Разработка открытого урока «Оказание первой медицинской помощи»
план-конспект урока по обж (11 класс)
Открытый урок по теме «Оказание первой медицинской помощи». Проведен 11 классе МБОУ СОШ с. Хайыраканский муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_pmp.docx | 22.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Оказание первой помощи пострадавшим.
Вид урока: Урок-лекция с постановкой обучающей проблемы.
Тип урока: Комбинированный с элементами деловой игры.
Использованные методы: Монологический с элементами диалога, с применением микро групп.
Образовательная: Обобщить и систематизировать знания и умения студентов, обеспечить усвоение студентами основных правил оказания первой помощи пострадавшим.
Развивающая: Развитие аналитического мышления и самостоятельной деятельности студентов.
Воспитательная: Воспитать интерес к изучаемому предмету и ответственность у студентов за качественное выполнение самостоятельной работы на уроке.
Межпредметные связи: ОБЖ, ПБДД.
Обеспечение урока: Средства для оказания первой помощи.
Литература: 1. С.В.Белов “Безопасность жизнедеятельности”, 2000. 2. Р. И. Айзман “Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи”, 2004.
Оказание первой помощи пострадавшим.
Богатство любого государства – это не только природные ресурсы или материально-культурные ценности, но в первую очередь люди, его населяющие.
Ухудшение экологических и психологических условий негативно сказалось на здоровье населения России. Степень здоровья напрямую зависит от отношения к нему на государственном и личном уровне, т. к. это является критерием безопасности народа, территории и страны в целом. Не только ухудшается состояние здоровья населения, но и увеличиваются случаи травмирования. Единой классификации причин травматизма пока не создано, но можно назвать причинами низкого уровня здоровья и высокого уровня травматизма:
- нездоровый образ жизни (вредные привычки; недостаточная двигательная активность; низкая мотивация на сохранение здоровья и т. п.)
- стрессы (в различных регионах России от 60 до 90% населения находится в состоянии сильного психоэмоционального стресса)
- ухудшение экологической обстановки во многих регионах России
- несоблюдение санитарно-гигиенических норм
- материально-технические причины (падение людей и предметов; прорыв воды; отравление газами; действие электричества и механизмов и т. п.)
- организационно-технические причины (недостаточная обученность людей; не правильная организация работ; неудовлетворительное состояние производственной дисциплины; неисправность инструментов и т. п.)
Первая помощь – это комплекс мероприятий, направленных на восстановление или сохранение жизни пострадавшего, осуществляемых не медицинскими работниками (взаимопомощь) или самим пострадавшим (самопомощь).
Основным условием успеха при оказании первой помощи является срочность ее оказания, знание и умение оказывающего первую помощь.
Прежде чем приступить к оказанию первой медицинской помощи, необходимо устранить воздействие на организм повреждающих факторов и оценить состояние пострадавшего. Далее необходимо определить характер и тяжесть полученной травмы, выполнить мероприятия по спасению пострадавшего. В дальнейшем до прибытия медицинского работника необходимо поддерживать основные жизненные функции организма пострадавшего. При необходимости принять меры для транспортировки пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
2.1. Ушибы, растяжения, вывихи.
Признаки ушибов, растяжений, вывихов: боль, отек, кровоподтек, нарушение функции поврежденного органа.
Первая медицинская помощь:
- наложить давящую повязку;
- приложить холод;
- приподнятое положение конечности;
- при сильных болях – иммобилизация (обездвиживание);
- введение ненаркотического анальгетика.
2.2. Переломы (закрытые и открытые).
Признаки делятся на достоверные и относительные. Достоверные признаки перелома: ненормальная подвижность в области подозреваемого перелома, хруст в костях в момент получения травмы, крепитация (характерное похрустывание при ощупывании), неестественное положение конечности, наличие в ране обломков кости при открытом переломе. Относительные признаки перелома: деформация конечности, болезненность в области перелома при ощупывании, нарушение функции поврежденной конечности.
Первая медицинская помощь:
- обезболивание – внутримышечное введение анальгетиков
- транспортная иммобилизация
- остановка кровотечения и наложение стерильной повязки при открытом переломе
- согревание пострадавшего зимой и предупреждение перегрева летом.
Признаки ран: боль, кровотечение, нарушение функции поврежденной части тела.
Первая медицинская помощь:
- остановка кровотечения;
- наложение стерильной повязки;
- при тяжелых ранениях ввести анальгетик;
- при обширных ранах целесообразна иммобилизация;
- согревание пострадавшего зимой и предупреждение перегрева летом.
