Основные средства народной культуры

Теория и история народной художественной культуры. Учебно-методическое пособие

Предлагаемое учебно-методическое пособие по учебной дисциплине «Теория и история народной художественной культуры» излагает исторические аспекты формирования и трансформации народной художественной культуры, а также основные научные подходы в её изучении. Также в учебно-методическое пособие включены задания для организации самостоятельной работы студента.

Оглавление

  • ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
  • ПРЕДИСЛОВИЕ
  • ВВЕДЕНИЕ
  • Тема 1. Структура и функции народной художественной культуры

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория и история народной художественной культуры. Учебно-методическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Тема 1. Структура и функции народной художественной культуры

Народная художественная культура представляет собой древнейший пласт отечественного культурного наследия. Ее корни уходят в традиции и обычаи восточнославянских племен. Самые архаичные жанры народной художественной культуры отражают дохристианские воззрения различных племен, объединившихся впоследствии в единое государство. Мифологические мотивы представлений о мире, о взаимосвязи человека с природой и божествами легли в основу фольклора, орнамента и форм народной художественной культуры и до сегодняшнего времени сохраняют и передают эту информацию.

Большое влияние на формирование народной художественной культуры оказали географические и климатические условия страны. Исходя из этого принципа костюм, говор, танцы и песни классифицируются на северорусский и южнорусский типы народной культуры. Огромная территория способствовала созданию локальных традиций в различных областях, регионах. До сих пор одна и та же народная песня в разных областях России может звучать по-разному.

Наряду с русской народной художественной культурой в России с давних пор существуют художественные культуры многих других народов. Серьезное влияние на культуру оказывали традиции коренных жителей различных территорий — культура карелов, татар, башкир; а после похода казачьего войска за Урал — культуры народов Сибири. В нашем многонациональном государстве проживает сейчас более 180 народов, и каждый из них имеет равные права на сохранение и развитие своих национально-культурных традиций и обычаев. Перемешиваясь и взаимно дополняя друг друга — образуется единая богатая культура России.

При исследовании народной художественной культуры немаловажную роль играет религиозный аспект. Народная художественная культура в России более десяти веков развивается во взаимосвязи с церковным искусством, которое основано на православной вере, христианском вероучении и неотделимо от библейских образов и сюжетов. Хотя церковное искусство пришло на Русь из Византии, его развитие происходило во взаимосвязи с отечественными национально-культурными традициями, с народным художественным творчеством. В современной России получила распространение не только православная вера, но и другие религии, каждая из которых связана с соответствующими ей явлениями искусства.

Еще один важнейший исторический пласт отечественной художественной культуры, как считает Т. И. Бакланова, неразрывно связанный с народной художественной культурой светская художественная культура (культура светского общества, просвещенных слоев населения). С XVIII века она развивалась под влиянием западноевропейского искусства (оперного, театрального и т.д.) и в связи с реформами Петра I [17].

В светской художественной культуре возникли новые, не встречавшиеся в древнерусской народной художественной культуре, формы художественной жизни (балы, оперные, театральные и балетные спектакли, симфонические концерты и т.д.) Вместе с тем, западноевропейские традиции, перенесенные на отечественную почву, заметно изменились под влиянием особенностей нашей культуры. Исследователь А. С. Каргин акцентирует внимание на том, что народная художественная культура складывалась на Руси как культура быта, развивалась во всех слоях общества, имея много общего в крестьянской, купеческой, боярской и княжеской среде. В изучение и распространение традиций народной художественной культуры важный вклад внесли в XIX — начале XX в. представители творческой интеллигенции, русского дворянства и других сословий [9].

Таким образом, народная художественная культура — сложное и многогранное явление, не ограниченное крестьянским фольклором. Помимо традиционных для того или иного народа видов и форм художественной деятельности и ее результатов (сказок, песен, танцев и т.д.), народная художественная культура включает систему воплощенных в художественных образах базовых духовно-нравственных ценностей и идеалов того или иного народа, отражает его мировоззрение и миропонимание. Народная художественная культура — более широкое понятие, чем народное художественное творчество.

Народное художественное творчество включает в себя совокупность художественных произведений различных видов и жанров, созданных народом на основе его самобытных традиций, а также своеобразные формы и способы художественно-творческой деятельности.

Процесс и результаты народного художественного творчества неразрывно связаны с представлениями того или иного народа о мире, с особенностями его национального характера и творческих устремлений.

