Оказание первой помощи для садика

Консультация для педагогов: «ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ. ВИДЫ АПТЕЧЕК В ДОУ».

Консультация для педагогов: «ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ. ВИДЫ АПТЕЧЕК В ДОУ».

Первая доврачебная скорая помощь – это комплекс простейших мероприятий, выполняемых медицинским работником, либо человеком, не имеющим медицинского образования, но обладающего навыками оказания первой медицинской помощи, проводимых внезапно заболевшему или пострадавшему на месте происшествия.

Первая доврачебная медицинская помощь должна быть оказана на месте до прибытия врача или доставки пострадавшего в лечебное учреждение.

ПОПАДАНИЕ ИНОРОДНОГО ТЕЛА В ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ПУТИ РЕБЕНКА.

Чаще всего такая проблема встречается у детей. Связано это с особенностями поведения малышей, во время еды они склонные играть, разговаривать, смеяться или плакать, кашлять. Кроме того, дети очень часто берут в рот различные мелкие предметы, которые могут затем случайно вдохнуть.

Организм человека так устроен, что вдох и глотание не совпадают по времени. Есть особый хрящ, который называется надгортанник. И когда человек осуществляет акт глотания, то надгортанник закрывает вход в дыхательные пути. Это рефлекс закрытия дыхательных путей может быть недоразвит, например, у детей, а может быть просто ослаблен.

Существуют основные признаки попадания инородного тела в дыхательные пути:

  1. Сильный приступообразный кашель, затрудненный вдох.
  2. Слезотечение, покраснение лица.
  3. Появление синюшности вокруг губ.
  4. Потеря сознания – остановка сердца – клиническая смерть.

Нельзя стучать ребенка по спине. Когда ребенок вдыхает воздух, то закрываются голосовые связки. Потом происходит резкий толчок мышц при кашле. Эта струя воздуха под сильным давлением способствует удалению инородного тела их дыхательных путей. При ударе по спине, ребенок может сделать резкий вдох и протолкнуть инородное тело еще дальше в дыхательные пути.

Самое лучшее, что нужно сделать, это помочь ребенку откашляться. Ведь кашель – это способ организма освободиться от инородного тела.

В случае, если это не помогло, существует два основных способа первой помощи:

  1. Если ребенок в сознании и в вертикальном положении.
  2. Если ребенок без сознания в горизонтальном положении.

1 случай. Ребенок в сознании, в вертикальном положении.

Ребенка нужно наклонить, голова должна оказаться ниже уровня таза. Поднимающими движениями от таза к голове ладонью совершить 5 достаточно сильных ударов, создав давление в дыхательных путях.

Если это не помогло, то следует встать за спиной ребенка, обнять его, сжать одну руку в кулак, а другой закрыть его, и резко надавить 5 раз на место, где сходятся ребра, под диафрагмой. Этот прием называется приемом Геймлиха, названного так в честь врача, открывшего этот способ спасения людей.

Если и это не помогло, необходимо начать все сначала до момента, когда инородное тело не покинет дыхательные пути ребенка.

Если же усилия не приносят желаемого результата, ребенок теряет сознание и не дышит….

2 случай. Ребенок без сознания, в горизонтальном положении.

Просим коллегу, вызвать скорую помощь для ребенка. Наклоняемся над ребенком, лежащим на поверхности, и двумя руками делаем 5 надавливаний под ребра.

Если ребенок по-прежнему без сознания и не дышит, делаем сердечно-легочную реанимацию ( «метод 30+2» — 30 надавливаний на область грудины и 2 выдоха рот в рот) и ждем приезда скорой помощи.

Профилактика попадания инородных тел в дыхательные пути:

лучшая профилактика – это спокойная еда, без разговоров, смеха, лишних движений, просмотра мультиков, сидя за столом, а не на ходу.

ПОПАДАНИЕ ИНОРОДНОГО ТЕЛА В УХО ИЛИ НОС РЕБЕНКА.

В нос или ухо ребенка может попасть что угодно: бусины, мелкие детали конструктора, пуговицы, пульки, фасоль и горох, кусочки бумаги и ваты и др.).

