Памятка сборщику лекарственных растений

Памятка сборщику лекарственных растений

Памятка сборщику лекарственных растений. 1. Лекарственные растения собирают в солнечную сухую погоду: листья и стебли — во время цветения, цветки – в начале цветения, плоды – в период созревания, корни – осенью. 2. Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения. 3. Не собирают растения около дорог и промышленных предприятий. 4. Нельзя брать лекарственные растения в рот, так как многие из них ядовиты. 5. Нельзя растения выдёргивать, их нужно срезать ножом или серпом. Корни следует выкапывать. 6. Сушить лекарственные растения нужно без промедления в хорошо проветриваемом месте или помещении. 7. Лекарственные растения можно самим выращивать на огородах и пришкольном участке. Следует узнать, каких лекарственных растений в вашей местности осталось мало, собрать их семена и посеять на грядках. Из семян легко можно вырастить душицу, ромашку, шалфей, валериану лекарственную, тысячелистник, пустырник и др. 8. В природе встречаются растения, которые нельзя рвать, нюхать, брать в рот. Они ядовиты. 9. Растительные яды в малых дозах используются как лекарства.

Слайд 17 из презентации «Лекарственные растения Большедмитровки»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Лекарственные растения Большедмитровки.pptx» можно в zip-архиве размером 2808 КБ.

Виды растений

«Растения-ловушки» — Захлопывающиеся ловушки. Липучие ловушки. Ловушки — рачевни. Растения вышли из положения и стали ловить насекомых. Генлисея. Ловушки в виде кувшинчика. Исторические сведения о растениях-хищниках. Опрос одноклассников. Росянка. Растения- хищники. Пузырчатка. Чарльз Дарвин в 1860 году начал изучать в болотах росянку.

«Травянистые растения» — Борец синий. Лопух паутинистый. Крапива двудомная. Нивяник обыкновенный. Дудник лесной. Травянистые растения леса. Вороний глаз четырехлистный. Борщевик сибирский. Лютик ползучий. Зеленчук жёлтый. Медуница неясная. Живучка ползучая. Горец змеиный (змеевик). Костяника. Копытень европейский.

«Венерин башмачок» — Башмачок настоящий. Башмачок пятнистый. Башмачок крупноцветковый. Не рвите цветы. Франт невероятный. Венерин башмачок. Описание. Башмачок Ятабе. Род Башмачок. Одна из самых красивых орхидей.

«Растения-производители» — Как устроено растение? Органы цветкового растения. Многообразие растений. Тема: Растения – производители. Корень. Хвойные растения. Органы растения: Водоросли. Лист Стебель Корень. Плода и семена. С помощью ветра, воды С помощью животных С помощью человека. Орган размножения. Современные споровые растения.

«Кустарники» — Хозяйственные: Можжевельник горизонтальный вилтони. Роза Ругоза (морщанистая). Сосна горная «гном». Важное хозяйственное значение имеют плодовые и ягодные кустарники: смородина, крыжовник и др. Рябиник рябенистый. Лапчатка белая. Чаще всего расположены на границе лесов (кустарниковая степь, лесотундра).

«Урок Лекарственные растения» — Как применять лекарственные растения для сохранения и укрепления здоровья? Учебные предметы: Ознакомление с окружающим миром (ОСОМ) Участники: Учащиеся 2 класса. Защита полученных результатов и выводов – 8 урок. Творческое название проекта: «Чудо — растения». Самостоятельная работа групп по выполнению заданий – 3, 4, 5 урок.

Всего в теме «Виды растений» 32 презентации

Источник

Памятка сбора лекарственных растений

1.Лекарственные растения собирают в солнечную сухую погоду: листья и стебли – во время цветения, цветки — в начале цветения, плоды — в период полного созревания, корни — осенью.

2.Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения.

3.Нельзя собирать растения около дорог и промышленных предприятий.

4.Нельзя растения выдергивать, их нужно срезать ножом, корни — выкапывать.

5.Сушить лекарственные растения нужно без промедления в хорошо проветриваемом месте.

6.Сбор следует производить в местах массового произрастания этого растения.

запомните три правила:

Незнакомые растения НЕЛЬЗЯ:

(потому что некоторые растения могут быть ядовитыми)

Лекарственные растения можно собирать в природе, это — целая наука, а также их можно купить в аптеке.

Не забывайте, что все лекарства «зелёной аптеки» применяют только по назначению врача.

