Народная педагогика как источник нравственного воспитания
Педагогические науки
- Муталипова Мавлюда Жунайдуллаевна , доцент, доцент
- Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами
- ОСОБЕННОСТИ НАЦИИ
- ВОСПИТАНИЕ
- СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ
- НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА
- НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА
- НАРОДНОСТЬ
- ЭТНОС
Похожие материалы
Народная педагогика — это традиционная для народа практика воспитания со своими сложившимися в ней знаниями, принципами, идеалами, которые закрепились в народных заповедях, образах фольклора, прикладного искусства, других формах отражения и преображения действительности. В наше сложное и противоречивое время, я считаю, нам необходимо вернуться к нашим истокам, лучшим традициям, привить растущему поколению лучшие традиции народа.
В связи с ведущей идеей Закона «Об образовании» и Национальной программы по подготовке кадров — формирование духовного облика молодежи на основе национальных и общечеловеческих ценностей — одной из актуальнейших проблем современности становится возрождение культурно-исторического наследия прошлого, важнейшим компонентом которого является народная педагогика с её богатейшими прогрессивными традициями и опытом воспитания подрастающего поколения.
Анализ истории древней педагогической мысли народов Средней Азии показывает, что первые социальные памятники педагогики появились под прямым воздействием народной жизни, народной педагогической культуры.
Анализ наследия Абу Наср Фараби, Абу Али ибн Сины, Ал- Харезми, Юсуфа Хас –Хаджиба, Умара Хайяма, Абу Райхона Бируни, Мирзо Улугбека, Алишера Навои, Захириддина Бабура и других просветителей и ученых показывает, что их идеи о воспитании перекликаются с идеями и мыслями, выраженными в памятниках народной педагогики. Более того, некоторые предания народ непосредственно связывают с поступками, жизнью и деятельностьювеликих людей. Эти ученые выражали идеи гуманизма, подчеркивали необходимость привития молодому поколению высоких нравственных качеств, воспитания их в духе любви к труду, уважения к старшим, дружбы и товарищества, правдивости и честности. Прогрессивные идеи великих ученых и поэтов перекликаются по форме и содержанию с идеями народной мудрости, поэтому они оказывали большое влияние на формирование педагогической культуры узбекского народа, сохранив свою актуальность и до наших дней.
Знаменитые педагоги Ян Амос Коменский, Константин Дмитриевич Ушинский, Василий Александрович Сухомлинский и др. много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта. Педагоги-классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит ей опорой и основой, поэтому важным для развития педагогической науки является возвращение к истокам этнических культур на основе познания самобытности и уникальности каждого народа.
Народная педагогика –это проявление педагогической культуры масс, олицетворяющей идеалы, представления и воззрения о человеке, семье, и взаимоотношении между ними. Созданное народом педагогическое наследие нашло отражение в поговорках, пословицах, сказках, загадгах, легендах, колыбельных песнях, пестушках, играх, хороводах, в прикладном искусстве.
В пятидесятых годах ХХ века Г.Н.Волковым сделана первая попытка в целом ряде публикаций (в том числе и монографических) раскрыть роль народных масс как творцов педагогической культуры; место педагогических традиций в духовной культуре народа. Г.Н.Волков определяет народную педагогику как совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках и т.п.
Истоки народной педагогики, как первого этапа развития педагогики вообще, мы находим в сказках, былинах, песнях, частушках, детских прибаутках, пословицах, поговорках, заговорах, колыбельных песнях и песнях-хороводах, загадках, скороговорках, считалках, исторических преданиях, народных приметах.
Народное творчество доступно и понятно всем, и его сила в том, что оно не навязывается людям, а вырастает из недр собственной народной культуры, а его идеи впитываются человеком через колыбельную песню, сказку, мудрую пословицу и поговорку нужными обществу качествами гражданина.
Народная педагогика, став самостоятельной областью народной культуры, создала целостную систему обучения и воспитания с учетом специфических особенностей наций, этносов, народностей, регионов. Поэтому у каждого народа, нации, региона сложилась самобытная культура воспитания, совершенствующаяся из поколения в поколение.
У каждого народа — своя народная педагогика, свой язык, но средства воспитания очень схожи. Воспитание и обучение существует в народе столько же веков, сколько существует сам народ, — с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю историю, все его лучшие качества. Каждый народ стремится донести в будущее самое дорогое духовное богатство — веками накопленную мудрость. Например, красота слов, песен и игр создает интересную гармонию в узбекской системе эстетического воспитания, представляющую собой вклад узбекского народа в общечеловеческую эстетику и педагогику.
Нравственное воспитание невозможно без важного фактора народной педагогики — примера, идеала, который призван показать ребенку, каким должен быть человек. Ясно осознавал народ значение личного примера в воспитании.