Признаки попадания инородного тела в ухо или нос ребенка.

Часто очень трудно заметить, что ребенок засунул инородное тело себе в ухо или нос, но все же существует ряд признаков, по которым можно заподозрить это:

— попытки что-то достать из уха или носа;

— головная боль и др.

Первая помощь при попадании инородного тела в ухо или нос ребенка:

  1. Уложить ребенка на бок, возможно инородное тело выпадет само.
  2. Ни в коем случае НЕЛЬЗЯ пытаться удалить инородное тело ватной палочкой или другим инструментом из носа или уха, если оно почти не заметно и глубоко зашло внутрь. Этим самым можно повредить барабанную перепонку или носовые ходы, протолкнуть предмет еще глубже. Как следствие, возможно возникновение воспаления или потеря слуха.
  3. Если инородное тело хорошо видно, можно ПОПРОБОВАТЬ аккуратно захватить его пинцетом и вытащить.
  4. Если в ухе или в носу насекомое, можно ПОПРОБОВАТЬ закапать теплое масло, и спустя 10 минут наклониться над салфеткой, чтобы насекомое вытекло вместе с маслом (этот способ только для домашнего применения).

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ЗАДЫМЛЕНИИ ИЛИ ПОЖАРЕ.

При ожоге тела – приложить холодную влажную ткань (лучше бинт или стерильные салфетки) или постоянно смачивать место ожога холодной водой (аккуратно приложить чистый снег). Нельзя смазывать ожоги различными мазями или маслами.

При пожаре дым опаснее огня. Почему большинство людей при пожарах погибают от дыма? Наглотавшись дыма, человек теряет сознание.

Дым легче воздуха и задымление всегда будет ближе к потолку, поэтому лучше выползать из помещения.

Читайте также:  Если не спать с похмелья что будет

Первая помощь при вдыхании дыма:

— вывести ребенка на свежий воздух;

— освободить шею и грудную клетку от стесняющей одежды;

— поднести к носу нашатырный спирт;

— срочно вызвать скорую помощь.

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТЕПЛОВОМ ИЛИ СОЛНЕЧНОМ УДАРЕ.

Разница между тепловым и солнечным ударом.

Тепловой удар – это определенный симптомокомплекс, возникающий вследствие сильного перегрева организма. Суть теплового удара заключается в ускорении процессов теплообразования и параллельном снижении теплоотдачи в организме. Тепловой удар может случиться как в жаркую погоду, так и в условиях повышенной температуры в душном помещении или транспорте.

Солнечный удар – это разновидность или частный случай теплового удара, возникающий из-за воздействия прямых солнечных лучей. Вследствие перегрева возникает расширение сосудов головы, соответственно, увеличивается приток крови к этой области.

Тепловой удар коварнее и опаснее из-за того, что его далеко не всегда можно идентифицировать, как, например, солнечный удар.

Признаки теплового удара:

  1. Расстройство сознания, изменения в поведении ребенка (сначала перевозбуждение, затем заторможенность, усталость, апатия и сонливость).
  2. Расширение зрачков.
  3. Одышка, жажда, рвота.
  4. Температура более 39,6 градусов.
  5. Носовое кровотечение.
  6. Учащенный пульс.
  7. Мышечные боли.
  8. Сухая горячая кожа.

Признаки солнечного удара:

  1. Сильная головная боль.
  2. Покраснение лица.
  3. Головокружение.
  4. Потемнение в глазах.
  5. Тошнота.

Первая помощь при тепловом или солнечном ударе:

  1. Найти комфортные условия для того, чтобы не продолжалась потеря влаги. Перейти в прохладное место.
  2. Освободить ребенка от одежды, уложить.
  3. Протереть лицо и конечности влажной тканью.
  4. Одновременно с этим небольшими глотками напоить ребенка водой или Регидроном.
  5. Если состояние ребенка не улучшается, срочно вызвать бригаду скорой помощи.

Профилактика теплового удара у детей:

— Рациональная одежда (одевать ребенка по погоде).