VI. Закрепление.

Игра «Угадай-ка». Угадайте растение на картинке (слайде).

V . Подведение итогов.

Молодцы, ребята! Сегодня на уроке мы познакомились лишь с небольшим количеством лекарственных растений, существует ещё очень много других лекарственных растений, которые произрастают в нашей Белгородской области.

Янадеюсь, что наша встреча не пройдёт бесследно для вас. Вы обо всём, что запомнили, расскажете дома родителям.

Выразите свое мнение об уроке: покажите цветок (прикрепите на поляну цветов), который соответствует вашему настроению: красные – было интересно и все понятно; синие – было безразлично и что-то не понятно; желтые – не понятно и не интересно.

Вот и закончилось наше небольшое путешествие в мир лекарственных растений нашей местности.

Методические советы организаторам и постановщикам: занятие лучше проводить в кабинете экологии, оборудованном компьютером и интерактивной доской..

Методические советы на период ближайшего последействия: предложите меры по сохранению численности и распространению лекарственных растений вашей местности.

Список литературы

1. Рубинчикова Т. И. Лекарственные растения Белгородской области: Методические рекомендации по заготовке и использованию лекарственных трав. Белгород, 2016 42 с.

2. Энциклопедия. Лекарственные растения. 2016. 196 с.

учитель православной культуры,

МБОУ «Казацкая СОШ»

Радости встречи. Сретение Господне»

(внеурочная деятельность по православной культуре)

Читайте также:  Твердый стул народные средства

Цель: формирование познавательного интереса учащихся к православной
культуре русского народа, знакомство с историей православного праздника «Сретение Господне», любви к родной природе.

Задачи урока:

Познакомить детей с особенностями православных праздников;

Приобщить учащихся к истории, культурному наследию нашей Родины; Развивать коммуникативные навыки учащихся.

Личностные УУД Эмоциональность, чувство прекрасного, любовь и уважение к Отечеству, интерес к предмету, осознание того, что делаешь;

Регулятивные УУД Осознание цели деятельности; последовательности действий; предположение результата;

Познавательные УУД Умение находить ответы на поставленные вопросы, умение делать выводы в результате совместной работы Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение делать выводы в результате совместной работы;
Коммуникативные УУД Планирование общения, способов взаимодействия с учителем и одноклассниками; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; планирование учебного сотрудничества. Умение оформлять мысль в устной и письменной форме; умение слушать и понимать собеседника

Ожидаемые результаты:

осознавать внутренний, духовно-нравственный смысл православного праздника, соблюдать русские национальные традиции.

Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор, компьютерная презентация «Сретение Господне», видео, карточки, наглядный материал.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: словесный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, наглядный, практический, работа с текстом, игра, контроля, стимулирования.

Формы работы: коллективная, индивидуальная, работа в группах, в парах.

Приёмы работы: составление срестословицы, самостоятельная работа, работа с иллюстрацией, творческая работа, работа с дополнительной литературой (поиск), одно задание на двоих.

Приёмы обучения: создание благоприятной атмосферы, создание ситуации успеха, педагогическое сотрудничество, возможность поделиться своими успехами и достижениями.

Ход урока
I.Организационный момент

Здравствуйте, гости дорогие

Веселья вам да радости!

Давно мы вас поджидаем,

урок без вас не начинаем!

Здравствуйте ребята. (присаживаемся, показываю ладошками)

-Я рада вас видеть, в этот прекрасный зимний денёк!

Начнём наш урок с улыбки.

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения и наполнит души прекрасными чувствами. Сегодня ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. (звучит колокольный звон)

Будто ангельское пенье,
Этот дивный перезвон,
Светлым гимном,
Зазвучал со всех сторон.
— Ребята, где можно услышать звон колоколов? (в храме)
— А когда мы его слышим? (в воскресенье, в дни православных праздников)
Значит, мы сегодня продолжим говорить о двунадесятых православных праздниках.

В храме всегда хорошо, чисто, аккуратно, лампады горят. Постарайтесь и вы навести порядок в своей душе.

