Обж 11 класс основные правила оказания первой помощи при

§ 18. Основные правила оказания первой помощи

В соответствии с мнением специалистов в области первой помощи целесообразными являются следующие действия:

  • прежде чем приступить к оказанию первой помощи, обеспечьте проходимость дыхательных путей пострадавшего, проверьте у него наличие дыхания и пульса;
  • вызовите «скорую помощь» для получения квалифицированной медицинской помощи;
  • до прибытия «скорой помощи» не прекращайте оказания первой помощи пострадавшему, если он находится в критическом состоянии;
  • если пострадавший находится в сознании, спросите его разрешения на оказание первой помощи. При состоянии, угрожающем жизни пострадавшего, оказывать помощь необходимо в любом случае, невзирая на отказ от помощи и даже на сопротивление потерпевшего: он может пребывать в состоянии шока и не отдавать отчёта в своих действиях.

В большинстве случаев первая помощь начинается со снятия одежды и обуви с пострадавшего полностью или частично. При этом во избежание возможных осложнений и нанесения пострадавшему дополнительной травмы необходимо соблюдать следующие правила:

  • начинать снимать одежду с пострадавшего следует с нетравмирован-ной стороны. Например, если травмирована левая рука, то рубашку раньше снимают с правой руки. Если одежда пристала к ране, то ткани одежды не следует отрывать, а нужно обрезать их вокруг раны;
  • при сильном кровотечении одежду нужно быстро разрезать и освободить место ранения;
  • при травмах голени или стопы обувь надо разрезать по шву задника, а потом снимать, освобождая в первую очередь пятку;
  • раздевать пострадавшего полностью нежелательно. В подобных ситуациях освобождают только ту часть тела, где необходимо выполнить определённые манипуляции.

Передвижение пострадавшего должно осуществляться лишь в том случае, если его жизни угрожает опасность.

Для этого достаточно в одежде прорезать «окно» так, чтобы после наложения повязки и остановки кровотечения можно было закрыть оголённую часть тела.

Рис. Старшеклассники на уроке ОБЖ приобретают практические навыки по наложению повязки

Рис. Для наложения повязки нужно освободить от одежды ту часть тела, которая пострадала

Выводы

  1. Существует определённая последовательность действий при оказании помощи.
  2. Снимать одежду с пострадавшего начинают с нетравмированной стороны.
  3. Для оказания помощи пострадавшему в его одежде прорезается «окно».

Вопросы

  1. Какая последовательность оказания первой помощи считается более целесообразной?
  2. Какая последовательность рекомендуется для снятия с пострадавшего одежды?
  3. Как рекомендуется освобождать ногу от обуви при травмах голени или стопы?
  4. Как при оказании первой помощи пострадавшему рекомендуется поступить с его одеждой, чтобы не раздевать его полностью?

Задания

  1. Используя медицинскую литературу, подготовьте сообщение на тему «Общая последовательность действий при оказании первой помощи пострадавшему».
  2. Продумайте и обоснуйте целесообразность последовательности при оказании первой помощи.

Дополнительные материалы к § 18

Травматический шок у пострадавшего (после аварии, травмы)

Немедленно вызовите «скорую помощь».

Постарайтесь устранить факторы, вызвавшие шок (кровотечение, нарушение дыхания, острая боль).

Признаки шока: серость лица, вялость, заторможенность, низкое артериальное давление, частый и слабый пульс, липкий, холодный пот.

Рис. Спасатели извлекли из здания, разрушенного в результате землетрясения, пострадавшего в состоянии шока

Уложите пострадавшего так, чтобы голова была ниже туловища, согрейте его укутыванием или обложите грелками, бутылками с горячей водой, нагретыми камнями.

Читайте также:  Болит сердце во время похмелья

При отсутствии повреждений брюшной полости дайте горячие напитки: кофе, чай или соляно-щелочное питьё (половина чайной ложки соли и чайная ложка питьевой соды на 1 литр воды).

