- О порядке проведения обучения педагогических работников навыкам оказания первой помощи
- Обучение по оказанию первой помощи в ДОУ
- Краткая инструкция по оказанию первой медицинской помощи в ДОУ
- Первая доврачебная помощь в ДОУ
- Ситуации и состояния, требующие оказания первой помощи
- Порядок действий педагога
- Видео – Педагогам о первой помощи
- Обратите внимание
- Оснащение медицинского кабинета ДОУ
- Видео – Первая помощь ребенку
- Про ответственность воспитателя за неоказание первой помощи
О порядке проведения обучения педагогических работников навыкам оказания первой помощи
Пресс-служба Профсоюза. 13.06.2017 | Печать |
Уважаемые коллеги!
В целях разъяснения по п.11 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части обучения педагогических работников навыкам оказания первой помощи представляем рекомендации о порядке проведения обучения педагогических работников навыкам оказания первой помощи.
Федеральным законом от 03.07.2016 № 313-ФЗ в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» внесены изменения, которые устанавливают, что охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи (п.11 ч.1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
Порядок такого обучения законом или подзаконными актами, разъяснениями или письма Министерства образования и науки Российской Федерации не установлен. В связи с этим возникает множество вопросов о том, каким образом должно быть организовано такое обучение, какими документами должно быть подтверждено обучение педагогических работников и за счёт каких средств такое обучение финансируется.
В настоящее время, пока порядок обучения не утвержден, работодатель может действовать по аналогии с положениями Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Министерства труда Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2003 № 1/29 (далее – Порядок обучения).
Данный Порядок устанавливает обязательства работодателя по обучению работников оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.
В соответствии Порядком обучения руководители и специалисты организаций проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве в рамках специального обучения по охране труда 1 раз в три года (пункт 2.3.1 Порядка), работники рабочих профессий – 1 раз в год (пункт 2.2.4 Порядка).
Вновь принимаемые на работу проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в сроки, установленные работодателем (или уполномоченным им лицом), но не позднее одного месяца после приёма на работу.
В настоящее время форма документа, подтверждающего прохождение обучения по первой помощи, не установлена. В связи с этим до утверждения единообразной формы документа, подтверждающего прохождение обучения по первой помощи, формальное подтверждение прохождения обучения правилам оказания первой помощи возможно только в случае, если изучение первой помощи является составной частью образовательного процесса, по завершении которого выдаётся документ государственного или установленного образца.
Письмо Министерства труда Российской Федерации от 09.12.2015 № 15-2/ООГ-6230 разъясняет, что порядок, форма и оформление результатов обучения по оказанию первой помощи пострадавшим определяются работодателем. Департамент условий и охраны труда Министерства труда Российской Федерации рекомендует проводить обучение работников оказанию первой помощи пострадавшим лицами, прошедшими специальную подготовку, позволяющую проводить данное обучение.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.05.2014 № АК-1261/06 «Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО» разъясняет, что обучение по охране труда и проверке знаний требований охраны труда не является реализацией дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) в связи с тем, что проверка знаний не заканчивается итоговой аттестацией. Поскольку квалификационные требования к должностям педагогических работников в связи с введением в Закон указанной нормы не изменяются, то проходить такое обучение в рамках повышения квалификации не обязательно, хотя в дальнейшем такое требования может появиться.
Тем не менее, работодатель по своему желанию вправе проводить обучение по охране труда по дополнительным профессиональным программам в организациях, имеющих лицензию на реализацию данных программ. В этом случае, лицам, успешно освоившим дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверения о повышении квалификации.
Таким образом, можно заключить, что:
1. По общему правилу обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи не является реализацией дополнительных профессиональных программ.
2. В соответствии с законодательством Российской Федерации обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи не нуждается в документальном подтверждении. Тем не менее, по решению образовательной организации педагогическим работникам могут быть выданы документы, подтверждающие прохождение обучения. Документами об образовании в смысле ст. 60 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» такие документы не являются.
3. Обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи осуществляется за счёт средств образовательных организаций.