— Рациональное питание (ограничить тяжелую белковую пищу, отдавать преимущество молочным продуктам, фруктам и овощам).

— При нахождении на солнце, надевать на голову головной убор из легких натуральных тканей, хорошо защищающий ребенка от солнечных лучей и перегрева.

— При нахождении в душном помещении или в транспорте, создать вращение воздуха, размахивая газетой, книгой или другими средствами; попросить водителя остановить транспортное средство и выйти на воздух.

— Достаточное несладкое питье (вода, минеральная вода).

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОБМОРОЖЕНИИ.

Обморожение происходит под воздействием низких температур, а его результатом может стать повреждение частей тела или даже их омертвение. Достаточной для обморожения может стать температура ниже -10°С — -20°С. При этой температуре происходят сосудистые изменения, спазмируются мелкие кровеносные сосуды. При температуре ниже -30°С уже гибнут клетки. Ниже -34°С происходит общее охлаждение организма. Это более распространенные условия для обморожения, характерные для зимнего периода. Но даже весной или осенью, при температуре окружающей среды выше О°С, можно получить обморожение кожи. Причинами обморожения будут: сильный ветер, высокая влажность, длительное пребывание на улице.

Признаки обморожения у детей.

  • бледная, холодная кожа с мурашками или белыми пятнами;
  • дрожь;
  • сонливость или излишняя разговорчивость;
  • трудности с произношением слов, отрывистость речи;
  • кожа теряет чувствительность, становиться твердой на ощупь;
  • температура тела около 35С;
  • потеря чувствительности, онемение;
  • покалывание в онемевших участках тела;
  • появление волдырей как при ожогах.

Также существуют 4 степень обморожения.

Первая помощь при обморожении:

  • срочно обеспечить ребенку теплое помещение;
  • дать ребенку теплое питьё;
  • не дать уснуть;
  • если на пальцах или запястьях ребенка есть какие-либо украшения – немедленно снять пока не развился отек, также нужно снять носки;
  • в тепле медленно отогревать обмороженные участки – укутайте ребенка одеялами и подложите грелки;
  • если у ребенка слабость, сильные отеки в местах обморожения или появились волдыри – немедленно вызывайте скорую помощь;
  • если произошло обморожение пальцев, то обязательно следует проложить между ними полоски бинта;
  • напоите ребенка горячим чаем или молоком.

Что нельзя делать при обморожении:

  • нельзя растирать обмороженные части тела ребенка снегом;
  • резко согревать;
  • отогревать замерзшие части тела под горячей водой, на горячей батарее – это спровоцирует сильные отеки;
  • сажать ребенка в горячую ванну;
  • давать ребенку спиртное, чтобы согреть;
  • протыкать волдыри;
  • при глубоком обморожении втирать жир, масла, спирт.

ВИДЫ АПТЕЧЕК В ДОУ.

Согласно СанПин 2.4.1.2660 – 10 пункт 21.1 «руководитель дошкольного учреждения считается ответственным за наличие аптечек мед.помощи и их своевременное пополнение». Однако сам состав аптечки в СанПин отсутствует. В обновленном СанПине его также нет. Разъяснения по составу аптечки должны давать местные департаменты здравоохранения.

Основываясь на рекомендации детских лечебных учреждений и рекомендательные письма Роспотребназора можно выделить 3 перечня аптечек для детского сада:

— 1 комплект – Аптечка группы.

— 2 комплект – Противопедикулезная укладка.

— 3 комплект – Аптечка медпункта дошкольного детского учреждения. Обычно хранится у медсестры, включает в себя противошоковый комплект и аптечку АнтиСПИД.

АПТЕЧКА ГРУППЫ.

— Бинт стерильный – 1 шт.

— Вата стерильная – 1 шт.

— Хлоргексидин биглюконат раствор 0,05% — 1 шт.

— Лейкопластыри разных размеров.

— Раствор Бриллиантового зеленого – 1 шт.

— Электронный детский термометр – 1 шт.

АПТЕЧКА МЕДПУНКТА.