Обморок выражается во внезапно наступившей дурноте, потемнении в глазах, шуме в ушах, головокружении, резкой слабости и потере сознания. Дыхание становится замедленным, поверхностным, но иногда и глубоким; наблюдается учащение пульса; выступает холодный пот.
Первая медицинская помощь:
- придать больному горизонтальное положение с низко опущенной головой и приподнятыми ногами;
- освободить шею и грудь от стесняющей одежды;
- обеспечит приток свежего воздуха в помещение;
- опрыскать лицо и грудь холодной водой, растереть тело, дать вдохнуть нашатырный спирт;
- уложить больного в постель, согреть, дать крепкий чай или кофе.
2.5. Тепловой и солнечный удары.
Симптомы: вначале пострадавший ощущает усталость, головную боль, слабость, вялость, сонливость, головокружение. Появляются боли в ногах, шум в ушах, потемнение в глазах, тошнота, иногда кратковременная потеря сознания, рвота. Позднее возникает одышка, учащается пульс, усиливается сердцебиение. Если не оказать помощь, то бледнеет лицо, появляется синюшный оттенок, наблюдаются судороги мышц, бред, галлюцинации, температура тела повышается до 41° и выше, перестает определяться пульс и больной может погибнуть в результате паралича дыхания.
Первая медицинская помощь:
- перенести пострадавшего в прохладное место, в тень;
- уложить, несколько приподняв ноги с помощью валика из одежды, подложенного под колени;
- снять одежду и обеспечить охлаждение пострадавшего;
- наладить движение воздуха и ускоренное испарение влаги;
- если человек в сознании, ему нужно дать крепкий холодный чай или слегка подсоленную холодную воду;
- если человек потерял сознание, то поднести к носу ватку, смоченную нашатырным спиртом;
- если у пострадавшего отсутствует сознание, дыхание и не прощупывается пульс, то начать сердечно-легочную реанимацию.
Симптомы: при обморожении 1 степени – побледнение кожи с потерей чувствительности, после согревания появляются покраснение и синюшность кожи с небольшой ее припухлостью; при обморожении 2 степени – после отогревания на коже появляются пузыри с кровянистым содержанием; при обморожении 3 степени -развивается омертвление всех слоев кожи; при обморожении 4 степени – омертвление мягких тканей и костей, всей конечности.
Первая медицинская помощь:
- быстро отогреть обмороженную часть тела, желательно в теплом помещении;
- поглаживание обмороженной части тела в направлении к сердцу;
- при возникновении пузырей массаж делать не рекомендуется;
- пострадавшему дают горячий чай или кофе, алкогольные напитки;
- согревшийся обмороженный участок обтирают спиртом;
- накладывают повязку со значительным количеством ваты;
2.7.1. Термические ожоги.
Различают четыре степени ожогов: 1 степень – выраженное покраснение и припухлость кожи; 2 степень – образование пузырей; 3 степень – омертвление слоев кожи; 4 степень – омертвление тканей, расположенных под кожей.
Первая медицинская помощь. При ожогах 1 степени обожженную поверхность следует в течение 10-15 мин охлаждать проточной водой, затем обсушить и можно припудрить содой, тальком или крахмалом. При ожогах 2 степени, если пузыри не лопнувшие, на обожженную поверхность накладывают сухую стерильную повязку, а если пузыри повреждены, поверхность оставляют открытой. 3 и 4 степени ожога предполагают хирургическое вмешательство.
2.7.2. Химические ожоги.
Эти ожоги, как правило, глубокие, отличаются замедленным течением, постепенным отторжением омертвевших тканей, длительным заживлением. Ожоговый шок развивается редко и обычно нетяжелый (1-2 степень).
Первая медицинская помощь. Ожоговую поверхность обильно промывают проточной водой, при этом смывные воды не должны попадать на здоровые участки кожи. Затем на участки, обожженные кислотой, накладывают повязки в виде примочек со слабым раствором щелочи (2%-ный раствор столовой соды), а на участки, обожженные щелочью, – со слабым раствором кислоты (1%-ной уксусной, 3%-ной борной).
2.7.3. Ожог вследствие поражения электрическим током.
Путь тока от точки входа до точки выхода из тела называется “петлей тока”. Нижняя петля – от ноги к ноге, верхняя (более опасная) – от руки к руке. Полная петля, при которой ток проходит не только через конечности, но и через сердце, -наиболее опасная петля, которая может вызвать нарушение сердечной деятельности.
