- Помощь при стрессе
- Зачем нужна помощь при стрессе?
- Причины стресса
- Почему у диких животных не бывает подобных переживаний?
- Требуется ли ребенку помощь при стрессе?
- Что происходит при стрессе?
- Факторы возможного стресса
- Обычная помощь при стрессе
- Ошибки
- Возможные осложнения после стресса
- Помощь при стрессе в клинике
- Оказание первой помощи при стрессе
- Гештальт-терапия, как первая помощь при стрессе
- Когнитивно-поведенческая терапия при стрессе
- Гипноз как помощь при стрессе
Помощь при стрессе
Помощь при стрессе и после стрессового воздействия на психику человека требует особых, индивидуальных решений. Это связано не только с индивидуальными особенностями формирования и становления нервной системы. Следует учитывать и особенности окружения человека, его привычной среды, привычек и социальные факторы.
Помощь при стрессе — горячая линия +74951350109
Звоните, мы помогаем в самых тяжелых ситуациях. Наше лечение подбирается строго индивидуально и не нарушает привычного ритма жизни. Мы используем новейшие разработки восстановительной терапии. Наши терапевтические программы работают всегда!
Зачем нужна помощь при стрессе?
Стресс — это деструктивная реакция организма на конфликт между объективной и субъективной реальностью. По сути, это защитная реакция организма. Однако, это может серьёзно навредить психической деятельности человека.
Каждый день человек испытывает на себе воздействие различных физических и психических факторов. Жизнь — это процесс, в ней постоянно что-то меняется. И наша психическая деятельность направлена на встраивание новых элементов в нашу реальность. Мы делаем это каждую секунду. Здоровая личность быстро и конструктивно приводит в соответствие субъективные и объективные факторы, сохраняя общую картину мира. Это называется в обществе целостной личностью.
Последствия стресса могут сформировать более сложные психические расстройства. Это связано с тем, что в момент стрессовой нагрузки головной мозг работает в режиме перегрузки. Может произойти срыв высшей нервной деятельности, даже с изменением обменных процессов головного мозга. Поэтому квалифицированная помощь при стрессе необходима практически каждому человеку.
Причины стресса
Наша зона комфорта сохраняется только тогда, когда есть согласованность между внутренним и внешним. Но бывает, что несколько новых факторов появляются одновременно и они резонируют, либо возникает один фактор, но очень значительный. В связи с этим человек становится неспособным быстро сориентироваться в ситуации и привести ее в соответствие со своим внутренним представлением о мире. И тогда неразрешенный конфликт приводит к стрессу.
Почему у диких животных не бывает подобных переживаний?
Животное не разделяет вещи на объективные и субъективные, у него нет двойственности и, соответственно, не возникает внутреннего конфликта. В любой ситуации оно делает все, что зависит от его физических способностей: может убежать либо покусать врага, уйти от холода, направить все силы на поиск пищи и воды. Зверь однозначно оценивает окружающую ситуацию, свои силы и место в общественной иерархии, так как опирается на свой опыт, а не на логику (абстрактный ум). Он не рассуждает, почему он находится внизу иерархической лестницы, а пробует пробиться наверх, путем определенных ритуалов и схваток с соплеменниками.
Человек же более развитое существо. У него есть представление об идеале (часто навязанном) и собственные индивидуальные потребности. Также его ограничивают культурные и моральные рамки: нормы, правила, запреты, требования, сложившийся этикет, долг перед близкими или Родиной, психологический гнет и т. д. Все это, время от времени, приводит к конфликту интересов. Ребенок захотел на уроке в туалет, но боится строгого учителя или есть страх публичного заявления. Он терпит и не поднимает руки.
Требуется ли ребенку помощь при стрессе?
У ребенка возникает конфликт между его объективным знанием, что сходить в туалет это вполне доступно и легко, и искажением воспитания из-за своих субъективных установок. Ему предстоит принять решение: потерпеть до конца урока и признать себя слабаком, либо открыто заявить перед всем классом о своей потребности. Если он продолжает метаться между двумя решениями — возникает психологическое давление.
