«Верховая езда – лекарство от всех болезней»: иппотерапевт о реабилитации лошадьми
С наступлением холодов обостряются не только хронические сезонные заболевания. Осенняя грусть, плохое настроение помогают творить лишь некоторым талантливым людям, но большинству – мешают работать и просто снижают качество жизни. В преддверии Всемирного дня психического здоровья врач-психотерапевт и специалист по адаптивной верховой езде Ольга Савина рассказала РИАМО, что такое иппотерапия, кому она показана и как лошади могут помочь справиться с плохим настроением.
Реабилитация лошадьми
При встрече Ольга просит называть ее не иппотерапевтом, а специалистом по адаптивной верховой езде.
«Вы знаете, что слова «терапевт» обычно все боятся. У людей сразу возникают ассоциации с врачами и больницами», – говорит Ольга.
Иппотерапия действительно мало чем напоминает лечение. Дети и взрослые занимаются в крытом манеже или на свежем воздухе, пока позволяет теплая погода . Со стороны людям несведущим кажется, что иппотерапия – это обычный урок верховой езды, но все не так просто. Иппотерапия – это один из методов адаптивной верховой езды, представляющий комплекс реабилитационных и абилитационных мероприятий, в котором основное действующее лицо — специально подготовленная лошадь.
«Реабилитация – это комплекс мероприятий для человека, нуждающегося в восстановлении после перенесенного заболевания. Абилитация – это процедуры, применяемые к людям, вынужденным жить с определенными изменениями в организме. Одно из показаний к занятиям – это, например, восстановление после инсульта. Человеку необходимо восстановить движение, а за движением восстанавливается и речь», – объясняет врач.
Помимо непосредственно иппотерапии, в комплекс адаптивной верховой езды входят развивающая верховая езда, оздоровительная верховая езда и ипповенция.
«Ипповенция – психотерапевтическое воздействие от общения с лошадью. Погладил, почистил, погулял, привел в денник, покормил. В этом случае, занятие может начаться уже в конюшне. Само общение с лошадью повышает настроение», – рассказывает Ольга.
Биомеханика и разогревающий эффект
О пользе верховой езды было известно уже во времена древних греков.
«Гиппократ писал, что раненые и больные быстрее и успешнее поправляются, когда занимаются верховой ездой», – напоминает врач.
От него не отставали и французские Просветители, спустя много веков повторявшие, что именно верховая езда – лучшее лекарство от всех болезней.
Метод иппотерапии – пассивный, так как всадник не управляет лошадью – ее ведет коновод. Идущая шагом лошадь служит средством воспроизведения двигательной активности.
«На занятии, кроме всадника, присутствуют коновод, я и, при необходимости, помощник, страхующий всадника. Самое главное здесь – создание с помощью шага лошади необходимых контролируемых биомеханических колебаний, подходящих всаднику на данном этапе его физического развития и состояния. Поэтому всадник — на лошади, коновод ведёт животное, а я определяю, какой тип стимуляции должна давать лошадь, чтобы всадник активно реагировал на неё. Таким образом, ребёнок или взрослый имеет возможность обучиться правильным автоматическим реакциям, находясь на спине лошади в функциональных позициях. Это особенно важно для деток с ДЦП, расстройствами аутистического спектра, различными генетическими заболеваниями, при реабилитации постинсультных больных» , – говорит Ольга.
Находясь на спине идущей шагом лошади, всадник постоянно испытывает смещение центра тяжести и точки опоры. Помимо этого ему передаются колебания ее спины, происходящие в трех взаимоперпендикулярных плоскостях – вверх-вниз, вправо-влево, вперед-назад.
«Человек это воспринимает, потому что иначе ему просто не удержаться. И как ответ возникают рефлекторные сокращения мышц и здоровых, и поражённых. Ни один орган, ни одна мышца не остаются неподвижными, если человек на лошади», – объясняет специалист.
Мощная мускулатура животного оказывает массирующий эффект и , как следствие, улучшается кровообращение. Дополнительным фактором его улучшения служит отдача тепла лошадью, ведь ее температура выше температуры тела человека на 1 — 1,5 градуса. Все это становится возможным при тесном контакте тела всадника со спиной лошади – как правило, иппотерапия проводится без седла.
