- Статья 28. Общая врачебная практика
- Специальность «Общая врачебная практика (семейная медицина)» ординатура
- Степень: Врач-общей врачебной практики (семейная медицина)
- Условия поступления
- Будущая профессия
- Куда поступать
- Срок обучения
- Дисциплины, входящие в курс обучения
- Приобретаемые навыки
- Перспективы трудоустройства по профессии
- Преимущества профессионального совершенствования
- Врач общей практики (семейный врач)
- Сфера деятельности
- Вид деятельности
- Краткое описание
- Где учиться
- Где работать
- Профессиональный стандарт «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)» и его особенности
- Общая характеристика профессионального стандарта и обобщенной трудовой функции
- Требования к образованию, обучению и опыту работы
- Квалификация «врач-лечебник» и «врач-терапевт»
- Особые условия допуска к работе
- Другие характеристики обобщенной трудовой функции
- Трудовые функции врача-лечебника
- Резюме
Статья 28. Общая врачебная практика
Статья 28. Общая врачебная практика
1. Врач общей врачебной практики (семейный врач) — специалист с высшим медицинским образованием, имеющий юридическое право оказывать первичную многопрофильную медико-социальную помощь населению.
Общая врачебная практика может быть индивидуальной, групповой или в виде объединений. В этом случае врачи сами определяют принципы управления и объем производственно-хозяйственных функций, которые они передают медицинским объединениям общих врачебных практик. Групповые врачебные практики могут организовываться на базе учреждений системы здравоохранения (амбулатория, поликлиника, женская консультация и др.).
Общая врачебная практика (семейный врач) может организовываться на основе государственной, муниципальной и частной собственности.
Общая врачебная практика (семейный врач) является самостоятельным хозяйствующим субъектом в системе здравоохранения, осуществляющим свою деятельность на основе договора с местными органами исполнительной власти, органами управления здравоохранением, органами социального обеспечения и страховыми медицинскими организациями.
2. Общая врачебная практика (семейный врач) подлежит лицензированию и аккредитации в соответствии с утвержденным положением, а работающие в ней врачи должны иметь сертификаты, определяющие право специалистов заниматься различными видами деятельности, в том числе с указанием конкретных услуг.
3. Источниками финансирования общей врачебной практики (семейного врача) могут быть:
средства территориального фонда обязательного медицинского страхования по расчету за медицинские услуги в рамках программы обязательного медицинского страхования;
средства бюджета по расчету за гарантированный перечень медицинских услуг, не включенных в программу обязательного медицинского страхования;
средства фондов социальной защиты на финансирование социальных услуг;
другие источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
4. Порядок деятельности общей врачебной практики (семейного врача) определяется Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и контролируется органами управления здравоохранением.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Источник
Специальность «Общая врачебная практика (семейная медицина)» ординатура
Общая врачебная практика (семейная медицина)
Степень: Врач-общей врачебной практики (семейная медицина)
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
Чтобы поступить, необходимо окончить любой вуз по специальности Лечебное дело или Педиатрия.
Содержание
Чтобы сохранять здоровье долгие годы и не встречаться с серьезными недугами, нужно не только придерживаться здорового образа жизни. Этому способствует регулярный контроль со стороны врача. Если он постоянно наблюдает за пациентом, то может отследить закономерности в работе его организма. Малейшие сбои не останутся незамеченными, а значит, своевременно будут приняты профилактические меры по предупреждению недуга или же начато лечение на ранней стадии. Для этого создана специальность 31.08.54 «Общая семейная практика», которая еще известна под названием семейная медицина.
По сути, именно таким подходом руководствовались в медицине в старине. Тогда существовало понятие земской врач – то есть, специалист широкого профиля, который может оказывать медицинскую помощь и детям, и взрослым. Он ориентирован на работу с целой семьей, так как имеет навыки и в педиатрии, и в терапии, и в других направлениях.
Условия поступления
Этот курс предназначен для воспитания специалиста широкого профиля, который компетентен в вопросах профилактики, диагностики и лечения большого круга заболеваний. Чтобы поступить в ординатуру, необходимо окончить любой из медицинских вузов Москвы по специальности «Лечебное дело» либо «Педиатрия».
Поступление возможно на конкурсной основе. Какие предстоит сдавать предметы будущим студентам, нужно узнавать на кафедре.
