- Основы медицинских знаний: пособие для сдачи экзамена.
- 4.10. Оказание медицинской помощи при стихийных бедствиях.
- Аварийно-спасательные и другие неотложные работы
- Правила поведения
- Личная безопасность при оказании первой помощи
- Правила поведения
- Действия при происшествиях природного характера
- Оказание первой помощи утопающему: пошаговая инструкция
Основы медицинских знаний: пособие для сдачи экзамена.
4.10. Оказание медицинской помощи при стихийных бедствиях.
Стихийным бедствием называется чрезвычайная ситуация, при которой возможны человеческие жертвы и материальные потери. Различают чрезвычайные ситуации природного (ураганы, землетрясения, наводнения и др.) и антропогенного (взрывы бомб, аварии на предприятиях) происхождения.
Внезапно возникающие стихийные бедствия и аварии требуют срочной организации медицинской помощи пострадавшему населению. Большое значение имеют своевременное оказание первой медицинской помощи непосредственно на месте поражения (само– и взаимопомощь) и эвакуация пострадавших из очага в медицинские учреждения.
Основным видом поражения при стихийных бедствиях являются травмы, сопровождающиеся опасными для жизни кровотечениями. Поэтому сначала необходимо принять меры по остановке кровотечений, а затем оказать пострадавшим симптоматическую медицинскую помощь.
Содержание мероприятий по оказанию медицинской помощи населению зависит от вида стихийного бедствия, аварии. Так, при землетрясениях это извлечение пострадавших из завалов, оказание им медицинской помощи в зависимости от характера травмы. При наводнениях первоочередным мероприятием является извлечение пострадавших из воды, их согревание, стимулирование сердечной и дыхательной деятельности.
На территории, подвергшейся воздействию смерча или урагана, важное значение имеет быстрое проведение медицинской сортировки пораженных, оказание помощи в первую очередь наиболее нуждающимся.
Пострадавших в результате снежных заносов и обвалов после извлечения из-под снега согревают, затем оказывают им необходимую помощь.
В очагах пожаров прежде всего необходимо погасить на пострадавших горящую одежду, на обожженную поверхность наложить стерильные повязки. В случае поражения людей угарным газом немедленно удалить их из зон интенсивного задымления.
При возникновении аварии на АЭС необходимо организовать проведение радиационной разведки, что позволит определить уровни радиоактивного заражения территории. Радиационному контролю должны быть подвергнуты продовольствие, пищевое сырье, вода.
Оказание помощи пострадавшим. При возникновении очагов поражения пострадавшим оказывают следующие виды помощи:
• первую медицинскую помощь;
• первую врачебную помощь;
• квалифицированную и специализированную медицинскую помощь.
Первая медицинская помощь оказывается пораженным непосредственно на месте поражения санитарными дружинами и санитарными постами, другими формированиями МЧС России, работающими в очаге, а также в порядке само– и взаимопомощи. Основная ее задача – спасение жизни пораженного и предупреждение возможных осложнений. Вынос пораженных к местам погрузки на транспорт осуществляют носильщики спасательных формирований.
Первую врачебную помощь пораженным оказывают медицинские отряды, медицинские подразделения воинских частей и сохранившиеся в очаге учреждения здравоохранения. Все эти формирования составляют первый этап лечебно-эвакуационного обеспечения пораженного населения. Задачи первой врачебной помощи заключаются в поддержании жизнедеятельности организма пораженного, предупреждении осложнений и подготовке его к эвакуации.
Квалифицированная и специализированная медицинская помощь пораженным оказывается в медицинских учреждениях.
Источник
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы
Правила поведения
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы представляют собой совокупность первоочередных работ, заключающихся в спасении и оказании помощи людям, в локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей, восстановлении минимально необходимого жизнеобеспечения.
Аварийно-спасательные работы проводятся в целях поиска и деблокирования пострадавших, оказания им медицинской помощи и эвакуации в лечебные учреждения. Все эти работы проводятся в максимально сжатые сроки.
Неотложные работы проводятся в целях всестороннего обеспечения проведения аварийно-спасательных работ, предотвращение дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами, а также обеспечение жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения.
В целях оперативного принятия мер, необходимых для нормализации обстановки и ликвидации угрозы безопасности граждан в соответствии с действующим законодательством Российской федерации в зоне чрезвычайной ситуации может вводиться чрезвычайное положение.
