Опыт с лекарственными веществами

Опыт с лекарственными веществами

Занимательные опыты по химии

Опыты с лекарственными веществами

Синтез фенолфталеина

В сухую пробирку насыпьте фталевый ангидрид так, чтобы он покрыл ее дно и столько же фенола ( соблюдайте осторожность! ). Смесь перемешайте стеклянной палочкой. Добавьте к ней ( соблюдайте осторожность! ) 1�2 капли концентрированной серной кислоты. Смесь нагрейте с помощью спиртовки до расплавления и продолжайте нагревать в течение 1�2 мин, периодически вынимая пробирку из пламени для того, чтобы избежать обугливания реакционной смеси. Пробирку охладите и налейте в нее 1�2 мл раствора щелочи. Вы увидите, что окраска раствора станет малиновой. Это происходит из-за перехода фенолфталеина в окрашенную форму. Однако в сильно щелочной среде (рН > 12) он снова образует бесцветную форму.

Фенолфталеин � кристаллическое вещество белого цвета, без запаха и вкуса, очень мало растворим в воде, растворяется в этаноле. Это представитель синтетических слабительных средств (в настоящее время как слабительное практически не используется) . Слабительные свойства у фенолфталеина были замечены случайно в 1880 г.

Опыты с бриллиантовым зеленым ( � зеленкой � )

Краситель бриллиантовый зеленый

Внимание! Чтобы не испачкаться, опыты с «зеленкой» лучше проводить в защитных перчатках! В пробирку налейте 1 мл раствора бриллиантового зеленого и столько же 2-5 % раствора HCl . Окраска раствора изменится на оранжевую.

В пробирку налейте 1 мл раствора бриллиантового зеленого и по каплям 5-10 % раствор NaOH . Образуется бледно-зеленый осадок основания бриллиантового зеленого.

Антисептик бриллиантовый зеленый относится к группе трифенилметановых красителей. Он окрашен благодаря катиону с системой сопряженных связей (см. формулу).

Получение паров йода

Опыт проводите под тягой! В пробирку налейте 2�3 капли йодной настойки из аптечки . Пробирку нагрейте на спиртовке. При этом будет наблюдаться образование фиолетовых паров йода .

Качественная реакция на пероксид водорода

В пробирку налейте 2 мл 2- 3 % раствора Н2О2 (можно купить в аптеке) и столько же 10 % раствора H 2 SO 4 . Смесь перемешайте и добавьте к ней 0,5 мл бутилового (амилового) спирта и несколько капель 5 % раствора дихромата калия. Осторожно взболтайте содержимое пробирки. Слой спирта станет синим. Вскоре раствор приобретает зеленый цвет.

При действии дихромата калия на пероксид водорода получается неустойчивый пероксид хрома CrO 5 :

В спиртовом растворе пероксид хрома более устойчив, т.к. при этом образуется комплексное соединение. Поэтому в реакционную смесь добавляют немного бутилового (амилового) спирта . В кислой среде пероксид хрома постепенно разлается с образованием ионов Cr 3+ , имеющих зеленую окраску , поэтому раствор со временем становится зеленым :

4CrO5 + 6H2SO4 � 2Cr2(SO4)3 + 7O 2 � + 6H2O.

Качественная реакция борную кислоту

В фарфоровую чашку налейте 2 мл этилового спирта. Добавьте в чашку немного кристаллической борной кислоты и 1�2 капли концентрированной серной кислоты. Подожгите спирт. Во время опыта соблюдайте осторожность! Пламя приобретет зеленоватый оттенок. Борная кислота дает со спиртом сложный эфир. При его сгорании образуется оксид бора, который и окрашивает пламя.

2(С2Н5О)3В + 18О2 � В2О 3 + 12СО2 + 15Н2О

Ампициллиновый хамелеон

Возьмите таблетку ампициллина и измельчите ее. Поместите порошок в пробирку, прилейте к нему 5 мл дистиллированной воды и закройте пробкой. Полученную смесь встряхивайте в течение 1�2 мин, а затем профильтруйте.