Не позволяйте двигаться до прибытия врача даже при кажущемся улучшении состояния — вывести из шока может только врач.

При ранах, ожогах, переломах дайте обезболивающие средства (анальгин, баралгин и т. п.).

Перенося пострадавшего, приподнимайте его ноги выше головы.

(Из рекомендаций специалиста в области ОБЖ Г. Е. Цвилюка)

Источник

Презентация для учащихся 11 класса «Основы оказания неотложной доврачебной помощи»
презентация к уроку по обж (11 класс)

Презентация «Основы оказания неотложной доврачебной помощи» для учащихся 11 класса раскрывает и делает акцент на том, что каждый человек , должен знать алгоритм оценки признаков ( симптомов) нарушений жизненно важных систем организма и алгоритм оказания неотложной помощи. Нельзя теряться в экстремальных ситуациях, поддаваться панике, нельзя терять драгоценные минуты, от которых зависит чья-то жизнь. Самая большая награда за ваши усилия — это спасенная жизнь.

Скачать:

Вложение Размер
zanyatie_po_serdechno-legochnoy_reanimatsii.ppt 562.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Основы оказания неотложной доврачебной помощи

Первая доврачебная неотложная помощь — это комплекс мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья человека, проводимых до прибытия медицинских работников

Оказывающий помощь должен знать : • алгоритм оценки признаков (симптомов) нарушений жизненно важных систем организма; • алгоритм оказания неотложной помощи

Клиническая смерть — это обратимое состояние, при котором отсутствуют какие-либо признаки жизни (отсутствует сердцебиение, человек не дышит, невозможно выявить рефлексы и другие признаки жизнедеятельности) Продолжительность её ограничивается сроком в – 5- 7 минут

Причины клинической смерти Острое прекращение кровообращения (остановка сердца и прекращение движения крови по сосудам) Острое прекращение дыха ния

Причины остановки сердца острая сердечная недостаточность в результате нарушений ритма сердца, инфаркт миокарда, тяжелая травма, поражение молнией или электрическим током и др. причины

Основные признаки остановки кровообращения Потеря сознания Отсутствие пульса на сонной артерии с обеих сторон

Вся диагностика клинической смерти не должна занимать более 10 – 15 секунд . Задержка с распознаванием клинической смерти и промедление с началом реанимации неблагоприятно сказываются на выживании и должны быть устранены.

РЕАНИМАЦИЯ -это восстановление или временное замещение резко нарушенных или утраченных жизненно важных функций организма.

Для этого требуется предварительная отработка навыков определения пульса на сонной артерии, определения реакции зрачков на свет, а также навыков восстановления проходимости дыхательных путей

ПРАКТИКУМ «КАК ПРОВЕРИТЬ ПУЛЬС» ПУЛЬС – это периодическое толчкообразное расширение стенок артерий. Лучше всего он прощупывается в двух местах – на запястье и в углублении шеи правее или левее подбородка

ПРАКТИКУМ «КАК ПРОВЕРИТЬ ПУЛЬС» Выполните практический тренинг в парах по заданиям : Пульс на запястье располагается пониже основания большого пальца, в ложбинке между двумя костями. Нащупайте его ТРЕМЯ ПАЛЬЦАМИ и слегка надавите. Не прижимайте пульс большим пальцем, т.к. в нем ощущается ваше собственное биение сердца, и вы можете принять собственный пульс за пульс другого человека.

ПРАКТИКУМ «КАК ПРОВЕРИТЬ ПУЛЬС» Пульс на шее ( горле) находится в ложбине пониже челюстной кости, сбоку от кадыка. ПРОВЕРЬТЕ ЕГО ТАКЖЕ ТРЕМЯ ПАЛЬЦАМИ .

