- Как применять оптовые надбавки в закупках ЖНВЛП
- Что такое оптовые надбавки
- Актуальные размеры по регионам
- Как применяют в закупках лекарств
- Ответственность за неверное применение
- Как планируют изменить
- Перечень жизненно необходимых лекарственных препаратов надбавка
- Документ
- Распоряжение от 12 октября 2019 года №2406-р
- Комментарий
- Перечень жизненно необходимых лекарственных препаратов надбавка
- В ФАС рассказали, как изменятся надбавки на лекарства из перечня ЖНВЛП
Как применять оптовые надбавки в закупках ЖНВЛП
Наценка на ЖНВЛС по регионам — это от 5 до 63% от отпускной цены лекарственного препарата, на которые поставщик вправе увеличить его стоимость при продаже. Конкретный процент устанавливается в каждом регионе РФ.
Скачать письмо ФАС №АЦ/38800/19 от 13.05.2019 из КонсультантПлюс |
Скачать предельные размеры оптовых надбавок по состоянию на 22.07.2020 |
Что такое оптовые надбавки
ЖНВЛП — это жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, особая группа лекарств, отказаться от которых по объективным причинам невозможно. Очевидно, ценник на такие товары регулируется нормативно, в противном случае производители и поставщики получат возможность получать сверхприбыли на непомерно высоких ценах.
Нормативное регулирование цен на препараты из перечня ЖНВЛП производится на двух уровнях:
- Федеральном. Минздрав разрабатывает, а ФАС проверяет прейскурант на лекарства. Этим ценником пользуются производители препаратов, устанавливать стоимость выше они не вправе.
- Региональном. Уполномоченными органами власти каждого региона устанавливается предельная оптовая наценка на ЖНВЛП — это максимальный процент от федеральной цены, который региональные поставщики вправе применить при продаже.
Такая система, с одной стороны, не позволяет непомерно увеличивать стоимость лекарств, без которых невозможно обойтись, а с другой — учесть интересы региональных поставщиков и ответить на вопрос, может ли поставщик увеличивать цену на ЖНВЛП: да, может, но в пределах установленного процента наценки.
При установлении размера наценки региональные власти руководствуются методическими рекомендациями, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам №442-а от 11.12.2009.
Заказчики, работающие по 44-ФЗ и 223-ФЗ, при расчете НМЦК закупки учитывают в том числе, какая оптовая надбавка на лекарственные препараты на 2020 год по регионам действует на текущий момент.
Актуальные размеры по регионам
Говоря о том, где брать цены с региональной надбавкой, важно понимать, что единого реестра итоговых стоимостей лекарств с наценкой не существует, — итоговая предельная стоимость каждого препарата устанавливается с помощью реестра цен на ЖНВЛП федерального уровня и реестра региональных наценок.
Смотреть предельные размеры оптовых и розничных надбавок к ценам на лекарственные препараты перечня ЖНВЛП следует на:
- сайте ФАС;
- на региональных сайтах, где органы исполнительной власти публикуют утвержденные наценки.
Например, чтобы посмотреть размер максимальной оптовой наценки в Краснодарском крае на лекарства, необходимо сделать следующее.
Шаг 1. Перейти на сайт ФАС РФ:
Шаг 2. В меню в левой части страницы выбрать пункт «Документы», в выпавшей вкладке — раздел «Аналитические материалы»:
Шаг 3. Нажать «Поиск по ключевым словам» и ввести «Предельные размеры оптовых»:
Шаг 4. Выбрать искомый пункт в выдаче, на появившейся странице находится табличный файл с полным перечнем наценок по регионам, его придется скачать. В файле останется найти нужный регион и посмотреть, какая региональная надбавка на лекарства ЖНВЛП действует в нем:
Как применяют в закупках лекарств
Установленный допустимый процент наценки на ЖНВЛП применяется при определении стартовой цены закупки в случаях, перечисленных в приказе Минздрава №1064н от 19 декабря 2019 г.:
- при закупке лекарств для обеспечения федеральных нужд, если НМЦК с учетом примененных надбавок не превышает 10 млн рублей;
- при закупке для обеспечения нужд субъекта РФ или муниципалитетов, если НМЦК с учетом примененных надбавок не превышает 10 млн рублей и не выше предельного значения, которое установлено для этого субъекта;
- если цены, полученные при расчете тарифным методом, оказались выше установленных лимитов.
