Патриотическое воспитание старших дошкольников средствами народной культуры

Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре
презентация на тему

Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

Скачать:

Вложение Размер
vospitanie_patriotizma_u_doshkolnikov_cherez_priobshchenie_k_russkoy_narodnoy_kulture.pptx 2.96 МБ
vospitanie_patriotizma_u_doshkolnikov_cherez_priobshchenie_k_russkoy_narodnoy_kulture.docx 25.36 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре Автор : Снопова Елена Леонидовна, педагог МКДОУ детский сад № 9 «Солнышко» 2015 г.

« Красота родного края, открывающая благодаря сказке , фантазии, творчеству, — это источник любви к Родине… пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В. Сухомлинский

Актуальность выбранной мною темы очевидна: в настоящее время можно с радостью отметить рост интере­са к истинной истории нашего государства и общества в целом . Воспитывая детей на национальных традициях , можно развить у них национальное самосознание, дать ребенку почувствовать себя частью великого целого — своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.

Цель : Создать условия для воспитания у детей патриотических чувств через активное приобщение их к русской народной культуре . Задачи: Формировать предметно – развивающую среду и условия для приобщения детей народной культуре. Дать детям представление о фольклоре, как специфической области народного творчества, включающую целую систему поэтических и музыкально – поэтических жанров . Формировать у детей общие представление о традиционных и обрядовых праздниках. Знакомить с произведениями русского народного искусства формируя эмоциональную отзывчивость, видение о назначения и особенности: яркость, народность. Воспитывать интерес к русским народным играм, выявляя самобытность и многообразие содержание и формирование игры.

Речевое развитие Художественно- эстетическое развитие Физическое развитие Познавательное развитие Социальный мир История Руси Русский быт, традиции Народный календарь, быт и основные занятия людей, приметы, пословицы, народные праздники, календарные песни, пословицы Народные игры, считалки, дразнилки Прибаутки, скороговорки. Народные художественные промыслы, игрушки, народные костюмы, народные песни, заклички, колыбельные, частушки, хороводные игры, игра на народных инструментах, кукольные спектакли, праздники Сказки, былины, потешки, песенки, скороговорки, поговорки, шутки пословицы, дразнилки, загадки

Уголок русского быта

Мини музей «Русская изба»

« Русский самовар и чаепитие на Руси » а

«В гостях у тетушки Марии »

«Кукла- куватка » « Изготовление куклы – оберега »

11 Эх, масленица!

Роспись по ткани в стиле «Дымковской росписи»

«Роспись русской народной матрешки»

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1 « Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре»

Автор: Снопова Е.Л.

МКДОУ детский сад № 9 «Солнышко» г.Родники

СЛАЙД 2 « Красота родного края, открывающая благодаря сказке, фантазии, творчеству, — это источник любви к Родине… пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,

пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,

в которых воплощается Родина».

Ивановская земля – родина многих известных людей: писателей, поэтов ( М.Дудин, Е.Вихрев, К.Бальмонт и др.), замечательных народных умельцев (Леонид и Сергей Частухины. В.М.Коломин, А.В.Аладьин – приволжские ювелиры), сказителей (М.Кочнев, В.Сперанская), художников (И.Голиков, И.Бакатин, Д.Буторин, А.Котухин, Т.Зубков, С.Мокин). Нам досталось огромное духовное и художественное наследие, из которого необходимо выбрать то, что ближе всего и понятнее детям.

Учитывая это, необходимо создавать условия для формирования у дошкольников представлений о культуре родного края, искусстве, многообразии его выразительных средств.

Знакомство детей с культурным достоянием родного края, области помогает осознать свою причастность к богатейшей истории своего народа, а вместе с ним и всего человечества, понять и познать нравственно –эстетические корни, лежащие в основе народной культуры, научить любить и ценить духовное богатство, ум, талант, мудрость своего народа. Начиная с раннего детства, приобщение ребенка к культуре своего народа возрождает генетическую и культурную память.

Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Русской фольклор — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

СЛАЙД 3 Актуальность выбранной мною темы очевидна: в настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом. Воспитывая детей на национальных традициях, можно развить у них национальное самосознание, дать ребенку почувствовать себя частью великого целого — своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.

СЛАЙД 4 Цель: Создать условия для воспитания у детей патриотических чувств через активное приобщение их к русской народной культуре.

