Педагогические аспекты профессиональной деятельности врача.
Рассмотрим педагогические задачи, направляющие действия врача в ситуации, которую обозначили как педагогическую.
Построение пространства встречи. В педагогике большое значение придается, встрече с Учителем, благодаря которой перед учеником открывается образовательное пространство как пространство изменений его возможностей, место его будущего успеха . В глубинном педагогическом общении рождаются взаимопонимание, доверие, взаимная поддержка, готовность к совместному творчеству. «Врач должен владеть двумя искусствами, — подчеркивает Б. Лоун, — искусством, лечить, которое немыслимо без обладания научными знаниями, и искусством исцелять. Наука никогда не сможет полностью подменить человеческие отношения, как не сможет подменить искусство».
Планирование совместных действий. В педагогике давно укрепилось положение о том, что осуществление людьми совместных действий является залогом успешности продолжительного общения, связанного с передачей знаний и опыта. Для того чтобы совместные действия врача с пациентом служили одной цели и проходили в реально достигнутом контакте, врач должен взять на себя задачу «открытого планирования»: регулярное проговаривание с больным хода лечения и возможных последствий, комментирование действий, которые совершает врач, обсуждение ожиданий пациента.
Диагностика первоначального уровня обучения. Эта задача тесно связана с работой по составлению психологического портрета пациента. Понять, насколько пациент готов к работе с вами, и определить, каких именно умений и знаний ему не хватает, можно, опираясь на представление об общем социально-культурном уровне пациента. Важно не только приблизительно понять, какой это человек, но и привлечь особые средства для анализа той ситуации, в которой он находится. Такими наиболее очевидными средствами являются беседа и наводящие вопросы. Выполняя педагогическое действие по отношению к родственникам пациента, с которыми приходится встречаться в процессе лечения, врач может воспользоваться прямыми методами контроля, привлекая, например, в случае ухода за тяжелобольным службу патронажа.
Мотивация (побуждение) ученика к деятельности и обучению.
Потребность в здоровье – одна из самых основных для человека в любой момент его жизни. И, кажется, излишне говорить о необходимости объяснять пациенту важность действий врача и стоящей за его плечами индустрии здоровья. Однако в опыте почти всех медицинских работников найдется немало случаев «упрямого пациента» — отказа человека от назначений, игнорирования методик лечения и т. д. Именно в такой проблемной ситуации у врача могут возникнуть закономерные вопросы к педагогическому знанию: что делать? Где найти основания для убеждения? Как повлиять на человека? В педагогике сложилось представление о двух основных типах мотивации, используемой в обучении. Первый тип мотивов условно можно назвать предметным, а второй – социальным. В педагогической психологии соответственно этому делению речь идет о внутренних и внешних мотивах человека.
В практике работы врача задача мотивации (побуждения) пациента должна быть реализована через связывание картины болезни с образом жизни пациента и процессами жизнедеятельности, которые для конкретного человека актуальны в настоящее время.
Самым распространенным приемом мотивации, к сожалению, считается запугивание пациента. Подобная тактика лишает надежды, и это – самый худший из эффектов ее влияния. Когда страх берет верх над здравым смыслом, принятие разумных решений сильно затрудняется. Кроме того, отрицательные эмоции усиливают проявления симптомов заболевания, замедляют процесс выздоровления и подавляют настроение пациента.
Определение содержания обучения. Эта задача в профессионально-педагогической деятельности является центральной, важнейшей и одновременно наиболее сложной. Ее решение осуществляется как ситуативно, т. е. в опоре на понимание, складывающееся в ходе взаимодействия педагога и ученика, так и в процессе общей ориентировки и подготовки к предстоящей встрече.
Выделим основные адресаты обучающего воздействия врача: пациент или группа пациентов, коллеги или другие работники индустрии здоровья (младший и средний медицинский персонал, врачи смежных специальностей, студенты-медики), родственники пациентов и потенциальные пациенты. Основной направленностью взаимодействия врача с пациентами, их родственниками и т.д. являются идеи сохранения и улучшения здоровья, поддержания здорового образа жизни, приоритетов продолжительной и активной жизнедеятельности человека.
Составление и возможности употребления учебно-методических материалов. В работе педагога решение этой задачи занимает наибольшее место, так как направлено на оснащение процесса обучения реальными средствами воздействия и потому предопределяет его эффективность. Врачу в его работе приходится пользоваться наглядными средствами и потому важно знать основные принципы их подбора и составления:
- компенсаторность – облегчение процесса обмена информацией, уменьшение затрат времени и сил как обучающего так и ученика;
- информативность – наполненность сведениями необходимого объема;
- интегративность – рассмотрение изучаемого объекта в многообразии связей и закономерностей;
- инструментальность – обеспечение рационального выполнения учащимися определенных действий.