Народная художественная культура включает также сложившиеся в том или ином этносе и передающиеся от поколения к поколению формы и способы создания, сохранения и распространения художественных ценностей, формы бытования произведений народного творчества.

В художественной культуре современного общества А. С. Каргин выделяет следующие пласты:

— Суперэлитарный (космополитический), или планетарный, формирующийся на транснациональном уровне, постоянно мигрирующими профессиональными художниками и творческими коллективами, представляющий собой конгломерат профессионального искусства и массовой культуры;

— Элитарный, развивающийся благодаря деятельности достаточно замкнутой профессиональной группы художников и формирующий определенный слой потребителей и имеющий специфическую среду бытования;

— Массовый, производимый и функционирующий с помощью достаточно замкнутой группы профессиональных деятелей культуры и искусства и служащий для удовлетворения первичных духовных потребностей разных социальных групп;

— Народный, развивающийся как универсальное национально-этническое образование в производстве, распространении и сохранении которого в той или иной степени задействовано абсолютное большинство населения.

Читайте также:  Народная медицина для лечения гипофиза

Каждый слой культуры имеет свою структуру, специфические формы, способы бытования, решает круг собственных задач. Одновременно каждый слой культуры не изолирован, тесно связан с другими, имеет множество взаимопроникающих структур.

Народная культура не противостоит элитарной, не изолирована от неё. Она продолжает питать своими силами элитарное и массовое искусство, включая прямую трансляцию народных исполнителей в их сферу, и в свою, очередь сама немало заимствует от них. Элитарная культура не обладает такой общезначимостью и универсальностью, как народная.

Народная художественная культура играет важную роль в жизни общества и выполняет следующие функции:

— Познавательная. При помощи народной художественной культуры человек осваивает окружающий мир, и пытается постичь его основные стороны. Процесс постижения строится на основе художественных образов.

— Мировоззренческая. Народная художественная культура формирует тип мышления в обществе, который применяется конкретно к каждому человеку и служит основой для его мировосприятия и деятельности.

— Социализирующая. Народная художественная культура приобщает подрастающее поколение к традициям своего народа посредством художественных образов.

— Аксилогическая. Сохранение и передача от поколения к поколению духовно-нравственных ценностей и идеалов этноса;

— Художественно-эстетическая. Развитие художественно-эстетической культуры личности и общества на материале этнических художественных традиций.

— Социокультурная. Социальная адаптация и реабилитация личности средствами народного искусства;

— Арт-терапевтическая. Содействие лечению болезненных зависимостей, психосоматических и других заболеваний с помощью фольклорной арт-терапии.

— Коммуникативная. Развитие культуры межнационального общения в процессе освоения этнохудожественных ценностей и традиций разных народов.

М. С. Каган выделяет художественную культуру в самостоятельный вид человеческой деятельности, считая, что её определяет такая особенность, как единство материальной и духовной деятельности человека. Он рассматривает художественную культуру как совокупный способ и продукт художественной деятельности людей. Понятие «совокупный» призвано в данном случае означать единство следующих компонентов: 1) всех отраслей художественной деятельности — словесной, музыкальной, театральной, изобразительной и т.д., и 2) всех процессов, протекающих «вокруг» искусства. К ним относятся созидание, хранение, распространение, восприятие, оценка, изучение художественных произведений, а также процессы, обеспечивающие её успешное функционирование, — воспитание художников, публики, критиков, искусствоведов, организаторов художественной жизни. Художественная культура есть сложный, многоступенчатый процесс, который вовлекает в творческую деятельность гораздо большее число людей, чем тот круг, который объединяет профессиональных авторов произведений искусства. Художественная культура каждой эпохи — творческая деятельность не только живущих поколений. Она содержит, в первую очередь, способы и формы художественной деятельности, выработанные предшествующими поколениями (включая формы организации и институты этой деятельности). В неё включены унаследованные и усвоенные живущим поколением художественные ценности, созданные в предшествующие эпохи, а также переданные по традиции способы и средства восприятия произведений искусства, включая способы их хранения, распространения, репродукции, пропаганды. Особое место в художественной культуре занимают формы художественного образования и методы исследования искусства. Культура общества таким образом предстает в сложном взаимодействии и взаимопереплетении своих составляющих. Но при этом в культуре всегда имеется некая константа, определяющая устойчивость культуры на разных этапах её развития. Этой константой, стержнем и является то, что принято называть народной культурой, которая при пристальном рассмотрении неизбежно приобретает еще один эпитет «художественная».

