Оказание услуг по лечебному питанию

О закупке услуг по приготовлению диетического лечебного питания

«Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение», 2017, N 2

Может ли заказчик (допустим, медицинское учреждение) при закупке с целью обеспечения государственных и муниципальных нужд услуг по приготовлению диетического лечебного питания установить к участникам закупки требование о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности по диетологии?

О требованиях, предъявляемых к участникам закупки

Закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд должны осуществляться с соблюдением норм Федерального закона N 44-ФЗ . Так, заказчик при проведении закупки обязан установить единые требования к участникам закупки, перечисленные в ч. 1 ст. 31 обозначенного Закона (они фиксируются в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке). Первое из этих требований — соответствие участников требованиям, предъявляемым законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. В свою очередь, одно из таких законодательных требований касается правоспособности юридического лица (абз. 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ).

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Норма гражданского права. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного такой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

В части 7 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ подчеркнуто: указанные в данной статье требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок. При этом заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение положений Федерального закона N 44-ФЗ (ч. 6).

Промежуточный вывод. Если деятельность, являющаяся объектом закупки, подлежит обязательному лицензированию согласно положениям законодательства РФ, заказчик обязан установить к участнику закупки требование о представлении в своей заявке копии лицензии на осуществление соответствующей деятельности, на что Минэкономразвития и указало в Письмах от 09.09.2016 N ОГ-Д28-10730, от 18.11.2016 N Д28и-3061, от 16.11.2016 N Д28и-2990, от 23.11.2016 N Д28и-3192.

Приготовление диетического лечебного питания — медицинская деятельность?

Согласно п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность (за исключением ситуации, когда эта деятельность ведется медицинскими и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») относится к лицензируемым видам деятельности.

В ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» медицинская деятельность включена в раздел Q «Деятельность в области здравоохранения и социальных нужд», при этом деятельность в области здравоохранения выделена в отдельный класс (86) и включает в себя:

  • деятельность диагностических стационаров и больниц, общих или специализированных, хирургических, психиатрических и наркологических лечебниц, санаториев, профилакториев, частных медицинских лечебниц, интернатов, психиатрических клиник, центров реабилитации, лепрозориев и прочих организаций здравоохранения, которые имеют жилые помещения и проводят диагностику, обеспечивают лечение стационарных больных с любыми медицинскими показаниями;
  • медицинские консультации и лечение в области общей и специализированной медицины терапевтами, врачами-специалистами и хирургами;
  • предоставление услуг по общей или специализированной врачебной практике и ортодонтической деятельности;
  • деятельность по охране здоровья человека вне деятельности больниц или практикующих врачей, предоставляемой парамедицинскими специалистами, которые имеют юридические права на лечение пациентов.

Утвержден Приказом Госстандарта от 31.01.2014 N 14-ст.

В свою очередь, деятельность больничных организаций (группа 86.10) предполагает среди прочего предоставление услуг операционной, лекарств, питания и другого стационарного обслуживания. Таким образом, деятельность медицинских организаций включает в себя также обеспечение пациентов соответствующим питанием.

В то же время в разделе I «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания» ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) в отдельный класс (56) выделена деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков, включающая услуги по предоставлению продуктов питания и напитков, готовых к употреблению непосредственно на месте и предлагаемых:

  • в традиционных ресторанах, заведениях самообслуживания;
  • на предприятиях питания, отпускающих продукцию на вынос;
  • на прочих предприятиях питания, работающих на постоянной или временной основе, с предоставлением мест для сидения или без.
Читайте также:  Ревматоидный артрит народные средства это

Здесь, к примеру, деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания (класс 56.29) включает в себя приготовление и поставку организациям, по договоренности с заказчиком, продуктов питания предприятиями общественного питания на протяжении определенного длительного периода времени.

Промежуточный вывод. По ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) если предоставлением продуктов питания и напитков для пациентов занимается предприятие, не являющееся само по себе больничной организацией, то его деятельность, связанную с оказанием услуг по приготовлению диетического лечебного питания, нельзя считать деятельностью в области здравоохранения.

Так нужна ли лицензия для приготовления диетического лечебного питания?

Однако есть другой нюанс, логически вытекающий из следующих норм.

Норма первая — ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Здесь сказано, что лечебное питание является неотъемлемым компонентом лечебного процесса и профилактических мероприятий, включает в себя пищевые рационы, которые имеют установленный химический состав, энергетическую ценность, состоят из определенных продуктов, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, подвергаемых соответствующей технологической обработке.

Норма вторая — п. 3 ст. 15 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов». Продукты диетического питания должны иметь свойства, позволяющие использовать их для лечебного и профилактического питания человека в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения требованиями к организации диетического питания, и быть безопасными для здоровья человека.

