Обучению пациента приему лекарственных средств энтеральным способом

Энтеральное применение лекарственных средств

Энтеральный способ введения лекарственных средств включает в себя введение лекарств: через рот, сублингвально, в прямую кишку.

Прием лекарств через рот:

Самый распространенный, простой, удобный способ введения.

Внутрь в основном принимают:

твердые лекарственные формы (таблетки, драже, капсулы, порошки); таблетки дети глотают с трудом, а дети младше 3 лет не могут проглотить их, поэтому перед приемом таблетки размельчают;

жидкие лекарственные формы (растворы, отвары, микстуры, лекарственные средства в сиропе); чем меньше возраст ребенка, тем чаще используется назначение жидких лекарственных форм;

Недостаткиспособа введения лекарств через рот:

Препараты могут разрушаться желудочным и кишечным соком, относительно медленно поступают в кровь, всосавшуюся дозу препарата иногда трудно учесть.

Лекарственные средства способны вызывать диспептические нарушения: тошноту, рефлекторную рвоту, диарею, запор.

Отказ ребенка от приема лекарства может быть связан с неприятным запахом, вкусом, большими размерами таблеток, капсул, драже.

Правилаприема лекарств через рот.

Препараты в сухих формах (таблетки) измельчают, разбавляют в небольшом количестве воды, молока, или сиропа.

Смешивать лекарства с пищей не рекомендуется.

Если внутрь назначено несколько лекарственных средств, каждое дают поочередно, не смешивая с другими, учитывая время приема – до или после еды.

Средства с пометкой «до еды» необходимо дать ребенку за 15 минут до приема пищи, с пометкой «после еды» — через 15 минут после приема пищи; лекарства, предназначенные для приема «натощак» дают утром, за час до завтрака.

Следует строго соблюдать назначенную дозу лекарства.

Лекарства без этикеток, с истекшим сроком годности или хранившиеся с нарушением режима, в том числе температурного, применять категорически запрещается.

В случае отказа ребенка принимать лекарство нельзя его принуждать, следует сообщить об этом врачу и, возможно, изменить способ его применения.

Необходим контроль приема лекарственных препаратов больными детьми.

Методика введения лекарственных средств через рот

Медицинская сестра должна давать лекарственные средства для внутреннего употребления сама, не передоверяя это матерям детей раннего возраста или самим детям школьного возраста.

Раздача лекарствосуществляется на основании записей в листе врачебных назначений. Следует помнить и соблюдать следующие правила:

Лекарства раздаются в строго определенное время, причем по показаниям их прием необходим до, во время или после еды.

Необходимо знать лекарства по цвету, величине, запаху, вкусу, чтобы избежать возможных ошибок.

Приступая к раздаче препаратов, медицинская сестра должна привести себя в порядок, вымыть руки с мылом.

Существует несколько способов раздачи лекарственных средств в условиях детского отделения, Можно пользоваться лотками, разделенными на ячейки с указанием фамилии больных. В них заранее раскладывают лекарственные средства. Затем медицинская сестра обходит с лотком все палаты. Другой способ — использование передвижного столика.

При раздаче лекарств у медицинской сестры должны быть: графин (чайник) с кипяченой водой, пинцет для раздачи пилюль и таблеток, одноразовые пипетки для капель, чистые мензурки для жидких лекарств

Необходимо внимательно прочитывать этикетку на упаковке и запись в листе назначений, чтобы не спутать лекарственные средства.

Ребенок должен проглотить и запить лекарство под контролем медицинской сестры.

Детям старшего возраста твердые лекарственные формы таблетки, капсулы, драже – медицинская сестра помещает на корень языка и дает запить большим количеством воды;порошоквысыпает на корень языка;жидкие лекарственные формы(настои, растворы, микстуры, отвары) дает выпить с ложки или из мензурки и запить водой;спиртовые настойки, экстракты назначают в каплях — медицинская сестра отмеряет в мензурку нужное количество капель, добавляет немного воды, дает выпить ребенку и запить чистой водой.

