- Острый стенозирующий ларинготрахеит у детей
- Степени тяжести стеноза гортани:
- Неотложная помощь при I степень стеноза:
- Неотложная помощь при II степени стеноза:
- Неотложная помощь при III – IV степени стеноза:
- Ребенок вдохнул инородное тело
- Гортань
- Трахея
- Бронхи
- Что делать, если ребенок задыхается
- Инородное тело в дыхательных путях. Пути к спасению
- Смерть от асфиксии. Никто не застрахован
- Детям – особое внимание!
- Порядок оказания первой помощи
Острый стенозирующий ларинготрахеит у детей
Острый стенозирующий ларинготрахеит (ОСЛТ) – воспаление слизистой оболочки гортани и трахеи с явлениями стеноза гортани за счет отека в подсвязочном пространстве и рефлекторного спазма мышц.
Клиническая картина стенозирующего ларинготрахеита характеризуется триадой симптомов – «лающим» кашлем, дисфонией, инспираторным стридором. Характер лечебно-тактических мероприятий определяется клинико-морфологической формой ОСЛТ: отечной, инфильтративной и обтурационной. Отечная форма возникает в остром периоде респираторной инфекции (чаще парагрипп), редко сопровождается явлениями интоксикации, характеризуется быстрым нарастанием и усилением признаков стеноза. При инфильтративной форме воспаление имеет вирусно-бактериальную этиологию с умеренно выраженной интоксикацией, стеноз развивается на 2-3 сутки от начала заболевания, медленно прогрессируя до III-IV степени. Обтурационная форма представляет собой нисходящий бактериальный процесс, протекающий по типу фибринозного воспаления трахеи и бронхов. К обтурационной форме также относится истинный, или дифтерийный круп.
Степени тяжести стеноза гортани:
I степень (компенсации) – состояние ребенка средней тяжести. Отмечаются осиплость голоса и грубый «лающий» кашель. Отсутствие признаков ДН в покое, при беспокойстве периодически возникает инспираторная одышка без участия вспомогательной мускулатуры, небольшой цианоз вокруг рта. ЧСС выше возрастной нормы на 5-10%.
II степень (cубкомпенсации) — состояние тяжелое, бледность кожных покровов, цианоз носогубного треугольника, наличие признаков ДН в покое (участие в дыхании вспомогательных и резервных мышц). ЧСС превышает норму на 10-15%.
III степень (декомпенсации) — состояние очень тяжелое, кожа бледная, акроцианоз. К признакам дыхательной недостаточности II ст. присоединяются симптомы недостаточности кровообращения, ЧСС выше нормы более чем на 15%, парадоксальный пульс; со стороны нервной системы – возбуждение или заторможенность.
IV степень (асфиксия): состояние крайне тяжелое, сознание отсутствует, развивается гипоксическая кома, нарастают нарушения витальных функций с последующей остановкой дыхания и сердца.
Неотложная помощь при I степень стеноза:
- обеспечить доступ свежего прохладного воздуха, дать ребенку теплое щелочное питье;
- отвлекающие процедуры: горячая ножная или ручная ванна (при отсутствии высокой температуры тела);
- интраназальное введение 0,05% р-ра нафазолина 0,2 мл детям первого года жизни, прибавляя на каждый последующий год по 0,1 мл, но не более 0,5 мл.
- При отечной форме ОСЛТ:
Дозированные аэрозоли b2-агонистов (сальбутамола, фенотерола, беродуала (фенотерола+ипратропия бромида) — 1-2 дозы без спейсера или 4-5 доз через спейсер.
- При аллергической природе заболевания ввести 2,5% р-р прометазина (пипольфена) — 0,1–0,15 мл/год в/мышечно;
- при беспокойстве ребенка ввести: 0,5% р-р диазепама (седуксена) 0,05 мл/кг в/мышечно.
Госпитализация в инфекционное отделение.
Неотложная помощь при II степени стеноза:
- оксигенотерапия;
- интраназальное введение р-ра нафазолина;
- ввести 3% р-р преднизолона 2-3 мг/кг в/мышечно, в/венно (или 0,4% р-р дексаметазона 0,6 мг/кг в/мышечно, в/венно);
- при беспокойстве — ввести 0,5% р-р диазепама (седуксена) 0,05 мл/кг в/мышечно.
Госпитализация в ОИТР инфекционного стационара.
Неотложная помощь при III – IV степени стеноза:
- оксигенотерапия;
- ввести 3% р-р преднизолона 5 –7 мг/кг или 0,4% р-ра дексаметазона 0,7 мг/кг в/венно, в/мышечно;
- при IV степени стеноза – интубация трахеи (при невозможности ее выполнения — коникотомия).
