Медики считают программу обучения оказанию первой помощи с использованием симуляционных технологий важной и своевременной
В Центре симуляционного обучения и аккредитации ПсковГУ состоялся круглый стол на тему «Симуляционные технологии в медицинском образовании». С приветственным словом к участникам круглого стола обратился Залим Балкизов – член Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России, заместитель председателя правления Ассоциации медицинских обществ по качеству (АСМОК), член исполкома и официальный представитель AMEE (Международная ассоциация по медицинскому образованию), член президиума правления Российского общества по симуляционному обучению в медицине (РОСОМЕД), доцент кафедры госпитальной хирургии ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава.
– Обучение тактике оказания первой помощи очень востребовано населением и различными профессиональными сообществами, – отмечает декан медицинского факультета ПсковГУ Наталья Иванова. – Но в настоящее время назрела необходимость широкого обсуждения профессиональным сообществом российских рекомендаций по оказанию первой помощи с целью подготовки поправок в законодательство в части обучения первой помощи, а также выработки единой тактики её оказания.
По словам декана, практические знания в области первой помощи накапливались десятилетиями, что позволило разделить первую помощь и неотложную медицину. Сегодня бригады скорой помощи способны оказать не только первую помощь, но и используют приемы реаниматологии.
— Первая помощь пострадавшим несет в себе определенные риски и для спасателя, — уверен главный врач Псковской областной клинической больницы Анатолий Волков. — Важно психологически подготовиться к оказанию первой помощи – в этом поможет работа с тренажерами симуляционного центра ПсковГУ.
В ходе круглого стола обсуждена значимость для региона реализации дополнительной программы повышения квалификации по обучению первой помощи с использованием симуляционных технологий. Все присутствующие отметили важность и своевременность внедрения этой программы обучения. Руководитель Центра симуляционного обучения и аккредитации Владимир Киприянов подчеркнул, что при обучении населения основам первой помощи теоретическая информация будет подкрепляться отработкой практических навыков для решения основной цели — подготовить обучающихся к оказанию первой помощи, к четким и быстрым их действиям в случае происшествия.
Представители Псковского отделения ВОД «Волонтеры-медики», имеющие достаточный опыт проведения мастер-классов по первой помощи в молодежной среде, изъявили готовность участвовать в реализации данной образовательной программы.
Представители медицинского и образовательного сообществ региона сошлись во мнении, что обучение первой помощи должно проводиться исключительно в рамках современных образовательных стандартов и актуальных международных рекомендаций, в простом и доступном для восприятия формате.
Напомним, проект ПсковГУ, направленный на обучение граждан на дополнительных профессиональных программах, оказался в десятке лучших по мнению экспертов Минобрнауки и входит в федеральный проект «Новые возможности для каждого» нацпроекта «Образование».
Источник
Обучение тактике оказания первой помощи с использованием симуляционных технологий
Сохранение жизни пострадавшего или внезапно заболевшего, безусловно, является важной целью с позиции проблем глобальной безопасности в России, и волнует каждого жителя нашей страны, которому Конституция РФ дает на это право. А для медика спасение жизни – это прямая обязанность. Одной из важных социальных и медицинских проблем является внезапная смерть, что связано с ее большой частотой. На долю внезапной смерти от процента всех умерших от ишемической болезни сердца приходится порядка 70% [1]. Актуальность этой проблемы подтверждается тем фактом, что у большинства умерших в результате «внезапной сердечной смерти» не было на вскрытии обнаружено тяжелых органических изменений сердца, не совместимых с жизнью. То есть при получении своевременной качественной помощи большая часть пациентов/пострадавших могла быть успешно реанимирована.
Мы можем столкнуться с остановкой сердца в любое время. Закончится ли жизнь человека в этот момент, останется ли он тяжелым инвалидом или выживет — зависит от множества факторов: исходного состояния его здоровья, наличия тяжелых повреждений, температуры окружающей среды, своевременности оказания первой или медицинской помощи, а также от везения. К сожалению, все эти факторы невозможно держать под контролем.