Для ведения аварийно-спасательных работ создается группировка сил гражданской обороны. В зависимости от обстановки эта группировка может быть сразу введена в очаг поражения или выводится в загородную зону. Из загородной зоны группировка может выдвигаться к очагу по нескольким маршрутам. Успешное ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ достигается быстрым вводом формирований в очаг поражения, высокой выучкой личного состава формирований, знанием и соблюдением мер безопасности в процессе работы, непрерывным управлением, организацией взаимодействия сил и средств формирований, непрерывным ведением спасательных работ в любое время суток и время года.
Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ условно подразделяется на 3 этапа:
начальный этап – проведение экстренных мероприятий по защите населения, спасению пострадавших местными силами и подготовке группировок сил и средств к проведению работ;
первый этап – проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ группировками сил и средств;
второй этап – завершение аварийно-спасательных работ, постепенная передача функций управления местным администрациям, вывод группировок сил, проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения.
Силы и средства группировки выводятся из зоны работ на основании решения руководителя или иных органов после завершения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ. В целях организованного вывода разрабатывается, специальный план, предусматривающий сроки, последовательность вывода, материально-техническое и транспортное обеспечение.
Источник
Личная безопасность при оказании первой помощи
Правила поведения
Соблюдение правил личной безопасности и обеспечение безопасных условий для оказания первой помощи (возможные факторы риска, их устранение)
Перед началом действий на месте происшествия следует обеспечить безопасные условия для оказания первой помощи. При этом необходимо помнить, что может угрожать участнику оказания первой помощи, пострадавшему и очевидцам происшествия:
• поражение электрическим током;
• интенсивное дорожное движение;
• возможное возгорание или взрыв;
• поражение токсическими веществами;
• агрессивно настроенные люди;
• высокая вероятность обрушения здания или каких-либо конструкций;
Для снижения риска поражения необходимо, например, выключить электричество, перекрыть бытовой газ, установить знаки аварийной остановки, перегородить проезжую часть автомобилем, попытаться потушить пожар, сообщить собравшимся людям, что сейчас будет оказываться первая помощь и т.д. Не следует пытаться оказывать первую помощь в неблагоприятных условиях. В этом случае следует обратиться к соответствующим службам (например, к сотрудникам аварийно-спасательных служб, полиции и т.д.).
Простейшие меры профилактики инфекционных заболеваний, передающихся при непосредственном контакте с человеком, его кровью и другими биологическими жидкостями
Для снижения риска заражения при оказании первой помощи следует использовать медицинские перчатки (для защиты рук) и защитные устройства для проведения искусственного дыхания «рот-устройство-рот», находящиеся в аптечках первой помощи. В настоящее время в России производятся устройства для искусственного дыхания различных конструкций. С правилами их использования можно ознакомиться в инструкциях, прилагаемых производителем каждого конкретного устройства.
В состав аптечки для оказания первой помощи работникам входят медицинские 3-слойные маски из нетканого материала, которые применяются для снижения риска инфицирования человека, оказывающего первую помощь.
В случае попадания крови и других биологических жидкостей на кожу следует немедленно смыть их проточной водой, тщательно вымыть руки. При наличии спиртовых антисептические салфеток из бумажного текстилеподобного материала (находятся в аптечке для оказания первой помощи работникам) необходимо обработать кожу с их помощью.
После проведения искусственного дыхания рекомендуется прополоскать рот.
Источник
Действия при происшествиях природного характера
Одними из самых опасных метеорологических явлений, возникающих в атмосфере, являются бури, штормы, ураганы и смерчи, которые обладают большой разрушительной силой и могут привести к чрезвычайным ситуациям с человеческими жертвами. Однако, современные метеорологические службы заранее выявляют приближение непогоды и заблаговременно через СМИ выдавать населению штормовое предупреждение.
При объявлении штормового предупреждения необходимо быть крайне осторожным и соблюдать некоторые простые правила:
— не отключайте радиоприемники и телевизоры — по ним может поступить новая информация и рекомендации по действиям;
— с наветренной стороны здания плотно закройте двери и окна, вентиляционные отверстия;
— с балконов, лоджий и подоконников уберите вещи;
— подготовьте запас воды и пищи, медикаментов, электрические фонари, свечи, переносной приёмник, документы и деньги;
— выключите газ, погасите огонь в печах;
— будьте готовы укрыться в помещениях без окон (ванная комната, коридор, кладовая и т.п.);
Если во время бури, шторма, урагана или смерча Вы оказались на открытой местности:
— быстро укройтесь в ближайшем здании (подъезде, магазине, и т.п.);
— если нет возможности укрыться в помещении, то следует находиться как можно дальше от зданий — это спасёт от летящих осколков шифера, стекла и черепицы, не укрывайтесь под высокими, одиноко стоящими деревьями.
