- Обучение работников оказанию первой медицинской помощи пострадавшим
- Уметь, но не оказывать помощь?
- Как часто нужно проводить обучение работников оказанию первой помощи?
- Оказывать первую помощь ребенку в детском саду и школе?
- Деятельность МЧС России в области пропаганды, обучения и оказания первой помощи пострадавшим
Обучение работников оказанию первой медицинской помощи пострадавшим
Время чтения: 4 мин
Приемам оказания первой помощи нужно обучить всех работников без исключения: и новых сотрудников, и тех, кого перевели на другую работу (ст. 225 ТК РФ). Самое главное провести обучение не позже одного месяца с момента, когда сотрудник приступил к работе. Как провести обучение правильно вам помогут материалы в конце статьи, но сначала всё по порядку.
Уметь, но не оказывать помощь?
Если вы или ваши сотрудники не уверены в том, что смогут правильно оказать первую помощь, то лучше ограничиться вызовом экстренных служб. Подчеркну еще раз, работник обязан уметь, но не оказывать помощь. А пострадавший имеет право отказаться от помощи.
Не всегда оказание первой помощи сводится к остановке кровотечения, искусственному дыханию и реанимации пострадавшего. Бывает, что человеку просто нужна помощь встать или прийти в сознание. А для того, чтобы повысить шансы успешного оказания первой помощи, я рекомендую для больших коллективов приглашать мед.работников или инструкторов. И вот несколько советов для их подбора:
- Всегда спрашивайте стаж и сведения о подготовке инструктора.
- Практический опыт работы, например, медсестра или врач травматолог с практическим опытом подойдут как нельзя лучше.
- Уточняйте продолжительность занятий, 30 или 60 минут недостаточно.
- Договаривайтесь о практических тренировках, это важно.
Но мало просто пригласить инструктора или самостоятельно оформить лекцию. Обучение нужно документально оформить. Иначе как вы сможете доказать инспектору, что вы его проводили?
Для этого понадобится:
- программа обучения (либо вопросы, включенные в программу обучения по охране труда);
- протокол проверки знаний.
Если обучение первой помощи проходит в форме отдельного курса, создайте специальную программу (Пример из приложения Б к ГОСТ 12.0.004.2015).
Как часто нужно проводить обучение работников оказанию первой помощи?
Согласно п. 2.2.4 Порядка обучения, утв. постановлением Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29. При трудоустройстве, сотрудники проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим не позднее одного месяца после приема на работу. Проведение периодического обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим не реже одного раза в год.
Тот же Порядок обучения, утв. постановлением Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29 п. 2.3.1. говорит о том, что руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее — по мере необходимости, но периодичность — не реже одного раза в три года.
В п.2.3.1 Нет конкретного уточнения, касаемо обучения по оказанию первой помощи.
Как же быть с обучение для руководителей и специалистов?
Дабы избежать предписаний и штрафных санкций, проводить обучение всем работникам (независимо от профессии) организации ежегодно.
Для организации процедуры по обучению есть несколько вариантов:
- Направлять всех сотрудников в специализированный учебный центр, для прохождения обучения по оказанию первой доврачебной помощи;
- Для одного из членов постоянно действующей комиссии проверки знаний в области охраны труда организовать обучение как инструктора по оказанию первой помощи, остальных членов комиссии обучить по программе оказание первой доврачебной медицинской помощи в учебном центре и проводить обучение по оказанию первой помощи, а также проверку знаний своей комиссией внутри организации;
- Если в Вашей организации имеется медицинский работник, вы можете создать отдельную комиссию по проверке знаний оказанию первой доврачебной помощи, состоящей не менее чем из 3-х человек, назначив медицинского работника ответственным за проведение обучения.
А других членов комиссии отправить на обучение по программе оказание первой доврачебной медицинской помощи в учебном центре.
Для соблюдения пунктов 2 и 3 Вам понадобятся следующие документы:
- программа обучения (либо вопросы, включенные в программу обучения по охране труда);
- протокол проверки знаний.
Итак, получается, чтобы избежать предписаний и штрафов, рекомендуем проводить проверку знаний ежегодно, независимо от профессии.
Чтобы подтвердить, что ваши работники прошли обучение по оказанию первой помощи (внутри своей организации), у вас должна быть программа обучения, а также протокол, в котором своими подписями члены комиссии (заведомо обученные в специализированном учебном центре) подтверждают проведение проверку знаний, а работник ознакамливается с результатом прохождения проверки.
