Конспект прогулки «Наблюдение за лекарственными растениями: подорожником и пижмой»
Зоя Виталиевна Разумная
Конспект прогулки «Наблюдение за лекарственными растениями: подорожником и пижмой»
Конспект прогулки «Наблюдение за лекарственными растениями: подорожником и пижмой»
Цель: познакомить детей с лекарственными растениями: пижмой, подорожником, его особенностями.
Задачи:
Образовательные: познакомить с научным и народными названиями лекарственных растений, научить различать растения по их характерным признакам.
Развивающие: развивать мышление, любознательность, интерес к родной природе.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу
Наблюдение за подорожником
Воспитатель: дети, обратите внимание на растение, которое растет у нас прямо на дорожках. Кто знает, как оно называется? (подорожник)
Воспитатель: как вы думаете, почему его назвали подорожником? (оно растет по дорогам).
Воспитатель: дети, давайте рассмотрим растение. Обратите внимание, у подорожника почти нет стебля, листья на земле лежат. Если бы был стебель, то подорожник сломался, когда мы прошли по нему.
Воспитатель: сорвите лист подорожника. Рассмотрите, как расположены жилки листа подорожника. Давайте сравним с листом другого растения. Прожилки на листе подорожника выступают наружу, их можно пощупать. Если на него встать, они прижмутся к земле, не дадут листу порваться, поэтому подорожник моет расти у дорог.
Подорожник-это лекарственное растение. Его накладывают на раны, чтобы остановить кровь, чтобы рана быстрее заживала. В народе это растение называют порезник, ранник.
Воспитатель читает стихотворение, автор Л. Герасимова «Подорожник»
Вот листок растет какой —
Весь в прожилках, небольшой,
Будто нитками прошит,
Хоть и топчут его ноги —
Не уходит он с дороги.
По нему бегут, шагают
И совсем не замечают.
А напрасно, лист полезный —
Лечит многие болезни!
Наблюдение за пижмой.
Воспитатель: сегодня мы с вами поговорим еще об одном лекарственном растении, называется оно-пижма.
Воспитатель и дети находят пижму, рассматривают растение.
Воспитатель: пижма встречается в природе повсюду. Растение можно узнать по двум отличительным признакам: желтым цветкам, напоминающим маленькие пуговки, расположенные на соцветии, словно ягоды рябины, и особым, терпким запахом, который остается на коже рук, стоит только потрогать растение.
Пижма обладает обезболивающим действием, противовоспалительным, жаропонижающим. Пижма также используют для заживления ран.
Воспитатель предлагает детям понюхать пижму.
Воспитатель: люди используют пижму для отпугивания мух и моли. Всем звестно, что моль любит все шерстяное: варежки, меховые шапки, шубы. Пижмой перекладывают одежду, чтобы защитить её от моли.
Воспитатель читает стихотворение, автор Т. Голикова
Пусть пижма — скромна, да лечебная все же,
Не зря же цветки на таблетки похожи,
На стайку цыплят, ярко- желтых пока,
На ощупь — на замшевый носик щенка.
Дидактическая игра. «Угадай по описанию»
Цель: научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия.
Воспитатель описывает растение, дети определяют.
Подвижная игра «Найди себе пару».
Цель: учить быстро бегать, не мешая друг другу; закреплять названия цветов.
Воспитатель раздает разноцветные флажки играющим. По сигналу воспитателя дети бегают, при звуке бубна находят себе пару по цвету флажка и берутся за руки. В игре должно принимать участие нечетное кол-во детей, чтобы один остался без пары. Он и выходит из игры.
Трудовая деятельность.
Сбор природного материала.
Цель: учить видеть результат своего труда; работать в коллективе.
Индивидуальная работа.
Упражнение с мячом.
Цель: продолжать бросать мяч вверх, о землю, ловя его обеими руками.
Уважаемые коллеги, благодарю за внимание и поддержку!
Фотоотчёт «Ознакомление с лекарственными растениями» Растения не только дают красоту, помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от разнообразных болезней. Природа.
Конспект открытого занятия в средней группе на тему «Ознакомление детей с лекарственными растениями Курского края» Цель: учить детей распознавать различные виды лекарственных растений. Задачи: -учить правильно называть и узнавать лекарственные растения(3-4.
Конспект прогулки «Наблюдение за аистами» Конспект прогулки «Наблюдение за аистами» Цель: расширять и обогащать представления детей о перелетных птицах-аистах Задачи: Образовательные:.
Конспект прогулки «Наблюдение за цветником» Конспект прогулки «Наблюдение за цветником» Цель: формирование представлений о сезонных изменениях в природе, знаний о цветущих растениях.
Конспект прогулки «Наблюдение за лошадью» Конспект прогулки «Наблюдение за лошадью» Цель: продолжить знакомство детей с домашними животными, их характерными признаками. Образовательные:.
Конспект прогулки «Наблюдение за рябиной» Конспект прогулки «Наблюдение за рябиной» Цель: научить детей выделять рябину среди множества других деревьев. Задачи: Образовательные:.
