- Сухова Людмила Павловна
- Сайт преподавателя медицинского колледжа
- Навигация
- О себе
- Книги, которые сформировали мой внутренний мир
- Моё портфолио
- Теория. Жидкие лекарственные формы методическая разработка
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Разработка теоретического занятия Дозирование в технологии лекарственных форм методическая разработка
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сухова Людмила Павловна
Сайт преподавателя медицинского колледжа
Профессия: преподаватель технологии изготовления лекарственных форм
Профессиональные интересы: инновационные методики обучения
Увлечения: вязание, кроссворды
Регион: Амурская область
Населенный пункт: г. Благовещенск
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
О себе
Высшее фармацевтическое образование. Прошла профессиональную переподготиовку по циклу «Преподаватель профессионального образования». Работаю в Амурском медицинском колледже с 2000 года на специальности «Фармация», преподаю междисциплинарный курс «Технология изготовления лекарственных форм».
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Моё портфолио
Работаю преподаватлем технологии лекарственных форм с 2000 года, в работе учитываю индивидуальные особенности студентов, стараюсь найти особый подход к ним. В работе использую проблемно-ситуационный метод обучения, разные формы контроля.
Источник
Теория. Жидкие лекарственные формы
методическая разработка
Методическая разработка теоретического занятия по теме «Жидкие лекарственные формы» может быть использована при изучении технологии изготовления лекарственных форм на специальности Фармация. В методической разработке рассматриваются классификация жидких лекарственных форм, растворители, используемые для их изготовления, способы выписывания в рецептах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
12._zhlf._sposoby_vypis-ya._teoriya.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство здравоохранения Амурской области
Государственное автономное учреждение Амурской области
профессиональная образовательная организация
«Амурский медицинский колледж»
теоретического занятия для преподавателя
Тема: « Жидкие лекарственные формы »
МДК 0201 « Технология изготовления лекарственных форм»
ПМ 02. Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля
Составитель: Сухова Л.П.,
изготовления лекарственных форм
Теоретическое занятие № 12
Тема: Жидкие лекарственные формы.
Продолжительность занятия: 90мин.
— Сформировать у студентов теоретические знания о жидких лекарственных формах
— Дать характеристику жидким лекарственным формам
— Развивать логическое мышление
— Воспитывать внимание, дисциплину
Студент должен знать:
— Классификацию жидких лекарственных форм
— Растворители, используемые для изготовления ЖЛФ
— Способы выписывания ЖЛФ в рецептах
— Требования, предъявляемые к воде очищенной
Студент должен уметь:
— Определять правильность выписывания рецептов на жидкие лекарственные формы
В результате обучения студент должен овладеть общими компетенциями:
— ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии
— ОК.2. Организовывать собственную деятельность
— ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
— ОК.6.Уметь работать в коллективе
Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:
— ПК.2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам
— ПК.2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств
— ПК.2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности
— ПК.2.5. Оформлять документы первичного учета
Вид занятия: теоретическое
Тип занятия: лекция — урок передачи и усвоения новых знаний
Место проведения: кабинет технологии изготовления лекарственных форм
— Аванесьянц Э.М. Технология изготовления лекарственных форм. Феникс.2002г.
— Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. М. 2004г.
— Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс. 2002г.
— Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя
— Дозирование по объему, массе, массообъемным способом
— Обозначение концентрации лекарственных веществ в ЖЛФ
— Латинский язык (чтение и перевод рецептов)
— Фармакология (правила выписывания жидких лекарственных форм)
— Контроль качества лекарственных средств ( физико-химические свойства лекарственных веществ, контроль при отпуске)
1. Организационный момент — 2 мин.
2. Мотивация и постановка целей — 3 мин.
3. Изложение нового материала — 80 мин.
4. Закрепление материала — 3 мин.
5. Задание на дом — 2 мин.