Экстренная госпитализация (при транспортировке — готовность к экстренной интубации трахеи, обеспечение проведения ИВЛ, инфузионная терапия для коррекции гемодинамических нарушений) в реанимационное отделение ближайшего стационара.
Витамин D и здоровье детей
Основные дифференциальные показатели у детей
Источник
Ребенок вдохнул инородное тело
Поделиться:
Инородные тела в дыхательных путях у детей — проблема распространенная и довольно опасная. Чаще всего в такой ситуации оказываются дети от 5–6 месяцев до 5 лет. Именно в этом возрасте ребенок познает мир через «потрогать», «попробовать на вкус», поэтому он тянет в рот все, что попадается под руку. Это и игрушки, и пуговицы, и мелкие детали конструктора, список можно продолжать до бесконечности.
Отвлекаясь во время смеха или разговора, ребенок случайно может проглотить или вдохнуть посторонний предмет. При более благоприятном раскладе инородное тело пройдет в ЖКТ и через несколько дней удалится естественным путем, более опасный вариант — попадание в дыхательную систему. Именно о нем и пойдет речь.
Если никто из родителей не видел момент проглатывания предмета, а ребенок сам не может рассказать о том, что его беспокоит, патологию можно спутать с инфекционным заболеванием или аллергией. Есть ряд моментов, которые помогут заподозрить наличие инородного тела в дыхательных путях. Характер и степень выраженности симптомов зависят от того, на каком уровне дыхательных путей находится инородное тело, а также от степени закрытия дыхательных путей посторонним предметом и тем, насколько этот предмет плотно сидит.
Гортань
Самыми опасными являются инородные тела гортани. Это связано с тем, что даже при небольшом размере предмета возникает рефлекторный спазм мышц гортани. При полном закрытии голосовой щели инородным телом и выраженном спазме мышц возможна полная остановка дыхания и потеря сознания. В этом случае необходимо срочно извлечь предмет, иначе возможен исход вплоть до летального. При неполном закрытии голосовой щели у ребенка появляется одышка с преимущественным затруднением вдоха, дыхание при этом может быть как бесшумным, так и, наоборот, шумным, свистящим.
Часто в таких случаях наблюдается приступообразный кашель. Если инородное тело в гортани меняет свое положение, периоды удушья могут чередоваться с облегчением состояния. Основным признаком, который позволяет отличить инородное тело гортани от другой патологии, является внезапное начало приступа. Перед появлением данных симптомов ребенок полностью здоров.
Трахея
При небольших размерах инородного тела оно может проникнуть в трахею. Если предмет неподвижен и перекрывает трахею почти полностью — это сопровождается затруднением вдоха, частым дыханием, ребенок беспокоен, кончик носа, уши, пальцы рук и ног могут иметь синюшный оттенок. Частичное перекрытие может проявлять себя периодически возникающим приступообразным кашлем, который будет усиливаться при волнении, физической нагрузке.
Читайте также:
Инородное тело в дыхательных путях
Если посторонний предмет подвижен, при дыхании возможно его смещение в сторону голосовых связок, что вызывает их мгновенное закрытие. В тот момент, когда предмет ударяется о сомкнутые голосовые связки, можно услышать громкий звук, похожий на удар в ладоши. Этот процесс сопровождается приступами удушья, чередующимися с периодами полного отсутствия симптомов. Иногда происходит ущемление инородного тела голосовыми связками, что приводит к картине, характерной для инородного тела гортани.
Бронхи
Возможно также продвижение инородного тела в бронхи. Из-за анатомических особенностей инородные тела чаще попадают в правый бронх. Посторонний предмет провоцирует спазм гладкой мускулатуры бронхов, что проявляется приступообразным кашлем с небольшим количеством трудноотделяемой мокроты, одышкой.
Через некоторое время инородное тело бронха провоцирует присоединение инфекции — возникает бронхит или пневмония. Если ребенку поставили диагноз «воспалительное заболевание легких», он болеет долго и его состояние не улучшается — возможно, в его бронхи попало инородное тело.
Что делать, если ребенок задыхается
Если ребенок перестал дышать из-за инородного тела, ему срочно нужна помощь — это жизненно важно. Есть несколько вариантов извлечения предмета.
1) Маленького ребенка — взять за ноги и перевернуть вниз головой лицом к себе. Удерживая его одной рукой, второй несколько раз похлопать по спине.