Конспект занятия-прогулки «Наблюдение за улиткой» Конспект занятия — прогулки «Наблюдение за улиткой» Цель: познакомить детей с улиткой, ее характерными признаками, особенностями. Задачи:.
Конспект занятия в старшей группе «Путешествие за лекарственными растениями» Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе. «Путешествие за лекарственными растениями». Цель: Учить определять.
Консультация для родителей и педагогов «Знакомим детей с лекарственными растениями» Лето прекрасная пора для изучения природы, её богатства. Всем нам хорошо известно выражения «дары природы». Но часто ли мы задумывается,.
Наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста Лето — отличная пора для наблюдений. Хочу предложить вашему вниманию наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста.
Источник
Проект «В царстве лекарственных растений»
Анна Куликова
Проект «В царстве лекарственных растений»
Вид проекта: поисково – исследовательский.
Продолжительность: средний срок.
Сроки проведения: апрель-октябрь.
Участники: дети, родители, воспитатели.
Возраст: от 3 до 7 лет.
Цель: Формирование знаний о растительном мире, о мире лекарственных растений; определить готовность ребенка помогать и заботиться о природе; сформировать представления о новых лекарственных растениях; составить своеобразную копилку названий лекарственных растений, с его назначением, включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников, формирование единой экологически воспитывающей среды; знакомство с правилами сбора лекарственных трав; познакомить детей с уходом за лекарственными растениями; ознакомление с произведениями художественной литературы экологической направленности; обогащение детей знаниями, побуждение в детях желания беречь природу; уметь находить лекарственное растение по словесному описанию; закрепить знания детей о съедобных и ядовитых растениях; развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка — дошкольника в процессе общения с природой; развитие критичности мышления, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем; систематизировать и закрепить знания детей о растениях нашего края.
Задачи: 1. Познакомить детей с лечебными свойствами растений, произрастающих на территории детского сада, уметь их различать и называть.
2. Продолжать работу по обогащению природоведческого, обществоведческого словаря детей. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
3. Совершенствовать фонематический слух; добиваться четкого произношения звуков, слов.
4. Воспитывать экологическую культуру у детей дошкольного возраста во взаимодействии двух образовательных сфер — семьи и детского сада.
5. Включить родителей в процесс экологического воспитания дошкольников.
Актуальность: Экологическое воспитание — одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.
На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили вырастить полезные растения, которые принесут пользу не только визуально наблюдаемую, но и будут воздействовать на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.
Объект исследования: лекарственные растения, произрастающие на территории детского сада. Проект ориентирован на практическую деятельность детей на участке детского сада, который предусматривает разведение на экологической тропе зоны лекарственных трав.
•исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;
•наглядные: картинки с изображением лекарственных трав;
•словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей;
•ароматерапия: чаепитие, вдыхание аромата трав;
• слушание музыки; различные виды игр.
Обеспечение: уголок лекарственных трав на экологической тропе станция «Айболит».
Предполагаемый результат: 1. сформированные знания о лекарственных растениях и потребности в их применении при необходимости.
2. навыки использования этих растений в лечебных целях,
3. умение обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности.
4. бережное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека
Продукт проекта: 1. Именная книга лекарственных растений;
2. Создание гербария лекарственных растений;
3. Каталог загадок, стихотворений о лекарственных растениях.
1 этап. Разработка проекта:
1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
2. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по теме «Лекарственные растения».
3. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, познавательной деятельности.
4. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной дея-тельности детей.
5. Составить план мероприятий.
2 этап. Практический.
Виды деятельности Мероприятие Задачи
По развитию речи
По ознакомлению с окружающим закреплять представления детей о лекарственных растениях; обогащать словарь;
совершенствовать умение лепить цветы, плоды лекарственных растений; закрепить умение пользоваться кистью и карандашом; научить различным способам рисования, развивать мелкую моторику руки
Беседы “Кто любит цветы, тот не может быть злым”, “Что где растет, когда цветет”, «Расскажите детям о лекарственных растениях», «Лекарственные растения», «Какие болезни лечат лекарственные растения», «Какие бывают лекарственные растения?» Познакомить с разнообразием лекарственных растений, способом их сбора и сушки, дать знания о том какие болезни лечат растениями
Просмотр презентаций «Алоэ», «Календула», «Зеленая аптека», и тд Закреплять с помощью презентаций полученные на занятиях и в играх знания о лекарственных растениях.
Игры «Узнай по описанию». “Цветы и ветерок”, “Цветок-имя”, “Садовник у нас на участке”, “Бал цветов”, “Мама, папа, я — моя цветочная семья”.
Викторина “Знатоки целебных трав”
1. “Лекарственное растение нашего региона”
2. “Планета целебных растений”
3. “Растения- помощники человека” Закреплять в игре знания, полученные в других видах деятельности
Опыты и наблюдения; моделирование 1. “На участке ищем полезные растения”
2. “Где лучше посадить растения?”