Средства наглядности, применяемые врачом: рекламные проспекты лекарственных средств, памятки выполнения процедур или других действий, схемы, таблицы или графики, муляжи и элементы экспериментирования с фантомами. Справочные материалы, присутствующие на столе врача, всегда окажут ему действенную информационную поддержку. В них должны содержаться сведения о смежных структурах – диагностических центрах, отделениях, лабораториях и пр. Это только самые распространенные средства наглядности, привлекаемые для эффективного взаимодействия с пациентом. Их круг может быть значительно расширен, если учеником, на которого направлено образовательное влияние врача, оказывается студент-медик или коллега по работе. Для обучения специалистов сегодня применяют видеосъемки и мультимедийные технологии, в большей степени могут быть использованы анкеты, тезаурусы и пр.
Человековедческая подготовка будущего врача требует фундаментализации и интеграции социально-педагогических, психологических и естественно — научных знаний. Но особенно велика роль педагогических знаний, которые не только способствуют овладению технологиями профессионального обучения, но и усиливают общекультурный блок подготовки будущих врачей. Во врачебной практике существенное место занимает способность специалиста отслеживать, анализировать, критически оценивать и корректировать собственные действия и намерения.
Вопросы для контроля знаний:
- Дайте общее понятие педагогики.
- Назовите объект, предмет и функции педагогики.
- Какие основные категории педагогики вы знаете?
- Что такое педагогическая деятельность?
- Что входит в педагогические аспекты деятельности врача?
- Каковы основные принципы подбора и составления учебно-методических материалов во врачебной практике?
Источник
Лекция: Педагогические аспекты профессиональной деятельности врача (2 ч.)
ЦЕЛЬ: сформировать представление о предмете изучения и основных категориях педагогики, о значении педагогических знаний в профессиональной деятельности врача, о содержании педагогической функции медицинских работников.
.ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
1.Объект изучения и проблемы исследования, основные категории педагогики.
2. Педагогическая компетентность врача.
3. Педагогическая функция врача.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ: педагогика, воспитательные отношения, развитие, психолого-педагогическая компетентность, педагогическая функция.
1. В условиях врачебной деятельности педагогические знания становятся неотъемлемой частью профессиональной компетентности врача. Педагогика лечебной деятельности отражает гуманитарный и клинический стили профессионального мышления врача. Она занимается исследованием формирования и развития человеческой личности и разрабатывает на этой основе теории и методики воспитания. Областью исследования педагогики являются следующие проблемы:
— изучение педагогических закономерностей развития и формирования личности;
— определение целей воспитания;
— разработка содержания воспитания;
— исследование и разработка методов воспитания.
Для создания педагогической теории используются знания других наук. Педагогика обнаруживает связи, прежде всего с психологией – наукой, изучающей закономерности развития и функционирования психики человека. Прослеживается связь педагогики с биологией — наукой, изучающей процессы, которые происходят в организме человека и оказывают влияние на степень восприимчивости к педагогическому воздействию. Знания физиологии и неврологии позволяют учитывать в педагогике особенности строения тела и закономерности развития нервной системы человека, а также обозначить их роль в обучении, воспитании и развитии людей. В свою очередь педагогические знания востребованы во многих областях знания и видах деятельности (например, в медицине).
Педагогика (В. С. Безрукова) определяется как наука о воспитательных отношениях, направленных на развитие человека и возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования, обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением. Объектом изучения педагогики является человек, развивающийся в процессе воспитательных отношений. В этой связи предметом изучения этой науки являются воспитательные отношения. Под воспитательными отношениями понимают разновидность отношений между людьми, направленные на развитие человека посредством воспитания, образования и обучения. Развитие есть объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Физическое развитие связано с изменением роста, веса, силы, пропорций тела человека. Физиологическим развитием является изменение функций организма в области сердечно-сосудистой, нервной, пищеварительной и репродуктивной систем. Под психическим развитием понимают усложнение у человека процессов отражения действительности (ощущения, восприятия, памяти, мышления и т. д.), а также таких психических образований как потребности, мотивы деятельности, интересы и ценности. Социальное развитие характеризуется постепенным вхождением человека в общество в его идеологические, экономические, производственные, правовые и другие отношения. Человек, усвоив эти отношения и свои функции в них, становится членом общества. Венцом развития личности является духовное развитие, которое заключается в осмыслении человеком своего высокого предназначения в жизни, появлении чувства ответственности перед настоящим и будущим поколениями, понимании сложной природы мироздания и стремлении к постоянному нравственному совершенствованию. Мерой духовного развития может быть степень ответственности человека за свое физическое, психическое, социальное развитие, за свою жизнь и жизнь других людей. Духовное развитие признается ядром становления личности в человеке. Важнейшим свойством личности является способность к развитию, которая обнаруживается у человека в процессе обучения и воспитания. Физическое, психическое и социальное развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов. Оно происходит в процессе усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих обществу на данном этапе развития. Если говорить о духовном развитии, то его осуществление в большей степени зависит от наличия внутренней потребности человека духовно развиваться.