2) Положить ребенка животом на свое колено или предплечье, его голову опустить вниз и несколько раз похлопать по спине. Если результата нет, то необходимо, не меняя положения ребенка, надавить на корень языка или пощекотать заднюю стенку глотки, чтобы вызвать кашлевой и рвотный рефлексы.
3) Если ребенку больше одного года, то его можно уложить животом на жесткую поверхность и несколько раз похлопать его по спине между лопатками.
4) У детей старшего возраста возможно проведение приема Геймлиха. Нужно встать позади ребенка, обхватить его, поместить свои руки ниже его грудной клетки и выше талии и произвести несколько толчкообразных движений по направлению косо вверх.
Если симптомы выражены незначительно, но есть подозрение на наличие инородного тела, необходимо срочно обратиться к врачу. После соответствующего обследования и подтверждения диагноза будет проведена трахеобронхоскопия, в ходе которой инородное тело извлекут. Впрочем, к врачу лучше обратиться в любой ситуации — кто знает, может быть, предметов было несколько.
Источник
Инородное тело в дыхательных путях. Пути к спасению
Поделиться:
Говорят, что цинизм врача переходит все границы. У друзей, заходящих в ординаторскую, волосы дыбом встают от наших разговоров. Болезни и смерть для нас обычный повод для бесконечных хохм и шуток. Но даже среди врачей есть темы, на которые не принято иронизировать и лишний раз упоминать. Одна из них – смерть от асфиксии. В этой статье мы рассмотрим самую «бытовую» из причин удушья – инородное тело в дыхательных путях, и расскажем, как оказать при этом первую помощь.
Смерть от асфиксии. Никто не застрахован
У подавляющего числа больничных пациентов процесс умирания от асфиксии длится в несколько этапов и чаще всегощ, перед последним сердечным толчком (не дыханием, поскольку они на ИВЛ) они находятся в бессознательном состоянии.
Погибающие от удушья во внебольничных условиях до последнего момента в сознании, они чувствуют, как их дыхательные мышцы «разрываются», пытаясь сделать вдох. Чувствуют, как в голове молотом бьет пульсовая волна, сосуды в глазах лопаются от напряжения. Человек недавно полностью здоровый, понимает, что сейчас умрет, и это его ужасает. И лишь в самый последний момент он проваливается в черную пустоту…
К сожалению, одной из причин, приводящих к несчастью, является причина совершенно бытовая – человек подавился едой.
Наверное, Создатель не очень удачно спроектировал наше тело, соединив в одну трубку дыхательные и пищеварительные тракты. Лишь тоненький лепесток-надгортанник защищает органы дыхания от беды. С другой стороны, неизвестно, как трансформировался бы процесс нашего развития и передачи информации, будь у нас лицевой скелет с жестко разделенными трактами? Возможно, кто-нибудь с фантазией и художественным талантом изобразит жизнеспособное существо с подобным лицевым скелетом, а мы пока продолжим наш рассказ.
Читайте также:
Ребенок вдохнул инородное тело
На сегодняшний день мы таковы, какими созданы, неважно – в ходе эволюции или в конструкторском бюро божественной академии, и с этим придется смириться. Но любопытно, что у животных состояния “попало не в то горлышко” крайне редки. Нет, моя собака давится, когда глотает невероятного размера кусок мяса, но самостоятельно отхаркивает его и спокойно кушает дальше. Львы в прайде при дележе добычи рвут килограммовые куски мяса и глотают не давясь. Как? Ведь в целом строение нашего скелета схоже?
Прихожу к мнению, что предки наши были весьма и весьма правы, говоря: «Когда я ем, я глух и нем». Ведь во время разговора, надгортанник на мгновение открывает вход в трахею, и этого будет достаточно, чтобы во время вдоха вы поперхнулись.
Впрочем, в медицинской практике встречаются случаи поэкзотичнее: например, женщина кушала шашлык, и кусок мяса застрял у нее в верхних отделах пищевода. Она не страдала от асфиксии и могла бы спокойно обратиться в стационар. Но наши люди не ищут простых решений. Женщина схватила кий от бильярда и протолкнула кусок ниже. Вы уже представили этот процесс? Жутко эротичное зрелище. Проблема только в том, что она порвала пищевод, устроив себе медиастинит. До сих пор мало кто выживает в этом состоянии, но ей повезло.
Детям – особое внимание!
Маленькие дети. Ох уж эти создания, которые всегда в тонусе. Вечно куда-то стремятся, лезут в такие щели, куда взрослый и заглянуть боится. У них нет страха, у них напрочь отсутствует чувство самосохранения! Они постоянно что-то познают, всё тащат в рот попробовать, спрятать.