3. “Наблюдаем, как растет подорожник” Развивать наблюдательность, опытническую деятельность
Кружок «Юные огородники» Посадка лука, фасоли, картофеля, зерновых культур, рассады цветов, наблюдение за веточками сирени и тополя, наблюдение за ростом и развитием семян и плодов Формировать бережное отношение к природе, развивать познавательную деятельность детей, учить различать и называть растения, развивать навыки выращивания растений, воспитывать интерес к труду
Чтение художественной литературы 1. В. Бианки “О травах”
2. Р. А. Кудашева “Песенка долгой жизни”
3. Б. Заходер. Этюд “Дождик и зернышко”
Музыка 1. Ю. Антонов “ Не рвите цветы”
2. В. Моцарт “Цветы”
3. П. И. Чайковский “Цикл времена года”, “Вальс цветов”
4. Ю. Чичков “Волшебный цветок” “Это называется природа”
5. М. Протасов “Одуванчики”
Работа с родителями
Информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к участию. Размещение справочной информации по тематике бесед и занятий с детьми. Создание вместе с детьми именной книги лекарственных растений. Выпуск «Экологического Вестника» по теме проекта.
Диагностика уровня развития детей в рамках проекта
«В царстве лекарственных растений»
1. Какие растения называются лекарственными?
2. Какие растения лечат?
3. Знаешь ли ты правила сбора лекарственных растений?
(когда, как собирают, как сохраняют и т. д.).
4. Знаешь ли ты правила поведения в лесу?
5. Имеет представление о лекарственных растениях, умеет различать и называть их.
6. Знает простейшие способы использования некоторых растений для лечения человека.
7. Проявляет чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
Достигнутый результат: В ходе работы над проектомпредполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали материал о лекарственных растениях нашего края. Родителями совместно с детьми была оформлена именная книга по лекарственным растениям Волгограда и Волгоградской области. «Именная книга» иллюстрируется детскими рисунками, гербарием.
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Научились работать с некоторыми видами природного материала. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.
Проект представлен настоящим описанием и приложением, состоящим из конспектов занятий, бесед. Игр, опытов, наблюдений, художественной литературы, работы с родителями, диагностики знаний детей, гербария лекарственных трав, альбома видов лекарственных трав, именной книги лекарственных трав составленного родителями и детьми.
Список использованной литературы
1. Зеленые сказки. Т. А. Шорыгина Москва Прометей Книголюб 2003
2. Цветы. Какие они? Т. А. Шорыгина. Серия «путешествие в мир природы. Развитие речи». Москва 2002
3. Юный эколог. С. Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство «Мозаика – Синтез» 2002.
4. Методика экологического воспитания в детском саду. С. Н. Николаева. Москва «Просвещение» 2001.
5. Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка» Москва «Просвещение» 2001.
6. Зеленая тропинка. А. А. Плешаков Москва «Просвещение» 2002
7. Учим детей наблюдать и рассказывать. Н. В. Елкина, О. В. Мариничева. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития» 1997.
8. Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова Минск «Асар» 2001
9. Экологические занятия с детьми 6-7 лет Т. М. Бондаренко Воронеж. ТЦ «Учитель» 2002.
10. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Цветущая весна. Травы.» О. А. Скорлупова Москва 2006
11. Прогулки в детском саду. И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова. ТЦ «Сфера» Москва 2009
12. Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах. Санкт – Петербург. Детство- Пресс 2009.
Конспект занятия «Путешествие в мир лекарственных растений» Путешествие в мир лекарственных растений» Пр. сод: Закрепить умение узнавать и правильно называть лекарственные травы(5-6 видов).Расширить.
Конспект к занятию «В царстве лекарственных растений» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида№6 муниципального образования Усть-Лабинский.
Конспект НОД «Мир лекарственных растений» для детей подготовительной к школе группы «Мир лекарственных растений» Цели: Организовать познавательную деятельность воспитанников по освоению ими знаний о лекарственных растениях,.
Конспект НОД «В царстве комнатных растений» Конспект НОД на тему: «В царстве комнатных растений». Программное содержание: расширить и систематизировать знания о комнатных растениях;.
Конспект ООД по экологическому воспитанию в старшей группе Тема: «Путешествие в страну лекарственных растений» Конспект итоговой ООД в старшей группе. «Путешествие в страну лекарственных растений». Цель: закрепить представления о лекарственных травах.
Конспект занятия по теме Путешествие в мир лекарственных растений Белгородской области. Цель: расширять знания детей о пользе и применении лекарственных растений. Задачи: закреплять умение узнавать и правильно называть лекарственные.
Мастер-класс по выполнению гербария лекарственных растений «Зеленая аптека» Сегодня я предлагаю вашему вниманию возможный вариант выполнения гербария для старшей и подготовительной групп, эта форма работы с детьми.
Тематическая прогулка «Путешествие в мир лекарственных растений» Тематическая прогулка: «Путешествие в мир лекарственных растений». Цели: -познакомить детей с лекарственными растениями, с их внешним видом.
Вечер развлечений для детей подготовительной группы «В гостях у лекарственных растений» Воспитатель. -О, дети, мыслю я, у всех у нас есть Мать одна, по имени Природа. Это хозяйка леса. Природа: -Я здесь! Друзей моих так много.
Занятие с детьми подготовительной к школе группы компенсирующего вида «В царстве лекарственных растений» Задачи: 1. Образовательные: — дать представления о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения; закрепить понятие о.
Источник