- Лечебная физкультура — источник вашего здоровья
- Определение понятия лечебной физкультуры
- Роль физических упражнений в выздоровлении
- История ЛФК
- Почему физическая культура, спорт и ЛФК — это не одно и то же
- Средства лечебной физкультуры и ее влияние на организм
- Эффекты и принципы ЛФК
- Основные принципы ЛФК
- Правила составления программы реабилитации
- Основные принципы применения средств лечебной физкультуры
Лечебная физкультура — источник вашего здоровья
Лечебная физкультура входит в комплекс мероприятий медицинской реабилитации. Физические упражнения помогают взрослым и детям восстановится после травм и болезней. Кроме того, без адекватной двигательной активности невозможно формирование крепкого организма и поддержание здоровья на протяжении жизни.
Но многие недооценивают пользу от лечебной физкультуры и считают ее методы слишком простыми и неэффективными. Поэтому часто пациенты после перенесенных травм и заболеваний не идут к специалисту ЛФК, а отправляются в тренажерный зал и сами для себя придумывают «укрепляющие и лечебные» упражнения.
В этой статье специалисты клиники «Качество жизни» расскажут, почему физические упражнения — это один из лучших методов восстановления функций опорно–двигательного аппарата и нормализации психоэмоционального состояния. Вы узнаете основные принципы ЛФК и поймете, как она поможет укрепить и сохранить ваше состояние здоровья.
Определение понятия лечебной физкультуры
Лечебная физкультура — это медицинская наука, которая сочетает в себе активные физические упражнения, пассивные методики и воспитательный процесс для восстановления здоровья, двигательных функций и трудоспособности пациентов после болезней, травм и операций.
Роль физических упражнений в выздоровлении
При травмах и боли в организме развивается защитная реакция — ограничение подвижности. Человек интуитивно принимает вынужденное положение: не разгибает спину, щадит ушибленную руку, не наступает на больную ногу. Это влияет на его способность работать и выполнять даже обыденные действия: ходить, сидеть, держать ложку и т.п.
Обязательное условие для восстановления — это покой. Поэтому при переломах накладываю гипс, после операции носят бандаж, а в особенно тяжелых случаях врачи даже запрещают пациентам вставать с постели.
Казалось бы, что может быть проще — лежи спокойно, не двигайся и при этом выздоравливай. Но почему тогда после периода покоя, когда переломы срастаются и швы заживают, полное выздоровление не наступает?
Почему после снятия гипса или бандажа пациент не может совершать полный объем движений, как до заболевания?
Почему мышцы становятся слабыми и даже ходьба, приседания, наклоны или другие простые действия даются с большим трудом?
Если мышцы долго находятся в покое, развивается атрофия — уменьшение их в размере и снижение функций вплоть до полного угасания. Вот почему рука или нога, которые были долго в гипсе, становятся тоньше и слабее здоровой конечности. А человек, который долго пролежал из–за болезни, выглядит похудевшим, передвигается с трудом или вовсе учится заново ходить.
История ЛФК
Люди давно заметили, что полное обездвиживание ведет человека к потере сил и здоровья.
В Древнем Китае заключенных содержали в таких тесных камерах, что они не могли лишний раз пошевелиться. В результате через несколько месяцев они настолько ослабевали, что не могли сбежать даже если появлялась такая возможность.
И наоборот, двигательная активность способствовала укреплению здоровья, развитию силы и выносливости организма. Это отражается в культуре и медицине разных народов, разных времен: восточные боевые искусства, шведская гимнастика, спортивные игры, соревнования и т.д.
Благодаря развитию системы здравоохранения в России в ХХ веке физкультуру начали использовать не только с целью реабилитации. Физические упражнения – мощный стимулятор жизненных функций организма человека. Они способствуют формированию здорового, полноценного образа жизни и сохранению активности до глубокой старости.