Узнайте больше про работу с оптовыми надбавками из статьи экспертов в КонсультантПлюс. Вот пример одной из них.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ .
Размер надбавки устанавливается не по отдельным препаратам, а по группам. Группы сформированы по признаку размера отпускной цены. Каждый регион устанавливает отдельные надбавки для препаратов стоимостью:
- до 50 рублей;
- от 50 до 500 рублей;
- свыше 500 рублей.
Если, описывая объект закупки, заказчик видит, что под это описание подходит несколько лекарств из разных ценовых категорий, применяется надбавка, установленная для наименьшей категории.
ФАС подготовил схему-памятку для поставщиков лекарств.
Ответственность за неверное применение
Государством не поощряется ни превышение цены, ни ее занижение — за оба этих деяния грозит ответственность по ст. 14.6 КоАП РФ.
Часть 1 этой статьи регулирует, чем грозит превышение наценки на лекарства при отпуске лекарств, — штрафом в размере:
- 5000 рублей для физических лиц;
- 50 000 рублей для должностных лиц, им грозит и дисквалификация до 3 лет;
- половина излишне полученной выручки для юридических лиц.
Ответственность за занижение цены установлена частью 2 той же статьи и тоже наступает в форме штрафа:
- для граждан — 5000 рублей;
- для должностных лиц — 50 000 рублей или дисквалификация;
- для юридических лиц — 100 000 рублей.
Как планируют изменить
9 сентября 2020 года издан приказ ФАС №820/20, который утвердил новые методические рекомендации для регионов по разработке наценки на ЖНВЛП, этот документ вступает в силу 1 марта 2021 года, после чего:
- надбавки будут считать от отпускной стоимости без учета НДС;
- регионы будут устанавливать надбавки на наркотические ЖНВЛП;
- изменятся ценовые группы — от 3 до 100 рублей, от 100 до 500 рублей и свыше 500 рублей.
В 2011 году окончила УрГЮА (ИПиП), в 2013 — РАНХиГС по программе «Управление государственными и муниципальными закупками». С 2013 по 2018 года занималась юридическим сопровождением закупок бюджетных учреждений федерального и регионального уровней.
Источник
Перечень жизненно необходимых лекарственных препаратов надбавка
Распоряжение от 12 октября 2019 года №2406-р. Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2020 год дополнен 24 лекарственными препаратами, 2 новыми лекарственными формами для уже включённых в этот перечень лекарственных препаратов. Перечень лекарственных препаратов для обеспечения отдельных категорий граждан дополнен 23 позициями лекарственных препаратов. Перечень дорогостоящих лекарственных препаратов дополнен 12 позициями.
Документ
Распоряжение от 12 октября 2019 года №2406-р
Подготовлено Минздравом России в соответствии с постановлением Правительства от 29 октября 2010 года №865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включённые в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов».
Комментарий
— перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения (далее – ЖНВЛП);
— перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций;
— перечень лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей;
— минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.
Перечень ЖНВЛП утверждается ежегодно, другие перечни – не реже одного раза в три года.
Подписанным распоряжением утверждён перечень ЖНВЛП на 2020 год. Перечень дополнен 24 лекарственными препаратами, 2 новыми лекарственными формами для уже включённых в этот перечень лекарственных препаратов. Исключена 1 позиция. Всего перечень ЖНВЛП на 2020 год включает 758 лекарственных препаратов (в 2019 году было 735 лекарственных препаратов).
Перечень лекарственных препаратов для обеспечения отдельных категорий граждан дополнен 23 позициями лекарственных препаратов.
Перечень дорогостоящих лекарственных препаратов дополнен 12 позициями.
Принятые решения направлены на реализацию федеральных законов от 12 апреля 2010 года №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в части обеспечения граждан лекарственными препаратами, включёнными в перечень ЖНВЛП, и государственного регулирования цен на эти лекарственные препараты.
