Педиатрия или лечебное дело перспективы развития

Публикации в СМИ

Популярные медицинские специальности

Медицинские вузы никогда не испытывали недостатка в абитуриентах. Тем более сегодня, когда российская система здравоохранения открывает перед медиками широкие карьерные и финансовые возможности.

Путь к званию врача долог и труден. После шести лет в вузе – вы еще не врач. В то время как ваши ровесники с дипломами инженеров, экономистов и журналистов уже работают, вам еще предстоит год учебы в интернатуре или два в ординатуре, где вы близко познакомитесь с выбранной медицинской специализацией. После этого этапа обучения вы сможете, наконец, приступить к самостоятельной работе.

Но прежде предстоит определиться, с какой областью медицины вы свяжете свое будущее – с педиатрией, стоматологией, фармацией или чем-то другим.

Лечебное дело

Самая популярная медицинская специальность. Получить ее можно как в специализированных вузах – Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова (ММА им. И.М. Сеченова), Российском государственном медицинском университете (РГМУ), Московском государственном медико-стоматологическом университете (МГМСУ), так и на медицинских факультетах Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ им. М.В. Ломоносова), Российского университета дружбы народов (РУДН) или Государственной классической академии им. Маймонида (ГКА им. Маймонида).

Первые два года будущие врачи-лечебники изучают базовые дисциплины: биологию, физику, анатомию, гистологию, а также латинский язык. Все эти предметы можно постичь только усердной зубрежкой, и сил на это уходит много – поэтому, кстати, успешную учебу в медицинском вузе практически невозможно совмещать с какой-либо подработкой.

Ключевым этапом преддипломной части обучения является третий курс, на котором вы сможете окончательно убедиться в правильности выбора профессии или понять, что она не для вас. На третьем курсе изучаются: оперативная хирургия и топографическая анатомия, патологическая анатомия и патологическая физиология, фармакология и еще немало труднейших дисциплин. Четвертый и пятый курсы посвящены знакомству с разными разделами медицины (от хирургии до педиатрии), и самое главное – практике.

Диплом о высшем образовании означает, что вы умеете распознавать болезни. Теперь предстоит научиться их лечить. И здесь открывается длинный список специализаций интернатуры и ординатуры: неврология, акушерство и гинекология, дерматовенерология, психиатрия, хирургия, терапия с множеством разновидностей и т. д.

Если вы хотите просто помогать людям, то достаточно закончить интернатуру, но если у вас в планах карьера руководителя – без диплома ординатора вам не обойтись.

Где работать. Поле деятельности врача огромно. В государственных больницах и поликлиниках вам предложат стабильную работу, социальные гарантии и льготы, богатейшую базу для практики и научной работы. Коммерческие лечебные учреждения привлекают высокими зарплатами. Кроме того, медики нужны в сфере фитнеса и профессионального спорта. Без врача не обходится ни одно образовательное учреждение.

Педиатрия

После вуза — в поликлинику

Для тех, кто постоянно живет в Москве, РГМУ открыл Московский факультет, где можно получить специальность «Лечебное дело» или «Педиатрия». Здесь специально готовят врачей для московских поликлиник (после выпуска вам в обязательном порядке придется отработать три года в одной из них), поэтому и в учебном плане есть свои особенности. Например, студенты изучают специфику работы врача в условиях современной системы страхования Москвы. Кроме того, увеличено количество часов на поликлиническую педиатрию и терапию. Проводятся регулярные встречи студентов с руководителями Департамента здравоохранения г. Москвы. Вступительные экзамены стандартные – биология, химия и русский язык, но конкурс на Московский факультет почти в 2 раза ниже (3–5 человек на место).

