Обучение первой помощи для безопасности населения

Обучение первой помощи для безопасности населения

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 апреля 2017 г. № 15-2/В-950 Об обучении работников оказанию первой помощи пострадавшим

Департамент условий и охраны труда рассмотрел письмо по вопросу, связанному с обучением по оказанию первой помощи, и сообщает следующее.

Согласно пункту 5.16 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 610, дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

В соответствии со статьей 225 Трудового кодекса Российской Федерации все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели — индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В рамках указанного обучения проводится обучение оказанию первой помощи пострадавшим на производстве в соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 (далее — Порядок), согласно которому, в частности, предусмотрено прохождение такой подготовки не реже одного раза в год для работников рабочих профессий и один раз в три года для руководителей и специалистов организаций в рамках специального обучения по охране труда.

Согласно пункту 2.3.4 Порядка Министерство труда и социального развития Российской Федерации разрабатывает и утверждает примерные учебные планы и программы обучения по охране труда, включающие изучение межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, других нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда.

Обучающие организации на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда разрабатывают и утверждают рабочие учебные планы и программы обучения по охране труда по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

Обучение по охране труда руководителей и специалистов в организации проводится по программам обучения по охране труда, разрабатываемым на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда, утверждаемым работодателем.

Приказом Росстандарта от 09.06.2016 № 600-ст введен в действие «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» (ГОСТ 12.0.004-2015), который предусматривает, в частности, что обучение работников приемам оказания первой помощи пострадавшим может проводиться либо в ходе инструктажей или обучения требованиям охраны труда, либо в виде специального обучающего курса (тренинга), посвященного только изучению приемов оказания первой помощи пострадавшим на производстве (пункт 12.3). Обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим в виде специального обучающего курса (тренинга) проводится по учебным программам, разработанным и утвержденным организатором обучения.

Необходимо отметить, что правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности установлены Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ), которым так же определяется правовое положение участников отношений в сфере образования.

Так, в соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если данным Федеральным законом не установлено иное.

Вместе с тем, согласно статье 31 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 323-ФЗ) перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н были утверждены перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи.

Читайте также:  Уроки лечебной направленности предназначены для

При этом полагаем, что обучение работников оказанию первой помощи пострадавшим должно проводиться лицами, прошедшими специальную подготовку, позволяющую проводить данное обучение.

Заместитель директора
Департамента условий и охраны труда
П.С. Сергеев

Обзор документа

В соответствии с ТК РФ все работники, в т. ч. руководители организаций и ИП, обязаны проходить обучение по охране труда, в т. ч. по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.

Порядок такого обучения утвержден в 2003 г. постановлением Минтруда России и Минобразования России N 1/29. Так, в нем предусмотрено прохождение такой подготовки не реже раза в год для рабочих и раза в 3 года для руководителей и специалистов.

Минтруд России разрабатывает и утверждает примерные учебные планы и программы обучения. На их основе обучающие организации разрабатывают рабочие учебные планы и программы.

В 2016 г. введен в действие межгосударственный стандарт по организации обучения (приказ Росстандарта от 2016 N 600-ст). Он, в частности, предусматривает, что обучение приемам оказания первой помощи может проводиться либо в ходе инструктажей или обучения требованиям охраны труда, либо в виде спецкурса (тренинга).

Приказом Минздравсоцразвития России от 2012 г. N 477н утверждены перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень соответствующих мероприятий.

Источник

Нормативно-правовые аспекты по оказанию первой помощи

Владение навыками оказания первой помощи населением является одной из важнейших задач, поскольку во многих случаях позволяет сохранить жизнь и здоровье людей. Статистические данные свидетельствуют, что количество людей, погибающих от неоказания первой помощи, сравнимо с количеством людей, погибающих от онкологических заболеваний.

Современное нормативно-правовое регулирование вопросов о месте и роли первой помощи в организации здоровья граждан базируется, в первую очередь, на федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ. Ст. 31. Согласно закону первая помощь:

  • является особым видом помощи отличным от медицинской;
  • оказывается при определенных состояниях и заболеваниях, а именно «при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью»;
  • оказывается лицами, обязанными ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб;
  • добровольно оказывается водителями и другими лицами при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков.

Таким образом, оказывать первую помощь может любой человек, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков.

Вторым документом, который регламентирует оказание первой помощи, является приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 мая 2012 г. № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи». В приказе строго определены 8 состояний (Приложение №1), при которых оказывается первая помощь и 11 мероприятий по ее оказанию (Приложение №2).

Закрепление исчерпывающего перечня мероприятий по оказанию первой помощи позволило установить объем и отграничить мероприятия первой помощи от всех других видов помощи.

Перечень мероприятий предусматривает равный объем оказания первой помощи для всех категорий участников, и может рассматриваться как базовый, рассчитанный на всех граждан Российской Федерации.