Ацетилсалициловая кислота, таб. № 10
Бинт марлевый стерильный, 5 м х 7 см
Бинт марлевый стерильный, 5 м х 10 см
Бинт марлевый стерильный, 7 м х 14 см
Бинт эластичный трубчатый, №№ 1,3,6
Бриллиантовый зеленый, спиртовой 1% р-р, 10 мл
Валидол, таб., не менее № 6
Вата нестерильная, 50 г
Гидрогель ранозаживляющий «АППОЛО», туба 20 г
Диазолин, драже № 10
Дротаверина гидрохлорид, таб. № 10
Жгут кровоостанавливающий
Корвалол, не менее 15 мл
Лейкопластырь бактерицидный, не менее1,9 см х 7,2 см
Лейкопластырь рулонный, не менее 1 см х 250 см
Лейкопластыри, набор
Напальчник резиновый
Нафтизин, 10 мл или ксилен, 10 мл
Нитроглицерин, капсулы № 20 или таб. № 40
Ножницы
Пакет гипотермический охлаждающий
Перчатки медицинские нестерильные
Повязка антимикробная с хлоргексидином стериль- ная, 6 см х 10 см
Повязка гемостатическая стерильная, 6 см х 10 см
Ремантадин, таб. № 20
Салфетка антисептическая с перекисью водорода
Салфетка антисептическая спиртовая
Салфетка с нашатырным спиртом
Салфетки марлевые стерильные, 16 см х 14 см №10
Сода (натрия гидрокарбонат), порошок 10 г
Стаканчик для приема лекарств
Сульфацил натрия, р-р 20%, 5 мл или цинка суль- фат, р-р 0,25%, 10 мл
Термометр медицинский
Уголь активированный, таб. № 10
Упсарин УПСА, таб. № 16
Устройство для проведения искусственного дыхания «Рот-устройство-рот» плёночное
Фарингосепт, таб. № 20
Фуразолидон, таб. № 10

Читайте также:  Как убрать отек слизистой носа народными средствами

Комплект Анти СПИД (по СанПин 3.1.5 2826-10).

Противошоковая укладка.

Основанием для утверждения штатного норматива медицинских работников и приобретения средств доврачебной помощи в ДОО является Приказ Минздрава России от 05.11.2013 г. №822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях».

При этом в действующем законодательстве отсутствует регламентация состава аптечки для оказания первой медицинской помощи непосредственно в ДОО.

Источник

Мини-занятие для детей по основам оказания первой помощи «Первые шаги первой помощи»

Евгения Гусева
Мини-занятие для детей по основам оказания первой помощи «Первые шаги первой помощи»

Соавтор: Пехтерев Игорь Васильевич, инструктор первой помощи Российского красного креста

1. Показать детям, что оказание первой помощи – дело не трудное и под силу даже 4-летнему ребенку

2. Усвоить с детьми, что первая помощь начинается с команды «СТОЙ!»: главное – безопасность для самого себя)

3. Запомнить с детьми алгоритм действий при возникновении ЧС

4. Отработать навык укладывания человека в безопасное стабильное положение

5. Определить, что необходимо сообщить в службу спасения

Форма проведения: занятие проводится в подгруппах 6-12 детей от 4 до 14 лет; с одной группой работает один инструктор и два помощника.

Продолжительность: 20-25 минут.

Оборудование на одну группу: стулья по количеству детей; 2-4 коврика, имеющие дорожную разметку, наклеенную скотчем так, чтобы выглядеть как участок дороги с двумя тротуарами, два телефона.

Инструктор: Наше занятие посвящено первой помощи и тому, как помочь человеку, если ему вдруг стало плохо. В первую очередь, и это самое главное, вам надо позвать взрослых и вызвать службу спасения. Кто знает, по какому телефону надо позвонить, чтобы вызвать помощь (скорую?

Инструктор: Правильно. Это все правильные телефоны. Но их много, и чтобы в них не путаться, давайте мы с вами запомним только один номер: 112. Давайте все вместе повторим еще раз, чтобы хорошо запомнить: 112. А теперь давайте попробуем позвать на помощь взрослых. Покажите, как вы это будете делать.

