ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ПОСТРАДАВШИМ В ДТП
ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ПОСТРАДАВШИМ В ДТП
Брагиш А.В. 1 , Касаткина Н.В. 2, *, Белова С.Н. 3
1, 2, 3 Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Россия
* Корреспондирующий автор (k7-nata[at]yandex.ru)
Аннотация
Развитие техники, увеличение скоростей движения приводит к тому, что в результате дорожно – транспортных происшествий пострадавшие могут получить травмы, различные как по характеру, так и по степени тяжести. Оказание первой помощи пострадавшим с множественной и сочетанной травмой (политравмой) требует подготовки и определенных навыков. Для реализации поставленных целей снижения смертности в результате дорожно – транспортных происшествий необходимо повышать профессиональную компетентность лиц, оказывающих первую помощь пострадавшим. Особое внимание в подготовке лиц необходимо уделять особенностям оказанию помощи детям, пострадавшим в ДТП.
Ключевые слова: первая помощь, дорожно-транспортное происшествие, ДТП.
FEATURES OF FIRST AID FOR CHILDREN AFTER ACCIDENT
Bragish A.V. 1 , Kasatkina N.V. 2, *, Belova S.N. 3
2 ORCID: 0000-0001-5494-7492;
1, 2, 3 St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, St. Petersburg, Russia
* Corresponding author (k7-nata[at]yandex.ru)
Abstract
The development of technology and the increase in speeds of movement leads to the fact that as a result of road traffic accidents, injured people may get injuries that vary both in character and in severity. First aid for injured people with multiple and combined trauma (polytrauma) requires training and specific skills. It is necessary to increase the professional competence of specialists providing first-aid for victims of accidents to achieve the goals of reducing mortality after road traffic accidents. Particular attention in the preparation process must be paid to the features of providing assistance to children affected by road accidents.
Keywords: first aid, traffic accident, accident.
Введение
Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут или становятся инвалидами дети. Жизнь современного человека накладывает особый отпечаток на его поведение. Все мы вечно куда – то спешим, чего – то боимся… Медицинское сообщество насчитывает значительное количество страхов или, по-научному, фобий. К одной из их множества можно отнести и боязнь оказывать первую помощь пострадавшим.
Подобных примеров в жизни масса: один из наглядных случаев, который получил огласку, произошел в августе 2016 года в столице Индии городе Дели. Водитель-рикша был сбит машиной. Водитель автомобиля, совершившего дорожно – транспортное происшествие скрылся. В течение 40 минут после происшествия мимо лежащего на асфальте сбитого рикши проехали 140 машин, 82 рикши, 181 мотоциклист, 1 машина полиции и прошли 45 пешеходов. И лишь только один прохожий вызвал скорую.
Можно найти много причин отказать пострадавшему в оказании первой помощи, но необходимо помнить, что оказание первой помощи может спасти столько же жизней, сколько еще не изобретенное лекарство от рака.
Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определено, что первая помощь, как особый вид помощи, оказывается лицами, не имеющими медицинского образования, при травмах и неотложных состояниях до прибытия медицинского персонала [1]. Таким образом, в общем виде первую помощь можно представить, как совокупность простейших действии для спасения жизни человека до прибытия профессиональных бригад медиков.
В соответствии с требованиями вышеназванного закона, первая помощь оказывается исключительно добровольно при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков. Однако Федеральный закон однозначно обязывает сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников, военнослужащих и работников Государственной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб оказывать первую помощь.
По официальным данным, в прошлом, 2019 году, первая помощь потребовалась 215 тыс. участникам ДТП, из них погибли 19 тыс. человек [2]. Данные показатели были озвучены в ходе круглого стола по теме оказания первой медицинской помощи, прошедшем в Госдуме РФ.
Травматизм, к которому приводят дорожно – транспортные происшествия в Российской Федерации приобрел в настоящее время масштаб и характер национальной катастрофы. Он характеризуется высокой тяжестью получаемых пострадавшими повреждений. Из общего числа умерших до 70% погибают в течение первых 36 часов с момента получения травмы несовместимой с жизнью Смертность от травм, полученных в результате ДТП в 12 раз выше, чем у лиц, получивших другие травмы. Пострадавшие вследствие ДТП в 7 раз чаще нуждаются в госпитализации и в 6 раз чаще становятся инвалидами. В России смертность составляет около 14 человек на 100 пострадавших в ДТП.