- Организационный момент: Преподаватель приветствует студентов, отмечает отсутствующих, обращает внимание на их внешний вид, готовность к занятию.
- Мотивация и постановка целей: Преподаватель сообщает цель занятия, предлагает записать план :
— Жидкие лекарственные формы – определение, характеристика
— Способы выписывания ЖЛФ в рецептах
По данной теме будут проводиться практические занятия. Поэтому, теоретические знания, полученные на данном занятии, вы должны будете суметь применить в своей практической деятельности.
3. Содержание нового материала:
В процессе изложения нового материала ( приложение № 1 ) преподаватель вводит новые термины и понятия, обращает внимание студентов на основные моменты нового материала.
4. Закрепление материала:
С целю выяснения степени понимания и усвоения нового материала преподаватель проводит фронтальный опрос (приложение № 2)
5. Задание на дом:
Преподаватель обращает внимание студентов на основные вопросы, необходимые для повторения (приложение № 3)
Тема: Жидкие лекарственные формы Приложение № 1
Изложение нового материала:
Жидкие лекарственные формы – свободнодисперсные системы, в которых лекарственные вещества распределены в жидкой среде.
В зависимости от степени измельчения дисперсной фазы (лекарственного вещества) и характера дисперсионной среды (растворителя) ЖЛФ могут представлять собой:
Все эти ЖЛФ мы с вами разберем подробно на последующих занятиях.
- высокая биодоступность, быстрое наступление терапевтического эффекта
- разнообразные способы назначения
- удобство и простота применения
- снижение раздражающих свойств некоторых лекарственных веществ
- возможность маскирования вкуса
- нестабильность при хранении
- непортативность
- химическая несовместимость и др.
По составу: По природе жидкой среды: По способу применения:
Простые водные внутренние
Сложные неводные наружные
Все ЖЛФ для внутреннего применения принято называть микстурами. В них дисперсионной средой является только вода очищенная. Дозируются они обычно ложками: столовая (15 мл), десертная (10 мл), чайная (5 мл).
ЖЛФ для наружного применения:
— капли в нос и ухо и др.
В данном случае дисперсионной средой, кроме воды очищенной, могут быть и другие жидкости.
При изготовлении ЖЛФ используют разные дисперсионные среды, в том числе растворители и экстрагенты.
Растворители – индивидуальные химические соединения или их смеси, способные растворять различные вещества, т.е. образовывать с ними однородные системы – растворы.
Экстрагенты – растворители, используемые для экстракции (вытяжки) растительного или другого биологического материала.
Для обеспечения высокого качества ЖЛФ к дисперсионным средам предъявляют определенные требования:
— определенная растворяющая способность
— химическая индифферентность и биологическая безвредность
— отсутствие неприятного запаха и вкуса
— не являться средой для размножения микроорганизмов
— экономичность в производстве
В соответствии с химической классификацией все жидкие дисперсионные среды делят на органические и неорганические. Из неорганических соединений для ТИЛФ наибольшее значение имеет вода очищенная. Требования к воде очищенной, правила ее получения, хранения, транспортировки регламентирует приказ МЗ РФ № 309. Вопрос: О чем говорит этот приказ?
Вода очищенная (Aqua purificata) – фармакологически индифферентна, доступна, хорошо растворяет многие лекарственные вещества. Требования к воде – должна быть бесцветной, прозрачной, без запаха и вкуса, не должна содержать восстанавливающих веществ, нитратов, нитритов, хлоридов, сульфатов, кальция, тяжелых металлов, допускается лишь наличие следов аммиака.
Согласно ГФ ХIII, если в рецепте растворитель не указан — готовят водный раствор.
Для получения воды очищенной путем дистилляции (перегонки) питьевой воды используют специальный аппарат – аквадистиллятор.
