров в отделении
Совмещение процессов исполнения и списания по назначению врача
В случае возникновения необходимости совмещения данных процессов, возможно внедрение доработки конфигурации. Для осуществления одновременного исполнения назначения врача и списания назначенных товаров, данная доработка конфигурации отображает для постовой сестры установленные назначения, а также факт их выполнения/отсутствия выполнения. Постовой сестрой отмечается факт выполнения и автоматически система фиксирует списание лекарственных препаратов (рис. 8).
8. Пост отделения
Возможные сложности при автоматизации процесса списания ЛП:
- МИС и Больничная аптека на разных платформах и обслуживаются разными командами разработчиков.
- Медицинская информационная система отсутствует или нет возможности интеграции с ней.
- Единицы измерения при назначении врача не соответствуют форме выпуска препарата.
- Источник финансирования пациента и источник финансирования препарата не совпадает.
- Остатки, не списанные на пациентов, а также препараты, купленные пациентами.
- Не все препараты подвергаются ПУ.
Организация персонифицированного учета лекарственных препаратов возможна как для всех препаратов, используемых в учреждении, так и для группы препаратов (например, только для дорогостоящих ЛП). Персонифицированный учет осуществляется на базе программных продуктов 1С и настраивается для каждой организации индивидуально, исходя из потребностей и особенностей работы каждого медицинского учреждения. Предлагаемые нами программные продукты от компании 1С позволяют осуществлять необходимую доработку и имеют гибкие настройки для удовлетворения возникающих запросов и потребностей наших заказчиков.
Источник