Но несмотря на все проблемы и сложности этой ситуации, один фактор мы можем контролировать – это качество сердечно-легочной реанимации (СЛР). К сожалению, практика показывает, что до момента прибытия скорой помощи на место происшествия частота и качество оказания первой помощи не соответствует должному уровню, особенно если СЛР проводят лица, не имеющие медицинского образования. Например, по данным статистики, сотрудники ГИБДД при дорожно-транспортных происшествиях проводят мероприятия по оказанию первой помощи только в 0,2−0,7% случаев, в 7−8% случаев — водители транспортных средств, несмотря на то что экстренные мероприятия требуются более чем 50% пострадавших.
Почему это происходит? Чаще всего люди не знают, как оказать помощь в чрезвычайной ситуации, любой может испугаться и растеряться. Особенно сложно оказать помощь пострадавшему при клинической смерти, так как счет идет на минуты. Задача может казаться неразрешимой, но в действительности это не так. Любой человек при наличии желания приобрести навык выполнения сердечно-легочной реанимации может это сделать, тем более обязан это сделать медицинский работник.
Несмотря на то что симуляционные технологии сравнительно недавно стали применяться в высшем и среднем медицинском образовании, симуляция прочно закрепилась в образовательной системе и стала обязательной частью практической подготовки при формировании и закреплении навыков первой помощи. Следовательно, теоретическая и практическая составляющая этой перспективной обучающей методики направления нуждается в изучении и мониторинге. Целью исследования является установление роли симуляционного оборудования в освоении навыков сердечно-лёгочной реанимации в объеме первой помощи.
Материал и методы исследования
Исследование проводилось в Обучающем симуляционном центре Оренбургского государственного медицинского университета. В исследовании приняли участие 40 студентов 1 курса, которые были распределены на 2 группы с учетом рандомизации по возрасту и полу. Все студенты на момент начала исследования не имели навыка проведения реанимационного пособия. Первая группа (20 человек) изучала принципы СЛР и формировала навыки реанимационных мероприятий в процессе 12 часов классических практических занятий и 2-часовой лекции. Освоение СЛР во второй группе (20 человек) осуществлялось в течение 14 часов: 2 часа лекция и 12 часов – симуляционные тренинги.
Основной целью лекции было знакомство с анатомическими особенностями и физиологическими процессами организма человека, которые обеспечивают эффективность искусственной вентиляции легких и искусственную гемодинамику. В основе лекции лежит принцип проблемного обучения. Содержание лекции:
- патогенез быстрого и медленного умирания,
- особенности физиологических изменений и биохимических процессов при умирании,
- методы диагностики клинической смерти,
- методика СЛР.
Практические занятия в первой группе проводились в традиционной форме и были направлены на углубление и закрепление теоретических знаний по данной тематике. В процессе занятий были сформулированы основные задачи и проблемы курса и впоследствии рассмотрены варианты их решений при проведении реанимационных мероприятий. В ходе занятий были предложены практические задания для усиления активности обучающихся в самостоятельном поиске решения этих проблем с последующей проработкой их под руководством преподавателя.
Формирование навыков оказания реанимационного пособия студентами второй группы проводилось на современных автоматизированных тренажерах – симуляторах в условиях симуляционного центра, позволяющего с высокой степенью реалистичности смоделировать ситуацию и отработать практически все аспекты изучаемой манипуляции. В исследовании были использованы тренажеры Resusci Anne QCPR с системой объективного контроля компании LAERDAL Medical AS (Норвегия).
Для объективизации оценки уровня сформированности практического навыка и стандартизации действий студентов был разработан унифицированный алгоритм и оценочный чек-лист на основании стандартов оказания медицинской помощи. Для повышения уровня объективности оценки итоговое испытание проводилось в симуляционно-аккредитационном центре ОрГМУ и использовалось симуляционное оборудование с обратной связью. Оценка осуществлялась в процентном отношении по следующим параметрам: положение рук на грудной клетке; частота компрессий; глубина компрессий; декомпрессия; объем искусственной вентиляции легких (ИВЛ).
Статистическую обработку данных проводили с помощью программы Statistica 6.0 с определением средних величин и их простых ошибок (M ± m).
Результаты исследования и их обсуждение
Итоговое испытание выявило достоверную разницу в результатах обучения сердечно-легочной реанимации в группах. Больше всего ошибок было допущено студентами, которые изучали СЛР традиционным способом без тренировки на симуляторах в реалистичной среде симуляционного центра.