Педиатр – это тот же врач-лечебник, только детский. Поэтому специальность «Педиатрия» во многом похожа на «Лечебное дело», с той лишь разницей, что в учебном плане больше внимания уделяется детской психологии и детским болезням. Обучение проводится не только на специализированных педиатрических кафедрах (пропедевтика детских болезней, детские инфекционные болезни, детские хирургические болезни и др.), но и на кафедрах, где изучают диагностику, лечение и профилактику отдельных заболеваний среди взрослых, ведь у подростка 14–15 лет – уже почти сформировавшийся взрослый организм.

Педиатров готовят только в РГМУ, но послевузовское образование предлагает и ММА им. И.М. Сеченова, и МГМСУ.

Где работать. Педиатры нужны в государственных и частных поликлиниках, роддомах (неонатологи), школах и детских садах, медицинских центрах, а также в различных отделениях детских больниц. Среди специалистов-педиатров востребованы детские неврологи (особенно для детей первого года жизни), аллергологи, гастроэнтерологи и многие другие.

Стоматология

В последние десять лет количество желающих стать зубными врачами превышает все возможные лимиты. Между тем вузов на всех только три: МГМСУ, ММА им. И.М. Сеченова и РУДН.

Первые два года стоматологи, как и все остальные студенты-медики, изучают биологию и биохимию, знакомятся с профилактикой стоматологических заболеваний. С третьего курса учеба становится интереснее – подробно изучается терапевтическая, ортопедическая, детская стоматология, внутренние болезни, кожные и глазные болезни, госпитальная хирургия.

В интернатуре и ординатуре вы можете стать стоматологом-терапевтом, хирургом, ортодонтом, ортопедом, детским стоматологом.

Где работать. Самым привлекательным местом работы для стоматолога являются, конечно, частные стоматологические клиники – новейшее оборудование, комфортные условия труда, высокие зарплаты. Но и государственные поликлиники сегодня могут предложить своим врачам неплохой доход. Все центры и поликлиники занимаются регулярным повышением квалификации персонала. Так что есть возможность освоить новые методики лечения, повысить квалификацию и набраться нового опыта.

Читайте также:  Как убрать костную мозоль народные средства

Фармация

Еще одна медицинская специальность – фармация. Здесь дело придется иметь не с больными, а с лекарствами, растениями и реактивами. Стать специалистом-провизором вы можете в ММА им. И.М. Сеченова, МГУ им. М.В. Ломоносова и РУДН. Уже с первого курса начинаются специальные предметы – история фармации, микробиология и др. Дальше – больше: органическая, аналитическая, токсикологическая и фармацевтическая химия, патология, фармакогнозия, которая научит вас разбираться в лекарственных и ядовитых растениях, фармакология и др.

Любители повозиться с химическими реактивами и микроскопами интересно проведут пять лет в вузе. Практические занятия студентов проходят в Центре криминалистических и судебно-медицинских экспертиз Минобороны РФ, Бюро судмедэкспертизы, Центре биотической медицины, имеющих приборную базу на уровне мировых стандартов.

Где работать. Закончив факультет послевузовского образования провизоров, вы сможете работать в той отрасли, на которой специализировались. Выпускники «Управления и экономики фармации» становятся (со временем, конечно) руководителями аптек, аптечных складов и т. д. После «Фармацевтической химии и фармакогнозии» вам не составит труда провести лабораторный анализ любого лекарственного средства. А «Судебно-медицинская экспертиза» подойдет тем, кто готов заниматься судебно-медицинскими исследованиями: генетическими, криминалистическими, токсикологическими и даже правовыми экспертизами, оценивать степень ущерба здоровью и т. д.

Но сегодня выпускники-провизоры чаще всего выбирают карьеру медицинского представителя, для которой это образование подходит как нельзя лучше. Сфера дистрибуции лекарств привлекает отличными карьерными перспективами и заработком, размер которого ограничен только вашей трудоспособностью.

На практике

С третьего курса студенты начинают постигать практическую медицину. Пока лишь в качестве наблюдателей. За несколько циклов клинических дисциплин и практики вам предстоит освоить все участки работы медперсонала – от санитара до ассистента врача. Вы научитесь делать инъекции, перевязки, проводить осмотры, побываете на операциях.