Ситуация осложняется тем, что не малое количество пострадавших в дорожно – транспортных происшествиях составляют дети.
Дети являются очень уязвимой группой к несчастным случаям, потому что они плохо воспринимают опасность и испытывают трудности в выявлении рисков, которым они подвергаются, и зачастую их жизнь напрямую зависят от халатности взрослых.
В соответствии с Федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. № 864, ежегодно в Российской Федерации в результате дорожно-транспортных происшествий погибают или получают ранения свыше 275 тыс. человек. На дорогах за последние 9 лет погибли 9852 ребенка в возрасте до 16 лет, травмированы 209223 ребенка. Демографический ущерб от дорожно-транспортных происшествий и их последствий за 2010 – 2019 годы составил 571407 человек [3].
Результаты анализа структуры выявленных повреждений у детей, пострадавших в ДТП, особенностей организации медицинской помощи на госпитальном этапе пострадавшим в ДТП, требуемого объема диагностических и лечебных мероприятий свидетельствуют о необходимости концентрации пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях в многопрофильных специализированных стационарах с высоким уровнем материально-технического оснащения. Только при таком условии возможно обеспечить оказание специализированной медицинской помощи в оперативные сроки и в соответствующих стандартам объемах. Опыт работы показал, что в срочной специализированной помощи нуждается 11- 12% детей, пострадавших в ДТП с тяжелой черепно-мозговой, сочетанной и множественной травмой [4].
Первыми на место происшествия прибывают сотрудники государственной инспекции по безопасности дорожного движения (ГИБДД), и именно на них Государством возлагаются обязанности по оказанию первой помощи пострадавшим на месте происшествия [5].
Необходимо отметить так называемое правило «золотого часа» – своевременное оказание первой помощи в необходимом объеме в течение первого часа с момента получения травмы достоверно улучшает прогноз для выживания, что особенно важно при наличии сочетанных повреждений у детей.
Необходимо помнить, что основным инстинктом ребенка, который пострадал в результате ДТП – это «убежать» или впасть в настоящую панику. Это совершенно нормальная реакция, но она может ухудшить общее состояние ребенка и усилить повреждения. Поэтому важно, чтобы в такой ситуации ребенка, чтобы он двигался как можно меньше.
Помощь необходимо начать с психологического подхода. Говорите с пострадавшим неспешным, уверенным голосом, чтобы вы могли передать ему свою уверенность. При оказании помощи необходимо обеспечить такое положение ребенка, которое позволит ему свободно дышать и в котором у него будут минимальны болезненные ощущения. Помните о риске западения языка и аспирации дыхательных путей [5].
В случае нахождения ребенка без сознания необходимо проверить наличие дыхательной деятельности. Если она отсутствует, то необходимо положите одну руку на лоб и осторожно откинуть голову назад, а другой рукой поднять подбородок, чтобы язык не препятствовал проходу воздуха. Если дыхание все еще отсутствует, необходимо провести процедуру искусственной вентиляции легких, вдувая воздух пострадавшему одновременно через рот и нос.
После несчастного случая очень важно сохранять спокойствие и оценить тяжесть травм ребенка.
Если ребенок в сознании, необходимо спросить его о месте боли. Травмы и повреждения в результате несчастного случая не всегда можно увидеть невооруженным глазом, поскольку иногда они возникают внутри. Вот почему очень важно оценить симптомы, которые проявляет ребенок, поскольку они могут помочь быстрее выявить поражения и их тяжесть. Например, потеря сознания, бессвязный разговор или незнание своего имени, где и с кем он находится или что он делал до аварии, могут быть признаками закрытой черепно-мозговой травмы. При наличии сильных болей в животе может быть показателем внутреннего кровотечения.
При оказании первой помощи пострадавшим в ДТП детям не рекомендуется:
- Оставлять ребенка в покое и ждать приезда скорой помощи.
- Касаться открытых ран, так как раны являются открытой дверью для вирусов и бактерий, которыми заполнена окружающая среда.
- Перемещать ребенка без надобности. Специалисты рекомендуют не менять положение, тем более поднимать ребенка, попавшего в аварию. В этих случаях наиболее удобно пытаться удержать ребенка в неподвижном состоянии до прибытия специалистов скорой помощи.
