Лекарственные растения Октябрьского района Курской области
Дата прохождения маршрута | 15.09.2018 |
Начало маршрута | Россия, Курская область, Октябрьский район, село Черницыно, Октябрьская улица, 458А |
Конец маршрута | Россия, Курская область, Октябрьский район, село Черницыно, Набережная улица, 30 |
Протяженность маршрута | 4 км |
Время в пути | 2,5 ч |
Краткое описание маршрута | Начало маршрута от здания школы к улице Верхняя Набережная и к улице набережная вблизи реки Сейм |
Состояние маршрута | Удовлетворительное |
Описание растительного мира | Сирень |
Рельеф данной местности представляет собой возвышенную равнину, расчлененную долиной реки, балками и оврагами. Наиболее возвышенные отметки рельефа – 230-238 метров. Самое низкое положение занимает долина реки Сейм, где абсолютные высоты снижаются до 150 метров. Глубина расчленения рельефа овражно-балочной сетью составляет 30-45 метров, речными долинами – до 90 м. Средняя по сельсовету расчлененность рельефа овражно-балочной сетью 1,3-1,4.
Современные физико-геологические процессы и явления отмечаются широким проявлением плоскостной и линейной эрозии, подтоплением и заболачиванием пойм рек и ручьев, днищ оврагов с водотоками. В настоящее время продолжается рост оврагов как в длину (от 2 до 10 м в год), так и в ширину за счет разрушения крутых боковых склонов.
Заболачивание территории незначительное, с небольшим оторфованием верхних слоев почвы.
Подземные воды на водоразделах сдренированы овражной сетью, поэтому глубина их залегания составляет 5-20 метров.
Геологический фундамент территории образуют древние докембрийские метаморфические породы Воронежской антиклизы (гранито-гнейсы, кристаллические сланцы, железистые кварциты), на которых залегают различные по составу и мощности пласты осадочных пород последующих геологических периодов.
Глубины залегания докембрийских пород до 400 м и более. Девонские отложения (известняки, глины, пески и песчаники), покрывающие метаморфический фундамент, располагаются ниже уровня реки.
На девонских породах лежат юрские отложения, предоставленные, главным образом, сизыми и темно-серыми песками и глинами, содержащими фосфоритную гальку и сидериты. Местами между девонскими и юрскими отложениями залегают глинисто-песчаные породы каменноугольной системы. Поверх юрских песков и глин располагаются отложения меловой системы, которые в пределах области представлены как осадками нижнемелового отдела (глин и песков некомапта, альбских песков), так и верхнемелового — сеноманские пески, мел и мергели туронского, сантонского и сенонского ярусов.
Третичные осадки заполняют, чаще всего в виде перемежающихся слоев пестроцветных песков и глин, отдельные междуречные и межбалочные всхолмления. Их мощность колеблется от 2-5 до 40-50 м. Коренные осадочные породы покрыты довольно мощным чехлом лессовидных элювиальных суглинков и глин четвертичного или антропогенового возраста. Днища речных долин и балок заполнены современными аллювиальными отложениями, содержащими торф.
Наша местность расположена в полосе умеренно – континентального климата в пределах лесостепной зоны. Среднегодовая температура воздуха находится в пределах +5,2 °С (январь -9°С, июль +19°С).
Основными типами почв данной местности является чернозем 58% и серые лесные почвы 40%. Почвы других типов – пойменные, торфяно-болотные, овражисто-болотные составляют около 2%. По механическому составу тяжелосуглинистые почвы составляют 62%, среднесуглинистые – 34%. Содержание гумуса колеблется от 0,7% до 3,9%.
Естественной растительностью занято около 23% площади района: леса и кустарники – 10%, травянистая растительность балок, оврагов, пойм – 13%. Дубравы являются основным типом леса, расположенного по пути следования. Видовой состав дубрав: обыкновенный дуб, клен остролистный, вяз гладкий, липа мелколистная.
Выходя на данный маршрут, нами двигала цель: «Изучение лекарственных растений данной местности», наиболее распространенными являются: крапива, одуванчик, цикорий, зверобой, василек, тысячелистник, мать-и-мачеха, подорожник, полынь, календула, чистотел, шиповник, малина и др.
Собранные растения, были нами впоследствии высушены и внесены в наш каталог лекарственных растений Октябрьского района Курской области. Нами так же был оформлен проект по данной теме.
Одним из собранных нами растений была малина.