Биомеханика также помогает в лечении детей с особенностями развития.
«Иппотерапевтический шаг лошади подобен шагу человека при обычной ходьбе. У больных детей импульсы патологические, а лошадь формирует правильные импульсы. Патологические — гасятся , всадник начинает воспринимать движения, которые передаются животным. Сигнал усвоен – передался выше, в мозг, он это оценил, запомнил. И из этого запоминания складывается картинка, как правильно двигаться», – рассказывает врач.
«Посмотрите – большое животное, приятное на ощупь, оно красиво двигается», – говорит Ольга.
Какой должна быть лошадь
Пока нет специальной породы, которая была бы выведена для иппотерапии. Но таких лошадей предварительно тренируют. Самое главное – это нрав лошади-лекаря. Она должна быть добродушной, терпеливой, любить людей, быть спокойной, но при этом не вялой.
«У нас пока всего одна лошадь для такой работы – Пегас. И если миссией крылатого Пегаса из греческой мифологии было носить неотъемлемые атрибуты Зевса – гром и молнию, то наш Пегас – источник здоровья и хорошего настроения для детей и взрослых. Работу лошади в иппотерапии нельзя назвать легкой. Взаимодействие с особыми всадниками – это прежде всего психоэмоциональная нагрузка. Вы видели, у нас на занятиях дети вешают и прищепки на хвост и гриву лошади, и кольца на уши», Поверьте, достигается такая невозмутимость животного специальным тренингом », – объясняет специалист.
Есть и важные физические параметры: «Лошадь должна иметь прямоугольное строение туловища – удобнее сидеть, да и лежать тоже, ведь многие наши всадники изначально не могут сидеть самостоятельно. Желательно, чтобы у лошади были широко посажены глаза. По своей природе лошадь пугливое животное, а широко посаженные глаза увеличивают обзор, что снижает пугливость. Спина должна быть гибкой. Движения должны быть свободными и ритмичными. Оптимальный рост – 150-160 сантиметров в холке».
Кому показано лечение
У Ольги плотный график – желающих заниматься много. Каждое занятие длится полчаса, в середине дня – перерыв на обед, который необходим не только специалисту по иппотерапии, но и лошади. Здесь к Пегасу – особое отношение, ведь на его спине занимаются не только взрослые, но и дети.
«Наши всадники – чаще всего дети с особенностями развития, с расстройствами аутистического спектра, синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, с нарушением психоречевого развития, с ДЦП, с синдромом Дауна. Занимаются и взрослые, те, кому нужна реабилитация, кто перенес серьезное заболевание: инсульт, инфаркт, у кого имеются проявления посттравматического синдрома. Но есть и взрослые, которые занимаются для души, осознавая уникальность метода – одновременное влияние на физическую и психологическую сферы», – говорит специалист.
Алла, мама Коли, начала заниматься иппотерапией после того, как увидела прогресс сына. Ее занятие совсем не похоже на скучный урок – глядя на него, тоже тянет сесть на лошадь. Полчаса пролетают очень быстро – специальные упражнения на лошади, воздух и солнце делают свое волшебное дело. После занятия эмоций много.
«Вы знаете, я получаю заряд невероятного позитива на весь день», – делится Алла.
Но есть и те пациенты, кому иппотерапия будет противопоказана.
«Если говорить об абсолютных противопоказаниях, то это прежде всего структурные изменения опорно-двигательного аппарата, в первую очередь тазобедренного сустава. У некоторых детей с синдромом Дауна встречается нестабильность соединения I и II шейных позвонков, так называемая атланто-аксиальная нестабильность, также являющаяся противопоказанием к занятиям. Мы всегда просим приносить снимки и другие медицинские документы. Конечно, нельзя заниматься с ОРВИ , в период обострения хронических заболеваний, при тяжелой артериальной гипертонии и сердечно-сосудистой недостаточности. Аллергия на шерсть лошади тоже является абсолютным противопоказанием. А вот эпилепсия – относительным. Если у человека большой вес, мы не сможем взять его на занятия. Бережно относясь к нашему Пегасу, мы сажаем на него всадников с массой тела до 80 килограммов», – объясняет Ольга.