Исходя их данной цели, определились с задачами:

  1. Формировать предметно – развивающую среду и условия для приобщения детей народной культуре.
  2. Дать детям представление о фольклоре, как специфической области народного творчества, включающую целую систему поэтических и музыкально – поэтических жанров.
  3. Формировать у детей общие представление о традиционных и обрядовых праздниках.
  4. Знакомить с произведениями русского народного искусства формируя эмоциональную отзывчивость, видение о назначения и особенности: яркость, народность.
  5. Воспитывать интерес к русским народным играм, выявляя самобытность и многообразие содержание и формирование игры.

Новизна опыта состоит в создании системы применения методов и приёмов, направленных на развитие нравственно-патриотических, духовно-эстетических качеств у дошкольников, выходящей за пределы непосредственной образовательной деятельности и поэтапном ознакомление и обучение детей. Старая поговорка гласит: «Все новое — хорошо забытое старое»

В своей работе я руководствуюсь:

«От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы М.А. ВасильевойТ.С.Комаровой;

Программа «Ладушки» И.М.Каплуновой, И.А.Новоскольцевой;

Методическое пособие М.Б. Зацепиной и Т.В. Антоновой «Народные праздники в детском саду». «

«Непреходящие ценности малой родины» Пчелинцевой Е.В.

СЛАЙД 5 На следующем слайде вы видите возможную интеграцию образовательных областей

СЛАЙД 6,7 Знакомство детей только с устным народным творчеством, с традициями и обрядами без погружения в атмосферу и национальный быт всегда дает лишь поверхностное знание, которое не позволяет детям глубоко проникнуться культурой своего народа. Поэтому в группе оформлен «Уголок русского быта», а в дошкольном учреждении создан мини музей «Русская изба», где собраны предметы быта, которыми пользовались в старину. Наш музей – не традиционен: экспонаты не располагаются за стеклом и не огорожены верёвкой. Здесь не только можно, но и нужно всё потрогать, рассмотреть поближе, использовать в деле, обыграть. Все экспонаты музея подлинные. Только прикасаясь к настоящим предметам старины, дети чувствуют свою принадлежность к истории своей семьи. Только предметы, сделанные руками его далёких предков, донесут до сознания ребёнка представления о жизни в далёком прошлом.

СЛАЙД 8, 9 «Изба» стала местом проведения занятий по ознакомлению с русской народной культурой, устным народным творчеством, обрядами и обычаями русского народа.

Постепенно, овладевая новыми знаниями о быте и культуре, ребятам стало интересно, чем же раньше играли дети: какими игрушками, в какие игры.

СЛАЙД 10 Совместно с детьми мы провели опрос среди бабушек и дедушек, и узнали, что в давние времена так называемых фабричных игрушек не было вообще. Но, существовало крестьянское искусство. В семьях изготавливали тряпичные куклы:

СЛАЙД 11 По различным наблюдениям, приметам, народом был составлен календарь игр и игрушек. Поэтому, знакомясь с каким-либо народным праздником, мы знакомились с обрядами, традициями, играми, забавами, связанными с этим праздником.

СЛАЙД 12 Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные обряды. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и вышивке, причудливые игрушки. Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, очень важно знакомить с ним детей.

СЛАЙДЫ 13,14,15 Работа с детьми предполагает обязательное использование народного устного и музыкального фольклора, включая проведение традиционных народных праздников в детском саду. Активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа. В праздничных обрядах активно задействованы художественное слово, предмет, ритм, музыка; присутствует уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, победы красоты и добра. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка.

СЛАЙД 16 Ещё одним ярким и интересным средством народной культуры, является народно — прикладное искусство. Нельзя оставаться равнодушными, увидев работы народных мастеров знаменитых промыслов: Хохломы, Дымково, Городца, Гжели. На занятиях по изодеятельности используем народно – прикладное искусство. Рассматриваем росписи, пытаемся сами использовать элементы разнообразных росписей. Детям очень нравится заниматься данной деятельностью.

СЛАЙД 17 Но что касается народного творчества, связано с русским народным костюмом. Поём ли песни, водим хоровод, проводим ознакомление детей с народными промыслами, играем ли в народные игры, мы всегда используем народный костюм. Переодевание в национальный костюм уже вносит свою частицу в образ, ребёнок гордится им, становится, более ответственен, собран. Тем самым расширяем представление детей о народной одежде, развиваем интерес к культуре нашей Родины.