Почему физическая культура, спорт и ЛФК — это не одно и то же
Физическая культура — часть любого развитого общества. Она направлена на укрепление здоровья, гармоничное развитие организма, обеспечение высокой работоспособности, формирование здорового образа жизни.
Цель спорта отличается от целей физкультуры. Здесь главное — добиться максимальных результатов, занять призовые места, быть выше, быстрее и сильнее других.
Кроме общеукрепляющего, у физической культуры есть еще одно действие — она способствует восстановлению здоровья и функций, утраченных человеком в результате болезней и травм. Это направление физической культуры стало самостоятельным и получило название лечебной.
Но ЛФК подходит не только для людей с травмами и ограниченными возможностями. Занятие лечебной физкультурой здоровыми людьми носит профилактический характер — предупреждает развитие травм и заболеваний. Особенно лечебные упражнения актуальны в условиях малоподвижного образа жизни.
Для достижения этих эффектов в ЛФК используют физические упражнения в сочетании физиотерапией и массажем. Задача врача — не только подобрать подходящие упражнения и методики для каждого пациента, но и проследить за правильностью их выполнения.
Средства лечебной физкультуры и ее влияние на организм
Средства ЛФК подразделяют на активные, пассивные и психорегулирующие.
К активным относятся разнообразные физические упражнения:
— все виды лечебной гимнастики — утренняя, дыхательная, корригирующая и т.д.;
— ходьба;
— плавание;
— механотерапия — занятия на тренажерах;
— трудотерапия — использование механического труда: вышивание, шитье, изготовление поделок, выполнение бытовых обязанностей, легкий физический труд и т.п.;
— гидрокинезотерапия — чередование напряжения и расслабления мышц в воде;
— туризм;
— хореотерапия — использование танцев и пластики;
— терренкур — пешие прогулки по маршрутам в гористой местности.
К пассивным методикам относятся:
— массаж;
— мануальная терапия;
— физиотерапия — лечение токами, электромагнитным полем, звуком, теплом, светом и т.д.;
— банные процедуры.
К психостимулирующим методам относятся:
— аутогенная тренировка;
— релаксация;
— игровые механики.
Человек, который утратил дееспособность и не живет полноценной жизнью, часто находится в подавленном психологическом состоянии. Это еще больше усугубляет его общее состояние. Поэтому крайне важно, чтобы врач нашел подход к каждому такому пациенту, вселял в него уверенность в благоприятном исходе и способствовал активному выполнению упражнений.
Эффекты и принципы ЛФК
Двигательная функция — естественная и основная функция любого живого организма. Восстановительный эффект связан с направленным действием физических упражнений на органы и системы и вовлечением их в ответную реакцию.
Во время занятий физическими упражнениями в организме человека происходят положительные эффекты:
— улучшение обменных процессов в тканях, особенно в мышцах: активизируется поступление в них кислорода, питательных веществ и вывод продуктов распада;
— стимуляция и положительное воздействие на нервную систему в целом, улучшение настроения и нервную регуляцию работы внутренних органов;
— ускорение кровообращение в зоне воздействия;
— улучшение отток крови и лимфы за счет сокращения мышц: уменьшаются отеки и застойные явления.
Основные принципы ЛФК
Для достижения реабилитационного эффекта от тренировок необходимо соблюдать основные принципы, которые носят педагогический характер:
— Раннее начало — чем раньше начаты реабилитационные мероприятия, тем благоприятнее течение и исход заболевания.
— Индивидуальный подход — выбор методик с учетом особенностей заболевания и общего состояния каждого пациента.
— Комплексный подход — использование разных методик, которые целесообразны в каждом конкретном случае: гимнастика, физиотерапия, массаж и т.д.
— Системность и цикличность тренировок — без пропусков, в одно и то же время, с чередованием режима работы и отдыха, даже если реабилитация длится месяцы и годы.
— Дозированность тренировок — подбор упражнений и нагрузок, исходя из физических возможностей пациента.