Для детей раннего возраста делают специальные расфасовки препаратов: лекарственные препараты медицинская сестра дает в виде порошка, разведя его в ложке или в маленькой бутылочке в небольшом количестве воды, молока или сиропа; удобнее для применения лекарственные средства в растворах, в суспензиях с добавлением сахарных или фруктовых сиропов.

Детям грудного возраста назначенную дозу лекарственного средства в жидкой форме часто дают дробно, чтобы ребенок не поперхнулся; микстуры дают в градуированных стаканчиках с делениями 5, 10, 15, 20 мл; при отсутствии градуированной посуды учитывают, что водного раствора в чайной ложке 5 мл, в десертной — 10 мл, в столовой – 15 мл.

Спиртовые настои, а также жидкие экстракты отмеряют с помощью чистых пипеток одноразового пользования. Использование одной и той же пипетки для раздачи разных лекарственных средств запрещается.

Если ребенок не хочет принимать лекарство, то приходится насильно открывать рот следующим образом: а) двумя пальцами нажимают на щеки; зажимают нос и в этот момент ребенок открывает рот.

Необходимо предупреждать детей (родителей) о возможном побочном действии лекарств (например, сонливость при приеме димедрола), или влиянии лекарств на изменение цвета мочи, кала (прием хинолиновых препаратов, висмута, железа, карболен, метиленовый синий) и т.д.

Следует строго соблюдать гигиенические правила. После каждого использования стеклянные стаканчики, керамические ступки для растирания таблеток подлежать обеззараживанию. После обеззараживания их хранят в закрытой емкости или крафт-бумаге.

Введение лекарственных средств сублингвально (под язык)

Некоторые лекарственные препараты (валидол, нитроглицерин, глицин) принимают под язык. У детей такая методика применяется редко и только в старшем школьном возрасте.

Медицинская сестра помещает таблетку под язык больного ребенка, предварительно объяснив ему, что таблетку не надо жевать, проглатывать, а надо только держать под языком до полного её растворения (рассасывания).

Введение лекарственных средств в прямую кишку

Лекарственный препарат, введенный в прямую кишку:

быстро всасывается в общий круг кровообращения, минуя печень;

не подвергается воздействию ферментов кишечного сока;

доза всосавшегося препарата почти соответствует введенной;

из-за отсутствия ферментов в прямой кишке лекарства белковой природы, жиры, полисахаридные комплексы не проникают через её стенку и оказывают местное действие.

Через прямую кишку вводят свечи (суппозитории) и лекарственные растворы с помощью клизм.

Свечи (суппозитории) рекомендуется вводить утром или на ночь. Перед введением свечи необходимо опорожнить кишечник самостоятельно или с помощью очистительной клизмы.

Методика введения свечи (суппозитория)

Достает упаковку со свечами из холодильника, читает название.

Читайте также:  Правила хранения лекарственных препаратов для ветеринарного применения

Ребенка укладывает на левый бок с полусогнутыми в коленных и тазобедренных суставах (детей до 6 месяцев укладывают на спину с приведенными к животу ногами) и фиксирует в таком положении.

Вскрывает оболочку, в которую упакован суппозиторий, извлекая его из оболочки.

Левой рукой разводит ягодицы ребенку, а правой – вводит суппозиторий в анальное отверстие так, что оболочка от него остается у неё в руке.

Прижимает ягодицы дуг к другу в течение 1-2 минут для предупреждения рефлекторного выдавливания свечи из прямой кишки.

Источник

Методические рекомендации для преподавателя ПМ 04 на тему «Энтеральный путь введения лекарственных веществ»

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ № 2»

Методические рекомендации преподавателю

Профессиональный модуль 04

Выполнение работ по профессии

«Младшая медицинская сестра по уходу за больными»

по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» (базовая подготовка)

«Энтеральный путь введения ЛВ»

Квалификация: медицинская сестра /медицинский брат

Форма обучения: очная; очно-заочная

Профиль получаемого профессионального образования: естественнонаучный

Составитель: Баннова О.В

_____________ Баннова О.В

«_____» ___________ 2016 г.