Не маловажную роль играют в воспитании нравственно-патриотических качеств и такие формы малого устного фольклора как пословицы, поговорки, загадки. Через загадки воспитываем у детей любовь к родному краю, учим видеть красоту окружающей природы, гуманному отношению к ней, ответственность за поступки негативное отношение к природе.

СЛАЙД 18 Таким образом, воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия. Необходимо вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины.

-Здесь мой дом, мои близкие и дорогие люди. Я люблю эту Землю, мой родной край, все что живет и радуется вместе со мной. Я хочу научиться заботиться о них!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дошкольному детству принадлежит основополагающая роль в развитии духовности ребёнка, освоении социо — культурных норм и национальных культурных традиций. В современной жизни мы все меньше .

Воспитание патриотических, духовно–нравственных, социально– коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общес.

Считаю, что новизна моего опыта заключается в следующем:- использование интерактивных форм, методов и приемов, которые сделают русскую народную культуру для ребят и родителей по-настоящему.

На результативность моего опыта по патриотическому воспитанию дошкольников через приобщение к русской народной культуре оказывают влияние следующие факторы:Ø пространственно-развивающая среда в группе.

Участие в семинаре.

Консультация для родителей.

Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре.

Источник

Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре

Людмила Карнаухова
Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина»включает в себя все условия жизни: территории, природу, особенности языка и быта, народно-прикладное искусство, фольклор и многое другое. Дошкольный возраст — наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно – патриотические позиции. Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей.

Воспитание патриотических, духовно–нравственных, социально– коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут. [3; 15]

Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордостью за свою страну.

Однако, дети, начиная с детского возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно – патриотического воспитания в семье. [2; 31]

Да и большинство педагогов сами плохо знают традиции, обычаи русского народа, не всегда проникнуты чувством и пониманием его величия. Нельзя сказать, что педагоги раньше не работали в этом направлении, но каждый делал это индивидуально, так как представлял сам, и настолько насколько считал это необходимым. [1; 26] Поэтому, чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать осознанные патриотические чувства, необходимо разработать доступную познавательным возможностям детей, систему занятий, игр, упражнений и экскурсий.

Цель. Воспитывать любовь к малой Родине, своему народу, вызвать интерес к ее истории и культуре.

1. Познакомить детей с разнообразием жанров русского народного творчества, с народно — прикладным искусством. Дать представление о традициях русских промыслов, русского фольклора.

2. Знакомить детей с предметами русского быта, жилищем, народным костюмом. Привить потребность в изучении традиций, обычаев, быта русского народа.

3. Воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к родному краю, к ее народной культуре и людям, создающим её.

4. Заинтересовать и привлечь родителей к участию в создании детских «мини-музеев», фольклорных праздниках, изготовлению пособий.

Методы,наиболее интересные для детей и эффективные в плане усвоения материала:

— метод «оживления» теоретического материала – сказок, мифов, легенд и приданий посредством театрализованных постановок праздников, традиций; эвристический (частично поисковый) метод;

— метод практических действий,

Работу по приобщению детей к русской народной культуре необходимо начинать уже в младшем дошкольном возрасте. Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. [1; 33]

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки — потешки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы и т. п.). [3; 21] Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Дети знают и с интересом играют в дидактические игры. «Назови сказку», «Узнай из какой сказки герой», «Загадки и отгадки», «Я начну, а ты продолжи», «Чудесный мешочек», «Что было раньше, что сейчас» и многое другое. Проводим беседы о музеях, зачем они нужны? Что в них хранится? Кто туда ходит и зачем? Тем самым вызываем интерес к музею и желание создать свой мини- музей в группе. Таким образом, накапливается исторический материал (предметы домашнего быта, элементы одежды и обуви, фотографии из музея, фотосессии подготовленные родителями, который используем в работе с детьми в приобщении к русской народной культуре.

В среднем дошкольном возрасте большое место в приобщении детей к народной культуре должно занимать знакомство с русскими народными традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской кухни. Большое внимание уделяем знакомству с русским народным костюмом. Дети узнали, что женщины на Руси не только для красоты украшали вышивкой одежду, но и как оберег. Также знакомим детей с русским праздниками: Рождеством, Масленицей, Пасхой. Как праздновали эти праздники наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались. На праздник Рождества с детьми разучивали колядки, русские народные песни, заклички. Ежегодно проводится в ДОУ праздник Масленица, на котором дети ближе узнают традиции встречи этого праздника и всей масленой недели.