- Сопоставлять костные фрагменты в случае перелома.
- Не обращать внимания на кровотечения, так как это одна из основных причин смерти после несчастного случая.
- Вызывать рвоту у ребенка.
- Давать ребенку лекарства, еду и воду без особой необходимости [6].
Заключение
Таким образом, обращая внимание на особенности оказания первой помощи детям, есть возможность спасти не одну маленькую жизнь.
Конфликт интересов Не указан. | Conflict of Interest None declared. |
Список литературы / References
- Об основах здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ.
- Сайт ститистика ГИБДД [Электронный ресурс] URL: http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения: 20.04.2020)
- О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах»: Постановление Правительства Российской Федерации от 03.10.2013 №864
- Розинов В.М. Организация медицинской помощи детям в чрезвычайных ситуациях / Розинов В.М., Петлах В.И. // Российский вестник детской хирургии, анестизиологии и реаниматологии. Том VI №4, 2016, С. 6 – 12.
- Семенов В.Ю. Опыт организации специализированной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях детям на примере Московской области / Семенов В.Ю., Тамазян Г.В., Руголь Л.В. // Информационно-аналитический вестник «Социальные аспекты здоровья населения» №12, 2009, С. 1 – 8.
- Стандарты по оказанию скорой медицинской помощи детям на догоспитальном этапе / под редакцией А. Г. Мирошниченко, В. М. Шайтор. БХВ. Петербург: Невский Диалект, 2006.
Список литературы на английском языке / References in English
Источник
Оказание первой помощи при дорожно – транспортных происшествиях
Основные причины смерти в ДТП:
— травмы, не совместимые с жизнью – 20%
— задержка скорой помощи – 10%
— неправильно оказанная первая помощь или бездействие очевидцев – 70%.
Почему так все происходит, как помочь человеку, пострадавшему в ДТП? Ведь в автошколе все изучают правила оказания первой медицинской помощи при ДТП. Но почему-то большинство остается либо равнодушным к чужому горю, либо не знают как помочь. Мы призываем всех автомобилистов не оставаться равнодушными и ознакомиться (либо повторить) с основными принципами оказания первой помощи при ДТП.
Аварии часто случаются в районах, отдаленных от больниц. Это одна из основных причин, когда скорая не может быстро доехать до места аварии. И этот догоспитальный период в наших руках. Умение оказать помощь на этом этапе очень ценится.
Обеспечение безопасности на месте ДТП.
1. Включение аварийной световой сигнализации и установление знака аварийной остановки.
2. Оценка обстановки и уверенность в собственной безопасности, иначе число жертв может возрасти. Автомобиль с бензиновым двигателем сгорает за 5-7 минут, есть вероятность взрыва. Поэтому необходимо заглушить двигатель, отключить аккумулятор (отсоединить провода от аккумулятора всеми возможными способами вырвать, обрезать, открутить). Если автомобиль врезался в столб с линиями электропередач, то возможен обрыв линий. Нужно быть осторожным.
3. Вызов скорой помощи и служб спасения. Пусть всегда в вашей телефонной книге будут занесены в память номера служб спасения:
«03» в России — служба скорой помощи
«01» в России — пожарная служба, но через нее всегда можно вызвать скорую помощь и службу спасения
Последовательность оказания помощи при ДТП.
1. Вызываем скорую помощь.
2. Необходимо извлечь пострадавшего из машины. Это очень ответственный момент, так как можно усугубить тяжесть полученных травм. Основные травмы при ДТП – это черепно-мозговая травма, травмы грудного отдела и нижних конечностей. Перед извлечением пострадавшего из автомобиля, необходимо устранить все то, что может помешать этому. Вытягивают человека, взяв его за подмышечные области.
Так как при аварии человек получает различного рода травмы, ушибы, переломы, нельзя создавать никаких резких движений. Ни в коем случае нельзя дергать и вытягивать конечности. А также ни в коем случае не сгибайте конечности и туловище. Если есть подозрение на перелом позвоночника, то такого больного укладывают на живот, чтобы место перелома оставалось в относительном покое.
3. После извлечения пострадавшего все необходимо делать максимально осторожно и максимально быстро оценивать его состояние. Для начала необходимо устранить сдавливающую одежду, чтобы обеспечить приток кислорода (убрать галстук, разорвать одежду, ослабить ремень и др). Любое неосторожное движение или надавливание может только усилить боль, будьте внимательны.
