- ВС РФ: нельзя отказать пациенту в необходимом лекарстве из-за того, что врачи не соблюли порядок оформления документации
- ЛЬГОТНОЕ ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. ОТКАЗ ОТ СОЦПАКЕТА: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
- Принимая решение об отказе от льготного лекарственного обеспечения, посоветуйтесь с лечащим врачом
- Отделение Пенсионного фонда России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре напоминает, что федеральные льготники, имеющие право на получение социальных услуг, до 1 октября должны определиться с выбором: получать социальные услуги в натуральной форме или в денежном эквиваленте.
- Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 206-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания»
- Документ является поправкой к
- Комментарии Российской Газеты
ВС РФ: нельзя отказать пациенту в необходимом лекарстве из-за того, что врачи не соблюли порядок оформления документации
18percentgrey / Depositphotos.com |
Пациенту не может быть отказано в предоставлении лекарства лишь на том основании, что предъявленные им медицинские документы, доказывающие назначение препарата, составлены медработниками с нарушением правил оформления таких документов. Правовую позицию высказала Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, рассматривая спор между регионом и больным с очень непростым случаем заболевания (Определение ВС РФ от 10 сентября 2018 г. № 57-КГ18-13).
Пациент попросил у своей области предоставить ему «Помалидомид» – очень дорогой препарат нового поколения иммуномодуляторов. Обосновывая свою просьбу, больной представил рекомендации врачей – во-первых, консультативное заключение гематолога Северо-Западного федерального медицинского исследовательского центра им. В.А. Алмазова, во-вторых, решение «местной» врачебной комиссии о назначении препарата «Помалидомид». Право на бесплатные лекарства по рецептам врача, указал пациент, имеется у него как инвалида второй группы (с бессрочно установленной инвалидностью).
Однако областной Департамент здравоохранения устно отказал больному человеку. Отказ был обжалован в районом суде: пациент попросил признать бездействие Департамента здравоохранения незаконным, просил обеспечить его препаратом и выплатить почти треть одного млн руб. в счет компенсации морального вреда.
По поводу последнего истцу полностью отказали: он, по мнению суда, не доказал нарушения его неимущественных прав незаконным отказом в лекарстве, и не подтвердил наступление физических и нравственных страданий от бездействия Департамента здравоохранения.
Но, во всяком случае, само лекарство районный суд распорядился предоставить (отметим, что решение было обращено судом к немедленному исполнению).
Ход рассуждений суда был следующим:
- согласно постановлению Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 неработающие инвалиды второй группы получают – при амбулаторном лечении – по рецептам врачей бесплатно (за счет регионального бюджета) любые лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
- препарат «Помалидомид» не входит в Перечень ЖНВЛП на соответствующий год. И, более того, он не поименован в Стандарте первичной медико-санитарной помощи при резистентном и рецидивирующем течении множественной миеломы и других злокачественных плазмоклеточных новообразований (далее – Стандарт), который применим к истцу;
- однако и Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ), и упомянутый Стандарт медпомощи позволяют врачебным комиссиям назначать и применять лекарства, не входящие в Стандарт медпомощи, в случае наличия медицинских показаний, в том числе по жизненным показаниям;
- в данном случае препарат был назначен именно по жизненным показаниям – в связи с исчерпанностью стандартных методик лечения и прогрессированием заболевания. Решение врачебной комиссии в деле есть;
- следовательно, пациент должен быть обеспечен спорным препаратом за счет регионального бюджета.
Департамент здравоохранения не смирился с поражением и обжаловал решение в областном суде. Его доводы сводились к тому, что – действительно, – решение врачебной комиссии будет «посильнее» Стандарта медицинской помощи, да вот только само это решение должно быть правильно составлено, в том числе оно должно быть оформлено в виде протокола (ч. 2 ст. 48 Закона № 323-ФЗ). А представленные под видом решения бумаги совершенно не удовлетворяют тем требованиям, которые к ней предъявлены законом. Две бумаги не оформлены протоколом, подписаны только лечащим врачом и завотделением, еще одна выдана заочно и в ней отсутствуют сведения о том, внесена ли эта бумага в меддокументацию пациента, наконец, в четвертой бумаге не указаны имя и отчество пациента, период нахождения на обследовании, результаты проведенных лабораторных исследований, необходимость в препарате по жизненным показаниям. Нельзя же, в самом деле, выдавать дорогое лекарство на основании столь небрежно подготовленных документов.