Будущая профессия
Такой врач – специалист, который может оказывать как первую, так и систематическую медицинскую помощь широкому кругу пациентов. Его не просто так называют семейным: он компетентен в вопросах лечения и детских, и взрослых болезней. Подобный подход важен для оздоровления населения в целом. Поскольку постоянное многолетнее наблюдение за пациентами позволяет медикам предупреждать появление болезней, вовремя выявлять патологические состояния и назначать профилактику либо лечение, которые будут самыми действенными.
Куда поступать
Ординатура по этому направлению есть в следующих российских вузах:
- Первый Московский гос. мед. университет имени Сеченова;
- Первый Санкт-Петербургский гос. мед. университет имени акад. Павлова;
- Санкт-Петербургский государственный педиатрический мед. университет;
- Омский государственный медицинский университет;
- Российская государственная медицинская академия последипломного образования.
Срок обучения
Этот курс рассчитан на двухлетнее обучение.
Дисциплины, входящие в курс обучения
Будущие семейные врачи могут освоить во время учебы следующие важные предметы:
- здравоохранение и общественное здоровье;
- медицина катастроф;
- подготовка семейного врача;
- семейная психология;
- деонтология в медицине;
- методы медицинской кибернетики;
- медицинская профилактика: научные основы;
- медикаментозные и немедикаментозные методы лечения;
- болезни органов дыхания;
- болезни сердечнососудистой системы;
- ревматология: заболевания;
- болезни органов пищеварения;
- болезни почек;
- кроветворная система: заболевания;
- эндокринные заболевания;
- гериатрия;
- хирургические болезни.
Приобретаемые навыки
Молодой врач после ординатуры будет обладать следующими профессиональными умениями:
- санитарно-просветительская работа;
- профилактические мероприятия;
- своевременная диагностика;
- оказание срочной медицинской помощи;
- установка диагноза;
- госпитализация в установленном медицинскими нормами порядке;
- лечебные мероприятия;
- реабилитация;
- медицинская экспертиза;
- оказание консультационной помощи пациентам;
- оформление медицинской документации.
Перспективы трудоустройства по профессии
Ввиду того, что все шире среди населения распространяется понимание – болезни нужно предупреждать, а не лечить на запущенной стадии, профессия семейного врача становится популярнее из года в год.
Он может найти работу в обычном медицинском учреждении – государственной либо частной поликлинике. Можно также практиковать частным образом, открыв собственный кабинет. Подобные специалисты необходимы в органах управления системы здравоохранения и в научно-исследовательских институтах.
Кем работает выпускник ординатуры:
- врач общей врачебной практики.
В настоящее время уровень зарплат для таких специалистов достаточно высокий. После окончания вуза можно рассчитывать на ставку от 30 тысяч рублей.
Преимущества профессионального совершенствования
Поступление в аспирантуру – еще одна ступень в профессиональном развитии. Необязательно после нее заниматься наукой. Как вариант, есть еще преподавательская деятельность. Кроме того, опыт исследовательской работы и научная степень – это очевидное преимущество врача на рынке труда.
Источник
Врач общей практики (семейный врач)
Сфера деятельности
Естественные науки, медицина
Вид деятельности
Общаться с людьми (помогать, обслуживать, консультировать)
Краткое описание
- Врач общей практики – это специалист широкого профиля, который занимается профилактикой, диагностикой и лечением наиболее распространенных заболеваний. Работает как со взрослыми, так и с детьми и обладает знаниями и навыками не только в области терапии, но и в области смежных узких специальностей, таких как офтальмология, оториноларингология, неврология, дерматология, кардиология. Семейный врач, как правило, ведет постоянное наблюдение всех членов семьи.
В его задачи входит:
- полное первичное обследование,
- ежегодная диагностика,
- проведение медицинских процедур,
- лечение и контроль над процессом лечения.
- Государственная классическая академия имени Маймонида (ГКА) Факультет социальной медицины
- Московский государственный медико-стоматологический университет (МГМСУ) Лечебный факультет
- Первый московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова (МГМУ) Лечебный факультет
- Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ) Факультет фундаментальной медицины
- Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова (РНИМУ) Лечебный факультет
- Российский университет дружбы народов (РУДН) Медицинский факультет
- Первый московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова (МГМУ) Педиатрический факультет
- Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова (РНИМУ) Педиатрический факультет
- При необходимости уточнить диагноз или скорректировать лечение врач общей практики направляет пациента к врачам узкой специализации (например, гастроэнтерологу или кардиологу).