Дата добавления: 2019-11-25 ; просмотров: 197 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

ПРАВИЛА СБОРА ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ

Самое важное при сборе лекарственного растения — не ошибиться и правильно его определить. Неопытные сборщики, решившие заняться самолечением, иногда совершают недопустимые ошибки. Одна моя знакомая, надумав подлечиться володушкой золотистой, собрала целую охапку молочая. Цветовая гамма очень похожая, цветки немного похожи. Но! Запомните, все виды молочая ядовиты и аллергенны. Узнать их очень легко(не зря они называются молочаями) —при повреждении растения выделяется млечный сок.
Легко спутать разные виды семейства зонтичных, среди которых много ядовитых видов.
Правильно определить растения вам поможет его морфологическое описание (описание внешнего вида) и цветные фотографии.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА СБОРА
Главное правило: при сборе нужно очень бережно относиться к растениям, стараться как можно меньше вредить ими месту их произрастания.
Собирая лекарственные растения, нужно делать это так, чтобы в сырье сохранилось максимальное количество физиологически активных веществ и, кроме того, чтобы после заготовки сырья популяции лекарственных растений сохранили способность к восстановлению.
Общие правила сбора растений: побеги (траву) и цветки многолетних травянистых растений не срывать, а срезать, так как, срывая их, мы можем выдернуть растение или повредить корни.
Однолетники можно срывать, но обязательно несколько экземпляров нужно оставлять для обсеменения.
При сборе растений, растущих в изобилии, на каждом квадратном метре необходимо оставлять нетронутыми 2-3 хорошо развитых растения.
Никогда не собирайте краснокнижные растения или растения, которых мало в вашей местности, а после созревания семян помогите им рассеяться. Сборщики женьшеня, отобрав несколько крупных растений, рыхлили почву и рассаживали более молодые экземпляры.
Выкапывают корни и корневища только у взрослых растений — молодые надо оставлять для возобновления популяции.
Почки, и особенно кору, нужно заготавливать лишь на лесосеках при проведении рубок ухода, со срубленных экземпляров.
Плоды собирают только вручную — все механические приспособления повреждают растения. Собирая плоды или цветки, нельзя обламывать ветки.
Ежегодно проводить заготовки на одном и том же месте не рекомендуется, нужно дать год-два, а иногда и более для восстановления зарослей.
При сборе коры лучше отрезать молодые побеги полностью, прореживая куст, затем снять кору. Если снимать кору с дерева или куста и оставлять оголенные ветки, растение слабеет, заболевает и в дальнейшем становится источником инфекции для соседних растений.
Например, с лечебной целью и для получения фармацевтических препаратов используют кору ивы белой, которую заготавливают из двух-трехлетних побегов ивы в весенний период во время сокодвижения растения. При заготовке коры сначала рубят или срезают ветви, а потом с них сдирают кору.
ПРАВИЛА ЗАГОТОВКИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ
Собирать лекарственные растения нужно в сухую ясную погоду с 8–9 часов утра (после просыхания утренней росы) и до 17 часов вечера (до вечерней росы). Нельзя собирать после дождя и при сырой погоде.
Никогда не собирайте лекарственные растения в городе, вблизи шоссейных дорог, предприятий, рядом с полями, где проводилась обработка ядохимикатами. Нужно собирать только чистые растения, грязь и пыль обесценивают их, так как мыть можно только корни.
Сырье разных видов нужно собирать сразу в отдельную тару.
Содержание физиологически активных веществ зависит от фазы вегетации, от возраста растений. Так, например, в 3-4-летних корневищах лапчатки прямостоячей дубильных веществ почти в два раза меньше, чем у 5-8-летних растений, в то же время в коре молодых елочек дубильных веществ значительно больше, чем у старых экземпляров — именно кору молодых деревьев используют для получения дубильных экстрактов.
Содержание действующих веществ может меняться и в течение суток: так, у лаванды эфирного масла больше всего днем, а у шалфея крупноцветкового — утром, наперстянка во второй половине дня содержит больше гликозидов, чем с утра. Хорошо это знали травники, которые собирали одну траву в полнолуние, другую в новолуние, а третью — в ночь на Ивана-Купалу…
Кроме того, на накопление действующих веществ в растении влияют географические и экологические факторы. Один и тот же вид шиповника, растущий на севере или на юге, на равнине или в горах содержит разное количество витамина С: в плодах растений, произрастающих на севере и в горах, его существенно больше.