— Наглядность упражнений — врач не просто рассказывает, а показывает пациенту технику упражнений и контролируют правильность ее выполнения.
— Новизна и разнообразие — новые упражнения помогают поддерживать интерес и активную вовлеченность пациента в процесс восстановления.
— Сознательность и активность пациента — негативный настрой и нежелание пациента заниматься своим восстановлением снижает эффективность реабилитации.
Для улучшения физического состояния организма важно регулярно и последовательно увеличивать нагрузку, иначе физические упражнения будут малоэффективны или вовсе не дадут результата.
Состояние пациента не всегда позволяет увеличивать нагрузку в должном объеме для повышения его работоспособности, особенно на начальном этапе восстановления. Поэтому важно строго дозировать нагрузки, соблюдать соотношение времени тренировки и отдыха, использовать техники для снятия напряжения и расслабления мышц.
Правила составления программы реабилитации
Чтобы процесс восстановления шел планомерно, без осложнений, при составлении программы реабилитации врач учитывает все изменения, которые произошли с пациентом в результате болезни:
— степень ограничения двигательных функций: насколько снизился объем движений;
— изменения в органах и тканях: отек, снижение чувствительности, атрофия;
— нарушения психоэмоционального состояния: депрессия, апатия.
Помогают в этом 5 основных правил составления реабилитационной программы:
— Сотрудничество пациента, лечащего врача (травматолога, невролога, хирурга и др. — зависит от заболевания) и врача ЛФК.
— Определение двигательных возможностей пациента и потенциала для восстановления.
— Использование разнообразных восстановительных методик (активных и пассивных) для всесторонней реабилитации и адаптации пациента.
— Комплексность лечебно–восстановительных мероприятий (сочетание ЛФК с медикаментозной терапией).
— Постепенное использование методов восстановления с учетом изменения состояния пациента.
В восстановлении после травмы, операции или болезни нельзя полагаться только на своего лечащего врача, т.к. узкий специалист не знает досконально физиологии опорно–двигательного аппарата и специфику восстановления в том или ином случае.
Например, при восстановлении после одинакового перелома для двух разных пациентов используют совершенно разные подходы — все зависит от лечения и индивидуальных особенностей каждого из них. Рекомендации вроде «разрабатывайте руку», «укрепляйте ногу» или «больше ходите» одному могут помочь, а другого довести до инвалидности.
Врач ЛФК, в отличие от других специалистов, знает не только клинику и особенности течения заболеваний, он понимает механику мышечных сокращений при различных патологиях и какие упражнения будут способствовать восстановлению, а какие только ухудшат состояние здоровья пациента.
При составлении программы реабилитации врач ЛФК решает следующие задачи:
— Определяет характер нарушения движений и степень их ограничения.
— Прогнозирует возможность частичного или полного восстановления пациента.
— Прогнозирует возможности адаптации и компенсации пациента в его состоянии.
— Оценивает работоспособность организма и отдельных его органов и систем с учетом переносимости различных нагрузок на протяжении восстановительного периода.
Для объективной оценки эффективности программы реабилитации врач наблюдает за пациентом в динамике. Так он может при необходимости корректировать программу под состояние пациента.
Лечебная физкультура — это наука, которая требует глубоких знаний о физиологии опорно–двигательного аппарата, о клинике, механизме развития и методах лечения заболеваний в травматологии, ортопедии, вертебрологии, внутренних болезней, а также — тесного взаимодействия врача с пациентом.
Источник
Основные принципы применения средств лечебной физкультуры
Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов
Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте
откроется в новом окне
Выдаем Удостоверение установленного образца:
Лечебное и воспитательное воздействие адекватных возрасту и характеру заболевания средств лечебной физкультуры возможно лишь при соблюдении ряда дидактических принципов, выработанных теорией и практикой физического воспитания и лечебной физкультуры.