Этот специалист также занимается профилактикой различных заболеваний: проводит профилактические осмотры, консультирует людей о том, как избежать развития различных заболеваний.
Где учиться
- Направления обучения:
Клиническая медицина (31.00.00)
31.05.01 – Лечебное дело
- 31.05.02 – Педиатрия
- Обратите внимание! Для того, чтобы стать врачом общей практики, необходимо иметь высшее медицинское образование с последующей послевузовской подготовкой по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)».
Где работать
- — Поликлиники
— Медицинские центры
— Частный врачебный кабинет
Компании мечты:*
- МРЦ «Здоровье для Вас»
- Клиники «Чайка»
- Европейский медицинский центр
- Семейный доктор
- *Информация основана на рейтингах сайтов по поиску работы
Источник
Профессиональный стандарт «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)» и его особенности
21 марта 2017 года приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 293н был утвержден профессиональный стандарт «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)».
Напоминаем, что в соответствии со статьей 195.1 Трудового кодекса РФ профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции. Согласно части 1 статьи если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
Учитывая наличие действующих квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утверждённых приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н, раздела «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Приказу Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. № 541н и ряд других нормативно-правовых актов, профессиональные стандарты обязательны в части требований к образованию, обучению, уровню знаний, умениям и навыкам медицинских работников (подробнее об этом можно прочитать в статьях и «Профессиональные стандарты в сфере здравоохранения» и «Особенности применения профессиональных стандартов в сфере здравоохранения»).
В настоящее время в РФ утверждены следующие профессиональные стандарты для медицинских работников:
- Профессиональный стандарт «Специалист по педиатрии»
- Профессиональный стандарт « Специалист в области медико-профилактического дела »
- Профессиональный стандарт « Младший медицинский персонал »
- Профессиональный стандарт « Врач-стоматолог »
- Профессиональный стандарт « Провизор »
- Профессиональный стандарт « Врач-педиатр участковый »
Общая характеристика профессионального стандарта и обобщенной трудовой функции
Безусловно, профессиональный стандарт «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)» – это один из ключевых профессиональных стандартов в сфере здравоохранения, поскольку именно «на плечах» участковых врачей-терапевтов лежит значительная часть деятельности по оказанию первичной врачебной медико-санитарной помощи.
В соответствии с принятым стандартом основная цель деятельности врачей-лечебников определена как «сохранение и укрепление здоровья взрослого населения». Такое определение вызывает некоторые вопросы. Так, если верить профстандарту, в основную цель деятельности врача-лечебника как раз и не входит лечение заболеваний . Формулировка «сохранение и укрепление здоровья» заимствована из пункта 5 статьи 12 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и обозначает она проведение профилактики в сфере охраны здоровья.
В качестве обобщённой трудовой функции стандартом предусмотрено выполнение данными специалистами функций по оказанию первичной медико-санитарной помощи взрослому населению в амбулаторных условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения, в том числе на дому при вызове медицинского работника.
В качестве возможных наименований должностей и профессий предусмотрено всего лишь одно наименование – «врач-терапевт участковый». Таким образом, мы можем ожидать, что обычному врачу-терапевту будет посвящен отдельный профессиональный стандарт.
Вместе с тем вызывает удивление отсутствие такого наименования должности как «врач-терапевт участковый цехового врачебного участка». Несмотря на то, что указанная должность имеет гораздо меньшее распространение, чем участковый терапевт, она предусмотрена такими нормативно-правовыми актами как квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утверждённые приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н и номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденная приказом Министерстве здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. № 1183н. Конечно, есть вероятность появления отдельного стандарта по этой должности (а надо ли?) – но до такого появления существует определённый пробел в характеристике квалификации, необходимой для выполнения функций участкового врача-терапевта цехового врачебного участка.
Требования к образованию, обучению и опыту работы
Требования к образованию и обучению врача-терапевта участкового, в соответствии с профстандартом, включают следующее:
- высшее образование — специалитет по специальности «Лечебное дело» завершившим обучение в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего образования с 2017 г.;
- высшее образование — специалитет по специальностям «Педиатрия» или «Лечебное дело»;
- подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Терапия»;
- дополнительное профессиональное образование — профессиональная переподготовка по специальности «Терапия» при наличии подготовки в ординатуре по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)».