Так как на практике вам предстоит познакомиться с множеством болезней, то и ездить предстоит по самым разным больницам города – туда, где находятся учебные клинические базы вашего вуза. Там вам и лекции прочтут, и больных покажут, и секреты профессии раскроют.

Поступаем в вуз

Работодатели одинаково ценят выпускников всех медицинских вузов. Так что для преддипломного образования можете выбрать любой вуз и целенаправленно готовиться к поступлению, например, ходить на подготовительные курсы – а можете попробовать поступать сразу в несколько институтов. В любом случае, если вы хотите занять одно из немногочисленных бюджетных мест, вам предстоит выдержать конкурс более 7 человек на место. На коммерческой основе поступить гораздо проще, но стоимость обучения на врача достаточно высокая – к примеру, будущим стоматологам оно обойдется более чем в 100 тыс. руб. в год.

Для подготовки к вступительным экзаменам опытные студенты советуют заранее «натаскивать» себя на тестирование. Школьные выпускные экзамены по русскому языку, химии и биологии лучше сдавать в форме ЕГЭ – именно эти предметы, и тоже в форме тестирования, сдают в ММА им. И.М. Сеченова, РУДН, МГМСУ и МГУ им. М.В. Ломоносова. Кстати, в МГУ есть еще и экзамен по математике. Если вам легче сдавать биологию устно, а физику вы знаете лучше химии – поступайте в ГКА им. Маймонида.

В интернатуре и ординатуре бюджетных мест еще меньше, а стоимость обучения еще выше. Поэтому готовиться к послевузовскому образованию необходимо уже с первого курса – с «троечным» дипломом ординатура вам не светит, так что не расслабляйтесь от первой сессии до последней.

Мнение экспертов:

Научный подход

Юрий Архипенко, зам. декана факультета фундаментальной медицины МГУ им. М.В. Ломоносова:

– В МГУ фундаментальным дисциплинам – физике, химии, биологии, математике – уделяется больше учебного времени, чем в медицинских вузах. Причем преподаются они на базе соответствующих университетских факультетов, что обеспечивает высочайшее качество обучения. Кроме того, наши студенты пишут научные работы – курсовые и дипломную, а не просто сдают госэкзамены. Таким образом, выпускники оказываются хорошо подготовленными не только к лечебной, но и к научной работе, и применяют научный медицинский подход, даже если работают в обычных больницах.

Главное — не ошибиться в выборе

Василий Ярцев, студент РГМУ:

– Самое трудное – это понять, чем же ты хочешь заниматься. Специальностей много, а ты один. Кто-то выбирает сразу – хочу быть кардиологом, и занимается сердцем. На анатомии учит, как оно выглядит, на гистологии – из чего состоит, на физиологии – как работает, на хирургии и терапии – как его лечить и чем оно болеет. Потом подходит время стать кардиологом, и вдруг оказывается, что заниматься этим совсем не хочется, а есть непреодолимое желание лечить насморк у детей в возрасте от двух до трех с половиной лет. Самое сложное – это выбор.

Источник

Выбор: лечебное дело или педиатрия

Всем привет! Меня зовут Рита, и я учусь на 4 курсе медицинского университета Москвы. В этом блоге я буду рассказывать о повседневной жизни студента-медика, необычных клинических случаях и современных методах лечения заболеваний. Присоединяйтесь!

Сегодня речь пойдет о том, какое направление выбрать абитуриенту: » лечебное дело » или » педиатрию «. Россия одна из немногих стран, где педиатрическое образование начинается с 1 курса . В Европе и США все врачи учатся на одном направлении, а педиатрию выбирают только как специализацию последипломного образования.

Читайте также:  Дей афтер от похмелья инструкция по применению

Перспективы

👩‍⚕️ Педиатрическое образование дает более широкий выбор в ординатуре. Выпускники этого факультета могут пойти как на детские специальности, так и на взрослые. Можно, к примеру, заниматься или детской кардиологией , или урологией .