Нравственное воспитание подрастающего поколения не может быть абстрактным, оно всегда конкретно, национально. Нравственные нормы и ценности в этнической культуре приобретает свое особое значение и лишь исторически выработанный механизм их воспроизводства способствует эффективному воспитанию. Поэтому нравственное воспитание должно опираться на народные педагогические традиции.
Высокая эффективность народной педагогики проявляется, прежде всего в её воздействии на личность. Отсюда и естественность включения педагогических идей народа в образовательный процесс. Использование народного опыта воспитания в образовательных учреждениях способствует передаче обучающимся всего богатства знаний, которое было накоплено народом на протяжении всей его истории.
Источник
Социально — нравственное развитие детей раннего возраста средствами народной педагогики
валентина шайкина
Социально — нравственное развитие детей раннего возраста средствами народной педагогики
Каждый человек хочет жить в красивом и крепком доме. Но чтобы
построить такой дом необходимо заложить основательный, прочный
фундамент. В данном случае домом является социум, общество, а его
фундамент — физически и нравственно здоровая личность, адаптированная к
современным условиям в обществе. В настоящее время проблема
социального развития подрастающего поколения становится одной из
актуальных. В этом сложном процессе становления человека немало зависит
от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое
место в жизни и реализовать собственный потенциал. На первый взгляд,
кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья,
взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду.
Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные
взаимоотношения — родственные, дружеские, профессионально-трудовые и
пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать
представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о
правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения,
которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных
жизненных ситуациях. Другими словами приобщать ребенка к процессу
включения его в общество сверстников и взрослых – к процессу
социализации.
Также необходимо заметить, что социальное развитие невозможно без
нравственного воспитания дошкольника, поскольку это два неотделимые
друг от друга процесса, находящихся в основе поступков, действий каждого
человека, формируют в раннем возрасте его личность, характер, а также
систему жизненных ценностей. Ведь уже с раннего возраста ребенок как
«губка» впитывает в себя огромный поток информации, источником которой
служат средства массовой информации, детский сад, школа, кино и
телевидение, интернет. И здесь на помощь малышу должны прийти
взрослые: родители, воспитатели, которые познакомят его с миром,
окружающим ребенка, его традициями, обычаями, правилами. Это позволит
привить ребенку любовь к людям, окружающим его, к малой родине, к
культурным ценностям, что в дальнейшем станет положительной основой
развития его нравственности и социальной адаптации в обществе.
Выбирая наиболее эффективные методы и средства для решения
поставленных задач, необходимо учитывать прежде всего возраст
воспитанников, этап развития социально – нравственных качеств, а самое
главное — интересы детей.
Третий год жизни является переходной ступенью от раннего возраста к
дошкольному детству. Ребенок третьего года жизни еще сохраняет многие
черты, присущие раннему возрасту, но вместе с тем в структуре его
личности, в ведущей деятельности возникают новые черты,
свидетельствующие о вступлении на новый этап психического развития.
Предметная деятельность постепенно сменяется игровой, выполняя роли,
ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе. Активно развиваются
самостоятельность, элементы самосознания, изменяется сложившаяся на
предыдущей возрастной ступени система отношений ребенка со взрослыми.
В целом для ребенка раннего возраста характерна стихийная
нравственность. Положительные поступки малыш выполняет по
побуждению взрослого: помочь маме донести продукты, подать дедушке
газету, угостить сверстника конфетой.
Совершая положительные поступки, ребенок (до 3 лет) не выделяет их как
таковые. Оценивает поступки взрослый, придавая им позитивный оттенок.
Без контроля с его стороны малыш действует ситуативно и импульсивно,
поэтому часто нарушает запреты. Чтобы устранить возможность нарушения
запретов, целесообразно убрать предметы, с которыми не разрешается
действовать, в недоступное место; исключить возможности того, что ребенок
их найдет или достанет; сделать недоступными опасные места; создать
условия для положительных проявлений активности и самостоятельности
(например, в движении, в игре, предоставив малышу достаточное количество
игрушек в соответствии с его возрастом и интересами). Кроме того, ни в
коем случае не следует разрешать ребенку делать то, что будет потом
Анализируя данные факты, можно сделать вывод, что наиболее
эффективными для успешного решения задач социально – нравственного
воспитания и близкими для детей раннего возраста, методами и средствами
являются методы и средства народной педагогики.
Народная педагогика — это клад коллективного творчества разных людей
многих поколений, народная мудрость, которая накапливается веками.
Народный ум как и воспитательный опыт есть плод наблюдений за
развитием детей, взаимоотношений между детьми, также детьми и
К средствам народной педагогики для нравственного воспитания
дошкольников относятся все виды народного творчества: устное народное
творчество, народная игра, традиции, обычаи, праздники.
Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство.
Оно содержит богатейший материал, позволяющий говорить о то, что
предметом особенной заботы народных педагогов было воспитание в детях
любви к Родине – родным местам, народу, доброты, честности.
При формировании культуры общения, как и во всем процессе
воспитания, очень хорошо использовать произведения устного народного
творчества: народные сказки, песенки, потешки, заклички. Они более близки
детям, очень доступны и остаются глубоко в детской душе, способствуя не
только формированию эмоционально положительного отношения к миру как
к чуду, но и прививают ребнку любовь к русской речи, слову.
Народные песенки настраивают детей на определнные действия,
призывают кому-то помочь, кого-то спасти и т. д. Также можно
использовать заклички и приговорки как игровой прим. Увидев на небе
радугу,просим е напоить землю: «Радуга-дуга, пришли дождя…». Когда идет дождь,дети кликают его: «Дождик, дождик, пуще, дам тебе гущи…».
Это не только привлекает внимание детей к природе, но и развивает интерес
к народному творчеству, родному языку.
Важно построить день малыша, так чтобы он как можно чаще
соприкасался с удивительным миром традиций и обычаев русского народа.
Благодаря этому у детей часто возникает активное желание включиться в
рассказывание потешки диалоговой формы, такие, как «Кисонька —
мурысынька», «Курочка — рябушечка», «Гуси, вы, гуси….».
Русские народные хороводные игры – это также слой фольклора, корни
которого уходят в очень далекое прошлое. Постепенно первоначальный
смысл стерся, но хороводы остались. Играть в русские народны хороводные
игры с детьми можно начинать очень рано – буквально с двух лет. Но до 4-5
лет петь (или читать «хороводный» речитатив) придется взрослому. Для
детей самым главным будет повторять движения, необходимые по тексту
хоровода. Например,такие игры как: «каравай», «пузырь», «дубок» и т. д.
Хорошо, когда в детском саду есть музей русской избы, где собранно
много экспонатов русского быта: люлька, самовар, полотенца и т. д. Игровой
характер экскурсий в музей русской избы способствует проявлению
положительных эмоций ребенка: дети получают первые уроки
нравственности, доброты и милосердия.
В дошкольном возрасте знание детьми правил не влечет за собой
совершение ими нравственных поступков. Ребенку должен быть понятен
смысл поступков, умение видеть его последствия, представлять ситуацию, в
которую он попадет если поступит так или иначе. И здесь поможет сказка.
Народная сказка позволяет осуществлять процесс воспитания ребенка
более целостно, т. е. способствует расширению границ нравственного,
духовного, патриотического, экологического, эстетического и умственного
развития.
С помощью народных сказок, в том числе о животных формируются такие
нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя,
Эти сказки помогают нам показать:
• как дружба помогает победить зло («Зимовье»);
• как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
• что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).
Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно,
чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены
мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой,
подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными
качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность.
Для девочек – это красная девица (умница, рукодельница., а для
мальчиков — добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый,
трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой
перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и
поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как
личность. Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей»,
«Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании
всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно
возвращаясь к тексту сказки.
Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными,
трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь»предостерегает: в лес одним
нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось — не
отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок»,
«Зимовье зверей» учат дружить и т. д. Для лучшего усвоения сказки можно
использовать театрализованные игры, драматизацию сказок,
самостоятельную деятельность детей с различным материалом (куклы
би-ба-бо, пальчиковый театр, настольный театр, оборудование мини –музея и
В решении поставленных задач родители – главные помощники педагога.
Они должны стать единомышленниками. Ведь те культурные ценности,
которых придерживаются в семье, как правило, усваивает и ребенок.
Поэтому родителей необходимо привлекать к разнообразной деятельности:
-показ для детей силами родителей русских народных сказок;
-помощь родителей в оснащении музея русской избы и групповой комнаты
предметами (или их заместителями) русского быта, атрибутами к народным
играм, игрушками (матрёшки, свистульки и т. д.);
-участие родителей в оформлении фотоальбомов;
-совместные выставки работ родителей и детей и т. д.
Ведь только совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее
окружение, детский сад, объединённых в образовательную систему, позволит
воспитать у ребёнка чувство любви к своей семье, Родине, окружающему
миру, а вместе с тем решить многие поставленные задачи.
«Наша группа — это большой дом». Коллективная аппликация Для того чтобы » повернуть» детей друг к другу, ведем разговор о том, что в группе все дети — друзья. На занятии по аппликации вместе с.
Взаимодействие семьи и детского сада в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников Патриотизм представляет собой базис общественного и государственного здания, фундамент его жизнеспособности, одно из первоосновных условий.
Источник