Основные принципы применения средств лечебной физкультуры

Лечебная физкультура — источник вашего здоровья

Лечебная физкультура входит в комплекс мероприятий медицинской реабилитации. Физические упражнения помогают взрослым и детям восстановится после травм и болезней. Кроме того, без адекватной двигательной активности невозможно формирование крепкого организма и поддержание здоровья на протяжении жизни.

Но многие недооценивают пользу от лечебной физкультуры и считают ее методы слишком простыми и неэффективными. Поэтому часто пациенты после перенесенных травм и заболеваний не идут к специалисту ЛФК, а отправляются в тренажерный зал и сами для себя придумывают «укрепляющие и лечебные» упражнения.

В этой статье специалисты клиники «Качество жизни» расскажут, почему физические упражнения — это один из лучших методов восстановления функций опорно–двигательного аппарата и нормализации психоэмоционального состояния. Вы узнаете основные принципы ЛФК и поймете, как она поможет укрепить и сохранить ваше состояние здоровья.

Определение понятия лечебной физкультуры

Лечебная физкультура — это медицинская наука, которая сочетает в себе активные физические упражнения, пассивные методики и воспитательный процесс для восстановления здоровья, двигательных функций и трудоспособности пациентов после болезней, травм и операций.

Роль физических упражнений в выздоровлении

При травмах и боли в организме развивается защитная реакция — ограничение подвижности. Человек интуитивно принимает вынужденное положение: не разгибает спину, щадит ушибленную руку, не наступает на больную ногу. Это влияет на его способность работать и выполнять даже обыденные действия: ходить, сидеть, держать ложку и т.п.

Обязательное условие для восстановления — это покой. Поэтому при переломах накладываю гипс, после операции носят бандаж, а в особенно тяжелых случаях врачи даже запрещают пациентам вставать с постели.

Казалось бы, что может быть проще — лежи спокойно, не двигайся и при этом выздоравливай. Но почему тогда после периода покоя, когда переломы срастаются и швы заживают, полное выздоровление не наступает?

Почему после снятия гипса или бандажа пациент не может совершать полный объем движений, как до заболевания?

Почему мышцы становятся слабыми и даже ходьба, приседания, наклоны или другие простые действия даются с большим трудом?

Если мышцы долго находятся в покое, развивается атрофия — уменьшение их в размере и снижение функций вплоть до полного угасания. Вот почему рука или нога, которые были долго в гипсе, становятся тоньше и слабее здоровой конечности. А человек, который долго пролежал из–за болезни, выглядит похудевшим, передвигается с трудом или вовсе учится заново ходить.

История ЛФК

Люди давно заметили, что полное обездвиживание ведет человека к потере сил и здоровья.

В Древнем Китае заключенных содержали в таких тесных камерах, что они не могли лишний раз пошевелиться. В результате через несколько месяцев они настолько ослабевали, что не могли сбежать даже если появлялась такая возможность.

И наоборот, двигательная активность способствовала укреплению здоровья, развитию силы и выносливости организма. Это отражается в культуре и медицине разных народов, разных времен: восточные боевые искусства, шведская гимнастика, спортивные игры, соревнования и т.д.

Благодаря развитию системы здравоохранения в России в ХХ веке физкультуру начали использовать не только с целью реабилитации. Физические упражнения – мощный стимулятор жизненных функций организма человека. Они способствуют формированию здорового, полноценного образа жизни и сохранению активности до глубокой старости.

Почему физическая культура, спорт и ЛФК — это не одно и то же

Физическая культура — часть любого развитого общества. Она направлена на укрепление здоровья, гармоничное развитие организма, обеспечение высокой работоспособности, формирование здорового образа жизни.

Цель спорта отличается от целей физкультуры. Здесь главное — добиться максимальных результатов, занять призовые места, быть выше, быстрее и сильнее других.

Кроме общеукрепляющего, у физической культуры есть еще одно действие — она способствует восстановлению здоровья и функций, утраченных человеком в результате болезней и травм. Это направление физической культуры стало самостоятельным и получило название лечебной.

