- Вправе ли воспитатель оказывать первую помощь ребенку?
- Первая помощь в ДОУ.
- Охрана жизни и здоровья воспитанников – одна из главных задач администрации, педагогического коллектива и других работников ДОУ. Основная обязанность возложена на воспитателя, ведь именно с ним дети находятся большую часть времени.
- Ситуации, требующие оказания первой помощи
- Алгоритм действий педагога:
- Важно знать!
- Ответственность воспитателя за неоказание первой помощи
- Областная детская консультативно-диагностическая поликлиника
- «Основы первой помощи, которые нужно знать детям» (для населения)
- Оказание первой медицинской помощи детям в ДОУ.
Вправе ли воспитатель оказывать первую помощь ребенку?
Первая помощь в ДОУ.
Охрана жизни и здоровья воспитанников – одна из главных задач администрации, педагогического коллектива и других работников ДОУ. Основная обязанность возложена на воспитателя, ведь именно с ним дети находятся большую часть времени.
Жизнь дошкольника зависит о своевременных действий педагога, ведь именно он обязан оказать первую помощь пострадавшему. Зачастую педагог не владеет информацией как поступать в том или ином случае, полагается на медицинского работника. Бывает, что медсестры нет на рабочем месте или вообще в штатном расписании. В таком случае необходимо четко разобраться, где зона ответственности воспитателя и как ему действовать.
Вправе ли воспитатель оказывать первую помощь ребенку?
Цель первой помощи – спасти пострадавшего, то есть устранить угрозу его жизни, предупредить дальнейшие повреждения и возможные осложнения.
Каждый россиянин имеет право оказать первую помощь пострадавшему в экстренной ситуации, но при наличии у него специальной подготовки и (или) навыков. Если человек этого сделать не может, он должен вызвать скорую медицинскую помощь, это тоже относится к мероприятиям первой помощи. Следовательно, воспитатель вправе оказывать первую помощь, но при наличии у него соответствующей подготовки.
Специальную подготовку педагогам организовывает работодатель за счет своих средств. Порядок, форму и оформление результатов обучения определяет работодатель. Обучаться педагог должен один раз в три года.
Согласно ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья детей обеспечивается в т ч. обучением педагогических работников правилам оказания первой помощи.
В тоже время, следует помнить, что, находясь на рабочем месте, педагог обязан оказывать первую помощь пострадавшим детям. Эта обязанность педагога прописывается в локальных нормативных актах ДОУ: должностных инструкциях, приказах руководителя, инструкциях по охране труда и иных документах, с которыми педагоги должны быть ознакомлены.
Ситуации, требующие оказания первой помощи
С детьми могут случиться различные ситуации, но не все они находятся в зоне ответственности воспитателя и требуют от него оказания первой помощи. Есть ситуации, в которых необходима только помощь медицинского работника.
Объем оказания первой помощи определен на законодательном уровне. Всего установлено 8 неотложных состояний и 11 мероприятий по спасению жизни. Первую помощь необходимо оказывать, если есть непосредственная угроза жизни и здоровью, а именно:
- отсутствие сознания;
- остановка дыхания и кровообращения;
- наружные кровотечения;
- инородные тела в верхних дыхательных путях;
- травмы различных областей тела;
- ожоги;
- отморожения;
- отравления.
Таким образом, если ребенок жалуется на боли в груди и животе, у него поднялась высокая температура или другие состояния, которые не входят в этот перечень, воспитатель должен обратиться за медицинской помощью.
При этих восьми неотложных состояниях предусматриваются следующие мероприятия первой помощи:
- необходимо оценить обстановку и создать безопасные условия для оказания первой помощи;
- вызвать скорую медицинскую помощь;
- определить сознание;
- восстановить и поддерживать проходимость дыхательных путей;
- определить признаки жизни у пострадавшего;
- провести сердечно-легочную реанимацию;
- остановить наружное кровотечение;
- выявить признаки травм, отравлений и других состояний, угрожающих жизни и здоровью;
- придать оптимальное положение тела пострадавшему;
- контролировать состояние пострадавшего и оказывать ему психологическую поддержку;
- передать пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи.
Первую помощь нужно оказывать в определенной последовательности, в зависимости от состояния пострадавшего.