Возьмем другую ситуацию — неизлечимую болезнь. В идеале, при неизлечимой болезни, мозг перестраивает свою деятельность, чтобы справиться с ситуацией: вырабатывает обезболивающие вещества (боль, как защитный фактор уже не нужна организму) и постепенно готовит организм к умиранию, поэтапно отключая органы тела. Либо он решает бороться за жизнь любой ценой и тогда организм тоже начинает вырабатывать все необходимые лечебные факторы для выздоровления.
Но, необходимо помнить, что нервная система у ребенка ещё не окрепшая и большие стрессовые нагрузки способны нарушить биологический баланс. Именно поэтому помощь ребенку при стрессе так же, а может и в большей степени, необходима.
Что происходит при стрессе?
Что же происходит на самом деле, при сформированной в настоящем обществе культуре? Неизлечимо больной в первом случае (если принимает факт смертельной болезни) начинает винить врачей и неразвитые технологии, которые упустили диагностирование болезни на раннем этапе, возникает ощущение несправедливости к себе: судьбы и Бога. Он уверен, что мог прожить еще, если бы не данная несправедливость. Отсюда идут страдания.
Теперь рассмотрим больного со вторым типом реагирования — собственную веру в выздоровление. Такой человек начинает бороться за свою жизнь, активно использует открытия научной медицины, альтернативные способы лечения, перестраивает свое мировоззрение на новый лад. И тут он сталкивается с сопротивлением общества. Врачи упорно твердят ему о конечной стадии болезни, родственники сожалеют, но отказываются помогать ему, собственные знания и описания болезни в литературе так же описывают его ближайший уход. Налицо — конфликт собственных потребностей и знаний общества. Нужно иметь немалую силу духа, чтобы сохранить равновесие и продолжать бороться до победного. Во врачебной практике, литературе и интернет-источниках появляется все больше и больше таких историй.
Человек консервативный, ригидный более подвержен стрессовым ситуациям, чем динамичный и гибкий. Ему сложно принять факт нового, и в его реальности происходит разрыв между его миром и «миром снаружи». Это относится к личностным факторам стресса.
Факторы возможного стресса
- Психологический (эмоциональный, травматический и информационный)
- Физиологический
- Кратковременный и хронический
- Эустресс и Дистресс.
Эмоциональный — связанный с переживанием сильных эмоций. Причем не важно, являются ли эти эмоции положительными (эустресс) или отрицательными (дистресс). Помощь при этом виде стресса: уход из стрессирующей ситуации: необходимо время, чтобы дать эмоциям остыть, а самому успокоиться.
Посттравматический или, правильнее, посттравматическое стрессовое расстройство — это болезненное состояние после пережитой травмирующей ситуации (трагическая потеря близких, нахождение в зоне боевых действий, катастрофы, изнасилование, прямая угроза жизни и т. д.) Помощь при посттравматическом стрессе включает медикаментозную терапию, общеукрепляющие процедуры, глубинную психологическую проработку остаточных явлений, обучение саморегуляции и расслаблению, работу с эмоциями.
Информационный связан с факторами экстремального воздействия учебного процесса или профессиональной деятельности (так называемое заболевание оператора), когда происходит перегрузка когнитивных функций человека большим потоком новой информации. Первой помощью при информационном стрессе является смена обстановки и рода деятельности: посетить музей, заниматься спортом. Немаловажное значение придается переходу на самостоятельную работу в учебном или производственном процессе, без контроля со стороны.