Источник
Перечень жизненно необходимых лекарственных препаратов надбавка
концентрат для приготовления раствора для инфузий, 50мг/мл, 10 мл — ампулы (5) — пачки картонные
Вл.Вып.к.Перв.Уп.Втор.Уп.Пр.Эбеве Фарма Гес.м.б.Х. Нфг. КГ, Австрия (ATU52861808);
концентрат для приготовления раствора для инфузий, 50мг/мл, 10 мл — флаконы темного стекла (1) — пачки картонные
Вл.Вып.к.Перв.Уп.Втор.Уп.Пр.Эбеве Фарма Гес.м.б.Х. Нфг. КГ, Австрия (ATU52861808);
концентрат для приготовления раствора для инфузий, 50мг/мл, 100 мл — флаконы темного стекла (1) — пачки картонные
Вл.Вып.к.Перв.Уп.Втор.Уп.Пр.Эбеве Фарма Гес.м.б.Х. Нфг. КГ, Австрия (ATU52861808);
концентрат для приготовления раствора для инфузий, 50мг/мл, 20 мл — флаконы темного стекла (1) — пачки картонные
Вл.Вып.к.Перв.Уп.Втор.Уп.Пр.Эбеве Фарма Гес.м.б.Х. Нфг. КГ, Австрия (ATU52861808);
концентрат для приготовления раствора для инфузий, 50мг/мл, 5 мл — ампулы (5) — пачки картонные
Вл.Вып.к.Перв.Уп.Втор.Уп.Пр.Эбеве Фарма Гес.м.б.Х. Нфг. КГ, Австрия (ATU52861808);
концентрат для приготовления раствора для инфузий, 50мг/мл, 5 мл — флаконы темного стекла (1) — пачки картонные
Вл.Вып.к.Перв.Уп.Втор.Уп.Пр.Эбеве Фарма Гес.м.б.Х. Нфг. КГ, Австрия (ATU52861808);
концентрат для приготовления раствора для инфузий, 50мг/мл, 5 мл — флаконы темного стекла (1) — пачки картонные
Вл.Сандоз д.д., Словения (SI76665623); Вып.к.Перв.Уп.Втор.Уп.Пр.Эбеве Фарма Гес.м.б.Х. Нфг. КГ, Австрия (ATU52861808);
концентрат для приготовления раствора для инфузий, 50мг/мл, 5 мл — ампулы (5) — пачки картонные
Вл.Сандоз д.д., Словения (SI76665623); Вып.к.Перв.Уп.Втор.Уп.Пр.Эбеве Фарма Гес.м.б.Х. Нфг. КГ, Австрия (ATU52861808);
концентрат для приготовления раствора для инфузий, 50мг/мл, 20 мл — флаконы темного стекла (1) — пачки картонные
Вл.Сандоз д.д., Словения (SI76665623); Вып.к.Перв.Уп.Втор.Уп.Пр.Эбеве Фарма Гес.м.б.Х. Нфг. КГ, Австрия (ATU52861808);
концентрат для приготовления раствора для инфузий, 50мг/мл, 100 мл — флаконы темного стекла (1) — пачки картонные
Вл.Сандоз д.д., Словения (SI76665623); Вып.к.Перв.Уп.Втор.Уп.Пр.Эбеве Фарма Гес.м.б.Х. Нфг. КГ, Австрия (ATU52861808);
концентрат для приготовления раствора для инфузий, 50мг/мл, 10 мл — флаконы темного стекла (1) — пачки картонные
Вл.Сандоз д.д., Словения (SI76665623); Вып.к.Перв.Уп.Втор.Уп.Пр.Эбеве Фарма Гес.м.б.Х. Нфг. КГ, Австрия (ATU52861808);
концентрат для приготовления раствора для инфузий, 50мг/мл, 10 мл — ампулы (5) — пачки картонные
Вл.Сандоз д.д., Словения (SI76665623); Вып.к.Перв.Уп.Втор.Уп.Пр.Эбеве Фарма Гес.м.б.Х. Нфг. КГ, Австрия (ATU52861808);
концентрат для приготовления раствора для инфузий 50 мг/мл, 10 мл — ампулы (5) — пачки картонные
Эбеве Фарма Гес.м.б.Х. Нфг. КГ — Австрия
концентрат для приготовления раствора для инфузий 50 мг/мл, 10 мл — флаконы темного стекла — пачки картонные
Эбеве Фарма Гес.м.б.Х. Нфг. КГ — Австрия
концентрат для приготовления раствора для инфузий 50 мг/мл, 100 мл — флаконы темного стекла — пачки картонные
Эбеве Фарма Гес.м.б.Х. Нфг. КГ — Австрия
концентрат для приготовления раствора для инфузий 50 мг/мл, 20 мл — флаконы темного стекла — пачки картонные
Эбеве Фарма Гес.м.б.Х. Нфг. КГ — Австрия
концентрат для приготовления раствора для инфузий 50 мг/мл, 5 мл — ампулы (5) — пачки картонные
Эбеве Фарма Гес.м.б.Х. Нфг. КГ — Австрия
концентрат для приготовления раствора для инфузий 50 мг/мл, 5 мл — флаконы темного стекла — пачки картонные
Эбеве Фарма Гес.м.б.Х. Нфг. КГ — Австрия