Полученную воду собирают в стерильные сборники, которые периодически (1-2 раза в месяц) промывают с применением моющих средств. Небольшие количества воды хранят в стеклянных баллонах из химически стойкого стекла. Воду хранят в асептических условиях не более 3-х суток . Ежедневно вода из каждого баллона подвергается качественному анализу. Один раз в квартал вода направляется в контрольно-аналитическую лабораторию для полного химического анализа, 2 раза в квартал – в СЭС для бактериологического анализа.
В соответствии с правилами выписывания рецептов, количества жидких лекарственных форм обозначаются в миллилитрах, граммах, каплях. Концентрация лекарственных веществ может быть выражена несколькими способами.
Способы выписывания ЖЛФ в рецептах:
- Перечисление ингредиентов и их количеств:
Rp: Natrii bromidi 4,0
Aquae purificatae 200 ml
M.D.S. По 1 столовой ложке 2 раза в день
2. Процентное выражение концентрации:
Rp: Sol. Natrii bromidi 2 % — 200 ml
D.S. По 1 столовой ложке 3 раза в день
3. Через соотношение:
Rp: Sol. Furacillini 1 : 5000 – 400 ml
D.S. Для полосканий
Rp: Emulsii Olei Ricini 200,0
D.S. Втирать в голову
5. С указанием доведения до объема:
Rp: Natrii bromidi 4,0
T – rae Valerianae 3 ml
Aquae purificatae ad 200 ml
M.D.S. По 1 столовой ложке 2 раза в день
Обратите внимание, что в первом, втором и последнем способе выписывания рецепта концентрация лекарственного вещества одна и та же, а способы ее обозначения разные.
- Каковы преимущества ЖЛФ перед другими?
- Как можно классифицировать ЖЛФ?
- Почему в качестве растворителя чаще используют воду очищенную?
- Какими способами в рецептах могут быть выписаны ЖЛФ?
- Если в рецепте не указан растворитель, какой растворитель используют?
- Жидкие лекарственные формы – определение, общая характеристика.
- Каковы достоинства и недостатки ЖЛФ?
- Как можно классифицировать ЖЛФ?
- Вода очищенная – требования к ней, правила хранения.
- Какими способами в рецептах могут быть выписаны ЖЛФ?
Р екомендуемая литература :
- Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс. 2016г.
- Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. М. 2016г.
- Лекционный материал
- Дополнительные источники
Источник
Разработка теоретического занятия Дозирование в технологии лекарственных форм
методическая разработка
Разработка теоретического занятия для специальности Фармация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4._dozirovanie.sr-va_upakov.ukuporki.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство здравоохранения Амурской области
Государственное автономное учреждение Амурской области
профессиональная образовательная организация
Амурский медицинский колледж
теоретического занятия для преподавателя
Тема: «Дозирование в технологии лекарственных форм. Средства упаковки и укупорки»
Междисциплинарный курс: «Технология изготовления лекарственных форм»
П.М. 02. « Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»
Специальность: 060301 «Фармация»
Составлена: Суховой Л.П.,
Тема № 3: Дозирование в технологии лекарственных форм. Средства упаковки и укупорки
Время занятия: 90 минут.
Вид занятия : теоретическое
Тип занятия: урок передачи и усвоения новых знаний
— Сформировать у студентов знания о способах дозирования при изготовлении лекарственных форм, о средствах упаковки и укупорки готовых препаратов
— Дать представление о способах дозирования лекарственных веществ, средствах упаковки и укупорки препаратов, приготовленных в условиях аптеки
— Развивать мышление, логику
— Воспитывать организованность, внимательность
Место проведения: кабинет технологии изготовления лекарственных форм
— методическая разработка теоретического занятия для преподавателя
Студенты должны знать :
— Способы дозирования лекарственных веществ
— Измерительные приборы для дозирования лекарственных веществ
— Средства упаковки и укупорки лекарственных форм
Студенты должны уметь :
— Подбирать средства для упаковки и укупорки лекарственных препаратов
— Пользоваться измерительными приборами
— В результате обучения студент должен овладеть общими компетенциями :
— ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии
— ОК.2. Организовывать собственную деятельность
— ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
— ОК.6.Уметь работать в коллективе
Студент должен овладеть профессиональными компетенциями :
— ПК.2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств
— ПК.2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности
— ПК.2.5. Оформлять документы первичного учета
— латинский язык ( перевод рецептов)
— фармакология (правила выписывания рецептов)
— контроль качества лекарственных средств
— Классификация лекарственных форм
— Основные термины и понятия
- Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс. 2002г.
- Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. М. 2004г.
1. Организационный момент — 3 мин.
2. Изучение нового материала с элементами повторения — 80мин
.3. Закрепление изученного материала — 5мин.
4. Задание на дом — 2 мин.
I . Организационный момент . Преподаватель отмечает отсутствующих, опоздавших студентов, готовность аудитории к занятию. Сообщает тему и план занятия
— Дозирование по массе
— Дозирование по объему
— Средства упаковки и укупорки лекарственных препаратов
II. Изучение нового материала. Преподаватель излагает новый материал в сочетании с актуализацией базовых знаний по изученным темам смежных дисциплинарных курсов ( приложение 1 )
III. Закрепление изученного материала : С целью актуализации опорных моментов темы, выяснения усвоения нового материала преподаватель проводит фронтальный опрос ( приложение № 2 )
IV. Задание на дом :
Преподаватель обращает внимание студентов на основные вопросы, необходимые для повторения к следующему занятию ( приложение № 3)
Тема: Дозирование в технологии лекарственных форм. Средства упаковки и укупорки.
Содержание нового материала:
Процесс изготовления лекарственной формы представляет собой комплекс операций, неразрывно связанных с измерением массы лекарственных и вспомогательных веществ различного назначения. Высокие требования, предъявляемые к точности отпускаемых лекарственных форм, определяют значение операций измерения, проводимых в аптеке. Фармацевт должен безукоризненно знать устройство и работу дозирующих устройств и предъявляемые к ним метрологические требования.
В аптечной практике применяют 3 способа дозирования: по объему, по массе, каплями.
Дозирование по массе (отвешивание ) – применяется наиболее часто , т.к. отвешивать можно и твердые вещества, и жидкие.
Дозирование по массе обычно проводят на рычажных весах 2-го класса и показывают массу тела в сравнении с эталонными массами (гирями). Это:
— весы ручные аптечные
— тарирные (весы Мора)
Весы ручные аптечные – предназначены для взвешивания сыпучих лекарственных веществ. Они бывают 4-х типоразмеров – ВР- 1,0; ВР- 5,0; ВР- 20,0 и ВР- 100,0. Цифры показывают максимальную массу, которую можно взвесить на данных весах. С устройством этих весов и других мы познакомимся ближе па практическом занятии.
Весы тарирные – применяют для взвешивания густых, порошкообразных и жидких веществ, взвешивание состоит из 2-х операций- уравновешивание (тарирование) и отвешивание.
Весы настольные обыкновенные – служат для взвешивания жидких веществ или сыпучих, выписанных в больших количествах.
Для обеспечения точного дозирования любые весы должны обладать 4-мя метрологическими свойствами :
Устойчивость – способность весов, выведенных из состояния равновесия, возвращаться в исходное положение после 4-6 колебаний.
Верность – способность показывать правильное соотношение между массой груза и массой взвешиваемого тела.
Чувствительность – способность показывать минимальную разницу между грузами, лежащими на чашках.
Постоянство показаний – способность показывать одинаковые результаты при многократных определениях массы тела в одних и тех же условиях.
Как вы думаете, достаточно ли одних весов, чтобы взвесить определенную массу лекарственного вещества?