Но ЛФК подходит не только для людей с травмами и ограниченными возможностями. Занятие лечебной физкультурой здоровыми людьми носит профилактический характер — предупреждает развитие травм и заболеваний. Особенно лечебные упражнения актуальны в условиях малоподвижного образа жизни.

Читайте также:  Первая помощь при отравлении дезсредствами алгоритм

Для достижения этих эффектов в ЛФК используют физические упражнения в сочетании физиотерапией и массажем. Задача врача — не только подобрать подходящие упражнения и методики для каждого пациента, но и проследить за правильностью их выполнения.

Средства лечебной физкультуры и ее влияние на организм

Средства ЛФК подразделяют на активные, пассивные и психорегулирующие.

К активным относятся разнообразные физические упражнения:

— все виды лечебной гимнастики — утренняя, дыхательная, корригирующая и т.д.;
— ходьба;
— плавание;
— механотерапия — занятия на тренажерах;
— трудотерапия — использование механического труда: вышивание, шитье, изготовление поделок, выполнение бытовых обязанностей, легкий физический труд и т.п.;
— гидрокинезотерапия — чередование напряжения и расслабления мышц в воде;
— туризм;
— хореотерапия — использование танцев и пластики;
— терренкур — пешие прогулки по маршрутам в гористой местности.

К пассивным методикам относятся:

— массаж;
— мануальная терапия;
— физиотерапия — лечение токами, электромагнитным полем, звуком, теплом, светом и т.д.;
— банные процедуры.

К психостимулирующим методам относятся:

— аутогенная тренировка;
— релаксация;
— игровые механики.

Человек, который утратил дееспособность и не живет полноценной жизнью, часто находится в подавленном психологическом состоянии. Это еще больше усугубляет его общее состояние. Поэтому крайне важно, чтобы врач нашел подход к каждому такому пациенту, вселял в него уверенность в благоприятном исходе и способствовал активному выполнению упражнений.

Эффекты и принципы ЛФК

Двигательная функция — естественная и основная функция любого живого организма. Восстановительный эффект связан с направленным действием физических упражнений на органы и системы и вовлечением их в ответную реакцию.

Во время занятий физическими упражнениями в организме человека происходят положительные эффекты:

— улучшение обменных процессов в тканях, особенно в мышцах: активизируется поступление в них кислорода, питательных веществ и вывод продуктов распада;

— стимуляция и положительное воздействие на нервную систему в целом, улучшение настроения и нервную регуляцию работы внутренних органов;

— ускорение кровообращение в зоне воздействия;

— улучшение отток крови и лимфы за счет сокращения мышц: уменьшаются отеки и застойные явления.

Основные принципы ЛФК

Для достижения реабилитационного эффекта от тренировок необходимо соблюдать основные принципы, которые носят педагогический характер:

— Раннее начало — чем раньше начаты реабилитационные мероприятия, тем благоприятнее течение и исход заболевания.

— Индивидуальный подход — выбор методик с учетом особенностей заболевания и общего состояния каждого пациента.

— Комплексный подход — использование разных методик, которые целесообразны в каждом конкретном случае: гимнастика, физиотерапия, массаж и т.д.

— Системность и цикличность тренировок — без пропусков, в одно и то же время, с чередованием режима работы и отдыха, даже если реабилитация длится месяцы и годы.

— Дозированность тренировок — подбор упражнений и нагрузок, исходя из физических возможностей пациента.

— Наглядность упражнений — врач не просто рассказывает, а показывает пациенту технику упражнений и контролируют правильность ее выполнения.

— Новизна и разнообразие — новые упражнения помогают поддерживать интерес и активную вовлеченность пациента в процесс восстановления.

— Сознательность и активность пациента — негативный настрой и нежелание пациента заниматься своим восстановлением снижает эффективность реабилитации.