Рекомендации
о порядке проведения обучения педагогических работников
навыкам оказания первой помощи
По закону работодатель обязан обучать работников оказанию первой помощи (ст. 212 ТК РФ), а работник обязан проходить обучение безопасным методам, приёмам выполнения работ и оказанию первой помощи, пострадавшим на производстве (ст.214 ТК РФ). Но порядок обучения не урегулирован ни одним документом.
Как организовать процесс
Кого обучать оказанию первой помощи
Учиться оказывать первую помощь должны все работники организации, в том числе ее руководитель (п. 1.5 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29).
Где проводить обучение
Работодатель сам определяет порядок и форму обучения оказанию первой помощи. Можно отправлять всех работников на обучение в специализированный учебный центр или заняться обучением внутри организации.
Если работодатель решил обучать работников внутри организации, возможно придётся приглашать сторонних специалистов, либо работодатель направляет для обучения в специализированную организацию, имеющую соответствующую лицензию (аккредитацию), специалиста, уполномоченного работодателем на оказание первой помощи пострадавшим на производстве в своей организации.
Этот же специалист проводит и обучение работников оказанию первой помощи. При этом порядок и сроки проведения обучения работников оказанию первой помощи работодатель должен определять самостоятельно с учётом специфики трудовой деятельности работников. Минтруд России в письме от 26.08.2015 № 15-2/ООГ-4636 разъясняет, что обучать работников рабочих профессий должен человек со специальной подготовкой. В соответствии с ч.4 ст.31 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» водители транспортных средств и другие лица вправе оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков.
Для обучения первой помощи в учреждении работодателю потребуется:
1. Разработать программу обучения первой помощи, которую можно назвать «Обучение оказанию первой помощи».
Важно: Программа должна четко соответствовать требованиям ст. 212 ТК РФ и учитывать требования приказа Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи».
Обучение приёмам оказания первой помощи пострадавшим в виде специального обучающего курса (тренинга) проводится по учебным программам, разработанным и утвержденным организатором обучения (приложение Б, программа Б.3 ГОСТ 12.0.004-2015 «Организация обучения безопасности труда. Общие положения»).
2. Разработать инструкцию по оказанию первой помощи и утвердить руководителем организации.
Составить такую инструкцию поможет перечень мероприятий по оказанию первой помощи, установленных прил.2 к приказу Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 №477н, учебное пособие «Алгоритмы первой помощи», учебник «Первая помощь», рекомендованных письмом Минздравсоцразвития России от 29.02.2012 №14-8/10/2-1759, Инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве ОАО РАО «ЕЭС России». Можно также воспользоваться Атласом добровольного спасателя. МЧС России рекомендует его для массового обучения населения, личного состава спасательных служб, персонала опасных видов производства и транспорта навыкам оказания первой медицинской помощи на месте происшествия.
3. Создать комиссию по обучению по охране труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.
4. Определить порядок и сроки проведения обучения работников оказанию первой помощи с учетом специфики трудовой деятельности работников.
5. Для неформального подхода к обучению потребуются видеофильмы, учебные материалы и учебники, манекен (робот-тренажер), отвечающий требованиям технических условий, одобренных МЧС, и имеющий заводскую инструкцию по эксплуатации.
Для отработки практических навыков оказания первой помощи работникам нужны: носилки (мягкие, жесткие); шейный корсет; жгуты кровоостанавливающие (несколько видов для сравнения действий при наложении); защитная маска с обратным клапаном для искусственной вентиляции легких; гипотермические пакеты; складные шины.
6. Проверить укомплектованность аптечек для изучения содержимого и отработки действий по его применению.
Важно: Содержимое аптечки должно соответствовать приказу Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 № 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам».
Материал подготовлен специалистами Приморской краевой организации Общероссийского Профсоюза образования.
Источник
Обучение по оказанию первой помощи в ДОУ
Руководители ДОУ обязаны организовывать обучение своих сотрудников навыкам оказания первой помощи. При этом они несут ответственность как за собственную подготовку, так и за её прохождение всеми подчинёнными. Все сотрудники обязаны знать инструкцию по оказанию первой помощи в ДОУ. Персонал, относимый к рабочим специальностям, должен проходить инструктаж каждый год, для специалистов и руководителей вводится периодичность раз в три года.