В свою очередь, указанные требования прописаны в Инструкции по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях . В ней, в частности, даны такие указания.

Утверждена Приказом Минздрава РФ от 05.08.2003 N 330 (приложение 4).

Общее руководство диетпитанием в лечебно-профилактическом учреждении осуществляет главный врач, а в его отсутствие — заместитель по лечебной части.

Ответственным за организацию лечебного питания является врач-диетолог. В тех случаях, когда должность врача-диетолога в лечебно-профилактическом учреждении отсутствует, ответственной за эту работу является медицинская сестра диетическая.

В подчинении врача-диетолога находятся медицинские сестры диетические и все работники пищеблока, обеспечивающие лечебное питание в лечебно-профилактическом учреждении в соответствии с данным Приказом.

На пищеблоке лечебно-профилактического учреждения контроль за соблюдением технологии приготовления и выходом готовых диетических блюд осуществляет заведующий производством (шеф-повар, ст. повар), контроль за качеством готовых диетических блюд — врач-диетолог, медицинская сестра диетическая, дежурный врач, разрешающий выдачу готовой пищи в отделения.

Если заглянуть в Положение об организации деятельности врача-диетолога , то становится понятным, что приготовление диетического лечебного питания без врача-диетолога, по сути, невозможно. Ведь он среди прочего обязан:

  • проверять качество продуктов при их поступлении на склад и в пищеблок;
  • контролировать правильность хранения запаса продуктов питания;
  • осуществлять контроль за правильностью закладки продуктов при приготовлении блюд;
  • готовить документацию по организации лечебного питания (карточки-раскладки, семидневное меню, семидневное сводное меню — летний и зимний варианты);
  • контролировать правильность ведения документации медицинской сестрой диетической (меню-раскладка, меню-требование и др.);
  • осуществлять контроль за качеством готовой пищи перед выдачей ее в отделения путем снятия пробы в каждый прием пищи;
  • контролировать своевременность проведения профилактических медицинских осмотров работников пищеблока и буфетных и не допускать к работе лиц, не прошедших профилактических медицинских осмотров и больных гнойничковыми, кишечными заболеваниями, ангиной;
  • систематически организовывать повышение уровня квалификации работников пищеблока по вопросам лечебного питания.

Утверждено также Приказом Минздрава РФ N 330 (приложение 1).

В свою очередь, услуги по диетологии включены в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, приведенный в приложении к Положению о лицензировании медицинской деятельности . Это означает, что медицинская деятельность, связанная с оказанием услуг по диетологии, подлежит лицензированию.

Полное название документа — Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291.

Читайте также:  Социальное обеспечение лекарственными средствами

В итоге, если приготовление пищи осуществляется на территории медицинской организации, по понятным причинам врач-диетолог, скорее всего, входит в штат этой организации, соответственно, о предоставлении услуг по диетологии со стороны предприятия общепита (исполнителя) речи не идет. А как разрешается ситуация, если предприятие общепита готовит диетическое лечебное питание на своей территории и затем уже доставляет его в медицинское учреждение?

Минэкономразвития рассуждает так (см. Письмо от 21.10.2016 N Д28и-2772).

Во-первых, услуги по приготовлению диетического лечебного питания на территории заказчика не относятся к медицинским услугам, а значит, не подлежат обязательному лицензированию. А вот услуги по приготовлению диетического лечебного питания на территории исполнителя обязательному лицензированию уже подлежат.

Во-вторых, документация конкурса с ограниченным участием составляется заказчиком с учетом требований Федерального закона N 44-ФЗ и антимонопольного законодательства исходя из собственных нужд.

Итоговый вывод от чиновников звучит так.

Заказчик вправе включить в документацию конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по приготовлению диетического лечебного питания условия, в соответствии с которыми при возникновении аварийных ситуаций на пищеблоке заказчика оказание услуг осуществляется на базе исполнителя дистанционно с подтверждением наличия лицензии на осуществление медицинской деятельности по диетологии либо с привлечением к оказанию услуг соисполнителей, субподрядчиков из числа организаций, имеющих указанную лицензию.