Алгоритм действий педагога:
1. Осмотрите место происшествия и обеспечьте безопасные условия для оказания первой помощи пострадавшему ребенку (например, отключите электричество, если ребенок попал под действие электрического тока, переместите пострадавшего с проезжей части на тротуар или обочину).
2. Проверьте признаки сознания у ребенка (отвечает на вопрос, обращенный к нему, реагирует на прикосновение), при их отсутствии – определите, дышит ли ребенок.
3. При отсутствии дыхания вызовите скорую медицинскую помощь по телефонам 103/112 и приступите к сердечно-легочной реанимации (выполните по очереди 30 надавливаний на грудную клетку и 2 вдоха искусственного дыхания) до появления признаков жизни или до прибытия бригады скорой медицинской помощи.
4. Если ребенок без сознания, но дышит, чтобы обеспечить проходимость дыхательных путей, придайте ему устойчивое боковое положение (поворот в указанное положение производится без применения дополнительных приспособлений).
5. Если ребенок в сознании, проведите обзорный и подробный осмотры на предмет возможного кровотечения, травм и прочих состояний, которые требуют оказания первой помощи. Затем вызовите скорую медицинскую помощь, если не сделали этого ранее, и выполните необходимые действия: например, остановите кровотечение, наложите повязки и т. д.
6. Обеспечьте оптимальное положение тела пострадавшего, наблюдайте за ребенком и поддерживайте его психологически до приезда скорой медицинской помощи. Когда бригада приедет, передайте ей ребенка.
Педагог не обязан принимать решение о применении лекарств и обрабатывать рану.
Решение о применении медикаментов принимает врач или фельдшер. Воспитатель может только помочь ребенку принять лекарство, которое ранее назначил врач.
Обработка ран – дело хирурга, т. к. при осмотре ребенка может потребоваться остановка кровотечения, зашивание раны и прочие хирургические действия. Что же касается поверхностных ссадин, то они не представляют угрозы для жизни и здоровья ребенка даже без их обработки.
Важно знать!
Если родители или законные представителя ребенка отсутствуют на месте происшествия, получать их согласие (или согласие ребенка в возрасте до 15 лет) на оказание первой помощи не требуется. Если несчастный случай произошел с ребенком (в возрасте до 15 лет) в присутствии законного представителя, все манипуляции воспитатель должен производить с его устного согласия.
Ответственность воспитателя за неоказание первой помощи
Воспитатель самостоятельно принимает решение об оказании первой помощи исходя из состояния ребенка. Однако в случае, если педагог не оказал первую помощь воспитаннику, он может быть привлечен как к дисциплинарной, так и к уголовной ответственности по ст. 125 «Оставление в опасности» УК РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ. Уголовная ответственность грозит педагогу, который заведомо оставил без помощи воспитанника в опасном для его жизни или здоровья состоянии. Предусмотрено также альтернативное наказание – штрафные санкции или лишение свободы до 1 года.
При этом, если педагога обвиняют в несчастном случае, произошедшем с ребенком, но он оказал ему первую помощь, это обстоятельство смягчает наказание (п. 2 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, п. «к» ч. 1 ст. 61 УК РФ).
Кроме того, не является преступлением неумышленное причинение вреда в ходе оказания первой помощи. Согласно ст. 39 УК РФ, ст. 2.7 КоАП РФ и ст. 1067 ГК РФ не наказывается причинение вреда в том случае, если им был устранен больший вред (например, если во время сердечно-легочной реанимации педагог надавил на грудную клетку и сломал ребро или порвал одежду, но при этом спас жизнь ребенку).
Повысить уровень знаний и качество оказания первой помощи поможет профессиональная подготовка и регулярная переподготовка педагогов. В связи с тем, что эти знания и навыки не применяются каждый день, никто не застрахован от ошибки.
Источник
Областная детская консультативно-диагностическая поликлиника
«Основы первой помощи, которые нужно знать детям» (для населения)
Родители не могут быть всегда рядом с ребенком и защищать его от любых опасностей, но в наших силах научить детей помогать себе в опасной ситуации. Какими бы маленькими и беззащитными они нам ни казались, самое время научить их некоторым правилам первой помощи.
Не важно, сколько лет вашему ребенку: научите его, что делать в критических ситуациях, чтобы он мог спасти свою жизнь.