Физиологический — проявляется при воздействии на человека неблагоприятных физических факторов: жара, холод, голод, жажда. Это можно проследить на примере голодания в качестве метода похудания. Вместо того, чтобы организму использовать накопленные жировые отложения он блокирует доступ к запасам. Таков ответ на внешний стрессовый фактор. Такие женщины жалуются на стабилизацию веса и отсутствие эффекта похудания от голодной диеты. Параллельно появляется напряжение, раздражительность и эмоциональная нестабильность. Основной помощью при стрессе, связанном с воздействием физических факторов является устранение самого фактора. Требуется смена отношения к нему, общеукрепляющие процедуры и выработка толерантности к физическим внешним воздействиям.
Обычная помощь при стрессе
Обычно, когда человек длительное время находится поз воздействием стресс фактора или уже по окончанию этого воздействия, он начинает ощущать слабость, потерю аппетита, расстройство сна, утомляемость. Как правило с этими жалобами он приходит к терапевту. Терапевт использует общую тактику, старается убрать симптоматику. Но, обычно, рекомендует посетить психиатра для назначения специфической терапии, которая предупреждает развитие психических расстройств. Необходима так называемая постстрессовая терапия.
Терапевт может ограничиться лишь общими советами по антистрессовой терапии, это:
- восстановление режима труда и отдыха,
- общеукрепляющая терапия (витамины, фитотерапия, ароматерапия, водные процедуры, включая закаливание),
- пройти обучение способам саморелаксации и саморегуляции организма,
- назначает легкие успокоительные препараты.
Психологи предлагают первую помощь при стрессе:
- глубокое и спокойное дыхание,
- остановка внутреннего диалога,
- диссоциированность от ситуации (посмотреть на себя со стороны),
- выражение мышечного напряжения вовне (удар кулаком по стулу, крик, бег на месте, бой посуды, танцы под громкую музыку и т. д.).
Сколько психологов, столько будет и самых разнообразных советов. Но это не решит главного вопроса — предупреждение формирования постстрессового расстройства. Не будет специфического лечения. Хотя большинство этих советов можно присовокупить непосредственно к необходимой терапии при стрессах.
Ошибки
Основными ошибками при стандартных советах психолога и терапевта является то, что не учитывается биологическое негативное влияние на физиологические процессы головного мозга. Если терапевт рекомендует пациенту посетить психиатра, то это не означает, что человек превратился в психа. Эта рекомендация говорит лишь о грамотном подходе специалиста к проблеме. Он желает, чтобы пациент полностью смог избавиться от возможных последствий.
Психолог, который пытается самостоятельно решить эту проблему, скорее всего малообразован. Он не понимает всю возможную опасность развития последствий полученного человеком стресса. И это не удивительно так как психолог имеет педагогическое образование. В своём стремлении помочь не может видеть возможные биологические изменения в организме.
Главной ошибкой является то, что человек боится на данный момент обратиться к психиатру. К тому специалисту, который может реально помочь и предотвратить возможные последствия. Однако, не стоит бояться! Идите на прием к психиатру и это поможет Вам не только избежать последствий стрессовой нагрузки, но и укрепит нервную систему.
Возможные осложнения после стресса
- тревожные расстройства;
- депрессии;
- неврозы;
- психосоматические расстройства;
- фобии.
Вот перечень основных, наиболее распространенных психических состояний которые чаще всего формируются у человека после стрессового воздействия. К сожалению они формируются именно потому, что люди вовремя не обратились к психиатру. Позже эти расстройства приобретают хроническое состояние от которых потом очень не легко избавиться.
Помощь при стрессе в клинике
Наша клиника впервые обратила внимание на стрессовые и пост стрессовые расстройства как конфликт между реальностью и внутренним восприятием ее человеком. Мы разработали новый подход к избавлению от острого состояния при стрессовых нагрузках и предупреждению возможных осложнений. Наши методики основаны на как устранении биологических изменений обменного характера, так и на дезактуализации деструктивного влияния факторов через их осознание и включение в свою систему мира. Если резонирующих факторов слишком много, то выделение приоритетных и уход от остальных, как второстепенных.
Мы успешно применяем антистрессовые комплексные программы уже более 20 лет которые помогли сотням людей.