Можно сделать вывод, что авторы профессионального стандарта ориентировались на квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утверждённые приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н (требование 2-4), а также на приказ Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» (требование 1).
Тем не менее, предложенная профстандартом редакция требований к образованию предполагает неверное толкование , в соответствии с которым для работы врачом-терапевтом участковым достаточно выполнения одного из указанных выше требований (равно как можно думать, что необходимо выполнение всех 4 требований). На самом же деле первое требование (специалитет по специальности «Лечебное дело» завершившим обучение в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего образования с 2017 г.) по логике должно относиться исключительно к выпускникам медицинских вузов, которые теперь уполномочены (почти) приступать к работе после прохождения первичной аккредитации, минуя этап ординатуры. Остальные же требования очевидно относятся к «полноценным» врачам, получившим также послевузовское образование в интернатуре/ординатуре, притом, что третье требование (подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Терапия») и четвертое требование (ДПО) напрямую привязано к выполнению второго (высшее образование — специалитет по специальностям «Педиатрия» или «Лечебное дело») и прав на «самостоятельную жизнь» не имеют.
Кроме того, новым профстандартом не предусмотрена возможность назначения на должность врача-терапевта участкового врачей со специальностью «Общая врачебная практика (семейная медицина)» , несмотря на то, что это фигурирует в приказе Минздрава России от 08.10.2015 № 707н. Квалификационные требования к образованию в этом случае такие: высшее образование — специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия», подготовка в ординатуре по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» либо профессиональная переподготовка по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» при наличии высшего образования (ординатура) по одной из специальностей: «Педиатрия», «Терапия». Тем не менее, повторяемся, что данные нормы не нашли отражения в профстандарте .
Если поставить целью полное соответствие профессионального стандарта приказу Минздрава России от 08.10.2015 № 707н и логике приказа Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061, то требования к образованию и обучению должны иметь такую редакцию ( должны быть выделены три альтернативных варианта требований к образованию и обучению врача-терапевта участкового ):
- I. Высшее образование — специалитет по специальности «Лечебное дело» завершившим обучение в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего образования с 2017 г.
- II. Высшее образование — специалитет по специальностям «Педиатрия» или «Лечебное дело»:
- а) с подготовкой в интернатуре/ординатуре по специальности «Терапия»;
- б) с дополнительным профессиональным образованием — профессиональной переподготовкой по специальности «Терапия» при наличии подготовки в ординатуре по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)».
- III. Высшее образование — специалитет по специальностям «Педиатрия» или «Лечебное дело»:
- а) с подготовкой в интернатуре/ординатуре по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)»;
- б) с дополнительным профессиональным образованием — профессиональной переподготовкой по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» при наличии подготовки в ординатуре по одной из специальностей: «Педиатрия», «Терапия».
Вместе с тем, мы полагаем, что такой подход не соответствуют современным подходам к медицинскому образованию и нуждается в изменениях.
Квалификация «врач-лечебник» и «врач-терапевт»
Так, в приказе Минздрава России от 08.10.2015 № 707н отсутствуют требования к специальности «лечебное дело», что не так удивительно, потому что специальность «лечебное дело» совсем недавно (январь 2017) была добавлена в Номенклатуру специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, утвержденную Приказом Минздрава России от 07.10.2015 № 700н. Не стоит путать медицинские и фармацевтические специальности со специальностями образования, однако стоит отметить и то, что Минздравом и организациями ДПО уже давно смешены эти два понятия, что юридически некорректно.
Согласно приказу Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» «врач-лечебник», – это квалификация, соответствующая специальности 31.05.01 – Лечебное дело (уровень образования – специалитет) . По крайней мере так стало с 22 мая 2017 года, до этого специальности 31.05.01 – Лечебное дело соответствовала квалификация «Врач общей практики». Квалификация «врач-терапевт» — это квалификация, соответствующая специальности 31.08.49 – Терапия (уровень образования — ординатура) .