Сильно могут влиять на накопление действующих веществ и отдельные экологические факторы — освещенность, увлажнение почвы, механический состав. Например, у багульника болотного и брусники дубильных веществ больше в хорошо освещенных местах, а у лапчатки прямостоячей — наоборот, больше в тени. У кровохлебки лекарственной освещенность не влияет на содержание дубильных веществ, но решающий фактор для нее —почвы: на бедных почвах кровохлебка содержит больше дубильных веществ.
Многие считают, что при специальном выращивании у растения меньше действующих веществ, чем у дикорастущих растений того же вида, однако этоне всегда правильно: у кровохлебки при выращивании увеличивается содержание танинов в корневищах.
Таким образом, на содержание химических веществ и, следовательно, на качество сырья влияет целый комплекс биологических и экологических факторов, причем у каждого вида есть свои специфические особенности, без знания которых нельзя выбрать места и сроки сбора лекарственных растений.
КОГДА И КАК СОБИРАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ
Полезные для организма вещества содержатся или во всех органах растения, или в отдельных его частях — корнях, стеблях, листьях, цветках, коре, почках. Собирать растения нужно в момент наибольшего содержания в них ценных веществ.
Если для лечения нужно все растение или его цветы, то сырье собираютв начале цветения.
Почки (березы, тополя, сосны) собирают ранней весной, когда они набухают, но еще не тронулись в рост (с конца января и до конца марта). Крупные почки (сосновые) срезают ножом, мелкие (березовые) обмолачивают после сушки ветвей. Сушить почки следует очень осторожно: длительное время в прохладном проветриваемом помещении, так как в теплом помещении они начинают распускаться.
Кору (дуба, калины, крушины) собирают весной с молодых ветвей, в период соковыделения, когда она легко отделяется от древесины. Чтобы снять кору на молодых, отрубленных или отрезанных ветках, острым ножом делают кольцевидные надрезы на расстоянии 25-50 см один от другого, соединяют их продольными надрезами, а затем снимают. Если кора покрыта наростами, мхом или лишайниками, сначала очищают ножом.
Листья собирают молодые, но полностью развитые — в период бутонизации и цветения, обрывая руками. Обычно собирают только развитые прикорневые, нижние и средние стеблевые листья. Старые, увядающие, пораженные вредителями и болезнями листья не собирают.
Травы собирают обычно в начале цветения, у некоторых видов — при полном цветении. Срезают их серпами, ножами или секаторами без грубых приземных частей. При густом травостое растения скашивают, затем выбирают из покосов.
Цветки и соцветия собирают в начале цветения. В этот период цветы содержат больше действующих веществ, меньше осыпаются при хранении, лучше выдерживают сушку и сохраняют свою окраску. Цветы собирают вручную, ощипывая их и обрывая цветоножки. Иногда для сбора соцветий пользуются специальными приспособлениями — совками. Например, нарезными совками собирают соцветия аптечной ромашки.
Плоды и семена собирают зрелые, без плодоножек. У рябины, тмина и других растений, у которых плоды расположены в зонтиках или щитках, их обрывают целиком, а после подсушивания очищают от плодоножек. Если созревание растянутое, плоды собирают выборочно, вручную, по мере созревания. Созревшие плоды и семена наиболее богаты биологически активными веществами. Плоды шиповника собирают вместе с остатками чашечки сверху плода. Чашечку удаляют после подсушивания, перетирая плоды руками. Сочные плоды — чернику, малину, землянику — собирают в корзину, ведра, перекладывая каждый слой листьями, чтобы плоды не слеживались и не давились.
Корни, корневища, луковицы собирают в период отмирания надземных частей растений (с конца августа и до заморозков), или ранней весной до начала отрастания надземных органов. Весной период заготовки очень короткий, всего несколько дней. Выкапывают их лопатами, или вытягивают из почвы вилами или граблями, отряхивают от земли, а затем промывают в воде. Если сырья много, промывать лучше всего в больших плетеных корзинах в проточной воде. Промытое сырье раскладывают на мешковине, чистой траве, или бумаге и подсушивают. Затем корни и корневища очищают от остатков стеблей, поврежденных частей и доставляют к месту окончательной сушки.
Исключением являются корни и корневища кровохлебки лекарственной и лапчатки прямостоячей. Кровохлебку лекарственную собирают летом в период плодоношения, когда у нее темно-красные соцветия. Лапчатку прямостоячую без надземной части невозможно найти, поэтому её собирают в конце лета.
КАК СУШИТЬ И ХРАНИТЬ