Малина обыкновенная (лат. Rúbus idáeus)— листопадный полукустарник с многолетним корневищем, из которого развиваются двухгодичные надземные стебли высотой 1,5—2,5 м.
Корневище извилистое, деревянистое, с множественными придаточными корнями, образующими мощную разветвлённую систему.
Стебли прямостоячие. Побеги первого года травянистые, зелёные с сизым налётом, сочные, покрыты тонкими, обычно частыми миниатюрными шипами. На второй год побеги деревенеют и приобретают коричневый цвет, сразу после плодоношения засыхают, но из того же корня на следующий год вырастают новые стебли.
Листья овальные, очерёдные, черешковые, сложные, с 3—7 яйцевидными листочками, сверху тёмно-зелёные, снизу беловатые, опушены мелкими волосками.
Цветки белые, около 1 см в поперечнике, собраны в небольшие кистевидные соцветия, располагаются на верхушках стеблей или в пазухах листьев. Лепестки короче долей чашечки. В средней полосе России малина цветёт с июня по июль, иногда вплоть до августа.
Плоды представляют собой небольшие волосистые костянки, сросшиеся на цветоложе в сложный плод. Плоды, как правило, красного цвета (от розового до насыщенного бордового), однако встречаются сорта желтого и даже черного цвета (ежевикообразные). Плоды появляются обычно на второй год. В первый год на побегах замещения в пазухах листьев только закладываются две цветковые почки, из которых на второй год отрастают плодовые веточки.
Источник
Экологический проект «Лекарственные растения Курского края» для детей подготовительной группы
Фирсова Светлана Николаевна
Экологический проект «Лекарственные растения Курского края» для детей подготовительной группы
Экологический проект
по теме: «Лекарственные
растения Курского края»
в подготовительной группе детского сада
Проблема: малое количество дикорастущих лекарственных растений на территории дошкольного учреждения и отсутствие возможности увидеть естественные условия их произрастания существенно влияют на глубину знаний детей о целебном растительном мире родного края, поэтому решено было углубленно изучить с детьми этот вопрос.
Актуальность: проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, понимание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с дошкольного возраста. Именно с ранних лет закладывается позитивное отношение к природе. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения Курского края».
Цель проекта:
Создание условий для ознакомления детей с миром лекарственных растений Курской области, сформировать представления о значении растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
1. Расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их строении, внешнем виде, ценности для здоровья, правил пользования.
2. Познакомить с разнообразием целебных растений, с правилами их сбора и хранения.
3. Пополнить словарный запас, расширить знания о лекарственных растениях.
4. Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к природе родного края.
•исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;
•наглядные: рассматривание растений, иллюстраций,
•словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
•практические: рисование, сбор лекарственных трав, оформление альбома.
Участники проекта:
• -дети старшей группы (6-7 лет,
дети должны знать:
• виды лекарственных растений, способы их сбора и применения;
• стихотворения о лекарственных растениях;
• Значение лекарственных растений в жизни человека.
Дети должны уметь:
• отличать лекарственные растения от других видов;
• — соблюдать правила поведения в природе;
• — проявлять любознательность, стремление узнавать как можно больше о целебном мире растений своей местности;
• — элементарно прогнозировать последствия нарушения правил обращения с растениями.
Содержание проекта:
I этап (подготовительный)
1.Подбор литературы: методической, детской.
2. Подбор стихотворений, загадок, пословиц по теме проекта.
3. Подбор демонстрационного материала.
4.Определение тематики бесед с детьми:
5.Определение тематики проблемных вопросов:
6. Подбор дидактических, подвижных, сюжетно — ролевых игр.
7. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
8. Подбор оборудования.
9. Проведение диагностики знаний детей о лекарственных растениях Курского края.
II этап (практический)
1. Беседа «Лекарственные растения Курского края»
Цель: выявить уровень знаний детей о лекарственных растениях, уточнить и приумножить представления детей о мире целебных растений средней полосы, их пользе для человека.
2. Дидактическая игра
Цель: закрепить знания детей о
ядовитых и лекарственных растениях.
3. Дидактическая игра «Определи по запаху».
Цель: учить детей определять лекарственные растения по характерному запаху, расширять знания о них.
4. Дидактическая игра «Узнай и назови»
Цель: учить детей узнавать лекарственные растения по характерным признакам.
5. Чтение рассказов А. Плешакова «Зеленые страницы»
Цель: обогащать знания детей о мире лекарственных растений, развивать словарный запас, продолжать воспитывать любовь к художественной литературе.
6. Экскурсия по территории детского сада.