— спрячьтесь в кювете, канаве, яме, плотно прижавшись к земле и укрыв голову руками;
— если вы находитесь а автомобиле, и нет возможности укрыться в каком-либо здании, оставайтесь в нем, отъехав на безопасное расстояние от места вероятного падения высоких деревьев, рекламных щитов и т. л.
После опасного природного явления:
— после ослабления ветра не торопитесь покидать своё укрытие, так как может последовать его новый порыв;
— если Вас известили, что опасное природное явление больше не возобновиться, можно выходить на улицу, при этом соблюдая максимальную осторожность и внимательность из-за возможного обрушения строительных конструкций и падения каких-либо незакрепленных предметов;
— при необходимости окажите первую помощь пострадавшим, вызовите спасательные службы экстренного реагирования.
Источник
Оказание первой помощи утопающему: пошаговая инструкция
Самое счастливое время для детей — это, конечно, летние каникулы! Учебники лежат на полках, уроки и сложные задания позади, а впереди беззаботное время, общение с друзьями и летние забавы. И нет ничего лучше, чем в жаркую летнюю пору отправиться на пляж: позагорать, поиграть в мяч и поплавать в речке. Но все так хорошо лишь на словах: не секрет, что вода представляет большую опасность для маленьких детей и подростков. Большинство детей зачастую не умеют плавать и могут утонуть даже там, где неглубоко. Именно поэтому их никогда нельзя оставлять без присмотра возле водоемов. Мало кто из детей умеет надолго задерживать дыхание, а в шоковых ситуациях они пугаются, начинают плакать и широко открывают рот. В итоге жидкость за доли секунды попадает в дыхательные пути и ребенок захлебывается водой и погибает.
Безусловно, оставлять несовершеннолетних одних возле рек и водоемов нельзя. Помните, что надувные круги, спасательные жилеты и прочие изделия, которые хоть и предназначены для предотвращения беды на воде, на самом деле не могут полностью защитить ребенка. Они могут порваться и сдуться, или ребенок может просто выскользнуть из них.
В том случае, если с ребенком все же произошло несчастье, исход такого происшествия зависит во многом от действий взрослых.
Как понять, что ребенок тонет? Необходимо постоянно обращать внимание на позу и поведение детей в воде. Когда ребенок начинает тонуть, он чаще всего не может дать знать, что он в беде. Еще один верный признак, что с детьми не все в порядке — это шум, вернее, его отсутствие.
Дети никогда не ведут себя тихо на воде, если они притихли, значит что-то не в порядке. Признаки утопления детей похожи на признаки тонущего взрослого человека:
- голова ребенка откинута назад и открыт рот;
- может плавать лицом вниз;
- задыхается;
- пытается безуспешно плыть, а проще говоря, «барахтается в воде».
Если заметили хоть один из этих признаков, действовать нужно немедленно. Но прежде всего обеспечьте собственную безопасность, так как спасение утопающего является очень рискованным действием для того, кто пытается быть спасателем. Неподготовленный человек без риска для себя может помочь лишь на мелководье, в детском бассейне, в ситуации, когда не надо самому держаться на воде и куда-то плыть. Если вы не уверены в своих силах — кричите, зовите на помощь, но не умножайте своим энтузиазмом число тонущих! При спасении ребенка используйте по возможности подручные (веревки, палки, надувные круги и т. п.) и плавающие (лодки и т. п.) средства.
Ребенок, вытащенный из воды, может быть в сознании, без сознания, в состоянии ступора или заторможенности. Также наблюдаются изменения пульса: он может быть учащен, замедлен или отсутствовать. Сердце работает с перебоями, возможна его остановка. Дыхание, если есть, поверхностное. Часто наблюдается рвота и кашель с пенистой мокротой. Живот вздут. Кожа бледная, холодная, с синюшным оттенком. После извлечения пострадавшего из воды, у вас есть всего несколько минут для оказания первой помощи, чтобы предотвратить возникновение необратимых изменений в органах и мозге из-за острой недостаточности кислорода, так как мозг способен функционировать всего 5-6 минут без кислорода. И если первая помощь не оказана вовремя, наступает смерть. Реанимационные мероприятия при отсутствии сознания и дыхания состоят из трех последовательных этапов: обеспечение проходимости дыхательных путей, искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
Первая помощь при утоплении — четкий стандартный алгоритм неотложных действий, который должен знать каждый!