Впечатляющие результаты
Результаты занятий детей, которые страдают ДЦП и задержкой психоречевого развития, впечатляют.
«Работая с детьми с ДЦП мы безусловно составляем для каждого ребёнка свой план занятий с учетом формы заболевания и его текущего состояния. Особое внимание – глубоким мышцам спины, которые плохо функционируют у таких детей. А ведь крепкая и хорошо работающая глубокая мускулатура улучшает кровоснабжение не только мышц, но и позвонков, межпозвоночных дисков, связочного аппарата, нервных корешков, оболочек спинного мозга. В положении сидя на лошади эффективность тренировки глубоких мышц возрастает, так как глубокие мышцы при упражнениях в положении стоя не работают, движения выполняются за счёт мышц ног. К тому же всадник получает от лошади более 110 двигательных импульсов в минуту. Они поступают ритмично то с одной, то с другой стороны и требуют реакции, адаптации и балансирования. Мальчика, который сейчас занимался, родители носили на руках – он плохо держал спинку и плохо ходил. Несколько месяцев наши занятия проходили в положении лёжа на спине лошади, затем добавили на несколько минут положение сидя. Сейчас все занятие он выдерживает сидя на лошади, ровнее держит спину, увереннее стал ходить», — рассказывает иппотерапевт.
По мнению Ольги, процессу порой мешает чувство жалости родителей. Но бывают и настоящие чудеса.
«Девочку принесли два года с половиной назад на руках, она не ходила. А сейчас я ее разве что у копыт лошади не ловлю. Она бегает, и я не могу ее догнать. Этот прогресс – за два года, у нее ДЦП. Безусловно синергетический эффект даёт применение иппотерапии, массажа, занятий с логопедом», – делится врач.
Источник
Методические рекомендации по проведению занятий лечебной верховой ездой
методическая разработка по логопедии на тему
Изучению взаимосвязи движений тела и работы мозга посвящено немалое количество научных исследований. Эта проблема интересовала ученых на протяжении многих лет. Она и сегодня продолжает оставаться актуальной. И, прежде всего, в психотерапии и коррекционной педагогике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методические рекомендации по проведению занятий лечебной верховой ездой | 31.56 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ЛЕЧЕБНОЙ ВЕРХОВОЙ ЕЗДОЙ
Я не боюсь еще раз повторить:
Забота о здоровье —
Это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости
Детей зависит их духовная жизнь.
Мировоззрение, умственное развитие,
Прочность знаний, вера в свои силы.
Изучению взаимосвязи движений тела и работы мозга посвящено немалое количество научных исследований. Эта проблема интересовала ученых на протяжении многих лет. Она и сегодня продолжает оставаться актуальной. И, прежде всего, в психотерапии и коррекционной педагогике.
В настоящее время в сфере коррекции психического состояния и абилитации детей с особенностями развития существует два основных подхода – когнитивный и телесно-ориентированный. Первый включает методы, направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование высших психических функций. Второй – методы, ориентированные на восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, осознание своих проблем в виде телесных аналогов, развитие невербальных компонентов общения с целью улучшения психического самочувствия при взаимодействии с другими людьми.
В связи с этим, одним из нетрадиционных и эффективных методов воздействия, способствующих преодолению речевых нарушений, является метод лечебной верховой езды (иппотерапии).
Иппотерапия (от греч. «hippos» — лошадь) – метод личения с помощью лошадей, общения с ними, относиться к физиотерапевтическим методам лечения, является особой формой ЛФК. Уникальность иппотерапии заключается в гармоничном сочетании телесно-ориентированных и когнитивных приемов воздействия на развитие ребенка. Правильно подобранные упражнения не только создают определенный потенциал для будущей работы, но и активизируют, восстанавливают и простраивают взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. А.В.Семенович указывает на то, что «актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне к таким психическим функциям как, например, эмоции, воспритие, память, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении речью, чтением, письмом.
Принципиальным отличием данного метода от других технологий является то, что он располагает физиотерапевтическими возможностями, так как температура лошади на 1–1,5 градусов выше тела человека. В качестве специфического элемента здесь выступают колебательные ритмичные раскачивания в трех измерениях с частотой 90-100 колебаний в минуту, возникающего в результате определенного аллюра (хода лошади). Все эти движения имеют не только механическое и физическое воздействие, но и приводят к мышечной релаксации и общему успокоению, снятию усталости, утомляемости, агрессии. Колебательные движения передаются и на все внутренние органы, улучшая их функцию.