Для дошкольных образовательных организаций действует такой же порядок обучения навыкам оказания первой помощи, что и для всех остальных учреждений и организаций. Обучение происходит в двух основных формах:
- на курсах в образовательных организациях;
- силами сотрудников самого ДОУ.
При обучении на курсах по первому варианту работники ДОУ посещают образовательный центр. Им читаются лекции, по составленной в этой организации программе, с наглядными материалами. Все практические операции, которые слушателям требуется освоить по программе, они тренируют на куклах, которые им предоставляет центр. После завершения занятий происходит проверка, при её удачном результате соискатели получают документы установленного образца и с ними право продолжать работу в ДОУ.
Обучение в самом учреждении — второй возможный вариант, предоставляющий возможность для дальнейшей работы в этом же ДОУ. Оговаривается, что его организация становится возможной, только если в этом учреждении есть персонал, прежде прошедший курс в образовательном центре, но не работники, обучавшиеся в самом ДОУ. Такие сотрудники решением руководителя получают статус ответственных за обучение по первой медицинской помощи. После этого они вырабатывают программу курса, составляют его расписание, которые также утверждает руководитель. Затем они могут приступить непосредственно к процессу обучения. Для освоения сотрудниками ДОУ навыков первой помощи имеет смысл приобрести тренажёры в само учреждение. После прохождения такого курса персоналом ДОУ никаких бумаг ему не выдаётся, однако он приобретает право работать по должности до наступления срока переобучения.
Источник
Краткая инструкция по оказанию первой медицинской помощи в ДОУ
При работе в ДОУ можно столкнуться с разными непредвиденными обстоятельствами. Любопытство в сочетании с повышенной подвижностью и недостаточно развитой координацией движений нередко приводит к травмам и несчастным случаям у детей младшего возраста. Поэтому каждый сотрудник в ДОУ должен четко знать инструкцию по оказанию первой медицинской помощи.
Первая доврачебная помощь в ДОУ
Оказание доврачебной помощи в детских образовательных учреждениях регламентируется приказами Министерства образования и науки РФ:
- № 430 от 26 апреля 2010 года;
- № 866 от 18 августа 2010 года;
- № 1408 от 26 декабря 2013 года.
Согласно этим приказам, проводить мероприятия первой помощи имеют право медработники ДОУ (врач-педиатр либо медсестра), частные охранники, водители, инструкторы по физвоспитанию, прошедшие обучающий курс по данному направлению.
Есть еще два Федеральных закона, которые определяют правила оказания доврачебной и первой врачебной помощи в образовательных заведениях:
- № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», ст. 31, 32;
- № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ», ст. 41.
Эти документы обязывают воспитателя и педагога оказывать необходимое доврачебное пособие и четко очерчивают сферу, в которой они могут проводить лечебные мероприятия. В случаях, выходящих за рамки их компетенции, педагоги должны ждать прибытия бригады скорой медицинской помощи.
Ответственность за состояние здоровья ребенка в первую очередь несет медработник дошкольного учреждения. Однако в некоторых организациях медсестра или врач трудоустроены по совместительству и не всегда бывают на месте. В такой ситуации обязанности по оказанию неотложной и экстренной помощи возлагаются на воспитателя.
Первая помощь бывает экстренной и неотложной. Экстренные мероприятия необходимы, если есть непосредственная угроза жизни пациента. Неотложную помощь оказывают, когда состояние ребенка ухудшилось, но жизни это не угрожает.
Слаженную работу всех сотрудников детского сада или другого ДОУ должна контролировать администрация. Руководство обязано следить за тем, чтобы воспитатели были обучены основам оказания экстренной помощи, чтобы медработник находился на рабочем месте или его можно было быстро вызвать. Обычно администрация включает в локальные акты и должностные инструкции педагогов пункты об оказании доврачебного пособия.