Первая медицинская помощь. Прежде всего нужно освободить пострадавшего от действия электрического тока. Затем если пострадавший в сознании, но до этого был в обмороке или долго находился под током, ему необходимо обеспечить полный покой до прибытия врача или срочно доставить в лечебное учреждение. При отсутствии сознания, но сохранения дыхания надо положить пострадавшего на подстилку, расстегнуть пояс и одежду. Обеспечить приток свежего воздуха, обрызгать водой, растирать и согревать тело, давать нюхать нашатырный спирт. Если пострадавший плохо дышит, но сердце работает нормально, необходимо делать искусственное дыхание. При отсутствии дыхания, сердцебиения и пульса необходимо одновременно с искусственным дыханием делать массаж сердца.
3. Закрепление теоретических знаний практическими.
Ученики разбиваются по микрогруппам – 6 микрогрупп по 4 человека в каждой. Каждой микрогруппе раздаются карточки с заданием. Студенты должны рассказать и показать как оказать первую помощь пострадавшему при той или иной травме.
Источник
Конспект внеклассного занятия «Первая медицинская помощь»
Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов
Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте
откроется в новом окне
Выдаем Удостоверение установленного образца:
Открытый урок по ОБЖ
Первая медицинская помощь
Учитель начальных классов
Седенкова Марина Юрьевна
Форма проведения урока: практический урок по отработке навыков оказания первой медицинской помощи.
Цели и задачи урока:
Научить учащихся оказывать первую помощь и самопомощь при несчастных случаях;
учить осмысленно воспринимать и конкретно представлять игровые задачи (ситуации), самостоятельными (собственными) силами и действиями подкреплять ход их решения.
способствовать развитию устойчивых и прочных навыков распознать и упреждать опасности, необходимости сознательного становления учащихся как квалифицированных советчиков, консультантов и первых «докторов» в экстремальных ситуациях;
развивать логическую мыслительную и лаконично грамотную практическую деятельность учащихся посредством форм и приемов сюжетно-ролевой, интеллектуальной, состязательной, тренинговой игры, использования наглядно-образных средств воздействия на их чувственные органы и умственные катализаторы;
позволить учащимся проявить себя в умственных стремлениях, знаниях, мудрости, способностях с учетом проблемы личносто-ориентированного подхода и индивидуализации учебного процесса.
повлиять на отношение учащихся к процессу милосердия и помощи как закономерному поведению и явлению бескорыстного оказания спасения нуждающимся;
формировать потребность нести людям добро, чуткость, внимание, предупредительность, выполнения человеческого долга, систему нравственных качеств и мотивов помощи и взаимопомощи, сочувствия и сопереживания по отношению ко всем людям в любых ситуациях, особенно в экстремальных;
создать атмосферу творческого применения знаний и умений, творческой работы в коллективе, интеллектуальной убежденности в своих знаниях и навыках.
Межпредметные связи (интегрирование):
Обеспечивающие: развитие речи, физическую подготовку
медицинской терминологией, заботой о своем здоровье;
анатомическими сведениями и знаниями о физиологическом развитии человека, его взаимосвязи с природой, средой обитания;
физических упражнений и способов транспортировки, требующих физических усилий и подготовленности;
условиями социальной адаптации учащихся в жизни (в окружающей среде – на улице, в школе , на природе, дома).
Методическое обеспечение урока:
Презентация «Первая помощь», электронные физминутки
Раздаточный материал:
1. Перевязочный материал
2. Кровоостанавливающий жгут
3. Приспособление для ИВЛ
4. Антисептические средства
5. Подручные материалы
1. Организационный момент
— Ребята, подарим друг другу добрые улыбки. Искренняя улыбка – успех в любой работе. Люди, которые улыбаются, меньше болеют и не унывают при любых обстоятельствах. Знания и практические навыки, которые вы получите сегодня, пригодятся вам, чтобы помогать окружающим вас людям и самому себе, если с вами произойдёт несчастный случай. Тема нашего занятия: «Первая медицинская помощь при несчастных случаях»
2. Актуализация знаний
Учащиеся читают стихотворение:
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, поддержка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря .
— Ребята, давайте вместе определим, что означает понятие «несчастный случай». Какие случаи относятся к несчастным? (Ответы детей)
— Обратимся за справкой: «Несчастный случай – нанесение вреда здоровью человека в результате стечения обстоятельств или неправильного поведения». Как вы считаете, что нужно делать, если произошёл несчастный случай? (Ответы детей)
— В первую очередь необходимо вызвать врача. Но, к сожалению, врач не всегда может быстро приехать. Именно в таких случаях каждый из вас должен уметь до прихода медиков сделать всё возможное, чтобы облегчить боль, спасти жизнь пострадавшего, помешать ухудшению состоянию пострадавшего. Это мы и называем первой помощью. А теперь подскажите, какая помощь называется самопомощью? (Та, которую мы оказываем самим себе)
3. Физминутка (музыкальная, презентация)
4. Работа по теме урока
— Обратимся за справкой: 30 минут умеренной физической активности в день улучшают здоровье и предупреждают болезни. Чтобы движение приносило вам пользу и сохраняло здоровье, нужно правильно выполнять упражнения и не допускать несчастных случаев.
(Раздаётся стук в дверь. Входят три ученика)
— Что случилось с вами, ребята?
(Учащиеся жестами объясняют ситуацию)
— Ребята, вам повезло: у нас в гостях мама-доктор. (Обращаясь к доктору) Осмотрите, пожалуйста, наших пострадавших.
Доктор. У нас трое пострадавших с диагнозами: кровотечение из носа, ушиб, соринка в глазу. Сначала надо удобно посадить всех пострадавших. Как вы считаете, ребята, кому из пострадавших нужно оказать помощь в первую очередь? (Тому, у кого кровотечение из носа)
— Слушаем и выполняем рекомендации доктора.
При кровотечениях из носа надо посадить пострадавшего так, чтобы его голова была наклонена вперёд.
Положить на нос холодную примочку, попросить пострадавшего дышать ртом, а затем сжать рукой нос чуть пониже переносицы (на 3 мин.)
Запрокидывать голову назад нельзя, так как иначе кровь может попасть в дыхательные пути.
После остановки кровотечения пострадавшему нужно спокойно посидеть, чтобы кровотечение не возобновилось.
(Ребята оказывают самопомощь при кровотечении (закрепляют навыки).)
Доктор. Молодцы, вы сможете оказать себе первую помощь при кровотечениях из носа.
— А теперь второй несчастный случай – соринка в глазу.
Доктор. Запомним правила первой помощи при попадании инородного тела в глаз.
Правила первой помощи при попадании инородного тела в глаз.
Посадить пострадавшего лицом к свету, разомкнуть веки и осмотреть глаз.
Удалить соринку влажным концом чистого носового платка. Если нет платка, попробуйте промыть глаз водой.
Дать указание пострадавшему поморгать, обильные слёзы помогут вымыть соринку из глаза.
— Обратимся за справкой. Глаза – главные помощники человека, брови, ресницы и веки служат не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота. Чтобы глаза служили нам как можно дольше, их нужно беречь.
Игра «Да – нет». Если согласны с правилом, то говорите «да», не согласны – «нет»
Умываться по утрам.
Тереть глаза грязными руками.
Не читать лёжа или в транспорте.
Смотреть телевизор, сидя близко к нему.
Следить, чтобы при чтении и письме свет освещал страницу.
Смотреть на яркий свет.
Пользоваться чужими очками.
Делать гимнастику для глаз.
Физкультминутка для глаз. (Электронная)
Глаза – зеркало души. Берегите своё зрение, ребята.
Доктор. У нас остался последний несчастный случай – внутреннее кровотечение (ушиб).
При внутреннем кровотечении надо охладить повреждённое место, положить на него лёд или смоченную водой повязку. Если нет воды, можно использовать холодные предметы. В старину прикладывали на больное место медные пятаки. Какие ещё предметы можно использовать, чтобы предотвратить внутреннее кровотечение? (ложку, ответы детей)
Запомните. Водой рану промывать не следует. Ни в коем случае нельзя прикладывать к ней землю или грязные листья, так как это чревато возникновением таких грозных заболеваний, как гангрена и столбняк. Любая, даже самая пустяковая царапина, если её своевременно не продезинфицировать, может привести к развитию гнойной инфекции.
Если рана более глубокая или сильно загрязнена, то после наложения повязки пострадавшего надо немедленно доставить в медицинское учреждение. Там ему окажут квалифицированную помощь.
— Почему мы рассмотрели именно эти несчастные случаи? (Они часто встречаются)
— Мы оказали нашим пострадавшим первую помощь. Важно не только знать правила первой помощи, но и уметь вовремя оказывать помощь, используя подручные средства, если поблизости нет медикаментов.
— Отправляясь в поход, поездку, в лес за грибами, на велосипедную прогулку обязательно нужно брать с собой аптечку. В аптечке должен быть минимум средств для оказания в случае необходимости первой медицинской помощи или самопомощи.
На случай травм и порезов необходимо иметь:
Источник