Обращаем внимание на то, что разный уровень образования и разная квалификация никак не может подразумевать занятие одной и той же должности . По нашему мнению, позиция авторов стандарта, отождествляющая «врача-лечебника» с «врачом-терапевтом участковым» ошибочна – так как первая требует лишь высшего образования в форме специалитета, а вторая – последипломного образования (с подготовкой в интернатуре/ординатуре). Вполне логичным является то, что круг трудовых функций и обязанностей у врача с последипломным образованием должен быть шире чем у только что закончившего медицинский ВУЗ специалиста. Должности и функции специалистов, имеющих уровень образования специалитет, и специалистов, имеющих уровень образования кадров высшей квалификации, не могут быть идентичными. Во-первых, это логично, а, во-вторых, это вытекает из части 9 статьи 82 Закона об образовании, в которой указано, что подготовка по программам ординатуры обеспечивает приобретение обучающимися необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений и навыков, а также квалификации, позволяющей занимать определенные должности медицинских работников, фармацевтических работников.
Таким образом, по мнению Факультета Медицинского Права, необходимо выделять две должности с различными требованиями к ним и с отличающимися трудовыми функциями: «врач-лечебник» (для выпускников ВУЗов не имеющих последипломного образования в форме интернатуры/ординатуры) и «врач-терапевт участковый» (для выпускников ВУЗов с подготовкой в интернатуре/ординатуре»).
Соответственно, желательно разработать по каждой из должностей свой профстандарт или, по крайней мере, предусмотреть различия в их трудовых функциях (трудовые действия, необходимые знания и умения). Также необходимо внести изменения в приказ Минздрава России от 08.10.2015 № 707н, четко определив требования к специальности «лечебное дело» .
Также мы считаем целесообразным более четкое разграничение должностей врача общей практики (семейного врача) и врача-терапевта участкового. Как уже указывалось выше, приказ Минздрава России от 08.10.2015 № 707н предусматривает работу врача со специальностью «Общая врачебная практика (семейная медицина)» на должности врача-терапевта участкового без переподготовки . Вместе с тем, данный приказ не позволяет врачу со специальностью «терапия» без переподготовки работать на должности семейного врача. По нашему мнению, нет никаких оснований считать, что врачи, имеющие специальность «семейная медицина» владеют большим объемом знаний и умений, чем врачи со специальностью «терапия».
Учитывая указанное, нам представляется что нормы приказа Минздрава России от 08.10.2015 № 707н требуют корректировки (или в форме создания отдельной должности для семейных врачей, работающих на участке, или в форме исключения из текста приказа норм, позволяющих семейным врачам, не проходя переподготовки, занимать должность врача-терапевта участкового). В тоже время окончательно сформулировать возможные изменения в законодательстве, касающиеся семейных врачей, станет возможным лишь после выхода профессионального стандарта «Семейный врач». Однако этот приказ требует отдельного правового анализа, что не является задачей настоящей статьи.
Требования к опыту практической работы для врача-лечебника отсутствуют, что вполне закономерно, поскольку должность врача-терапевта участкового нередко является одной из первых ступенек в карьере молодого врача.
Особые условия допуска к работе
Интереснее выглядят особые условия допуска к работе , определенные в стандарте. Кроме прохождения медицинских осмотров и отсутствия ограничений на занятия профессиональной деятельностью они включают наличие сертификата специалиста по специальности «Терапия» и (или) свидетельства об аккредитации специалиста по специальности «Лечебное дело» .
Мы никак не можем согласиться с предложенной редакцией условий допуска к работе . И вот почему.
Свидетельство об аккредитации по специальности «Лечебное дело» будет лишь у выпускников медицинских ВУЗов с первичной аккредитацией и без последипломного образования. Однако это лишь одна из категорий лиц, которые могут занимать должность врача-лечебника (как мы уже указывали выше, целесообразно отделить эту должность от должности врача-терапевта участкового, как требующую меньшей квалификации).
Что касается врачей с подготовкой в интернатуре/ординатуре по специальности «Терапия», то у них может быть сертификат специалиста по специальности «Терапия» или свидетельство об аккредитации специалиста по специальности «Терапия». Обращаем внимание на то, что сегодняшняя редакция профессионального стандарта не предусматривает допуск к работе со свидетельством об аккредитации по специальности «Терапия» . В профессиональном стандарте упоминается сертификат по специальности «Терапия», но не свидетельство об аккредитации.
Профстандарт также полностью игнорирует условия допуска к работе с подготовкой в интернатуре/ординатуре по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» (работа врачей такой специальности на должности врача-терапевта участкового предусмотрена приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н ). Такие врачи, в соответствии с требованиями ст. 69, 100 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, должны иметь сертификат специалиста по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» или свидетельство об аккредитации специалиста по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» .