Пройти антистрессовую программу и качественно повысить уровень жизни Вы можете, записавшись по телефонам указанным на сайте.
Источник
Оказание первой помощи при стрессе
Было установлено, что организм всегда реагирует одинаковыми реакциями на разные раздражители.
В процессе изучения этого явления сформулировано такое понятие, как стресс. В теории стресса речь идет о гомеостазе – постоянстве среды организма, который существует в определенных узких рамках. Все ситуации, которые выводят человека из этих рамок, приводят к возникновению стрессовых состояний. Стресс – это нормальное явление, но иногда по психологическим или физиологическим причинам организм не справляется.
Одной из предпосылок стресса являются внутриличностные конфликты, их разрешение и является областью приложения усилий психотерапевта и его клиента. Конфликты установок, убеждений, когнитивный диссонанс — конфликт ожидания и реальности — не только приводят к неврозам, но и являются стрессовыми факторами, действуют неспецифически на организм человека.
При стрессе происходит следующее:
1. Бьют тревогу все защитные системы организма, которые мобилизуются, разворачивают свои защитные функции для возращения организма к функционированию – борьбе, активному реагированию.
2. Включается стадия развернутого стресса – работают все специфические и неспецифические защитные системы. Эта стадия может продолжаться несколько минут, дней, а может длиться годами, в зависимости от того, сколько действует раздражителем тот фактор, который выводит человека из равновесия.
3. Если второй период продолжается достаточно долго, наступает стадия истощения, астении или хронической усталости, и на человека начинают «сыпаться» различные заболевания.
Существует более 800 техник выведения человека из состояния стресса, но крупных признанных подходов не так уж много.
Гештальт-терапия, как первая помощь при стрессе
Этот метод создает необходимость клиенту сфокусироваться на всех нюансах своего состояния. В процессе терапии пациент начинает понимать, что положительные изменения начинают происходить не тогда, когда он стремится изменить свое состояние, а именно начиная с того момента, когда он глубоко принимает особенности своего нынешнего самочувствия. Задача, которая стоит перед психотерапевтом – вызвать у клиента желание экспериментировать и пробовать маленькие элементы желаемого нового, признавая особенности своего нынешнего состояния. Новое – это всегда источник стресса.
Психотерапия стресса внутри кабинета выглядит как профессиональная работа, но не без мистики и чудес. Атмосфера – уважительная и неподобострастная. Терапевт проявляет внимание к развитию и развертыванию потребностей клиента, выявляя моменты, которые могут не понравиться в своих проявлениях. Обычно – это разговор, где терапевт больше молчит, а говорит, в основном, клиент. В ходе диалога психотерапевт обращает внимание на чувства и серьезные переживания клиента и может проводить различные эксперименты. Принцип этого метода психотерапии при стрессовых состояниях заключается в том, что врач не руководит жизнью клиента и не направляет его туда, где, по его мнению, есть жизнь без переживаний и стрессов. Его роль заключается в том, чтобы помочь пациенту узнавать и осознавать особенности своей жизни так, чтобы в результате терапии у клиента возникало большее количество вариантов выбора, а точнее – доступного, осознаваемого выбора, для которого есть ресурсы. Стресс оставляет в теле след – от гормональных изменений до статичных мышечных напряжений, изменений в осанке, походке, мимике. Терапевт помогает замечать клиенту происходящие телесные феномены. Замечая эти явления, человек яснее осознает свое состояние, желания, варианты реагирования.
Терапевт помогает клиенту в трудной борьбе с собственными дилеммами найти свой оптимальный путь и является соучастником происходящих с клиентом действий, правда со специфической ролью. Главный принцип гештальт-терапии — здесь и сейчас. Это очень живая практика. Отсроченные эффекты этого метода учат клиента замечать процессы, то есть выполнять «домашнюю работу». Основная задача психотерапевта – обучить клиента хорошо «работать» со своими процессами и потребностями. Навыки уносятся домой, в обыденную жизнь. В результате «проработанный» пациент или, чаще говорят, клиент, может самостоятельно справляться со стрессами, выбирая обстоятельства, способы реагирования, поощряя и поддерживая себя.