Применение комплекса методов обучения:

воспроизводящие, тренировочные упражнения;

проблемно-поисковые методы (решение задач);

частично-поисковые методы — самостоятельная работа;

метод проблемного изложения – сочетание словесной информации с элементами проблемности;

индивидуальные имитационные методы (имитационные упражнения, анализ конкретных ситуаций).

Расширить знания о введении лекарственных средств per os и сублингвально.

Разъяснить взаимодействие лекарственных препаратов с пищей.

Работа с алгоритмами (выбор назначений из истории болезни, раздача лекарственных средст для энтерального применения, обучение пациента сублингвальному приему лекарственных средств).

Дать практику (выполнение навыков) об обучении пациента приему различных форм лекарственных средств энтерально, сублингвально.

Формирование умений — осуществление выборки назначений из истории болезни,

заполнение журнала «учета лекарственных средств».

Воспитание профессиональной аккуратности, исполнительности, ответственности к порученному делу, доводить дело до конца, прививать любовь к своей профессии.

Воспитание у студентов наиболее важных личностно-профессиональных качеств медицинского работника:

умение осознавать ответственность за жизнь пациента;

умение анализировать свое поведение;

воспитание умения работать по стандартам, алгоритмам.

Формирование у студентов:

навыка анализа и синтеза изучаемого материала;

способности осуществлять внутрипредметные связи;

способности применять межпредметные связи.

Умение решать проблемные и ситуационные задачи.

Развитие умений анализировать ошибки, делать выводы и обобщения.

Место занятия: Медицинский техникум № 2, доклинический кабинет

Продолжительность занятия: 4 час

Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»

Студент должен знать:

Взаимодействие лекарственных препаратов с пищей (элемент ПК 4.4. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий);

Определения терминов, употребляемых при проведении процедур; (элемент ПК 4.8. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения; элемент ПК 4.4. Консультировать пациентов и его окружение по вопросам ухода и самоухода).

Студент должен уметь:

делать выборку назначений из истории болезни (элемент ПК 4.4. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий);

раздавать лекарственные средства для энтерального применения (элемент ПК 4.4. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий; элемент ПК 4.5. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациента и персонала);

обучать пациента приему различных лекарственных средств энтерально и сублингвально (элемент ПК 4.4. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий; элемент ПК 4.1.Эффективно общаться с пациентом и его окружением).

Методические указания для преподавателя по этапам занятия

отметка отсутствующих студентов, выяснение причины;

проверка внешнего вида студентов (соблюдение формы одежды);

проверка готовности студентов к занятию (наличие дневников и тетрадей манипуляций).

организует и дисциплинирует студентов;

воспитывает актуальность, ответственность;

воспитывает требовательность к себе;

ознакомление с темой, планом, целью занятия;

обоснование значения данной темы занятия в будущей практической деятельности

создает рабочую обстановку;

активизирует внимание студентов;

формирует познавательный интерес к занятию.

Актуализация опорных знаний .

Контроль исходного уровня знаний :

Фронтальный опрос по теме: «Энтеральный путь введения ЛВ». (Приложение №1).

воспроизведение ранее изученного материала;

выявление уровня самостоятельного мышления.

Формирование новых знаний и умений :

Поэтапное изложение нового материла

1. Введение лекарственных средств per os и сублингвально (Приложение №2)

2. Преимущества и недостатки энтерального пути введения ЛВ (Приложение №3).

3. Выбор назначений из истории болезни (Приложение №4).

4. Раздача лекарственных средств для энтерального применения (Приложение №5).

5. Обучение пациента сублингвальному приему лекарственных средств (Приложение №6).

Студентам предлагается поэтапная запись плана в дневники.

Преподаватель, используя таблицы, схемы

поэтапно излагает новый материал

информирует студентов о новых элементах знаний, умений

объясняет наиболее важные моменты

организует текущий контроль знаний для усвоения материала.