Только 31% студентов в 1-й группе убедились в отсутствии опасности для себя перед СЛР, во 2-й группе 75% студентов сначала оценили обстановку. В ситуации, опасной для жизни, спасатель в первую очередь должен оценить степень опасности для себя и начать оказывать первую помощь, убедившись, что сам находится в безопасности. Ведь может случиться так, что он единственный, кто в данный момент способен оказывать помощь другим пострадавшим, а это значит, что ясность его сознания, состояние его здоровья — единственный шанс выжить для пострадавших. По этому принципу, проводя в самолете инструктаж перед вылетом, стюардесса предупреждает, что в случае аварии сначала необходимо надеть кислородную маску на себя, и только затем на своего ребенка. Это правило должно быть адаптировано под любую экстремальную ситуацию. Важным шагом при оказании первой помощи, в том числе и при клинической смерти, является призыв окружающих. Это необходимо сделать как можно скорее после оценки ситуации, особенно если нет твердой уверенности в своих способностях. Отсутствие попытки привлечения окружающих — одна из ошибок в первой группе. Тем самым 38% студентов лишили себя реальной помощи окружающих в следующих важных моментах:
- обеспечение аптечки первой помощи;
- ограничение места происшествия;
- вызов специализированных служб (пожарная или газовая службы, полиция, ГБДД и т.д.);
- перемещение и транспортировка пострадавшего/заболевшего;
- вызов бригады скорой медицинской помощи и многое другое.
- Более половины испытуемых первой группы при демонстрации компрессий грудной клетки допустили множество ошибок:
- неадекватное положение рук при компрессиях. Ряд студентов располагали руки ниже, чем нужно (на мечевидном отростке). Зафиксировано смещение основания ладони значительно левее или правее грудины, а не строго по средней линии, соответственно риск развития осложнений (перелом ребер и грудины, повреждение внутренних органов) значительно увеличивается;
- при выполнении компрессий туловище и верхние конечности спасателя должны представлять собой монолитный механизм, это позволит выполнять равномерные точки и предотвратит съезжание рук в бок. Однако часть испытуемых не сформировали данный аспект навыка, демонстрируя опору на пальцы, сгибание руки в локтевых суставах или полный отрыв ладоней от грудины;
- неадекватная частота компрессий.
По оценкам выполнения искусственной вентиляции легких студенты первой группы показали более низкие результаты:
- не выполнено восстановление проходимости дыхательных путей по разным причинам (недостаточно запрокинули голову, не выдвинули нижнюю челюсть вперед, не ликвидировали обструкцию верхних дыхательных путей инородным телом). В случае потери сознания мышечный тонус пострадавшего резко снижается, и язык западает, что может привести к обструкции гортани. Наиболее частая причина нарушения проходимости дыхательных путей у пострадавших в бессознательном состоянии — западение корня языка. Для восстановления проходимости верхних дыхательных путей подчас достаточно запрокинуть голову, а выдвижение нижней челюсти вперед, с которой язык анатомически связан, смещает язык от задней стенки глотки и гарантирует открытие дыхательных путей (при отсутствии инородного тела). 88% испытуемых во второй группе, выполняя ИВЛ, корректно восстановили проходимость дыхательных путей, в первой группе у 37% студентов искусственная вентиляция легких была неэффективной, так как они не смогли правильно выполнить этот этап;
- отсутствовала герметичность при вдохах (не зажали нос, нет плотного прилегания маски для СЛР);
- отсутствовал визуальный контроль за экскурсиями грудной клетки.
Не воспользовались средством индивидуальной защиты 28% студентов первой группы, выполняя ИВЛ. Испытуемые 2-й группы в 100% учли сведения об инфекционной безопасности. Непрофессиональный спасатель, естественно, не должен забывать о мерах предосторожности, чтобы не заразиться при оказании помощи. Кровь, как и другие биологические жидкости организма, могут быть инфицированными. Поэтому важным правилом оказания первой помощи является: «Всегда используй защитное средство при оказании помощи» [2]. Нерегламентированные действия имели место в 31% в 1-й группе, что привело к потере драгоценного времени. Помимо визуального контроля уровня сформированности навыка СЛР, симуляционное оборудование позволяет провести точный всесторонний контроль за действиями обучающегося, определить адекватность объема и скорости потока при искусственной вентиляции легких и компрессии грудной клетки достаточной глубины и частоты (таблица).