Нам еще в студенческие годы преподаватель по ЛОР-болезням говорил: «ребята, покупайте своим детям рубашки и кофточки с кармашком на груди. Им обязательно надо спрятать свою находку, и если нет кармашка, то в рот». У всех детских эндоскопистов собрана коллекция находок из дыхательных путей, в том числе из трахеи, гортани, из носа. А ЛОР-врачи дополняют эти коллекции предметами, извлеченными из внешнего уха.
Как быть с детьми? Не оставлять их в одиночестве, отбирать мелкие вещи – только так! И не давать им кушать то, что не предназначено для их возраста, поймите – пищеварительная система, готовая принять жидкое молоко, еще не готова принять колбасу.
Иногда взрослые удивляют своей беспечностью. Несколько лет назад я, будучи в командировке в маленькой больнице, куда далеко не всегда можно добраться на машине, а самолеты ограничены метеорологическими условиями, принимал двухлетнего малыша. Он был беспокоен, постоянно кашлял. Оказалось – бабушка с полутора лет давала ему лузгать неочищенные семечки! Она еще сильно удивилась, когда мы ей сказали, всё, что об этом думаем.
Так простая безалаберность, чуть не привела к трагедии. Малыша мы тогда наблюдали, ждали приезда эндоскопистов, подготовили реанимационное оборудование, поскольку реакцию бронхов предсказать невозможно. Только через двенадцать часов областным специалистам удалось добраться до поселка. Под общим обезболиванием удалили большую семечку из правого бронха, она флотировала в такт дыханию.
Повезло мальчишке, часто бывает так, что не удается удалить инородное тело, и оно остается в легком. В последующем у таких пациентов часты пневмонии, бронхиты, развивается астма.
Порядок оказания первой помощи
Итак, что делать, если вы поперхнулись, кусок пищи попал в гортань и перекрыл дыхательные пути?
Кашляйте, если это ваше дитя старше одного года, просите, чтобы ребенок кашлял. При этом не трясите и не хлопайте по спине, не делайте так, чтобы кусок провалился дальше.
Если не помогло, попросите чтобы страдалец открыл рот, отожмите пальцем язык, если вы уверены, что можете достать – доставайте! Если уверенности нет и дыхание относительно не страдает – пусть пострадавшим займутся специалисты – не рискуйте!
Если больной слабеет, синеет, кашель сокращается, а скорая пока в пути, значит надо действовать самому!
Встаньте сзади, обхватите больного на уровне пояса, при этом одну руку сожмите в кулак, так, чтобы кулак оказался чуть выше пупка, но по центру (иначе, при резком движении вы рискуете порвать печень!). Другой рукой возьмитесь крепко за кулак своей руки и резко надавите на себя и вверх, при этом возникнет высокое давление в дыхательных путях, которое должно выдавить инородное тело как из пушки. Проделайте это несколько раз, пока кусок не выйдет, пока не приедет доктор или в худшем случае до потери сознания реанимируемого.
Если ничего не помогло, человек потерял сознание и на встряску не реагирует – не паникуйте, шансы на спасение еще есть! Положите больного на жесткую поверхность, расстегните рубашку, откройте рот, отожмите язык, посмотрите, возможно, инородное тело теперь можно извлечь. Если вы видите его, обязательно пробуйте извлечь, поскольку время в такой ситуации не на вашей стороне.
Запрокиньте голову, вытяните челюсть вверх, послушайте, не появилось ли дыхание. Нет дыхания? Поверните голову пострадавшего в одну, другую сторону. Дыхание не появилось? Положите ему салфетку на рот, зажмите нос, вдохните медленно в больного порцию своего воздуха. Если грудная клетка поднялась, аккуратно продолжайте дышать и ждать приезда скорой.
Если в ответ на ваш вдох грудная клетка не поднимается, встаньте у коленей больного, ладонями упритесь в середину живота чуть выше пупка и резко надавите вниз и одновременно в сторону головы, как бы выталкивая инородное тело, и так раз десять подряд. Потом посмотрите во рту, не вышло ли инородное тело? Если нет, то попытайтесь еще раз сделать искусственное дыхание. Потом снова давите на живот.
Даже если вам удалось удалить инородное тело, в любом случае везите больного в больницу, ибо гипоксия могла повредить внутренние органы, вы могли повредить внутренние органы, либо кусок инородного тела мог остаться в дыхательных путях. Везите обязательно!
Источник