Ведущим из этих принципов является принцип систематичности. Он заключается в непрерывности, планомерности использования любых средств лечебной физкультуры во всех возможных формах и в течение лечебного курса и обеспечивается регулярностью проводимых занятий. Благодаря этому физиологические сдвиги, происходящие в организме ребенка под влиянием физических упражнений, а также компенсаторные приспособительные реакции закрепляются. Перерывы в занятиях лечебной физкультурой приводят к утрате, ослаблению условнорефлекторных связей, изменяют течение приспособительных реакций, которые при отсутствии подкрепления также прекращаются. Систематическое, ежедневное проведение в закрепленное режимом больничного учреждения время утренней гимнастики, специальных занятий, выполнение движений и других элементов лечебной физкультуры, в том числе и самостоятельных индивидуальных назначений, не только способствует успешному решению лечебных задач, но и играет большую воспитательную роль, приучая ребят к организованности и соблюдению режима. Итак, систематичность проведения всех форм лечебной физкультуры необходима для полноценного лечения больных ребят, ибо только непрерывное воздействие на всех этапах лечения обеспечивает положительную динамику морфологических и функциональных сдвигов в организме ребенка.
Принцип от простого к сложному подразумевает постепенное повышение требований, предъявляемых к детскому организму. Это касается как конкретных лечебных, так и воспитательных задач. Например, при восстановлении двигательного навыка ходьбы у больного детским церебральным параличом сначала добиваются более простого результата— уменьшения спастичности. Как только это удается, переходят к решению задачи нормализации мышечного тонуса конечностей, применяя приемы стимуляции мышц, пассивные гимнастические упражнения. Лишь после этого постепенно приступают к освоению элементарных движений в суставе, построению цепей движения и, наконец, к освоению двигательного навыка в целом. Иными словами, принцип от простого к сложному применительно к задачам лечебной физкультуры представляет собою принцип постепенности решения лечебных задач.
Принцип постепенного повышения требований важен для обеспечения адаптации организма ребенка к повышающейся нагрузке и решения воспитательных задач. С этой целью в содержание занятий и других форм лечебной физкультуры периодически включаются более сложные виды упражнений и увеличиваются объем и интенсивность физической нагрузки. Положительная динамика функциональных показателей и морфологических сдвигов, вызываемых средствами лечебной физкультуры, находится в определенной зависимости от количества мышечной работы. Постепенное приспособление к одному и тому же объему нагрузок, к одним и тем же упражнениям приводит к снижению интенсивности процессов, в том числе и восстановительного характера. Привычная по содержанию и интенсивности нагрузка перестает быть фактором, вызывающим положительные изменения в организме больного. Повышение требований до уровня, адекватного возросшим возможностям организма, увеличивает положительный эффект средств лечебной физкультуры. Осуществление этого принципа требует от врача и инструктора учета характера ответных реакций организма, использования данных функциональной диагностики. Следует помнить то обстоятельство, что адаптация у различных ребят протекает с разной скоростью; следовательно, повышение нагрузок и изменение характера упражнений должны происходить с соблюдением еще одного важного принципа — индивидуального подхода к каждому ребенку. Такая индивидуализация учитывает особенности развития больного, степень отставания или опережения физиологических возрастных показателей двигательных умений, особенности течения заболевания, наличие или отсутствие осложнений, сопутствующих заболеваний и синдромов и т. д. Индивидуальный подход отражается и в постановке задач, и в подборе способов их решения, и в методике применения средств лечебной физкультуры в различных формах. При построении курса лечебной физкультуры принцип индивидуального подхода осуществляется в двух взаимосвязанных направлениях — лечебном и воспитательном. Лечебная индивидуализация нацелена на подбор средств, адекватных особенностям заболевания и индивидуальным особенностям реакции на них ребенка. Воспитательная индивидуализация заключается в тонком учете развития двигательных навыков и качеств, а также психологических особенностей ребенка с тем, чтобы в содержание занятий и других форм лечебной физкультуры в необходимой последовательности включались упражнения, способствующие освоению возрастных двигательных навыков и достижению определенного уровня развития физических качеств.