С другой стороны, множество специфичных для педиатров дисциплин мешают . Количество тех, кто выбирает «взрослые» специальности после педиатрического, невелико.

Нагрузка

🕙 Первые два курса программа полностью совпадает, начиная с 3, появляются новые предметы : пропедевтика детских болезней , инфекционные болезни у детей , поликлиническая педиатрия и много другое. И это дополнительно к программе лечебного факультета.

Стоимость

💲 Педиатрия , как правило, дешевле . В моем университете 330 000 рублей на педиатрии против 380 000 рублей на лечебном деле. Сложно сказать, чем обусловлена такая ценовая политика, но факт остается фактом.

Работа

📝 Чтобы идти в педиатрию, на мой взгляд, надо любить детей, искренне желать им помочь. Это не тот факультет, после которого можно начать сразу «зашибать деньги». Но еще сложнее справиться с родителями, которые зачастую скрывают дату начала проявления симптомов, ставят диагнозы по статьям в Интернете, сами покупают и принимают антибиотики , не ходят на прием к специалистам. Всё это только замедляет лечение!

Источник

Профессор Валентина Александровна ПЕТЕРКОВА: Детская эндокринология: успехи и перспективы

  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: эндокринология, педиатрия, детская эндокринология

В чем особенность системы российской детской эндокринологической службы и насколько она соответствует потребностям пациентов?

Сегодня в стране существует отлаженная структура эндокринологической службы. Первичное ее звено – кабинеты эндокринологов в районных поликлиниках, следующий уровень – эндокринные отделения в детских областных больницах. Как правило, заведующий эндокринным отделением больницы является и главным детским эндокринологом области или региона. Головное учреждение – Федеральный центр, организованный на базе нашего Института детской эндокринологии, который в прошлом году отметил свое 50-летие.

Если говорить о проблемах, то в первую очередь это недостаточное количество специалистов амбулаторно-поликлинического звена небольших поселков и городов. Это касается и системы эндокринологической помощи для взрослых. Специалисты Федерального центра работают в соответствии со стандартами высокотехнологичной медицинской и специализированной эндокринологической помощи, мы стараемся госпитализировать детей из разных регионов – 70% госпитализированных пациентов составляют именно жители российских регионов.

Какова структура и динамика развития эндокринных заболеваний у детей? Какие из них являются наиболее распространенными и почему?

Статистические данные свидетельствуют о неуклонном росте числа эндокринных заболеваний у детей и подростков. На мой взгляд, это во многом связано с более высокой выявляемостью, с развитием и внедрением в практическое здравоохранение современных методов диагностики эндокринных заболеваний. Растет ли в России заболеваемость сахарным диабетом у детей? Растет, как и во всем мире. Если говорить о сахарном диабете 1 типа, ежегодный рост числа больных составляет 3%.

На сегодняшний день наиболее распространенной эндокринной патологией являются заболевания щитовидной железы, в частности эутиреоидный зоб. Остро стоит проблема и с нарастанием быстрыми темпами распространенности ожирения у детей. В нашей стране за последние 30 лет количество детей с ожирением увеличилось в 4 раза. У части детей, страдающих ожирением, уже есть симптомы метаболического синдрома, который в зрелом возрасте приводит к развитию сахарного диабета 2 типа. Борьба с ожирением – лучшая профилактика риска развития диабета 2 типа. Согласно национальному регистру, организованному ЭНЦ, в стране насчитывается 24 тысячи детей и подростков, больных сахарным диабетом.

Насколько благополучно складывается ситуация с лекарственным обеспечением детей с тяжелыми эндокринными заболеваниями?