Апелляционная инстанция согласилась с доводами Департамента здравоохранения и решение районного суда отменила:
- в применимом стандарте медпомощи этого лекарства нет;
- а надлежаще оформленных меддокументов, которые бы подтверждали назначение этого препарата врачебной комиссией, в суд не представлено;
- стало быть, оснований для покупки инвалиду лекарства за счет региона нет.
ВC РФ, рассмотревший кассационную жалобу пациента, пришел к совершенно противоположным выводам:
- Конституция РФ гарантирует каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь (ч. 1 ст. 41 Конституции РФ). К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объёме (ч. 2 ст. 19 Закона № 323-ФЗ), оказываемую без взимания платы в соответствии с программой госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи;
- определённые категории граждан РФ обеспечиваются лекарствами в соответствии с законодательством (п. 5 ч. 1 ст. 29 Закона № 323-ФЗ), а граждане, страдающие социально значимыми заболеваниями, получают помощь и обеспечиваются диспансерным наблюдением в соответствующих медорганизациях (ч. 1 ст. 43 Закона № 323-ФЗ). Злокачественные новообразования как раз включены в Перечень социально значимых заболеваний;
- кроме того, инвалиды отнесены к числу граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (п. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», далее – Закон № 178-ФЗ), а одной из таких услуг является обеспечение (по стандартам медпомощи) необходимыми лекарствами по рецептам на них (п. 1 ст. 6.1 Закона № 178-ФЗ);
- инвалиды обеспечиваются медпомощью в соответствии с федеральным и региональным законодательством в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (далее – Программа госгарантий);
- Программа госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи на год обращения за лекарством предусматривала бесплатное оказание медпомощи при новообразованиях;
- более того, оказывается, и ст. 43 Социального Кодекса Белгородской области от 28 декабря 2004 г. № 165 предусматривает, что пациенты с таким заболеванием бесплатно обеспечиваются всеми медикаментами при лечении в амбулаторных условиях в областных и муниципальных клиниках;
- вся медпомощь в РФ организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медпомощи и на основе стандартов медпомощи (ч. 1 ст. 37 Закона № 323-ФЗ);
- в Стандарт медпомощи при резистентном и рецидивирующем течении множественной миеломы и других злокачественных плазмоклеточных новообразований, действительно, спорный препарат не включен, но его может по жизненным показаниям назначить врачебная комиссия;
- следовательно, региональное и федеральное законодательство гарантирует инвалидам, страдающим социально значимыми заболеваниями, получение государственной соцпомощи в виде набора соцуслуг, в том числе бесплатные – за счёт средств регионального бюджета – лекарства из стандарта медпомощи, а при наличии медпоказания и по решению врачебной комиссии – также лекарственные препараты, не входящие в соответствующий стандарт медицинской помощи;
- в подтверждение наличия права на бесплатное обеспечение препаратом «Помалидомид» истцу была выдана справка медучреждения с указанием на то, что решением врачебной комиссии данного учреждения истец по состоянию здоровья нуждается в этом препарате. Справка была предоставлена наряду с иными аналогичными медицинскими справками;
- суд апелляционной инстанции не принял эти документы в качестве надлежащих решений врачебных комиссий, потому что они были оформлены с нарушением требований ч. 2 ст. 48 Закона № 323-ФЗ и Порядка создания и деятельности врачебной комиссии. Однако за деятельность врачебной комиссии, в том числе за правильность оформления документов, отвечает ее председатель, а вовсе не пациент;
- и надлежащее оформление документов (в данном случае о назначении препарата «сверх» стандарта медпомощи) является обязанностью врачебной комиссии, а не гражданина, который никоим образом не может и не должен нести неблагоприятные последствия из-за того, что лечебное учреждение нарушает порядок оформления соответствующей документации;
- кроме того, Департамент здравоохранения является органом здравоохранения и обязан принимать меры в целях лечения заболеваний, сохранения и укрепления здоровья жителей области, в том числе обеспечивать граждан лекарственными препаратами. Это значит, что если Департамент здравоохранения выявил неправильно оформленные документы, то должен был принять меры по устранению этих недостатков. Однако Департамент здравоохранения устранился от решения данного вопроса, тем самым фактически возложив на пациента обязанность представить надлежаще оформленные документы. Такое требование от пациента в тяжелом состоянии нарушает его право на медицинскую помощь в гарантированном государством объёме и противоречит правовому регулированию.