Научите их главным телефонам спасения
Важно научить детей номерам телефонов экстренных служб, но еще важнее обучить, в каких ситуациях следует по ним звонить и какую информацию сообщать. Вбейте телефон МЧС в список быстрого набора на домашнем телефоне (и промаркируйте ее ярким цветом, например, с помощью лака для ногтей), а также проведите с детьми несколько тренировок. Пусть они «звонят» в различные службы спасения и рассказывают, что случилось. Мы рекомендуем проводить тренировки раз в полгода, чтобы навык стал автоматическим: к сожалению, многие дети и взрослые в критической ситуации не могут вовремя получить помощь, так как теряются и иногда даже забывают собственный адрес.
Научите, как останавливать кровь
Большинство кровотечений можно остановить, если просто как следует нажать или перетянуть в области пульса. Научите детей, что если у него или у кого-то рядом сильно идет кровь, стоит перетянуть с помощью футболки или шарфа участок тела ниже раны, а также обязательно прикрепить к повязке бумажку с указанием времени, когда была наложена повязка. И, конечно же, немедленно обратиться за помощью.
Научите, как делать искусственное дыхание
Если вашему ребенку 10 лет и более, его сил уже должно хватить, чтобы провести эффективные действие по восстановлению дыхания. Если вы сами не умеете делать искусственное дыхание, возможно, самое время научиться?
Научите, что делать при ожоге
Самое главное, что должны дети об ожогах: первое, что нужно сделать — это сунуть пострадавший участок под холодную воду, желательно проточную. И ни в коем случае не мазать место ожога маслом, кремом или аналогичными средствами, которые могут повысить температуру кожи. Холодная вода или лед — и к взрослым за помощью!
Научите, что делать при травмах глаза
Первое правило: что бы ни происходило с глазами, ни в коем случае нельзя их тереть. Лучше всего зажмуриться как можно крепче: скопившиеся слезы помогут «вымыть» любой посторонний предмет, который попал в глаз. Если это не поможет, то нужно держать пострадавший глаз закрытым — и бежать за помощью.
Научите, что делать при укусе пчелы
Аккуратно провести пальцем по месту укуса: пчелы обычно оставляют жало, наполненное ядом. Его нужно срочно удалить и немедленно обратиться за помощью. Если у малыша есть аллергия на укусы насекомых, научите его, что нужно обязательно принять лекарство, обратиться за помощью к взрослым и обязательно сказать им про аллергию.
Научите, что делать при солнечном ударе
В случае если человек долго находился на солнце в жаркий день и у него заметно участилось дыхание, повысилась температура, а кожа стала очень сухой и горячей, это значит, что случился солнечный удар. Объяснить ребенку, что ему нужно помочь перейти в место, куда не попадают прямые лучи солнца, дать выпить воды и положить на лоб смоченную холодной водой ткань.
Научите, что делать при укусе животного
Во время игр с беспризорными животными на улице, один неверный жест — и недружелюбным шипением ребенок может не отделаться. Объясните вашему чаду, что если его укусила собака или кошка, необходимо промыть рану перекисью водорода, смазать края йодом и обязательно обратиться за помощью к родителям или сразу в больницу.
Научите, что делать при травме
Во время активных игр дома и на свежем воздухе, может случиться вывих, растяжение или даже перелом. Необходимо обездвижить конечность и, если есть возможность, приложить холод, а после обязательно позвонить родителям.
Научите, что делать при ссадине
Даже во время прогулки ребенок может получить ссадину. В этой ситуации необходимо смочить салфетку водой и промокательными движениями промыть рану. Обработать ссадину перекисью водорода, края раны смазать зеленкой. Заклеить бактерицидным пластырем.
Научите, что делать при носовом кровотечении
У ребенка при различных обстоятельствах может пойти кровь из носа. При виде крови испуг одолевает взрослых, что уж говорить о ребенке. Важно объяснить малышу, что надо приподнять голову, чтобы остановить кровотечение. Затем наложить на переносицу салфетку, смоченную в холодной воде. Удалить застывшую кровь ватным жгутиком, смоченным в перекиси водорода.