Источник
Универсальный алгоритм оказания первой помощи
Правила поведения
Общая последовательность действий на месте происшествия с наличием пострадавших
Оказывать первую помощь необходимо в соответствии с Универсальным алгоритмом оказания первой помощи . Схематично алгоритм выглядит следующим образом.
Согласно Универсальному алгоритму первой помощи в случае, если человек стал участником или очевидцем происшествия, он должен выполнить следующие действия:
1. Провести оценку обстановки и обеспечить безопасные условия для оказания первой помощи:
1) определить угрожающие факторы для собственной жизни и здоровья;
2) определить угрожающие факторы для жизни и здоровья пострадавшего;
3) устранить угрожающие факторы для жизни и здоровья;
4) прекратить действие повреждающих факторов на пострадавшего;
5) при необходимости, оценить количество пострадавших;
6) извлечь пострадавшего из транспортного средства или других труднодоступных мест (при необходимости);
7) переместить пострадавшего (при необходимости).
2. Определить наличие сознания у пострадавшего.
При наличии сознания перейти к п. 7 Алгоритма; при отсутствии сознания перейти к п. 3 Алгоритма.
3. Восстановить проходимость дыхательных путей и определить признаки жизни:
1) запрокинуть голову с подъемом подбородка;
2) выдвинуть нижнюю челюсть (при необходимости);
3) определить наличие нормального дыхания с помощью слуха, зрения и осязания;
4) определить наличие кровообращения путем проверки пульса на магистральных артериях (одновременно с определением дыхания и при наличии соответствующей подготовки).
При наличии дыхания перейти к п. 6 Алгоритма; при отсутствии дыхания перейти к п. 4 Алгоритма.
4. Вызвать скорую медицинскую помощь, другие специальные службы, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом (по тел. 03, 103 или 112, привлекая помощника или с использованием громкой связи на телефоне).
5. Начать проведение сердечно-легочной реанимации путем чередования:
1) давления руками на грудину пострадавшего;
2) искусственного дыхания «Рот ко рту», «Рот к носу», с использованием устройств для искусственного дыхания.
При появлении признаков жизни перейти к п. 6 Алгоритма.
6. При появлении (или наличии) признаков жизни выполнить мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей одним или несколькими способами:
1) придать устойчивое боковое положение;
2) запрокинуть голову с подъемом подбородка;
3) выдвинуть нижнюю челюсть.
7. Провести обзорный осмотр пострадавшего и осуществить мероприятия по временной остановке наружного кровотечения одним или несколькими способами:
1) наложением давящей повязки;
2) пальцевым прижатием артерии;
3) прямым давлением на рану;
4) максимальным сгибанием конечности в суставе;
5) наложением жгута.
8. Провести подробный осмотр пострадавшего в целях выявления признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью, осуществить вызов скорой медицинской помощи (если она не была вызвана ранее) и выполнить мероприятия по оказанию первой помощи:
1) провести осмотр головы;
2) провести осмотр шеи;
3) провести осмотр груди;
4) провести осмотр спины;
5) провести осмотр живота и таза;
6) осмотр конечностей;
7) наложить повязки при травмах различных областей тела, в том числе окклюзионную (герметизирующую) при ранении грудной клетки;
8) провести иммобилизацию (с помощью подручных средств, аутоиммобилизацию, с использованием медицинских изделий);
9) зафиксировать шейный отдел позвоночника (вручную, подручными средствами, с использованием медицинских изделий);
10) прекратить воздействие опасных химических веществ на пострадавшего (промыть желудок путем приема воды и вызывания рвоты, удалить с поврежденной поверхности и промыть поврежденные поверхности проточной водой);
11) провести местное охлаждение при травмах, термических ожогах и иных воздействиях высоких температур или теплового излучения;
12) провести термоизоляцию при отморожениях и других эффектах воздействия низких температур.
9. Придать пострадавшему оптимальное положение тела (для обеспечения ему комфорта и уменьшения степени его страданий).
10. Постоянно контролировать состояние пострадавшего (наличие сознания, дыхания и кровообращения) и оказывать психологическую поддержку.
11. Передать пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом при их прибытии и распоряжении о передаче им пострадавшего, сообщив необходимую информацию.
Источник