Лечебная верховая езда (ЛВЕ) создает возможность для развития моторики, а использование специальных упражнений, во время езды на лошади, способствует развитию сложных точных движений, согласованности движений разных частей тела, зрительно-моторной и слухо-моторной координации, ориентации в пространстве.
Абилитация с помощью ЛВЕ входит составной частью в общую программу коррекционно-развивающей работы и является вспомогательным средством, отнюдь не заменяя традиционные подходы, а лишь дополняя их.
Система коррекционно-развивающей работы с применением иппотерапии основана на методе замещающего онтогенеза А.В.Семенович, который опирается на прнинципы строения, развития и реабилитации высших психических функций и предполагает комплексную нейропсихологическую коррекцию и абилитацию процессов развития дошкольников с нарушениями речи.
Занятия иппотерапией с дошкольниками с нарушениями речи проходят на базе МКДОУ детский сад № 66 города Новосибирска, совместно с АНО «Оздоровительный центр иппотерапии».
Логопедические группы детского сада реализуют Программу коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, что обязательно учитывается при разработке иппотерапевтических занятий. Коррекционно-развивающие занятия на лошади проходят два раза в неделю в первой половине дня во время прогулки.
Работа с ребенком предполагает не только формирование основных двигательных навыков и коррекцию психомоторных функций, но и закрепление пройденного лексического материала. Инструктор-иппотерапевт изучает комплексно-тематический план учителя-логопеда и согласно ему проводит работу с детьми с нарушениями речи, при этом обязательным условием является отработка дома с родителями упражнений, выполняемых на занятии.
Индивидуальная рабочая тетрадь по иппотерапии предназначена для детй 4-6 лет. Помогает сделать СД более обширной и занимательной. задания, содержащиеся в тетради, помогают закрепить знания, умения и навыки, которые получают дети в процессе занятий иппотерапией.
В рабочей тетради, в соответствии с темой, предлагается ребенку нарисовать, дорисовать недостающие детали, части тела лошади; раскрасить; соединить, например, части сбруи или указать последовательность при одевании уздечки, седла и т.д.
Индивидуальное иппотераппевтическое занятие длиться 15-20 мин. под руководством инструктора-иппотерапевта, лошадь ведет коновод.
Первое вводное занятие проводится без лошади, дети идут на экскурсию на конный двор, там дается информация о правилах поведения, безопасности.
Второе занятие – ориентировочное: знакомство с лошадью, с их кличкой, породой, привычками, возможна посильная работа на конюшне. Хорошо подготовленное вводное и ориентировочное занятия демонстрируют основные принципы всей работы – безопасность, стремление познать новое и интересное, лечение и удовольствие.
Третье и последующие занятия – относятся к разряду основных.
План коррекционного занятия по иппотерапии:
Примерный план коррекционного занятия по иппотерапии
− приветствие лошади ребенком;
− подготовка ребенка и лошади к занятию: выявление настроя ребенка через разговор, наблюдения;
− разминка перед ездой, предназначена для развития всех групп крупной мускулатуры, отработки ригидных зажимов на уровне тела.
− подскоки на месте в разных вариантах;
− бег на месте с высоким подниманием колена;
−сгибание туловища вперед, назад и в стороны, растягивание верхней части корпуса) и т.д.
- Этап установления контакта с лошадью – ребенку разрешают потрогать, погладить, поговорить с животным.
- Основной этап – выполнение комплекса речевых и двигательных упражнений на лошади; релаксация.
- Заключительный этап – ребенок благодарит лошадь за занятие, прощается с ней, дает угощение.
Включение ребенка в коммуникативную деятельность проходит в процессе общения с инструктором, это комментирование действий ребенка, лошади, описание окружающей действительности, стимулирование звукоподражания (посыл лошади – «Но», остановка — «Тпру», фырчание – «Фр» и т.д.)