Научите, что делать при обморожении
Зимой тоже хочется гулять, играть в снежки и лепить снеговика. Заигравшись, дети не замечают, как получают обморожение. Осознание приходит, когда уже перестают «слушаться» пальцы рук. Поэтому необходимо знать первые действия при такой ситуации. Надо согреть обмороженный участок тела, но только в теплой, а не горячей воде. Смочить промокательным движением любым спиртосодержащим раствором. Наложить повязку и выпить горячего чая.
Научите, что делать, если в пальце заноза
Для взрослых заноза в пальце — это обычный пустяк. Но ребенок может не справиться и загнать занозу еще глубже или занести в ранку инфекцию. В этом случае главное — аккуратность. Расскажите, что нужно обработать пинцет перекисью водорода и аккуратно извлечь занозу (вытаскивать занозу нужно именно под тем углом, под которым она вошла в рану).
Эти простые правила, приведенные выше, предназначены именно для того, чтобы максимально просто объяснить вашему малышу действия в критичные моменты. Когда-нибудь они могут спасти жизнь и здоровье человеку. Обучите своего ребенка этим доступным вещам, чтобы он умел вести себя грамотно в чрезвычайных ситуациях. Но помните, если в экстренном случае вы не уверены в правильности и безопасности своих действий, то лучше этого не делать.
НОМЕРА ЭКСТРЕННЫХ СЛУЖБ ДЛЯ МОБИЛЬНЫХ И СТАЦИОНАРНЫХ ТЕЛЕФОНОВ
112 — ЕДИНЫЙ НОМЕР СЛУЖБ СПАСЕНИЯ
101 – ПОЖАРНАЯ ОХРАНА
102 – ПОЛИЦИЯ
103 – СКОРАЯ ПОМОЩЬ
104 – СЛУЖБА ГАЗА
121, 123 – «РЕБЕНОК В ОПАСНОСТИ»
Источник
Оказание первой медицинской помощи детям в ДОУ.
Действующие правила оказания первой медицинской помощи в ДОУ предусматривает реализацию комплекса экстренных мероприятий в случаях выявления следующих состояний:
— обильное наружное кровотечение;
— замутненность или отсутствие сознания;
— попадание в верхние дыхательные пути инородных предметов;
— травмы разной степени интенсивности;
— тепловые удары, ожоги, обморожения и другие признаки воздействия на организм экстремально низких или высоких температур;
Правила оказания первой медицинской помощи в ДОУ
Вопрос сохранения здоровья и жизни детей дошкольного возраста в стенах образовательной организации требует детального рассмотрения с юридической точки зрения. Важно понимать, что в соответствии с актуальными законодательными правилами оказание первой медицинской помощи в ДОУ является комплексом мер, реализуемым на месте происшествия внезапно заболевшему или пострадавшему ребенку до прибытия медиков.
В соответствии с постановлениями Минобрнауки России, обязанности по оказанию первой помощи возлагаются исключительно на лиц, получивших подготовку по направлению, первоочередно — на следующие группы сотрудников:
Медицинские работники детского сада (медсестра, педиатр). Частные охранники (Приказ Минобрнауки России № 430 от 26.04.2010 г.).
Водители транспортных средств (Приказы Минобрнауки России № 1408 от 26.12.2013 г. и № 866 от 18.08.2010 г.).
Инструкторы по физической культуре.
При условии отсутствия данных групп работников реализовать комплекс неотложных мер для улучшения состояния и спасения жизни воспитанника может воспитатель, имеющий соответствующие навыки.
В то же время с целью защиты интересов граждан утверждена ст. 125 Уголовного Кодекса РФ, налагающая ответственность за оставление в опасности лица, лишенного возможности принять меры по самосохранению в связи с беспомощностью или малолетством. Таким образом, принципы оказания первой медицинской помощи детям в ДОУ целесообразно усвоить всем работникам без исключения для реализации активной гражданской позиции и во избежание возникновения рисковых ситуаций.
Формами оказания первой медицинской помощи дошкольникам признаны:
— экстренная, представляющая собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление и поддержание здоровья при внезапном развитии острых состояний, обострении хронических патологий, представляющих угрозу для жизни ребенка;
— неотложная — медицинская помощь, оказываемая в случаях ухудшения самочувствия, не несущих угрозу для жизни дошкольника.
В соответствии с нормами действующего законодательства скорая медицинская, в том числе специализированная помощь, оказывается населению службами государственной и муниципальной систем здравоохранения бесплатно.