2) Демонстрация преподавателем манипуляции «раздача лекарственных средств для энтерального применеия»

3) Самостоятельная работа студентов:

Отработка манипуляций (согласно алгоритмам)

Выбор назначений из истории болезни

раздача лекарственных средств для энтерального применения

4) Закрепление темы:

Ответить на вопросы (Приложение 7, 7а)

5) Работа с методическими указаниями:

составление словаря терминов (Приложение № 8)

Настои и отвары

позволяет излагать новый материал в логической последовательности с разъяснением понятий и сути;

позволяет устанавливать связь нового материала с ранее изученным;

закрепляет знания по теме;

развивает зрительную память;

развивает познавательный интерес у студентов;

подводит обучаемых к пониманию проблемы;

углубляет знания по теме;

формирует умения работать по набору правил;

воспитывает чувства ответственности и собственной ориентации по вопросу приоритета своего здоровья;

закрепляет использование здоровье сберегающих технологий в рабочем процессе.

Работа студентов малыми группами (по 2-3 человека):

— закрепляет навыки самостоятельной работы с алгорипмами;

— активизирует интерес к занятию;

— побуждает к активной учебно-познавательной деятельности;

— совершенствует умение работать в коллективе.

Текущий контроль знаний для оценки усвоения материала :

(Приложение № 9, 9а)

выявляет умение применять полученные знания на практике;

определяет уровень профессионального мышления.

Подведение итогов занятия:

определяется достижение целей занятия;

комментируются ошибки, положительные и отрицательные моменты в работе;

разрешаются возникшие вопросы;

выставляется поурочный балл. (Пример таблицы в приложение №10, таблицы прилагаются отдельно).

Нацеливает студентов на использование знаний, умений и опыта, приобретенных на занятии в дальнейшей работе.

Задание к следующему занятию :

Основы сестринского дела: учебное пособие. /Т.П Обуховец, О.В. Чернова — Ростов н/Д: Феникс, 2015. — 766 с. – стр. 458- 460.

Читайте также:  Что делать с бассейном чтобы вода не зеленела народные средства

Закрепление пройденного материала

для расширения самообразования;

формирует принцип сознательности и активности.

Введение лекарственных средств per os, сублингвально.

Преимущества и недостатки введения лекарственных средств per os, сублингвально.

Взаимодействие лекарственных препаратов с пищей.

Обучение пациента приему различных форм лекарственных средств энтерально, сублингвально.

Введение лекарственных средств per os и сублингвально

Энтеральный путь — это введение лекарственных веществ через желудочно-кишечный тракт.

Варианты введения лекарственных средств энтеральным путем:

через рот (ре r os );

под язык ( syb lingua);

через прямую кишку (рет rectum).

Пероральный путь введения (реr os)

Введение лекарственных веществ через рот является наиболее распространённым и желательным. При приёме внутрь препараты действуют медленно, абсорбируясь слизистой оболочкой желудочно-кишечного тракта. Всасывание происходит, в основном, в тонком кишечнике; в печени возможна инактивация препаратов, затем, поступая в кровоток, оказывают общее (системное) действие.

Лекарственные формы : таблетки, капсулы, капли, порошки, настойки, микстуры, настои, сиропы.

Ø « натощак » — за 20-60 минут до завтрака – для ускорения лечебного эффекта (слабительные, противоглистные);

Ø до еды — за 15-30 минут до приема пищи (обволакивающие);

Ø во время еды — улучшают процесс пищеварения (ферментативные препараты);

Ø после еды — все остальные препараты раздражающего действия.

Вещество начинает действовать обычно через 15-30 минут, возможно разрушение под действием пищеварительных ферментов. Прием препаратов зависит от особенностей фармакокинетики, поэтому их приём осуществляют в соответствии с аннотацией.

Дозировка лекарственных препаратов

Доза — количество лекарственного вещества (в миллилитрах — мл, граммах — г, единицах действия — ЕД) для одного приёма, зависит от массы тела и возраста человека (ребенок, взрослый).

Назначаемые дозы препаратов:

· разовая — на один приём;

· ударная (высшая разовая) — максимальное количество лекарственного вещества на один прием;

· суточная — предел приёма лекарства в сутки;

· курсовая — прием лекарства на один лечебный цикл.