Оказывать первую помощь ребенку в детском саду и школе?
Уметь нужно, но с осторожностью. Принцип действий тот же. Однако будет не лишним разработать необходимую инструкцию, и включить в раздел детской безопасности. В нашем комплекте она называет так:
Инструкция по оказанию первой помощи воспитанникам до прихода медицинского работника и оформлена она примерно так
Инструкция по оказанию первой помощи должна быть и у работников.
При разработке инструкции по оказанию первой помощи и программы обучения опирайтесь на «перечень состояний, при которых оказывается первая помощь» и «перечень мероприятий по оказанию первой помощи», утв. приказом Минздравсоцразвития от 04.05.2012 № 477н. В этих документах указано, при каких состояниях следует оказывать первую помощь и какие мероприятия можно проводить без риска причинения вреда пострадавшему. Не лишним будет включить в инструкцию алгоритмы оказания первой помощи.
Источник
Деятельность МЧС России в области пропаганды, обучения и оказания первой помощи пострадавшим
Директор Центра экстренной психологической помощи МЧС России Юлия Сергеевна Шойгу
Первая помощь – это та область деятельности, к которой МЧС России имеет самое непосредственное отношение, как при выполнении функции по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, так и в области пропаганды культуры безопасности.
Первая помощь – это вид помощи, оказываемый на месте происшествия при травмах и неотложных состояниях лицами, не имеющими медицинского образования, до прибытия бригады скорой медицинской помощи. Психологическая поддержка вошла составной частью в первую помощь.
МЧС России проводит большую работу в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, в том числе по пропаганде и трансляции навыков оказания первой помощи и психологической поддержки различным категориям населения. Деятельность в этом направлении, проводимая совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации, привела к объединению мероприятий в проект «Научись спасать жизнь!».
Проект «Научись спасать жизнь!» был инициирован Центром экстренной психологической помощи МЧС России в начале 2015 года, и направлен на мотивацию и обучение населения принципам оказания первой помощи и психологической поддержки. Основная его идея заключается в том, что любой человек, не имеющий специального образования, может в экстремальной ситуации спасти жизнь пострадавшего человека до приезда специалистов.
Мероприятия, выполняемые в рамках проекта, ведутся по нескольким основным направлениям: нормативно-правовое регулирование, мотивационное, обеспечение доступности информации о первой помощи и психологической поддержке, обеспечение населения возможностью обучения навыкам оказания первой помощи и психологической.
В области нормативно-правового регулирования МЧС России принимало участие в работе межведомственной рабочей группы, созданной Министерством здравоохранения РФ, в результате работы которой были сформулированы предложения по внесению изменений в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» о расширенной первой помощи и первой помощи в особых условиях. Кроме того, совместно с Министерством спорта России ведется работа по включению знаний по первой помощи и психологической поддержке в нормы комплекса ГТО.
В области мотивации к обучению навыкам оказания первой помощи и психологической поддержки проводится большое количество мероприятий в различных городах Российской Федерации: презентации проекта для разных категорий населения и специалистов, участие в выставках, конференциях, фестивалях, взаимодействие со средствами массовой информации и другое.
В марте 2015 года проект «Научись спасать жизнь!» был представлен депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и получил их поддержку. В течение года обучение навыкам оказания первой помощи прошли более 40 депутатов Государственной Думы,
В 2015 году в разных субъектах в рамках различных мероприятий по культуре безопасности жизнедеятельности прошли презентации проекта для различных категорий населения и специалистов, а также пособий по первой помощи, переведенных на родные языки народов России. Кроме того, пособия на осетинском и армянском языках были переданы населению Южной Осетии и Республики Армения.
Большая работа в области мотивации и пропаганды ведется с представителями средств массовой информации, которые принимают участие во всех презентациях проекта и пособий на родных языках. Кроме того, для представителей СМИ проводятся специальные мотивационно-обучающие мероприятия, в рамках которых журналисты знакомятся с проектом, а также получают практические знания в области первой помощи и психологической поддержке в экстремальных ситуациях.
С 2014 года МЧС России проводит всероссийские соревнования по оказанию первой помощи и психологической поддержки среди студенческих добровольческих отрядов «Человеческий фактор». Проведение соревнований позволяет сформировать группу учащейся молодежи, владеющей знаниями, умениями и навыками оказания помощи людям, и способами передачи этих знаний широким слоям населения. На соревнования 2016 года подали заявки более 160 организаций и 300 команд из всех субъектов Российской Федерации, в январе состоялся первый (региональный) этап.