С представленным подходом можно поспорить, о чем свидетельствует позиция судей, выраженная в Постановлении ФАС УО от 19.06.2008 N Ф09-4386/08-С1 по делу N А50-15108/07. В предмет рассматриваемого по делу конкурса объединены два вида услуг: при этом один вид услуг (приготовление лечебного питания) свободно обращается на рынке, а для реализации другого вида услуг (медицинские услуги по диетологии) необходима лицензия. Однако включение в предмет конкурса указанных видов услуг ограничивает круг участников открытого конкурса только теми, кто имеет лицензию на медицинскую деятельность (по специальности «диетология»). В связи с этим судьи посчитали обоснованным следующий довод антимонопольного органа. Требование конкурсной документации о представлении действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности по специальности «диетология» при стационарной помощи, в том числе в условиях дневного стационара, не является требованием, предъявляемым законодательством РФ к лицам, оказывающим услуги, являющиеся фактическим предметом конкурса (приготовление лечебного питания для пациентов лечебно-профилактических учреждений). Кроме того, следует учитывать, что ответственность за организацию лечебного питания в лечебно-профилактическом учреждении несет само учреждение, а не сторонний подрядчик, привлекаемый по результатам конкурсного отбора.

Ответ на поставленный вопрос о том, может ли заказчик при закупке услуг по приготовлению диетического лечебного питания установить к участникам требование о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности по диетологии, по мнению Минэкономразвития, является положительным в том случае, если приготовление пищи производится на территории исполнителя. Однако данное утверждение спорно, так как организацию лечебного питания (в частности, предоставление медицинской услуги по диетологии) в лечебно-профилактическом учреждении осуществляет само лечебное учреждение, а не сторонняя организация, привлекаемая по результатам конкурсного отбора.

К сведению. Если закупка услуг общественного питания и (или) пищевых продуктов для медицинских организаций осуществляется в результате проведения конкурса с ограниченным участием (когда начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 000 руб.), к участникам закупки предъявляются дополнительные требования, указанные в Постановлении Правительства РФ от 04.02.2015 N 99. Итак, у участника должен быть опыт исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) должна составлять не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс. Минэкономразвития, со своей стороны, подчеркивает, что документом, подтверждающим соответствие указанному дополнительному требованию, является один государственный или муниципальный контракт либо один договор, заключенный с бюджетным учреждением. А вот договор, заключенный с муниципальным унитарным предприятием, автономным учреждением или автономной некоммерческой организацией, в качестве такого подтверждающего документа выступать не может (Письма от 22.11.2016 N ОГ-Д28-13248, от 08.11.2016 N ОГ-Д28-12662).

Источник

Читайте также:  Народная медицина при больных почках

Оказание услуг по лечебному питанию

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства экономического развития РФ от 21 октября 2016 г. N Д28и-2772 «О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) и в рамках своей компетенции сообщает.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.

Виды услуг, оказываемых предприятиями и организациями населению, определяет Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93, утвержденный постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. N 163 (далее — ОКУН).

ОКУН включает в себя группу «Медицинские услуги, санаторно-оздоровительные услуги, ветеринарные услуги» (код 08).

Вместе с тем услуги по приготовлению диетического лечебного питания для больных, находящихся на стационарном лечении, к указанной группе не относятся.

Номенклатура медицинских услуг, утвержденная приказом Минздравсоцразвития России от 27 декабря 2011 г. N 1664н, также не относит услуги в сфере диетологии к медицинским услугам.

Учитывая изложенное, услуги по приготовлению диетического лечебного питания на территории заказчика не относятся к медицинским услугам, а значит, не подлежат обязательному лицензированию.

Вместе с тем согласно Перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, являющемуся приложением к Положению о лицензированию медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2012 г. N 291, диетология составляет медицинскую деятельность.

Таким образом, услуги по приготовлению диетического лечебного питания на территории исполнителя подлежат обязательному лицензированию.

Необходимо отметить, что документация конкурса с ограниченным участием составляется заказчиком с учетом требований Закона N 44-ФЗ и антимонопольного законодательства, исходя из собственных нужд.

Учитывая изложенное, заказчик вправе включить в документацию конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по приготовлению диетического лечебного питания условия, в соответствии с которыми при возникновении аварийных ситуаций на пищеблоке заказчика оказание услуг осуществляется на базе исполнителя дистанционно с подтверждением наличия лицензии на осуществление медицинской деятельности по диетологии либо с привлечением к оказанию услуг соисполнителей, субподрядчиков, из числа организаций, имеющих указанную лицензию.

Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В. Чемерисов

Обзор документа

Даны разъяснения по вопросу оформления документации конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по приготовлению диетического лечебного питания.

Заказчик вправе включить в документацию условие, согласно которому при возникновении аварийных ситуаций на пищеблоке заказчика услуги оказываются на базе исполнителя дистанционно с подтверждением наличия лицензии на осуществление медицинской деятельности по диетологии либо с привлечением соисполнителей, субподрядчиков, из числа организаций, имеющих такую лицензию.

Источник

Оцените статью