Последние 6–8 лет вопросы лекарственного обеспечения детей с тяжелыми заболеваниями решаются достаточно эффективно, в чем заслуга как бывшего министра здравоохранения и социального развития России Михаила Юрьевича Зурабова, так и настоящего министра – Татьяны Алексеевны Голиковой. При Михаиле Юрьевиче всех детей с врожденной гипофизарной карликовостью начали лечить гормоном роста бесплатно, а такое лечение стоит огромных средств – порядка 10 тысяч долларов в год на одного больного, при этом срок лечения исчисляется 10 годами и более. При Татьяне Алексеевне это заболевание было включено в программу «Семь нозологий». Я 20 лет занимаюсь данной патологией и теперь могу твердо сказать – проблема с таким заболеванием, как гипофизарная карликовость, в нашей стране решена, надеюсь, окончательно. Что касается сахарного диабета, в нашей стране все дети и подростки с СД 1 типа бесплатно обеспечиваются только генно-инженерными аналогами инсулина, которые, согласно национальному консенсусу, являются наиболее адекватными для лечения диабета у детей и подростков.

В настоящее время наиболее перспективным методом инсулинотерапии считается постоянное подкожное введение инсулина с помощью инсулиновой помпы. Решается ли на государственном уровне вопрос об обеспечении детей с СД 1 типа не только расходными материалами, но и помпами бесплатно?

В последние 5 лет применение инсулиновых помп у детей и подростков постепенно входит в практику, хотя и не так полномасштабно, как хотелось бы. Слишком большие средства требуются, чтобы обеспечить все 24 тысячи больных и помпами, и расходными материалами, ведь одна помпа стоит порядка 100 тысяч рублей и еще 10 тысяч рублей необходимо тратить ежемесячно на расходные материалы. Даже в США только порядка 50% детей и подростков с СД применяют помповую инсулинотерапию бесплатно. Гораздо выше этот показатель в Польше – 80% детей, а в Казахстане смогли осуществить 100-процентное обеспечение детей помпами. В России есть регионы, например Самарская область, где 57% больных детей и подростков находятся на бесплатной помповой инсулинотерапии, в Москве – 25%, в Московской области – 20% , а есть регионы, где только 1%, как в Алтайском крае, Ярославской, Ивановской областях.

Читайте также:  Рецепт как очистить сосуды народными средствами

Сейчас Минздравсоцразвития России большое внимание уделяет широкому применению высокотехнологичной медицинской помощи пациентам, к которой отнесена и помповая инсулинотерапия. Благодаря этому больным, поступившим в наш Федеральный центр, а также в специализированные отделения крупных клиник Санкт-Петербурга, Новосибирска, Красноярска, Саратова и других городов, проводится курс инсулинотерапии с помощью помпы бесплатно, за государственный счет. Следующая задача – добиться бесплатного обеспечения расходными материалами.


Врожденный гипотиреоз является причиной нарушения интеллектуального развития ребенка. Насколько успешно помогает решить эту проблему общероссийская программа неонатального скрининга врожденного гипотиреоза? Существуют ли подобные программы по другим нозологиям?

Общероссийская программа неонатального скрининга врожденного гипотиреоза действует на протяжении 18 лет. Цель проведения – раннее выявление заболевания, буквально в первые дни жизни новорожденного, что позволяет сразу начать лечение, пока не наступили необратимые изменения центральной нервной системы. В результате осуществления программы неонатального скрининга мы добились того, что вот уже 18 лет в стране нет больных с умственной отсталостью, связанной с врожденным гипотиреозом. При своевременном начале терапии это заболевание успешно лечится, лечение стоит недорого, а дети с нормальным интеллектуальным потенциалом оканчивают вузы и становятся хорошими специалистами. Огромным достижением отечественной детской эндокринологии считаю внедрение в 2006 г. общероссийской программы неонатального скрининга адреногенитального синдрома, которую удалось осуществить за счет выделенных государством средств.