в неизмененном виде, преимущественно

запивают водой, некоторые средства — молоком

Микстуры, отвары, настои

обычно дозируют столовыми ложками

дозируют каплями (сердечные

препараты: корвалол, валокордин)

Сублингвальный (подъязычный) путь введения

Используют как доврачебную помощь при неотложных состояниях (применяют препараты быстрого действия — нитроглицерин, валидол).

Лекарственные формы: таблетки, капсулы, растворы.

Ректальный путь введения (рег rectum )

Ректальный путь введения (per rectum) — введение лекарств через прямую кишку в виде жидких форм (отвары, растворы, слизи) и твердых (ректальные суппозитории).

Лекарственные препараты оказывают резорбтивное действие на организм и местное действие на слизистую оболочку прямой кишки.

Перед введением некоторых лекарственных препаратов следует ставить очистительную клизму.

Свечи — это конические, цилиндрические или овальные лекарственные формы, твердые при обычных условиях, растворяются или расплываются при контакте со слизистой оболочкой прямой кишки. Оказывают местное и резорбтивное действие.

ректальные — применяют при тошноте или рвоте у пациента, запорах, иногда при неприятном запахе и вкусе лекарства, что исключает его пероральный прием. В составе свечей лекарство не раздражает верхний отдел желудочно-кишечного тракта. При введении свечей системного действия желательно опорожнить кишечник, чтобы не нарушить абсорбцию (всасывание) лекарства.

вагинальные — обеспечивают местное противомикробное или противовоспалительное действие.

Введение ректалъныx суппозиториев

1. Обработать руки, надеть перчатки.

2. Извлечь суппозиторий из упаковки.

3. Уложить пациента на бок, согнув ноги в коленях.

4. Надеть перчатки.

5. Вскрыть оболочку упаковки суппозитория.

6. Поднять левой рукой верхнюю ягодицу и ввести правой рукой суппозиторий заостренным концом в анус на глубину 2-3 см за наружный сфинктер.

7. Снять перчатки, сбросить в дезраствор, вымыть и осушить руки.

8. Придать пациенту комфортное положение в постели.

Преимущества и недостатки энтерального введения лекарственных средств

Пероральный путь введения (реr os)

Ø безопасность и эффективность;

Ø простота и доступность;

Ø не требует профессиональных знаний;

Ø возможность использования различных лекарственных форм.

Ø неточность дозировки вследствие частичной инактивации препаратов в печени;

Ø зависимость действия от возраста, состояния организма, индивидуальной чувствительности организма;

Ø медленное и неполное всасывание в пищеварительном тракте;

Ø зависимость от патологического состояния (рвота, судороги, отсутствие сознания);

Ø невозможность оказания помощи в неотложных ситуациях;

Ø побочное воздействие на слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта.

Сублингвальный (подъязычный) путь введения

· при меняют в основном в острых состояниях. Лекарственные средства хорошо всасываются через слизистую оболочку подъязычной области и быстро попадают в кровь, минуя печень и не разрушаясь пищеварительными ферментами;

· не требует профессиональных навыков.

· малый перечень лекарственных форм.

Ректальный путь введения (рег rectum )

· вводимые лекарственные вещества всасываются в кровь, минуя барьер печени, не разрушаются;

· безопасный альтернативный способ введения препаратов.

· лекарства не расщепляются в прямой кишке из-за отсутствия ферментов.

Выбор назначений из истории болезни

1 . Палатная медсестра ежедневно делает выборку врачебных назначений из истории болезни.

Для этого она должна приготовить:

· листы врачебных назначений;

· журналы (листы) процедурного или манипуляционного кабинета;

· журналы записей консультаций и лабораторных исследований.

2. Листок назначений заполняется на больного в день поступления. В нем отмечается:

· Отделение и № палаты;

· Режим и диета больного.

3. На одну сторону листа выписываются лекарственные средства для внутреннего и наружного применения, а на другой – для парентерального введения.

4. Выписывая назначения из истории болезни в листок назначений, медсестра отмечает:

· способ и частоту приема.