1) Позовите на помощь, попросите окружающих вызвать скорую медицинскую помощь по номеру 103. Убедитесь, что скорая вызвана.
2) Проверьте, находится ли ребенок в сознании.
Для этого ребенка нужно уложить на спину на любую жесткую поверхность, позвать по имени и потрясти за плечи, у младенцев — провести интенсивные похлопывающие движения по пяткам. Если ребенок не реагирует на ваши действия, значит он находится без сознания.
3) Проверьте, дышит ли ребенок.
Для этого нужно положить одну руку на лоб ребенка, другую поместить на подбородок и запрокинуть его голову назад. Приложите ухо ко рту малыша, следите за его грудной клеткой и слушайте дыхание в течение 10 секунд. Вы должны видеть, как поднимается грудная клетка, слышать шум дыхания и ощущать его тепло.
4) Если ребёнок не дышит, начинайте проводить искусственное дыхание «рот в рот».
Для этого запрокиньте ребенку голову, зажмите его нос, другой рукой откройте рот.
- задержите свое дыхание и обхватите губами рот ребенка, детям до 1 года своими губами следует обхватывать и нос, и рот одновременно.
- медленно и аккуратно вдуйте воздух в рот, следя, чтобы грудная клетка поднималась.
- объем вдыхаемого воздуха не должен быть больше того, который у вас сохраняется во рту, так как больший объем воздуха может травмировать легкие ребенка;
- удерживая запрокинутую голову и приподнятый подбородок, освободите рот ребенка и следите за тем, как воздух выходит из его грудной клетки;
- повторите всю процедуру пять раз.
6) Приступайте к непрямому массажу сердца.
- опуститесь перед ребенком на колени;
- освободите грудную клетку от одежды;
- поставьте на середину грудины ладонь одной руки, а поверх ее ладонь другой руки,
- надавливайте на тело так, чтобы грудная клетка опускалась на три-четыре сантиметра, так как именно эта глубина обеспечивает необходимую стимуляцию сердца, поверхностные нажатия не вызывают сокращений сердца, а чрезмерное нажатие приводит к травмам;
- выполните тридцать ритмичных надавливаний на грудную клетку.
- младенцам надавливания следует выполнять при помощи двух пальцев одной руки.
7) Далее следуйте циклу – тридцать приемов непрямого массажа сердца и два приема искусственного дыхания.
Выполняйте сердечно-лёгочную реанимацию до прибытия скорой помощи или до тех пор, пока у ребёнка не появится дыхание.
Реанимировать ребенка нужно не менее 40 минут, особенно после его извлечения из холодной воды, так как детский организм способен пережить до 1 часа клинической смерти в ледяной воде без нарушений в центральной нервной системе. После возобновления дыхания нужно уложить ребенка на бок и согреть.
Особого внимания заслуживают дети, у которых можно заподозрить травму шеи или позвоночника, что часто характерно для ребят, которые прыгают в воду головой вперед. При оказании помощи такому ребенку следует учитывать ряд моментов: не стоит двигать ребенка без особой надобности, не следует подкладывать под голову свернутые вещи. Голова, тело и шея ребенка всегда должны находиться в одной плоскости, поворот на бок осуществляют, придерживая голову и шею так, чтобы все тело переворачивалось одновременно. В противном случае травма позвоночника может быть только усугублена.
Если у пострадавшего ребенка есть сознание, дыхание, кашель, движения конечностей, позывы на рвоту или они появились во время оказания помощи:
- дайте ребенку возможность занять наиболее удобное именно ему положение, или уложите его в устойчивое положение на боку;
- не отходите от ребенка и не сводите с него глаз: состояние может ухудшиться и потребовать оказания помощи в любой момент;
- снимите с ребёнка мокрую одежду;
- интенсивно согрейте ребенка — заверните в сухую теплую одежду, одеяло, по возможности, занесите ребенка в теплое помещение или усадите возле костра, используйте грелки, тепловентиляторы и т. п.;
- если ребенок в сознании, способен сидеть и нет рвоты, можно давать небольшими глотками теплое питье — вода, чай, компот и т.д. Не поите ребёнка насильно.
Источник