Для улучшения физического состояния организма важно регулярно и последовательно увеличивать нагрузку, иначе физические упражнения будут малоэффективны или вовсе не дадут результата.

Состояние пациента не всегда позволяет увеличивать нагрузку в должном объеме для повышения его работоспособности, особенно на начальном этапе восстановления. Поэтому важно строго дозировать нагрузки, соблюдать соотношение времени тренировки и отдыха, использовать техники для снятия напряжения и расслабления мышц.

Правила составления программы реабилитации

Чтобы процесс восстановления шел планомерно, без осложнений, при составлении программы реабилитации врач учитывает все изменения, которые произошли с пациентом в результате болезни:

— степень ограничения двигательных функций: насколько снизился объем движений;
— изменения в органах и тканях: отек, снижение чувствительности, атрофия;
— нарушения психоэмоционального состояния: депрессия, апатия.

Помогают в этом 5 основных правил составления реабилитационной программы:

— Сотрудничество пациента, лечащего врача (травматолога, невролога, хирурга и др. — зависит от заболевания) и врача ЛФК.
— Определение двигательных возможностей пациента и потенциала для восстановления.
— Использование разнообразных восстановительных методик (активных и пассивных) для всесторонней реабилитации и адаптации пациента.
— Комплексность лечебно–восстановительных мероприятий (сочетание ЛФК с медикаментозной терапией).
— Постепенное использование методов восстановления с учетом изменения состояния пациента.

В восстановлении после травмы, операции или болезни нельзя полагаться только на своего лечащего врача, т.к. узкий специалист не знает досконально физиологии опорно–двигательного аппарата и специфику восстановления в том или ином случае.

Читайте также:  Народные средства от ссадин у ребенка

Например, при восстановлении после одинакового перелома для двух разных пациентов используют совершенно разные подходы — все зависит от лечения и индивидуальных особенностей каждого из них. Рекомендации вроде «разрабатывайте руку», «укрепляйте ногу» или «больше ходите» одному могут помочь, а другого довести до инвалидности.

Врач ЛФК, в отличие от других специалистов, знает не только клинику и особенности течения заболеваний, он понимает механику мышечных сокращений при различных патологиях и какие упражнения будут способствовать восстановлению, а какие только ухудшат состояние здоровья пациента.

При составлении программы реабилитации врач ЛФК решает следующие задачи:

— Определяет характер нарушения движений и степень их ограничения.
— Прогнозирует возможность частичного или полного восстановления пациента.
— Прогнозирует возможности адаптации и компенсации пациента в его состоянии.
— Оценивает работоспособность организма и отдельных его органов и систем с учетом переносимости различных нагрузок на протяжении восстановительного периода.

Для объективной оценки эффективности программы реабилитации врач наблюдает за пациентом в динамике. Так он может при необходимости корректировать программу под состояние пациента.

Лечебная физкультура — это наука, которая требует глубоких знаний о физиологии опорно–двигательного аппарата, о клинике, механизме развития и методах лечения заболеваний в травматологии, ортопедии, вертебрологии, внутренних болезней, а также — тесного взаимодействия врача с пациентом.

Источник

Основные принципы применения средств лечебной физкультуры

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Лечебное и воспитательное воздействие адекватных возрасту и ха­рактеру заболевания средств лечебной физкультуры возможно лишь при соблюдении ряда дидактических принципов, выработанных тео­рией и практикой физического воспитания и лечебной физкультуры.