Первая медицинская помощь может оказываться по месту приезда бригады скорой помощи. При невозможности обеспечения нормализации состояния вне стационара по решению специалистов осуществляется медицинская эвакуация пострадавшего — транспортировка в спецтранспорте, оборудованном базовым оборудованием для спасения жизни.
Правила оказания первой медицинской помощи детям в детском саду
Одной из ключевых обязанностей дошкольной образовательной организации является сохранение и укрепление здоровья воспитанников, что предусматривает создание безопасных условий пребывания в детском саду и обеспечение неотложной помощи при возникновении экстренных ситуаций.
То, насколько оперативно и качественно оказывается первая медицинская помощь в ДОУ, зависит от действий руководителя, который обязан обеспечить присутствие медсестры, а также в рамках обучающих занятий по охране труда разъяснить воспитателям порядок действий при травматизме или резком ухудшении самочувствия детей.
Педработникам важно понимать, что в случае возникновения сомнений на возможность самостоятельной стабилизации состояния малыша целесообразно вызывать бригаду скорой помощи. Действия педагога при несчастных случаях, травмах и появлении симптоматики, вызывающей опасения, зависят от возможности экстренного вызова медицинской сестры.
В современной дошкольной практике нередки случаи, когда медсестра работает по совместительству в детских садах, а потому ее может не оказаться на месте, что обуславливает необходимость оказания медпомощи воспитателями при наличии соответствующей подготовки. Если медицинский работник находится в стенах ДОУ, именно он должен реализовать комплекс первичной доврачебной медико-санитарной помощи. Следует не забывать, что медсестра не имеет необходимой компетенции и оборудования для нейтрализации сложных состояний, но сотрудник с профильным образованием после проведения осмотра может принять взвешенное решение о необходимости вызова скорой. Что касается воспитателей, прошедших обучение первой медицинской помощи в ДОУ, то их главной задачей является выявление состояний, несущих угрозу для жизни.
Если в ходе оценки состояния дошкольника удалось установить, что состояние не является критичным, целесообразно действовать в соответствии со следующим алгоритмом:
1. Экстренно проинформировать родителей о случившемся, кратко, но емко описав ситуацию.
2. Попросить одного из родителей приехать для принятия решения о медицинском вмешательстве.
3. До приезда родителей следует тщательно наблюдать за состоянием воспитанника, при необходимости облегчая его состояние посредством нерисковых действий (фиксация положения тела, наложение повязки или компресса).
4. По прибытию родителей описать возникшую ситуацию, предложить действия на выбор: ничего не предпринимать, вызывать скорую помощь или забрать ребенка домой.
5. Если представители семьи принимают решение забрать малыша, с них необходимо взять расписку о делегировании ответственности за самочувствие и жизнь дошкольника.
6. В случае, если у родителей нет возможности экстренно приехать в детский сад, следует вызывать скорую помощь, как можно более подробно рассказав о состоянии воспитанника.
7. У сотрудника службы можно уточнить, необходимо ли реализовывать какие-либо мероприятия до приезда бригады врачей.
Особо значимым является алгоритм оказания первой медицинской помощи дошкольнику в случае выявления состояний, несущих угрозу для жизни.
Воспитатель должен действовать следующим образом:
1. Обеспечить безопасные условия для проведения доврачебных медико-санитарных мероприятий.
2. Необходимо убедиться, что ни воспитаннику, ни педагогу ничего не угрожает. Оценить состояние ребенка. Следует быстро выяснить, что произошло, чтобы определить тревожные симптомы и по возможности устранить их.
3. Важно проверить признаки угрозы жизни по состоянию сознания, дыхания и кровообращения, наличию травм и признаков гематом.
4. Вызвать скорую помощь. Чтобы обосновать срочность вызова, необходимо быстро и точно описать состояние малыша и уточнить целесообразность комплекса реализуемых медицинских мер.
5. Оказать первую помощь при отсутствии в детском саду медсестры и наличия соответствующих навыков.
6. Связаться с родителями. Маме или папе необходимо сообщить о происшествии и напомнить, что медицинское вмешательство несовершеннолетним не может проводится без согласия родителей и в их отсутствие, что регламентировано нормами действующего законодательства (ч. 9 ст. 20 ФЗ № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»).