Первый пункт алгоритма определения признаков клинической смерти 1. ПРОВЕРИТЬ ОТВЕТНУЮ РЕАКЦИЮ А ).Громко окликнуть Б ).Легко встряхнуть за плечи. В ). Сильно сдавить ногтевую фалангу 5 пальца кисти

Второй пункт алгоритма определения признаков клинической смерти 1. ПРОВЕРИТЬ РЕАКЦИЮ ЗРАЧКОВ НА СВЕТ

Третий пункт алгоритма определения признаков клинической смерти Установить отсутствие дыхания. ЭТО ДЕЛАЕТСЯ ВИЗУАЛЬНО .

4-ый пункт алгоритма определения признаков клинической смерти 1. ПРОВЕРИТЬ НАЛИЧИЕ ПУЛЬСА НА СОННОЙ АРТЕРИИ,ПРИЛОЖИВ ДВА ПАЛЬЦА К МЕСТУ ЕЕ ПРОЕКЦИИ ( ПУЛЬС ЕСТЬ – ПОСТРАДАВШИЙ ЖИВ)

Следующие действия после определения признаков клинической смерти: УЛОЖИТЬ ПОСТРАДАВШЕГО НА СПИНУ, НА ТВЕРДУЮ,РОВНУЮ ПОВЕРХНОСТЬ ОСВОБОДИТЬ ОТ СТЕСНЯЮЩЕЙ ОДЕЖДЫ ГРУДНУЮ КЛЕТКУ ПРИПОДНЯТЬ НОГИ ПРИСТУПИТЬ К РЕАНИМАЦИОННЫМ МЕРОПРИЯТИЯМ

Алгоритм сердечно-легочной реанимации одним спасателем Непрямой массаж сердца с частотой 100 компрессий в 1 минуту

Алгоритм сердечно-легочной реанимации одним спасателем Если оказывает помощь один человек, то необходимо выполнять только непрямой массаж сердца и не нужно делать искусственное дыхание

Непрямой массаж сердца — это механическое воздействие на сердце после его остановки с целью восстановления его деятельности и поддержания непрерывного кровотока до возобновления работы сердца.

Сущность непрямого массажа сердца При нажатии на грудь спереди назад сердце, расположенное между грудиной и позвоночником, сдавливается настолько, что кровь из его полостей поступает в сосуды. После прекращения надавливания сердце расправляется и в полости его поступает венозная кровь.

Руки массирующего должны быть правильно расположены : ладонь одной руки устанавливают на грудной клетке по средней линии между сосками, ладонь другой помещают на тыл первой, перпендикулярно к ее оси; пальцы должны быть слегка приподняты и не оказывать давления на грудную клетку пострадавшего.

Руки должны быть выпрямлены в локтевых суставах.

Методика непрямого массажа сердца больной должен находиться в горизонтальном положении, на спине, на твёрдом и ровном основании; оказывающий помощь может находиться с любой стороны от больного; одна рука на другой располагаются в нижней трети грудины. При проведении массажа должна использоваться не сила рук, а масса туловища человека , оказывающего помощь, поэтому руки должны быть выпрямлены ! глубина компрессий грудной клетки в среднем 5 см , с частотой приблизительно 100 в минуту;

Алгоритм оказания неотложной помощи двумя спасателями: ПЕРВЫЙ спасатель проводит непрямой массаж сердца, отдает команду «вдох» и контролирует эффективность искусственного дыхания по подъему грудной клетки;

Алгоритм оказания неотложной помощи двумя спасателями: ВТОРОЙ спасатель проводит искусственное дыхание ТОЛЬКО по команде , контролирует реакцию зрачков, пульс на сонной артерии и информирует партнеров о состоянии пострадавшего: «Есть реакция зрачка!», «Нет пульса», «Есть пульс!» и т.п.;

Сущность искусственного дыхания «рот в рот» в выдыхаемом воздухе «донора» содержание кислорода достигает 17%, достаточного для усвоения легкими пострадавшего; в выдыхаемом воздухе содержание углекислого газа — до 4%. Указанный газ, поступая в легкие пострадавшего, возбуждает дыхательный центр в центральной нервной системе и стимулирует восстановление самостоятельного дыхания. по сравнению с другими приемами обеспечивает больший объем поступающего воздуха в легкие пострадавшего.