Ведущим из этих принципов является принцип систематичности. Он заключается в непрерывности, планомерности использования любых средств лечебной физкультуры во всех возможных формах и в течение лечебного курса и обеспечивается регулярностью прово­димых занятий. Благодаря этому физиологические сдвиги, происходя­щие в организме ребенка под влиянием физических упражнений, а так­же компенсаторные приспособительные реакции закрепляются. Пере­рывы в занятиях лечебной физкультурой приводят к утрате, ослабле­нию условнорефлекторных связей, изменяют течение приспособи­тельных реакций, которые при отсутствии подкрепления также прекращаются. Систематическое, ежедневное проведение в закреплен­ное режимом больничного учреждения время утренней гимнастики, специальных занятий, выполнение движений и других элементов лечеб­ной физкультуры, в том числе и самостоятельных индивидуальных на­значений, не только способствует успешному решению лечебных за­дач, но и играет большую воспитательную роль, приучая ребят к организованности и соблюдению режима. Итак, систематичность проведения всех форм лечебной физкультуры необходима для полно­ценного лечения больных ребят, ибо только непрерывное воздействие на всех этапах лечения обеспечивает положительную динамику морфо­логических и функциональных сдвигов в организме ребенка.

Принцип от простого к сложному подразумевает постепенное по­вышение требований, предъявляемых к детскому организму. Это ка­сается как конкретных лечебных, так и воспитательных задач. Напри­мер, при восстановлении двигательного навыка ходьбы у больного детским церебральным параличом сначала добиваются более простого результата— уменьшения спастичности. Как только это удается, пере­ходят к решению задачи нормализации мышечного тонуса конечно­стей, применяя приемы стимуляции мышц, пассивные гимнастические упражнения. Лишь после этого постепенно приступают к освоению элементарных движений в суставе, построению цепей движения и, на­конец, к освоению двигательного навыка в целом. Иными словами, принцип от простого к сложному применительно к задачам лечебной физкультуры представляет собою принцип постепенности решения ле­чебных задач.

Принцип постепенного повышения требований важен для обеспече­ния адаптации организма ребенка к повышающейся нагрузке и реше­ния воспитательных задач. С этой целью в содержание занятий и дру­гих форм лечебной физкультуры периодически включаются более сложные виды упражнений и увеличиваются объем и интенсивность физической нагрузки. Положительная динамика функциональных пока­зателей и морфологических сдвигов, вызываемых средствами лечебной физкультуры, находится в определенной зависимости от количества мышечной работы. Постепенное приспособление к одному и тому же объему нагрузок, к одним и тем же упражнениям приводит к снижению интенсивности процессов, в том числе и восстановительного ха­рактера. Привычная по содержанию и интенсивности нагрузка пере­стает быть фактором, вызывающим положительные изменения в организме больного. Повышение требований до уровня, адекватного возросшим возможностям организма, увеличивает положительный эф­фект средств лечебной физкультуры. Осуществление этого принципа требует от врача и инструктора учета характера ответных реакций ор­ганизма, использования данных функциональной диагностики. Следует помнить то обстоятельство, что адаптация у различных ребят проте­кает с разной скоростью; следовательно, повышение нагрузок и изме­нение характера упражнений должны происходить с соблюдением еще одного важного принципа — индивидуального подхода к каждому ребен­ку. Такая индивидуализация учитывает особенности развития больно­го, степень отставания или опережения физиологических возрастных показателей двигательных умений, особенности течения заболевания, наличие или отсутствие осложнений, сопутствующих заболеваний и синдромов и т. д. Индивидуальный подход отражается и в постанов­ке задач, и в подборе способов их решения, и в методике применения средств лечебной физкультуры в различных формах. При построении курса лечебной физкультуры принцип индивидуального подхода осу­ществляется в двух взаимосвязанных направлениях — лечебном и во­спитательном. Лечебная индивидуализация нацелена на подбор средств, адекватных особенностям заболевания и индивидуальным особенностям реакции на них ребенка. Воспитательная индивидуализа­ция заключается в тонком учете развития двигательных навыков и ка­честв, а также психологических особенностей ребенка с тем, чтобы в содержание занятий и других форм лечебной физкультуры в необхо­димой последовательности включались упражнения, способствующие освоению возрастных двигательных навыков и достижению определен­ного уровня развития физических качеств.