Итог: решение районного суда о предоставлении пациенту лекарств оставлено в силе, апелляционное определение отменено.
Однако с момента возбуждения гражданского дела прошло уже более двух лет. Все это время государство отказывало в лекарстве тяжело больному человеку.
Источник
ЛЬГОТНОЕ ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. ОТКАЗ ОТ СОЦПАКЕТА: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
Отказ от льготного лекарственного обеспечения по сути является отказом больного от лечения. Если раньше он приходил за рецептом и был под контролем врачей, то после отказа от набора социальных услуг перестает соблюдать рекомендации, сокращает применение лекарств. Как следствие – осложнения, стационарное лечение. Выбор должен быть основан на правильном понимании состояния своего здоровья и возможности его изменения в следующем году, а также стоимости необходимых льготнику лекарственных препаратов и возможности их приобретения за счет собственных средств, в том числе в случае ухудшения состояния здоровья. Для приобретения необходимых лекарственных средств льготникам может не хватить средств денежной компенсации (например, при сахарном диабете, онкологических, сердечно-сосудистых заболеваниях, бронхиальной астме и др.).
Исследования и социологические опросы показали, что пациенты, даже выбрав денежную компенсацию, примерно 70 процентов от полученных средств, к сожалению, тратят не на приобретение лекарственных средств, а используют на иные нужды.
Законодательством определен четкий период: до 1 октября текущего года человек должен определиться с выбором на следующий год. Если он выбирает деньги, то теряет возможность получения соцуслуг в течение всего следующего года. Утраченное право в течение года вернуть невозможно.
Часто бывает так, что, приняв решение об отказе, пациент в последующем сожалеет о том, что вынужден получать деньги вместо необходимых лекарств. Когда мы разговариваем с нашими пациентами и задаем вопрос, критична ли для их семейного бюджета сумма в объёме денежной компенсации, то многие отвечают, что не критична. В решение возникшей проблемы оказываются вовлечены, кроме самого пациента, его родные, близкие, друзья. Ведь, как правило, суммы, которые необходимы на лечение, исчисляются десятками и сотнями тысяч и даже миллионами рублей. О чем это говорит: о том, что пациенты, тяжелые пациенты, которые получают необходимое лечение высокотехнологичными препаратами, дорогостоящее лечение, не просто выживают, а активно занимаются своей жизнью. Могут даже вернуться к трудовой деятельности и улучшить качество жизни. И это очень важно.
Безусловно, при принятии решения стоит посоветоваться с лечащим врачом.
Мы очень надеемся, что наши слова будут услышаны и каждый пациент/законный представитель сделает осознанный выбор. Безусловно, стоит посоветоваться с лечащим врачом.
Источник
Принимая решение об отказе от льготного лекарственного обеспечения, посоветуйтесь с лечащим врачом
Отделение Пенсионного фонда России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре напоминает, что федеральные льготники, имеющие право на получение социальных услуг, до 1 октября должны определиться с выбором: получать социальные услуги в натуральной форме или в денежном эквиваленте.