Принцип доступности. Все средства лечебной физкультуры, используемые в лечении данного ребенка или группы больных ребят, должны быть доступны как по своей структуре, так и по уровню физической нагрузки. Эта доступность определяется соответствием физических упражнений, подвижных игр, упражнений спортивного вида уровню психомоторного развития, состоянию здоровья, предшествующему двигательному опыту, физической подготовленности и состоянию двигательного аппарата. Этот принцип предусматривает и доступность методики, способов проведения, форм лечебной физкультуры. Например, прием показа упражнений или их объяснение недоступны для ребят раннего возраста.
Принцип учета возрастного развития движений. В детской Лечебной физической культуре (ЛФК) подбор средств связан с возрастными особенностями двигательной сферы. Так, в первые месяцы жизни ребенка благодаря наличию безусловных врожденных двигательных реакций применяются специфические для раннего возраста рефлекторные упражнения. По мере исчезновения безусловных рефлексов вводятся пассивные гимнастические упражнения, роль которых с возникновением произвольных движений уменьшается. В дальнейшем подбор физических упражнений и других средств лечебной физкультуры определяется степенью развития как основных движений (ходьбы, бега, прыжков, метания, лазания), так и двигательных навыков.
Сочетание общего и специального воздействия. Этот принцип особенно важен в детском возрасте, так как общеразвивающие физические упражнения, подбираемые в соответствии с возрастными способностями ребенка и регламентированным режимом двигательной активности, дают возможность поддержать оптимальный уровень работы физиологических систем. Общефизиологический эффект таких упражнений обеспечивает в первую очередь стимулирующее действие лечебной физкультуры. На фоне развивающейся сонастроенности функциональных систем легче и успешнее решаются частные задачи лечебной физкультуры с помощью специально подобранных упражнений. Опыт показывает, что изолированное применение специальных упражнений и приемов массажа для достижения конкретной цели, например, увеличения подвижности в суставе, менее эффективно, чем использование тех же средств в сочетании с общеразвивающими. У ребят осуществление этого принципа важно также и потому, что недостаток двигательной активности, гиподинамия в условиях госпитализации, в непривычной для детского организма среде могут привести к извращению развития из-за несоответствия условий окружающей среды требованиям возрастной физиологии.
Принцип чередования, или рассеянной мышечной нагрузки, важен для предупреждения утомления у ребят и снижения эффекта физических упражнений. Он предусматривает такое сочетание средств лечебной физкультуры, чтобы работа мышц, осуществляющих движение или позную реакцию, сменялась работой других мышц, оставляя возможность для восстановительных процессов.
Концентрация нескольких упражнений для одних и тех же мышц или мышечных групп допустима лишь при выработке их силовой выносливости под строгим контролем за общей реакцией больного ребенка.
Принцип сознательности и активности. Для усиления действия средств лечебной физкультуры, повышения психотерапевтического эффекта, а также для решения лечебно-воспитательных задач необходимо сознательное, активное участие ребенка в занятиях. Понимание задач и возможностей физкультуры в объеме, соответствующем психофизиологическим особенностям больного, способствует повышению эмоционального уровня, дисциплинирует ребят, активизирует их. Научная разработка принципа сознательности в физическом воспитании принадлежит П. Ф. Лесгафту. Он считал необходимой подготовку ребенка ко всякой деятельности с тем, чтобы приучить его к самостоятельности. Сознательное отношение ребят к Лечебной физической культуре (ЛФК) обусловливает у них интерес к занятиям, позволяет отвлечься от нежелательного сосредоточения на мыслях о заболевании, придает всем лечебным мероприятиям оптимистическое звучание. Особое значение принцип сознательности и активности имеет для развития двигательных навыков и улучшения качества движений. Поддержание активного и сознательного отношения больного ребенка к упражнениям и играм требует доброжелательного, внимательного
Источник