В пробирку налейте 1 мл полученного раствора ампициллина и столько же 5-10 % раствора NaOH . В полученную смесь добавьте 2�3 капли 10 % раствора CuSO 4 . Встряхните пробирку. Появляется фиолетовое окрашивание, характерное для биуретовой реакции. Постепенно окраска изменяется на бурую.

Метеопрогноз из пробирки ( stormglass , штормглас)

Название этого опыта является сочетанием двух английских слов storm � буря, гроза, шторм и glass � стекло, стакан, т.е. дословно его можно перевести примерно как �шторм в стакане�. Этот опыт известен достаточно давно. Считается, что в старину мореплаватели использовали для предсказания погоды определенную смесь веществ (ее состав приведен ниже), находящуюся в запаянной ампуле. В ней наблюдалось выпадение и растворение кристаллов различной формы. По этим изменением в ампуле, как предполагали раньше моряки, можно предугадать погодные явления. Поэтому опыт и имеет такое название. Есть мнение, что изменения в сосуде связаны с воздействием электромагнитного поля Земли.

Д ля проведения опыта Вам потребуется терпение и достаточно много времени. �Метеосмесь� можно приготовить из камфоры, хлорида аммония (нашатыря) и нитрата калия. В прозрачном сосуде (это может быть пробирка, стакан или колба) смешайте по 2 г KNO 3 и NH 4 Cl с 2,5 мл дистиллированной воды. Добавьте к полученной смеси 9 мл камфорного спирта из аптечки и герметично закройте сосуд. Поставьте его на подоконник. Понаблюдайте за изменениями, происходящими в сосуде в течение месяца. При понижении температуры Вы увидите образование кристаллов камфоры различной формы � веточек, звездочек, пластинок. Вы можете поэкспериментировать и поместить сосуд в холодильник. Посмотрите, что при этом будет происходить.

Камфора относится к природным бициклическим терпенам. Является компонентом эфирных масел. Это бесцветное кристаллическое вещество с характерным запахом и пряным, горьковатым, а затем охлаждающим вкусом. Плавится при 174�180 �С. Камфора мало растворима в воде, но легко растворяется в этаноле, жирных и эфирных маслах, хлороформе и диэтиловом эфире.

Источник

ОПЫТЫ
занимательные факты по химии на тему

Занимательные опыты позволяют искоренить явление хемофобии, получившего широкое распространение в современном обществе, углубить и расширить знания, полученные на уроке, приучить к самостоятельному, творческому поиску. Широкая популяризация химических знаний способствует росту позитивного отношения к предмету и улучшению качества знаний учащихся.

Скачать:

Вложение Размер
opyty.doc 45 КБ

Предварительный просмотр:

Занимательные опыты позволяют искоренить явление хемофобии, получившего широкое распространение в современном обществе, углубить и расширить знания, полученные на уроке, приучить к самостоятельному, творческому поиску. Широкая популяризация химических знаний способствует росту позитивного отношения к предмету и улучшению качества знаний учащихся.

Большинство предлагаемых опытов не требуют специального оборудования и реактивов, поэтому могут быть поставлены в любой школе и даже в домашних условиях. Содержание некоторых опытов, их уровень сложности и опасности показывают, что они могут успешно применяться для пропедевтической подготовки по химии учащихся 5 � 7 классов. Опыты можно показывать непосредственно на уроках или использовать их во внеклассной работе по химии.

Классический вариант получения фараоновых змей из роданида ртути небезопасен. Поэтому мы предлагаем использовать для этого эффектного опыта более доступные и безопасные вещества (сульфаниламидные препараты и глюконат кальция).