В старшем дошкольном возрасте очень важно познакомить детей с декоративной росписью и прикладным искусством. У детей расширяются знания о русской народной игрушке (деревянной, глиняной, кукле – самоделке). Знакомим с народным промыслом: Дымковской игрушкой, Филимоновской игрушкой, Каргопольской игрушкой, хохломской росписью, Гжель и т. д.Изготовляем игрушки своими руками: лепим из глины и расписываем их по известным нам народным промыслам. А затем,организуем выставки детского творчества: «Русская барыня», «Лепка дымковского коня».

На протяжении всего дошкольного возраста знакомим детей с русскими народными подвижными играми: «У медведя во бору», «Лиса и зайцы», «Зайка беленький сидит» и др. ;хороводными: «Вставай, вставай Иванушка», «Баю-бай», «Спи, моя радость, усни…»

В работе используем современные развивающие программы и технологии: «Детство» Т. И. Бабаевой; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева; «Система патриотического воспитания в ДОУ» Александрова Е. Ю. ; «Патриотическое воспитание дошкольников» Алешина Н. В.

Результатом работы является перспективный план работы по теме «Воспитание патриотизма у детей через ознакомление с русской народной культурой»; серия занятий, способствующая приобщению к русской народной культуре детей дошкольного возраста. Оформлены картотеки — русских народных подвижных и хороводных игр, малых форм фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, колыбельные песни);Разработаны консультации для родителей: «Роль народного — прикладного искусства в эстетическом развитии детей», «Воспитание патриотических чувств у детей», «Народные праздники», «Масленица», «Что рассказал музей», «Сказка как средство патриотического воспитания».Рекомендации для родителей: «Выдумываем сказку», «Воспитание патриотизма», «Давайте попоем», «Семейный музей» и др.

Большое значение в приобщении детей к русской народной культуре имеет работа с родителями. С родителями проводятся беседы, дискуссии по теме «Воспитание патриотизма через приобщение к русской народной культуре». Родители принимают участие в организации экскурсии в городской музей и «Ангарскую деревню»; в организации «Минимузеев». Изготовляют своими руками деревянные игрушки, костюмы, кокошники.

Для педагогов была предложена анкета «Готовность к работе по патриотическому воспитанию», а также рекомендации «Метод проектов в руководстве работой по нравственно — патриотическому воспитанию» и консультация «Концепция патриотического воспитания». Педагоги участвовали в организации выставок детских работ, ярмарок и мини музеев в ДОУ.

Контроль за эффективностью работы по приобщению детей к русской народной культуре осуществляется через диагностику, которая проводится в начале года (сентябрь, и в конце года (май).

В результате дети получили первичные представления о культуре и ее истории, о роли музеев в сохранении культурных ценностей русского народа. Научились различать виды народно-прикладного искусства, жанра художественного и фольклорного творчества. Имеют представление о русских традициях и праздниках. У детей улучшилось внимание, усидчивость, расширился активный словарь, повысился интерес к русским народным подвижным и хороводным играм, к русской народной культуре в целом.

Таким образом, воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия. Необходимо вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины.

— Я живу на этой Земле!

— Здесь мой дом, мои близкие и дорогие люди. Я люблю эту Землю, мой родной край, все что живет и радуется вместе со мной. Я хочу научиться заботиться о них!

— Я танцую, пою, слушаю музыку своего народа!

— Я учусь мастерить, рисовать у лучших мастеров своей Земли!

— Мне читают сказки, легенды, былины о героях, их подвигах, о доброте и отваге, о вечной победе добра над злом!

Это все – моя Родина! [3; 19]

1. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ// Волгоград: Учитель, 2007, 203 стр.

2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников// М. : ЦГЛ, 2005, 205 стр.

3. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры// Программа СПб: АКЦИДЕНТ, 1997, 300 стр.

4.С чего начинается Родина: (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) под ред. Л. А. Кондрыкинская.М: Сфера, 2003, 192 стр.

Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду. Дошкольный возраст – это особая эпоха человеческого развития. В этот период ребёнок очень раним, социально не адаптирован, находится в стадии.

Выступление-презентация из опыта работы на тему: «С чего начинается Родина?» Одна из важнейших задач современного общества – гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Гражданско-патриотическое.

Источник

Читайте также:  Валерианы лекарственной корневища с корнями таблетки 200
Оцените статью