Когнитивно-поведенческая терапия при стрессе
Одно из ведущих мест по популярности и доказанной эффективности в помощи при стрессе занимает когнитивно-поведенческая терапия. Основная суть и смысл этого метода исходят из названия. Когнитивно – значит мысль, суждения, познания, поведенческая – поведение.
Психотерапия стрессовых состояний с помощью когнитивно-поведенческой терапии строится на принципах теории обучения. Суть, которую психотерапевт в ходе общения доносит до клиента – представление о том, что человек может совершать ошибки. Принцип подхода подразумевает, что состояние стресса может влиять и на мыслительную деятельность человека и на его поведение. Не бывает стресса без внутриличностного конфликта. Психотерапия стресса ведет к его поиску и подразумевает работу не только с поверхностными промежуточными мыслями и рациональными установками, но и идет глубже – к ядру личности, к системе отношений и к конфликтам, которые там возникают. Именно они являются причиной стрессового состояния, которое наблюдается на поверхности.
Задачей психотерапевта является обучение клиента смотреть на себя со стороны и таким образом получать больше информации о себе, учиться менять свое мышление и поведение – это то, что лежит в фокусе метода когнитивно – поведенческой терапии. Анализ от поверхностных произвольных мыслей к более глубоко лежащим – автоматическим и убеждениям, которые за этим прячутся, разъясняются клиенту в процессе терапии. Отношения внутри кабинета партнерские, без приказов, ответственность полностью делится между пациентом и врачом. Эти партнерские отношения подразумевают разъяснение модели стрессового расстройства. Пациент начинает понимать, каким образом он делает себе плохо, как может взглянуть на это со стороны и как может измениться. В методе когнитивно-поведенческой терапии при стрессе важны три принципа:
1. Осознание актуальной проблемы.
2. Формирование альтернативы. Психотерапевт учит, как поступать, какие существуют алгоритмы обработки информации, как необходимо выстраивать отношения.
3. Закрепление в обычной жизни.
В результате этого метода, клиент не только начинает понимать свое поведение, но и учится трансформировать его. Фокус внимания этого подхода – поддержать клиента в некой новой практике.
Гипноз как помощь при стрессе
Гипноз способен оказать весьма хорошую помощь при стрессе. Гипноз, применяемый в лечебной практике, выглядит несколько иначе, чем в других областях. Это – больше гипно-суггестивное воздействие, внушение, которое позволяет человеку расслабиться. При помощи гипноза психотерапевт снимает в очагах возбуждения коры головного мозга те острые моменты, которые возникли, остановились, «застыли» и не могут подвергнуться исправлению процессами торможения – так можно преподнести в павловских терминах. Использование психотерапевтами в практике психотерапии стрессовых расстройств внушения, как правило, дает очень хорошие результаты. Известно, что гипнотические техники применялись еще в глубокой древности. Врачи используют профессиональные тексты для внушения, самые опытные — импровизируют. Применение гипноза помогает в короткое время снять эмоциональное и психическое напряжение.
Стресс – это не бытовое понятие, хотя в быту человек вполне может осознать состояние стресса у себя и помочь себе. Это биологическое явление, которое нужно понимать и замечать. Когда клиент приходит за помощью, задача психотерапевта заключается в определении стадии стресса, если пациент действительно в нем находится. От этого зависит подбор метода успешного лечения, позволяющего уберечь человека от серьезных осложнений. Психотерапия стрессовых состояний, таким образом, направлена на расслабление, успокоение и отдых пациента, а также на поиск неосознаваемых стрессовых факторов, помощь в работе с осознаваемыми стрессовыми факторами.
Источник