4. Оцениваем состояние пострадавшего. Для начала необходимо оценить состояние жизненно-важных функций, от этого и будет зависеть характер оказания первой помощи:
— дыхание: в норме количество вдохов в минуту у взрослого – 16-20, у детей – 20-23. У пострадавшего может развиться как учащенное дыхание (25-30), так и редкое (8-10), что может свидетельствовать о развитии шока;
— пульс: прощупывать его лучше на сонной (шея) или лучевой артерии (в месте ношения часов). В норме 60-80, у детей 80-90. Учащенный пульс или редкий (менее 60), а также неритмичный может быть признаком шока;
— реакция зрачков: у здоровых людей зрачок сужается при свете и расширяется при темноте. Если у пострадавшего зрачки расширены и не реагируют на свет – это признак опасного для жизни состояния.
— кожные покровы: в норме розовой окраска и теплые на ощупь. При обмороке и кровопотере становятся бледными и холодными. В случае тяжелого нарушения дыхания и кровопотери – синюшными. У спасателей на такую оценку должно отводиться 5-10 секунд. Потому, что в данных случаях важна каждая минута.
Реанимация пострадавшего при признаках клинической смерти.
Каждый из следующих признаков не является главным и достоверным признаком клинической смерти. Диагноз ставится при наличии всех признаков или большинства из них:
— отсутствие пульсации на крупных сосудах (сонных или бедренных). На лучевой артерии пульс лучше не проверять, так как при систалическом давлении (верхнее) 50-60 мм.рт.ст. он уже исчезает;
— изменение цвета кожи и слизистых (появление бледности или чаще выраженной синюшности).
Клиническая смерть – это период между жизнью и смертью, при котором отсутствуют клинические признаки жизни, но жизненно важные процессы в организме еще продолжаются. Это тот период, когда можно спасти человека. При оказании реанимации в первые 3 минуты вероятность спасения 75%, если время затягивается до 5 минут – вероятность спасения 25%. И если свыше 10 минут – то спасти человека уже нереально. Так как за, казалось бы, считанные минуты умирает мозг человека.
Общие принципы реанимации:
— пострадавшего необходимо положить на твердую поверхность;
— под шею подкладывается валик во избежание западания языка;
— непрямой массаж сердца с искусственным дыханием. Соотношение числа сжатий грудной клетки и искусственных вдохов – при оказании помощи одним человеком на 2 вдоха 15 сжатий, при оказании помощи двумя – на 1 вдох 5 сжатий. Общее число вдохов 12-16 в минуту, сжатий грудной клетки – 60-70 в минуту. Вдувание воздуха должно занимать 1-2 секунды. Продавливание грудной клетки должно быть на 4-5 см, у детей 2-3 см и производится основанием ладони одной руки. Массаж продолжают до полного восстановления сердечной деятельности.
Признаки эффективной реанимации:
— появление пульсации на сонной артерии;
— кожные покровы обретают розовый цвет;
— появление самостоятельного дыхания.
Общие принципы оказания первой медицинской помощи при ДТП.
— при отсутствии дыхания приступить к искусственному дыханию;
— при отсутствии пульса – вместе с искусственным дыханием делать непрямой массаж сердца;
— обработать раны, наложить повязку. При переломах – наложить шины.
Автомобильная аптечка.
В новый состав автомобильных аптечек добавлены перевязочные средства, так как входящих ранее 3-х бинтов не хватало для оказания помощи даже одному пострадавшему. Исключение лекарственных препаратов обусловлено тем, что в жару температура может достигать 40-50 градусов по Цельсию. Это очень грубое нарушение. При высокой температуре препараты могут менять свои свойства и быть опасными для жизни. Да и такие препараты, как анальгин и активированный уголь не имеют никакого отношения к спасению жизни человека.
Состав автомобильной аптечки рассчитан на оказание первой медицинской помощи при тяжелых травмах, которые могут угрожать жизни человека. Далее в Законе указано: «При этом водитель может по своему усмотрению хранить в аптечке лекарственные средства и изделия медицинского назначения для личного пользования, принимаемые им самостоятельно или рекомендованные лечащим врачом и находящиеся в свободной продаже в аптеках». Кроме самого состава автомобильной аптечки были разработаны рекомендации по её применению.
Источник