Ситуации и состояния, требующие оказания первой помощи
Необходимость в проведении мероприятий первой помощи возникает в следующих случаях:
Перечисленные состояния требуют от воспитателя выполнения неотложных мероприятий:
- Оценки состояния пострадавшего – присутствия сознания, дыхания, сердечной деятельности;
- Обеспечения безопасных условий для оказания помощи;
- Выявления симптомов травм и болезней;
- Срочного вызова бригады скорой медицинской помощи;
- Восстановления проходимости верхних отделов респираторного тракта;
- Остановки кровотечения;
- Искусственного дыхания, закрытого массажа сердца;
- Контроля жизненно важных функций;
- Психологической поддержки ребенка.
После прибытия скорой педагог должен передать пациента на попечение медработников, изложив обстоятельства возникновения болезни, проведенные мероприятия, ведущие симптомы.
Порядок действий педагога
При возникновении ситуации, угрожающей жизни и здоровью подопечного, педагог должен действовать по специально разработанному плану:
- Быстро оценить обстановку и обеспечить безопасные условия для воспитанников. Например, вынести либо вывести из зоны действия повреждающего фактора – газа, открытого огня, холода и т. п. – положить на горизонтальную поверхность.
- Выяснить, в сознании ли ребенок. Для этого достаточно громко заговорить с ним, прикоснуться.
- Если пострадавший находится в бессознательном состоянии, определить наличие у него дыхания и сердцебиения. Если их нет, то необходимо сразу вызвать скорую, а затем приступать к сердечно-легочной реанимации. Когда рядом присутствует еще кто-то из взрослых, лучше попросить его позвонить по номеру 103 или 112, а в это время начать реанимационные мероприятия. Это поможет сэкономить время.
- При вызове врачебной или фельдшерской бригады кратко описать обстоятельства болезни или травмы и состояние ребенка на текущий момент. У диспетчера можно получить консультацию о необходимости дальнейших действий со стороны персонала ДОУ.
- Реанимационные мероприятия включают непрямой массаж сердца через переднюю грудную стенку и искусственное дыхание. Предварительно нужно освободить дыхательные пути, если они перекрыты. На каждые 30 нажатий выполняется 2 вдоха через рот либо через специальное приспособление для осуществления искусственного дыхания рот в рот, которое есть в медицинской аптечке. Носовые ходы при этом зажимают.
- Если пациент без сознания, но признаки жизнедеятельности присутствуют, следует удостовериться в проходимости дыхательных путей и уложить ребенка на бок. После этого оценить наличие кровотечения или иных видимых нарушений. Вызвать бригаду скорой помощи.
- При наличии сознания у пострадавшего нужно постараться получить максимально подробную информацию о случившемся и установить наличие и тяжесть повреждений.
- Остановить наружное артериальное кровотечение с помощью жгута или путем пальцевого прижатия травмированного сосуда. Для остановки венозного или капиллярного кровотечения достаточно наложить давящую повязку. При закреплении жгута к нему обязательно прикрепляют бумагу с отметкой о времени наложения. Жгут нельзя держать больше 1,5 часа.
- При наличии признаков перелома закрепить бинтами шину. Если подходящего предмета нет под рукой, то нужно просто обеспечить покой пораженной конечности.
- На глубокие ожоги и отморожения накладывают защитную асептическую повязку.
- Уведомить о случившемся родителей или законных представителей и попросить их как можно скорее прибыть на место происшествия.
- Уложить пациента в наиболее удобное и безопасное положение. До приезда бригады медиков контролировать его состояние и оказывать моральную поддержку – успокаивать, отвлекать от неприятных мыслей.
- Если скорая приезжает раньше, чем родители, то маме и папе нужно передать информацию о предполагаемой госпитализации ребенка, полученную от медицинских работников.
Воспитатель не имеет права давать ребенку никакие лекарства и обрабатывать раны антисептическими растворами. Это прерогатива медработников.
Если же малышу необходимо принять лекарственное средство, ранее назначенное доктором, то педагог может ему в этом помочь. Например, при развитии приступа удушья на фоне бронхиальной астмы, воспитателю разрешается помочь подопечному воспользоваться ингалятором, который он носит с собой на подобные случаи.