Культура — живое образование, имеющее внутренний, генетический потенциал развития. Культура любого народа, отражая специфику его исторического развития, есть динамическая данность, цементирующая конкретное сообщество и сообщающая его существованию определенность и устойчивость. Все ее особенности возникают не случайно, а обусловлены совместным действием причин, которые допустимо назвать внешними (природно-географические, исторические, политико-экономические и т.д.), и причин внутренних (генетических), связанных со своеобразием менталитета данного народа. Именно к этим генетическим факторам и следует отнести народную художественную культуру.

Народная культура — это высочайшее достижение того или иного народа. Она прошла долгий путь через вековой отбор настоящего, истинного. Очень велико в народной культуре нравственное начало. В ней концентрируются общечеловеческие нравственные устои, выступая в качестве критерия, образца. Переживание добра, справедливости, красоты, мира, любви вело к созданию основополагающих принципов человеческой личности. Таким образом, народная культура существует как фиксированная память человечества о себе самом. Только наличие ценностей альтруизма, красоты, природы и творческой деятельности не позволит человеческой культуре и цивилизации прийти к самоуничтожению, а поднимет ее на новый духовный уровень.

В современных исследованиях общей теории систем показано, что любая сложная развивающаяся система (а народная художественная культура является именно такой системой) должна содержать информацию, обеспечивающую ее устойчивость. Такое системное образование обменивается веществом и энергией с внешней средой и воспроизводится в соответствии с информацией, закрепленной и представленной в соответствующих кодах. Эти информационные коды учитывают опыт предшествующего взаимодействия системы со средой и определяют способы ее последующего взаимодействия. С такой точки зрения в социальных организмах существуют информационные структуры, которые играют роль, аналогичную роли генов в формировании и развитии биологических видов. В качестве таких структур выступают базисные ценности культуры. Они представлены мировоззренческими универсалиями, на основании которых функционирует и развивается огромное количество надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, представленных в виде различных кодовых систем и составляющих «тело культуры». Система мировоззренческих универсалий представляет собой культурно-генетический код, в соответствии с которым воспроизводятся социальные организмы. Радикальные изменения социальных организмов невозможны без изменения культурно-генетического кода. Без этого новые виды общества возникнуть не могут. Именно таким культурно-генетическим кодом и предстаёт народная художественная культура [7].

Читайте также:  Какие народные средства помогают от беременности

Источник

Традиционная русская народная культура как средство современного духовно-нравственного воспитания детей

Елена Запайщикова
Традиционная русская народная культура как средство современного духовно-нравственного воспитания детей

Говоря о здоровье нашей нации, мы должны рассматривать его как единство духовного, психического и физического здоровья.

В настоящее время Россия переживает сложный исторический период. Одним из вызовов времени системе современного образования является формирование человеческого капитала. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — это разрушение ценностных идеалов, способствующих воспитанию духовно-нравственной, социально-коммуникативной, творческой личности.

В конце ХХ века в развитии России произошла духовная деформация общества. Это привело к тому, что современная Россия оказалась среди стран-лидеров по числу социальных сирот, количеству разводов, самоубийств, уровню смертности от потребления алкоголя и наркотиков. В демографическом плане страна оказалась у черты, за которой начинается физическое вырождение нации.

Быстрый демонтаж советской идеалогической системы и поспешное копирование западных форм жизни, а также агрессивное вторжение ценностей рыночной экономики привели к эрозии ряда важных морально-нравственных норм и ценностных установок.

На государственном уровне были приняты законы, учитывающие сложившуюся ситуацию и ставящие задачи по воспитанию духовно-нравственных и социально-коммуникативных качеств личности.

В. В. Путин в своём «Послании президента Федеральному собранию» (2013г.) указывал о необходимости формирования духовно-нравственной, социально-коммуникативной творческой личности, способной к самооценке, саморазвитию и профессиональному росту.

В 2014 году Министерством образования и науки РФ был разработан и утверждён Федеративный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования. Пункт 1.4 (6) этого стандарта указывает, что одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. А пункт 1.6 (5) указывает на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Мы видим, что ФГОС определяет духовно-нравственное воспитание как основополагающую концепцию.

Поэтому проблема духовно-нравственного воспитания в современном мире очень актуальна и предполагает изучение накопленного педагогического опыта по решению данной задачи в практике воспитательной работы с детьми.