Факт общения с лошадью побуждает дошкольника и на необходимость невербального контакта с инструктором – кивок головой, глазной контакт, мимика. Появляется подражание окружающим шумам, выражениям, позам.
Комплекс коррекционных упражнений применяемых на занятии
Дыхательные упражнения способствуют оптимизации газообмена и крообращения, обеспечения всех участков легких, массаж органов брюшной полости. Правильное дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания, создавая основу для формирования базовых составляющих произвольной саморегуляции.
Дыхательные упражнения входят в структуру занятия и предшествуют другим упражнениям. Детей обучают четырехфазным дыхательным упражнениям, содержащим равные по времени этапы: «вдох – задержка – выдох – задержка».
Вначале каждый из них может составлять 2-3 сек. С постепенным увеличением до 7 сек.
Упражнения можно выполнять как сидя на лошади, так и стоя, перед занятием или во время, спустившись на землю. В процессе последующей коррекции отработанные и закрепленные (автоматизированные) дыхательные упражнения сочетаются с любым из описываемых ниже заданий, под непосредственным контролем специалиста.
Растяжки — это упражнения, направленные на отработку ощущений на своем теле и ригидности зажимов. Выполнение упражнений на растяжки выполняется на стоящей лошади: «Наклоны», «Достань до хвоста», «Дотянись до ушей лошади», «Достань рукой до противоположной ноги» и т.д.
Гимнастические упражнения для тренировки базовых рефлексов, мышц тела, ног, спины могут выполнять различные функции.
- Растягивание и расслабление отдельных групп мышц или суставов:
− круговые вращения ступнями ног;
− лечь вперед на шею лошади и погладить ее (это упражнение также способствует лучшему ориентированию на лошади);
− сидя в седле полностью откинуться назад и лечь на спину лошади, ноги и руки свободно и расслабленно свисают вдоль боков лошади (упражнение выполняется без седла);
− различные наклоны корпуса из стороны в сторону и т.д.
- Укрепление некоторых мышечных групп:
− дотронуться правой рукой до мыска левой ноги и наоборот;
− сцепить руки на затылке и отвести локти назад (или выпрями руки в стороны на уровне плеч);
− одной рукой погладить лошадь у репицы (с обеих сторон).
− обучение ритму движения;
− улучшение схемы и ощущения собственного тела;
Артикуляционная гимнастика способствует расширению сенсомоторного опыта, выработке полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Для занятий подходят все комплексы артикуляционной гимнастики, предпочтение определяется исходя из нарушений звукопроизношения ребенка, стадии формирования звука, лексико-тематического плана логопеда.
Работа с артикуляцией трудна по той причине, что она требует постоянного повторения. Во время занятий на лошади используют связанные с верховой ездой слова и упражнения с речевым аппаратом. Это исиливает мотивацию ребенка и дает быстрый эффект. Можно использовать классические логопедические упражнения или придумать множество игр.
Цель: закреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Применяются также упражнения для развития кинестетических и кинетических возможностей: тренировка нижней челюсти, губных мышц, мышц языка.
Упражнения с мячом направлены на формирование динамической организации двигательного акта, ловкости. Развитие ловкости − одна из наиболее важных задач психомоторной коррекции, способствующая развитию высших психических функций. Составным компонентом коррекционного занятия могут быть упражнения направленные на метание в цель или корзину мяча, как в статическом состоянии, так и с движущегося объекта – лошади.
Используют мягкие или массажные мячики разных размеров и цветов. Они стимулируют тактильные ощущения ладошек. При работе с несколькими мячиками ребенок учиться различать их по цвету, размеру, перекладывая из правой руки в левую и наоборот, крепко держать мячик и просовывать его в резиновое кольцо в разных направлениях, прокатывать по спине лошади, по крупу.
Также широко применяется гимнастика для глаз , способствуя расширению глазодвигательного репертуара.
Гимнастика выполняется сначала на стоящей лошади, медленно и тщательно, иногда целесообразным бывает начать отработку навыков лежа, затем сидя. Дети учатся следить только глазами, не поворачивая голову, за движением какого-либо яркого предмета, например игрушки. Вначале ребенок пассивно следит за рукой взрослого, затем за своей рукой, направляемой взрослым, наконец, перемещает предмет сам. Упражнения выполняются сначала одной рукой, затем − другой, потом − обеими вместе. Необходимо следить за плавностью движений взгляда ребенка и его стабильности удержания предмета.