При этом законодательство предусматривает замену набора социальных услуг деньгами как полностью, так и частично. Для этого необходимо подать соответствующее заявление в органы Пенсионного фонда или МФЦ. Сейчас также доступна подача заявления через интернет. Чтобы уведомить ПФР о своём выборе, льготнику необходимо воспользоваться «Личным кабинетом гражданина» на официальном сайте Пенсионного фонда.
Инвалидам, в первую очередь, страдающим тяжелыми и хроническими заболеваниями, рекомендуется посоветоваться с лечащим врачом, прежде чем оформить отказ от социальной услуги по лекарственному обеспечению, так как в случае отказа льготники лишаются возможности пользоваться бесплатными лекарственными препаратами и, в случае необходимости, будут вынуждены приобретать лекарства в течение следующего года за свой счёт.
Гражданам, которые уже не один год являются федеральными льготниками, подавать заявление необходимо лишь в том случае, если они примут решение изменить текущий порядок предоставления соцпакета. Например, сейчас гражданин получает деньги, а в 2021 году желает возобновить предоставление натуральных льгот.
Напомним, набор социальных услуг предоставляется федеральным льготникам – получателям ежемесячной денежной выплаты, значительную часть из которых составляют ветераны Великой Отечественной войны и других боевых действий, инвалиды, а также граждане, пострадавшие в результате радиационных катастроф.
В 2020 году денежный эквивалент набора социальных услуг составляет 1155,06 рубля в месяц и включает в себя:
– обеспечение необходимыми медикаментами 889,66 руб.;
– предоставление путевки на санаторно-курортное лечение 137,63 руб.;
– бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно 127,77 руб.
Источник
Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 206-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания»
Документ является поправкой к
Комментарии Российской Газеты
Принят Государственной Думой 7 июля 2020 года
Одобрен Советом Федерации 8 июля 2020 года
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3699; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 48, ст. 4945; 2007, N 43, ст. 5084; 2009, N 30, ст. 3739; 2010, N 50, ст. 6603; 2013, N 19, ст. 2326; N 48, ст. 6165; 2016, N 1, ст. 8) следующие изменения:
а) пункт 1 части 1 после слов «для медицинского применения» дополнить словами «в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»,»;
б) в части 2 слова «перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций,» исключить;
2) статью 6 4 дополнить частью 3 1 следующего содержания:
«3 1 . Орган, осуществляющий ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, обеспечивает предоставление сведений из указанного Федерального регистра в предусмотренный частью 1 статьи 44 1 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Федеральный регистр граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.»;
3) часть 2 статьи 6 10 дополнить пунктом 6 следующего содержания:
«6) обеспечивает предоставление сведений в предусмотренный частью 1 статьи 44 1 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Федеральный регистр граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.».
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 16, ст. 1815; N 42, ст. 5293; 2011, N 50, ст. 7351; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 48, ст. 6165; 2014, N 52, ст. 7540; 2015, N 29, ст. 4367; 2017, N 31, ст. 4791; 2018, N 1, ст. 9; N 49, ст. 7521; 2019, N 23, ст. 2917; N 31, ст. 4456; N 52, ст. 7780, 7793; 2020, N 13, ст. 1856; N 14, ст. 2035) следующие изменения:
1) в пункте 6 статьи 4 слово «ежегодно» исключить;
2) в пункте 1 части 1 статьи 60 слово «сформирован» заменить словами «формируется и не реже одного раза в год пересматривается»;
3) часть 7 1 статьи 67 дополнить предложениями следующего содержания: «Правительство Российской Федерации вправе установить особенности ввода в гражданский оборот лекарственных препаратов для медицинского применения, произведенных в период с 1 июля 2020 года по 1 октября 2020 года. В целях ввода в гражданский оборот лекарственные препараты для медицинского применения, за исключением лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей, произведенные за пределами территории Российской Федерации до 1 октября 2020 года, могут быть ввезены в Российскую Федерацию до 1 января 2021 года в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, без нанесения средств идентификации.».