Цель: показать возможности использования традиционной русской народной культуры в современном образовательном процессе для формирования духовно-нравственных и социально-личностных качеств у детей дошкольного возраста.

ТРАДИЦИОННАЯ РУССКАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ.

«Тот, кто обращаясь к старому,

способен увидеть новое –

способен быть учителем».

Важными задачами духовно-нравственного воспитания являются:

• Формирование мировоззрения, моральных знаний, правильных взглядов на жизнь;

• Развитие нравственных чувств (патриотических, эстетических, милосердия и т. д.);

Воспитание навыков и привычек поведения.

Одним из основных методов, используемых для формирования духовно-нравственных, социально-личностных качеств у детей, является их приобщение к народной культуре.

Наше ДОУ является малокомплектным детским садом, в котором одна разновозрастная группа детей от 3 до 7 лет.

В своей работе мы опираемся на традиционную русскую культуруи используем следующие виды работы:

Создание предметно-развивающей среды (библиотека русского фольклора, центр театрализованных игр).

Знакомство детей с различными жанрами устного народного творчества во время организованной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой.

Игры-драматизации, где дети учатся драматизировать не только сказки, но и обыгрывать потешки, небылицы.

Взаимосвязь с музыкальным руководителем. Знакомство с народными песнями, хороводами, танцами. Проведение тематических вечеров развлечений, народных гуляний, праздников, посиделок.

Работа с родителями (анкетирование, ознакомление родителей с русской народной культурой через совместное проведение праздников, посиделок, участие родителей с детьми в театральных постановках, связанных с историей и культурой Руси).

Знакомство с народными играми на физкультурных занятиях (см. Приложение, во время прогулок.

Дидактические, пальчиковые игры

Использование малых фольклорных форм в режимных моментах и в различных видах организованной деятельности.

Использование малых фольклорных форм особенно эффективно в период адаптации ребёнка к новым для него условиям детского сада.

Потешки помогают создать положительную атмосферу. С помощью народных песенок, потешек у детей воспитываетсяположительное отношение к режимным моментам: умыванию, причёсыванию, приёму пищи, одеванию и т. д.

Почти все фольклорные приёмы и игры, применяемые нами для развития детей нашей группы, ребята (соответственно своему возрасту и возможностям) используют в домашней обстановке. Родители с радостью и удивлением рассказывают о том, как изменились их дети. Шестилетний Никита, прежде ревниво и недружелюбно относившийся к двухлетней сестрёнке Ксюше, теперь поёт ей перед сном полюбившуюся в детском саду колыбельную песенку:

Баю — бай, баю — бай, прилетел к нам попугай,

Прилетел к нам попугай,говорит: «Ксюшу отдай!»

А мы Ксюшу не дадим – Ксюша нам нужна самим!

Удивительное свойство этих колыбельных песен мы ощутили сами – во время дневного сна дети засыпают крепко и спят спокойно не зависимо от их возраста и темперамента (даже те дети, которые по утверждению их родителей «не спят днём никогда», или спят в постели только с мамой).

Различные виды хороводов и хороводных игр мы используем в качестве организационных моментов и даже утренней гимнастики.Самые любимые нашими детьми хороводы: «Паучок», «А я грушу посадила», «Утка шла по бережку» и замечательный хоровод с гендерной основой «Во саду ли в огороде».

Множество различных традиционных игр, в которые дети играют в зависимости от характера игры и в группе, и на прогулке, и на музыкальных или физкультурных занятиях («Гори-гори ясно», «Удочка», «Жмурки», «У медведя во бору» и т. д.).

Читайте также:  Народные средства для лечения почек при сахарном диабете

На занятиях дети знакомятся с декоративно-прикладным творчеством, дополняющим фольклор, и дающим более широкое представление о традиционной русской культуре. Это и различные виды росписи («Гжель», «Хохлома», «Городецкая роспись» и т. д.); традиционные игрушки («матрёшки», «курочки», «мужик и медведь» и т. д.).

После сна во время проведения оздоровительной гимнастики мы активно используем приговорки, потешки. Например, качая ребёнка, лежащего на спине на большом гимнастическом мяче, сначала воспитатели говорили потешку, а постепенно дети и сами стали проговаривать её в такт качания мяча (касаясь во время качания пола то руками, то ногами):

«Ай качи-качи-качи, глянь – баранки, калачи

С пылу, с жару из печи, все румяны, горячи…»

Совершенно очевидно, как много задач решается при данных способах развития детей (и логопедические;и психологические: преодоление страха, установление близкого доверительного контакта с воспитателем, а в случае помощи детей – и с детьми; улучшение кровообращения и расслабление мышц спины, улучшение осанки и др.) Даже самые боязливые детки через 2-3 занятия сами просятся на мяч. Ритмические потешки, сопровождающие упражнение, положительно влияя на эмоциональное состояние ребёнка, многократно увеличивают эффект от самого упражнения.