А средства огромные. Великобритания, например, до сих пор не может ввести подобный скрининг у себя в стране. В России создано 56 генетических лабораторий по скринингу, за которыми закреплены регионы. Анализ необходимо сделать в течение первых двух недель жизни младенца, иначе он может погибнуть. Сегодня у нас насчитывается порядка трех тысяч детей с адреногенитальным синдромом. Благодаря внедрению скрининга мы можем решить две важнейшие задачи: во-первых, сохранить жизнь этим детям, поскольку в доскрининговый период они часто погибали в первые три недели после рождения, особенно мальчики, а во-вторых, избежать ошибок в определении паспортного пола ребенка.

Можно ли прогнозировать риск развития сахарного диабета у будущего ребенка?

Нет, хотя исследований и различных программ в мире существует много, но ни одна не увенчалась успехом. Мы можем выявить риск развития заболевания у родившегося ребенка, например, в тех случаях, когда кто-то из родителей или оба больны, определить степень риска – высокая или низкая. Это вовсе не означает, что ребенок обязательно заболеет. Целесообразно ли это, ведь предупредить болезнь мы пока не в силах? Тут существует некий психологический аспект – родители тогда будут жить в постоянном страхе ожидания болезни у ребенка.

Каковы дальнейшие пути развития детской эндокринологии?

Эндокринология прошла ряд этапов в своем развитии – описательный, клинический этап, лабораторный, или биохимический, гормональный. Сейчас наступил молекулярно-генетический этап ее развития. С развитием молекулярной генетики изменились представления об эндокринных заболеваниях. Важным научным достижением стали знания о молекулярно-генетических основах клинических проявлений и течения эндокринных заболеваний у детей. Например, единственным достоверным методом, позволяющим дифференцировать аутоиммунную и моногенные формы сахарного диабета у детей первого года жизни, является молекулярно-генетический анализ. Сейчас известно много эндокринных заболеваний, у которых есть доказанный молекулярно-генетический маркер. Благодаря молекулярной генетике открываются огромные возможности в лечении некоторых врожденных заболеваний, таких как адреногенитальный синдром, разновидности гипогликемического синдрома, множественная эндокринная неоплазия и др. Будущие родители могут быть абсолютно здоровыми, но при этом являться носителями гена с дефектом.

Если в семье уже есть один больной ребенок с генетическим рецессивным заболеванием, а оба родителя здоровы, но являются носителями патологического гена, при этом они планируют иметь детей, врач должен рассказать таким родителям о целесообразности проведения экстракорпорального оплодотворения с предимплантационной диагностикой. Генетическая диагностика позволяет дифференцировать эмбрионы: отбраковать больные эмбрионы, эмбрионы – носители гена с мутацией и выбрать здоровый эмбрион, который имплантируется в матку. Благодаря этому методу генетического заболевания не будет у всех последующих поколений, то есть имеется реальная возможность значительно уменьшить в будущем распространенность тяжелых врожденных генетических заболеваний, и не только эндокринных. Недавно я присутствовала на заседании российского Министерства здравоохранения и социального развития, где обсуждался вопрос о введении бесплатного искусственного оплодотворения носителям ряда рецессивных заболеваний. Я уверена, что это позволит в ближайшие десятилетия снизить распространенность ряда врожденных заболеваний.

Как продвигается строительство нового комплекса Института детской эндокринологии? Когда ожидается его открытие? Какие задачи удастся решить с вводом его в эксплуатацию?

Строительство идет интенсивно, думаю, что к 2014 г. открытие нового комплекса состоится. Это будет большая клиника со специализированным детским хирургическим отделением, которое у нас пока отсутствует, планируется открыть отделение радиойодотерапии для лечения тиреотоксикоза, рака щитовидной железы, консультативно-диагностическое отделение. На уровне мировых стандартов будут оборудованы молекулярно-генетические лаборатории. Все это в конечном итоге позволит оказывать высокотехнологичную консультативную и лечебную помощь еще большему количеству больных эндокринными заболеваниями из всех регионов страны.

Источник

Оцените статью