концентрат для приготовления раствора для инфузий, 50мг/мл, 5 мл — флаконы темного стекла (1) — пачки картонные
Вл.Сандоз д.д., Словения (SI76665623); Вып.к.Перв.Уп.Втор.Уп.Пр.Эбеве Фарма Гес.м.б.Х. Нфг. КГ, Австрия (ATU52861808);
концентрат для приготовления раствора для инфузий, 50мг/мл, 5 мл — ампулы (5) — пачки картонные
Вл.Сандоз д.д., Словения (SI76665623); Вып.к.Перв.Уп.Втор.Уп.Пр.Эбеве Фарма Гес.м.б.Х. Нфг. КГ, Австрия (ATU52861808);
Источник
В ФАС рассказали, как изменятся надбавки на лекарства из перечня ЖНВЛП
Какие изменения ожидают рынок в части установления надбавок на жизненно важные лекарственные препараты?
Дарья Старых: Начнем с простого примера. Ни для кого не секрет, что на большую часть фармпрепаратов сегодня существует очень большой разброс цен. Наш отечественный препарат может стоить 20 рублей, а импортный оригинальный — 200. Исходя из существующей сейчас системы формирования надбавок, а она формируется в процентном соотношении, что выгоднее продавать аптеке? Естественно тот препарат, который стоит дороже. В этой связи антимонопольная служба поставила перед собой амбициозную задачу ликвидировать сложившийся диспаритет и сделать так, чтобы аптекам было одинаково выгодно продавать лекарства из разных ценовых групп.
Но как это сделать?
Дарья Старых: В прошлом году ФАС заказала научно исследовательскую работу для изучения этой темы, которая, в том числе, учитывает международную практику. Я пока не буду подробно на этом останавливаться, но мы планируем предложить комбинированный механизм применения процентных и абсолютных значений. Это позволит исключить заинтересованность аптечных сетей продавать преимущественно дорогой препарат.
В связи с масштабностью планируемых изменений, которые безусловно требуют детальной проработки и согласования с участниками рынка, мы планируем внедрять новую систему в ближайшие несколько лет.
Причём, эту работу мы планируем проводить максимально аккуратно, с конкретными расчетами, и будем выносить все наши предложения на общественное обсуждение.
И когда можно ожидать этих изменений?
Дарья Старых: На самом деле они происходят уже сейчас. Такие глобальные вещи для рынка не решаются одним росчерком пера или постановлением. Это всегда пакетное решение, которое требует внесения изменений в целый ряд законных и подзаконных актов. ФАС России совместно с правительством, а также заинтересованными министерствами и ведомствами уже готовит почву для дальнейших изменений в сфере торговых надбавок на лекарственные препараты.
Ценовое регулирование на лекарственные препараты осуществляется на двух уровнях: на федеральном и на региональном. На федеральном уровне — это регистрация предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты. Регистрация цен осуществляется Минздравом России, ФАС России проводит экономический анализ цен производителей. Соответственно производители не могут продавать товар по цене выше, чем зарегистрированные цены. Если цена на препарат не зарегистрирована, то такой препарат не допускается к обращению на рынке.
Куда больший эффект для системы имеет региональный уровень — это установление предельных размеров оптовых и розничных надбавок. Как раз те полномочия, которые закреплены за субъектами РФ. Подчеркну, что эти полномочия также действуют с конца 2009 года, а с 2015 года надбавки могут быть установлены только после их согласования с антимонопольной службой.
Вы говорите о системе, которая действует уже более 10 лет. Соответствует ли она современным реалиям?