Взвешивая тело, мы сравниваем его массу с величиной принятой, принятой за единицу по международной метрологической системе мер. За единицу массы принимается килограмм. В повседневной аптечной практике основной единицей измерения массы лекарственного вещества является грамм. Названия единиц долей грамма образуются с помощью латинских приставок «деци», «санти», «милли». При взвешивании лекарственных веществ пользуются гирями, которые комплектуются в – разновес – набор граммовых и миллиграммовых гирь. Граммовые гири – стандартные тела цилиндрической формы, с головкой. Миллиграммовые гири имеют форму пластинок разной формы (квадрата, треугольника, шестиугольника). На гирях обозначена масса и ставится поверительное клеймо.
Исправность весов и гирь контролируется представителями местных метрологических служб 1 раз в 2 года.
Дозирование по объему ( отмеривание ) – менее точный, т.к. на его точность влияет ряд факторов (температура воздуха, радиус измерительного прибора, природа жидкости и др.). Правила отмеривания жидкостей:
— комнатная температура (с увеличением температуры вместимость измерительных приборов увеличивается)
— глаза работающего должны находиться на уровне мениска
— бесцветная жидкость отмеривается по нижнему мениску, окрашенная по верхнему
— радиус измерительного прибора должен быть приближен к объему жидкости
— вода и водные растворы отмериваются без учета плотности
— тяжеловесные и легковесные жидкости отмеривают с учетом их плотности ( плотность учитывают, если она
— чистота мерной посуды
Для отмеривания жидких веществ используют колбы, цилиндры, стаканы, пипетки и др.
Цилиндр – имеет минимальный и максимальный объем, чем меньше его диаметр, тем точнее отмеривание, термонеустойчив.
Колба – имеют разную вместимость, бывают градуированные (калиброванные) и неградуированные, термостойкие и простые, можно отмерить только определенный объем.
Пипетка – стеклянная трубка небольшого диаметра, на стенках нанесена шкала; предназначены для точного отмеривания небольших количеств жидкости.
Бюретка – стеклянная градуированная трубка различной вместимости, комплектуется в бюреточную установку.
Вся стеклянная посуда моется и обрабатывается согласно приказу МЗ РФ № 309
Дозирование каплями – используется для отмеривания малых (до 1 мл) количеств жидкости. Стандартный каплемер – стеклянная трубка, дозирующая 20 капель воды в 1 мл при 20 0 С, наружный диаметр 3 мм, внутренний- 0,6 мм.
Число капель в 1 мл (1,0) различных жидкостей указано в таблице капель ГФ по стандартному каплемеру. На практике чаще используют обычные глазные пипетки, предварительно прокалиброванные по стандартному каплемеру. Также для отмеривания каплями используют эмпирические каплемеры – капельницы.
При отмеривании жидкостей используют условные меры (сл. 13): 1 чайная ложка – 5 мл; 1 десертная ложка – 10 мл; 1 столовая ложка – 15 мл; стакан – 200 мл.
После изготовления лекарственную форму помещают в соответствующую упаковку. Упаковкой в узком смысле называют материалы, которыми пакуют. Средства упаковки и укупорки лекарственных препаратов в технологии лекарственных форм играют особую роль, не только обеспечивая возможность удобного применения препарата, но и сохраняя заданные их свойства при хранении от воздействия факторов внешней среды (света, микроорганизмов, воздуха и пр.). Качество лекарственных средств, срок их годности существенно зависят от вида и свойств упаковочных материалов, поэтому они должны отвечать определенным требованиям:
-обеспечивать сохранность лекарственного вещества или лекарственной формы
— быть химически и физически индифферентными
— устойчивость к микроорганизмам
— занимать минимальный объем или обладать минимальным весом
— быть дешевыми и доступными
Упаковочные материалы принято делить на тару и укупорочные средства.
Тара – изделия, служащие для паковки, хранения, производства и транспортировки.
Укупорочные средства – предметы, служащие для герметизации тары.