Пословицы и поговорки мы используем в всех процессах воспитательной работы.При одевании на прогулку: «Семеро одного не ждут»,во время трудовой деятельности: «Труд человека кормит, а лень портит».

Загадка – это игра для детского ума. Загадки можно использовать на занятиях, на прогулках. Для решения загадок от ребёнка требуется большая наблюдательность и умственное напряжение. Загадки развивают мышление, пытливость, наблюдательность и терпение.

При обучении детей отгадыванию загадок для начала можно использовать игрушки или картинки с отгадкой. В дальнейшем дети учатся отгадывать загадки по собственным представлениям. При этом нужно учитывать индивидуальные возможности каждого ребёнка.

И дети, и родители очень любят традиционные народные праздники («Рождество», «Пасха», «Масленица», досуги-развлечения («Капустники»). В праздниках вместе с детьми с удовольствием участвуют и родители, и другие родственники, и выпускники нашего детского сада.

В рамках проекта «Святая Русь»мы в 2013 году участвовали в литературном конкурсе в номинации: «Игумен земли Русской святой преподобный Сергий Радонежский». Реализуя этот проект, мы совместно с родителями изучали жизнь Сергия Радонежского (книги, видеофильмы, мультфильмы, репродукции картин М. Нестерова, В. Васнецова, А. Авилова). В результате был снят видеофильм об отрочестве Варфоломея (в монашестве – Сергия, действующими лицами которого стали наши дети и их родственники, и были написаны стихи о жизни преподобного Сергия Радонежского (см. Приложение).

В 2013 году наши дети приняли участие в 1Х международном конкурсе рисунков «Красота Божьего мира», а в 2014 и 2015 годах – в районном конкурсе поделок «Пасхальный свет и радость».

Подводя на данном этапе итоги нашей работы по приобщению детей к традиционной народной культуре, можно с уверенностью сказать о больших положительных переменах в духовно-нравственном и социально-коммуникативном развитии наших детей. Ребята получили опыт самим разрешать конфликтные ситуации, стали более заботливыми и терпимыми друг к другу. Благодаря приобщению детей к традиционной народной культуре, у них формируются те духовно-нравственные ценности, которые свойственны их генетической памяти. Это укрепляет их психику, делает детей более устойчивыми к различным стрессовым ситуациям и в конечном итоге позволяет воспитать духовно-нравственную, социально-коммуникативную личность, имеющую высокий интеллект и способную в дальнейшем решать различные жизненные задачи.

Современное общество находится в процессе перестройки мировоззрения, задающего общие ориентиры бесконфликтного общения, диалога культур.

Опираясь на традиционную национальную культуру и разумно используя современные технологии, мы сможем дать качественно новое образование, воспитать духовно-нравственную, социально-коммуникативную личность, способную к решению задач, поставленных сегодня перед нашим обществом.

Консультация для воспитателей «Игра как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее значение в формировании личности. Каждый вид игры (дидактическая, строительная,.

Консультация «Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №31 «Аленький цветочек», г. Губкин, Белгородская область воспитатель Грачева Ольга ФедоровнаФольклор.

План самообразования по теме «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» (старшая группа) План самообразования воспитателя МКДОУ «Верхнемамонский детский сад №1» на 2015- 2016 учебный год ФИО Овчинникова Людмила Алексеевна Тема:.

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников (из опыта работы) Слайд №1 Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях образовательной программы ДОУ.

Программа дополнительного образования духовно-нравственного воспитания детей «Добрые сердечки» Программа дополнительного образования Духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста «Добрые сердечки» Программа.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям.

Народная культура-средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня и не может быть успешно решена без.

Уголок духовно-нравственного воспитания «Русская горница» Задачи:1. Способствовать формированию у детей интереса к быту и традициям русского народа, уважения к его истории, культуре, языку. 2. Формировать.

Консультация «Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников» Испокон веков семья была защитой и убежищем для подрастающего человека, местом, где он с младенчества впитывал основы родной культуры, обычаев,.

Источник

Оцените статью