К категориям педагогики относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. В любой науке категории выполняют ведущую роль, пронизывая все научное знание и связывая его в целостную систему. Основными категориями педагогики являются обучение, преподавание, учение, образование и воспитание.
В педагогической литературе существует множество определений категории обучения, которое рассматривается с позиций и результата и процесса. Обучением называют процесс, направленный на формирование определенных знаний, умений, навыков, социального опыта и личностных качеств человека. Под обучением понимают взаимодействие между обучающими и обучаемыми, целью которого является непосредственный обмен опытом (ценностями, нормами, знаниями, умениями, навыками) поколений. Обучение определяется как способ организации образовательного процесса. Оно является самым целесообразным способом получения систематического образования, включающим преподавание и учение. Преподавание –деятельность преподавателя, направленная на передачу информации, организацию учебно-познавательной деятельности, оказание помощи при затруднении в процессе обучения, стимулирование интереса, самостоятельности и творчества обучающихся, а также оценку учебных достижений. Учением называется деятельность обучаемого, которая заключается в освоении, закреплении и применении знаний, умений и навыков; в поиске и решении учебных задач, самооценке учебных достижений; в осознании личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности. Следует отметить, что эффективность обучения определяется степенью взаимных усилий обучающего и обучаемого.
Цели и содержание обучения реализуются посредством педагогических технологий. Одним из определений понятия «педагогическая технология» является совокупность психолого-педагогических установок, предлагающих специальный набор форм, методов, приемов обучения и воспитательных средств, представленных в определенной последовательности. Медицинская технология, как и педагогическая, включают систему способов воздействия, соответствующих ее цели и назначению. В здравоохранении используют следующие медицинские технологии:
— профилактика предназначена для защиты от болезней путем предупреждения их возникновения, снижения риска заболевания и для борьбы с их распространением и последствиями;
— скрининг нацелен на выявление болезней, а также факторов риска при отсутствии признаков заболевания в состоянии предболезни;
— лечение направлено на улучшение или сохранение клинического состояния пациента, предупреждение прогрессирования заболевания или достижение временного облегчения;
— реабилитация предназначена для восстановления соматического, личностного и социального статуса пациента.
Образование – процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков и отношений данного общества.
Воспитание заключается в целенаправленном формировании личности человека, которая характеризуется определенным отношением к предметам, явлениям окружающего мира, мировоззрением и поведением как проявлением отношения и мировоззрения (воспитание, если это не насилие, невозможно без самовоспитания).
В понятиях «самообучение», «самообразование», «самовоспитание» в педагогике описывается внутренний мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Воспитание, образование и обучение являются внешними условиями и средствами пробуждения способности человека самостоятельно развиваться. В этой связи философы, психологи и педагоги утверждают, что движущие силы развития человека, мотивирующие самообучение, самообразование и самовоспитание, заложены в его внутреннем мире.
Самообучением называют процесс непосредственного получения человеком опыта с помощью собственных устремлений и самим выбранных средств. Под самообразованием понимают систему внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленную на собственное развитие человека. Самовоспитание определяется как процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих его развитие.
Врачу, в силу особенностей профессиональной деятельности, связанной с повышенной ответственностью не только за собственные действия, но и за жизнь и здоровье другого человека, необходимо заниматься самообразованием и самовоспитанием в течение всей жизни, чтобы совершенствовать специальные знания, умения и навыки, а также духовные аспекты личности.