Цель: познакомить детей с условиями произрастания лекарственных растений, способами их сбора.
7. Наблюдение «Строение растения»
Цель: уточнить знания детей о частях растений.
8. Дидактическая игра «Вершки корешки»
Цель: закреплять знания детей о том, какие части растений используются для лечения.
9. Дидактическая игра «Третий лишний».
Цель: учить детей отличать растения по их значению для человека.
10. Дидактическая игра
Цель: учить детей отличать
и классифицировать растения.
11. Рисование «Мать – и — мачеха».
Цель: учить детей передавать в рисунке впечатления, полученные от занятия.
12. Объемная аппликация «Одуванчик»
Цель: учить детей передавать характерные особенности растения: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.
III этап (заключительный)
1. Оформление гербария «Лекарственные растения Курского края» (с помощью родителей)
Цель: составить своеобразную копилку лекарственных растений, с его назначением; включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников.
2. Дидактические игра «Что лечит это растение?», «От какого растения часть».
Цель: закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.
3. Оформление альбома «Зеленая аптека» с описанием.
Цель: включение родителей в работу по проекту, процесс экологического воспитания детей.
4. Фитобар (дегустация лекарственных чаев и беседа за круглым столом)
Цель: подведение итогов проекта, уточнение и обобщение знаний детей о лекарственных растениях.
Итоги проекта:
В ходе реализации проекта «Лекарственные растения Курского края» детям давалось необходимое колличество знаний о пользе и значении целебных растений для человека. При этом у детей развивалось более осознанное и бережное отношение к миру живой природы, дети научились прогнозировать последствия совершаемых ими поступков.
В ходе реализации проекта заинтересовали родителей в осознании необходимости работы по экологическому воспитанию в семье, критерием оценки проекта явилась, что дети и взрослые в повседневной жизни стремятся соблюдать правила поведения в природе. В ходе работы над проектомпредполагаемые результаты были достигнуты: был обогащён опыт детей в уходе за растениями, методах их сбора и заготовки без ущерба для природы.
В период работы над проектом пополнился словарный запас детей. В ходе поисково-познавательной деятельности развили воображение, мышление, любознательность, умение сравнивать и анализировать.
Вот так постепенно в процессе работы удалось воспитать у детей доброту, экологически грамотное поведение, отзывчивость.
В ходе работы над проектомпредполагаемые результаты были достигнуты: был обогащен и обобщен опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов.
Был собран материал о лекарственных растениях нашей области. Родителями совместно с детьми была оформлена книга по лекарственным растениям.
В период работы над проектом был обогащен и пополнен словарный запас детей, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивалось воображение, мышление, сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности. Дети познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.
Я считаю, что такой проект необходим детям старшего дошкольного возраста, так как дети становятся более самостоятельные, а значит, более осознанно относятся к окружающему миру.
Конспект НОД для старшей группы «Комнатные лекарственные растения» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Лекарственные комнатные растения». Задачи. Закрепить и расширить знания.
Конспект НОД «Символ курского края — Курский соловей» Символ Курского края — Курский соловей Цель: привлечение внимания детей к всестороннему изучению живого символа Курского края — птицы соловей;.
Конспект НОД в подготовительной группе «Растения вокруг нас. Лекарственные растения» Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе на.
Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе «Растения вокруг нас. Лекарственные растения» Цель: формировать представления детей о лекарственных свойствах растений. Познакомить с практическим использованием некоторых лекарственных.
Консультация для родителей «Лекарственные растения для детей» Лекарственные растения для детей. Oсложнений у детей после приeма различных медикаментозных средств боятся все родители, тем более, для.
Проект в средней группе «Лекарственные растения» ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 1 ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ» Экологический.
Проект «Лекарственные растения Калмыкии» Вид проекта: краткосрочный. Время реализации: 2 недели (май) Участники: воспитатель, дети старшей группы, родители. Направление: экологическое.
Проект «Лекарственные растения Липецкой области» Вид проекта: познавательный, творческий, продолжительный, фронтальный. Участники: воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель.
Конспект занятия «Лекарственные растения» для детей старшей группы детского сада Лекарственные растения. (для старшей группы детского сада) Программное содержание: — сформировать у детей понятия о том, что такое природа,.
Конспект познавательно-речевого занятия в подготовительной группе «Заповедники Курского края. Стрелецкая степь» МКДОУ “Детский сад “Родничок” Конспект Познавательно-речевого занятия в подготовительной группе Тема: “Заповедники Курского края.
Источник