Читайте также:  Лечим ангину дома народными средствами

Принцип доступности. Все средства лечебной физкультуры, ис­пользуемые в лечении данного ребенка или группы больных ребят, должны быть доступны как по своей структуре, так и по уровню физи­ческой нагрузки. Эта доступность определяется соответствием физиче­ских упражнений, подвижных игр, упражнений спортивного вида уров­ню психомоторного развития, состоянию здоровья, предшествующему двигательному опыту, физической подготовленности и состоянию дви­гательного аппарата. Этот принцип предусматривает и доступность методики, способов проведения, форм лечебной физкультуры. Напри­мер, прием показа упражнений или их объяснение недоступны для ребят раннего возраста.

Принцип учета возрастного развития движений. В детской Лечебной физической культуре (ЛФК) подбор средств связан с возрастными особенностя­ми двигательной сферы. Так, в первые месяцы жизни ребенка благо­даря наличию безусловных врожденных двигательных реакций приме­няются специфические для раннего возраста рефлекторные упражне­ния. По мере исчезновения безусловных рефлексов вводятся пас­сивные гимнастические упражнения, роль которых с возникновением произвольных движений уменьшается. В дальнейшем подбор физических упражнений и других средств лечебной физкультуры определяется степенью развития как основных движений (ходьбы, бега, прыжков, метания, лазания), так и двигательных навыков.

Сочетание общего и специального воздействия. Этот принцип осо­бенно важен в детском возрасте, так как общеразвивающие физические упражнения, подбираемые в соответствии с возрастными способностя­ми ребенка и регламентированным режимом двигательной активно­сти, дают возможность поддержать оптимальный уровень работы фи­зиологических систем. Общефизиологический эффект таких упражнений обеспечивает в первую очередь стимулирующее действие лечебной физкультуры. На фоне развивающейся сонастроенности функцио­нальных систем легче и успешнее решаются частные задачи лечебной физкультуры с помощью специально подобранных упражнений. Опыт показывает, что изолированное применение специальных упражнений и приемов массажа для достижения конкретной цели, например, увели­чения подвижности в суставе, менее эффективно, чем использование тех же средств в сочетании с общеразвивающими. У ребят осуществле­ние этого принципа важно также и потому, что недостаток двигатель­ной активности, гиподинамия в условиях госпитализации, в непривыч­ной для детского организма среде могут привести к извращению развития из-за несоответствия условий окружающей среды требова­ниям возрастной физиологии.

Принцип чередования, или рассеянной мышечной нагрузки, важен для предупреждения утомления у ребят и снижения эффекта физиче­ских упражнений. Он предусматривает такое сочетание средств лечеб­ной физкультуры, чтобы работа мышц, осуществляющих движение или позную реакцию, сменялась работой других мышц, оставляя воз­можность для восстановительных процессов.

Концентрация нескольких упражнений для одних и тех же мышц или мышечных групп допустима лишь при выработке их силовой выносливости под строгим контролем за общей реакцией больного ребенка.

Принцип сознательности и активности. Для усиления действия средств лечебной физкультуры, повышения психотерапевтического эф­фекта, а также для решения лечебно-воспитательных задач необходи­мо сознательное, активное участие ребенка в занятиях. Понимание за­дач и возможностей физкультуры в объеме, соответствующем психофизиологическим особенностям больного, способствует повыше­нию эмоционального уровня, дисциплинирует ребят, активизирует их. Научная разработка принципа сознательности в физическом воспи­тании принадлежит П. Ф. Лесгафту. Он считал необходимой подготов­ку ребенка ко всякой деятельности с тем, чтобы приучить его к само­стоятельности. Сознательное отношение ребят к Лечебной физической культуре (ЛФК) обусловливает у них интерес к занятиям, позволяет отвлечься от неже­лательного сосредоточения на мыслях о заболевании, придает всем ле­чебным мероприятиям оптимистическое звучание. Особое значение принцип сознательности и активности имеет для развития двига­тельных навыков и улучшения качества движений. Поддержание актив­ного и сознательного отношения больного ребенка к упражнениям и играм требует доброжелательного, внимательного

Источник

Оцените статью