5. При отмене лекарственного средства напротив его ставится дата отмены.

6. Ежедневно после раздачи лекарств больным медсестра ставит свою подпись в листе назначений в графе «Отметка о выполнении».

7. Ежедневно из листка назначений палатная медсестра переносит сведения о назначенных больным инъекциях в процедурный журнал (листок).

8. Затем в соответствующие журналы записывают лабораторные и инструментальные исследования, назначенные данному больному.

9. Закончив выборку, медсестра расписывается в истории болезни под врачебными назначениями.

Раздача лекарственных средств для энтерального применения

Цель. Подготовить лекарственные средства к раздаче и приему пациентами.

Показания: Назначение врача.

Противопоказания. Выявляются в процессе обследования пациента медицинской сестрой.

1. Листы назначений.

2. Лекарственные средства для внутреннего употребления.

3. Передвижной столик для раскладки лекарственных средств.

Читайте также:  Как подавить алкоголь народными средствами

4. Мензурки, пипетки (отдельно для каждого флакона с каплями).

5. Емкость с кипячёной водой.

7. Дезинфицирующие растворы.

8. Емкость для дезинфекции.

Возможные проблемы пациента:

1. Необоснованный отказ.

4. Бессознательное состояние.

Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды.

При введении лекарственных средств через рот:

1. Вымойте руки и вытрите их насухо.

2. Ознакомьтесь внимательно с листами назначений.

3. Прочтите внимательно название лекарственного средства и дозировку на упаковке, сверьте его с листом назначения.

4. Обратите внимание на срок годности лекарственного средства.

5. Разложите назначенные лекарственные средства по ячейкам на каждого пациента на один прием.

6. Не оставляйте лекарственные средства на тумбочках у постели пациента (за исключением нитроглицерина или валидола).

7. Информируйте пациента о назначенных ему лекарственных средствах, о правилах его приема и о возможных побочных действиях.

8. Проследите, чтобы пациент принял назначенные лекарственные средства в вашем присутствии.

9. Обработайте использованные мензурки и пипетки в соответствии с требованиями санэпидрежима.

Оценка достигнутых результатов: Лекарственные средства разложены в соответствии с листами назначений и обеспечен своевременный прием их пациентами.

Обучение пациента или его родственников: Консультативный тип вмешательства в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медицинской сестры.

1. Нельзя заменять лекарственное средство другим без согласования с врачом.

2. Нельзя хранить лекарственные средства без этикеток.

3. Перед приемом порошка пациентом разведите его предварительно водой.

4. Водные растворы (микстуры, отвары, настои) давайте из ложки (1 ст. ложка — 15 г, 1 д.л. — 10 г, 1 ч.л. – 5 г) или мензурки.

5. Запрещается любое перетаривание лекарственных средств.

Обучение пациента сублингвальному приему лекарственных средств

Цель: Научить пациента технике приема сублингвальных лекарственных средств.

Показания : Сердечный болевой приступ.

1. Валидол (таблетки, капли, капсулы).

2. Нитроглицерин (таблетки, капли, капсулы).

3. Кусочек сахара.

Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды:

1. Информируйте пациента о данных лекарственных средствах.

2. Обучите пациента правилам хранения этих препаратов.

3. Предложите пациенту остановиться и присесть при возникновении болевого приступа.

4. Положите под язык таблетку и держите ее до полного рассасывания и купирования болей.

5. Капните на кусочек сахара 2-3 капли валидола или нитроглицерина (если они в растворе), положите его под язык и держите до полного рассасывания, не проглатывая.

Оценка достигнутых результатов: Сердечный болевой приступ купирован.

Обучение пациента или его родственников: Консультативный тип сестринской помощи в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медицинской сестры.

Вопросы для закрепления темы

Что такое энтеральный путь введения лекарственного средства?

Перечислить возможные варианты введения лекарственных веществ энтеральным путем.

Прием препаратов при пероральном пути введения лекарственного средства.

В каких случаях(ситуациях) применяют сублингвальный путь введения лекарственных препаратов?