Аптечная тара изготавливается:
неорганические материалы органические материалы
Стекло, фарфор, металлы бумага, картон, пластмассы,
Аптечная тара бывает:
Материальная Экстемпоральная (рецептурная)
для хранения лекарственных для отпуска лекарственных
Штанглас – аптечная стеклянная тара с притертыми пробками для хранения лекарственных средств в аптеке.
Материальная тара отличается от рецептурной более толстыми стенками.
Металлическая тара в аптеках используется для хранения кислорода, больших количеств спирта этилового, вазелина, ланолина, воды для инъекций. Для упаковки жидких лекарственных форм в аптеках используют стеклянные флаконы с узким горлышком различной емкости, нейтрального или темного стекла (последние для светочувствительных веществ). Для отпуска мазей используют банки стеклянные с широким горлышком, металлические тубы. Порошки отпускают в капсулах из вощеной, пергаментной или парафинированной бумаги, бумажных пакетиках или коробках.
Таким образом, каждый вид упаковки имеет свое определенное предназначение: неразумным было бы, например, отпустить мазь во флаконе с узким горлышком и т.д.
Закупоривание аптечной посуды в зависимости от ее вида и содержимого осуществляют с помощью пробок, крышек, колпачков.
Виды укупорочных средств:
Для изготовления укупорочных средств используют такие же материалы, что и для изготовления тары, а также резину.
Пробки бывают из стекла, пластмассы, резины. Корковые пробки, ввиду их негигиеничности используются редко.
Стеклянные пробки используют для укупорки материальной тары (штангласов). Пластмассовые пробки применяют самостоятельно или вместе с крышками. Резиновые пробки используются только с алюминиевыми колпачками, навинчивающимися крышками или «под обвязку».
Колпачки используют для фиксации пластмассовых и резиновых пробок на флаконах.
Крышки используются для укупорки флаконов и банок, изготавливаются из пластмассы или алюминия.
Под навинчивающиеся крышки, резиновые пробки подкладывают стерильные бумажные прокладки из пергаментной бумаги.
Тема: Дозирование в технологии лекарственных форм. Средства упаковки и укупорки.
IV. Закрепление изученного материала : Приложение № 2
Итак, сегодня на занятии вы узнали, какие способы дозирования используют в аптечной практике, с помощью чего их производят, а также какие упаковочные и укупорочные средства применяют при изготовлении лекарственных форм. Давайте теперь закрепим основные моменты:
- Что значит «дозирование по массе» и с помощью чего оно осуществляется?
- Что значит «дозирование по объему» и какие факторы влияют на него?
- Какая мерная посуда используется для отмеривания жидкостей?
- Какие виды упаковок используют при изготовлении лекарственных форм?
- Какие укупорочные средства используют при изготовлении лекарственных форм?
- Какие виды аптечной тары бывают и чем они отличаются?
V. Задание на дом : Повторить: Приложение № 3
- Что значит «дозирование по массе» и с помощью чего оно осуществляется?
- Какие лекарственные средства относят к сп. Б?
- Какие лекарственные средства относят к сп. А?
- Каковы общие правила выписывания рецептов?
- Что называется лекарственным средством?
- Что называется лекарственным препаратом?
- Что называется лекарственной формой?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка теоретического занятия «Гомеопатические лекарственные формы» предназначена для преподавателя МДК 02.01 Технология изготовления лекарственных форм специальности 33.02.
Разработка теоретического занятия «Технология лекарственных форм. Термины. Классификация лекарственных форм» специальности 33.02.01 Фармация.
Разработка теоретического занятия «Государственное нормирование качества лекарственных средств» для специальности Фармация.
Разработка теоретического занятия по МДК Технология изготовления лекарственных форм специальности Фармация.
Методическая разработка практического занятия «Дозирование в технологии лекарственных форм» для студентов специальности Фармация.
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения рабочей учебной программы по фармакологии, предусмотренных Федеральным Государственным образовательным стандарто.
Источник