После того как гимнастика для глаз усвоена, ее совмещают с дыхательными упражнениями: движение − на фазе глубокого вдоха; удержание взгляда в крайнем верхнем (нижнем, правом, левом) положении, у переносицы − на фазе задержки. Возврат в И.п. − на пассивном выдохе. Успешным является результат, при котором каждое движение глаз согласуется с равными фазами дыхания.
Пальчиковую гимнастику возможно использовать на иппотерапевтических занятиях. Для развития моторики пальцев руки, проводится упражнение с прищепками, которые необходимо нацеплять на гриву лошади или к полям шлема, что также тренирует целенаправленные движения и мануальные умения, а заодно и различение цветов, количества, размера.
Стимулирование ориентации в пространстве . Работа с лошадью – это всегда работа в пространстве.Так, чтобы взять в руки поводья, держать их крепко и правильно останавливать лошадь или направлять ее движение, требуется некоторое умение. Учась этому, ребенок закрепляет понятия «право − лево», «верх − низ», учится ориентироваться в пространстве и направлении, на опыте постигая побуждающую к действию мотивацию.
Вот некоторые из применяемых упражнений:
- «Оставить следы», т. е проехать верхом по разрыхленному песку и проверить, когда отпечаток копыта появляется на песке – это значит определить и быть в состоянии снова найти свое место и место лошади в пространстве;
- преследовать, перегонять и оставлять позади другие объекты – все это означает наличие связей в пространстве и восприятия пространства и времени;
- бросать мяч, следя за ним глазами, и снова вернуться к нему через круг – перманентность объекта в пространстве;
- «Обнять» лошадь «сколько хватит рук» (лежа на ней или сидя) – все это помогает установить связь в пространстве между собственным телом и телом лошади.
Или, можно посадить ребенка задом наперед (лицом к крупу) и начать игру с хлопками, этим снимая предшествовавшее напряжение и развивая панорамное зрение, одновременно разрабатывая новые двигательные навыки и тренируя равновесие.
Упражнения на формирование слухового восприятия и чувства ритма.
Развитие слухового гнозиса начинается с расширения репертуара, используя для этого природные шумы: шелест листьев и травы, цокот копыт, ржание и храп лошади и т.д. При этом все неречевые звуки надо сочетают с чувством ритма и лишь затем, переходят к этапу автоматизации и дифференциации на слух оттенков и разнообразия звучания окружающего мира.
Ритм в диалоге движения является опытом, закрепленным еще на ранней стадии развития ребенка. Он приобретает особую значимость для качества ощущений движений лошади. Развитие чувства ритма осуществляется по средством езды на лошади, совмещения ритма с дыханием, движением, прохлопыванием, проговариванием слогов, слов «громко−тихо, быстро−медленно» и т.д.
Релаксация проводится в конце занятия с целью интеграции приобретенного опыта. Интеграция в теле – релаксация, самонаблюдение, воспоминание событий и ощущений – является частью единого процесса. Ребенок ложиться на круп лошади и расслабившись, глубоко дыша, закрыв глаза, проезжает 2-3 круга. Тем самым снимая накопившееся во время занятий напряжение, и восстанавливая силы.
Итак, иппотерапия – один из инновационных и действенных методов психомоторной коррекции нарушенных функций у дошкольников. Процесс иппотерапии совмещает в себе воздействие ритма движения лошади и специально подобранных упражнений на тело и психику ребенка. На занятиях реализуется принцип телесного и психического – через движения, выполняемые ребенком на идущей шагом лошади, осуществляется целенаправленное воздействие на развитие его конкретных физических качеств и психических функций. Этот метод коррекции всегда является комплексным, даже когда идет упор на тренировку моторики.
Положительное влияние использования лошади достигается с помощью ритмически упорядоченной моторной и сенсорной нагрузки в тесной физической коммуникации ребенка и лошади. Разнообразие движений и ощущений, роль лошади в качестве незаменимого живого партнера, сотрудника ведет к развитию, а в некоторых случаях – и формированию двигательных, сенсорных, психических и социальных способностей.
Источник