Сухие плоды, семена, подземные части можно собирать в мешки, ведра и другую тару. Доставленное к месту сушки сырье рассыпают на брезенте, ткани или чистом полу и просматривают. Выбирают случайно попавшие другие растения, отмершие и поврежденные части растения, камешки, комки земли и прочий мусор.
Сырье необходимо быстро высушить. При затягивании с сушкой, из-за продолжения жизнедеятельности клеток и активности ферментов разрушаются действующие вещества, размножаются микроорганизмы и грибы, что приведет к загниванию сырья. Задача сушки — удаление влаги, в результате прекращаются жизненные процессы и процесс ферментации. Чем быстрее производится сушка, тем выше качество сырья.
Сушку можно рассматривать как консервирование. Сушат в затененном, проветриваемом, месте: на солнце растения теряют действующие вещества. Раскладывают траву или плоды тонким слоем на решета или в специальные сушилки; траву можно связать в пучки и развесить.
Условия для засушивания зависят от вида растения. Сырье, содержащее эфирные масла (тимьян, чабрец, душица и др.), сушат медленно, при температуре 30-35 ºС, потому что при более высокой температуре эфирные масла испаряются.
Сырье, содержащее гликозиды (горицвет, ландыш и др.), сушат при температуре 50-60 ºС, иначе деятельность ферментов разрушит гликозиды.
Сырье с аскорбиновой кислотой (плоды шиповника и др.), сушат при 80-90 ºС, чтобы избежать окислительных процессов, ведущих к потере витамина С.
В хорошую погоду можно сушить на открытом воздухе, под навесами, в хорошо проветриваемых помещениях, в плохую погоду — в сушилках, печах, духовках. Быстро сохнут растения на чердаках под железной крышей, особенно если там есть окна для вентиляции. Для сушки лекарственного сырья непригодны чердаки животноводческих ферм, помещения, где хранятся продукты и материалы с запахом (ядохимикаты, минеральные удобрения и т. д.), где сырье впитывает посторонний запах.
Надземные части (листья, цветки, стебли) и подземные части растений, содержащие эфирные масла и гликозиды, сушат, защищая их от солнечного света.
Корневища с корнями, плоды и семена можно сушить на солнце.
При сушке сырье нужно периодически перемешивать.
Корни и корневища промывают в холодной воде и разрезают на части. Если корни толстые — режут пополам вдоль, клубни нарезают кружочками и вялят на солнце или в духовке
Ягоды и семена сушат в духовке или на солнце.
Хорошо высушенное сырье должно содержать не более 8-13 % гигроскопической влаги. Сушка считается законченной, когда корни, корневища и кора при сгибании не гнутся, а с треском ломаются; листья и цветки растираются в порошок, а сочные плоды, сжатые в руке, не склеиваются в комки и не мажутся.
Когда сырье высушено, его укладывают в плотно закрывающуюся деревянную посуду или сосуды из темного стекла, чтобы защитить от света и влажности. Пластик может размягчиться под действием эфирного масла. Хранят сырье так же в картонных коробках, полотняных мешках. Растения, содержащие эфирные масла, хранят в стеклянной посуде с притертой пробкой.
Сосуды должны быть этикетированы. Срок хранения цветков, трав — 1-2 года, корней, коры — 2-3 года.
ЗАПОВЕДЬ ТРАВНИКА (МИХАИЛ НОСАЛЬ)
М.А. Носаль, житель Ровенской области, кооператор и сборщик лекарственных растений, около 45 лет посвятил собиранию и изучению лечебных народных средств растительного происхождения.
Михаил Носаль оставил всем собирателям лекарственных растений свою заповедь.
1. Дикорастущие лекарственные растения — это общее всенародное богатство, а потому никогда не поручайте сбора лекарственных растений тем людям, которым вы не внедрили в сознание той мысли, что это богатство необходимо ценить и холить, а не эксплуатировать без всякого плана. Учитывайте, однако, при этом потребности страдающего человека, потому что человек, в конце концов, — самое большое богатство.
2. Если в вашей местности определенный вид лекарственного растения произрастает в изобилии, старайтесь собирать его так, чтобы на четырех квадратных метрах оставалось девять самых больших особей его.
3. Никогда не собирайте тех растений, которых в вашей местности очень мало, сберегайте их до полного созревания и потом помогите им рассеяться на более широком пространстве. При крайней необходимости используйте лишь некоторые из них.
При сборе растений необходимо знать:
1). Какие части того или иного вида лекарственного растения имеют применение в народной медицине.
2). В какое время должен производиться сбор и как именно технически он выполняется.
3). Как должна вестись сушка растений.
4). Какие меры должны быть приняты для лучшего сохранения заготовленного материала.

Читайте также:  Остеохондроз народные средства рецепты

Источник

Оцените статью