2. В истории медицины существует две доктрины здоровья: западная и восточная. Западная (рационалистическая) опирается на сократовский тезис: человек познай самого себя. Восточная доктрина (эмпатичная, чувственная) основана на конфуцианском тезисе: человек, сотвори себя сам. Вероятно, врач должен согласиться с необходимостью объединить подходы этих доктрин к лечению. Современному врачу, сочетающему функции исцелителя и воспитателя необходимо осуществлять лечение человека с позиции познай и сотвори себя. Именно это «самосотворение себя» является главным в деятельности врача. Следовательно, ближайшая задача медицины заключается в использовании и стимулировании функциональных резервов человека традиционными и нетрадиционными методами, что позволит реализовать основополагающий принцип медицины — лечить не болезнь, а больного. В этой связи обнаруживается необходимость психолого-педагогической подготовки врача.
Педагогическая компетентность врача является одной из составляющих его профессиональной компетентности, что соответствует требованиям не только Государственного образовательного стандарта, но и реальной жизни. Она формируется в процессе педагогической подготовки врача. Педагогическая подготовка представляет собой непрерывный управляемый процесс формирования готовности к педагогической деятельности. Этот вид подготовки обладает интеграционным свойством, которое позволяет определять его как систему, объединяющую основные знания и умения врача в медицине с возможностями его специального и педагогического взаимодействия с пациентами, на основе использования опыта и традиций народов, проживающих в данной местности. Сформированность педагогической компетентности позволит врачу более эффективно решать проблему оздоровления населения и, таким образом, будет способствовать активизации внутренних сил, как самих пациентов, так и общественного потенциала страны.
Уровень сформированности педагогической компетентности врача определяется объемом педагогических знаний, умений и навыков. Педагогическая компетентность включает три структурных компонента:
1) профессионально определенная концепция Я-врач-педагог (в профессиональной деятельности, в общении, в системе собственной личности), которая обеспечивает позиционное самоопределение в трех составляющих: в системе профессиональной деятельности, в системе профессионального общения и в понимании своего внутреннего мира;
2) информационно-инструментальная готовность к деятельности (нормативная, эвристическая, творческая – как проектирование собственной деятельности);
3) профессионально-деятельностное сознание врача, ориентированное на ценности развития личности и понимание средств (норм) педагогической деятельности.
Педагогическая компетентность позволяет реализовать педагогическую функцию врача.
3. Педагогическая функция врача обусловлена особенностями профессии врача. Она заключается в необходимости воспитания, развития и обучения пациентов в процессе лечения, так как выздоровление зависит от усилий обеих сторон взаимодействия. Речь идет об обучении пациентов элементарным действиям, способствующим выздоровлению и воспитании у них стремления к здоровому образу жизни. Врачу необходимо доступно объяснить человеку особенности течения его заболевания, обучить пациента лечебным и профилактическим действиям, научить родственников пациента правильному уходу за больным человеком, уметь составлять и реализовать медико-профилактические и реабилитационные программы, обмениваться опытом с коллегами, обучать средний медицинский персонал, а также продолжать самообразование.
Педагогическая функция врача реализуется в профессиональном общении. Под профессиональным общением понимают общение врача с пациентами и их родственниками, с коллегами и населением. В процессе профессионального общения врач оказывает влияние на пациентов посредством не только клинических умений и навыков, но и с помощью психологических приемов: манерой держаться, мимикой, тембром голоса, темпом и динамикой речи, жестами и др. Прежде чем осуществлять педагогическое воздействие врачу необходимо:
— осознать и обозначить цель своего воздействия;
— учесть возрастные (по возможности индивидуальные) особенности тех, на кого будет направлено воздействие;
— выбрать средства воздействия исходя из цели и особенностей тех, на кого будет оказываться воздействие.
Средствами воздействия, доступными каждому врачу, являются:
— личность (личный пример) врача (выражает отношение к своей профессии, к выполнению должностных обязанностей);
— речь (слово) (выражает профессиональную компетентность медицинского работника);
— внешний вид (выражает отношение к себе и к окружающим людям).
На процесс реализации педагогической функции врача оказывает влияние его педагогическая культура. Педагогическая культура врача в индивидуально-личностном плане рассматривается как сущностная характеристика целостной личности, представляющая собой динамическую систему сформированных ценностей деятельности и профессионального поведения. Отличительными чертами педагогической культуры врача являются: активная личностная позиция, широкий профессиональный кругозор, современное медицинское мышление, высокий уровень компетентности в профессиональной и педагогической деятельности, истинный профессионализм в комплексном решении духовно-физиологических проблем, творческое отношение к делу, способность к нравственной саморегуляции и саморазвитию. В педагогической культуре в противовес авторитарно-бюрократическим отношениям с пациентами, проявляется интеллигентность врача, которая формирует восприятие страдающего человека как субъекта врачевания, а не объекта медикаментозного воздействия.
Источник