Другие характеристики обобщенной трудовой функции
Из других характеристик трудовой функции врача-лечебника в профессиональном стандарте выделено:
- соблюдение врачебной тайны;
- соблюдение Клятвы врача;
- соблюдение принципов врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами (законными представителями пациентов), коллегами;
- знание законодательства в сфере охраны здоровья, нормативных правовых актов и иных документов, определяющих деятельность медицинских организаций и медицинских работников, программ государственных гарантий, обязательного медицинского страхования, трудового законодательства Российской Федерации;
- профессиональное развитие специалиста (включая дополнительное профессиональное образование).
Указанные характеристики, по мнению Факультета Медицинского Права, также нуждаются в определенной корректировке. Так, например, не совсем ясно, зачем соблюдение врачебной тайны понадобилось выделять отдельно, если такое соблюдение предусмотрено федеральным законодательством, Клятвой врача и принципами медицинской этики, о необходимости соблюдения которых указывается ниже.
Также, исходя из формулировок профессионального стандарта, врач-лечебник должен соблюдать принципы врачебной этики и деонтологии исключительно с пациентами, их законными представителями и коллегами. Таким образом, если читать нормы стандарта буквально, врач может не соблюдать этические принципы с родственниками пациентов, специалистами смежных профессий и т.д. По нашему мнению, в профстандарте необходимо не ограничивать соблюдение принципов врачебной этики и деонтологии определенным кругом лиц – врач должен соблюдать эти принципы в отношении с любым человеком .
Вопросы вызывает и включение в профессиональный стандарт знание законодательства в сфере охраны здоровья, программ государственных гарантий, обязательного медицинского страхования и даже трудового законодательства Российской Федерации. Факультет Медицинского Права всегда выступал за повышение правовой грамотности медицинских работников и подчеркивал необходимость обучения врачей основам медицинского права.
Вместе с тем, в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета) , утвержденном приказом Минобрнауки России от 09.02.2016 № 95 отсутствуют какие-либо компетенции, относящиеся к знанию медицинского, и тем более – страхового и трудового законодательства . На практике также в большинстве случаев, в процессе обучения по направлению «Лечебное дело», студенты ознакамливаются лишь с основами правоведения (пусть и с учетом медицинской специфики). Аналогичным образом дело состоит со специалитетом по специальности «Педиатрия».
Очевидно, авторы профстандарта ориентировались на Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н. Действительно, в соответствии с ним, терапевт должен знать законодательство РФ в сфере здравоохранения, медицинского образования и регулирования трудовых правоотношений. Однако остается непонятным каким именно образом врач-терапевт будет получать эти знания, если обучения им в образовательных стандартах не предусмотрено. По мнению Факультета Медицинского Права, необходимо обеспечить согласованность профессионального стандарта и Федерального государственного образовательного стандарта в части обучения будущих врачей медицинскому праву. Наиболее оптимальным способом обеспечения такого соответствия будет внесение изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт с последующей корректировкой учебных программ и планов (включению в них дисциплины «Медицинское право», предусматривающей изучение законодательства, знание которого предусматривается профстандартом).
Что касается профессионального обучения специалистов, то продолжаем придерживаться мнения (которое было подробно изложено в статье «Анализ профстандартов «Врач-стоматолог» и «Провизор»: ошибки законодателя») о том, что профессиональное обучение медицинских работников (включая повышение квалификации) должно входить в раздел «Требования к образованию и обучению», а не в «Другие характеристики».
Трудовые функции врача-лечебника
К трудовым функциям врача-лечебника, профессиональный стандарт относит:
- оказание медицинской помощи пациенту в неотложной или экстренной формах;
- проведение обследования пациента с целью установления диагноза;
- назначение лечения и контроль его эффективности и безопасности;
- реализация и контроль эффективности медицинской реабилитации пациента, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов, оценка способности пациента осуществлять трудовую деятельность;
- проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике и формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения
- ведение медицинской документации и организация деятельности находящегося в распоряжении среднего медицинского персонала.
Для каждой из этих функций профстандартом предусмотрены трудовые действия, необходимые умения и необходимые знания. К сожалению, объем данной статьи не позволяет изложить детальный анализ каждой из них. Тем не менее, можно утверждать, что формулировки, которые содержаться в описании составных трудовых действий, необходимых умений и необходимых знаний в ряде случаев нуждаются в уточнении либо изменении. Приведем ряд примеров.