С целью обеспечения доступности информации изданы два практических пособия для населения по оказанию первой помощи и по психологической поддержке, которые распространяются среди населения, их электронные версии размещены на сайте МЧС России и они вошли в приложение «Мобильный спасатель». Кроме того, электронные версии пособий размещены на различных сайтах социальной направленности, а также ресурсах организаций, с которыми сотрудничает Центр экстренной психологической помощи МЧС России.
Ведется перевод пособия по первой помощи на родные языки народов России, осуществлен перевод более чем на 25 языков – татарский, осетинский, чеченский, ингушский, кабардинский, балкарский, карачаевский, черкесский, армянский, лезгинский, аварский, кумыкский, даргинский, лакский, табасаранский языки, хантыйский, мансийский, башкирский, марийский, удмуртский, чувашский, эрзянский, карельский и другие.
Все переводы пособия проходят экспертизу с привлечением лингвистов, общественных организаций, духовенства, сотрудников органов внутренних дел, представителей здравоохранения, национальных общин и молодёжных организаций.
Практические пособия по первой помощи, переведенные на родные языки наров России, активно распространяются в различных городах страны среди населения на различных мероприятиях, а также среди работников транспортных предприятий, культурных центров, национальных общин, воскресных школ при церквях, общеобразовательных школ, средних и высших профессиональных учреждений, общественных организаций. На сайтах главных управлений МЧС России размещены электронные версии пособий по первой помощи и психологической поддержке на национальных языках.
В целях повышения доступности знаний для граждан с ограниченными возможностями, на Северном Кавказе начата работа по адаптации занятий по первой помощи для глухих и слабослышащих детей, с помощью преподавателя, владеющего сурдопереводом. Ряд таких занятий был проведен в 2015 году, планируется обобщить этот опыт и распространить его в других регионах.
В области обеспечения населения возможностью обучения навыкам оказания первой помощи и психологической поддержки в настоящий момент проводится организационная работа.
Сегодня в нашей стране практически отсутствует система подготовки населения навыкам первой помощи — бесплатно эти знания и навыки получить практически невозможно, а платные курсы далеко не всегда проводятся на должном уровне.
В рамках проекта «Научись спасать жизнь!» добровольцы студенческого психологического движения МЧС России выступают с показательными мастер-классами по первой помощи и психологической поддержки перед различными категориями граждан, таким образом решая как мотивационную и пропагандистскую задачи, так и обучая некоторым навыкам оказания помощи.
МЧС России проводится работа по взаимодействию с ведущими ВУЗами Российской Федерации, с целью организации на их базе проведения обучающих курсов для студентов (а в перспективе и населения) по оказанию первой помощи и психологической поддержки. Апробация этой части проекта проходит в Москве в МГУ им. М.В. Ломоносова и МГППУ, где открыты такие курсы для студентов этих вузов.
Программа занятий разработана специалистами психологической службы МЧС России и Министерства здравоохранения РФ. Инструкторами стали студенты МГУ и ряда московских вузов, которые прошли сорокачасовое обучение и сдали квалификационные экзамены.
Также с целью расширения этого направления деятельности проводится эксперимент по дистанционному обучению инструкторов по первой помощи и психологической поддержке, в которых принимают участие более 100 студентов-добровольцев из всех федеральных округов Российской Федерации.
Ведется работа с субъектами Российской Федерации по организации системы обучения различных категорий специалистов. Так, к примеру, при поддержке Министерства образования Нижегородской области 1 марта 2016 года на базе Нижегородского института развития образования преподавателям ОБЖ и биологии из общеобразовательных школ будет представлен Учебно-методический комплекс преподавания приемов первой помощи и психологической поддержки, который они смогут внедрить в свою работу.
К сожалению, в сфере мотивации, пропаганды и обучения навыкам первой помощи существует ряд проблем, которые невозможно решить только силами проекта: не существует системы обучения, мотивационная составляющая представлена на очень низком уровне, а обучающие материалы редко соответствуют предъявляемым требованиям.
Среди первоочередных мер необходимо провести работу по приведению обучающих программ и пропагандистских материалов в соответствие существующим нормативно-правовым актам.
Источник