Дети показывают. Затем инструктор объясняет и показывает, как это делать правильно:

— подняв руки вверх (руки надо поднимать, чтобы казаться выше и быть заметнее, громко кричать: «Помогите, человеку плохо!»

— если находишься в закрытом помещении (например, в комнате, выйти в коридор

— если видишь человека (без разницы, много людей вокруг или мало, надо подходить конкретно к нему, брать его за руку, ему говорить: «Дядя\тетя, помогите, там человеку плохо!» и за руку отводить его к пострадавшему

Дети по очереди отрабатывают этот навык.

Инструктор: Молодцы. Теперь все отворачиваются (все дети поворачиваются спиной к классу). Представьте, что вы идете по улице, гуляете с другом…

Пока дети стоят спиной, один из помощников инструктора ложится на коврик с разметкой дороги лицом вверх, изображая пострадавшего без сознания, так, что дети стоят на одной стороне дороги, пострадавший – на другой.

Инструктор: Теперь поворачивайтесь… и вдруг увидели: человеку плохо. Что будете делать?

Дети зовут взрослых так, как только что тренировались.

Инструктор: Хорошо, молодцы. Но на помощь к нам пока никто не пришел. Что же вы тогда будете делать?

Инструктор: Хорошо, тогда помогаем. Покажите, что вы будете делать.

Обычно в этой ситуации дети (как впрочем, и взрослые) всей толпой сразу подбегают к пострадавшему и трясут его за плечо, руку или ногу, в зависимости от его положения.

Инструктор: Все, ребята! К сожалению, вы больше никому не поможете, т. к. вы сами пострадали! Посмотрите внимательно: наш потерпевший лежит не просто на ковре, он лежит на ДРУГОЙ СТОРОНЕ ДОРОГИ! Это значит, что когда вы побежали к нему, вы стали перебегать дорогу в неположенном месте, а машины-то ездят! Это опасная ситуация?

Инструктор: И в такой ситуации помощь нужна будет вам самим! Из этой истории мы делаем вывод: прежде, чем оказывать помощь кому-то другому, надо убедиться, что ТЕБЕ САМОМУ НИЧЕГО НЕ УГРОЖАЕТ! Когда что-то случается с другим человеком, мы всегда сразу бежим ему помогать, а на бегу мы не можем понять, опасно там или нет. Для того, чтобы в этом убедиться, надо выполнить простую команду: «СТОЙ!» и топнуть ножками, как солдаты: «Раз, два!». Все повторяем за мной: «СТОЙ! Раз, два!».

Читайте также:  Народные средства при высоком давлении во время беременности

Дети все вместе репетируют этот нехитрый прием, сначала под команду инструктора: «СТОЙ! Раз, два!», а потом командуя каждый сам себе.

Инструктор: Если ты один увидел, что произошла беда, то достаточно только топнуть ножками. Но если вас несколько человек? Вот вы уже знаете, что нужно остановиться и топнуть, но другие этого могут и не знать, а значит они, как и вы в начале, сразу побегут вперед. Поэтому вам нужно не только самим остановиться, но и других остановить! Для этого нужно, выполняя самому команду: «СТОЙ! Раз, два!», расставить руки в стороны и не дать другим пройти вперед.

Инструктор показывает, и дети репетируют.

Инструктор: После того, как мы остановились, надо проверить, есть ли опасность вокруг. Для этого мы смотрим по сторонам. Посмотрели все вверх: на нас что-нибудь падает сверху?

Инструктор: Теперь посмотрели вправо: там есть что-то опасное?

Инструктор: Теперь влево: там что-то опасное есть?

Инструктор: Обернулись назад: а там?

Инструктор: А теперь посмотрели на самого пострадавшего: есть ли вокруг него что-то, что может быть опасным, например, провода или большая злая собака?

Инструктор: Мы убедились, что ничего опасного вокруг нет, и только теперь мы можем пойти помогать человеку. Давайте еще раз отрепетируем, что надо делать.

Дети вместе с инструктором снова повторяют все команды: «СТОЙ! Раз, два! Посмотри вверх, вправо, влево, назад, вперед на пострадавшего».