Для лиц, обязанных оказывать первую помощь, предусмотрена ответственность за неоказание первой помощи вплоть до уголовной. Для простых очевидцев происшествия, оказывающих первую помощь в добровольном порядке, никакая ответственность за неоказание первой помощи применяться не может. Особые нормы установлены в отношении водителей, причастных к ДТП.

Ответственность за неправильное оказание первой помощи, гибель пострадавшего или возникновение у него осложнений в процессе оказания первой помощи регулируется действующим законодательством, где закреплено понятие «Крайняя необходимость» (ст. 39 «Крайняя необходимость» Уголовного кодекса РФ; ст. 2.7 «Крайняя необходимость» Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Согласно этим статьям, неумышленное причинение вреда в ходе оказания первой помощи пострадавшим при травмах и неотложных состояниях подпадает под признаки деяния, совершенного в состоянии крайней необходимости, и, следовательно, не является правонарушением и не влечет привлечения к юридической ответственности. В данном случае оказание первой помощи направлено на спасение охраняемых законом интересов – жизни или здоровья человека, которые согласно ст.2 Конституции Российской Федерации признаются высшей ценностью. При этом угроза жизни или здоровью пострадавшего не может быть устранена другими средствами.

Кроме указанных выше нормативно-правовых регуляторов, законодательно закреплено включение знаний по первой помощи в нормы комплекса ГТО (для школьников), что отражено в приказе Министерства спорта Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. № 1045 «О внесении изменений в приказ Министерства спорта Российской Федерации от 08.07.2014 №575 «Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)»».

Читайте также:  Первая помощь при переломах костей грудной клетки

Одной из массовых групп граждан для которых предусмотрено обучения первой помощи являются водители транспортных средств. Приказ Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. №1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» утвердил новую программу Предмета «Первая помощь пострадавшим в ДТП».

На основании Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования первая помощь должна преподаваться школьникам на предметах биология. ОБЖ и физкультура.

Федеральный закон от 03.07.2016 №313-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» вносит поправки, согласно которым педагогические работники должны быть обучены навыкам оказания первой помощи. Внедрение системы обучения преподавателей школ правилам оказания первой помощи и ее преподавания будет мощным ресурсом для увеличения количества обученных и, как следствие, повышения частоты и качества ее оказания.

Источник

Деятельность МЧС России в области пропаганды, обучения и оказания первой помощи пострадавшим

Директор Центра экстренной психологической помощи МЧС России Юлия Сергеевна Шойгу

Первая помощь – это та область деятельности, к которой МЧС России имеет самое непосредственное отношение, как при выполнении функции по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, так и в области пропаганды культуры безопасности.

Первая помощь – это вид помощи, оказываемый на месте происшествия при травмах и неотложных состояниях лицами, не имеющими медицинского образования, до прибытия бригады скорой медицинской помощи. Психологическая поддержка вошла составной частью в первую помощь.

МЧС России проводит большую работу в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, в том числе по пропаганде и трансляции навыков оказания первой помощи и психологической поддержки различным категориям населения. Деятельность в этом направлении, проводимая совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации, привела к объединению мероприятий в проект «Научись спасать жизнь!».

Проект «Научись спасать жизнь!» был инициирован Центром экстренной психологической помощи МЧС России в начале 2015 года, и направлен на мотивацию и обучение населения принципам оказания первой помощи и психологической поддержки. Основная его идея заключается в том, что любой человек, не имеющий специального образования, может в экстремальной ситуации спасти жизнь пострадавшего человека до приезда специалистов.

Мероприятия, выполняемые в рамках проекта, ведутся по нескольким основным направлениям: нормативно-правовое регулирование, мотивационное, обеспечение доступности информации о первой помощи и психологической поддержке, обеспечение населения возможностью обучения навыкам оказания первой помощи и психологической.

В области нормативно-правового регулирования МЧС России принимало участие в работе межведомственной рабочей группы, созданной Министерством здравоохранения РФ, в результате работы которой были сформулированы предложения по внесению изменений в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» о расширенной первой помощи и первой помощи в особых условиях. Кроме того, совместно с Министерством спорта России ведется работа по включению знаний по первой помощи и психологической поддержке в нормы комплекса ГТО.

В области мотивации к обучению навыкам оказания первой помощи и психологической поддержки проводится большое количество мероприятий в различных городах Российской Федерации: презентации проекта для разных категорий населения и специалистов, участие в выставках, конференциях, фестивалях, взаимодействие со средствами массовой информации и другое.

В марте 2015 года проект «Научись спасать жизнь!» был представлен депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и получил их поддержку. В течение года обучение навыкам оказания первой помощи прошли более 40 депутатов Государственной Думы,

В 2015 году в разных субъектах в рамках различных мероприятий по культуре безопасности жизнедеятельности прошли презентации проекта для различных категорий населения и специалистов, а также пособий по первой помощи, переведенных на родные языки народов России. Кроме того, пособия на осетинском и армянском языках были переданы населению Южной Осетии и Республики Армения.