Дарья Старых: Действующая методика была разработана Федеральной службой по тарифам, которая пять лет назад была расформирована. Это, в том числе одна из причин, по которой мы её меняем. Итак, как я уже говорила ранее, на федеральном уровне ценовое регулирование осуществляют Минздрав и ФАС России. На региональном уровне каждый субъект РФ назначает уполномоченный орган в области тарифного регулирования, который устанавливает уровень надбавок и ведет их ежегодный мониторинг. Существует специальная Единая информационно-аналитическая система (ФГИС ЕИАС), содержащая электронные шаблоны расчетов, которые позволяют это реализовывать. В соответствии с действующим законодательством, не менее 15 % аптечных и оптовых организаций в каждом субъекте в постоянном режиме должны заносить в ЕИАС данные о валовой прибыли, о средневзвешенных ценах производителей и другую необходимую информацию, которая в последствии используется для установления надбавок. На основе этих отчетов ФАС делает экономический анализ, соответствует ли надбавка заданному уровню, достаточно ли ее для покрытия расходов оптового и розничного звена. Если регион видит, что действующей надбавки недостаточно или по тем или иным причинам ее необходимо напротив уменьшить, субъекту необходимо подать документы для ее изменения. После проведения экономического анализа ФАС принимает решение о согласовании или об отказе в согласовании.
Сейчас процедуру общественного обсуждения проходит проект приказа ФАС «Об утверждении методики установления субъектами предельных размеров розничных и оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на препараты из перечня ЖНВЛП». Что изменится в связи с его принятием?
Дарья Старых: Для начала скажу, что это как раз пакетное решение, которое во многом связано со вступлением в силу с 1 марта 2020 года ФЗ № 475, внесшего изменения в статью 63 закона «Об обращении лекарственных средств». Поэтому нами был разработан проект Методики, который приводит ее в соответствие с действующей редакцией этого закона.
Этими нормативными актами нам удалось устранить возникавшие ранее разночтения в трактовке, учитывать ли при расчете надбавки налог на добавленную стоимость (НДС) или нет. Поскольку законодательство ранее не содержало четкой формулировки в каких случаях нужно применять при расчётах НДС, а в каких нет, каждый из субъектов действовал по-разному, в том числе и контрольные органы. Упоминание НДС, в принципе, отсутствовало. Сейчас мы все привели к единообразию и ликвидировали даже гипотетическую возможность дискриминации организаций в зависимости от системы общего или упрощенного налогового обложения.
Измененная трактовка звучит так: «сумма без НДС не должна превышать фактическую отпускную цену с учетом оптовых и розничных надбавок, примененной к фактической отпускной цене без НДС». Таким образом, мы вынесли НДС и прописали, что все надбавки исчисляются от фактической отпускной цены без учета этого налога. И сумма, которая контролируется, контролируется без учета НДС. При этом сам НДС, естественно, никто не отменяет, он исчисляется, но его расчет вынесен на налоговое законодательство.
Еще какие-то существенные изменения документом подразумеваются?
Дарья Старых: Второй очень важный момент, который методология решает, это вопрос установления надбавок на препараты, содержащие наркотические и психотропные вещества.
Ранее методика, давала возможность регионам, выделять увеличенный размер оптовых и розничных надбавок для наркотических препаратов, но не устанавливала такую обязанность. Получалось так, что некоторые регионы, в силу разных причин не отслеживали рентабельность их реализации. Сейчас особый размер надбавок для наркотических и психотропных препаратов установлен не более чем в 60 субъектах РФ.
Мы прописали в методике, что каждый регион должен выделить наркотические препараты в отдельную группу и установить для них отдельный размер оптово-розничных надбавок, в случае такой необходимости. Теперь регионы законодательно обязаны это делать, что позволит избежать ситуации, при которой каким-то регионам не выгодно поставлять наркотические препараты.
А как отразятся изменения методики на цене для конечного потребителя?
Дарья Старых: Никак. Это отразится только на действующих ценовых группах, по которым устанавливаются надбавки. У нас исторически с 2009 года были три ценовые группы: первая — до 50 рублей, вторая — от 50 до 500 рублей, и третья — выше 500 рублей. Такая ситуация тянулась 10 лет до вступления в силу новой методики расчёта предельных отпускных цен производителей, когда мы увеличили нижний ценовой сегмент с 50 до 100 руб., а в надбавках до сих пор он оставался до 50 рублей. Необходимо было всё синхронизировать. Теперь первая ценовая группа для установления надбавок увеличена до 100 рублей, вторая — от 100 до 500 рублей и третья — свыше 500 рублей, что так же должно повысить доступность препаратов нижнего ценового сегмента.
Источник