Энтеральный путь — это введение лекарственных веществ через желудочно-кишечный тракт.

Лекарственные формы – лекарственные средства, обладающие определенными физико-химическими свойствами и обеспечивающие оптимальное лечебное действие.

Растворы – лекарственные формы, полученные путем растворения одного или нескольких лекарственных средств;

Таблетки – дозированная лекарственная форма, получаемая путем прессования или формирования лекарственного средства, лекарственных смесей и вспомогательных веществ;

Драже – дозированная лекарственная форма округлой формы, получаемая путем многократного наслаивания лекарственных средств и вспомогательных веществ в гранулы;

Гранулы – однородные частицы (крупинки, зернышки) лекарственных средств округлой, цилиндрической или неправильной формы размером 0,2 – 0,3 мм;

Порошки – лекарственные формы, обладающие сыпучестью; различают порошки простые (однокомпонентные) и сложные (из двух и более компонентов), разделенные на отдельные дозы и неразделенные;

Капсулы – дозированные порошкообразные, гранулированные, иногда жидкие лекарственные средства, заключенные в оболочку из желатина, крахмала, иного биополимера;

Суппозитории (свечи) – твердые при комнатной температуре и расплавляющиеся при температуре тела дозированные лекарственные формы, предназначенные для введения в полости тела (ректальные, вагинальные свечи); суппозитории могут иметь форму шарика, конуса, цилиндра, сигары и т.д.

Капли — жидкие лекарственные формы, предназначенные для приема в виде капель в полость рта, в глаза, уши и т.д.

Микстуры — жидкие лекарственные формы для внутреннего применения, дозируемые столовой, десертной или чайной ложками.

Настои и отвары – водяные вытяжки из лекарственного растительного сырья или водные растворы экстрактов;

Настойки – спиртовое, водно-спиртовое или спирто-эфирное прозрачные извлечения из лекарственного растительного сырья, полученные без нагревания и удаления экстрактов;

Экстракты – концентрированные извлечения из лекарственного растительного сырья; различают жидкие, густые, сухие и другие виды экстрактов.

Доза — количество лекарственного вещества (в миллилитрах — мл, граммах — г, единицах действия — ЕД) для одного приёма, зависит от массы тела и возраста человека (ребенок, взрослый).

Введение лекарственных средств через пищеварительный тракт обозначают термином:

а) Энтеральное введение;

б) Парентеральное введение.

2. Энтеральные пути введения лекарственных средств:

д) В двенадцатиперстную кишку;

3. Дать определение понятию «доза».

4. Охарактеризовать виды доз:

· ударная (высшая разовая) — ……………………………;

Эталон ответов на вопросы для закрепления темы

Энтеральный путь — это введение лекарственных веществ через желудочно-кишечный тракт.

Варианты введения лекарственных средств энтеральным путем:

через рот (ре r os );

под язык ( syb lingua);

через прямую кишку (рет rectum).

Ø « натощак » — за 20-60 минут до завтрака – для ускорения лечебного эффекта (слабительные, противоглистные);

Ø до еды — за 15-30 минут до приема пищи (обволакивающие);

Ø во время еды — улучшают процесс пищеварения (ферментативные препараты);

Ø после еды — все остальные препараты раздражающего действия.

Сублингвальный (подъязычный) путь введения — используют как доврачебную помощь при неотложных состояниях (применяют препараты быстрого действия — нитроглицерин, валидол).

Виды свечей: — ректальные, — вагинальные.

Эталон ответов на тест-контроль

3. Доза — количество лекарственного вещества (в миллилитрах — мл, граммах — г, единицах действия — ЕД) для одного приёма, зависит от массы тела и возраста человека (ребенок, взрослый).

4. Охарактеризовать виды доз:

· разовая — на один приём;

· ударная (высшая разовая) — максимальное количество лекарственного вещества на один прием;

· суточная — предел приёма лекарства в сутки;

· курсовая — прием лекарства на один лечебный цикл.

Наличие домашнего задания

Решение ситуационных задач + Манипуляционная техника

Источник

Оцените статью