Большая работа в области мотивации и пропаганды ведется с представителями средств массовой информации, которые принимают участие во всех презентациях проекта и пособий на родных языках. Кроме того, для представителей СМИ проводятся специальные мотивационно-обучающие мероприятия, в рамках которых журналисты знакомятся с проектом, а также получают практические знания в области первой помощи и психологической поддержке в экстремальных ситуациях.

Читайте также:  Как лечить лишай у кошек народные средства

С 2014 года МЧС России проводит всероссийские соревнования по оказанию первой помощи и психологической поддержки среди студенческих добровольческих отрядов «Человеческий фактор». Проведение соревнований позволяет сформировать группу учащейся молодежи, владеющей знаниями, умениями и навыками оказания помощи людям, и способами передачи этих знаний широким слоям населения. На соревнования 2016 года подали заявки более 160 организаций и 300 команд из всех субъектов Российской Федерации, в январе состоялся первый (региональный) этап.

С целью обеспечения доступности информации изданы два практических пособия для населения по оказанию первой помощи и по психологической поддержке, которые распространяются среди населения, их электронные версии размещены на сайте МЧС России и они вошли в приложение «Мобильный спасатель». Кроме того, электронные версии пособий размещены на различных сайтах социальной направленности, а также ресурсах организаций, с которыми сотрудничает Центр экстренной психологической помощи МЧС России.

Ведется перевод пособия по первой помощи на родные языки народов России, осуществлен перевод более чем на 25 языков – татарский, осетинский, чеченский, ингушский, кабардинский, балкарский, карачаевский, черкесский, армянский, лезгинский, аварский, кумыкский, даргинский, лакский, табасаранский языки, хантыйский, мансийский, башкирский, марийский, удмуртский, чувашский, эрзянский, карельский и другие.

Все переводы пособия проходят экспертизу с привлечением лингвистов, общественных организаций, духовенства, сотрудников органов внутренних дел, представителей здравоохранения, национальных общин и молодёжных организаций.

Практические пособия по первой помощи, переведенные на родные языки наров России, активно распространяются в различных городах страны среди населения на различных мероприятиях, а также среди работников транспортных предприятий, культурных центров, национальных общин, воскресных школ при церквях, общеобразовательных школ, средних и высших профессиональных учреждений, общественных организаций. На сайтах главных управлений МЧС России размещены электронные версии пособий по первой помощи и психологической поддержке на национальных языках.

В целях повышения доступности знаний для граждан с ограниченными возможностями, на Северном Кавказе начата работа по адаптации занятий по первой помощи для глухих и слабослышащих детей, с помощью преподавателя, владеющего сурдопереводом. Ряд таких занятий был проведен в 2015 году, планируется обобщить этот опыт и распространить его в других регионах.

В области обеспечения населения возможностью обучения навыкам оказания первой помощи и психологической поддержки в настоящий момент проводится организационная работа.

Сегодня в нашей стране практически отсутствует система подготовки населения навыкам первой помощи — бесплатно эти знания и навыки получить практически невозможно, а платные курсы далеко не всегда проводятся на должном уровне.

В рамках проекта «Научись спасать жизнь!» добровольцы студенческого психологического движения МЧС России выступают с показательными мастер-классами по первой помощи и психологической поддержки перед различными категориями граждан, таким образом решая как мотивационную и пропагандистскую задачи, так и обучая некоторым навыкам оказания помощи.

МЧС России проводится работа по взаимодействию с ведущими ВУЗами Российской Федерации, с целью организации на их базе проведения обучающих курсов для студентов (а в перспективе и населения) по оказанию первой помощи и психологической поддержки. Апробация этой части проекта проходит в Москве в МГУ им. М.В. Ломоносова и МГППУ, где открыты такие курсы для студентов этих вузов.

Программа занятий разработана специалистами психологической службы МЧС России и Министерства здравоохранения РФ. Инструкторами стали студенты МГУ и ряда московских вузов, которые прошли сорокачасовое обучение и сдали квалификационные экзамены.

Также с целью расширения этого направления деятельности проводится эксперимент по дистанционному обучению инструкторов по первой помощи и психологической поддержке, в которых принимают участие более 100 студентов-добровольцев из всех федеральных округов Российской Федерации.

Ведется работа с субъектами Российской Федерации по организации системы обучения различных категорий специалистов. Так, к примеру, при поддержке Министерства образования Нижегородской области 1 марта 2016 года на базе Нижегородского института развития образования преподавателям ОБЖ и биологии из общеобразовательных школ будет представлен Учебно-методический комплекс преподавания приемов первой помощи и психологической поддержки, который они смогут внедрить в свою работу.

К сожалению, в сфере мотивации, пропаганды и обучения навыкам первой помощи существует ряд проблем, которые невозможно решить только силами проекта: не существует системы обучения, мотивационная составляющая представлена на очень низком уровне, а обучающие материалы редко соответствуют предъявляемым требованиям.

Среди первоочередных мер необходимо провести работу по приведению обучающих программ и пропагандистских материалов в соответствие существующим нормативно-правовым актам.

Источник

Оцените статью