Статья 3
Внести в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 39, ст. 4883; N 48, ст. 6165; 2014, N 43, ст. 5798; N 49, ст. 6927; 2015, N 1, ст. 85; N 10, ст. 1425; N 27, ст. 3951; N 29, ст. 4397; 2016, N 18, ст. 2488; N 27, ст. 4219; 2017, N 31, ст. 4765,4791; N 50, ст. 7544; 2018, N 1, ст. 49; N 32, ст. 5092, 5116; N 53, ст. 8415; 2019, N 10, ст. 888; N 49, ст. 6958; N 52, ст. 7770, 7799, 7836; 2020, N 13, ст. 1856; N 14, ст. 2028; Российская газета, 2020, 11 июня) следующие изменения:
а) часть 4 дополнить словами «, и медицинских изделий, зарегистрированных в Российской Федерации в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза»;
б) в части 5 первое предложение изложить в следующей редакции: «На территории Российской Федерации государственной регистрации не подлежат медицинские изделия, перечисленные в пункте 11 статьи 4 Соглашения о единых принципах и правилах обращения медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники) в рамках Евразийского экономического союза от 23 декабря 2014 года, в том числе медицинские изделия, которые изготовлены по индивидуальным заказам пациентов, к которым предъявляются специальные требования по назначению медицинских работников и которые предназначены исключительно для личного использования конкретным пациентом, а также медицинские изделия, которые предназначены для использования на территории международного медицинского кластера или на территориях инновационных научно технологических центров.»;
2) дополнить статьей 44 1 следующего содержания:
«Статья 44 1 . Федеральный регистр граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации
1. В целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в части обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляется ведение Федерального регистра граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации (далее в настоящей статье — Федеральный регистр граждан), содержащего следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования (при наличии);
2) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, а также фамилия, которая была у него при рождении;
3) дата рождения;
5) адрес места жительства, места пребывания или места фактического проживания;
6) серия и номер паспорта (свидетельства о рождении) или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов;
7) номер полиса обязательного медицинского страхования застрахованного лица;
8) сведения о гражданстве;
9) сведения об основаниях пребывания или проживания в Российской Федерации (для иностранного гражданина, лица без гражданства, в том числе беженца);
10) дата включения в Федеральный регистр граждан;
11) диагноз заболевания (состояние), включая его код по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем;
12) категория граждан (группа населения), имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания, категория заболевания, которая является основанием для обеспечения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания, в том числе с учетом Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, и Перечня групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой;
13) сведения о назначении и отпуске лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, указанных в пункте 12 настоящей части;
14) иные сведения, которые вправе определить Правительство Российской Федерации.
2. Порядок ведения Федерального регистра граждан, в том числе порядок доступа к сведениям, содержащимся в нем, порядок и сроки представления сведений в указанный регистр устанавливаются Правительством Российской Федерации.
3. Сведения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи и включаемые в Федеральный регистр граждан, представляются из:
1) федеральных регистров, предусмотренных частью 2 1 статьи 43, частями 4 и 8 статьи 44 настоящего Федерального закона, частью 2 статьи 6 4 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;
2) единой государственной информационной системы социального обеспечения.
4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют ведение региональных сегментов Федерального регистра граждан и своевременное представление сведений, содержащихся в них, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.»;
3) пункт 5 части 2 статьи 81 дополнить словами «, сформированный в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;
4) в части 4 статьи 91 1 слова «частями 4, 8 статьи 44» заменить словами «частями 4 и 8 статьи 44, частью 1 статьи 44 1 «.
Статья 4
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2021 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
2. Статья 2 настоящего Федерального закона вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
3. Статья 3 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 сентября 2020 года.
4. Действие положений части 7 1 статьи 67 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2020 года.
Президент Российской Федерации В. Путин
Источник