Подготовка к проведению искусственного дыхания: запрокинуть голову назад и выдвинуть вперед нижнюю челюсть открыть рот обеспечить проходимость дыхательных путей

а) Запрокинуть голову назад и выдвинуть вперед нижнюю челюсть б) открыть рот

Обеспечение проходимости дыхательных путей Очистить ротовую полость от слизи и рвотных масс намотанным на указательный палец носовым платком. Если язык запал – вывернуть его тем же пальцем и зафиксировать

Методика искусственного дыхания «рот в рот» Сделать глубокий вдох, зажать нос пациента, и, обхватив губами рот пострадавшего, произвести сильное вдувание в течение 1-2 секунд. Так сделать два вдувания подряд . Рот предварительно с гигиенической целью накрыть любой салфеткой или носовым платком.

Методика искусственного дыхания «рот в рот» Единственный недостаток метода искусственной вентиляции легких методом «рот в рот» заключается в наличии психологического барьера — тяжело заставить себя дышать в рот другому, порой чужому и незнакомому человеку. Этот барьер надо преодолеть в любом случае, во имя спасения жизни умирающего человека.

Алгоритм оказания неотложной помощи двумя спасателями Два спасателя проводят реанимационные мероприятия , соблюдая соотношение 30:2 30 компрессий на грудную кле тку и два вдоха, повторяя это в течение 2-х минут , после чего возможна проверка эффективности проводимых мероприятий продолжительностью не более 5 секунд

Каждый раз, когда непрямой массаж останавливается, кровообращение также прекращается. Чем чаще прерывается непрямой массаж сердца, тем хуже прогноз на выживание

Если помощь оказывают более 2-х человек, то третий спасатель приподнимает ноги пострадавшего для лучшего притока к сердцу и готовится к смене партнера, выполняющего непрямой массаж сердца.

Методика искусственного дыхания Запрокинуть голову больного назад Выдвинуть вперед нижнюю челюсть Зафиксировать язык (салфеткой, носовым платком и т.д.) Сделать выдох в рот больному

Критерии успешной реанимации Появление самостоятельного дыхания Появление пульсового толчка на сонных и магистральных артериях Изменение цвета кожных покровов (становятся менее бледными и синюшными). Сужение зрачков, с появлением реакции на свет.

При появлении отчетливой пульсации на магистральных артериях непрямой массаж сердца прекращают, а искусственное дыхание продолжают до появления самостоятельного дыхания

Успех реанимационных мероприятий напрямую зависит от квалифицированных знаний и умений. Мало знать только теорию, но нужно уметь применять свои знания на практике. Нельзя теряться в экстремальных ситуациях,поддаваться панике, нельзя терять драгоценные минуты, от которых зависит чья-то жизнь.

Самая большая награда за ваши усилия — это «СПАСЕННАЯ ЖИЗНЬ!»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оказание первой доврачебной помощи при переломах костей.Практическая работа №1.Цель:1) сформировать умение наложения шин и повязок, стерильных повязок;2) научить обнаруживать переломы на рентген.

Каждый человек должен уметь оказать первую помощь по мере своих способностей и возможностей.Правильно оказанная первая помощь сокращает время специального лечения, способствует быстрейшему зажив.

Решение ситуационных задач на уроках БЖД по теме «Оказание первой доврачебной помощи.

Тестовые задания помогут проверить знания студентов по теме «Оказание первой доврачебной помощи».

Тесты для проверки и закрепления знаний по разделу «Оказание первой доврачебной помощи» для учащихся 11 классов включают в себя тесты по оказанию «ПМП при кровотечениях и ранениях», «ПМП при острой се.

Предлагаемое тестирование можно использовать после проведения урока на основе презентации «Основы оказания первой доврачебной помощи», перед практическим занятием по отработке первичны.

Умение своевремено и правильно оказывать первую доврачебную помощь является важным умением в современном мире. Несмотря на очевидную социальную значимость готовности учащихся оказывать первую доврачеб.

Источник

Оцените статью