Инструктор: Теперь, когда опасности вокруг нет, давайте пойдем помогать нашему пострадавшему. Первое, что нужно сделать, это позвать самого человека, вдруг он просто спит, а мы уже зовем на помощь. Итак, мы зовем: «Тетя, тетя!» (или «Дядя, дядя!», если лежит мужчина).

Дети подходят ближе и повторяют все действия и слова за инструктором. Если дети сами не подходят, инструктор приглашает их подойти поближе.

Инструктор: Позвали – она \ он не откликнулась, наверное, крепко спит! Теперь давайте позовем еще раз и аккуратно дергаем за плечо: «Тетя, тетя!».

Дети снова повторяют все движения.

Инструктор: Все равно не откликается, значит точно не спит, а что-то случилось. Поэтому мы сразу зовем на помощь: поднимаем ручки вверх и кричим: «Помогите, человеку плохо!».

Дети выполняют действие.

Инструктор: Пока к нам на помощь никто не пришел, давайте проверим: дышит человек или нет. Для этого садимся на корточки (дети садятся на корточки вокруг пострадавшего) и внимательно смотрим на его грудную клетку и живот. Нам надо насчитать три вдоха.

Дети смотрят на пострадавшего и вместе с инструктором считают вдохи.

Инструктор: Три вдоха насчитали, значит человек дышит сам. Но лежа на спине ему дышать не удобно. Лучше перевернуть его на бок. Теперь отойдите немного в сторону, я покажу, как это сделать.

Дети встают и отходят немного в сторону. Инструктор показывает, как повернуть человека в безопасное стабильное положение.

Инструктор: Теперь нашему пострадавшему будет легче дышать и он ничем не подавится. А нам остается только вызвать скорую помощь и сообщить, что произошло. По какому номеру будем звонить?

Инструктор берет телефон и дает его одному ребенку. Ребенок набирает номер, а инструктор изображает оператора службы спасения.

Инструктор: Але. Это служба спасения. Я вас слушаю.

Ребенок: Здесь человеку плохо.

Инструктор: Опишите, что случилось.

Ребенок: Человек лежит на земле.

Инструктор: Он откликается, когда вы его зовете?

Ребенок: Нет, но он дышит.

Инструктор: Хорошо. А где вы находитесь?

Здесь инструктор объясняет, что для того чтобы вызвать скорую помощь, надо знать адрес, где вы находитесь, и рассказывает, как его можно узнать (спросить у взрослых, посмотреть на углу дома). Затем инструктор называет адрес места проведения занятия и просит ребенка повторить его по телефону.

Инструктор: Отлично. Мы с вами научились всему, что нужно сделать, если человеку стало плохо. Теперь, чтобы хорошо запомнить, давайте по очереди сделаем все с самого начала.

Все дети возвращаются на стулья. Помощники инструктора ложатся на коврики на некотором расстоянии друг от друга. Дети по очереди по одному подходят к пострадавшим (если времени остается мало, а группа большая, то по парам) и самостоятельно повторяют весь алгоритм: стой, проверка опасности, проверка сознания, позвать на помощь, проверка дыхания, поворот в боковое положение, звонок в скорую. При необходимости инструктор подсказывает, помогает, поправляет.

Когда все дети отработают самостоятельно, инструктор еще раз кратко повторяет алгоритм и затем благодарит за участие.

Это мини-занятие было с успехом проведено в рамках проекта «Стань врачом вместе с ЕМИАС» 1-9 ноября 2014 года на ВДНХ в Москве.

Для проведения этого занятия педагогам желательно предварительно самим пройти обучение первой помощи.

Памятка для родителей «Оказание первой медицинской помощи на водоемах и реках» Всем доброго времени суток. Вот такую я составила памятку для родителей. Так как приближается долгожданное лето и время отпусков я для.

Презентация «Правила оказания первой помощи ребенку при травмах» Многие из нас сталкивались с ситуацией, когда близкому человеку требуется немедленная помощь, а бригада «скорой помощи» задерживается. Мы,.

Источник

Оцените статью