Опыты по получению � фараоновых змей � можно приурочить к изучению аминов и углеводов. Рассматривая области применения анилина и глюкозы, учитель обязательно сообщает учащимся, что эти вещества используются для получения лекарственных препаратов. В этом случае учебный материал целесообразно проиллюстрировать реакциями окисления сульфаниламидных препаратов и глюконата кальция. Опыты не требуют дефицитного оборудования и реактивов. Для их проведения необходимы только сульфаниламидные препараты и глюконат кальция, которые можно приобрести в любой аптеке.

Опыты с пищевыми продуктами

Жевательная резинка. Основой жевательной резинки являются полимерные вещества � каучуки. Поэтому при изучении этих высокомолекулярных веществ учащимся можно показать опыты с резиновой основой жвачки. Кроме того, ознакомление со свойствами и других компонентов жевательной резинки позволит, на наш взгляд, повысить интерес учащихся к изучению химии. В школьных условиях достаточно просто осуществить качественные реакции, например, на многоатомные спирты (сахароза, сорбит,ксилит, маннит), содержащиеся в жевательных резинках. Для проведения реакции на многоатомные спирты потребуются доступные реактивы (растворы соли меди(II) и щелочи). В цветных жевательных резинках могут содержаться красители, проявляющие свойства кислотно-основных индикаторов. Поэтому, проводя такой опыт, можно провести аналогию с классическими индикаторами (лакмусом, метилоранжем, фенолфталеином) и сопоставить соответствующие цветовые эффекты. Кроме того, учащимся можно предложить исследовательскую работу по данной тематике.

Мороженое. Проведение несложных опытов с этим продуктом, которые в основном основаны на известных качественных реакциях (реакция на многоатомные спирты, биуретова реакция, обнаружение лимонной кислоты), будет способствовать возрастанию интереса к предмету и раскрытию связи химии с жизнью. Изучение состава мороженого может также явиться темой исследовательских работ учащихся. Опять же, не требуются редкие реактивы и сложное оборудование. Учитель может продемонстрировать опыты с компонентами мороженого при изучении белков и углеводов.

Шоколад. Предлагаемые опыты можно проводить как на уроке (например, при рассмотрении углеводов), так и во внеурочное время на занятиях химического кружка или факультатива. Т.к. в шоколаде содержится кофеин, то его можно выделить методом возгонки, как это описано для чая. В состав шоколада также входят еще жиры и белки, поэтому учащимся можно показать их присутствие с помощью известных реакций. Например, белки можно обнаружить биуретовой или ксантопротеиновой реакциями.

Таким образом, на уроке можно провести эксперименты не только с индивидуальными веществами, как это обычно принято, но также показать их присутствие в широко известных пищевых продуктах. Безусловно, это привлечет внимание учащихся и существенно разнообразит учебный процесс.

Опыты с лекарственными веществами

Данные опыты предназначены для углубленного изучения химии учащимися на факультативных занятиях, кружке занимательной химии или при подготовке к олимпиадам различных уровней. Некоторые из данных опытов были использованы нами на практических работах при профильном изучении химии.

Ряд опытов мы положили в основу экспериментальных проблемных заданий. Например, учащимся предлагалось провести качественные реакции с определенными лекарственными веществами, входящими в состав известных препаратов. В ходе эксперимента они должны были сравнить строение лекарственных веществ и известных им соединений (фенола и многоатомных спиртов) и выявить структурную схожесть определенных фрагментов молекул. Опираясь на теорию строения органических веществ А.М. Бутлерова, учащиеся делают вывод о том, что близость строения веществ вызывает и сходные химические свойства. Результаты оформляются в виде таблицы (см. таблицу ). Таким образом, перенос внимания учащихся на новые объекты позволяет проверить их знания и умения в нестандартных ситуациях. На основе качественных реакций можно составить проблемные экспериментальные задания. Например, в двух пробирках находятся растворы парацетамола и глицерина. Как их распознать?

Источник

Читайте также:  Лечим горло от слизи народными средствами
Оцените статью