Видео – Педагогам о первой помощи
Обратите внимание
Согласно части 9 статьи 20 Федерального закона № 323-ФЗ, плановую медицинскую помощь ребенку разрешается оказывать только с согласия родителей либо опекунов. Однако этот закон не является основанием для неоказания экстренной помощи, если родителей нет рядом. Медицинское пособие в таком случае оказывают в полном объеме.
Если при оценке состояния пострадавшего удается установить, что его жизни ничто не угрожает, несмотря на наличие заболевания или травмы, о патологии следует проинформировать родителей и вызвать их в ДОУ для принятия решения о дальнейшем лечении. До их прибытия пациент должен находиться под постоянным наблюдением педагога или медработника.
В том случае, если родители не имеют возможности быстро приехать к ребенку, вызывают «неотложку» и следуют указаниям врача или фельдшера.
Если в момент получения ребенком повреждения мать или отец присутствуют в дошкольном учреждении, то все манипуляции воспитатель проводит с их устного согласия.
Оснащение медицинского кабинета ДОУ
В медицинском кабинете дошкольного образовательного учреждения в обязательном порядке должны храниться средства, необходимые для оказания неотложной помощи:
- Перевязочные материалы – стерильные и нестерильные бинты, марлевые салфетки, вата;
- Кровоостанавливающие жгуты;
- Мешок Амбу для выполнения искусственной легочной вентиляции;
- Дезинфицирующие растворы – хлоргексидин, пероксид водорода, медицинский спирт;
- Эластичные бинты;
- Желудочные зонды различного диаметра и длины;
- Воздуховоды для проведения дыхания рот в рот;
- Посиндромные укладки – анафилактическая, противошоковая, травматологическая – с необходимыми медикаментами.
Наличие, состав аптечек, их соответствие приказам, проверяют представители Росздравнадзора. При выявлении нарушений на учреждение накладывают штрафные санкции.
Несмотря не обязательное их наличие, вводить лекарственные препараты, применять антисептики и пользоваться специализированными медицинскими приспособлениями (желудочным зондом, мешком Амбу) имеет право только медработник. Другие сотрудники ДОУ не имеют необходимых знаний и навыков, поэтому могут случайно навредить ребенку.
Видео – Первая помощь ребенку
Про ответственность воспитателя за неоказание первой помощи
Согласно статье 125 УК Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ «Оставление в опасности», педагог может быть привлечен к уголовной либо дисциплинарной ответственности, если не окажет первую помощь ребенку, который заведомо в ней нуждается. Именно поэтому так важно правильно оценить состояние пострадавшего и не пропустить серьезные нарушения здоровья. В рамках действующего законодательства, если вина воспитателя будет доказана, то его ждет лишение свободы сроком до 1 года либо штрафные санкции.
Надлежащее оказание доврачебного пособия может стать смягчающим вину обстоятельством в том случае, если педагог виновен в произошедшем несчастном случае. Об этом также сказано в Уголовном кодексе – в пункте «к» части 1 статьи 61, а также в п. 2 ч. 1 ст. 4.2 КоАП Российской Федерации.
Случается, что во время проведения неотложных мероприятий человек непреднамеренно наносит вред пострадавшему. Например, он может сломать ребра, спровоцировать появление гематом, разорвать одежду. Статьи 39 УК РФ, 1067 ГК РФ и 2.7 КоАП РФ указывают, что за такие повреждения наказания не последует, если благодаря своевременным действиям педагога был предотвращен больший вред.
Ответственность на педагога не налагается и в том случае, если он должным образом выполнил все предписанные действия, но помочь воспитаннику не удалось по не зависящим от него обстоятельствам – тяжелое повреждение, развитие осложнений, несвоевременное прибытие скорой помощи.
Работа в ДОУ накладывает серьезные обязанности на сотрудников, не только морально-этические, но и законодательно утвержденные. Для того чтобы правильно действовать в чрезвычайной ситуации, всем педагогам нужно пройти специальный курс обучения по оказанию доврачебной помощи.
Источник