7. Передать воспитанника бригаде скорой, сообщив всю необходимую информацию. Обязательно стоит уточнить место госпитализации и тот факт, что состояние ребенка известно родителям.
Сопровождение дошкольника в медучреждение не входит в список должностных обязанностей воспитателей, если иное не предусмотрено локальными документами (для заботы о малыше достаточно врачей).
8. Еще раз связаться с родителями, передав данные о будущем месте госпитализации и информацию, полученную от врачей.
9. При реализации комплекса первой медицинской помощи в ДОУ воспитателям важно помнить о необходимости постоянно следить за показателями дыхания и кровообращения ребенка, наличием сознания.
10. В рамках экстренной доврачебной поддержки допускается проведение сердечно-легочной реанимации, остановка кровотечения, поддержание жизненных функций. Педагоги вправе использовать средства, представленные в аптечке скорой помощи, но не лекарственные средства, в том числе таблетки, мази, дезинфицирующие препараты, ввиду высокого риска возникновения аллергических реакций или ухудшения состояния.
В то же время функциями выездной бригады скорой помощи, реализующей медицинскую поддержку пострадавшего на месте, являются:
1. осуществление незамедлительного выезда на место вызова;
2. оказание помощи, основанной на стандартах, проведение мероприятий, способствующих стабилизации или улучшению состояния пациента;
3. осуществление эвакуации пациента (если есть показания); передача пациента и его документации врачу приемного отделения с отметкой в карте вызова времени и даты поступления, фамилии и подписи того, кто принял пациента. 4. В случае, когда пациент находится в состоянии, которое требует специальных методов и технологий, выездная бригада связывается с дополнительной специализированной бригадой (при их наличии на обслуживаемой территории).
Взаимодействие педагогов и медицинских работников в детском саду
Анализ действия сотрудников дошкольных образовательных организаций в случае ухудшения состояния здоровья воспитанников показывает, что во многом эффективность оказания первой медицинской помощи в ДОУ зависит от слаженности взаимодействия воспитателей и медсестры.
Порой у педработников и руководящего состава складывается ошибочное мнение, что любая проблема, связанная со здоровьем дошкольников, находится в зоне ответственности медработников, но это не так. Ответственность дошкольной образовательной организации по сохранению здоровья детей дошкольного возраста включает:
1. Обучение персонала порядку действий в случае детского травматизма или резкого ухудшения самочувствия, способам оказания доврачебной помощи. Непосредственно обучающие занятия проводят представители медучреждения, но организация данных практик возлагается на руководителя ДОУ.
2. Оснащение детского сада аптечками, наглядными инструкциями и плакатами по оказанию первой помощи.
Приказом № 822н предусмотрено оснащение блока, расположенного в образовательной организации, оборудованием и медикаментами, необходимыми для оказания первой медицинской помощи в ДОУ до момента приезда скорой. В частности, в детском саду должны быть: травматологическая укладка; посиндромные укладки (противошоковая, при анафилактическом шоке и т. п.); желудочные зонды разных размеров; комплект воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот»; аппарат для искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу); необходимые лекарства и перевязочные материалы. 3. Содействие медсестре в медицинском обслуживании дошкольников, в частности вызов скорой помощи, информирование родителей об инциденте, заполнение медицинской документации. В программу курсов по оказанию первой медицинской помощи в ДОУ обязательно следует включить рассмотрение случаев из дошкольной образовательной практики, иллюстрирующих примеры возникновения дополнительных рисков здоровья дошкольника по вине взрослых. К распространенным ошибкам, которые могут быть расценены как служебная халатность, относят сознательный отказ от вызова скорой в отсутствие медиков в организации, попытки самостоятельно оценивать тяжесть состояния заболевшего или степень полученного увечья (даже при легких признаках недомогания необходимо обращения к участковому врачу), использование медикаментозных средств, не входящих в состав аптечки, невыполнение функции информирования медработника ДОУ о случаях детских недомоганий, произошедших в его отсутствие. Также воспитатели должны систематически проводить разъяснительную работу с родителями, разъясняя уровень ответственности представителей семей и детского сада, ведь только при условии консолидации усилий можно создать в дошкольной образовательной организации безопасную для здоровья среду.
Источник