Для нескольких функций в качестве необходимого умения врача-лечебника предусматривается проведение полного физикального обследования пациента (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация). При этом лабораторные и инструментальные исследования, в соответствии с описанием необходимых умений и трудовых действий, врачом лечебником не проводятся: его действия ограничиваются определением объема и составлением плана лабораторных/инструментальным исследований и направлением на такие исследования. На практике участковый терапевт самостоятельно проводит ряд простых инструментальных исследований – таких как антропометрия, термометрия, тонометрия, фарингоскопия и т.д. Однако в профессиональном стандарте это не отражено.
Также в профстандарте не отражена одна из важнейших, на наш взгляд, функций врача-терапевта – выписывание лекарственных препаратов. Факультет Медицинского Права обращает внимание, что в соответствии с Порядком назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденным приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 1175н, «выписывание» и «назначение не являются синонимами (ряд норм упомянутого порядка касаются исключительно выписывания, в то время как ряд других – исключительно назначения). Исходя из норм профессионального-стандарта, врач-лечебник может только назначать препараты, но не выписывать рецепты на них.
С правовой точки зрения некорректно относить к трудовым действиям участкового врача оценку эффективности и безопасности применения лекарственных препаратов. Безусловно, в соответствии с частью 2 статьи 73 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинский работник обязан сообщать в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о побочных действиях, нежелательных реакциях, серьезных нежелательных реакциях, непредвиденных нежелательных реакциях при применении лекарственных препаратов, об индивидуальной непереносимости, отсутствии эффективности лекарственных препаратов, а также об иных фактах и обстоятельствах, представляющих угрозу жизни или здоровью человека либо животного при применении лекарственных препаратов и выявленных на всех этапах обращения лекарственных препаратов в Российской Федерации и других государствах. Однако оценка эффективности и безопасности применения лекарственных препаратов относится к фармаконадзору. В частности, составление отчетов по безопасности лекарственного препарата для медицинского применения (далее — периодический отчет), содержащих информацию по безопасности конкретного лекарственного препарата, которые содержат обоснованную оценку ожидаемой пользы и возможного риска применения относится к компетенции Росздравнадзора, а не отдельных врачей-терапевтов. С учетом изложенного выше данную функцию врача-лечебника лучше сформулировать как «мониторинг безопасности и эффективности проводимого лечения».
Также следует обратить внимание на то, что на участкового терапевта профстандартом возложены такие трудовые действия как « организация и проведение медицинских осмотров с учетом возраста, состояния здоровья, профессии в соответствии с действующими нормативными правовыми актами и иными документами». Возложение обязанности организации медосмотров на врача не соответствует статье 212 Трудового кодекса РФ, которая устанавливает обязанность работодателя организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров , обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров , обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями. Учитывая приведенные нормы трудового законодательства, целесообразно формулировать в профстандарте трудовые действия врача как « содействие в организации и непосредственное проведение медицинских осмотров ».
Недочеты, связанные с описанием трудовых функций врача-лечебника, не ограничиваются исключительно рассмотренным выше – приведены лишь наиболее яркие примеры. На наш взгляд, трудовые функции участкового терапевта необходимо привести в полное соответствие с существующей нормативно-правовой базой, регулирующей его профессиональные права и обязанности (включая положение об организации деятельности, порядки и стандарты оказания медицинской помощи и т.д.). Так, в качестве примера можно привести Положение об организации деятельности врача-терапевта участкового, утвержденное приказом Минздрава РФ от 7 декабря 2005 г. № 765. Согласно п. 6 этого Положения врач-терапевт участковый формирует врачебный (терапевтический) участок из прикрепленного к нему населения, но об этой функции не упоминается в профстандарте. В этом же пункте Положения на врача-терапевта возложена обязанность по организации и проведению школ здоровья, которая опять же отсутствует в профстандарте. Мы полагаем, что существует необходимость добиться гармонизации норм профессионального стандарта с иными правовыми актами в области медицины – внеся изменения либо в профстандарт, либо в несоответствующие ему нормативно-правовые акты.
Резюме
Заканчивая анализ профессионального стандарта «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)» мы можем говорить о том, что ряд его положений требует значительной корректировки. Вместе с тем, общее качество подготовки стандарта в целом выше чем у профстандартов «Врач – стоматолог» и «Провизор», в частности он избавлен от части ошибок на которые мы указывали, рассматривая предыдущие профессиональные стандарты.
Источник